Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
8 Дайте жалобную книгу, пожалуйста!.. В СЕ МОЖНО ОЦЕНИТЬ В РУБЛЯХ . Оказыва ется, Даже нервы. Даже настроение. Данге мир в семье. Мне. например, за все это заплатили 9 рублей 74 копейки. Семь лет я стойко держалась. Ни разу! Нигде! Не рискнула я что-либо себе заказать. Нет, выставоч ные образцы, радующие глаз в том же «Аметисте», мне просто очень правились. Но вы же понимаете, что для выставок все мы всегда работаем как для себя. В общем, как-то я обходилась. Но колонизировав ший нашу страну Дефицит, естественно, не обошел стороной и мою "персону. На излете зимы я вспом нила, что в моем и без того куцем гардеробе ката строфически недостает плаща. Безнадежный вояж по магазинам завершился не виданной удачей: я купила ткань. Красивую! Крас ную! (Не надо, не напоминайте мне известную по словицу о том, кто у пас красное любит. Ее* совер шеннейшую точность я испытала на себе. Кто знает, будь ткань иного цвета, может, все бы и обошлось?) Вторая невероятная удача была в том, что без всяких талонов и очередей в «Аметисте» у меня приняли заказ, да еще пообещали сшить в течение месяца... Мне бы тут насторожиться, как любому нормаль ному человеку: что это судьба так меня благодетель ствует? А я...- носилась по подругам и повизгивала от радости. Представляла себе, как в новом! пла ще! красном! пройдусь по проспекту. Нет, честное слово, от одной этой картинки мое настроение дела ло рекордный прыжок в неминуемое блаженство. Какие там червячки сомнения! В эти первые по- слезаказные дни я любила всю нашу службу быта. Оптом! А после примерок моя любовь просто вышла из всяких берегов, потому что молодая закройщица Галина Попова скроила все просто идеально — со: гласно лекалам «Бурды» и моей фантазии. Сейчасто я понимаю, что человека, более иску шенного в тайных перипетиях нашей пошивочной службы, конечно, насторожили бы такие мелочи, как стойкое невнимание диспетчера, или сороками нутное ожидание известий о примерке, а потом — такое же — самой примерки. Но надо отдать долж ное изобретательности «Аметиста». Для выпускания клиентского пара был найден сверхудачный (на себе пробовала!) метод. Когда кипение клиента до стигало взрывной точки и он, машинально обшари вая мутными от гнева глазами пустой прозрачный футляр для книги жалоб, опускал очи долу, взгляд его немедленно утыкался в лежащую на столе дис петчера скромную книжицу с ласковым названием «Журнал неучтенного спроса». Спрос, судя по запи сям, был в основном на вежливость, внимание, сро* ки и качество. За время вынужденного бдения «у стойки» мы с сомучениками по нидпошиву устраива ли и коллективные, и индивидуальные читки сей брошюры. И утешались тем, что до нас здесь все было так же, а то и хуже. (Лично я, по сравнению с теми, кто, судя по записи, простаивал у стойки по полтора часа и по году не смог заказать шапку, чув ствовала себя просто счастливицей.) Правда, в один момент, когда диспетчер Н. М. Колобова, кажется, в седьмой раз гордо прошествовала мимо меня, не за мечая протянутой с квитанцией руки. осознание счастья изменило мне, и я достала" авторучку. «Это — как книга жалоб?» — спросила я другого дис петчера. «Да, — любезно ответила она. — Пишите все, что вас не устраивает». И я в который раз по разилась удивительнейшим метаморфозам сего ме ста; сами иге клиентов изводят и сами же предлага ют жалобы писать... Ну, просто дом невиданных контрастов... Ч УДЕСНАЯ КНИЖКА для снятия стрессов ис чезла так лее тихо, как и появилась. В один из дней ее просто не стало на столе (может, кон чилась?), а в прозрачном футлярчике свое законное место заняла книга жалоб. Ее уже никто любезно не предлагал. Совсем даже наоборот. Но, повторюсь, все эти мелочи для меня в систе му не выстраивались. Я легкомысленно отделяла зер на от плевел: мол. сервис — одно, а пошив — со всем другое. Говорю лее — никакого опыта! Знать бы мне тогда, что за четыре месяца этого года па мурманских карденов поступило 22 жало бы... Вернее, нет. не поступило, а 22 — это те жа лобы, что признаны обоснованными (как вам фор мулировка?) начальством — производственным объ единением по пошиву и ремонту одежды «Силуэт». Знать бы мне тогда, что только в первом квартале пять жалоб было на «Аметист»...- А впрочем, что это я засокрушалась? Ну. знала бы, вывешивал бы, допустим, «Аметист» на видном месте табло качества с точным числом жалоб, и что? Что такое 5 жалоб па сотни заказов за квар тал? Это же показатель просто ударного труда! Но как я узнала потом, к руководству «Силуэта» попадают далеко не все жалобы, а лишь те, что официально зарегистрированными пришли от кли ентов прямо на адрес объединения. Как разъяснила мне зав. производственным отделом «Силуэта», Н. М. Тихомирова, претензии, записанные в «мест ные» книги жалоб, остаются достоянием тех заведе ний. кому адресованы. Вроде как для внутреннего пользования. А те слезы, что остались в лукавых «журналах неучтенного спроса», вообще ни в какую графу не вносят. Так и получается — пять жалоб за квартал. Мо-лод-цы! Н О Я, КАЖЕТСЯ. ОТВЛЕКЛАСЬ. Итак, моя эйфория продолжалась ровно до срока готов ности изделия. В счастливый день получения зака за мне сообщили, что плащ .малость не готов — не пришиты пуговицы. Не успели их пришить и за три последующие дня. Потом оказалось, что пуговиц вовсе нет. Потому что кладовщица перепутала и вместо пуговиц выписала кнопки. Чего там, быва ет..;. Позже выяснилось, что перепутала не кладов щица, а еще приемщица, Евгения Дмитриевна Ко вальчук*, которая за каждую пуговичку взяла лиш ние две копейки, в результате чего они стали стоить как кнопки, в результате чего кладовщица и пере путала, в результате чего я в конечном итоге оста лась при своих интересах/.v Был пятничный вечер. Кладовщица уже отдыхала дома. В воскресенье я уезжала в командировку. Хо телось быть при плаще. С пуговицами. В «Амети сте» меня поняли вполне и предложили на выбор не сколько вариантов: а) поставить вместо пуговиц кнопки; б) самой купить пуговицы и пришить их; в) подождать с к ом ан ди р о вк ой д о понедельника.; Узрев, что все это мне не по душе, аметистовцы про сто перестали обращать на меня внимание. Будто вовсе и не человек (то есть я) тут стоит, а совер шенно пустое место. И я в который раз подивилась их выдержке и артистизму. Мне же, увы, выдержка изменила, и. я излила свои печали директору Дома быта В. И. Григорьевой. Надеясь на.сочувствие. Ва лентина Ивановна была этим явно недовольна и на чала долгие переговоры по телефону, Я сходила в садик за дочкой, вернулась с ней в «Аметист» и, прождав еще минут сорок (в общей сложности боль ше двух часов за одни этот вечер), удостоилась при глашения на субботу. КРАСНОЙ до пят. в в СОВЕТСКАЯ ЖЕНЩИНА — САМАЯ ВЫНОС- ЛИВАЯ ЖЕНЩИНА В МИРЕ. Не зря, нет, не зря весь цивилизованный люд глядит па нас с восторгом и преклонением. Мы можем жить месяца ми без горячей воды или отопления и при этом умудряться кормить и обстирывать семыо. Можем выстоять трехчасовую очередь за туалетной бумагой и шестичасовую — за сапогами. Й когда нам все- таки не хватает ни того ни другого, мы не роп щем на судьбу, а смело встаем в новую очередь — за колбасой...- Можем отвести в сад" полубольного ребенка, потому что участковый врач за две недели так и не успела узнать, чем же он болен, а значит, и вылечить, а на работе начальник предупреждаю ще кривится от каждого больничного... Господи, как много мы можем и как мало нас все это украшает... В субботу я пришла за плащом. То, что мне вы несли... В каком-то историческом фильме, помню, показывали палача в спецодежде — уродливом красном балахоне. Вынесенной модели для полной тождественности недоставало лишь капюшона... Вся она была в затяжках и пятнах, у кармана и вокруг петель волннлйсь непредусмотренные складочки и защипы, по и это — не главное. Особый шарм за ключался в том, что, видимо, по недостатку време ни, плащ прогладили с лицевой стороны и без тря почки. Поэтому на «фасаде» изделия блестящими полосами точнехонько отпечатались все внутренние швы и детали. На воротнике и па лацканах ткань (синтетика, что с нее взять), не выдержав такой утюжки, и вовсе расплавилась... — Вам завернуть? — любезно предложила жен щина, ответственная, видимо , за последний этап осчастливлнвания клиента.; Меня хватило только на тоскливое «нет». Не _ожидала, что могу так переживать из-за ка кой-то** тряпки... В первый же послекомандировочиый вечер я опять отправилась в «Аметист». Верная подруга сопровождала меня в этом печальном прощании с красной мечтой. На этот раз всего через 20 минут ожидания нам вынесли плащ. Я вам честно скажу, изделие имело успех. Группа скучающих женщин обступила стол, где оно, распластанное, лежало, и начала предмет ное обсуждение. На вопрос: «Девушка, вы что. его в реставрацию сдавали, такой засаленный?», чья-то властная рука вдруг сдернула плащ со стола и мне строго приказали: пройдите" в примерочную. В примерочной, обрядив меня в это, красное, старший закройщик А. П.- Амелина и технолог А. Ш. Маньченко вначале сказали, что у меня за вышенные претензии, потом неуверенно покритико вали ткань и подкладку, а под "конец доверительно сообщили, что в бригаде В. Вяловой, которая сие сочинила, сплошь девчонки-неумехи, с которых и спросить-то нечего. В общем, из разряда клиентов я перешла в каче ственно иную категорию — отказников. О А ПЕРВЫР1 КВАРТАЛ этого года 26 мурман- ^ чан отказались от пошитых службой быта из делий. (При этом нужно помнить, что учет по ж а лобам и учет по отказам — две совершенно разные статьи, которые проходят по разным отделам, ни где не пересекаясь и не плюсуясь.) Пятеро из них не пожелали носить продукцию «Аметиста». Опять немного, верно? Но и эта цифра едва ли отражает реальность. Как и в ситуации с жалобами, пять <— это те отказы, на освидетельствование которых при глашали представителей OTIC объединения, но, как сказала мне начальник ОТК «Силуэта» С.- 3. Лоба нова, вполне возможно, что приглашают их не всег да. По крайней мере, лично при мне в ■«Аметисте» было три отказа. Это, конечно, уже второй квартал, но все равно — любопытно. Для моего красного чуда ОТК пригласили. Над менно-снисходительная дама — Т. Ю. Кириловская. заставив прождать себя (традиция, куда денешься!) 45 минут, потратила на изучение моих претензий от силы — пару минут. А плащ больше и не требовал.; — Деньги вам вернут, •— утешили меня. -gf ’ Но мне-то нужен был плащ! И я решилась яа отчаянный шаг/ Я потребовала, чтобы мне сшили другой плащ. Точно такой же. — Хорошо, — удивительно покладисто ответила В. И. Григорьева. — Лучшая наша закройщица Александра Павловна Амелина сошьет вам плащ,; у МЕНЯ СНОВА ВЫРОСЛИ КРЫЛЬЯ! Вто* * рой-то раз уж не схалтурят, постараются! — думала я. Увы, второго раза не получилось. Да и расчеты «на второй раз», похоже, строила только я. Клянусь, той порции заботы, какую я получила в «Аметисте» за последующие визитные дни, мне хватит минимум на ближайшие семь лет. Чтоб не осложнять «Аметисту» работу, я согла силась на их ткань. Она, конечно, в подметки не го дилась моей красной, но тут уж было не до жиру. Получив в течение трех дней (знакомые говорят — рекорд!) деньги за красную мечту (то, как я их получала — история особая: во второе знаком ство В. И.* Григорьева случайно, видно, обмолви лась, что за испорченную вещь клиенту полагается дополнительно 20 процентов от стоимости работы, очевидно, в плане компенсации за моральный ущерб. Так вот, Т. Ю. Кириловская из ОТК страш но удивилась, услышав, что я про эти 20 процентов знаю, но в квитанцию эту сумму все же не включи ла. И ничего удивительного. Как я потом узнал?, из 26 отказников первого квартала своп положений «наградные за мужество» получили лишь восемь человек.; Думаю, как раз те, кто о правилах знал. Кто-то один из восьми получил 50 процентов. Это ж как надо было постараться! В общем, и мне мои наградные — 9 .7 4 — все же выплатили. Чтоб отвя заться). Так вот, получив все же деньги, я пришла в назначенные 9 .00 на заказ. ПРИВЕТЛИВО ВСТРЕТИВШАЯ меня началь- * * пик цеха Е. Г. Быстрова вызвала закройщицу. Александра Павловна пришла, помяла руками из бранную ткань и удалилась. Я присела около ску чающих приемщиц. Изредка мелькали «свои» лю ди. За время общения с «Аметистом» я уже, кажет ся, научилась отличать их от массы себе подобных по приветливым взглядам диспетчеров, по довери тельным — голова к голове — разговорам и даже по походке: они ходили по «Аметисту»... близкими родственниками. Приемщицы со знанием дела обсуждали забастов ку парикмахеров. Я насторожилась, услышав зна комые имена. — Всех их поувольняют по статье. — категорич но сказала суровая па вид Ж. А. Степовенко, — а первую снимают Боровую из «Полярки» за то, что организовала забастовку. Я уже документ видела. — Кого-кого увольняют? — не выдержала я. — Боровую. Она еще иногда «Сенько» подпи сывается, — терпеливо объяснила мне Жанна А л Я г сандровиа и только тут, кажется, заметила меня: — А чего вы тут сидите? Я только что была в закройной. Александра Павловна заказ принимать не хочет и сюда никто не придет. Было 9 .55 . В 10 .15 после многократных вызовов по телефо ну появилась Александра Павловна в сопровожде нии двух, вроде, конструкторов. — Мы не рекомендуем шить из этой ткани, — сказали хором девушки. И все снова удалились. В пол-одиннадцатого пришла Е. Г. Быстрова, со чувственно (ей-богу!) глядя на меня, сказала: — Мы очень хотим сшить вам хороший плащ. Купите ткань. И мы сделаем все от пас зависящее. Спасибо, Елена Григорьевна, спасибо, Александ ра Павловна. Весь «Аметист» — спасибо! Вы уже сделали все, что смогли. Не утруждайтесь. Д ЕНЬГИ В КОНВЕРТЕ, ЛЮБЕЗНО ВОЗВРА ЩЕННЫЕ. я ношу с собой. Вдруг плащ по падется? Судя по вопросам в магазинах, таких, как я, немало. Точной цифры, увы, никто не знает. В облстатуправлешш, куда я обратилась, дабы выяс нить число людей, чей спрос на пошив не удовлетво рен и кто, подобно мне, совершает ежедневный вояж по магазинам, мне вежливо ответили, что та кими мелочами здесь не занимаются. За окном льет дождь. В такую погоду хорошо хо дить г» плаще... Н. НЕЧАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz