Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

БЕРЕМ В СВОИ РУКИ! самостояельность Конференция , прошедшая в нонце мая в межсоюзном Двор­ це ку л ь т у ры , не привлекла осо­ бого внимания мурманчан. Не было на ней и представителей прессы , радио, ТВ. Да и что могло случиться здесь сенса­ ционного? Просто собрались а к тиви с ты кннолюбительского движения и провозгласили свое объединение Федерацией не­ профессиональных кинемато ­ графистов. Они не обещали ре­ ш и ть проблем с мылом, колба ­ сой и дру гим и товарами, а ста­ ло быть, н польза от них со­ мнительна. Но вот Поползин думает ина ­ че. Руководитель клуба ки н о ­ любителей облсовпрофа, — он из тех энтузиастов , кто счита ­ ют свое дело самым важным на свете. Вся деятельность Евгения Григорьевича была на­ правлена на то, чтобы вовлечь в занятия нлуба к а к можно больше людей. Это были годы поиска новых форм ор ганиза ­ ции учебы, ко н кур сов , семина­ ров и безуспеш ны х по пы то к ул учш и ть материальную базу... Система пробуксовывала, си ­ лы тратились впустую . Попол­ зин ходил, доказывал, что нлу- бу н уж ны большая самостоя­ тельность и доверие, возмож ­ ность зарабатывать средства на свое развитие . Но с нами посту ­ пали, к а к с подростками , ко то ­ рым и зарабатывать не дают, и в то ж е время упренаю т, что хлеб-то они родительский едят... И вот Поползин избран пред­ седателем вновь возникшем М урманской федерации непро­ фессиональных кинематографи ­ стов. С утверждением ее по­ явится возможность самофи­ нансирования . О ткрыв свой счет в банке, активисты непро­ фессионального нино смогут выполнять заказы предприятий и организаций на съем ки филь­ мов, причем диапазон тем и жанров очень ш иро к. Кино мо­ ж е т рекламировать производст­ во, пропагандировать техниче ­ ские идеи, может вскрыва ть внутрицеховые и межведомст­ венные проблемы, исследовать социальные отношения и вн ут ­ ренний мир человека. К а к сказал на конференции представитель морско го паро­ ходства С. Л. Карпенко , М ур­ м анск — город уни кал ьны х возможностей , столько интерес­ ного и необычного в нем про­ исходит. И новая общественная ор ганизация , которая будет действовать на принципа х хо з ­ расчета, поможет отразить все эти. события и проблемы с по­ мощью самого массового ис­ кусства . Ю . АБРАМИЦКИИ, донкерман портофпота М урманского рыбного пор . та. Н ДВЕРНОЕ, трудно най­ ти мурманчанина, не знакомого с творчеством од­ ного из старейших и интерес­ нейших художников города — Николая Михайловича Морозова. Каждая его ра­ бота па выставках сразу за­ мечается. а индивидуальная манера так запоминается, что, увидев несколько раз его полотна и графические ли­ сты, уже трудно спутать их с произведениями других ав­ торов, далее близких ему по тематике, цвету, Морозов — из тех худож­ ников, которые четко знают свои цели, задачи, даже свои возможности. В одну из пер­ вых встреч меня поразила буднично произнесенная Ни­ колаем Михайловичем фра­ за: — У меня нет таланта, но работаю я ежедневно». Первое побуждение — бро­ ситься защищать художника от его же собственных «об­ винений». Но вскоре начина­ ешь понимать смысл сказан­ ного мастером. Всем извест­ но выражение: 99 процентов таланта составляет трудолю­ бие. Но тот единственный процент, что отведен вдох­ новению, присутствует бук­ вально в каждом произведе­ нии Николая Михайловича. Полотна его отличаются еще и необычайной свежестью, эмоциональностью, незасу- шенностыо. Поэтому «каж­ дый день» — не значит «по принуждению», хотя бы и добровольному. А значит — всегда под влиянием «золото­ го процента». Подчас зрителей удивляет, так сказать, «однобокость» творчества Морозова — толь­ ко пейзажи и натюрморты (за редким исключением — например, портрет «Мурман­ чанин» на последней област­ ной выставке «Люди земли Кольской»). Но п здесь ху­ дожник не идет наперекор себе, сознательно избирая те жанры, которые ему наибо­ лее близки. Пейзажи Николая Михай­ ловича очень узнаваемы. Иногда они посвящены опре­ деленному уголку пашей Кольской земли, изображают Мурманск, Североморск, Ко­ лу, Ковду. Другие же пред­ ставляют собой обобщенные образы, например, «Земля В гостях у муз « . . . н о т о т к й щ ы й ш ь » Кольская п в них так синтезированы, обобщены типичные черты се­ верной природы, что каждый зритель находит здесь что-то свое, только ему дорогое и знакомое.; При всей «похожести» кар­ тин на натуру, художник всегда далек от фотографич­ ности.; Уже в многочислен­ ных этюдах во всем — в композиции, цвете, формате, акцентировке деталей — чув­ ствуется именно своеобраз­ ный взгляд художника па мир.- Еще более это усилива­ ется, когда на основе натур­ ных этюдов пишутся большие картины. Многое уходит, ме­ няется, заново компонуется, что-то добавляется. «Я не фотограф», — постоянно подчеркивает и сам Николай Михайлович. На основе од­ ного натурного этюда могут быть сделаны несколько раз­ ноплановых полотен. Этюды — эти своеобразные чернови­ ки, «шпаргалки» — помога­ ют художнику воссоздать не только детали того пейзажно­ го мотива, который взят за основу, но и настроение, ох­ ватившее художника в мо- Палитра Заполярья мент работы над ним. К сожалению (парадокс — к сожалению!), у Морозова так много работ, что все из них просто невозможно пред­ ставить на выставках, многие так п не покидали степ ма­ стерской. Почему-то особен­ но запомнилось большое по­ лотно «Березы» (сам автор любовно-иронично сказал про эту картину с той интонаци­ ей, с которой говорят о лю­ бимом, но избалованном ре­ бенке: «60 туб белил на нее извел»). Картина и в самом деле необычна — написан­ ные густо, пастозно, почти вылепленные, стволы берез «без конца и без края» (мы не видим ни вершин деревь­ ев, ни земли под ними) ка­ жутся воплощением вселен­ ной, будто кружатся в мед­ ленном нескончаемом хоро­ воде. Морозов по сути своей •— живописец. И даже в акваре­ ли, считающейся графиче­ ской техникой, он прежде всего живописец. Акварелью художник занимается с ше­ стидесятых годов, считая ее одновременно и богатейшей, и очень трудной техникой: «Здесь все построено на чуть- чуть. надо очень осторожно». (Впрочем, тут же: «Акварель — такая техника: и не хо­ чешь, а получается».) Цвет в акварелях Морозова очень богат, по нигде нет пестроты, раздробленности, разноголо­ сицы. Художник сначала ищет цветовые отношения, строит фундамент картины из цветовых пятен и лишь за ­ тем ищет детали, создающие каждый раз индивидуальны!'!, необычный образ. Н. М. Морозов — худож­ ник уже состоявшийся, но по­ чивать на лаврах отнюдь не собирается. В нынешнем го­ ду, году своего 60-летия, планирует показать большую персональную выставку* в Мурманске (и очень надеет­ ся, что это будет уже в но­ вом выставочном зале). В апреле же состоялся верни­ саж его акварельных произ­ ведений в Вологде. Удиви­ тельная жизнерадостность и работоспособность этого чело­ века позволили ему до зре­ лых лет сохранить бодрость духа и молодость души. И основной рецепт «нестаре- ння» — в его любимой фра­ зе: «Работать надо, ребята, вкалывать!». Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. ПА СНИМКАХ: И. М. МОРО­ ЗОВ; картина «Заполярь е» , l l l l i p - В свете рампы ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О МИНУВШЕМ ТЕАТРАЛЬНОМ СЕЗОНЕ но «сделанном») спектакле «С т о ­ бой и без тебя» — плоде сотруд­ ничества театра с режиссером А . П. Говорухо из Москвы , и о вы ­ шеупомянутом «казачьем шоу» (?) «Женщина есть женщина» . От Ю. В. Чернышева мы вправе были ожидать большего, чем механиче­ с кий набор эффектных трю ков . Ведь он — действительно сильный режиссер !.. Тем не менее эта его постановка не вдохнула «живую стала, безусловно, главным собы­ тием сезона. ...А что нового в театрах-студи­ ях, в коллективах, от которых мы ждем поиска, эксперимента, сме­ лой ломки стереотипов, с кото ­ рыми связываем надежды на «второе дыхание» театрального искусства? Увы — тут пока боль- 0 f ЬБЪЕМ СТАТЬИ не позволяет мне подробно проанализи­ ровать все спектакли сезона. Го­ воря о некоторых, придется огра­ ничиться буквально одной-двумя строчками. И вот что сразу насторажи­ в а е т : одной-двух строчек хвата­ ет! Посмотришь спектакль... все гладко, все грамотно, все — ну до того «округло», что ни серд­ цу, ни разуму буквально заце­ питься не за что. Разве за петуха, которого режиссер Ю . В. Черны­ шев «живьем» выпускает бегать По сцене в спектакле областного драматического театра «Женщина есть женщина»... Зрители после спектакля столь оживленно об­ суждают этого петуха, что можно подумать — из зоопарка возвра­ щаются, а не из театра, где кр о ­ ме одной глупой птицы им два часа пыталась что-то сказать це­ лая труппа неглупых актеров. Очень хотелось бы оставить иронический тон — но относиться всерьез к невероятным броскам облдрамтеатра от «Интердевочки» к «Бабьему бунту» (по которому поставлен спе ктакль «Женщина есть женщина» ) трудно . И если в премьерах начала сезона — в «Дальше... дальше... дальше!» (по­ становка главного режиссера те­ атра В. М. Саранчука) и в той же «Интердевочке» (режиссер В. Б. Брынза) прослеживались по пы т ки серьезного разговора со зрителем, то следующие две премьеры — это уже из области «Театр по и гры ­ вает, а зритель посматривает». Я говорю об откровенно и равнодуш ­ Выше него? жи знь» в нынеш ний сезон област­ ного драматического театра. Хочу быть правильно понятым : не злорадство водит моей ру кой , а горечь. Драматический театр КСФ от­ несся и к выбору пьес, и к их постановке более требовательно. В результате его репертуар в нынешнем сезоне обогатился спектаклями «Свалка» по пьесе А . Дударева и «Темная история» по пьесе П. Шеффера. Оба по­ ставлены главным режиссером театра Ю . В. Фекета . Но что го­ ворить о спектаклях, которые «штатские» зрители Мурманска практически не имеют возм ож ­ ности увидеть? А жаль. Новые спектакли театра КСФ выгодно отличаются от прежних работ это­ го творческого коллектива. Маленьким зрителям м ож но посоветовать посмотреть спек­ такль «Брысь» в областном теат­ ре кукол . Эту премьеру готовили «всем миром» : актеры из М ур ­ манска, авторы пьесы — В. Зимин и В. Гин из Ленинграда, режиссер — В. Вольховский из Воронежа. В результате получилась очень добрая и очень грустная сказка, которая — для этого театра — ше проблем, чем реального дви­ жения вперед. Сезон примечателен тем, что в городе открылся новый театр-сту- дия: «Иван Иванов» (временно действующий в Д К моряков). Ру­ ководство самым молодым теат­ ром М урманска взял на себя Ю. В. Чернышев. И что же? Мы получили — в его постановке — спектакли «Семейный ужин в по­ ловине второго» и «Страшные сны Заморенова В. П.», которые и по уровню драматургии, и по режиссуре производят все то же знакомое до боли «крепкое сред­ нее впечатление». Что ж е получа­ ется? На средние вкусы ориенти­ руется областной драматический театр, на средние ж е вкусы ори ­ ентируется экспериментальный «Иван Иванов»... а куда ж е по­ даться зрителю, чьи вкусы выше средних? Правда, творческие пла­ ны «Ивана Иванова» на новый сезон довольно любопытны — но не помешает ли их реализации обилие проблем? Это ж е обилие проблем выну­ дило другой театр-студию — «На улице Радищева» — провести се­ зон почти исключительно на га­ стролях. Вместо поиска новых театральных форм молодым акте­ рам пришлось вести самую про ­ заическую борьбу за выживание. Поневоле задумаешься: что мы создаем — театры, творческие коллективы или некие «центры по борьбе с объективными труд­ ностями»?.. ...И все-таки лучший спектакль сезона, на мой взгляд — это спектакль именно студийный. Речь идет о спектакле «Здесь живут люди» в театре-студии «Актер», действующем при ДК имени Ки­ рова. Режиссер И. В. Лисовская шла на явный и большой риск, ставя интересную, но гром о зд кую пьесу южноафриканского (!) дра­ матурга, играя ее в крохотном зале на 50 мест, работая с не­ профессиональными артистами... И риск оправдался! Не значит ли это, что театру полезно иногда «играть против правил»? «Здесь живут люди» — пере­ плетение четырех человеческих судеб, четырех мирозданий, четы­ рех философских систем — каж ­ дый зритель волен сам выбирать «ключ» к расшифровке языка по­ становки; спектакль обладает для этого вполне достаточной глуби­ ной. Кроме того, «Здесь живут люди» — переплетение четырех тонких и очень человечных ак­ терских работ. Не случайно испол­ нительница главной роли в спек­ такле — Марина Ящук — отмечена за «лучшую актерскую работу се­ зона» секцией критики М урман­ ско го отделения СТД РСФСР. Да, кое-чем сезон все же по­ радовал. Кое-что выше среднего. И все-таки не будем забывать: выше среднего — это значит ни­ ж е высшего. В. ЧУБАР. В ДЕНЬ ПОБЕДЫ Почему я плачу в Д е н ь П о б е ды ? Я в е д ь не б ы в а л а на в о йн е . Плачу я по б а б ушк е и д е ду , что с г ор е ли в миров ом огне . Плачу я по старому и з лому ветерану — мо ему отцу. Тр е з вым он с утра уйдет и з д ому , а вернется п ь ян ен ь ким к к р ы л ь ц у . И — не выключа ет теле виз ор, г д е с э к р а н а бойко говорит ю н ы й г л а д кий к ом сом оль ск ий л ид е р , что никто у н а с не позабыт. В с е пр е кра сно ! Слов н а р я д ны й глянец о р уж е й ным з алпом затрещи т... Их не знает, будто иностранец , • в коммун ал к е старый инвалид . Он достанет тусклые м е д а ли , до д в е р е й с о дышк о й доползет. Вс е , что п о б е д и ли - прои г ра ли , он с с о с е д к ой в о д очкой зальет. Отгремят п о б е д он о с н о з алпы . Отшумят к о л онны мо л о дых . Снов а будни : планы и зарплаты... Не до ветеранов. Не до них. Надежда ДОБЫЧИНА. 9 июня Ш9 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz