Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

10 К 45 'Летию победи на Севере Д ЛЕВТИНА Васильев- на Кривенко, стар­ ший научный сотрудник музея КСФ, с «Рыбным Мурманом» сотруднича­ ет более 10 лет. За это время в еженедельнике опубликованы десятки ее материалов о герои­ ческих делах северо­ морцев. Одна из глав­ ных тем нашего автора — боевой путь моряков тральщиков и стороже ­ виков (ТЩ, СКР) — бывших рыболовных траулеров, вставших в первые месяцы войны в строй боевых кораблей Северного флота. А. В. Кривенко ро ­ дилась в селе Кузрека Терского района. О кон ­ чив Умбскую среднюю школу, затем — М ур ­ манский пединститут, преподавала русский язык, работала в газете «Терский коммунист». В музее КСФ с 1971 го­ да. За время работы в музее опубликовала бо­ лее 200 статей, посвя­ щенных истории КСФ . К 50-летию флота, в 1983 году, вышла книга А. В. Кривенко «В бой вели комиссары». Алевтина Васильевна собрала для музея 12 тысяч экспонатов. Она ведет большую перепи­ ску с ветеранами, с семьями североморцев, погибших в боях за Со­ ветское Заполярье. Бла­ годаря этому ей уда­ лось разыскать многие тысячи североморцев. Знакомим читателей с новой работой А. В. Кривенко. Повесть пуб­ ликуется в сокращении. СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ с хва т ку с немецко-фашистскими за- хватчинами . В упо рны х оборонительных сражениях на прим ор с ких направлени­ ях важ н ую роль сы грали действия Чер­ номорского, Балтийского и Северного флотов. Самое выгодное стратегическое поло­ жение занимал молодой Северный флот, ко торы й имел выход на просторы А т ­ лантического океана. Но для выполнения важны х прави­ тельственных заданий Северному флоту не хватало надводных кораблей. Особен­ но мало было тральщиков и сторожевы х кораблей. Поэтому постановлением Со­ ветского правительства флоту были пе­ реданы 86 (по имеющимся в музее СФ документам ) рыболовных судов, парохо­ дов, буксиров , мотоботов. За короткое время эти мирные суда переоборудова­ ли на заводах, и они стали тральщ и ка ­ ми, сторожевыми кораблями, катерами* тральщиками и сторожевыми катерами . Среди переоборудованных рыболов­ ны х траулеров М урманско го тралового флота был РТ-46 «Лосось», получивш ий во время войны новое имя — военный тральщ и к Nfi 32 (ТЩ-32). Основную н а гр у з к у в борьбе с мина­ ми врага несли на себе трал ьщ и ки Се­ верного флота. Фаш исты применили тогда не известные нашим морякам а к у ­ стические донные мины , представляю ­ щие большую опасность для всех нораб- лей. Призванные на Северный флот, бывшие рыбани успешно очищали мор­ ские дороги от этого грозно го оружия , спасая транспорты с ценным грузом . Э кипаж РТ-46 «Лосось», ставшего во­ енным тральщиком , выдержал все ж е ­ стокие бои с противником , провел через минные заграждения более ста тран ­ спортов. 31 мая 1943 года Указом Пре­ зидиума Верховного Совета Союза ССР этот норабль, единственный из трауле ­ ров периода войны, был награжден ор­ деном Боевого Красного Знамени. Даже после победы над немецко-фашистскими захватчиками ТЩ-32 продолжал вести бо­ евые траления водных районов Баренце­ ва моря, уничтожая мины врага. ...Прошли десятилетия. Однажды гр у п ­ па ветеранов Великой Отечественной вои­ ны обратилась в музей Краснознамен­ ного Северного флота с просьбой разы ­ ска ть членов э ки п аж а ТЩ-32 и расска ­ зать молодому поколению северомор­ цев о боевых действиях моряков про­ славленного орденоносного корабля. Научная и поисковая работа длилась десять лет, продолжается и сегодня. При исследовании этой темы и родился у ав­ тора замысел посвятить эту небольшую кн и гу «Лососю» — мирному траулеру и Краснознаменному тр а л ьщ и к у 32, мо- ряни которого оставили о себе в дни Великой Отечественной войны я р к ую и незабываемую память. Память, которой ж и ть века! ! 11 июня 1941 года рыболовный траулер РТ-46 «Лосось» вышел из Кольского залива и направился на промысел. Капитан траулера Нико­ лай Федорович Низгирев держал курс к острову Медвежий, где суда Мурманского тралового флота брали большие уловы трески. Погода стоя­ ла хорошая. Дул легкий зюйд-вест. Настроение у капитана и команды было приподнятым. Перед выходом в рейс экипаж «Лосося» получил пе­ реходящее Красное знамя Нарком- рыбпрома СССР. Это была заслуженная награда за сверхплановую добычу рыбы. Суточ­ ная добыча трески и окуня превыша­ ла тридцать тонн. Экипаж «Лосося» работал по-стахановски. Первый трал принес пять тонн крупной трески. Две вахты рыбооб­ работчиков дружно начали разделы­ вать рыбу... Прошло всего лишь десять суток промысла, а <~Лосось» уже наполнил свои трюмы отборной рыбой. Рыбма- стер доложил капитану, что на борту триста тонн. Это был предел! В обед 22 н ю н я Н. Ф. Низгирев решил провести последнее траление и идти домой, в порт Мурманск. ...На крыло мостика выбежал радист Ефим Цапенко. Он был * взволнован, подал Н. Ф. Низгиреву радиограмму,: Капитан прочитал текст и не поверил своим глазам. Прочитал еще раз и, обращаясь к морякам, закричал: — Выбирать трал! Война, товарищи! На нас напала Германия! На палубе наступила тишина. Она длилась несколько секунд. Потом два матроса бросились к стопору, ваера резко разошлись, заработала трало­ вая лебедка. Н. Ф. Низгирев вошел в рулевую рубку и обратился к штурману Александру Овчинникову: — Идем в Мурманск. Проложите курс подальше от мыса Нордкап, что­ бы не встретиться с немецкими лод­ ками. 24 июня РТ-46 «Лосось» вошел в Кольский залив. Н. Ф. Низгирев стоял на мостике и смотрел в сторо­ ну Екатерининской гавани. На гавань пикировали самолеты с черными кре­ стами. Слышались взрывы бомб. До причалов рыбного порта трау­ лер дошел благополучно. Капитана Н. Ф. Низгирева вызвал начальник управления тралового флота и сооб­ щил ему, что согласно приказу Нар- комрыбпрома^ СССР РТ-46 «Лосось» передается Северному флоту,- После выгрузки рыбы траулер по­ ставили к причалу Мурманской судо­ верфи для переоборудования. Экипаж прошел медицинскую комиссию в во­ енкомате. Не все члены экипажа вер­ нулись на свой корабль. Многие из них были направлены на другие ры­ боловные траулеры. На «Лососе» остались радистом Ефим Никитич Цапенко, командиром отделения рулевых — Александр Алексеевич Овчинников, машинистом — Павел Антонович Пименов, коман­ диром электромеханической боевой части — Анатолий Семенович Пече­ рица и другие. 29 июня капитан Н. Ф. Низгирев просматривал техническую докумен­ тацию в своей каюте. Внезапно дверь открылась. Вошел военный моряк. На его лице топорщились черные усы. Офицер представился: — Старший лейтенант Дугладзе, Илья Иванович. Назначен команди­ ром этого корабля. В его голосе чувствовался грузин­ ский акцент. Н. Ф. Низгирев крепко пожал ему руку и ответил: — А я — капитан. Мне приказа­ но сдать вам корабль. — И куда получили направление? — Пока в распоряжение отдела кадров тралового флота. Видимо, бу­ ду ловить рыбу. Первую половину июля сорок пер вого года «Лосось» усиленно переобо­ рудовался, комплектовался личным составом и командирами. Прибыли военный комиссар политрук Борис Иванович Елизаров, помощник ко­ мандира корабля лейтенант Андрей Захарович Маклаков, штурман лейте­ нант Николай Баранов, командир ар­ тиллерийской и минно-торпедной бое­ вой части лейтенант Евгений Ана­ тольевич Михайлов, военфельдшер Виктор Александрович Курочкин. Утром 19 июля вахтенный коман­ дир лейтенант Евгений Михайлов подал команду: — Личному составу корабля по­ строиться для подъема военно-мор­ ского флага! Это была долгожданная и радост­ ная команда! Старшины и матросы выстроились на палубе. Ровно в во­ семь часов командир отделения руле­ вых Александр Овчинников поднял на флагштоке «Лосося» военно-мор­ ской флаг. Старший лейтенант Илья Дугладзе произнес краткую речь: — Товарищи! Приказом Наркома Военно-Морского Флота «Лосось» пе­ реименован в военный тральщик. Нашей главной задачей будет уничто­ жение немецких якорных и донных мин. Мы пойдем прямо на мцнные по­ ля. Это будет нелегко. Потребуется вся ваша выдержка. Традиции совет­ ских моряков вы знаете. Мы победим или умрем все вместе! * * * 12 августа 1941 года ТЩ-32 вы­ шел в дозор на линию остров Киль- дин — мыс Сеть-Наволок. Севернее в пределах видимости несли дозорную службу еще корабли: ТЩ-17 и мо­ тобот. Сигнальщик Георгий Манкевич заметил далеко над горизонтом чер­ ную точку. Она приближалась. Это был немецкий бомбардировщик «Юн- керс-88». Он сбросил бомбы на тральщик ТЩ-17. Два огромных во­ дяных столба скрыли корабль. На верхнем мостике ТЩ-32 внима­ тельно следили за воздушным пира­ том старший лейтенант Илья Дуглад- зе и лейтенант Евгений Михайлов. Они решили, что ТЩ-17 погиб. Но когда водяные столбы опали и рас­ сеялся дым, то моряки увидели, что их сосед невредим. Неожиданно бомбардировщик по­ вернул на ТЩ-32. Илья Дугладзе подал команду: — Открыть огонь! Первые залпы потрясли корпус ко­ рабля. Перед бомбардировщиком появи­ лись разрывы. Некоторое время ок выдерживал курс, а потом отвернул в сторону. У немецкого летчика явно не выдержали нервы. После боя лейтенант Евгений Ми­ хайлов осмотрел пушки. Комендорам он сказал: — Вот вы и сдали экзамен прямо в бою! Но это только начало. Нужно больше тренироваться. Впе­ реди — жестокие и неравные бои. В начале сентября сорок первого года ТЩ-32 одним из первых приказом командующего Северным флотом был зачислен в первый диви­ зион бригады траления Беломорской военной флотилии. Старший лейтенант Илья Дугладзе получил приказ перейти из Кольского •залива в Архангельск. На переходе состоялись собрания — партийное й комсомольское. Секретарем партийной организации был избран шифроваль­ щик старшина 2-й статьи Яков Кула- гин, комсомольской — электрик крас- нофлотец Николай Малков. 14 сентября первого военного года ТЩ-32 вывел из Двинского залива транспорты «Рошаль», «Уфа», «Пе­ ровская» и буксирный пароход «Норд». Старший лейтенант Илья Иванович Дугладзе приказал выста­ вить наблюдателей и поставить змей­ ковый трал. Помощник командира лейтенант Андрей Маклаков руково­ дил постановкой трала. Постановка трала прошла успеш­ но. Суда выстроились в кильватерную колонну за тральщиком. Сигнальщи­ ки на мостике следили за транспорта­ ми, наблюдатели — за поверхностью моря и небом.- Каждый наблюдатель имел свой сектор. В любой момент мог показаться перископ фашистской ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЛИ ВЫ ВаЛИ ТЬСЯ ИЗ’ за туч самолет. До острова Колгуев тральщик про­ вел транспорты без потерь. В стано­ вище Бугрино Дугладзе получил при- каз подождать конвой, следовавший из Карского моря в Архангельск. Этот конвой, простояв сутки около острова Колгуев, двинулся к мысу 1 Канин Нос. Тральщик X q 32 присое­ динился к конвою. Когда ТЩ-32 прошел мыс Канин Нос, то старший лейтенант Дугладзе получил оповещение о появлении фа­ шистских подводных лодок. В опове­ щении был приказ: держаться запад­ ного берега полуострова Канин. Пе­ ред островом Моржевец сигнальщик Иван Птицын громко доложил коман­ диру: — Справа неизвестный предмет! Курсовой угол тридцать! Все, кто находился на мостике, устремили свои взоры на шаровидное тело. — Плавающая мина, — спокойно сообщил Илья Дугладзе. — Сейчас мы ее уничтожим. Он объявил боевую тревогу. Ко­ мендоры заняли свои места у ору­ дий. По приказу с мостика командир носового орудия Сергей Коржавин открыл огонь по мине. Но качка ко­ рабля мешала прицельной стрельбе, и снаряды не попадали в цель. Илья Дугладзе рассердился и про­ говорил: — Хватит напрасно р асходо вать^ снаряды! Спустить шлюпку и подо- * рвать мину! Моряки быстро спустили шлюпку на воду. В ней разместились минеры и боцман Александр Козленко. К ми­ не шлюпка подошла кормой. Из воды показались колпаки запального устройства — рога. Старшина второй статьи Леонид Гавронский навесил на рога подрывной патрон и вставил запальный шнур. Боцман закурил па­ пиросу. — Готово, — сказал Гавронский, — давай папиросу. Он приложил тлеющую папиросу к шнуру. Шнур вспыхнул. — Навались, ребята! — прокри­ чал Козленко. Минеры начали усиленно грести веслами. Когда шлюпка отошла на безопасное расстояние, боцман подал команду: — развернуться носом к мине! Гребцы развернули шлюпку. В этот момент ударил взрыв. В Архангельск конвой пришел в полном составе. ■; (П р о д о лж е н и е следует) . ______ _ — ---------------------------— !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz