Рыбный Мурман. 1989 г. Март.

8 Социальная справедливость: престиж профессии П ЕРЕД РЕЙСОМ встретил знако­ мого матроса Василия Крыло­ ва. После привычных обменов при­ ветствиями, расспросов о житье- бытье, Василий вдруг бросил: «Слышь, Александрыч. я тоже пере­ строился...» —■ То есть? — не понял я. — А перешел на рыбофабрику... — Не жалеешь? спросил пер­ вое, что пришло на ум. Эх, Александрыч. ие стыдно вам об этом спрашивать? Уж вы-то все знаете. Чего мне жалеть? Я те­ перь человеком себя почувствовал. Глаза начальству не мозолю. И з а ­ тычкой во всех «неотложных» рабо­ тах быть перестал. Десять лет, как дурак, па палубе вкалывал. Хватит, обойдусь без благодарностей, зато и пупок рвать не буду. На рыбофабри­ ке я выполнил свою работу — и в койку. Знаю, что никто не потрево- жит: ни на швартовки, пи на другую работу на палубе. Бывало, выполню сращивание ваерных концов, так ire знаю куда руки деть — так ноют. А чинка тралов при любой погоде? Вася изливал мне всю свою горечь, а я молчал. Знал: прав матрос. На все сто прав. Очередной рейс опять подтвердил правоту Крылова. Комплектация палубной команды МБ-2413 шла очень туго. Моряки никак не желали идти работать на палубу. Многие помнили предыду^ щий зимний рейс. Старший мастер добычи Евгений Владимирович Тав- лииов дневал и ночевал на палубе.^ Все же где уговорами, где волевым решением комплектацию произвели. Но как! Из десяти матросов двое во­ обще впервые вышли в море. трое хоть и проработали на флоте от двух до пяти лет, но палубы не нюхали.: Ростить умели двое, чинить тралы — тоже двое, а шесть матросов со­ всем ничего не умели... Что лее такое происходит на наших флотах? у ЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ каждый * старший мастер добычи с тру­ дом набирает палубную команду. Добровольцев нет. приходится дейст­ вовать приказом. А потом попробуй укори моряка в нежелании повышать свои знания. Он тебе ответит: «А я к вам не рвался!» И ведь точно: не рвался. Упирался даже. Поди потре­ буй после этого! Ладно если с самой примитивной работой — стропы з а ­ вести или траловую доску принять — справится... А с починкой трала — тут уж надо либо в дрейф ложиться, либо, как Женя Тавлинов, дневать и ночевать на палубе. Вопрос о стабильной палубной команде поднимался не раз. Пыта­ лись даже указывать в удостоверени­ ях специальность «палубный матрос». Но п это мало помогло. Давайте проанализируем, как это произошло. Мы задним умом сильны, это известно. К прошлому относим­ ся гораздо требовательнее и критич­ нее. чем к самим себе сегодняшним. Материальный стимул, социальная справедливость — это сегодня тол­ ком ие используется. Как ни стран­ но, в наших выступлениях много по­ верхностного кипения и глубинного темного спокойствия. Когда впервые пришли на флот су­ да кормового траления, восхищению моряков не было предела. Палубная команда комплектовалась довольно придирчиво, абы кого не брали. У высококвалифицированных специа­ листов пай был выше, чем па рыбо- фабрике. (На рыбофабрике. скажем, матрос I класса имел пай единицу, на палубе же — 1,15). Тогда же, 30 лет назад, в поисках лучших вариантов традиционные мор­ ские вахты преобразовали в комп­ лексные смены. Вроде бы в них про­ сматривалось некое совершенствова­ ние производства на основе взаимо­ заменяемости между матросами па­ лубной команды п рыбофабрикн. Но взаимозаменяемость не прижилась. С реорганизацией производства стал расти разрыв между службой добычи и рыбофабриког'к Функции ведущих на флотах на себя * взяли руководители производственного от­ дела, а на судах — технологи и рыб- мастера, которым было дано право привлекать к разделке рыбы весь экипаж. ^ >vf i Кому работать н а п а л у б е ? Т АКИМ ОБРАЗОМ ПОЛУЧИ­ ЛОСЬ. что в уборке рыбы участ­ вовал весь экипаж, а по остальным службам — каждая делала свое. Во время безрыбицы, штормов, аварий орудий лова, рыбмастера да и матро­ сы с рыбофабрикн не стали прини­ мать участие в других судовых ра­ ботах. Всякому стало видно. где можно «уйти» от работы, спрятать­ ся подальше от глаз начальства. Желающих работать на палубе ста­ новилось все меньше и меньше. Па­ дал престиж службы добычи. Все ча­ ще можно было слышать распоряже­ ние капитана тралмейстеру: «Петро­ вич. Иваныч, Матвеич, оставь себе одного Матроса., если крайне надо — двух, остальных — па фабрику». Рабочий день тралмейстера из-за формулировочки «ненормированный» превратился в круглосуточное на­ хождение на промысловой палубе.- Объем работы рос, а разница в зар­ плате между ним и технологом все уменьшалась, пока наконец зарабо­ ток тралмейстера не стал значитель­ но ниже заработка технолога. Этим был нанесен еще один удар по престижности профессии промыс­ лового рыбака. Круглосуточные «вах­ ты» и заниженная зарплата стали... нормой, повседневностью флота. Почему, думаете. на переходах тралмейстер старается больше заро- стить, больше сделать по подготовке к промыслу? Да потому, что на про­ мысле практически вся его команда будет задействована па уборке рыбы. Разрыв из маленькой щели увели­ чился до размеров пропасти. Вместе с тем рос и вырос целый клан рыб- мастеров. ничего не делающих, а па их фоне и моряков, ищущих легкой работы. Честное слово, мне больно смотреть на моряков, которые ради повышения классности заискивают перед рыбмастерами. технологом, угодничают перед капитаном. А если так. то администрация приобрела до­ полнительную власть еще бы, они могут жаловать! Поэтому то, что происходит на промысловых судах, сегодня особой радости не вызывает. И не надо ис­ кать побед там. где их нет. И ДЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕ ­ ФОРМА. Теперь, чтобы хоро­ шо и красиво жить, надо просто хо­ рошо и красиво работать. Нужны условия, при которых плохо работать было бы невозможно, невыгодно. Мо­ ряк должен получать не за участие в процессе труда, а за его результат. Любые стимулы имеют порог чувст­ вительности, "поэтому они должны изменяться не только в сторону ро­ ста. но и в сторону понижения. Сейчас мы говорим: люди развра­ щены уравниловкой. возможностью жить, ini во что не вмешиваясь и пи за что не отвечая. Постойте, а разве сейчас не так? Разговоры о демокра­ тии, гласности, борьба за улучшение социальных условий, все это чаще всего болтовня. На собраниях все больше обиженных, которые требуют чуткости, всесторонних благ. Вроде бы справедливо. Но почему наряду с требованиями к верхам ие предъ­ явить больший счет к себе? И не бу­ дем скрывать, что и среди матросов много демагогов, злопыхателей, тех. кто проявляет кипучую деятельность, выступает правдолюбцами, приспосаб­ ливая чьи-то ошибки и срывы под ступеньки в своей карьере. З а долгие годы работы в море, мне кажется, я заслужил право на объективную откровенность. Так вот, современные матросы в своем боль­ шинстве, процентов на 7 0—80, ие соответствуют своей классности. Оп­ ределенный круг их оказался как бы в тепличных условиях. Появились, допустим, независимые рулевые с любовно отрощеииым брюшком, имеющие «свои взгляды» на работу командиров производства и их заме­ стителей. Но и на их. фоне были такие мо­ ряки. как Вася Крылов, выросшие до своих высот собственным трудом. Да. в них каждый старпом был уверен, но и они, как видите, не выдержива­ ют гнета неравноправия. Р АЗВЕ СПРАВЕДЛИВО, когда матрос, только ступивший на палубу, приравнен к морякам, про­ работавшим несколько лет? Может ли IIIУКС дать навык в том много­ образии судовых работ, какое имеет­ ся в море? Да и теоретический богаж ШУКСа весьма далек от практиче­ ской работы. Но новичок получает оклад матроса II класса и равную с ним долю валюты. И вот уже с пер­ вого рейса появляются негативные взгляды на работу. Оказывается, мож­ но, не особо выкладываясь, получать наравне с более опытными! Да еще более опытного чаще вызывают на выполнение судовых работ, а нович­ ку все сходит с рук! И сот уже «но­ вичок» вырос в профессионального «сачка» со стажем в 10— 15 и более лет. Поэтому я считаю, что комплекс­ ные смены должны строго следоп своему изначальному назначению: рез 15— 20 суток, а, возможно, чаще, в обязательном порядке i изводить замены по 2 —3 человек рыбофабрикн на палубу и наобор Ведь искусственная разобщенно моряков на судне напрочь убила них переживания за товарища, oti : ственность за работу. Мельчает сходит на пет психологическая сов( стнмость экипажей, равно как и м голетияя традиция флота — взаи? выручка. Н ЕТ ИДЕАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ, н< положительных со всех сторс явлений. Нет и ие бывает. Это э; ментарно. Поэтому нельзя счита одну форму годной на все случа Только максимальное многообраз? форм и мнений, дискуссий не по г лочам. а по существу, приблизят ш к оптимальному результату. Сохранение сложившихся ране методов управления флотом, изм£,м ние их лишь по форме, а не по с; ществу, дискредитируют идеи пер» стройки, порождают нигилизм сред моряков,. В свою очередь, коллектив до; жен становиться управляющим, а ь участвующим в управлении при дш тате администрации/ Мне могут возразить: мол, для чс го тогда совет экипажа? Где дисциг дотирующая сила КТУ? Во-первых, инкто не говорит о тол что люди вообще не работают. Н ведь можно и на работе ее лиш. имитировать! Во-вторых, лишение, по КТУ это крайняя мера. Я-то говорю о- общей подготовленности наших ры баков! С опытными моряками монет куда быстрее и качественнее произ водить ремонт орудий лова и тем са мым поднимать и производителыюст работы рыбофабрикн — ведь все эт< на судне очень плотно взаимосвяза но. Но для этого опять же необхо дима взаимозаменяемость! К СТАТИ. ПОМНИТЕ, в начале этих заметок я рассказал о / ‘> вон палубной команде. Так ноту? i концу рейса она выглядела так: и; двух новичков один — Саик Пустовой — твердо решил идти i следующий рейс на рыбофабрике Валерий Стародуб, отходивший ш флотских ПСТ уже 5 лет. а в этод рейсе вдруг ставший старшим палуб ным матросом, как ие умел чинит тралы , так и не научился, хотя бы ли все возможности. Он тоже тверд* решил перейти на рыбофабрику. Матрос Анатолий Березин на фло те третий год. Ни чинить, ни рбстнт! не мог. Рбстить научился, а чинит] — нет. Тоже переходит на рыбофаб рпку. Матрос Александр Шибаев — ту да же. Три матроса уходят в отпуск, i остаются со мной на следующий рейс трое. Значит, вновь надо добирать семь человек. Конечно, я надеюсь, что среди вновь направленных будут те. кто раньше работал на палубе. Но в то же время точно знаю. что добровольцев будет мало... Значит, снова — приказом. ...А матросов высокой квалифика­ ции сейчас на флоте можно по паль­ цам сосчитать, я не утрирую. Чтобы их ряды росли, надо, думаю, вводить квалификационные судовые комиссии, ие зависимые от администрации. Д ОЛЖЕН ПОДЧЕРКНУТЬ что в своих заметках не собирался бросать тень ПП технологов и рыбма- стеров. Я выступаю ие против них, а против существующей системы, ко­ торая стала питательной почвой для любителей отдохнуть за счет товари­ щей, которая активно взращивает определенный тип людей-иждивенцев. Также никоим образом я и ие про­ тив ШУКСа. Но он должен отра­ жать ие определение классности, а степень усвоения программы. Я категорически против всех урав­ ниловок. Я за моральную и социаль­ ную справедливость. Да, застойные годы глубоко укоренились на флоте. Теперь же во время перестройки, гласности и демократии самое время каждому из нас начать с себя. И. КУРАМШИН, старший мастер по добыче тра!^>* вого флота. 17 марта года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz