Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

Г-7 противоречия сегодняшнего этапа 5 Резонанс Н ИКОГДА В СВОЕЙ ЖИЗНИ ПИСЕМ В ГАЗЕТУ НЕ ПИ­ САЛ. но в последнее время в цент­ ральной и местной печати все чаще поднимается вопрос о роли и месте капитана на судне. Из равновесия вы­ вела заметка «Кто кого выбирает?» («РМ» от 19 мая). Автор — механик плавсостава БПО <Севрыба» В. Крав­ цов — считает, что «не капитан дол­ жен единолично производить набор трудового коллектива, а трудовой кол­ лектив должен давать свое согласие и утверждать капитана в peiic». И .мол. лишь «тогда моряк на деле убе­ дится в демократизации и перестрой­ ке во всех сферах нашего общества».; II хотя к перестройке я отношусь, наверное, с ие меньшей симпатией, чем товарищ Кравцов, согласиться с ним не могу. Попробую объяснить свою позицию, считаю, имею на это право, так как около 20 лет отработал ^капитаиом-директором плавбазы Сев- рыба», и перед моими глазами про­ шла не одна тысяча людей разных морских профессий. Согласно Уставу Минрыбхоза СССР, капитан судна песет ответст­ венность буквально за все нарушения, случившиеся на судне. Если кого-то интересуют подробности, можно почи­ тать устав. Я же остановлюсь только на трех требованиях, за невыполне­ ние которых капитан несет уголовную ответственность: безопасность море­ плавания, техника безопасности, каче­ ство выпускаемой рыбопродукции. С 1969 по 1973 год мне довелось выполнять тяжелейшие рейсы в рай­ он Лабрадора. На нашу плавбазу воз­ лагались функции ледового разведчи­ ка (на борту находился вертолет), транспорта, танкера, плавучего госпи­ таля и даже... ледокола. Сложная ле­ довая обстановка, швартовки rio льдах, плавающие айсберги, сильные моро­ зы, штормы — время промысла при­ ходилось на январь— март.; Сколько сил, нервов истратили тогда судово­ дители, объяснять не приходится — -^капитаны часто сутками не сходили с бюстика. И разве можно было в такие рейсы брать незнакомых тебе штур­ манов, которых направлял отдел кад­ ров? Конечно, нет. ведь от их работы зависела безопасность судна, экипа­ жа, груза. Приведу пример по технике безо­ пасности. В феврале 1970 года мы находились на промысле в районе острова Медвежий. Налетел шторм, по судовой трансляции объявили о запрете хождения по верхней палубе. Внезапно раздался сильнейший удар, корпус завибрировал, в радиорубке сорвало с креплений приемник — оказалось, на полубак зашла большая волна. От ее удара получили травмы два ученика матроса и матрос второго провел под следствием и транспорт­ ной прокуратуре, пока там по закон­ чили расследование этого группового несчастного случая. Уголовное дело было прекращено «из-за отсутствия достаточных улик». Как я себя чув­ ствовал, «находясь в отпуске», не­ трудно представить. Весной 1983 года в одну из пос­ ледних мойвеиных путин на промысле работали пять наших плавбаз. Обста­ новка была хорошая, груз набирали быстро, транспортов для выгрузки рыбопродукции явно недоставало, да к то.му же нам продлили рейс. Как ГОТОВ ПОСПОРИТЬ класса, которые самовольно отправи­ лись на полубак, так как, по их сло­ вам. видели, что туда же ушел боц­ ман. И хотя все они в объяснительных написали, что объявление по трансляции слышали, а боцман за­ прещал им хождение по палубе, я по­ лучил строгий выговор, лишился пре­ мии за peiic. И две недели отпуска следствие — превышение сроков хра­ нения мороженой продукции па борту судна (не по вине экипажа), и инспек­ ция по качеству перевела в нестан­ дартную около 80 тонн мойвы перво­ го сорта. Разницу — а это была при­ личная сумма — решили удержать с меня и помощника капитана по про­ изводству, и лишь после долгих объ- в т яспеннй в транспортной прокуратуре штрафа удалось избежать. Примеры, приведенные мной, гово­ рят о необходимости подбора экипажа капитаном. В первом случае, ие под­ бери я лично для плавания во льдах хороших, надежных штурманов, при­ шлось бы находиться на мостике весь рейс, а этого нельзя выдержать про­ сто физически. Во втором — виноват боцман, сам . нарушивший правила техники безопасности и спровоциро­ вавший этим па нарушение молодых моряков. А помощник по производст­ ву еще па промысле должен был до­ ложить мне о том, что у пас на бор­ ту имеется продукция с просрочен­ ным сроком хранения, а пе надеяться благополучно отгрузить ее в порту потребителю. Историй, когда из-за халатности отдельных членов экипажа ответст­ венность приходилось нести капитану, можно рассказать немало. При любых нарушениях контролирующие органы виновным всегда считают капитана, так как- он «ие организовал службу па судне должным образом». Считаю, что на вопрос: должен или нет подбирать экипаж капитан, от­ вет может быть одни — если капи­ тан возглавляет экипаж не менее 2-х лет и при этом добивается высоких производственных показателей, а на судне нет за это время нарушений дисциплины, то подбор экипажа надо обязательно доверять такому капита­ ну. Почему-то во всех пароходствах это делается уже давно, а у нас. рыбаков, вдруг становится темой для дискус­ сии. И напоследок: я по состоянию здо­ ровья с 1987 года работаю на берегу, поэтому ждал, что первыми на замет­ ку «Кто кого выбирает?» откликнутся те капитаны, кто еще ходит в море. Но они промолчали — неужели им безразлична эт^ тема? А. БОЛЫЧЕВ, капитан голозного предприятия БПО «Севрыба». И Л И В Ы Р Я Щ И М Т Ь ? является директор рыбовод­ ного завода А. П, Попов. Од­ нако отсутствие рыбоохран- иой работы со стороны рыб- инспекции в процессе про­ мысла кооперативом не ис­ ключает возможности нару­ шения правил рыболовства й охраны рыбных запасов»^ Как тут ие почувствовать взаимосвязь с передачей бас­ сейна, с доставкой в автоци­ стерне «Живая рыба» воды у^ауну рыбинспекторов? ^Это одна сторона дела. А другая...- Мне кажется, что выбранный ориентир на со­ здание кооперативов — это не то, что необходимо для вы­ полнения задачи обогатить наш стол рыбой.: Доводилось уже видеть на прилавках магазинов семужьи хвосты по цене 20 рублей.- Да и добы­ тые «Лососем» в прошлом году 4 0 0 С лишним кило­ граммов этой рыбы не умень­ шили дефицита.- В связи с этим вспомни­ лись проводимые на Княже- губском рыбоводном заводе эксперименты по выращива­ нию семги и дальневосточно­ го кижуча до товарного ве­ са.; Сейчас К. Н. Буданов говорит, что выращивание семги в прудах, сде^ ланных руками княжегубских рыбоводов, накладно. С этим трудно спорить. Но тогда зачем проводи­ лись опыты по садково.му алращиванню лосося? Ре­ зультаты были такими/ За первое лето отдельные эк­ земпляры, вскормленные ис­ кусственными кормами, зна­ чительно прибавили в весе. И через 2 ,5— 3 месяца сад­ кового содержания отдель­ ные рыбки достигли 6 0 0— 700 граммов. Опыт же меж­ дународного лососеводства свидетельствует, что вес то­ варной продукции определя­ ется в 7 0 0— 1000 граммов. Так что княжегубские рыбо­ воды, можно сказать, близки были к цели.- На этом рыбоводном заво­ де продолжалось и развитие прудового хозяйства.; Оно да­ же поощрялось «Мурманрыб- водом».- В 1975 году при до­ быче для взятия морфологи­ ческих характеристик отдель­ ные рыбины весили до 1700 граммов.; Это, видимо, по­ служило поводом для письма в Министерство рыбного хо­ зяйства СССР.; Тогда «Мур-’ манрыбвод» рапортовал: «На Княжегубском рыбоводном заводе своими силами по­ строены и оборудованы пру­ ды с морской водой, в кото­ рых выращена трех-четырех- шестилетняя семга с наве­ ской, соответственно, 4 7— 3 4 0 граммов и весом около 1500 граммов. Исчезнувшее в результате гидростроитель­ ства ковдское стадо вновь появилось в Княжой губе».; Что это, самообман или ре­ альность? Еще быстрее рос дальне­ восточный кижуч. И, нако­ нец, эксперимент с форелью. В конце семидесятых годов завезенные мальки с Имаид- ровского рыбоводного завода со средней навеской 15 граммов с мая до осени под­ росли до 250 граммов.; Это уже товарная рыба. И все эти годы в Княжую губу наезжали ученые и представители «Мур- манрыбвода». Вышестоящее начальство одобряло дирек­ тора и главного рыбовода, справедливо зачисляя их в рационализаторы, представ­ ляя к наградам. Но от этого наш рыбный стол не стано­ вился богаче, лишь развива­ лось разочарование рыбово­ дов, стремившихся добиться вполне ощутимых результа­ тов в своей работе. Были у них, в частности, предложе­ ния по промышленному вы­ ращиванию форели, благо, -эксперименты дали хорошие результаты. Но... Через десять лет после заводских опытов с форелыо в Княжой губе появилась бригада «Мурмаирыбпрома». И в первый же сезон четыре человека вырастили и сдали 13 тони форели. Посадочный материал брали с того же Имандровского предприятия. В прошлом году они выра­ стили и сдали уже 3 0 тонн деликатесной рыбы. На каж­ дого члена бригады при­ шлось по 7 ,5 тонны форели.; Нынче появилась укрупнен­ ная бригада. Намечено осеиыо снять «урожай» в 100 тонн ценной рыбы. Наверное, обидно княже- губским рыбоводам, распола­ гающим большими возмож­ ностями. У них только основ­ ных фондов на 1 миллион 107 тысяч рублей. Есть жилье, есть специалисты,- рабочие. Сложился коллектив. Возмо­ жно, и стыдновато ежегодно тратить на свое содержание 140 тысяч рублей без види­ мой отдачи. Да и отчисления от основных средств нема­ лые.; Коллектив хорошо по­ нимает, что создание коопе­ ратива при их заводе ощути­ мого результата не даст. Раз­ ве что «перепадет» коопера­ торам за выловленную сем­ гу, жизнь которой дали на заводе немалой ценой в пря­ мом смысле. Кооператив, по словам его председателя 10. А. Понома­ рева (тоже директора заво­ да), намерен брать семгу, заходящую пе только в Кня­ жую губу, но и в русло реки Ковда. Значит, опять пойдут обоснованные и необоснован­ ные слухи, накалятся стра­ сти. И вполне резонный воп­ рос: кто будет контролиро­ вать вылов семги? Участко­ вому инспектору рыбоохраны из поселка Зеленоборский М. Макитре и с ковдозер- скимн-то браконьерами не совладать. Приезжавшие в Кандалак­ шу К. Н. Буданов и И. Я. Яковенко в один голос ут­ верждали, что «создание кооперативов будет способ­ ствовать развитию рыбного хозяйства Мурманской обла­ сти». Но это — абсурд. Возь­ мут кооператоры «деньгу», а что взамен? Два рыбоводных завода, действующих на тер­ ритории' Кандалакшского района, ежегодно «съедают» из госбюджета 270 тысяч рублей. Тут 15-процентными отчислениями от выловлен­ ной и проданной рыбы, как предложил К. Н. Буданов, расходов не покроешь, даже если семга в магазинах будет стоить не двадцать, а сто рублей. Наверное, надо проявлять озабоченность не о развитии кооперативного движения, а ставить лососеводство на промышленную основу, как это делают канадцы и нор­ вежцы, проявлять заботу о так называемом домашнем лососеводстве. И уж во вся­ ком случае на Княжегуб­ ском рыбоводном заводе, располагающем большими материальными ресурсами, можно, наверное, создать фо­ релевое хозяйство. Не иск­ лючено, что коллектив возь­ мет это дело на арендный подряд. Он бы мог заняться и отловом семги, выращен­ ной па заводе, так что не по- надобился бы и кооператив. Наверное пора задумать­ ся и о перепрофилировании Кандалакшского рыбовод­ ного завода, не приносящего в течение трех десятилетий никакой реальной пользы.; Ведь налаженный сейчас учет возвратившейся с нагу­ ла семги заводского произ­ водства кооператорами • — это не решение проблемы, а, наоборот, порождение но­ вой — связанной с деятель­ ностью «Лосося», о котором неодобрительно отзываются горожане.- А. БРЫСОВ. с. К а н д а л а кш а . за МУРМАН 36 июня 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz