Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
Правофланговые 4 Экономическая политика: Б р и г а д а рыбообраб отчиц II. II. ЛОЗО- ВЕНКО ( н а снимк е с л е в а ) цеха JVS 1 к о н с е р вн о г о з а в о д а н е р е д к о лидирует в социалистическом с ор е вно в ании , п ер е к ры в а я пл а н о вы е з а д а ни я с х о р ошим и отличным качеством. Нема ла я з а с л у г а в у сп е х е в с е г о к о л лектива принадл ежит Нине Ник о л а е в н е — ветерану труда, «Мастеру золотые руки», отдавшей производству почти 30 лет . А рядом с ней — Ра и с а Михайловна ПУСТОВАЛОВА, также работающая не о дин г од в ц ех е и тако/се я в л яющ а я с я примером для м о л о д ежи Мурманско г о ры б о о б р а б атыв ающе г о комбината. Фото В. КОРЕЦКОГО. Пришел ответ «НАДО РАССМОТРЕТЬ ВСЕ В Ш И ТЫ » — так называлось письмо с промыс ла первого помощника капитана БМРТ «Олентуй» объединения «Мур- манрыбпром» В. Лушанкнна (<РМ», 1989 , № 6). В нем автор предлагал различные варианты выхода Северно го бассейна нз сложного экономиче ского положения. В частности, по мне нию В. Лушанкнна, нужно большее внимание обратить на освоение ресур сов южных широт Мирового океана, переоборудовать траулеры типа «Ал тай», оснастить их современным жи ромучным оборудованием, смелей на лаживать контакты с западными парт нерами. На письмо моряка отвечает началь ник службы научно-технического про гресса БПО «Севрыба» В. А. ХИЖ- НЯКОВ. Предложенные варианты приобре тения финансовых средств для модер низации судов типа «Алтай» в статье В. Лушанкнна «Надо рассмотреть все варианты» сводятся в основном к созданию совместных предприятий с инофирмами. При этом предполагает ся расплачиваться за услуги пищевой продукцией. С этим связана первая большая проблема, суть которой за ключается в необходимости расплачи ваться с инофирмами пищевой рыбо продукцией в условиях ее дефицита п действующих договоров о поставках на внутреннем рынке. Переоборудование судов, создание совместных предприятии требуют со вместных усилии ряда предприятии бассейна. Это вторая самостоятельна; проблема, поскольку общего язык? даже по вопросам более простым ру ководители предприятий не могут най ти до сих пор. Предложения В. Лушанкнна и Щ. логичные предложения и разработки требуют своего, четко определенного места в общей стратегической канве (программе) бассейна. Это порождает третью, большую проблему — про граммирования в масштабе бассейна технического развития с соответствую щим ресурсным обеспечением. По мере решения этих трех боль ших проблем, а также ряда более про стых вопросов, предложения В. Лу- шанкина займут свое достойное место в хозяйственной деятельности бассей на. Кто нам мешает г От аренды судна <<От всей, д уши по з д р а в л я ем с б о л ьшой трудовой победой . В н е д р я л пр о г р е с си в ны е формы о р г ани з ации труда, фактиче ский п е р е х о д к оплате по к о н е ч ным результатам работы э ки пажа , ваш э кипаж , п е р в опр о х о д е ц в о б ъ е д и н е н и и , умело л и к ви дир о в а л по д в о д ны е , н а з емны е препятствия, д е лом д ока з ал , что а р е н д ный п о дря д широко способствует раскрытию, р е а л и з ации творческих способностей м о р я к о в , внутрипроизводствен ны х р е з е р в о в . Отработанный вами п е р е д о в ой опыт д о лж е н стать достоянием в с е г о флота в б лиж а йш е е вр емя ...» Эту радиограмму руководство объединения «Мурманрыб- пром» адресовало экипажу БМРТ «Туман-2», продублировав ее всем своим судам. Сомнениям, делам, заботам рыбаков, решив ших в октябре прошлого года взять траулер на арендный под ряд, «Рыбный Мурман» посвятил немало страниц, газета внима тельно следила за ходом рейса, публикуя и сообщения с про мысла, и ответы официальных лиц, и критические замечания моряков , которым кое-кто (о них скажем ниже) мешал работать более эффективно. Редакция же полностью согласна с РДО руководства «Мурман- рыбпрома»: этот опыт, порой горький, мучительный и безрадо стный, должен стать уро ком для всех — и для простых рыба ков, и для руководителей флотов «Севрыбы». Итак, экипаж вернулся из рейса. На одном из недавних засе даний совета трудового коллектива объединения была проана лизирована его работа. Вот с чем шла речь. Н. Н. ФЕДОРОВ, капитак-дк- ректор БМРТ «Тумак-2»: — После межрейсового техни ческого обслуживания в Буэ- нос-Айресе мы вышли в рейс 5 октября. Направились в рай он Оркнейских островов, обо шли Есе места, но анчоуса там не было. Тогда взяли курс на южные Шетландские острова, дабы успеть к про мыслу криля. На поиски по тратили примерно 40 суток. И таким образом к первому де кабря мы имели 1300 тонн * долга по вылову. Бездарно по трачено время потому, что на чальник промрайона Г. И. Машталир указал такие коор динаты, где крилем и не пах ло. Тем не менее сами сумели найти объект и начали уси ленно наверстывать упущенное, выпуская рыбмуку. Надеялись, что станем выпускать пасту «Океан», она записана в рей совом задании. Однако второй трюм , куда должна была складироваться паста, был постоянно занят под рыбмуку. Мы надеялись, что ТР «Украинский комсомо лец;) подойдет к нам и разгру зит трюм . Но «Севрыба» ре шила развернуть транспорт и напрсйить его в другой район. А когда подошел очередной ТР, то начальник промрайона Г. И. Машталир дал команду выгрузить всего 80 тонн. Так что наше желание выпускать пасту постоянно наталкивалось на различные препятствия со стороны Г. И. Машталира. Не понятно нам было и указание начальника отдела приемо транспортного флота БПО В. К. Малашекко о проверке каче ства продукции на нашем суд не. Я 20 лет хожу в море, но никогда не видел столь пред взятого контроля. Короче, вы шеназванные лица старались задушить арендный подряд. У них не получилось. Получилось у нас. Не побоюсь этих слов: благодаря героическим усили ям экипажа рейсовое задание мы перевыполнили на 5 про центов. Думаю , что настала пора прекращать эксперименты, как было с нами, и всем судам, всему управлению переходить на аренду. У меня создалось впечатление, что моряки ста раются на промысле изо всех сил, а конторские работники буксуют, они не вышли из по лосы застоя, именно управлен ческий аппарат является тор мозом новых экономических отношений. Иначе чем можно объяснить ту экономическую пропасть, в которой оказалось объединение. Теперь об экономической стороне. Как я уже сказал: в силу объективных причин пас ту мы не выпускали. Кому должны в этом случае предъ являть штрафные санкции на сумму примерно 900 тысяч рублей? БПО? «Мурманрыб- прому»? Думаем, что управле ние, исходя из реальностей, скорректирует рейсовое за дание. Вопрос: — Каную экономию получило судно? Н. Н. Федоров : — Во-пер вых, экипаж был сокращен на 20 человек; во-вторых, сэко номлено 70 тонн топлива, в-третьих, весь рейс отработа ли одним тралом, что сберегло 50 тысяч рублей. К тому же управление получило бы еще 300—400 тысяч рублей прибы ли, если бы мы пересели на «Буран» и отогнали его в МРТО в Буэнос-Айрес, а то ведь при шлось и «Туману-2» бежать в порт. А зачем? А. И. Кухтин, первый замес титель генерального директо ра: — Капитан-директор «Бу рана» отказался пересаживать ся. Н. Н. Федоров : — Если бы «Буран» был в аренде, то со гласился... Вопрос: — Ощущали ли вы административное давление со стороны управленцев «Мурман- рыбпрома»? Н. Н. Федоров : — Нет, толь ко со стороны БПО. Вопрос: — Отразилась ли ва ша ударная работа на качестве? Н. Н. Федоров : — Реклама ций не было. Реплика: — Лаборатория де лала анализ вашей продукции , и 900 тонн ры бм уки не прошло по стандарту из-за металлопри- месей. Н. Н. Ф едоров : — Еще раз говорю , рекламаций мы не по лучали. С. В. Глазунов, старший ме ханик «Тумана-2»: — Рыбомуч ное оборудование за полтора года работы сильно износи лось. Может быть, и есть ме- таллопримеси... А как им не быть, когда у нас отсутствуют магнитные сепараторы и поль зуемся дедовским способом — берем магнитроны у радистов. Мы сепараторы выписывали, над нами же в отделе снабже ния просто рассмеялись... До - стать-то их негде. М . С. Нвволоцкийг котельный машинист: — Экипаж работал - отлично, но нам вставляли пал ки в колеса. Когда приходила база, то от нее нас попросту отгоняли, мол, прикрываетесь больным; начали придираться к муке , утверждая, что у нее повышенная температура... Но в целом скажу : аренда — де ло хорошее, за ней будущее. Н. Н. Федоров : — Но поче му-то аренда на нас и заглох ла. Нас должен был сменить арендный экипаж, однако это го не случилось. Мы же пред лагали: для того чтобы аренда была именно арендой, а не . фикцией, надо иметь на два судна — три экипажа. К нам же не прислушались... Реплнка: — На грузка на обо рудование была 150 —160 процентов. Вы гнали брак, таЦ что все претензии принимайте на свой счет. М. С. Наволоцкий: — Ремонт, о котором здесь было сказано, не коснулся РМУ. Все трубы там проржавели. За что же тогда были заплачены деньги? Еще об экономии: мы хотели пустить на ветошь использо ванную одежду, но нам не раз решили, мол, выписывайте ее. А это означает, что надо на транспорте из Мурманска вез ти тряпки в Антарктиду! Разве это не смешно? Какие же мы после всего этого хозяева. В. И. Алексеев, первый по мощник капитана «Тумана-2»: — Судя по вопросам и репли кам, создается впечатление, что здесь, в зале, собрались две конфликтующие между собой группы: экипаж и управ ление. Первый двумя руками за аренду, вторые — проти вятся ей. Иначе чем можно объяснить недоброжелательные вопросы. Да, мы виноваты в том, что внимательно не вчи тались в рейсовое задание, где нам предписывался выпуск пасты. Ну а что смотрели здесь, на берегу, где нам его выдавали? Неужели работники аппарата управления не знали, что эту пасту м ож но изготавливать только в начале марта, то e ^ L по существу в конце рейей/ Конечно, мы можем сейчас выставить управлению хоз расчетную претензию на сум му 939 тысяч рублей. Но ведь так мы не поступили! Надея лись, что управление трезео оценит обстановку и с ко рр е к тирует задание. Однако чув ствуется, что обстановка на берегу недоброжелательная. Мы ж е ни у ко го не украли деньги. Мы их заработали. Плавсостав выжат как лимон. Что же еще от нас хотите? Не понимаю... Словом, мое мне ние такое: нужен безнорма- тивный хозрасчет. А как он будет называться: аренда или подряд — не имеет значения. Реплнка: — И все-таки убе дите нас в том, что аренда н у ж на флоту. В. И. Алексеев: — Мы ус пешно сходили — другого мне ния быть не может, да и его нет. Что ж е касается непо средственно аренды, то где же экономисты? Пусть они блещут своим ocTpoyMv-JJa, подсчитают все наши цифры и скажут свое слово. У вас же есть наши отчеты, документы . Вот и доложите здесь, что у нас получилось. Зачем ж е вы ставлять мальчиком для битья капитана, который и так за мордован различными служ бами? Реплнка: — И вы ничего не говорите об аренде... В. И. Алексеев: — По -мо ему, только о ней и ведем речь. Убежден: в условиях нынешнего Закона о госпред приятии аренда не будет вы годна ни экипажу, ни управ лению... Подчеркну: нам ну жен безнормативный хозрас чет. Кстати, на проллысле мы встречались с запрыбовцами, в основе их работы — договор об аренде, разработанный у нас в «Мурманрыбпроме». В. А. Филатов, помощник ка питана по производству: — Кстати, м оря ку трудно разо браться в этом документе, sa 2 июня 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz