Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
8 Заметки на полях М ЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ, ко торый Минрыбхоз СССР проводил недавно в Калининграде на базе голов ного отраслевого института — Калинин градского технического, был вообще-то посвящен не судоремонту, но как и всегда любой разговор о проблемах рыбной отрасли привел к вопросу са мому больному — технической эксплу атации флота. А судоремонт, как изве стно, одна из ее составляющих... Рыбаки вечно сетуют на то, что па роходы ремонтируют редко и плохо. Мол, чинили бы их чаще да лучше, не было б проблем. Насчет «лучше» — бесспорно. А вот насчет «чаще»... Па радокс проблемы в том, что на самом- то деле суда ремонтируют в два раза... больше необходимого ! И вообще затра ты на обслуживание и ремонт судов составляют 85 процентов всех затрат отрасли. То есть и зарплата, и топли- зо, и покупка новых судов — все укла дывается в куцый пятнадцатипроцент ный хвостик. Если же взять отдельное среднеста тистическое минрыбхозовское судно, то, оказывается, за весь среднестатистиче ский срок его службы в его эксплуата цию и ремонт вкладывается ровно три его среднестатистические стоимости. Три! Если при этом учесть магазинную дешевизну добываемых морепродуктов (читай: убыточность), вот она и картина расходных сумм. Значит, выгоднее строить новые су да! — воскликнет догадливый читатель. И будет абсолютно прав. Было бы про сто здорово уже завтра убрать с фло тов все развалюхи и заменить их су персудами. Единственная помеха на пу ти претворения в жизнь этой все реша ющей идеи — ее неосуществимость. Ну а если выбора нет, то остается од но: эксплуатировать то, что есть, как можно с меньшими потерями. Это и есть основная проблема отрасли. Казалось бы: чего о город городить? Все же предельно просто: сутки экс плуатации дают доход. Сутки простоя — убыток. Азы, которые приводят к про стой и ясной мысли: снижение объема ремонта флота и затрат на его экс плуатацию непременно приведут к по вышению эффективности этого флота. Но в том-то все и дело, что уровень тех нического состояния рыбного флота се годня опустился ниже критической чер ты. Это значит, что внеэксплуатацион- ное время превысило время эксплуата ции, тогда как при нормальном раскла де последнее должно составлять не ме нее 75 процентов. Какая проза! — скажет читатель. — Проценты, доходы, простои. Внутреннее дело отрасли. А по мне — была бы на прилавках рыба... Что ж, и здесь нельзя не согласиться. Только... Сугубо, ли внутреннее дело — эксплуатация флота? Самый дешевый и экологически чистый белок в наших ма газинах — рыба. Причем консервы, на пример, стоят свободно и — по всей стране. Это в отличие от того же мяса, которого , как известно, нет, хотя в ж и вотноводстве людей работает намного больше, чем на рыбных промыслах. Поэтому, как говорит Яков Григорье вич Кузин, калининградский ученый, зав. отделом отраслевой лаборатории прочности, проблема эксплуатации ры бопромыслового флота имеет народно хозяйственное значение и за ней стоит вполне реальный голод... Думаю , ни доказывать, ни оспаривать этот тезис не стоит. А отложить в уме — надобно. Не помешает. Более десяти лет ученые целенаправ ленно искали причины постоянного ухуд шения техсостояния флота. Выявились вещи в общем-то неожиданные. Испокон веку считалось, что главная затратная часть на корабле — машин ное хозяйство механиков. А оказалось, что основной «транжир и мот» — стар пом со своей службой. Первостатейным же виновником мотовства выявился су довой корпус. (Кстати сказать, и при | строительстве судна корпус — самая дорогостоящая часть — больше полови ны средств идет на него.) Так вот, су довой корпус изначально сложнее всей механической части корабля. И глав ным образом потому, что все его не сущие конструкции, на которых держит ся корабль, крайне надежно зашиты- замурованы прочной броней сплавов. Это — во-первых. А во-вторых, причи на сложности эксплуатации корпуса еще и в том, что специалистов в этой облас ти на судах нет. Совсем. Та же механико-судовая служба •— сравните — занимается своим прямым делом. Тем, которому учились. И стар ший механик добирается до пика своей нем мире. — Что, неужто сложнее ко с мической ракеты? — допытывалась я. — Сложнее, сложнее, — кивал головой профессор. — По многообразию выпол няемых задач сложнее. — И начинал за гибать пальцы: — Промысел, рыбообра ботка, транспортировка, жизнеобеспече ние. А в случае необходимости военная функция... Так не от этой ли сверхсложности бе ды в эксплуатации? Каждый эксплуата ционник, будь он хоть семи пядей во лбу, все одно тянет общесудовое одея ло на себя. Каждый холит свою часть, а общего толка не выходит, потому что никто — ни механик, ни старпом, ни даже капитан не способны увидеть весь корабль в целом, как единое ин женерное сооружение . И получается, как в известной райкинской юмореске : кто шил костюм? Мы! Так кто ж е способен с успехом и эф фектом надзирать за корпусом , а заод- К о р а б е л значит хозяин — «Хлопковое дело» по сравнению с нашими затратами это — тьфу! — оша рашил меня профессор Розендент. — Что там мафия! Им такие суммы и не снились! Даже если сделать поправку на из лишнюю профессорскую эмоциональ ность, даже если уменьшить Гималаи, воздвигнутые его горячностью, ровно вполовину, все равно оценка хлопко вых дивидендов, тех самых, что до сих пор продолжают потрясать умы и серд ца среднезарплатных граждан страны, вводила в некое состояние ирреальнос ти: возможно ли! О чем вы, профес сор ! — Да о судоремонте, о чем же еще! — удивился Борис Яковлевич. карьеры с далеких ступенек четвертых механиков, а то и мотористов, то есть, изучив свое заведование до последних винтиков. Иное дело старпом. Вышед ший из штурманского состава, судово дитель по специальности, он знает, как проложить курс в тумане и выйти на рыбный косяк, умеет работать с совер шеннейшей автоматикой и свободно ориентируется в мировой географии. Одного он не знает и не умеет, главно го для своей должности — правильно эксплуатировать корпус судна. Да, соб ственно, и не может уметь. И не обу чен, и не ориентирован. Прибавьте к этому чисто психологический фактор: корпус железный, толстый, чего ему сделается! А теперь поместите сей фактор в реально существующие усло вия: промысла, где корпус — несмотря на «железность» и «упитанность — из нашивается крайне быстро, и — бере га, чьи службы тоже не ориентированы на его эксплуатацию, и мы вполне смо жем понять, отчего ж е год от года с удручающей прогрессией возрастает степень неупорядоченности системы. Для наглядности тот же Я. Г. Кузин приводит пример с обычным жилым домом , корпус которого может про стоять не одну сотню лет. Трубы, де скать, можно менять, начинку всякую, а коробка будет себе стоять. Но убе рите от этого дома все, что его защи щает, — крышу, водосточные трубы, штукатурку, — говорит Кузин, — и он развалится, не отметив и десятилетия существования... Траулер, конечно, не дом. Б. Я. Розен дент, зав. отраслевой лабораторией прочности, утверждает, к примеру, что рыбопромысловое судно — самое слож ное инженерное сооружение в нынеш но уметь оценивать техсостояние судна в целом? •— Ответ тут единственный и безвари- антный, — говорит В. П. Степанов, на чальник общесудового отдела главного управления флота Минрыбхоза СССР, — этот кто-то — корабельный инженер. — То есть старпом должен быть не штурманом, о корабельным инженером? — Нет. Мы предлагаем другую схе му. Мозги , грубо говоря, должны на ходиться на берегу, а в море пусть бу дет исполнитель. Которому корабельный инженер буквально по суткам распишет рейсовое задание с точки зрения эксп луатации судна с наименьшими затрата ми. Надо как м ож но быстрее уходить от нынешнего положения, когда стар пом с утра до ночи заставляет работать палубную команду. Те из кожи вон ле зут — стараются, а толку нет, да и быть не может, поскольку они делают все не так. За примером далеко ходить не надо. Сколько приходится слышать сетований моряков , что красить, например, судно приходится постоянно. И на качест во краски грешат, и воду морскую ви- новатят, и погоду нашу северную кля нут. А дело-то чаще в другом — в элементарном незнании технологии по красочных работ. Корабельный инженер наверняка знает (учили!), что если по красить корпус, не зачистив, то процесс коррозии идет в два раза быстрее обычного. Старпому ж е сие неведомо. Не оттого ли рыбная отрасль ежегодно расходует краски в четыре раза боль ше необходимого? Итак, проблему улучшения техниче ской эксплуатации флота и повышения его эффективности, по мнению ученых КТУ и специалистов Минрыбхоза, можно решить только путем подключения к работе корабельного инженера. Честно говоря, когда эта идея про звучала впервые, ее восприняли в ш ты / ки. И нужна была целая революция сознании самих корабельных инжене ров, чтобы стало наконец ясно, что дело корабела не только проектировать и строить суда, но и следить за грамот ной их эксплуатацией и ремонтом. Но, согласитесь, проблема неизбежно упрется в вопрос: какое количество ко рабельных инженеров необходимо. Один на каждое судно? Или на группу судов? Или на флот? А почему бы не создать на флотах отдельное подразделение — службу корабельного инженера? И пусть она, как предлагает В. П. Степанов, сущест вует равноправно со службой, скажем, главного механика, замыкаясь непо средственно на главного инженера предприятия. Ведь сейчас из двух ос новных флотСких служб — механико-су- довой и мореплавания — ни одна не занимается комплексной эксплуатаци ей флота. На всю отрасль всего-то и надо — около 300 главных корабельных инжене ров с соответствующими службами. Не так уж и много , верно? А при этой службе могла бы действовать до заре ! необходимая флотам лаборатория тех нической диагностики. (Кстати сказать, английская фирма «Эндевко» и запад ногерманская «Крауткремер», представ ленные в семинаре, предлагают Мин - рыбхозу СССР такие диагностические 'шедевры , которые могут не только рас познать, скажем, спрятавшуюся в тол стом корпусе уже разъедающую его коррозию , но и предугадать ту, ко то рая лишь собирается появиться на свет.) Так что ж е мешает внедрению этого крайне необходимого подразделения — резонный вопрос. Да то же , что и всегда. Нет службы корабельного инженера, равно как и должности в штатных расписаниях фло тов. А стало быть нет и окладов. Два года назад Минрыбхоз, уповая на финансовую самостоятельность флотов, предложил ввести должность главного корабельного инженера. И что же? На сегодняшний день корабельные инже неры есть в «Эстрыбпролле», «Сахалин- рыбпроме», «Новороссийскрыбпроме», многих подразделениях «Дальрыбы». В М урманске ж е о создании отдельной службы вопрос пока и не ставится. К у да спешить? М ожно и подождать, аво> само собой все образуется... Изменить взгляд на привычную ситуа цию должна была деловая игра, кото рая проходила в рамках семинара. Те мой игры была проблема управления интеллектуальным потенциалом кора бельных инженеров. Цель игры — вы работать политику в решении вопроса и сформировать коллектив единомыш ленников. — Вопрос о кардинальной смене взгляда на роль корабельного инжене ра должен созреть изнутри, на фло тах, — говорит В. П. Степанов. — Если принять решение волевым путем, свер ху, то понадобится несколько лет, чтоб это решение хотя бы не отторгалось людьми. И все равно — его будут счи тать навязанным. А на игре люди при ходят к нему сами. Вот в чем ценность. Эта игра подводит итоги нашего двух годичного цикла, в процессе которого мы пытались обратить в свою веру ны нешних корабелов и внести поправки в существующий вузовский курс подготов ки. Нынешний симпозиум -семинар — точка в этой работе. Точка? Значит, конец? И все ясно? А дальше? — А дальше — дело за нами, — 6 т- зетил на мой вопрос участник симпо зиума и игры инженер Беломорской базы гослова Сергей Алексеев. — Даль ше надо стремиться к тому, чтобы две непересекающиеся покуда плоскости — наработанных на играх решений и реальной жизни — все-таки пересек лись, и чтобы первая могла воздейст вовать на вторую... Что ж , значит, все-таки не точка, а запятая. И значит — продолжение сле дует. Н. НЕЧАЕВА. {Наш корр .) К а л и н и н г р а д — Мурманск . Приглашают на учебу Ленинградское среднее профессионально-техническое училище № 98 Училище принимает юно шей и девушек для обучения по специальностям: на базе 8 классов: — штукатур-облицовщик- плиточник. — электросварщик ручной сварки, — маляр (строительный), — столяр (строительный)- паркетчик. (Срок обучения 3 года). На базе 8 — 10 классов: — штукатур-облицовщик- плиточиик, — облицовщик-плнточник- мозаичиик, — маляр (етронтельныи)- штукатур, — столяр-плотник. (Срок обучения 10 меся цев). — Каменщик. (Срок обучения 5 меся цев). Предоставляется общежи тие. Адрес: 193315 , Ленинград, ул. Народная, дом № 93 . Телефоны: 266-35-26. 263-83-93. По окончании училища вы пускникам, как молодым спе циалистам, предоставляется отдельная жилая площадь (кроме сварщиков и столя ров). 2 нюня 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz