Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
Актуальное интервью 7 БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ТРУДУ ИБЫТУ мендациям Соврыбфлота, а иногда и без его ведома, без должного изучения конъюнк туры рынка п сведений о партнере, самостоятельно проводят отгрузки рыбопро дукции инофирмам, что в конечном счете приводит к снижению цен, выплате штрафов за нарушение конт рактов и другим непреду смотренным расходам. Так, из-за действий ру ководства «Новороссийскрыб- прома» и «Латрыбпрома» по несанкционированной отгруз ке рыбопродукции в Египет, египетская сторона до сих fop не произвела ее оплату в сумме более 1 млн. ам. долларов, и кролю того Сов- рыбфлот вынужден будет выплатить штраф за нару шение условий контракта в размере 100 тыс. долларов. Подобные действия руко водства «Новороссийскрыб- прома» в текущем году усу губили положение флота «Оеврыбы» в ЦВА, так как они привели к срыву постав ки 6 тысяч тонн сардины в Египет в I квартале, и если бы не вмешательство мини стерства, чуть было не при вели к отказу покупателей от дальнейших регулярных поставок ее.; Как видите, такая «само стоятельность» приносит ущерб всем: предприятиям, отрасли, стране. Почему? Да потому, что нет еще у нас знаний рынка, его конъюнк туры, да и опыта тоже. Опыт капиталистических и ряда социалистических стран оказывает, что наилучшее обслуживание в сфере внеш неэкономических связей обес печивают многофункциональ ные посреднические акцио нерные общества в Епде «торговых домов». Возьмите Японию, в ко торой 100 лет назад зароди лись эти организации. Каждое отдельное пред приятие там не занимается сбытом своей • продукции, этим занимаются высокопро фессиональные фирмы, это позволило промышленникам сосредоточить внимание на вопросах развития экономи ки. Конечно, можно и нужно по-умному распоряжаться излишней, сверхплановой продукцией, но надо патьзо- ваться такой организацией, опытом тех специалистов, кто умело владеет данным вопросом. В этой связи некоторые утверждают, что, мол, Сов- ^ыбфлот консервативен, не оперативен. Критика спра ведливая. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос пре образования его в акционер ное общество, дабы его чле ном могло стать любое пред приятия, которое пожелает. Такое желание подтвердили траловый флот, «Мурман- рыбпром». Путь, на мой взгляд, правильный, демо кратичный, который позво ляет каждому по своему усмотрению распоряжаться выработанной продукцией, обеспечить нужную нам ко ординацию внешнеэкономи ческой деятельности. Что же касается инициа тивы и самостоятельности, го прежде всего она сегодня требуется в вопросах изме нения ассортиментной струк туры нашего экспорта, кото рый сегодня характеризуется сырьевой направленностью. Что мы сегодня продаем? 3 основном сырье, а надо — човый продукт. Напри- лер, кальмара мы продаем в неразделанном виде, в то время как разделанный сто ит в 2 ,5—Зараза дороже. О структуре. Рыбаки тре буют серьезных перемен в управлении отраслью. Преж де всего о том, что сделано. 7 сентября 1988 г. Сове том Министров СССР приня то постановление № 1079 «О генеральной схеме уп равления рыбным хозяйст вом». С 1 декабря 1988 г. но вая генеральная схема уп равления введена в дейст вие. Следует сказать, что струк турные изменения произош ли на всех уровнях. Главное — изменились функции министерства, ко торое теперь занимается стратегическими вопросами, _ научно-техническим прогрес сом, совершенствованием экономической деятельно сти, разработкой нормативов,; Аппарат Минрыбхоза сокра щен на 40 процентов. Если раньше было 28 управлений, то сейчас — 18. Упразднены 8 всесоюзных промышленных объедине ний, инспекции в центре и на местах.; В отрасли созданы круп ные транспортно-сбытовые объединения. На их базе ор ганизованы бассейновые про изводственные рыбохозяйст венные объединения (БПО). Производственные объеди нения, входящие в состав БПО, организованы на базе головных предприятий. (Лик видирован специальный ап парат в 8 производственных объединениях — в «Примор- рыбпроме», «Сахалинрыбпро- ме», «Хабаровскрыбпроме», «Калининградрыбпр о м е», «Латрыбпроме», «Литрыб- проме », « Карелрыбпроме », «Азеррыбпроме». Производственным объ единениям переданы функ ции оптовой и розничной торговли на территориях их расположения. В ведение БПО переданы судоремонтные предприятия и научно-исследовательские институты, в которых заня то 80% общей численности работников отраслевой нау ки. В непосредственном под чинении министерства оста ются только 4 научно-иссле довательских (ВННЭРХ, ВНИРО, АхНИИРХ, «Гип- рорыбфлот») и проектный институт («Гипрорыбхоз») из 15 при старой схеме. На всех бассейнах созда ются НПО «Рыбтехцентры», которые позволят бассейно вым производственным рыбо хозяйственным объединени ям в комплексе решать воп росы организации научных исследований сырьевых за пасов, научных исследований в области технологии и тех ники, изготовления головных образцов техники и техноло гии и внедрения их в произ водство. Произведена концентрация производства на бассейнах, упразднены или реорганизо ваны в структурные едини цы 52 самостоятельных пред приятия. В результате совер шенствования структуры уп равления сокращена числен ность аппарата управления на бассейнах на 1500 чело век с фондом заработной платы свыше 3 ,5 млн. руб. Как видите, изменения серьезные, масштабные. Ду маю. что утверждения о том, что никаких Изменений в структуре не произошло, безосновательны. Конечно. решения не бесспорные. Наибольшую дискуссию вызывает вопрос о БПО. Это действительно наибо лее сложный вопрос нашей структуры. Почему выбран бассейновый принцип управ ления отраслью, когда пре имущество вывода производ ственных объединений на министерство, казалось бы, для всех очевидно? Единство сырьевой . базы, научного и транспортно-сбы тового обеспечения предоп ределило сохранение бассей нового принципа управле ния отраслью. Утверждают, что эта но вая структура не работает. Чтобы она действительно бы ла работоспособной, надо провести серьезные измене ния внутри БПО, которых пока нет, прежде всего зна чительно сократить функ ции. Ему не надо иметь свое го производства, надо зани маться сейчас главным де лом — оздоровлением эко номики. К сожалению, пока, к примеру, БПО «Севрыба» слабо занимается своими прямыми обязанностями. Но с другой стороны, рез ко критикуя БПО, утверж дая, что оно не нужно, никто пока не предложил что-то конструктивное. Особенно настораживает то, что на Се верном бассейне нет единого мнения среди руководителей предприятий и актива по этому вопросу. — Намечается ли даль нейшее’ сокращение мини стерского аппарата? — Намечается, хотя он уже сокращен на 40% при вводе новой схемы управле ния. Принятое постановление о мерах по финансовому оз доровлению в стране преду сматривает дополнительное уменьшение расходов на со держание аппарата управле ния. — Почему министерство навязало такую структуру, которая оказалась нежизне способной? — Эти утверждения не соответствуют истине. Проект генеральной схемы управления отраслью гото вился больше года. За этот период вопросы перестройки схемы управле ния неоднократно обсужда лись в коллективах пред приятий, на заседаниях сове тов директоров объединений, 4 раза были предметом де тального рассмотрения на коллегии министерства, в том числе 1 5 апреля 1988 г. в Риге на выездном заседа нии. Руководители министерст ва много раз выезжали на места, согласовывали эти вопросы с руководителями объединений и предприятий, с местными советами и пар тийными органами. Предложения министерст ва, до внесения их в Совет Министров СССР, не вызы вали серьезных возражений на местах. Казалось, что выработаны предложения на достаточно широкой демократической основе, можно было ожидать, что руководители наших объединений и предприятий доведут их до трудовых кол лективов, с тем чтобы они стали понятными всем работ никам отрасли. Однако, когда постановле ние Совета Министров СССР было принято и вышел при каз министра № 400 , в ко тором были конкретизирова ны принципы перестройки управления, некоторые руко водители, столкнувшись с трудностями в реализации принятых решении, вместо поиска путей их преодоле ния начали искать лазейки, чтобы добиться для себя особых условий, отстоять свои местные интересы, ис пользуя в этих целях воз.- можности гласности и демо кратии. Относительно «Севрыбы» должен сказать следующее. М. И. Каргин привозил в ми нистерство предложения по организации объединенного флота. Они получили одоб рение. но когда надо было принимать окончательное ре шение, то возражения по этой структуре высказал тра- лоеый флот. Короче, появи лись разногласия. От этого варианта пришлось отказать ся. А еще до реорганизации идея создания бассейнового объединения на базе транс портно-сбытовых организаций родилась у начальника уп равления «Востокрыбхолод- флот» Н. Ф. Нескоромшо- ка, который и внес такое Предложение. И надо ска зать, что она была успешно реализована на юге, была Положена в основу и на дру гих бассейнах. Хорошая это или плохая структура сегодня сказать трудно, времени прошло ма ло. Она еще практически не задействована. — Здесь, в Мурманске, раздаются мнения, что сырь евая база ухудшается из го да в год, а министерство, повязав предприятия валом, нормативами, держит их на коротком поводке. В этом, как считают, одна из причин тяжелой финансовой ситуа ции. — Сырьевая база — это Е о п р о с жизни наших пред приятий. На Севере улов не растет в течение 10 послед них лет. Конечно, известное напря жение с сырьевой базой име ется, но сырьевая база у вас не хуже, чем у «Запры- бы» или «Югрыбы». Вопрос в друго.м — пра вильном использовании сырь евой базы. Выше уже гово рилось о том, что не в пол ной мере используются сырь евые возможности ЦВА. Квота в зоне Канады еже годно не реализуется. Зона Фарер также недоиспользу ется, «Запрыба» там работа ет в 2 раза лучше. Есть ценные морепродукты, но ими никто не занимается. Например, запасы морско го гребешка оцениваются в 10 тыс. тонн. Его ловят фа рерцы, но не мурманчане. Необходимо лучше исполь зовать сырье? получать из него больше ценной продук ции. Например, использова ние сардины южанам прино сит прибыль, а вам хлопоты, связанные со сбытом излиш не выпущенной мороженой сардины. Словом, сырьевая база та кова, что она позволяет справляться с плановыми за даниями. И если «Севрыба» их не выполняет, то только потому, что здесь нет долж ного настроя на работу преж де всего руководства бассей на. — Какая работа проводит ся министерством по реше нию вопросов, поставленных флотом «Севрыбы», других бассейнов? — Для тщательного ана лиза всех критических заме чаний, предложений моря ков и принятия необходимых мер в министерстве под председательством первого заместителя министра В. М. Лушникова создана комис сия. Вопросы, поставленные моряками, и меры по их ре шению 4 раза рассматрива лись коллегией министерст ва. Принято решение и сооб щено флоту, что проблемы и вопросы, поднятые моряка ми,kбудут обсуждены на бассейновых конференциях плавсостава. Министерством и его под разделениями на местах про рабатываются проблемы и вопросы, поставленные мо ряками. В районах промысла побы вали руководители БПО «Запрыба», «Югрыба», «Дальрыба», «Каспрыба»- — тт. Соколов, Юрко, Москаль- цов, Якунин, руководители флотских организаций, за местители министра тт. Ши ряев и ваш собеседник. В министерстве состоялась встреча группы капитанов судов «Запрыбы» с минист ром. По совершенствованию оп латы труда членов экипажей судов производственного флота рыбной промышленно сти принято постановление правительства 18 мая 1989 г. № 402 . Им предусматривается по вышение нормы выплаты иностранной валюты до 33% должностных окладов за счет средств отрасли, предо ставлено право объединени ям и предприятиям в преде лах фонда оплаты труда уста навливать доплаты за рабо ту в ночное время в разме ре 35% часовой тарифной ставки. Указанные доплаты пред полагается вводить по мере накопления необходимых средств. По поручению правитель- . ства Госкомтруд СССР и ВЦСПС приняли постановле ние, разрешающее начислять районный коэффициент на заработок пропорционально средней фактической про должительности рабочего дня в период рейса. Решен ряд других вопро сов. Сегодня надо прямо сна- загь, что ряд проблем, по ставленных моряками, на капливался годами. Важнейшими и наиболее острыми для рыбного хозяй ства являются проблемы по ставок и эксплуатации флота, диспропорций между добывающим и приемо транспортным флотом, ме ханизации и автоматизации обработки рыбы. Но пути развязки гордиевых узлов есть, тут дело за временем. В том, что эти проблемы решаются медленно, безус ловно несет ответственность и руководство министерства, в том числе и я. Это во-пер вых. Во-вторых, надо менять стиль работы, больше уде лять внимания работе с людьми. Один из главных выводов после командиров ки в ЦВА — определенная оторванность руководителей от моряков имеет место. Нужно возродить систему встреч с людьми, хорошо их информировать, опираться на мнения людей. Другого пути для успешного выпол нения государственных за даний, решения серьезных экономических, социальных проблем нет. РЫБНЫЙ МУРМАН 23 июня 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz