Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
10 К 45 'Летию победи на Севере Д ЛЕВТИНА Васильев- на Кривенко, стар ший научный сотрудник музея КСФ, с «Рыбным Мурманом» сотруднича ет более 10 лет. За это время в еженедельнике опубликованы десятки ее материалов о герои ческих делах северо морцев. Одна из глав ных тем нашего автора — боевой путь моряков тральщиков и стороже виков (ТЩ, СКР) — бывших рыболовных траулеров, вставших в первые месяцы войны в строй боевых кораблей Северного флота. А. В. Кривенко ро дилась в селе Кузрека Терского района. О кон чив Умбскую среднюю школу, затем — М ур манский пединститут, преподавала русский язык, работала в газете «Терский коммунист». В музее КСФ с 1971 го да. За время работы в музее опубликовала бо лее 200 статей, посвя щенных истории КСФ . К 50-летию флота, в 1983 году, вышла книга А. В. Кривенко «В бой вели комиссары». Алевтина Васильевна собрала для музея 12 тысяч экспонатов. Она ведет большую перепи ску с ветеранами, с семьями североморцев, погибших в боях за Со ветское Заполярье. Бла годаря этому ей уда лось разыскать многие тысячи североморцев. Знакомим читателей с новой работой А. В. Кривенко. Повесть пуб ликуется в сокращении. СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ с хва т ку с немецко-фашистскими за- хватчинами . В упо рны х оборонительных сражениях на прим ор с ких направлени ях важ н ую роль сы грали действия Чер номорского, Балтийского и Северного флотов. Самое выгодное стратегическое поло жение занимал молодой Северный флот, ко торы й имел выход на просторы А т лантического океана. Но для выполнения важны х прави тельственных заданий Северному флоту не хватало надводных кораблей. Особен но мало было тральщиков и сторожевы х кораблей. Поэтому постановлением Со ветского правительства флоту были пе реданы 86 (по имеющимся в музее СФ документам ) рыболовных судов, парохо дов, буксиров , мотоботов. За короткое время эти мирные суда переоборудова ли на заводах, и они стали тральщ и ка ми, сторожевыми кораблями, катерами* тральщиками и сторожевыми катерами . Среди переоборудованных рыболов ны х траулеров М урманско го тралового флота был РТ-46 «Лосось», получивш ий во время войны новое имя — военный тральщ и к Nfi 32 (ТЩ-32). Основную н а гр у з к у в борьбе с мина ми врага несли на себе трал ьщ и ки Се верного флота. Фаш исты применили тогда не известные нашим морякам а к у стические донные мины , представляю щие большую опасность для всех нораб- лей. Призванные на Северный флот, бывшие рыбани успешно очищали мор ские дороги от этого грозно го оружия , спасая транспорты с ценным грузом . Э кипаж РТ-46 «Лосось», ставшего во енным тральщиком , выдержал все ж е стокие бои с противником , провел через минные заграждения более ста тран спортов. 31 мая 1943 года Указом Пре зидиума Верховного Совета Союза ССР этот норабль, единственный из трауле ров периода войны, был награжден ор деном Боевого Красного Знамени. Даже после победы над немецко-фашистскими захватчиками ТЩ-32 продолжал вести бо евые траления водных районов Баренце ва моря, уничтожая мины врага. ...Прошли десятилетия. Однажды гр у п па ветеранов Великой Отечественной вои ны обратилась в музей Краснознамен ного Северного флота с просьбой разы ска ть членов э ки п аж а ТЩ-32 и расска зать молодому поколению северомор цев о боевых действиях моряков про славленного орденоносного корабля. Научная и поисковая работа длилась десять лет, продолжается и сегодня. При исследовании этой темы и родился у ав тора замысел посвятить эту небольшую кн и гу «Лососю» — мирному траулеру и Краснознаменному тр а л ьщ и к у 32, мо- ряни которого оставили о себе в дни Великой Отечественной войны я р к ую и незабываемую память. Память, которой ж и ть века! ! 11 июня 1941 года рыболовный траулер РТ-46 «Лосось» вышел из Кольского залива и направился на промысел. Капитан траулера Нико лай Федорович Низгирев держал курс к острову Медвежий, где суда Мурманского тралового флота брали большие уловы трески. Погода стоя ла хорошая. Дул легкий зюйд-вест. Настроение у капитана и команды было приподнятым. Перед выходом в рейс экипаж «Лосося» получил пе реходящее Красное знамя Нарком- рыбпрома СССР. Это была заслуженная награда за сверхплановую добычу рыбы. Суточ ная добыча трески и окуня превыша ла тридцать тонн. Экипаж «Лосося» работал по-стахановски. Первый трал принес пять тонн крупной трески. Две вахты рыбооб работчиков дружно начали разделы вать рыбу... Прошло всего лишь десять суток промысла, а <~Лосось» уже наполнил свои трюмы отборной рыбой. Рыбма- стер доложил капитану, что на борту триста тонн. Это был предел! В обед 22 н ю н я Н. Ф. Низгирев решил провести последнее траление и идти домой, в порт Мурманск. ...На крыло мостика выбежал радист Ефим Цапенко. Он был * взволнован, подал Н. Ф. Низгиреву радиограмму,: Капитан прочитал текст и не поверил своим глазам. Прочитал еще раз и, обращаясь к морякам, закричал: — Выбирать трал! Война, товарищи! На нас напала Германия! На палубе наступила тишина. Она длилась несколько секунд. Потом два матроса бросились к стопору, ваера резко разошлись, заработала трало вая лебедка. Н. Ф. Низгирев вошел в рулевую рубку и обратился к штурману Александру Овчинникову: — Идем в Мурманск. Проложите курс подальше от мыса Нордкап, что бы не встретиться с немецкими лод ками. 24 июня РТ-46 «Лосось» вошел в Кольский залив. Н. Ф. Низгирев стоял на мостике и смотрел в сторо ну Екатерининской гавани. На гавань пикировали самолеты с черными кре стами. Слышались взрывы бомб. До причалов рыбного порта трау лер дошел благополучно. Капитана Н. Ф. Низгирева вызвал начальник управления тралового флота и сооб щил ему, что согласно приказу Нар- комрыбпрома^ СССР РТ-46 «Лосось» передается Северному флоту,- После выгрузки рыбы траулер по ставили к причалу Мурманской судо верфи для переоборудования. Экипаж прошел медицинскую комиссию в во енкомате. Не все члены экипажа вер нулись на свой корабль. Многие из них были направлены на другие ры боловные траулеры. На «Лососе» остались радистом Ефим Никитич Цапенко, командиром отделения рулевых — Александр Алексеевич Овчинников, машинистом — Павел Антонович Пименов, коман диром электромеханической боевой части — Анатолий Семенович Пече рица и другие. 29 июня капитан Н. Ф. Низгирев просматривал техническую докумен тацию в своей каюте. Внезапно дверь открылась. Вошел военный моряк. На его лице топорщились черные усы. Офицер представился: — Старший лейтенант Дугладзе, Илья Иванович. Назначен команди ром этого корабля. В его голосе чувствовался грузин ский акцент. Н. Ф. Низгирев крепко пожал ему руку и ответил: — А я — капитан. Мне приказа но сдать вам корабль. — И куда получили направление? — Пока в распоряжение отдела кадров тралового флота. Видимо, бу ду ловить рыбу. Первую половину июля сорок пер вого года «Лосось» усиленно переобо рудовался, комплектовался личным составом и командирами. Прибыли военный комиссар политрук Борис Иванович Елизаров, помощник ко мандира корабля лейтенант Андрей Захарович Маклаков, штурман лейте нант Николай Баранов, командир ар тиллерийской и минно-торпедной бое вой части лейтенант Евгений Ана тольевич Михайлов, военфельдшер Виктор Александрович Курочкин. Утром 19 июля вахтенный коман дир лейтенант Евгений Михайлов подал команду: — Личному составу корабля по строиться для подъема военно-мор ского флага! Это была долгожданная и радост ная команда! Старшины и матросы выстроились на палубе. Ровно в во семь часов командир отделения руле вых Александр Овчинников поднял на флагштоке «Лосося» военно-мор ской флаг. Старший лейтенант Илья Дугладзе произнес краткую речь: — Товарищи! Приказом Наркома Военно-Морского Флота «Лосось» пе реименован в военный тральщик. Нашей главной задачей будет уничто жение немецких якорных и донных мин. Мы пойдем прямо на мцнные по ля. Это будет нелегко. Потребуется вся ваша выдержка. Традиции совет ских моряков вы знаете. Мы победим или умрем все вместе! * * * 12 августа 1941 года ТЩ-32 вы шел в дозор на линию остров Киль- дин — мыс Сеть-Наволок. Севернее в пределах видимости несли дозорную службу еще корабли: ТЩ-17 и мо тобот. Сигнальщик Георгий Манкевич заметил далеко над горизонтом чер ную точку. Она приближалась. Это был немецкий бомбардировщик «Юн- керс-88». Он сбросил бомбы на тральщик ТЩ-17. Два огромных во дяных столба скрыли корабль. На верхнем мостике ТЩ-32 внима тельно следили за воздушным пира том старший лейтенант Илья Дуглад- зе и лейтенант Евгений Михайлов. Они решили, что ТЩ-17 погиб. Но когда водяные столбы опали и рас сеялся дым, то моряки увидели, что их сосед невредим. Неожиданно бомбардировщик по вернул на ТЩ-32. Илья Дугладзе подал команду: — Открыть огонь! Первые залпы потрясли корпус ко рабля. Перед бомбардировщиком появи лись разрывы. Некоторое время ок выдерживал курс, а потом отвернул в сторону. У немецкого летчика явно не выдержали нервы. После боя лейтенант Евгений Ми хайлов осмотрел пушки. Комендорам он сказал: — Вот вы и сдали экзамен прямо в бою! Но это только начало. Нужно больше тренироваться. Впе реди — жестокие и неравные бои. В начале сентября сорок первого года ТЩ-32 одним из первых приказом командующего Северным флотом был зачислен в первый диви зион бригады траления Беломорской военной флотилии. Старший лейтенант Илья Дугладзе получил приказ перейти из Кольского •залива в Архангельск. На переходе состоялись собрания — партийное й комсомольское. Секретарем партийной организации был избран шифроваль щик старшина 2-й статьи Яков Кула- гин, комсомольской — электрик крас- нофлотец Николай Малков. 14 сентября первого военного года ТЩ-32 вывел из Двинского залива транспорты «Рошаль», «Уфа», «Пе ровская» и буксирный пароход «Норд». Старший лейтенант Илья Иванович Дугладзе приказал выста вить наблюдателей и поставить змей ковый трал. Помощник командира лейтенант Андрей Маклаков руково дил постановкой трала. Постановка трала прошла успеш но. Суда выстроились в кильватерную колонну за тральщиком. Сигнальщи ки на мостике следили за транспорта ми, наблюдатели — за поверхностью моря и небом.- Каждый наблюдатель имел свой сектор. В любой момент мог показаться перископ фашистской ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ИЛИ ВЫ ВаЛИ ТЬСЯ ИЗ’ за туч самолет. До острова Колгуев тральщик про вел транспорты без потерь. В стано вище Бугрино Дугладзе получил при- каз подождать конвой, следовавший из Карского моря в Архангельск. Этот конвой, простояв сутки около острова Колгуев, двинулся к мысу 1 Канин Нос. Тральщик X q 32 присое динился к конвою. Когда ТЩ-32 прошел мыс Канин Нос, то старший лейтенант Дугладзе получил оповещение о появлении фа шистских подводных лодок. В опове щении был приказ: держаться запад ного берега полуострова Канин. Пе ред островом Моржевец сигнальщик Иван Птицын громко доложил коман диру: — Справа неизвестный предмет! Курсовой угол тридцать! Все, кто находился на мостике, устремили свои взоры на шаровидное тело. — Плавающая мина, — спокойно сообщил Илья Дугладзе. — Сейчас мы ее уничтожим. Он объявил боевую тревогу. Ко мендоры заняли свои места у ору дий. По приказу с мостика командир носового орудия Сергей Коржавин открыл огонь по мине. Но качка ко рабля мешала прицельной стрельбе, и снаряды не попадали в цель. Илья Дугладзе рассердился и про говорил: — Хватит напрасно р асходо вать^ снаряды! Спустить шлюпку и подо- * рвать мину! Моряки быстро спустили шлюпку на воду. В ней разместились минеры и боцман Александр Козленко. К ми не шлюпка подошла кормой. Из воды показались колпаки запального устройства — рога. Старшина второй статьи Леонид Гавронский навесил на рога подрывной патрон и вставил запальный шнур. Боцман закурил па пиросу. — Готово, — сказал Гавронский, — давай папиросу. Он приложил тлеющую папиросу к шнуру. Шнур вспыхнул. — Навались, ребята! — прокри чал Козленко. Минеры начали усиленно грести веслами. Когда шлюпка отошла на безопасное расстояние, боцман подал команду: — развернуться носом к мине! Гребцы развернули шлюпку. В этот момент ударил взрыв. В Архангельск конвой пришел в полном составе. ■; (П р о д о лж е н и е следует) . ______ _ — ---------------------------— !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz