Рыбный Мурман. 1989 г. Март.

/ о Из истории отрасли Э КСПЕДИЦИОН Н А Я ФОРМА организации промысловой работы счита­ ется сейчас общепризнанной и наиболее перспективной. Только используя ее, возмо­ жен рыбный промысел в Ми­ ровом океане, в любых его районах, которые имеют все более явно выраженную тен­ д е н ц и ю к дальнейшему уда­ лению от портов базирова­ ния. Установившаяся схема работы: промысловое судно — рыбоперерабатывающая база (завод); промысловое судно — транспортный реф­ рижератор — танкер при над­ лежащей организации и до­ статочном комплексном обес­ печении транспортными сред­ ствами создает все необхо­ димые условия для ведения эффективного промысла. Экспедиционная форма ра­ боты рыбаков прошла боль­ шой путь пбстепенного раз­ вития, совершенствования, отладки связей и отношений между всеми участниками этого сложного комплекса. Своеобразным импульсом для ее начала послужил пе­ реход от принятого в два­ дцатых годах на Мурмане пассивного промысла сель­ ди, заходившей в губы Коль­ ского полуострова и пере­ крываемой запорами (для чего в Управлении берего­ вого промысла Мургосрыб- Треста было создано специ­ альное запорное хозяйство), где ее вычерпывали кошель­ ками, к выходу судов в от­ крытое море на промысел. Ведь сельдь не всегда захо­ дила в те губы, где ее жда­ ли и готовили запоры, хотя, как подсказывала разведка, в море имелись хорошие концентрации рыбы.- Промышляя в открытом море, небольшие суда (мо­ тоботы), которых на Мурма­ не в те времена было "боль­ шинство, должны были за­ трачивать много времени на переходы для сдачи улова и пополнения запасов к рыбо­ заводам на побережье и об­ ратно. Напрашивался логич­ ный вывод: нужно сдавать рыбу и снабжаться непо­ средственно на промысле. Но таких приемных судов тогда еще не было. А ЗДЕСЬ ТАКОЙ СЛУ­ ЧАИ. В 1931 году норвежский пароход-лесо­ воз «Хаугланд» сел на кам­ ни в Белом море и получил большие повреждения. Су­ довладельцы отказались от спасения и дали указание команде покинуть судно. Позднее ЭПРОН (экспеди­ ция подводных работ особо­ го назначения) снял паро­ ход с камней и, заделав про­ боины, отбуксировал его в Архангельск. По инициативе группы . мурманских специа­ листов, возглавляемой кора­ бельным инженером Мур­ манского тралового флота И. М. Семеновым, поддер­ жанной бывшим тогда на­ родным комиссаром снаб­ жения А. И. Микояном, бы­ ла разработана техническая документация и осуществле­ но под их наблюдением пе­ реоборудование этого паро­ хода, получившего новое на­ звание «Памяти Сергея Ки­ рова», в плавучий рыбоза­ вод на Архангельском судо­ ремонтном заводе «Красная кузница». Было изготовлено и смонтировано на судне все необходимое технологическое оборудование для приемки и переработки на готовую про­ дукцию сельди и рыбы дон­ ных пород: посольные ем­ кости, линии ручной уборки рыбы с механическими ку- порами бочек, трюмные эле­ ваторы и т. д. и т. п. Примерно в то же время за рубежом, в Англии, был закуплен небольшой паро­ ход-углевоз, который по проекту, разработанному ин­ женером холодильных уста­ новок А. Е. Ниточкиным, был, как называют теперь, хозяйственным способом пе­ реоборудован в морозиль- щик большой производитель­ ности (в сутки 150 тонн сельди или 45 тонн трески), с вместимостью трюмов 750 —800 тонн мороженой ры­ бы. При переоборудовании этого судна возникало много сложностей, поэтому прихо­ дилось принимать немало смелых инженерных реше­ ний. В частности, привод ос­ новного генератора судовой электростанции приводился в действие с помощью спе­ циального устройства отбо- Стоянка плавбаз Мурманской сельдяной экспедиции у Фарерских островов. Ф ото из .гичпого архива П. Быс гроумо ва . 1!)~ j 7 г. Рыбак уходит в экспедицию... ра мощности от главной па­ ровой машины. Это судно, получившее название «Реф ­ рижератор ЛЬ 3» , так же, как и «Памяти Сергея Ки­ рова», предназначалось для приемки от промысловиков донных пород рыб и сельди в открытой части Баренце­ ва моря. В тридцатых годах одна английская рыбопромыш­ ленная . фирма переоборудо­ вала два грузо-пассажирских рефрижераторных парохода для выпуска мороженого рыбного филе палтуса в ко­ робочках мелкой расфасов­ ки. Для этого предполага­ лось вести ярусный лов пал­ туса в районе Гренландии с базирующихся на эти суда моторных лодок типа «до- ра». Обоим судам хозяином были даны довольно высоко­ парные названия — «Коро­ лева Арктики» (который по­ больше) и кПринц Аркти­ ки». Но это не принесло счастья. В течение несколь­ ких лет с ловом палтуса не ладилось. Фирма обанкроти­ лась, суда пошли с торгов и в 1935 году были приобре­ тены нашей страной. * Королева Арктики», став «Пищевой индустрией», зай­ дя в Мурманск и приняв полный груз соли, сразу же ушла на Дальний Восток. А «Принц», став «Комсомоль­ цем Арктики» остался на Северном бассейне на ба­ лансе Мурманского тралово­ го флота" и использовался на приемке рыбы от ловцов Чешской губы и на лове сельди в Баренцевом море. Экипаж «Комсомольца Арк­ тики» приказом по Народ­ ному Комиссариату рыбной промышленности СССР за применение и освоение лова сельди в дрейфе в открытом море посредством... плотов, за перевыполнение плана 1939 года по лову сельди был поощрен денежными премиями. С началом Великой Оте­ чественной войны «Комсомо­ лец Арктики» ушел на Даль­ ний Восток, где после осу­ ществления перевозок по ленд-лизу был передан рыб­ ной промышленности. Ш ИРОКОЕ ПРИМЕНЕ­ НИЕ экспедиционная форма нашла в специализи­ рованном сельдяном флоте — «Мурмансельдь» на про­ мысле в отдаленных районах Северной Атлантики — у Исландии, Шпицбергена. Флот был создан весной 1949 года. Здесь в основном исполь­ зовались приспособленные для нужд экспедиции свои старые и арендованные у Минморфлота транспортные суда. Как показал многолет­ ний опыт работы, подобные суда, помимо больших фи­ нансовых затрат и времени на переоборудование, не обеспечивали главного ком­ понента экспедиционной фор­ мы работы — комплексного обслуживания промысловых судов, что вызывало значи­ тельные потери промыслово­ го времени, приводило к ча­ стым перешвартовкам и воз­ можным повреждениям су­ дов. Поэтому-то в первых сель­ дяных экспедициях родилась и была претворена в жизнь идея создания надежных швартовных надувных рези­ новых кранцев, которые, претерпев некоторые изме­ нения, с успехом применя­ ются и сейчас при перегруз­ ке мороженой рыбы с про­ мысловых судов на рефри­ жераторы в открытом океа­ не. Накопив опыт работы пла­ вучих баз в сёльдяных экс­ педициях. учитывая слож­ ности и неудобства исполь­ зования приспособленных для этого судов, в 1952 году было принято решение о постройке специализирован­ ных сельдяных плавучих баз. Проектирование if строи­ тельство новых сельдяных баз проекта «Б-62» было по­ ручено судостроителям Поль­ ской Народной Республики. Головная база этой серии «Северодвинск» была закон­ чена строительством в кон­ це 1958 года и пришла на Северный бассейн. Плавучие базы этого типа поступили и на другие бассейны нашей страны. Позднее некоторая часть их («Северодвинск», «Печенга», «Рига») были переоборудованы в рыбомуч­ ные базы (РМБ) для работы по экспедиционному принци­ пу с небольшими рыболов­ ными судами. Изменение в сторону со­ вершенствования технологи­ ческого процесса перера­ ботки принимаемого от про­ мысловых судов полуфабри­ ката и сырца сельди для вы­ работки готовой продукции потребовало дальнейшего со­ вершенствования и оборудо­ вания плавучих рыбоперера­ батывающих баз в плавучие заводы. Логичным завершением этого явилось строительство ряда плавзаводов серии «Б-64» по проекту, разра­ ботанному одним из ЦКБ Минсудпрома в Ленинграде. Головная база этой серии «Пионерск» была закончена в декабре 1963 года. Много плавзаводов этой серии при­ шло и на Северный бассейн. В 1967 году корабле­ строителями ПНР был сдан в эксплуатацию новый, бо­ лее совершенный плавзавод типа «Б-69» «Профессор Баранов», отличающийся от судов предыдущей серии по­ ниженной (до —25° С) тем­ пературой трюмов для хра­ нения мороженой рыбы и большими возможностями по переработке рыбы. Плавучие рыбозаводы проекта «Б-64» и «Б-69» в дальнейшей работе показа­ ли свою универсальность, без особых сложностей пе­ рейдя на приемку и перера* ботку донных пород рыб (после прекращения промыс­ ла атлантической сельди). В 1956 году БМРТ «Свердловск» Мур­ манского тралового флота под командованием капита­ на П. П. Корехова обнару­ жил хорошие концентрации рыбы в Северо-Западной Атлантике, на банке Фле- мишкап. В этот район был направлен ряд БМРТ, тем более что в Баренцевом мо­ ре промысловая обстановка была очень плохой. Расстоя­ ние от Мурманска до новых промысловых районов (у острова Ньюфаундленд) со­ ставляло около трех тысяч миль, на преодоление кото­ рого уходило около 4 0—45 процентов рейсового эксп­ луатационного времени. При удовлетворительной сырье­ вой базе время нахождения БМРТ на промысле ограни­ чивалось количеством замо­ роженной рыбы, вмещаю­ щейся в трюмы, тогда как запасы топлива и воды по­ зволяли судам еще нахо­ диться на промысле в пол­ тора раза дольше. Но куда было девать продукцию, чтобы освободить емкость трюмов для последующих уловов? Требовалось и по­ полнение картонной тарой. Тогда-то и возникло пред­ ложение о сдаче мороженой рыбы на рефрижератор с тем, чтобы продлить нахож­ дение БМРТ на промысле. Специалистами А. И. Фи­ липповым (Мурманский тра­ ловый флот) и Б. И. Кула­ гиным (Мурманский совет народного хозяйства) было предложено направить в СЗА для приемки от БМРТ мороженой рыбы тран ­ спортный рефрижератор ди­ зель-электроход «Иркутск» (типа «Актюбинск», проект 569), занимавшийся в «Мур- мансельди» приемкой и до­ ставкой в порт слабосоленой рыбы из сельдяных экспеди­ ций. Сама идея сдачи улова на транспортное судно или плавбазу была не нова. Но­ выми н очень рискованными были способы швартовки и стоянки крупных промысло­ вых судов у базы в откры­ том океане. И это вызвало различные толкования и суждения. Много было сто­ ронников и противников про­ ведения этой операции. И все-таки в июне 1958 года «Иркутск» был направлен в Атлантику для частичного снятия с БМРТ мороженой рыбы. Общее руководство этим экспериментом, впервые проводимым в рыбной про­ мышленности страны, было возложено на бывшего тогда главного капитана Мурман­ ского совнархоза Б. И. Ку­ лагина. За 32 суток общего нахождения на промысле в течение 9 суток было пере­ гружено с девяти БМРТ 2716 тонн мороженой рыбы без каких-либо существен­ ных повреждений. Большое мастерство в осуществлении швартовных операций про­ явил бывший тогда капита­ ном «Иркутска» Ф. И. Чер­ нявский и главный механик ^ В. И. Вишневский, оиесле- ~ чивший бесперебойную рабо­ ту судовых механизмов. Рейс «Иркутска» позволил восьми БМРТ продлить вре­ мя нахождения на промысле на 67 суток и за это вре.мя дополнительно выработать 1670 тонн рыбопродукции. Э ТОТ ЭКСПЕРИМЕНТ явился своеобразной вехой в дальнейшем совер­ шенствовании экспедицион­ ной формы работы, теперь уже с участием крупнотон­ нажных промысловых судов. После этого начались мас­ совые перегрузки мороженой рыбы с БМРТ на поступаю­ щие с новостроя транспорт­ ные рефрижераторы как оте­ чественной, так и зарубеж­ ной постройки. Сейчас это считается самой обыкновен­ ной работой на промысле. Вот как велик был вклад мурманских рыбаков в дело организации и совершенство­ вания этой прогрессивной^ формы промысла — экспе­ диционной. Теперь определились тре ­ бования, которым должны отвечать транспортные реф ­ рижераторы, — комплексная обработка подходящих • су­ дов, как в части приемки всей предложенной к вы­ грузке рыбопродукции р а з ­ личных наименований, так и обеспечения всеми видами снабжения. Для того чтобы освобо­ дить моряков от тяжелого - физического труда по пере­ грузке рыбы в море, необ­ ходимо механизировать трюмы как на транспортных, так и на промысловых су­ дах. Эти обстоятельства должны обязательно учиты­ ваться при строительстве новых и модернизации ста­ рых судов промыслового флота. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш­ ленности Северного бас- - сейна. е 17 марта 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz