Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
А\ Актуальное интервью На вопросы отвечает заместитель министра БОЛЬШЕ ЗАБОТЫОЛЮДЯХ, В Мурманске, по гтути с промысла, находился зам е ститель министра рыбного хозяйства СССР Н. И. Лысенко. Он посетил редакцию газеты «Рыбный Мур ман» и ответил па вопросы корреспондентов. — Николай Иванович! Вы только что возвратились из Центрально-Восточной Атлантики, где, возглавляя министерскую комиссию, проверяли обоснованность требований рыбаков. Расскажите о ситуации, кото рая там сложилась. — В министерство, другие органы, средства массовой информации в марте посту пила радиограмма капитанов судов «Севрыбы», работаю щих в районе ЦВА. по воп росам неудовлетворительной организации промысла, низ кой заработной платы, струк турных изменений на бассей не, в реализации продукции на внешний рынок. В дальнейшем телеграммы аналогичного содержания стали поступать от промыс ловых судов других бассей нов. Все они внимательно изу чаются, по ним принимаются конкретные меры. Для рассмотрения постав ленных моряками «Севрыбы» вопросов группа работников министерства и БПО «Сев- рыба» побывала в районе промысла. Были проведены встречи с рядом экипажей судов объ единения, других бассейнов. Во встрече, проходившей на ТР «Изумрудный берег», участвовали представители 28 экипажей рыбопромысло вых судов бассейпа (капита ны, первые помощники, председатели судовых кол лективов). Были также про ведены встречи и беседы с подменным экипажем № 4 «Эстрыбпрома» на РТМА «Юмалисте», экипажами СНБ «Кастигис» БПО «Зап рыба», ТР «Константин Оль шанский» БПО «Севрыба», МБ-0018 «Леонид Иванов» «Мурманрыбпрома», РТМ- 7206 «Корунд» «Латрыб- прома», а также с команд ным составом 29 судов ре монтно-подменных экипажей «Севрыбы», «Запрыбы» и «Югрыбы», находящихся в порту Лас-Пальмас. В ходе встреч с экипа жами судов установлено, что организация промысла су дов бассейна оказалась не на уровне. Простои имели место — 104 судо-суток за квар тал. и обеспокоенность мо ряков была вполне справед ливой и обоснованной. Чем были вызваны простои фло та? Прежде всего значитель ным перевыполнением плана вылова. Анализ использова ния флота показал, что при плане вылова в этом районе в I квартале 45 тысяч тонн фактический вылов составил 76 тысяч (170% ). План выпуска рыбопродук ции обеспечен па 153% (пла нировалось выпустить 30 тысяч тонн, по заявкам су довладельцев транспортные организации должны были вывезти 29.5 тысячи тонн продукции, фактически вы пущено 46 тысяч). Этому способствовала хо рошая промысловая обста новка на сардине. В результате намечался значительный простой флота. По приходе в район промыс ла памп были приняты меры но изысканию дополнитель ного тоннажа для вывоза ры бопродукции, в том числе и на экспорт,- Однако эта проблема на много глубже, чем кажется на первый взгляд. Недостатки коренятся, во- первых. в неправильном ис пользовании сырья флотами «Севрыбы» и. во-вторых, в плохой организации промыс ла. слабо учитывающей тех нические возможности судов. О чем речь? Работающие в основном на выпуске мороженой ры бопродукции в этом районе суда «Севрыбы> тппа «Ат- лантик-333», имея возмож ности по морозке до 40 тонн рыбы в сутки и малые по емкости рефрижераторные трюмы (до 300 тонн), прак тически набирают полный груз за 7— 10 суток и ло жатся в дрейф. В то же время корабли «Запрыбы» занимаются до бычей и обработкой более ценной рыбы, и в основном разделанной. Казалось бы, руководст во промрайона должно в случае непредвиденных си туаций (ведь график подхода транспортов трудно огрегу* лировать как часы) быстро сориентировать рыбаков, предложив перейти на лов других пород пли разделку. На деле же получается по- иному. Штаб промрайона вместо гибкого и оператив ного управления занимается лишь констатацией фактов и ссылками на недоработки бе рега. Это один момент. Второй. С учетом возможностей этих судов, возможно, следовало бы иметь в этом районе про мысла в качестве накопите лей до 3 — 4 ТР типа «Си бирь». Об этом следовало по думать заранее. Момент третий. Он связан с реализацией сардины на внутреннем рынке. Мороженая сардина, вы пускаемая судами тралового флота, не пользуется спро^ сом, но она является хоро шим сырьем для производст ва консервов. Именно по это му пути идут предприятия БПО «Югрыба». Их суда на производстве консервов работают в этом районе очень эффективно, южане расширяют их вы пуск. В этом году на плавбазе «Восток» ПО «Антарктика» установило с помощью ис панской фирмы дополни тельную автоматизированную линию по - производству 200 тысяч банок в сутки делика тесных консервов, которые пользуются большим спро сом на внешнем рынке. Вот вам и предприимчивость, и долгожданная валюта. А что же «Севрыба»? Ра ботники аппарата БПО очень любят говорить об освоении мезопелагиали. в частности, добычи анчоуса. Да. это про блема очень нужная и важ ная, ею надо заниматься, но на это уйдут годы. Далекое будущее людей уже не устраивает. Им нуж на рыбная продукция сего дня и в широком ассортимен те. Здесь возникает и такой вопрос: почему Мурманский рыбокомбинат не занимается производством консервов из сардины? Организация оплаты тру да плавсостава, материаль ное стимулирование и соци альное обеспечение моря ков. Анализ выполнения суточ ных норм вылова, утверж денных министерством для расчета сдельных расценок по всем типам судов, рабо тающих в районе ЦВА, по казал, что они выполняются в среднем от 130 до 150% и выше и являются вполне ре альными. Так. в 1988 году при установленной .министер ством суточной нормы выло ва для судов типа ТСМ по району ЦВА в 200 центне ров выполнение составило по судам Мурманского трал флота — 309 .5 ц (154 .7% ) и по судам Беломорской базы гослова (ББГЛ ) — 2 7 2 ц (136 .0% ). Кроме этого, не обходимо отметить, что нор мы выработки по добыче по всем типам судов, утверждае мые министерством, являют ся стабильными и в течение пятилетки пе изменяются. Например, по БМРТ «Иван Бочков» суточная норма вы лова (415 ц) не меняется с 1985 года, БМРТ ПТ (270 ц) с 1986 года, БМРТ «Про метей» (450 ц) — с 1980 го да, РТМ «Атлантика (350 ц) — с 1980 года и т. д. Указанное выше ~ значи тельное перевыполнение норм по судам типа ТСМ обусловило относительно вы сокие заработки плавсостава этой группы судов. По за конченным в 1988 году рей сам судов. работавшим в районе ЦВА, среднемесячная заработная плата без поляр ных надбавок составила у капитанов Мурманского тра лового флота 1191 рубль, беломорской базы гослова — 1042 рубля, а у матросов II класса, соответственно, 671 и 6 6 8 рублей. По сравнению с другими типами судов и другими рай онами промысла заработок экипажей этих судов являет ся одним из самых высоких ц уступает лишь заработкам экипажей судов типа БАТ, работавшим в Юго-Восточной части Тихого океана. Немаловажную роль в уровне заработной платы экипажей играют плановые задания по добыче и выпу ску продукции, которые уста навливаются судовладельца ми, так как именно от их выполнения зависят размеры премий. Проверка показала, что при нормальной органи зации промысла (отсутствие простоев в ожидании тран спортов и топлива) плановые задания перевыполняются. Например, средний процент выполнения заданий по стои мости товарной продукции но Мурманскому тралфлоту и Беломорской базе гослова составляет по судам типа ТСМ. соответственно. 109.3% и 107% . Таким образом, приведен ные выше факты свидетель ствуют о том. что заявление отдельных экипажей о яко бы необоснованных, жестких нормах и сдельных расцен ках ие имеют достаточного основания. Вместе с тем в органи зации оплаты труда и мате риальном стимулировании плавсостава выявлены су щественные недостатки, в частности, нарушения судо владельцами и БПО дейст вующих положений по опла те труда, выплате инвалюты и ее депонированию и дру гим вопросам, которые ущем ляют права плавсостава и приводят к прямому сниже нию заработной платы.. Так, бывшее ВРПО «Сев- рыба» и Мурманский обком профсоюза телеграммой от 11 .07 .88 № 09/550 с целью экономии фонда заработной платы самовольно изменили расчетные коэффициенты для оплаты приведенной про дукции. которые были уста новлены министерством и ЦК профсоюза письмом от 10 .02 .88 № 02-52/872. Это $ свою очередь повлекло сни жение сдельных расценок на рыбу неразделанную и рыбу на экспорт. Так, по судам типа ТСМ расценки на рыбу неразделанную снизились с 2 руб. 57 коп. за 1 центнер продукции до 1 руб. 98 кои. и рыбу на экспорт с 2 руб. 57 коп. до 2 руб. 18 коп. Данное решение «Севры бы» и областного комитета профсоюза является прямым . нарушением постановления ЦК КПСС. Совмина СССР и ВЦСПС № 1115 от 17 сен тября 1986 г., которым пре дусмотрено установление единых расценок для плавсо става однотипных судов, под ведомственных различным хозяйственным организаци ям, осуществляющим лов рыбы в одном и том же райо не промысла. В результате изменения расчетных коэффициентов зарплата за период рейса только по судам типа ТСМ в районе ЦВА снижается на 8 ,7% . Поэтому суда «Сев- рыбы» оказались в значи тельно худших условиях по оплате труда по сравнению о судами «Югрыбы» и «Зап рыбы», работающими в рай оне ЦВА. В этом же ряду и совме стное решение руководства Мурманского тралового фло та* и СТК о прекращении оплаты времени переходов в инпорт и обратно для отды ха экипажей и включении этого времени в рейсовые задания. Данное решение является необоснованным и противоречит действующему Положению об оплате труда. Оплата за время переходов от порта до места промыс ла и обратно должна произ водиться из расчета 100% должностных окладов. Как видно из приведенных выше примеров, руководст во БПО «Севрыба» и Мур манского тралового флота совместно с соответствую щими профсоюзными коми тетами грубо нарушили дей ствующее законодательство о труде. Вместо изыскания ре зервов производства и при нятия действенных мер по повышению эффективности работы рыбопромыслового флота они пошли по пути экономии заработной платы за счет прямого снижении заработков у плавсостава. Следует сказать, что си стема материального wпоощ рении плавсостава в Мур манском тралфлоте и ББГЛ построена в настоящее вре мя таким образом, что пе стимулирует экипажи судов па выпуск продукции улуч шенного ассортимента. По казатели премирования уста новлены такие (стоимость пищевой и товарной продук ции, товарная в натуре), что заинтересовывают экипажи выпускать только неразде ланную продукцию. Несмотря на то, что ряд вопросов в части оплаты труда плавсостава по пред ложениям моряков решен в течение 1 9 8 8— 1989 гг. mi ^ нистерством и ЦК профсойР за положительно. БПО и су довладельцы продолжают Применять на практике ста рые Положения об оплате* Более того, нередко созна тельно идут на ущемление прав плавсостава, не доводя ДО их сведения изменения ус ловий оплаты. Не находит на практике применение отдельных пунк тов решения коллегии ми нистерства и ЦК профсоюза от 2 7 .09 .88 г. «Об улучше нии организации культурно го обслуживания членов эки пажей судов загранплаваний в инпортах и создании в них баз отдыха для моря ков»,; Так, судовладельцы в настоящее время не исполь зуют возможность дополни тельного выделения инва люты из расчета до 5 инва лютных рублей на каждого члена экипажа, в том числе РПК для культурного обслу живания членов экипаже4 судов заграничного плава ния. Как выяснилось. обо всем этом моряки плохо ин формированы. Сказанное свидетельству ет о том. что руководители флотов не используют в должной мере экономиче ские методы управления, слабо знают вопросы органи' зации и оплаты труда, пере* кладывают работу в этой ча сти на функциональные под разделения. Необходимо в кратчайшие сроки переходить на оплату труда за конечные результат ты (товарная продук ция. прибыль и т. п.). Шире внедрять на флоте коллек тивный подряд н арендные отношения. Постановлением Совета Министров СССР № 1405 от 2 декабря 1988 г. с 1 ап реля т. г. предоставлено право ведения экспортно-им* портных операций всем пред приятиям. Нам надо ocisf'i- вать это направление раОо' ты. Предприятиями отрасли в целом активно осуществля ется практическая реалпза ция возможностей по разви тию внешнеэкономических связей. Вместе с тем процесс развития внешних связей со провождается целым рядок негативных явлений. кото рые существенно влияют По их эффективность и отдачу в интересах рыбной отрасли Предприятия и органйза ции бассейнов при осущест влеиии этих операций дейст вуют разобщенно, создава; ненужную конкуренцию меж ду собой. что приводит j снижению стоимости поста 1 ляемой продукции. \ Например, контрактиы це 1 \ы «Камчатрыбпрома> «Прнморрыбнрома» на п( ставку в КНР минтая отл! чаются между собой на 20 швейцарских франков. Предприятия и организ. ции отрасли, вопреки рек; 23 июня1989 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz