Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

Актуальное интервью 7 БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ТРУДУ ИБЫТУ мендациям Соврыбфлота, а иногда и без его ведома, без должного изучения конъюнк­ туры рынка п сведений о партнере, самостоятельно проводят отгрузки рыбопро­ дукции инофирмам, что в конечном счете приводит к снижению цен, выплате штрафов за нарушение конт­ рактов и другим непреду­ смотренным расходам. Так, из-за действий ру­ ководства «Новороссийскрыб- прома» и «Латрыбпрома» по несанкционированной отгруз­ ке рыбопродукции в Египет, египетская сторона до сих fop не произвела ее оплату в сумме более 1 млн. ам. долларов, и кролю того Сов- рыбфлот вынужден будет выплатить штраф за нару­ шение условий контракта в размере 100 тыс. долларов. Подобные действия руко­ водства «Новороссийскрыб- прома» в текущем году усу­ губили положение флота «Оеврыбы» в ЦВА, так как они привели к срыву постав­ ки 6 тысяч тонн сардины в Египет в I квартале, и если бы не вмешательство мини­ стерства, чуть было не при­ вели к отказу покупателей от дальнейших регулярных поставок ее.; Как видите, такая «само­ стоятельность» приносит ущерб всем: предприятиям, отрасли, стране. Почему? Да потому, что нет еще у нас знаний рынка, его конъюнк­ туры, да и опыта тоже. Опыт капиталистических и ряда социалистических стран оказывает, что наилучшее обслуживание в сфере внеш­ неэкономических связей обес­ печивают многофункциональ­ ные посреднические акцио­ нерные общества в Епде «торговых домов». Возьмите Японию, в ко­ торой 100 лет назад зароди­ лись эти организации. Каждое отдельное пред­ приятие там не занимается сбытом своей • продукции, этим занимаются высокопро­ фессиональные фирмы, это позволило промышленникам сосредоточить внимание на вопросах развития экономи­ ки. Конечно, можно и нужно по-умному распоряжаться излишней, сверхплановой продукцией, но надо патьзо- ваться такой организацией, опытом тех специалистов, кто умело владеет данным вопросом. В этой связи некоторые утверждают, что, мол, Сов- ^ыбфлот консервативен, не­ оперативен. Критика спра­ ведливая. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос пре­ образования его в акционер­ ное общество, дабы его чле­ ном могло стать любое пред­ приятия, которое пожелает. Такое желание подтвердили траловый флот, «Мурман- рыбпром». Путь, на мой взгляд, правильный, демо­ кратичный, который позво­ ляет каждому по своему усмотрению распоряжаться выработанной продукцией, обеспечить нужную нам ко­ ординацию внешнеэкономи­ ческой деятельности. Что же касается инициа­ тивы и самостоятельности, го прежде всего она сегодня требуется в вопросах изме­ нения ассортиментной струк­ туры нашего экспорта, кото­ рый сегодня характеризуется сырьевой направленностью. Что мы сегодня продаем? 3 основном сырье, а надо — човый продукт. Напри- лер, кальмара мы продаем в неразделанном виде, в то время как разделанный сто­ ит в 2 ,5—Зараза дороже. О структуре. Рыбаки тре­ буют серьезных перемен в управлении отраслью. Преж­ де всего о том, что сделано. 7 сентября 1988 г. Сове­ том Министров СССР приня­ то постановление № 1079 «О генеральной схеме уп­ равления рыбным хозяйст­ вом». С 1 декабря 1988 г. но­ вая генеральная схема уп­ равления введена в дейст­ вие. Следует сказать, что струк­ турные изменения произош­ ли на всех уровнях. Главное — изменились функции министерства, ко­ торое теперь занимается стратегическими вопросами, _ научно-техническим прогрес­ сом, совершенствованием экономической деятельно­ сти, разработкой нормативов,; Аппарат Минрыбхоза сокра­ щен на 40 процентов. Если раньше было 28 управлений, то сейчас — 18. Упразднены 8 всесоюзных промышленных объедине­ ний, инспекции в центре и на местах.; В отрасли созданы круп­ ные транспортно-сбытовые объединения. На их базе ор­ ганизованы бассейновые про­ изводственные рыбохозяйст­ венные объединения (БПО). Производственные объеди­ нения, входящие в состав БПО, организованы на базе головных предприятий. (Лик­ видирован специальный ап­ парат в 8 производственных объединениях — в «Примор- рыбпроме», «Сахалинрыбпро- ме», «Хабаровскрыбпроме», «Калининградрыбпр о м е», «Латрыбпроме», «Литрыб- проме », « Карелрыбпроме », «Азеррыбпроме». Производственным объ­ единениям переданы функ­ ции оптовой и розничной торговли на территориях их расположения. В ведение БПО переданы судоремонтные предприятия и научно-исследовательские институты, в которых заня­ то 80% общей численности работников отраслевой нау­ ки. В непосредственном под­ чинении министерства оста­ ются только 4 научно-иссле­ довательских (ВННЭРХ, ВНИРО, АхНИИРХ, «Гип- рорыбфлот») и проектный институт («Гипрорыбхоз») из 15 при старой схеме. На всех бассейнах созда­ ются НПО «Рыбтехцентры», которые позволят бассейно­ вым производственным рыбо­ хозяйственным объединени­ ям в комплексе решать воп­ росы организации научных исследований сырьевых за­ пасов, научных исследований в области технологии и тех­ ники, изготовления головных образцов техники и техноло­ гии и внедрения их в произ­ водство. Произведена концентрация производства на бассейнах, упразднены или реорганизо­ ваны в структурные едини­ цы 52 самостоятельных пред­ приятия. В результате совер­ шенствования структуры уп­ равления сокращена числен­ ность аппарата управления на бассейнах на 1500 чело­ век с фондом заработной платы свыше 3 ,5 млн. руб. Как видите, изменения серьезные, масштабные. Ду­ маю. что утверждения о том, что никаких Изменений в структуре не произошло, безосновательны. Конечно. решения не бесспорные. Наибольшую дискуссию вызывает вопрос о БПО. Это действительно наибо­ лее сложный вопрос нашей структуры. Почему выбран бассейновый принцип управ­ ления отраслью, когда пре­ имущество вывода производ­ ственных объединений на министерство, казалось бы, для всех очевидно? Единство сырьевой . базы, научного и транспортно-сбы­ тового обеспечения предоп­ ределило сохранение бассей­ нового принципа управле­ ния отраслью. Утверждают, что эта но­ вая структура не работает. Чтобы она действительно бы­ ла работоспособной, надо провести серьезные измене­ ния внутри БПО, которых пока нет, прежде всего зна­ чительно сократить функ­ ции. Ему не надо иметь свое­ го производства, надо зани­ маться сейчас главным де­ лом — оздоровлением эко­ номики. К сожалению, пока, к примеру, БПО «Севрыба» слабо занимается своими прямыми обязанностями. Но с другой стороны, рез­ ко критикуя БПО, утверж­ дая, что оно не нужно, никто пока не предложил что-то конструктивное. Особенно настораживает то, что на Се­ верном бассейне нет единого мнения среди руководителей предприятий и актива по этому вопросу. — Намечается ли даль­ нейшее’ сокращение мини­ стерского аппарата? — Намечается, хотя он уже сокращен на 40% при вводе новой схемы управле­ ния. Принятое постановление о мерах по финансовому оз­ доровлению в стране преду­ сматривает дополнительное уменьшение расходов на со­ держание аппарата управле­ ния. — Почему министерство навязало такую структуру, которая оказалась нежизне­ способной? — Эти утверждения не соответствуют истине. Проект генеральной схемы управления отраслью гото­ вился больше года. За этот период вопросы перестройки схемы управле­ ния неоднократно обсужда­ лись в коллективах пред­ приятий, на заседаниях сове­ тов директоров объединений, 4 раза были предметом де­ тального рассмотрения на коллегии министерства, в том числе 1 5 апреля 1988 г. в Риге на выездном заседа­ нии. Руководители министерст­ ва много раз выезжали на места, согласовывали эти вопросы с руководителями объединений и предприятий, с местными советами и пар­ тийными органами. Предложения министерст­ ва, до внесения их в Совет Министров СССР, не вызы­ вали серьезных возражений на местах. Казалось, что выработаны предложения на достаточно широкой демократической основе, можно было ожидать, что руководители наших объединений и предприятий доведут их до трудовых кол­ лективов, с тем чтобы они стали понятными всем работ­ никам отрасли. Однако, когда постановле­ ние Совета Министров СССР было принято и вышел при­ каз министра № 400 , в ко­ тором были конкретизирова­ ны принципы перестройки управления, некоторые руко­ водители, столкнувшись с трудностями в реализации принятых решении, вместо поиска путей их преодоле­ ния начали искать лазейки, чтобы добиться для себя особых условий, отстоять свои местные интересы, ис­ пользуя в этих целях воз.- можности гласности и демо­ кратии. Относительно «Севрыбы» должен сказать следующее. М. И. Каргин привозил в ми­ нистерство предложения по организации объединенного флота. Они получили одоб­ рение. но когда надо было принимать окончательное ре­ шение, то возражения по этой структуре высказал тра- лоеый флот. Короче, появи­ лись разногласия. От этого варианта пришлось отказать­ ся. А еще до реорганизации идея создания бассейнового объединения на базе транс­ портно-сбытовых организаций родилась у начальника уп­ равления «Востокрыбхолод- флот» Н. Ф. Нескоромшо- ка, который и внес такое Предложение. И надо ска­ зать, что она была успешно реализована на юге, была Положена в основу и на дру­ гих бассейнах. Хорошая это или плохая структура сегодня сказать трудно, времени прошло ма­ ло. Она еще практически не задействована. — Здесь, в Мурманске, раздаются мнения, что сырь­ евая база ухудшается из го­ да в год, а министерство, повязав предприятия валом, нормативами, держит их на коротком поводке. В этом, как считают, одна из причин тяжелой финансовой ситуа­ ции. — Сырьевая база — это Е о п р о с жизни наших пред­ приятий. На Севере улов не растет в течение 10 послед­ них лет. Конечно, известное напря­ жение с сырьевой базой име­ ется, но сырьевая база у вас не хуже, чем у «Запры- бы» или «Югрыбы». Вопрос в друго.м — пра­ вильном использовании сырь­ евой базы. Выше уже гово­ рилось о том, что не в пол­ ной мере используются сырь­ евые возможности ЦВА. Квота в зоне Канады еже­ годно не реализуется. Зона Фарер также недоиспользу­ ется, «Запрыба» там работа­ ет в 2 раза лучше. Есть ценные морепродукты, но ими никто не занимается. Например, запасы морско­ го гребешка оцениваются в 10 тыс. тонн. Его ловят фа­ рерцы, но не мурманчане. Необходимо лучше исполь­ зовать сырье? получать из него больше ценной продук­ ции. Например, использова­ ние сардины южанам прино­ сит прибыль, а вам хлопоты, связанные со сбытом излиш­ не выпущенной мороженой сардины. Словом, сырьевая база та­ кова, что она позволяет справляться с плановыми за­ даниями. И если «Севрыба» их не выполняет, то только потому, что здесь нет долж­ ного настроя на работу преж­ де всего руководства бассей­ на. — Какая работа проводит­ ся министерством по реше­ нию вопросов, поставленных флотом «Севрыбы», других бассейнов? — Для тщательного ана­ лиза всех критических заме­ чаний, предложений моря­ ков и принятия необходимых мер в министерстве под председательством первого заместителя министра В. М. Лушникова создана комис­ сия. Вопросы, поставленные моряками, и меры по их ре­ шению 4 раза рассматрива­ лись коллегией министерст­ ва. Принято решение и сооб­ щено флоту, что проблемы и вопросы, поднятые моряка­ ми,kбудут обсуждены на бассейновых конференциях плавсостава. Министерством и его под­ разделениями на местах про­ рабатываются проблемы и вопросы, поставленные мо­ ряками. В районах промысла побы­ вали руководители БПО «Запрыба», «Югрыба», «Дальрыба», «Каспрыба»- — тт. Соколов, Юрко, Москаль- цов, Якунин, руководители флотских организаций, за­ местители министра тт. Ши­ ряев и ваш собеседник. В министерстве состоялась встреча группы капитанов судов «Запрыбы» с минист­ ром. По совершенствованию оп­ латы труда членов экипажей судов производственного флота рыбной промышленно­ сти принято постановление правительства 18 мая 1989 г. № 402 . Им предусматривается по­ вышение нормы выплаты иностранной валюты до 33% должностных окладов за счет средств отрасли, предо­ ставлено право объединени­ ям и предприятиям в преде­ лах фонда оплаты труда уста­ навливать доплаты за рабо­ ту в ночное время в разме­ ре 35% часовой тарифной ставки. Указанные доплаты пред­ полагается вводить по мере накопления необходимых средств. По поручению правитель- . ства Госкомтруд СССР и ВЦСПС приняли постановле­ ние, разрешающее начислять районный коэффициент на заработок пропорционально средней фактической про­ должительности рабочего дня в период рейса. Решен ряд других вопро­ сов. Сегодня надо прямо сна- загь, что ряд проблем, по­ ставленных моряками, на­ капливался годами. Важнейшими и наиболее острыми для рыбного хозяй­ ства являются проблемы по­ ставок и эксплуатации флота, диспропорций между добывающим и приемо­ транспортным флотом, ме­ ханизации и автоматизации обработки рыбы. Но пути развязки гордиевых узлов есть, тут дело за временем. В том, что эти проблемы решаются медленно, безус­ ловно несет ответственность и руководство министерства, в том числе и я. Это во-пер­ вых. Во-вторых, надо менять стиль работы, больше уде­ лять внимания работе с людьми. Один из главных выводов после командиров­ ки в ЦВА — определенная оторванность руководителей от моряков имеет место. Нужно возродить систему встреч с людьми, хорошо их информировать, опираться на мнения людей. Другого пути для успешного выпол­ нения государственных за­ даний, решения серьезных экономических, социальных проблем нет. РЫБНЫЙ МУРМАН 23 июня 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz