Рыбный Мурман. 1989 г. Март.
/ о Из истории отрасли Э КСПЕДИЦИОН Н А Я ФОРМА организации промысловой работы счита ется сейчас общепризнанной и наиболее перспективной. Только используя ее, возмо жен рыбный промысел в Ми ровом океане, в любых его районах, которые имеют все более явно выраженную тен д е н ц и ю к дальнейшему уда лению от портов базирова ния. Установившаяся схема работы: промысловое судно — рыбоперерабатывающая база (завод); промысловое судно — транспортный реф рижератор — танкер при над лежащей организации и до статочном комплексном обес печении транспортными сред ствами создает все необхо димые условия для ведения эффективного промысла. Экспедиционная форма ра боты рыбаков прошла боль шой путь пбстепенного раз вития, совершенствования, отладки связей и отношений между всеми участниками этого сложного комплекса. Своеобразным импульсом для ее начала послужил пе реход от принятого в два дцатых годах на Мурмане пассивного промысла сель ди, заходившей в губы Коль ского полуострова и пере крываемой запорами (для чего в Управлении берего вого промысла Мургосрыб- Треста было создано специ альное запорное хозяйство), где ее вычерпывали кошель ками, к выходу судов в от крытое море на промысел. Ведь сельдь не всегда захо дила в те губы, где ее жда ли и готовили запоры, хотя, как подсказывала разведка, в море имелись хорошие концентрации рыбы.- Промышляя в открытом море, небольшие суда (мо тоботы), которых на Мурма не в те времена было "боль шинство, должны были за трачивать много времени на переходы для сдачи улова и пополнения запасов к рыбо заводам на побережье и об ратно. Напрашивался логич ный вывод: нужно сдавать рыбу и снабжаться непо средственно на промысле. Но таких приемных судов тогда еще не было. А ЗДЕСЬ ТАКОЙ СЛУ ЧАИ. В 1931 году норвежский пароход-лесо воз «Хаугланд» сел на кам ни в Белом море и получил большие повреждения. Су довладельцы отказались от спасения и дали указание команде покинуть судно. Позднее ЭПРОН (экспеди ция подводных работ особо го назначения) снял паро ход с камней и, заделав про боины, отбуксировал его в Архангельск. По инициативе группы . мурманских специа листов, возглавляемой кора бельным инженером Мур манского тралового флота И. М. Семеновым, поддер жанной бывшим тогда на родным комиссаром снаб жения А. И. Микояном, бы ла разработана техническая документация и осуществле но под их наблюдением пе реоборудование этого паро хода, получившего новое на звание «Памяти Сергея Ки рова», в плавучий рыбоза вод на Архангельском судо ремонтном заводе «Красная кузница». Было изготовлено и смонтировано на судне все необходимое технологическое оборудование для приемки и переработки на готовую про дукцию сельди и рыбы дон ных пород: посольные ем кости, линии ручной уборки рыбы с механическими ку- порами бочек, трюмные эле ваторы и т. д. и т. п. Примерно в то же время за рубежом, в Англии, был закуплен небольшой паро ход-углевоз, который по проекту, разработанному ин женером холодильных уста новок А. Е. Ниточкиным, был, как называют теперь, хозяйственным способом пе реоборудован в морозиль- щик большой производитель ности (в сутки 150 тонн сельди или 45 тонн трески), с вместимостью трюмов 750 —800 тонн мороженой ры бы. При переоборудовании этого судна возникало много сложностей, поэтому прихо дилось принимать немало смелых инженерных реше ний. В частности, привод ос новного генератора судовой электростанции приводился в действие с помощью спе циального устройства отбо- Стоянка плавбаз Мурманской сельдяной экспедиции у Фарерских островов. Ф ото из .гичпого архива П. Быс гроумо ва . 1!)~ j 7 г. Рыбак уходит в экспедицию... ра мощности от главной па ровой машины. Это судно, получившее название «Реф рижератор ЛЬ 3» , так же, как и «Памяти Сергея Ки рова», предназначалось для приемки от промысловиков донных пород рыб и сельди в открытой части Баренце ва моря. В тридцатых годах одна английская рыбопромыш ленная . фирма переоборудо вала два грузо-пассажирских рефрижераторных парохода для выпуска мороженого рыбного филе палтуса в ко робочках мелкой расфасов ки. Для этого предполага лось вести ярусный лов пал туса в районе Гренландии с базирующихся на эти суда моторных лодок типа «до- ра». Обоим судам хозяином были даны довольно высоко парные названия — «Коро лева Арктики» (который по больше) и кПринц Аркти ки». Но это не принесло счастья. В течение несколь ких лет с ловом палтуса не ладилось. Фирма обанкроти лась, суда пошли с торгов и в 1935 году были приобре тены нашей страной. * Королева Арктики», став «Пищевой индустрией», зай дя в Мурманск и приняв полный груз соли, сразу же ушла на Дальний Восток. А «Принц», став «Комсомоль цем Арктики» остался на Северном бассейне на ба лансе Мурманского тралово го флота" и использовался на приемке рыбы от ловцов Чешской губы и на лове сельди в Баренцевом море. Экипаж «Комсомольца Арк тики» приказом по Народ ному Комиссариату рыбной промышленности СССР за применение и освоение лова сельди в дрейфе в открытом море посредством... плотов, за перевыполнение плана 1939 года по лову сельди был поощрен денежными премиями. С началом Великой Оте чественной войны «Комсомо лец Арктики» ушел на Даль ний Восток, где после осу ществления перевозок по ленд-лизу был передан рыб ной промышленности. Ш ИРОКОЕ ПРИМЕНЕ НИЕ экспедиционная форма нашла в специализи рованном сельдяном флоте — «Мурмансельдь» на про мысле в отдаленных районах Северной Атлантики — у Исландии, Шпицбергена. Флот был создан весной 1949 года. Здесь в основном исполь зовались приспособленные для нужд экспедиции свои старые и арендованные у Минморфлота транспортные суда. Как показал многолет ний опыт работы, подобные суда, помимо больших фи нансовых затрат и времени на переоборудование, не обеспечивали главного ком понента экспедиционной фор мы работы — комплексного обслуживания промысловых судов, что вызывало значи тельные потери промыслово го времени, приводило к ча стым перешвартовкам и воз можным повреждениям су дов. Поэтому-то в первых сель дяных экспедициях родилась и была претворена в жизнь идея создания надежных швартовных надувных рези новых кранцев, которые, претерпев некоторые изме нения, с успехом применя ются и сейчас при перегруз ке мороженой рыбы с про мысловых судов на рефри жераторы в открытом океа не. Накопив опыт работы пла вучих баз в сёльдяных экс педициях. учитывая слож ности и неудобства исполь зования приспособленных для этого судов, в 1952 году было принято решение о постройке специализирован ных сельдяных плавучих баз. Проектирование if строи тельство новых сельдяных баз проекта «Б-62» было по ручено судостроителям Поль ской Народной Республики. Головная база этой серии «Северодвинск» была закон чена строительством в кон це 1958 года и пришла на Северный бассейн. Плавучие базы этого типа поступили и на другие бассейны нашей страны. Позднее некоторая часть их («Северодвинск», «Печенга», «Рига») были переоборудованы в рыбомуч ные базы (РМБ) для работы по экспедиционному принци пу с небольшими рыболов ными судами. Изменение в сторону со вершенствования технологи ческого процесса перера ботки принимаемого от про мысловых судов полуфабри ката и сырца сельди для вы работки готовой продукции потребовало дальнейшего со вершенствования и оборудо вания плавучих рыбоперера батывающих баз в плавучие заводы. Логичным завершением этого явилось строительство ряда плавзаводов серии «Б-64» по проекту, разра ботанному одним из ЦКБ Минсудпрома в Ленинграде. Головная база этой серии «Пионерск» была закончена в декабре 1963 года. Много плавзаводов этой серии при шло и на Северный бассейн. В 1967 году корабле строителями ПНР был сдан в эксплуатацию новый, бо лее совершенный плавзавод типа «Б-69» «Профессор Баранов», отличающийся от судов предыдущей серии по ниженной (до —25° С) тем пературой трюмов для хра нения мороженой рыбы и большими возможностями по переработке рыбы. Плавучие рыбозаводы проекта «Б-64» и «Б-69» в дальнейшей работе показа ли свою универсальность, без особых сложностей пе рейдя на приемку и перера* ботку донных пород рыб (после прекращения промыс ла атлантической сельди). В 1956 году БМРТ «Свердловск» Мур манского тралового флота под командованием капита на П. П. Корехова обнару жил хорошие концентрации рыбы в Северо-Западной Атлантике, на банке Фле- мишкап. В этот район был направлен ряд БМРТ, тем более что в Баренцевом мо ре промысловая обстановка была очень плохой. Расстоя ние от Мурманска до новых промысловых районов (у острова Ньюфаундленд) со ставляло около трех тысяч миль, на преодоление кото рого уходило около 4 0—45 процентов рейсового эксп луатационного времени. При удовлетворительной сырье вой базе время нахождения БМРТ на промысле ограни чивалось количеством замо роженной рыбы, вмещаю щейся в трюмы, тогда как запасы топлива и воды по зволяли судам еще нахо диться на промысле в пол тора раза дольше. Но куда было девать продукцию, чтобы освободить емкость трюмов для последующих уловов? Требовалось и по полнение картонной тарой. Тогда-то и возникло пред ложение о сдаче мороженой рыбы на рефрижератор с тем, чтобы продлить нахож дение БМРТ на промысле. Специалистами А. И. Фи липповым (Мурманский тра ловый флот) и Б. И. Кула гиным (Мурманский совет народного хозяйства) было предложено направить в СЗА для приемки от БМРТ мороженой рыбы тран спортный рефрижератор ди зель-электроход «Иркутск» (типа «Актюбинск», проект 569), занимавшийся в «Мур- мансельди» приемкой и до ставкой в порт слабосоленой рыбы из сельдяных экспеди ций. Сама идея сдачи улова на транспортное судно или плавбазу была не нова. Но выми н очень рискованными были способы швартовки и стоянки крупных промысло вых судов у базы в откры том океане. И это вызвало различные толкования и суждения. Много было сто ронников и противников про ведения этой операции. И все-таки в июне 1958 года «Иркутск» был направлен в Атлантику для частичного снятия с БМРТ мороженой рыбы. Общее руководство этим экспериментом, впервые проводимым в рыбной про мышленности страны, было возложено на бывшего тогда главного капитана Мурман ского совнархоза Б. И. Ку лагина. За 32 суток общего нахождения на промысле в течение 9 суток было пере гружено с девяти БМРТ 2716 тонн мороженой рыбы без каких-либо существен ных повреждений. Большое мастерство в осуществлении швартовных операций про явил бывший тогда капита ном «Иркутска» Ф. И. Чер нявский и главный механик ^ В. И. Вишневский, оиесле- ~ чивший бесперебойную рабо ту судовых механизмов. Рейс «Иркутска» позволил восьми БМРТ продлить вре мя нахождения на промысле на 67 суток и за это вре.мя дополнительно выработать 1670 тонн рыбопродукции. Э ТОТ ЭКСПЕРИМЕНТ явился своеобразной вехой в дальнейшем совер шенствовании экспедицион ной формы работы, теперь уже с участием крупнотон нажных промысловых судов. После этого начались мас совые перегрузки мороженой рыбы с БМРТ на поступаю щие с новостроя транспорт ные рефрижераторы как оте чественной, так и зарубеж ной постройки. Сейчас это считается самой обыкновен ной работой на промысле. Вот как велик был вклад мурманских рыбаков в дело организации и совершенство вания этой прогрессивной^ формы промысла — экспе диционной. Теперь определились тре бования, которым должны отвечать транспортные реф рижераторы, — комплексная обработка подходящих • су дов, как в части приемки всей предложенной к вы грузке рыбопродукции р а з личных наименований, так и обеспечения всеми видами снабжения. Для того чтобы освобо дить моряков от тяжелого - физического труда по пере грузке рыбы в море, необ ходимо механизировать трюмы как на транспортных, так и на промысловых су дах. Эти обстоятельства должны обязательно учиты ваться при строительстве новых и модернизации ста рых судов промыслового флота. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ленности Северного бас- - сейна. е 17 марта 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz