Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
Г-7 противоречия сегодняшнего этапа 5 Резонанс Н ИКОГДА В СВОЕЙ ЖИЗНИ ПИСЕМ В ГАЗЕТУ НЕ ПИ САЛ. но в последнее время в цент ральной и местной печати все чаще поднимается вопрос о роли и месте капитана на судне. Из равновесия вы вела заметка «Кто кого выбирает?» («РМ» от 19 мая). Автор — механик плавсостава БПО <Севрыба» В. Крав цов — считает, что «не капитан дол жен единолично производить набор трудового коллектива, а трудовой кол лектив должен давать свое согласие и утверждать капитана в peiic». И .мол. лишь «тогда моряк на деле убе дится в демократизации и перестрой ке во всех сферах нашего общества».; II хотя к перестройке я отношусь, наверное, с ие меньшей симпатией, чем товарищ Кравцов, согласиться с ним не могу. Попробую объяснить свою позицию, считаю, имею на это право, так как около 20 лет отработал ^капитаиом-директором плавбазы Сев- рыба», и перед моими глазами про шла не одна тысяча людей разных морских профессий. Согласно Уставу Минрыбхоза СССР, капитан судна песет ответст венность буквально за все нарушения, случившиеся на судне. Если кого-то интересуют подробности, можно почи тать устав. Я же остановлюсь только на трех требованиях, за невыполне ние которых капитан несет уголовную ответственность: безопасность море плавания, техника безопасности, каче ство выпускаемой рыбопродукции. С 1969 по 1973 год мне довелось выполнять тяжелейшие рейсы в рай он Лабрадора. На нашу плавбазу воз лагались функции ледового разведчи ка (на борту находился вертолет), транспорта, танкера, плавучего госпи таля и даже... ледокола. Сложная ле довая обстановка, швартовки rio льдах, плавающие айсберги, сильные моро зы, штормы — время промысла при ходилось на январь— март.; Сколько сил, нервов истратили тогда судово дители, объяснять не приходится — -^капитаны часто сутками не сходили с бюстика. И разве можно было в такие рейсы брать незнакомых тебе штур манов, которых направлял отдел кад ров? Конечно, нет. ведь от их работы зависела безопасность судна, экипа жа, груза. Приведу пример по технике безо пасности. В феврале 1970 года мы находились на промысле в районе острова Медвежий. Налетел шторм, по судовой трансляции объявили о запрете хождения по верхней палубе. Внезапно раздался сильнейший удар, корпус завибрировал, в радиорубке сорвало с креплений приемник — оказалось, на полубак зашла большая волна. От ее удара получили травмы два ученика матроса и матрос второго провел под следствием и транспорт ной прокуратуре, пока там по закон чили расследование этого группового несчастного случая. Уголовное дело было прекращено «из-за отсутствия достаточных улик». Как я себя чув ствовал, «находясь в отпуске», не трудно представить. Весной 1983 года в одну из пос ледних мойвеиных путин на промысле работали пять наших плавбаз. Обста новка была хорошая, груз набирали быстро, транспортов для выгрузки рыбопродукции явно недоставало, да к то.му же нам продлили рейс. Как ГОТОВ ПОСПОРИТЬ класса, которые самовольно отправи лись на полубак, так как, по их сло вам. видели, что туда же ушел боц ман. И хотя все они в объяснительных написали, что объявление по трансляции слышали, а боцман за прещал им хождение по палубе, я по лучил строгий выговор, лишился пре мии за peiic. И две недели отпуска следствие — превышение сроков хра нения мороженой продукции па борту судна (не по вине экипажа), и инспек ция по качеству перевела в нестан дартную около 80 тонн мойвы перво го сорта. Разницу — а это была при личная сумма — решили удержать с меня и помощника капитана по про изводству, и лишь после долгих объ- в т яспеннй в транспортной прокуратуре штрафа удалось избежать. Примеры, приведенные мной, гово рят о необходимости подбора экипажа капитаном. В первом случае, ие под бери я лично для плавания во льдах хороших, надежных штурманов, при шлось бы находиться на мостике весь рейс, а этого нельзя выдержать про сто физически. Во втором — виноват боцман, сам . нарушивший правила техники безопасности и спровоциро вавший этим па нарушение молодых моряков. А помощник по производст ву еще па промысле должен был до ложить мне о том, что у пас на бор ту имеется продукция с просрочен ным сроком хранения, а пе надеяться благополучно отгрузить ее в порту потребителю. Историй, когда из-за халатности отдельных членов экипажа ответст венность приходилось нести капитану, можно рассказать немало. При любых нарушениях контролирующие органы виновным всегда считают капитана, так как- он «ие организовал службу па судне должным образом». Считаю, что на вопрос: должен или нет подбирать экипаж капитан, от вет может быть одни — если капи тан возглавляет экипаж не менее 2-х лет и при этом добивается высоких производственных показателей, а на судне нет за это время нарушений дисциплины, то подбор экипажа надо обязательно доверять такому капита ну. Почему-то во всех пароходствах это делается уже давно, а у нас. рыбаков, вдруг становится темой для дискус сии. И напоследок: я по состоянию здо ровья с 1987 года работаю на берегу, поэтому ждал, что первыми на замет ку «Кто кого выбирает?» откликнутся те капитаны, кто еще ходит в море. Но они промолчали — неужели им безразлична эт^ тема? А. БОЛЫЧЕВ, капитан голозного предприятия БПО «Севрыба». И Л И В Ы Р Я Щ И М Т Ь ? является директор рыбовод ного завода А. П, Попов. Од нако отсутствие рыбоохран- иой работы со стороны рыб- инспекции в процессе про мысла кооперативом не ис ключает возможности нару шения правил рыболовства й охраны рыбных запасов»^ Как тут ие почувствовать взаимосвязь с передачей бас сейна, с доставкой в автоци стерне «Живая рыба» воды у^ауну рыбинспекторов? ^Это одна сторона дела. А другая...- Мне кажется, что выбранный ориентир на со здание кооперативов — это не то, что необходимо для вы полнения задачи обогатить наш стол рыбой.: Доводилось уже видеть на прилавках магазинов семужьи хвосты по цене 20 рублей.- Да и добы тые «Лососем» в прошлом году 4 0 0 С лишним кило граммов этой рыбы не умень шили дефицита.- В связи с этим вспомни лись проводимые на Княже- губском рыбоводном заводе эксперименты по выращива нию семги и дальневосточно го кижуча до товарного ве са.; Сейчас К. Н. Буданов говорит, что выращивание семги в прудах, сде^ ланных руками княжегубских рыбоводов, накладно. С этим трудно спорить. Но тогда зачем проводи лись опыты по садково.му алращиванню лосося? Ре зультаты были такими/ За первое лето отдельные эк земпляры, вскормленные ис кусственными кормами, зна чительно прибавили в весе. И через 2 ,5— 3 месяца сад кового содержания отдель ные рыбки достигли 6 0 0— 700 граммов. Опыт же меж дународного лососеводства свидетельствует, что вес то варной продукции определя ется в 7 0 0— 1000 граммов. Так что княжегубские рыбо воды, можно сказать, близки были к цели.- На этом рыбоводном заво де продолжалось и развитие прудового хозяйства.; Оно да же поощрялось «Мурманрыб- водом».- В 1975 году при до быче для взятия морфологи ческих характеристик отдель ные рыбины весили до 1700 граммов.; Это, видимо, по служило поводом для письма в Министерство рыбного хо зяйства СССР.; Тогда «Мур-’ манрыбвод» рапортовал: «На Княжегубском рыбоводном заводе своими силами по строены и оборудованы пру ды с морской водой, в кото рых выращена трех-четырех- шестилетняя семга с наве ской, соответственно, 4 7— 3 4 0 граммов и весом около 1500 граммов. Исчезнувшее в результате гидростроитель ства ковдское стадо вновь появилось в Княжой губе».; Что это, самообман или ре альность? Еще быстрее рос дальне восточный кижуч. И, нако нец, эксперимент с форелью. В конце семидесятых годов завезенные мальки с Имаид- ровского рыбоводного завода со средней навеской 15 граммов с мая до осени под росли до 250 граммов.; Это уже товарная рыба. И все эти годы в Княжую губу наезжали ученые и представители «Мур- манрыбвода». Вышестоящее начальство одобряло дирек тора и главного рыбовода, справедливо зачисляя их в рационализаторы, представ ляя к наградам. Но от этого наш рыбный стол не стано вился богаче, лишь развива лось разочарование рыбово дов, стремившихся добиться вполне ощутимых результа тов в своей работе. Были у них, в частности, предложе ния по промышленному вы ращиванию форели, благо, -эксперименты дали хорошие результаты. Но... Через десять лет после заводских опытов с форелыо в Княжой губе появилась бригада «Мурмаирыбпрома». И в первый же сезон четыре человека вырастили и сдали 13 тони форели. Посадочный материал брали с того же Имандровского предприятия. В прошлом году они выра стили и сдали уже 3 0 тонн деликатесной рыбы. На каж дого члена бригады при шлось по 7 ,5 тонны форели.; Нынче появилась укрупнен ная бригада. Намечено осеиыо снять «урожай» в 100 тонн ценной рыбы. Наверное, обидно княже- губским рыбоводам, распола гающим большими возмож ностями. У них только основ ных фондов на 1 миллион 107 тысяч рублей. Есть жилье, есть специалисты,- рабочие. Сложился коллектив. Возмо жно, и стыдновато ежегодно тратить на свое содержание 140 тысяч рублей без види мой отдачи. Да и отчисления от основных средств нема лые.; Коллектив хорошо по нимает, что создание коопе ратива при их заводе ощути мого результата не даст. Раз ве что «перепадет» коопера торам за выловленную сем гу, жизнь которой дали на заводе немалой ценой в пря мом смысле. Кооператив, по словам его председателя 10. А. Понома рева (тоже директора заво да), намерен брать семгу, заходящую пе только в Кня жую губу, но и в русло реки Ковда. Значит, опять пойдут обоснованные и необоснован ные слухи, накалятся стра сти. И вполне резонный воп рос: кто будет контролиро вать вылов семги? Участко вому инспектору рыбоохраны из поселка Зеленоборский М. Макитре и с ковдозер- скимн-то браконьерами не совладать. Приезжавшие в Кандалак шу К. Н. Буданов и И. Я. Яковенко в один голос ут верждали, что «создание кооперативов будет способ ствовать развитию рыбного хозяйства Мурманской обла сти». Но это — абсурд. Возь мут кооператоры «деньгу», а что взамен? Два рыбоводных завода, действующих на тер ритории' Кандалакшского района, ежегодно «съедают» из госбюджета 270 тысяч рублей. Тут 15-процентными отчислениями от выловлен ной и проданной рыбы, как предложил К. Н. Буданов, расходов не покроешь, даже если семга в магазинах будет стоить не двадцать, а сто рублей. Наверное, надо проявлять озабоченность не о развитии кооперативного движения, а ставить лососеводство на промышленную основу, как это делают канадцы и нор вежцы, проявлять заботу о так называемом домашнем лососеводстве. И уж во вся ком случае на Княжегуб ском рыбоводном заводе, располагающем большими материальными ресурсами, можно, наверное, создать фо релевое хозяйство. Не иск лючено, что коллектив возь мет это дело на арендный подряд. Он бы мог заняться и отловом семги, выращен ной па заводе, так что не по- надобился бы и кооператив. Наверное пора задумать ся и о перепрофилировании Кандалакшского рыбовод ного завода, не приносящего в течение трех десятилетий никакой реальной пользы.; Ведь налаженный сейчас учет возвратившейся с нагу ла семги заводского произ водства кооператорами • — это не решение проблемы, а, наоборот, порождение но вой — связанной с деятель ностью «Лосося», о котором неодобрительно отзываются горожане.- А. БРЫСОВ. с. К а н д а л а кш а . за МУРМАН 36 июня 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz