Рыбный Мурман. 1989 г. Март.
Недавно в Доме междурей сового отдыха моряков на улице Воровского открылась выставка , в которой принима ют участие три автора. Среди них — молодые художники нашего крал Никита Ду хи о и Николай Завертайло. По се годня мы расскажем о твор честве члена Союза художни ков Николая Ковалева , также пре до ставившего для. выстав ки свои новые работы. Две любви: живопись и графика П ЕРВОЕ, что бросается в глаза, в ма стерской .мурманского графика Ни колая Ковалева, — обилие развешанных % на стенах живописных полотен. Признан ный мастер книжной графики, только в последние годы иллюстрировавший в цент ральном издательстве карельские и чукот ские сказки, ершовского «Конька-Горбун- ка», участник республиканских и всесоюз ных графических выставок, художник и сам не скрывает, что живопись для него •сейчас — муза любимейшая. Его работы маслом далеки от классиче ских академических традиций и не всегда приемлемы для так называемого «массово го зрителя». Нет той буквалистской похо жести, насыщенности узнаваемыми деталя ми, «вылизывания» фактуры холста, что почти на сто процентов приводят к успе ху выставки. Живописная манера Ковале ва иная — строгая, обобщенная, без лиш них деталей и разработанного фона. Ху дожник почти не работает с натуры, но чувство цвета у него удивительное. Все пейзажи Николая Николаевича написаны в трех местах — в Мурманске, Латвии и на юге страны.; Даже не читая еще названия полотна и не вдумываясь в сюжет, видишь с первого взгляда, где это написано, на столько разнятся колористические гаммы, цветовые сочетания и сопоставления в этих сериях картин.: Еще одна особенность Ковалева-пейза- жяста — он никогда не пишет «парадных» пейзажей: эпических, панорамных...- Его «герои» — старые дома, захолустные окра- инпые улочки, населенные усталыми людь ми и дворнягами. Картина «Три улицы» необычна и по композиционному решению — это три мотива на одном картоне, три картины в одной, трн улицы, сходящиеся в единой точке. Но дробности нет, работа не распадается на части, выдержанная в едином эмоциональном н колористическом ключе. Пейзажи Ковалева почти всегда населе ны людьми, трудно даже разделить, то ли пейзаж это, то ли жанровая сцена. В Центре композиций «У моря» — женщина н мальчик, разговаривающие на пляжной скамейке, рядом собака и велосипед. А «услышать» этот неторопливый, не спешный разговор по.могает нам именно пейзаж: безбрежное море, спокойное и уста лое, охристо-желтое в лучах вечернего солн ца, почти сливающееся по цвету с песча ным берегом. Совсем недавно начал писать художник натюрморты, тоже непарадные, очень ин дивидуальные. Это и «Натюрморт с очка ми», и «Натюрморт с тремя свечами», по ложительно отмеченный на прошлогодней весенней выставке «Пейзаж. Натюрморт». Оплывшие свечи настолько характерны и имеют свою позу, характер, даже хочется сказать — «лицо», что натюрморт воспри нимается как опосредованный рассказ о человеческих судьбах^ Портреты Николая Ковалева зритель наверняка заметил на последней выставке Мурманской организации Союза художни ков «Люди земли Кольской»: они заметно выделялись в экспозиции и необычностью своей, и выразительностью. В работах это го жанра художник также не стремится к передаче точнейшего сходства, воссозданию мельчайших деталей. Ему важен о б р а з , характер. Портрет Кати написан на нейт ральном фоне, строго в профиль, что ча сто делает портреты скучноватыми. Одна ко удачно акцептированные детали доста точно полно раскрывают образ героини: голова поднята горделиво и чуть капризно, сцепленные руки придают композиции при хотливость и ассиметрию, два пятна свет лых заколок в волосах подчеркивают ди намику образа и являются, своеобразными цветовыми акцентами. Художника привле кают в основнохм женские образы, так что созданный недавно единственный «Авто портрет» является пока исключением.; Хотелось более подробно рассказать о Ковалеве-живописце, эта грань его творче ства сейчас, как мне кажется, наиболее ин тересна. Но по образованию и, так сказать, по «первой любви» он — график. Нико лай Николаевич работает во всех графиче ских техниках — рисует углем, пастелью, цветными карандашами, акварелью: часто прибегает к печатным техникам — лино гравюре, литографии, офорту. Авторская рука, художническая позиция едины и в живописи, и в графике. Это про слеживается не только в тематике, но и в технике работы. Здесь — та же нелюбовь к мелким ненужным деталям, смелая ли ния, штрих, композиция. Иногда одну те му художник раскрывает средствами обо их видов изобразительного искусства. На пример, композиции «Аисты в Латгалии», «Голубятня» решены по-разному, в различ ных аспектах и в графике, и в живописи. Интересны карандашные портреты с нату ры («Девочка с кошкой»), литографические серии («Навигация»), большие рисунки цветным карандашом, иногда с применени ем акварели («Осенняя река»).: Николай Ковалев — художник, который отвергает механическое копирование нату ры. В каждом его произведении — своя позиция, свое мировоззрение и мировос приятие, необычность трактовки и решения темы. Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. РАБОТЫ II. КОВАЛЕВА: «Катя», «Саам с собаками». Палитра Заполярья 'ТО Л Ч КО М К ОБЪЕДИНЕНИЮ музыкантов и созданию клуба стал праздник «Эх, гармонь моя гармошечка!», собравший неравнодушных к русской гармошке. А затем уже первые про бы совместного исполнения показали, что участники хорошо понимают друг .друга. Так родился клуб «Играй, гармонь!», в деятельности которого многообразно раскрываются способно сти мурманчан, любителей и знатоков народной музыки. Члены клуба — люди разных профессий: рыбаки, строители, станочники, служащие, водители. И самого разного возраста: младшему, например, ученику 42-й школы Юре Скрябину, «стукнуло» пока всего восемь лет. А сплотила их любовь к го лосистому русскому инструменту. Инициатором создания коллектива стал слесарь автобазы тре ста «Мурманскморстрой» Алексей Петрович Рубцов. Он отлич но владеет несколькими инструментами — гармошкой, баяном, гитарой, сам сочиняет и исполняет песни и по праву считается в клубе лидером. Сейчас коллектив носит звание «народный», пользуется по пулярностью не только у жителей района и города. И теперь ежемесячно, после каждого очередного народного гуляния или праздника, в коллектив вливаются все новые творческие си лы. Это вовсе не удивительно. Стоило послушать, например, «М ужские страдания», исполненные на празднике «Здравствуй, Солнце!» инженером рыбокомбината Виталием Баданиным и ра дистом вспомогательного флота Виталием Скрябиным ! Трижды на «бис» вызывали музыкантов! А взять, например, такого вир туоза, как Александр Озеряков, прораб предприятия «Монтаж- термоизделия» — так любой мороз ему нипочем: ведь он игра ет даже в варежках. «Визитной карточкой» клуба всегда является песня «Одинокая гармонь» в исполнении работника отдела снабжения БПО «Сев- рыба» Сергея Горохова, которую обычно подпевает весь зАл. Сергей Балявин, матрос того же флота, отлично исполняет на тульской гармошке песню «Ой, при лужку , при лужку !» Хочется выделить еще одного активного участника клуба — исполнителя припевок и частушек Кировской области, работника предприя тия «Монтажтермоизделия» Авенира Алексеевича Овечкина. Главная забота членов клуба — возрождать забытые мелодии, фольклорное творчество, любовь к национальной культуре. В апреле «Играй, гармонь!» готовится показать свое искусство на ВДНХ. А. КОНОПЛЕВА, директор городского Дома культуры. Фото В. НИСЕНБАУМА. ТЕОрчеСТЕО С. М. Танчило . Сергей Михалыч, д р у г ты мой хороший, Вода, куда ни кинешь в з гляд — вода. Пам эта жизнь привычна , как еда, И как еда бывает кислой тоже. Давай поговорим о чудесах. Да не о доме, лучше не о доме. Д р у г и х чудес не знаешь? А ты вспомни. Дом постоянно — в сердце и во снах... Ну , хорошо , молчу , молчать несложно. Сложней не думать. А вокру г вода. Лам ота жизнь привычна , как еда, Бывает так кисла — есть невозможно. * * * читателей Сашка, на телогреечку . Дайте , парни, гранату. Все. Кончай перекур . Уходите, ребята. Вы шагайте быстрей. Продержусь я. Прикрою . Сашка, дырку зашей. Да иди... Бо г с тобою. Письма в з ял , старшина? Похоронку не надо. Мама дома одна. В прошлом месяце.. . брата. Да шагайте быстрей. В медсанбате , Наташке , Передайте, что ей... В общем, знаешь ведь , Саш ка. Ну бывайте, пока. До победы чтоб жили! Эх, земля-облака. Мои дырочки-дыры. . . Олег БОРОДИН, боцман НПО ' «Севрыбпо- иск». С гармошкой- на ВДНХ Шире круг! щ 3 марта 1909 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz