Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
БЕРЕМ В СВОИ РУКИ! самостояельность Конференция , прошедшая в нонце мая в межсоюзном Двор це ку л ь т у ры , не привлекла осо бого внимания мурманчан. Не было на ней и представителей прессы , радио, ТВ. Да и что могло случиться здесь сенса ционного? Просто собрались а к тиви с ты кннолюбительского движения и провозгласили свое объединение Федерацией не профессиональных кинемато графистов. Они не обещали ре ш и ть проблем с мылом, колба сой и дру гим и товарами, а ста ло быть, н польза от них со мнительна. Но вот Поползин думает ина че. Руководитель клуба ки н о любителей облсовпрофа, — он из тех энтузиастов , кто счита ют свое дело самым важным на свете. Вся деятельность Евгения Григорьевича была на правлена на то, чтобы вовлечь в занятия нлуба к а к можно больше людей. Это были годы поиска новых форм ор ганиза ции учебы, ко н кур сов , семина ров и безуспеш ны х по пы то к ул учш и ть материальную базу... Система пробуксовывала, си лы тратились впустую . Попол зин ходил, доказывал, что нлу- бу н уж ны большая самостоя тельность и доверие, возмож ность зарабатывать средства на свое развитие . Но с нами посту пали, к а к с подростками , ко то рым и зарабатывать не дают, и в то ж е время упренаю т, что хлеб-то они родительский едят... И вот Поползин избран пред седателем вновь возникшем М урманской федерации непро фессиональных кинематографи стов. С утверждением ее по явится возможность самофи нансирования . О ткрыв свой счет в банке, активисты непро фессионального нино смогут выполнять заказы предприятий и организаций на съем ки филь мов, причем диапазон тем и жанров очень ш иро к. Кино мо ж е т рекламировать производст во, пропагандировать техниче ские идеи, может вскрыва ть внутрицеховые и межведомст венные проблемы, исследовать социальные отношения и вн ут ренний мир человека. К а к сказал на конференции представитель морско го паро ходства С. Л. Карпенко , М ур м анск — город уни кал ьны х возможностей , столько интерес ного и необычного в нем про исходит. И новая общественная ор ганизация , которая будет действовать на принципа х хо з расчета, поможет отразить все эти. события и проблемы с по мощью самого массового ис кусства . Ю . АБРАМИЦКИИ, донкерман портофпота М урманского рыбного пор . та. Н ДВЕРНОЕ, трудно най ти мурманчанина, не знакомого с творчеством од ного из старейших и интерес нейших художников города — Николая Михайловича Морозова. Каждая его ра бота па выставках сразу за мечается. а индивидуальная манера так запоминается, что, увидев несколько раз его полотна и графические ли сты, уже трудно спутать их с произведениями других ав торов, далее близких ему по тематике, цвету, Морозов — из тех худож ников, которые четко знают свои цели, задачи, даже свои возможности. В одну из пер вых встреч меня поразила буднично произнесенная Ни колаем Михайловичем фра за: — У меня нет таланта, но работаю я ежедневно». Первое побуждение — бро ситься защищать художника от его же собственных «об винений». Но вскоре начина ешь понимать смысл сказан ного мастером. Всем извест но выражение: 99 процентов таланта составляет трудолю бие. Но тот единственный процент, что отведен вдох новению, присутствует бук вально в каждом произведе нии Николая Михайловича. Полотна его отличаются еще и необычайной свежестью, эмоциональностью, незасу- шенностыо. Поэтому «каж дый день» — не значит «по принуждению», хотя бы и добровольному. А значит — всегда под влиянием «золото го процента». Подчас зрителей удивляет, так сказать, «однобокость» творчества Морозова — толь ко пейзажи и натюрморты (за редким исключением — например, портрет «Мурман чанин» на последней област ной выставке «Люди земли Кольской»). Но п здесь ху дожник не идет наперекор себе, сознательно избирая те жанры, которые ему наибо лее близки. Пейзажи Николая Михай ловича очень узнаваемы. Иногда они посвящены опре деленному уголку пашей Кольской земли, изображают Мурманск, Североморск, Ко лу, Ковду. Другие же пред ставляют собой обобщенные образы, например, «Земля В гостях у муз « . . . н о т о т к й щ ы й ш ь » Кольская п в них так синтезированы, обобщены типичные черты се верной природы, что каждый зритель находит здесь что-то свое, только ему дорогое и знакомое.; При всей «похожести» кар тин на натуру, художник всегда далек от фотографич ности.; Уже в многочислен ных этюдах во всем — в композиции, цвете, формате, акцентировке деталей — чув ствуется именно своеобраз ный взгляд художника па мир.- Еще более это усилива ется, когда на основе натур ных этюдов пишутся большие картины. Многое уходит, ме няется, заново компонуется, что-то добавляется. «Я не фотограф», — постоянно подчеркивает и сам Николай Михайлович. На основе од ного натурного этюда могут быть сделаны несколько раз ноплановых полотен. Этюды — эти своеобразные чернови ки, «шпаргалки» — помога ют художнику воссоздать не только детали того пейзажно го мотива, который взят за основу, но и настроение, ох ватившее художника в мо- Палитра Заполярья мент работы над ним. К сожалению (парадокс — к сожалению!), у Морозова так много работ, что все из них просто невозможно пред ставить на выставках, многие так п не покидали степ ма стерской. Почему-то особен но запомнилось большое по лотно «Березы» (сам автор любовно-иронично сказал про эту картину с той интонаци ей, с которой говорят о лю бимом, но избалованном ре бенке: «60 туб белил на нее извел»). Картина и в самом деле необычна — написан ные густо, пастозно, почти вылепленные, стволы берез «без конца и без края» (мы не видим ни вершин деревь ев, ни земли под ними) ка жутся воплощением вселен ной, будто кружатся в мед ленном нескончаемом хоро воде. Морозов по сути своей •— живописец. И даже в акваре ли, считающейся графиче ской техникой, он прежде всего живописец. Акварелью художник занимается с ше стидесятых годов, считая ее одновременно и богатейшей, и очень трудной техникой: «Здесь все построено на чуть- чуть. надо очень осторожно». (Впрочем, тут же: «Акварель — такая техника: и не хо чешь, а получается».) Цвет в акварелях Морозова очень богат, по нигде нет пестроты, раздробленности, разноголо сицы. Художник сначала ищет цветовые отношения, строит фундамент картины из цветовых пятен и лишь за тем ищет детали, создающие каждый раз индивидуальны!'!, необычный образ. Н. М. Морозов — худож ник уже состоявшийся, но по чивать на лаврах отнюдь не собирается. В нынешнем го ду, году своего 60-летия, планирует показать большую персональную выставку* в Мурманске (и очень надеет ся, что это будет уже в но вом выставочном зале). В апреле же состоялся верни саж его акварельных произ ведений в Вологде. Удиви тельная жизнерадостность и работоспособность этого чело века позволили ему до зре лых лет сохранить бодрость духа и молодость души. И основной рецепт «нестаре- ння» — в его любимой фра зе: «Работать надо, ребята, вкалывать!». Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. ПА СНИМКАХ: И. М. МОРО ЗОВ; картина «Заполярь е» , l l l l i p - В свете рампы ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О МИНУВШЕМ ТЕАТРАЛЬНОМ СЕЗОНЕ но «сделанном») спектакле «С т о бой и без тебя» — плоде сотруд ничества театра с режиссером А . П. Говорухо из Москвы , и о вы шеупомянутом «казачьем шоу» (?) «Женщина есть женщина» . От Ю. В. Чернышева мы вправе были ожидать большего, чем механиче с кий набор эффектных трю ков . Ведь он — действительно сильный режиссер !.. Тем не менее эта его постановка не вдохнула «живую стала, безусловно, главным собы тием сезона. ...А что нового в театрах-студи ях, в коллективах, от которых мы ждем поиска, эксперимента, сме лой ломки стереотипов, с кото рыми связываем надежды на «второе дыхание» театрального искусства? Увы — тут пока боль- 0 f ЬБЪЕМ СТАТЬИ не позволяет мне подробно проанализи ровать все спектакли сезона. Го воря о некоторых, придется огра ничиться буквально одной-двумя строчками. И вот что сразу насторажи в а е т : одной-двух строчек хвата ет! Посмотришь спектакль... все гладко, все грамотно, все — ну до того «округло», что ни серд цу, ни разуму буквально заце питься не за что. Разве за петуха, которого режиссер Ю . В. Черны шев «живьем» выпускает бегать По сцене в спектакле областного драматического театра «Женщина есть женщина»... Зрители после спектакля столь оживленно об суждают этого петуха, что можно подумать — из зоопарка возвра щаются, а не из театра, где кр о ме одной глупой птицы им два часа пыталась что-то сказать це лая труппа неглупых актеров. Очень хотелось бы оставить иронический тон — но относиться всерьез к невероятным броскам облдрамтеатра от «Интердевочки» к «Бабьему бунту» (по которому поставлен спе ктакль «Женщина есть женщина» ) трудно . И если в премьерах начала сезона — в «Дальше... дальше... дальше!» (по становка главного режиссера те атра В. М. Саранчука) и в той же «Интердевочке» (режиссер В. Б. Брынза) прослеживались по пы т ки серьезного разговора со зрителем, то следующие две премьеры — это уже из области «Театр по и гры вает, а зритель посматривает». Я говорю об откровенно и равнодуш Выше него? жи знь» в нынеш ний сезон област ного драматического театра. Хочу быть правильно понятым : не злорадство водит моей ру кой , а горечь. Драматический театр КСФ от несся и к выбору пьес, и к их постановке более требовательно. В результате его репертуар в нынешнем сезоне обогатился спектаклями «Свалка» по пьесе А . Дударева и «Темная история» по пьесе П. Шеффера. Оба по ставлены главным режиссером театра Ю . В. Фекета . Но что го ворить о спектаклях, которые «штатские» зрители Мурманска практически не имеют возм ож ности увидеть? А жаль. Новые спектакли театра КСФ выгодно отличаются от прежних работ это го творческого коллектива. Маленьким зрителям м ож но посоветовать посмотреть спек такль «Брысь» в областном теат ре кукол . Эту премьеру готовили «всем миром» : актеры из М ур манска, авторы пьесы — В. Зимин и В. Гин из Ленинграда, режиссер — В. Вольховский из Воронежа. В результате получилась очень добрая и очень грустная сказка, которая — для этого театра — ше проблем, чем реального дви жения вперед. Сезон примечателен тем, что в городе открылся новый театр-сту- дия: «Иван Иванов» (временно действующий в Д К моряков). Ру ководство самым молодым теат ром М урманска взял на себя Ю. В. Чернышев. И что же? Мы получили — в его постановке — спектакли «Семейный ужин в по ловине второго» и «Страшные сны Заморенова В. П.», которые и по уровню драматургии, и по режиссуре производят все то же знакомое до боли «крепкое сред нее впечатление». Что ж е получа ется? На средние вкусы ориенти руется областной драматический театр, на средние ж е вкусы ори ентируется экспериментальный «Иван Иванов»... а куда ж е по даться зрителю, чьи вкусы выше средних? Правда, творческие пла ны «Ивана Иванова» на новый сезон довольно любопытны — но не помешает ли их реализации обилие проблем? Это ж е обилие проблем выну дило другой театр-студию — «На улице Радищева» — провести се зон почти исключительно на га стролях. Вместо поиска новых театральных форм молодым акте рам пришлось вести самую про заическую борьбу за выживание. Поневоле задумаешься: что мы создаем — театры, творческие коллективы или некие «центры по борьбе с объективными труд ностями»?.. ...И все-таки лучший спектакль сезона, на мой взгляд — это спектакль именно студийный. Речь идет о спектакле «Здесь живут люди» в театре-студии «Актер», действующем при ДК имени Ки рова. Режиссер И. В. Лисовская шла на явный и большой риск, ставя интересную, но гром о зд кую пьесу южноафриканского (!) дра матурга, играя ее в крохотном зале на 50 мест, работая с не профессиональными артистами... И риск оправдался! Не значит ли это, что театру полезно иногда «играть против правил»? «Здесь живут люди» — пере плетение четырех человеческих судеб, четырех мирозданий, четы рех философских систем — каж дый зритель волен сам выбирать «ключ» к расшифровке языка по становки; спектакль обладает для этого вполне достаточной глуби ной. Кроме того, «Здесь живут люди» — переплетение четырех тонких и очень человечных ак терских работ. Не случайно испол нительница главной роли в спек такле — Марина Ящук — отмечена за «лучшую актерскую работу се зона» секцией критики М урман ско го отделения СТД РСФСР. Да, кое-чем сезон все же по радовал. Кое-что выше среднего. И все-таки не будем забывать: выше среднего — это значит ни ж е высшего. В. ЧУБАР. В ДЕНЬ ПОБЕДЫ Почему я плачу в Д е н ь П о б е ды ? Я в е д ь не б ы в а л а на в о йн е . Плачу я по б а б ушк е и д е ду , что с г ор е ли в миров ом огне . Плачу я по старому и з лому ветерану — мо ему отцу. Тр е з вым он с утра уйдет и з д ому , а вернется п ь ян ен ь ким к к р ы л ь ц у . И — не выключа ет теле виз ор, г д е с э к р а н а бойко говорит ю н ы й г л а д кий к ом сом оль ск ий л ид е р , что никто у н а с не позабыт. В с е пр е кра сно ! Слов н а р я д ны й глянец о р уж е й ным з алпом затрещи т... Их не знает, будто иностранец , • в коммун ал к е старый инвалид . Он достанет тусклые м е д а ли , до д в е р е й с о дышк о й доползет. Вс е , что п о б е д и ли - прои г ра ли , он с с о с е д к ой в о д очкой зальет. Отгремят п о б е д он о с н о з алпы . Отшумят к о л онны мо л о дых . Снов а будни : планы и зарплаты... Не до ветеранов. Не до них. Надежда ДОБЫЧИНА. 9 июня Ш9 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz