Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
Колонка редактора Вопрекифактам D МАРТЕ-АПРЕЛЕ, словно по и команде, хлынул с моря по ток радиограмм. Смущало порой стремление их авторов оповестить о себе всех сразу: «4 пункта 14 адре сов», 4 8 пунктов 26 адресов...» Удивляло уходящее в прошлое показ ное единодушие: «от имени 120 эки пажей...», «по поручению 200 экипа жей». И все нее к сообщениям с моря от носились с уважением: от Совета Ми нистров и Минрыбхоза до Мурманско го обкома КПСС и «Севрыбы». Что касается «Рыбного Мурмапа», то мы опубликовали полный текст первых радиограмм, а затем целыми страницами помещали то, что не по вторялось. 127 экипажей высказали таким образом свои мнения и сообра жения. Мы не причесывали и не при глаживали слова и предложения. Только грубость и бестактность уби рали, а попадалось и это. Мы предоставляли слово по моряц ким проблемам генеральному дирек тору «Севрыбы» М. И, Каргину, его заместителю Э. К. Наумову, вылетав шему специально в ЦВА, председате лю обкома профсоюза 10. В. Макаро ву, многим капитанам, первым по мощникам. рядовым труженикам мо ря. Пригласили в редакцию замести теля министра Н: И. Лысенко и взяли у него интервью (сегодня оно публи куется). Сообщали все. что касалось подготовки рыбацкой конференции. И вдруг читаем в радиограмме с СТР «Комарно»: «Обком КПСС, Ба- лагурову... обязать главных редакто ров газет «Полярная правда», «Рыб ный Мурман» объяснить экипажам в море, почему их газеты упорно обхо дят молчанием борьбу рыбаков за пе рестройку, не освещают их законные требования». Ах, как жаль кой-кому расставаться с «дубинкой». По голо вам редакторов! Ату их! Чтобы экзе куция была нещаднее, вместе с фами лией капитана Кикотя пристроены еще с полсотни. • Ясно, рыбаки сами попались на крючок. Поверили ему. Ну а его-то рукой что водило? Если он пе знал, пишет ли о рыбацких проблемах «Рыбный Мурман», можно было на вести справку. Если знал Виктор Кон стантинович. да наврал, тут уж оцен ки напрашиваются из других измере ний. Мы хотели было сообщить все это на страницах «Рыбного Мурмана», по тому что подрывал капитан Кикоть доверие к другим радиограммам с мо* ря. Да не успели, как почти то же са мое произнес из студии Мурманского телевидения член некоей инициатив ной группы Г. В. Львов из «Мурман- рыбпрома». Мы заметили, что у на шего местного «голубого экрана» не приятие еженедельника: и сама В. В. Демидова с трибуны учила его уму- разуму, и ведущие не раз журили, и авторы по сценариям ведущих склад но говорили. Кикоть с моря слал радиограмму, не видя газеты, а Г. В. Львов был на берегу и хотя бы перелистать послед ние 7 — 8 номеров имел возможность. Десятки материалов, тематических страниц посвящены обращениям ры баков. А ведущий А. М. Ландер почему смолчал? Оп-то вообще редко отлуча ется и. готовясь к серьезной беседе с рыбаками, наверное, должен был по знакомиться с тем, что о них пишет рыбацкая газета. Возможно, это и безалаберность. Но очень уж похоже на преднамерен ное искажение фактов, подлаживание под вкусы малосознательной части людей. В словаре такие действия име ют однозначную оценку — демаго гия. Главную оценку любой газете да ют ее читатели. За ними слово. На трибуну рыбацкой конференции 3 Н АПОМНИМ: брожение началось не вдруг. Вдруг — лишь выплеснулось. Копилось и вырвалось наружу в виде потока радиограмм в самые различные инстанции, вплоть до верховных. Как вести себя в этом случае? Что предпринять? Одни шараха лись — от беспомощности — из стороны в сторону, другие пыта лись «давить» административно. Словом, конференция промысловиков на Северном бассейне и предполагаемый съезд рыбаков страны — это следствие давно за кореневших причин. Но как восприняли идею коммунисты судовых парторганиза ций? Каково их отношение к происходящим событиям? Какие по зиции занимают и каких взглядов придерживаются? Твоя позиция, ? к о м м у н и с т ! (Диалоги после рейса) Причины и следствия Морской подменный экипаж (МПЭ- 4), промышлявший на БМРТ трало вого флота «Прогресс» и «Демянск», •только что вернулся после рейса. С заданием справились на «отлично», рыба пошла первым сортом, годность — стопроцентная, заработок — при личный, премия — весомая. То есть поводов для возмущений вроде бы не должно быть. Да и работали в Канадской зоне — напрямую, выходит, пе причастны к событиям, развернувшимся в ЦВА. И третий критерий для выбора со беседников, пожалуй, самый необходи мый: партийная организация в коман де довольно крепкая и стабильная, из двенадцати человек (на 77 членов экипажа), да к тому же двоих в ря ды КПСС приняли прямо в рейсе.; Словом, «модель» для анализа — самая что ни на есть подходящая, если требуется объективность. С. А. СМИРНОВ, первый помощник капитана, заместитель секретаря парт организации: — Нас к бастующим никак не при числишь. Но связь с судами держали постоянно — были в курсе происходя щего. Как относились? А как могут от носиться моряки, если все те же беды на себе испытали? В. А. ЛЕЖНЯК, матрос, коммунист: — Мы поддерживали требования ры баков, работавших в ЦВА. А вы бы хо тели иначе?.. Да ведь экипаж на про мысел вышел без промвооружения. Од ним тралом работали, и тот все время рвался. Вы вот о роли парторганизации заго ворили... Что же, думаете, не беседуем с беспартийными? Да в процессе рабо ты такие дискуссии порой разгораются. Только часто нет у нас никаких аргумен тов: люди изуверились —- слишком мно го лет нас кормят обещаниями. И. Ф . НОГАЙ, матрос, член КПСС с 1939-го: — Почему вступал? Трудный вопрос, вот так, с бухты-барахты, и не объяс нишь. Да, авторитет партии заметно подорвали люди, скомпрометировавшие себя. Их, к сожалению, немало. Но ес ли без высоких слов: мне просто сей час понравился подъем в стране. Есть надежда. Есть искренность. По-человечески я понимаю поступки всех своих коллег. На отчаянный шаг люди просто так не решаются — лишь когда до предела доходит. Тоже знако мо: в ЦВА лежим в дрейфе, плана нет. Сегодня поймали, завтра — шторм. Ну как тут не обозлиться? Е. В. ЧЕРНЫШЕВ, шеф-повар, комм у нист: — Считаю, правильно ребята посту пили. Потому, что все другие способы уже использовали. В. М. ЛЫЖИН, рефмехэник, комм у нист : — Неверная это формулировка — «забастовали». Нам ведь на судно при ходила радиограмма, в которой сооб щалось: легли в дрейф из-за того, что нет топлива. Тут тоже понять надо: в таких случа ях цепная реакция неизбежна, если у многих наболело. Вы спрашиваете о моей позиции, об отношении коммуниста к происходяще му... Но ведь я — такой же рыбак, как и все. Партийное сознание? Оно есть — иной раз убеждаешь ребят, что все решать нужно мирным путем, пытаешь ся объяснить сложность проблем, гово ришь, что разом их не смести. Но сколько можно, если ничего к лучше му не меняется? Нет, на партийном собрании мы спе циально не обсуждали события в ЦВА. Зато совещались сразу всем экипажем . И пришли н выводу, что надо поддер жать . Выдвинули и свои требования. Я вам прямо с каж у : если после конфе ренции, после съезда ничего не изме нится, я — к а к комм унист — за за бастовки . Парадоксально звучит? А ина че не знаю , что делать. И вообще считаю , хватит нам уже на собраниях трепать язы ками . Роль парт ор ганизации кан раз и заключается в том. чтобы вести за собой. До сих пор мы, кажется , не вели, а только ука зы ва ли и поучали, к а к жи ть . Нелирическое отступление Любопытные дета/ш так и просятся в строку. Ну, на что. казалось бы, сетовать удовлетворенному? Ан пет, хоть и рейс был не «прогарным», как всегда, нашлись иные поводы для перепалки. Моряки справедливо возмущались проявленной о них «заботой». Авиа билеты, дабы по домам разлететься на выходные, заказали с моря вовре мя. Да вышла, как говорят в таких случаях товарищи бюрократы, накла- дочка. Не большая, не маленькая, но такая, что десятки рыбаков озадачила. В самый сезон остались — благодаря указаниям и наставлениям профкома, которые в точности выполнили, — без билетов. Как теперь вылететь из Мурманска? Поболтали моряки, почертыхались, плюнули да разошлись. Кто ответит за эту «иеувязочку»? Да никто. При выкли уж к подобной безответствен ности. Как и к тем деньгам, которые вынуждены, теряя выходные, ожидать зачастую помногу дней... Роли и принципы Вот они — взгляды со стороны. То бишь самые объективные. И. В. ГОСПОДАРЬ, матрос, беспартий ный: — Лично я ощущаю присутствие парторганизации на судне. Для меня тот же К. И. Веников. — у него ого ка кой морской опыт — всегда пример. А. Ф . РОЖКОВ, котельный машинист, беспартийный: — Да нет, нельзя так однозначно го ворить, что у всех коммунистов авто ритет потерян. Сколько их — работя щих и мудрых. А вот принципиальности и настойчивости многим недостает. Наши вроде ничего, но надо бы еще поактивней быть. Доволен, что верно оценили ситуа цию. А то ведь раньше как было: пра вы — не правы партийные — все рав но переубеждают. Игорь и Геннадий ТРУФАНОВЫ, ма стера добычи, оба — беспартийные: — Для нас на судне нет авторитетов среди коммунистов. Но если в целом... политику Горбачева разделяем и под держиваем. Надо четко разграничивать: есть партийные — истинные, а есть «ли повые» — кто вступил ради карьеры. Мы с теми и за тех, кто по-настояще му, а не на словах, болеет за рабочих. Материал подготовил С. МИРОНОВ. (Наш корр .| И. Ф. Ногай. В. М. Лыжин. И. В, Господарь. В. ▲ . Лежняк. рыбный мурман 23 июня 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz