Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

Социальная: сфера Мы — за культ — По следам наших выступлений ----- Д ОПУСТИМ, возвращается судно с промысла вечером. Того Пущ е — в субботу. А рыбак, котором у не терпится поско ­ рее «воссоединиться с семьей», живет в Североморске. Или в Росте, в Полярном — словом, в пограничной зоне, куда не до ­ браться, если в паспорте нет отметки о соответствующей пропи­ ске. Да только на руках у рыбака в данный момент — паспорт моряка. А общегражданский, в котором прописка-то и обозна­ ч е н ^ — надежно заперт в сейфе паспортной группы службы капитана рыбного порта. Стало быть, и домой дороги нет, пока не закончатся выходные. Такая ситуация была обрисована в письме тралфлотовца С. Со­ ловьева, опубликованном в начале года под заголовком «А от­ вечать придется мне же...» Для автора письма положение усу­ гублялось тем, что плавает он на малых судах, стоянки в порту бывают часто, но они коротки . Соответственно, и в позицию «чу­ жой среди своих» ему приходится попадать нередко . Не говоря уже о том, сколько драгоценного берегового времени тратится на обмены одного паспорта на другой : очереди же, как без них. Как попасть домой? Раньше, писал тралфлотовец С. Соловьев, Североморский ГОВД выдавал специальные справки-вкладыши с указанием прописки. С этим документом и паспортом моряка м ож но было без суеты и нервотрепки миновать КПП, доехать до дома. Но три года назад вкладыши выдавать перестали. И началось... На запрос редакции заместитель начальника тралфлота по кадрам О. А. Никитин переслал копию письма в Североморский ГОВД, в котором выражена просьба «если есть возможность, оказывать содействие обращающимся морякам в организации выдачи подобных справок или других документов, дающих пра­ во беспрепятственно следовать через КПП из Мурманска к ме ­ сту своего жительства и обратно». Из Североморска вскорости ответили, что такой возможности нет: «паспортным отделом УВД М урманского облисполкома... запрещена выдача вышеуказанных справок, как не предусмот­ ренных законом». Заместитель начальника УВД П. Ф . Довгер подтвердил: «Вы­ дача органами внутренних дел каких-либо дополнительных до ­ кументов, удостоверяющих личность граждан, в данной ситуа­ ции нормативными актами не предусмотрена». Однако и обна­ дежил: «В январе с. г. УВД внесено предложение в облиспол­ ком О порядке выезда граждан, постоянно прописанных в по­ граничной зоне, по паспорту моряка». Все эти ответы были даны в феврале — начале марта. И бот настала пора вновь провентилировать ситуацию. Видимо, вопрос в облисполкоме не рассмотрен. Потому что ответа на предложение мы не получили. А тут необходимо специальное ра сп оряж ени е облисполкома, — огорчил начальник паспортного отдела УВД Э. В. Вертинский. — Только я считаю, Что рыбаки должны прежде всего сами приложить усилия. Пред­ приятие ставит людей в такие условия — оно и должно решать Проблемы. Но на письмо, которое было послано начальнику ВРПО «Севрыба» еще в ноябре прошлого года, мы тоже отве­ та не получили. Разговор с заместителем начальника отдела кадров тралфлота В, Г. Гуляковым также свелся практически к тому, что ничего не изменилось: ка к маялись люди — пусть немного их, пусть единицы, — так и маются. Тут бы и воткнуть в текст сердитый восклицательный знак. Как же , мол, так! Рыбаки добиваются нормального человече­ с ко го отношения, а дело ни с места! Но... Не понимаю, в чем проблема, — удивился капитан рыбного порта Д . Я. Калюгин. — Если необходимо получить общеграж ­ данский паспорт, когда наша служба не работает, пусть отдел кадров напишет отношение, и мы выдадим его. Диспетчерские же флотов работают круглосуточно ! Да у меня постоянно тол­ пятся люди с такими запросами... — А если есть срочная необходимость, — добавила инспек­ тор паспортной группы рыбного порта Н. М . Соколова, — то м ож но нас и из дома вызвать. Каждый выходной кто-то из ин­ спекторов назначается дежурным , адреса есть в портнадзоре. Бывало, даже ночью приезжали... Нет, в последнее время такое редко случается. Может, моряки обо всем этом не знают? Видимо, действительно так. Да и откуда, например, тралфло- товцам знать, если, судя по всему, это не известно даже в их отделе кадров? А как, интересно, обходятся в других флотах? — Пишем гарантийные письма капи та ну порта по радиограм ­ мам с промысла, — отвечает начальник сектора отдела кадров БПО «Севрыба» Н. П. Поджаров. — Но случается, если радио­ грамму не дадут, ребята отираются в М урманске . Все-таки со вкладышами к паспорту моряка проще было. Лучше вернуться к этой системе. — А мы сами заказываем проп ус ка для тех, к т о ж иве т в по- гранзоне . Заказываем через УВД. — Вот с ним да с паспортом моряка люди и проезжаю т через КПП, — объяс­ няет начальник отдела кадров объединения «Мурманрыбпром» В. Н. Ш ири ков . — Два года т у т работаю, помню только одну на ­ клад ку : женщ ина просрочила свой п р о п у с к и не смогла вовремя попасть домой. Что ж , по всему выходит: не случайно письмо, которое послу­ жило толчком ко всему этому разбирательству, пришло именно из тралфлота. Правая рука не знает, что делает левая. В трал- флоте не ведают, что другие флоты давным-давно нашли выход из положения. Пусть далеко не идеальный, далекий от цивили­ зованного... Попробуйте-ка объяснить кому-нибудь, не знакомому с нашенскими порядками, каким образом советский гражданин, обладатель двух (!) паспортов оказывается в такой ситуации, что не м ож е т попасть домой... Не получится ведь. Чересчур экзо ­ тично. Однако в «Мурманрыбпроме» и «Севрыбе» с этой экзоти­ кой кое -ка к управились. Вывернулись. А в траловом — нет. Что и нужно оценить по достоинству. И все-таки, может, в облисполкоме знают рецепт, как упро ­ стить ситуацию, чтобы рыбакам не приходилось изворачиваться в таком простом и радостном деле, как дорога к дому? В. БЕЛЯЕВ. (Каш корр .) К УДА НМ- ДАЛЬШЕ ляжет путь из интерната? Вос­ питатели детей, лишенных семейного крова, никнут от этого вопроса. С горечью при­ знаются, что мало кто заканчива­ ет 10-й класс, в основном идут в ПТУ, а там, как правило, зако- •ны подростковой группы недале­ ки от уголовщины. Простота и грубость нравов не очеиь-то располагают к щепетильности в выборе профессии, к целе­ устремленности.; А частью быв­ шие детдомовцы и интернатов­ цы попадают в правонаруши* тели, Нет, не многими счастли­ выми судьбами может похва­ литься интернат, и каждый вос­ питанник, получивший высшее образование или нерядовую про­ фессию, «не хуже семенных»; — это жемчужина в летописи родной школы.- _ Почему лее так? Ведь луч­ шие, известнейшие люди, прой­ дя в детстве ту лее горькую школу, сделали звание «детдо­ мовец» — гордым званием! Пи­ сатели Астафьев, Приставкип, Рубцов, Белых и Пантелеев («Республика ШКИД»!), кино­ актеры и режиссеры Нахапетов, Губенко (вспомним его «Под­ ранки»)... Видится ли кому иная при­ чина, кролю обезличивания ре­ бят? Не по недоброжелательст­ ву, не по вине педагогов, а из- за поразительного безразличия общества. Рассудите. Убеди­ тельный стимул для развития личности — это самоуважение. А оно рождается только тогда, когда растущий человек ощуща­ ет свою ценность для кого-то лично, что ои нужен некоему взрослому другу, что кто-то очень ждет встреч и разговоров с ним. В семье — в хорошей — ребенок ощущает эту свою необходимость, и чем серьезнее и радостнее его воспринимают близкие, тем плодоноснее раз­ витие маленькой личности. Бы­ вает и так, что детеныш пере­ кормлен всеобщим вниманием в семье, тогда он растет эгоцент­ риком, душа и ум этого, случа­ ется, высокоразвитого индивида — холодны, недобры, скупы, А детдомовец лишен столь важного ощущения нужности, К нему добры воспитатели, но они ко всем так же добры, это их служебный и этический долг. Ребенок там пе чувствует себя отдельной, самоценной лич­ ностью, привыкает к тому, что он — неприметная частичка большого коллектива, где все — как он, а он — как все, В младенчестве он садится на‘ гор­ шок не тогда,- когда сам захо­ чет, а когда всех сажают, И ест он, когда все едят (кстати, как любят детдомовские ребята опаздывать на обед! Сидишь по­ том в столовой один, сам по се­ бе и где хочешь, и ешь, чего и сколько пожелаешь. Сам по се­ бе!). Все идут в кино — и он идет. Все решили втихаря вы­ пить в праздничек — и он вы­ пьет. Все курят — и он заку­ рит. Все «шалят» вечерами в городе — и он будет «балдеть», драться, воровать, насиловать. Тем более, если некому запла­ кать от горя, когда с ним что-то случится, некому радоваться и гордиться им в лучшие дни. Т АК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Как сберечь в ничейном ребенке личность и само­ уважение в условиях, ког­ да он никому из взрослых не нужен? Есть ли выход из горь­ кой безвыходности? Вопрос, са­ ми понимаете, не только и не столько нравственный, сколько социальный: детдомов и интер­ натов много и число их растет — кого же мы воспитываем, ка­ кие силы вливаются в общест­ во, добрые и созидательные или ограниченные, нездоровые, раз- рушительные? Есть ли выход? Нелегким вопросом задава­ лись и студенты . пединститута, выйдя на педагогическую — а я бы добавил: и исследователь­ скую —- практику в школу-ин­ тернат соседнего города Колы. Здесь воспитываются дети, от­ нятые у развращенных, дегра­ дировавших родителей. Есть и другие ребята — из отдаленных поселков, где нет школ, либо из многодетных или других ма­ лообеспеченных семей. В интер­ нате живут ученики с 1 по 8 класс, В каждой группе — до 30 ребят. Среди студентов есть и те, кто прямо со школьной скамьи — в институт, совсем молодые, и те. кто уже после армии или производства. Рас* пределились по 3 — 4 человека па каждую группу и полтора года занимались с ребятами внеклассной работой. Вот что рассказывают сами студенты: — Первое впечатление от ин ­ терната: внешне — казарма . Ну почему не дадут хорошее здание для ребят? Поведением они не бле­ щут. Обстановка в этом смысле заметно хуж е , чем в обычной школе . Воровство развито. Один мальчик в моей группе хранил все свои деньги в носке и никогда его не снимал. Надо что-нибудь ку п и ть — снимет ботинок, залезет в носок и достанет денеж ку . Де­ ло в том, что деньги на нарман- ные расходы им не выдают — го ­ сударство не предусмотрело (а в детдомах выдают), родители кому шлют, ком у не шлют. Едой интер ­ нат обеспечивает сполна, одеждой — не всех, но нуждающ ихся . И, разумеется, не модельной. Так что расслоение на «имущих» и «неиму­ щих» очевидно, а значит, пр и су т ­ ствую т и верные с п у т н и ки такой несправедливости — воровство, азартные и гры и прочее. Спят-то не по 2—3 в номнате. а все вме­ сте: мальчики — в одном зале, де­ вочки — в другом . (Ирина ШУ- ХАТ). Д А, ИНАЧЕ как казармой такие условия не назо­ вешь. Детей, которых об­ делять дальше-то и неку­ да, в Коле умудрились обде­ лить уютным домом, немало не заботясь, что теснота, ветхость, убогость психологически подав­ ляют юные души, сызмальства выдавливают по капле, изо дня в день, все лучшее из них, оставляя мрачное, низменное, безысходное, А попытки педа­ гогов хоть как-то скрасить бес­ приютность здания бессильны исправить его вид. — Со старшими , представляю себе, к а к трудно . А малыши — они к а к вью н ки : появился новый человек — и облепят его, и тро га ­ ют, и расспрашиваю т, долго не о тпус каю т . Одна девочка т а к по­ любила меня, что стала называть мамой. В первый раз я растеря­ лась, не знала, что и делать, раз ­ волновалась. Потом девочка объ­ яснила, что я внешне очень по­ хож а на ее маму. Ж ивую маму! Забывшую , далекую маму. (Лариса ПЛАТОНОВА). — На дискотеке , ко тор ую мы ор­ ганизовали с Олегом Малыш ки- ным , в основном собрались вось­ м и классни ки . Все шло хорошо, и вдруг — под самые зажигательные мелодии ни к то не выходит танце ­ вать. В чем дело? Оказывается, ни кто не умеет танцевать рок-н - ролл, а к т о и умеет, не выдержи ­ вает темпа . А кто ж е их т у т на­ учит ! Этого мы н и к а к не ожидали. Но все равно, дискотека очень по­ нравилась, и ребята просили ор га ­ низовать еще раз. (Дмитрий ПЕ­ ТУХОВ). А вот что писали ребята в своих записочках: «Вы мне очень понравились, я хочу, что­ бы вы были у нас еще. Лена Гермогенова, 7 класс». — Никогда не забуду первую встречу со своими пя ти клаш кам и . Недоверие сменялось интересом, а потом и желанием говорить , рас­ ска зы вать , расспрашивать . Пере­ бивали, перекри кивали д р у г д р у ­ га . Кажды й хотел рассказать о себе, о своих делах, о братьях, сестрах . Они вели меня по интер ­ нату . Кажды й норовил взять ме­ ня за р у к у и подвести к своему «жилищ у» : показать свою кровать и ка ки е у него кни ги ... Прозвенел звоно к — пора уж ина ть . «Мы не пойдем, — закричали дети, — л у ч ­ ше еще поговорим !» Все ж е уда­ лось заставить их идти куш а ть , пообещав дождаться ■ «игровои», хо ть и пора было ехать домой, го ­ товиться к инс ти ту ту . Прибежали быстро . «Как. вы уж е поели? Та к быстро?» — «Держи», — и маль­ чуган сунул мне в р у к у б улоч ку . «Ешь, ешь сам, я не голодная». Я отказываю сь , а ребята все подхо­ дят и подходят и кажды й несет мне свою булоч ку . Потом спрята ­ ли мою с ум ку , чтобы я не уе зж а ­ ла домой. Девочки предлагали каждая свою кровать в спальне, упрашивали остаться ночевать. И каждая встреча с ребятами рас­ крывала их с новой стороны . Но у меня такое чувство, что, о т кры ­ вая их, я откры вала себя. Мы слу­ шали, смотрели, играли , разгова­ ривали — и постигали , ка к , в сущ ­ ности , одиноки эти души . Каи им н уж н о общение! (Марина СЫСОЕ­ ВА). «Я ученица 4 класса Нина Самородииа. Мне понравились «веселые старты», я хочу еще». — Первый день не помню . По­ тому что не было особых волне­ ний — была Галина Борисовна и все было хорошо (Г. Б. Садовская, руководитель практики. — С. А.). А второй, уж е самостоятельный заход я запомню на всю ж и знь . У меня были ребята 9 —10 класса. Я думал т а к : приду, и все будут слушать меня, я ж е интересный в общем-то человек, мне есть о чем рассказать... В палате кавардак. Кто гуляет, кто мотается по зда­ нию . Полное отсутствие интереса к моей особе. Я стою у окна , рас­ терянны й , хоть плачь, а в о кр у г хаотично носятся разновозрастные «бармалеи». Я не знал, к а к и под­ ступиться к этим «ежам». (Эдгар СТРАУМАНИС). Кристина Сотноярви, 6 класс: «Я хочу, чтобы студенты приез­ жали к нам почаще. С ними ин­ тересно». Это действительно получалос'ЯГ’ здорово: например, впервые на интернатовской сцене были по­ ставлены спектакли. В этом по­ могла студентам преподаватель кафедры литературы Л. Л. Ива­ нова. А любительские фотогра­ фии рассказывают о школьном Дне славянской письменности, походе в лес, Дне именинника, о других шефских затеях. Вот Олег Шухат в импровизирован­ ном карнавальном костюме «вершит погоду», медитируя у новогодней елки, где воспитан­ ники и их взрослые друзья из института слились в одну семыо, — На один из вечеров пришли подвыпившие вы п у с кн и к и интер ­ ната — давние, уже работающие. И стали задираться к нашим ребя- там-студентам, когда те уре зони ­ вали их «шалости». Интернатские старш е классни ки встали на защ и ­ т у студентов. Это был волнующий момент, ведь в отнош ениях между старшеклассниками (жестковатые ребята и себе на уме, к а к нам ка ­ залось) и парнями-студентами , по­ чти их ровесниками , было некото ­ рое отчуждение, вполне понятное для их возраста. А вот поди ж *. ты ... (Ирина ШУХАТ). ~ Сердечной благодарностью студентам наполнены строки письма в институт от старшего воспитателя интерната, отлични­ ка народного просвещения И. В. Фроленковой, Э КЗЮПЕРИ ГОВОРИЛ: мы навсегда в ответе за тех, кого приручаем. Практика закончилась. Практиканты передают эстафе­ ту первокурсникам, интернат стал постоянной заботой педин­ ститута. А есть ли у школы ше­ фы-производственники в Коле? Как пе быть, есть. Но как и все шефы, они пред­ почитают откупиться разовым мероприятием — пошумнее, по­ раздольнее, чтоб помнилось, или разовым подарком — бога­ тым, щедрым, чтоб никто не упрекнул. А вот с ежедневным общением, да тем более еще и личной дружбой — с этим, как- теперь говорят ие только па трибунах, напряженка. £ Так же и в Мурманске. И в любом другом городе. Порази­ тельное равнодушие! К своим преемникам, к сыновьям своего поколения, к будущему своей страны. Бабушки, дедушки, все, кто скучает на пенсии и не на­ ходит, чем бы руки занять, при­ ходите в Детский дом! Комсо­ мольцы, молодежь, просиживаю­ щая штаны по кабинетам и ка- феюшкам, у вас есть младшие братья и сестры, они хотят дру­ жить, хотят жить, а не числить­ ся в списках. Они хотят дружбы с вами, они порой бродят по городу и заглядывают вам в гла­ за с одним-единственным вопро­ сом, Шефы от предприятий, дружить, беречь и опекать — это вовсе ие то, чем занимаетесь вы. Мы до конца своих дней ответственны за тех, кого при­ ручаем, В Мурманске живут около 22 0 детдомовцев, 560 ребят учатся в интернатах. И. ДМИТРИЕВА, студентка пед­ института; С. АРХИПОВ. (Наш корр .] 9 июня 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz