Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

г V I СЕЙЧАС еще нередко приходится слышать: «План * * ценой !» А кто определит эту любую цену! Ведь 1 — любой . . з а ней — # здоровье рыбака, е го семейное благополучие Труд моряка давно уже стал предметом изучения специалистов — врачей, психологов, физиологов. Ученые разрабатывают р е ко ­ мендации по организации труда и досуга на судне, но всегда ли Информация к размышлению 1 1 риск производственного травматизма. Нормирование длительности Свободное время Вопрос об оптимуме бюджета всем членам экипажей минимум ,1 Всег рейса. Скользящий график рабф ты и частую смену времени ва$| ты нельзя признать физиологичв# ски оправданными. Всем члена/Х экипажа должен быть предостаЙ лен возможный максимум ночнО? го сна. Работы и вахты надо пл4| нирорать, так, чтобы обеспечит^ они выполняются! Думается, рыбакам будет интересно сопоставить как нормальную адаптационно- снижению профессиональных на- СОН КАК ВИД ОТДЫХА свой личный опыт с данными, которые приводятся в специальной компенсаторную реакцию , воз- выков и требует более длительно- Сон должен быть фиксировав литературе. никающ ую под влиянием интен- го периода «привыкания» к рабо- во время суток в течение В подбор ке , которая предлагается вашему вниманию, использо- сивного и неравномерного физи- те ваны, главным образом , фрагменты книги доктора медицинских на- ческого труда, специфических у к Ю . М. Стенько «Психогигиена моряка», выпущенной издательст- условий отдыха. Состояние ж * вом «Медицина» в 1981 году. Названная работа — результат мно - организма в 4—5-й месяц непре- голетних исследований,, проведенных в экипажах основных рыбо- рывного плавания характеризуется ловецких бассейнов страны, в том числе Северного. Приведены в снижением функциональных *о з - подбор ке также положения книги Л. М. Мацевича «Охрана здо- можностей, повышающим ровья моряка» (изд. «Транспорт», 1986 год) и других трудов. Разумеется, некоторые выводы ученых хорошо известны самим рыбакам. Однако эти выводы и рекомендации опираются на стро- рейса должно производиться $ свободного времени до конца час° в непрерывного сна. гий фактический материал, который, как мы полагаем, может ока- учетом климатических районов еще не решен. Избыток его, по- заться полезным при обсуждении наболевших проблем как участ- плавания. При умеренных внешних видимому, нецелесообразен. М о ­ никам предстоящей бассейновой конференции, так и всем моря- температурах и прочих равных ус- ряки выражают эту мысль слова- ловиях сроки промысла в тропи- м и 1 «Мы идем в море не отды- ках и в северных широтах будут хать, а работать». Недостаток же различными: в первом случае Личного времени — менее 3 ча- 100— 130 суток, во втором — 80—* ^Ов отрицательно сказывается 100 суток. В северных широтах В на психическом состоянии моряка зимний период длительность рейг и развитии его личности, са не должна превышать 80— 90 1 кам. П одборку подготовила врач Н. СОСНИНА. Формирование экипажей Центральным моментом в фор­ мировании экипажей является обеспечение их стабильности, что может быть реализовано ад­ министрацией баз и управлений при помощи административно-ор­ ганизационных мероприятий. Ьрактика показывает, что боль­ шинство экипажей после рейса расформировываются, и только некоторые члены экипажей из прежнего состава выходят в но­ вый рейс на этом ж е судне. Подавляющее большинство опрошенных в различных бассей­ нах высказались за одновремен­ ное проведение отпусков и отгу­ лов с членами своего экипажа с тем, чтобы постоянно работать вместе. Следовательно, необходи­ мо добиваться стабильности эки­ пажа из рейса в рейс, что будет значительно сокращать период срабатываемости после начала промысла, способствовать нор­ мальным отношениям в коллекти­ ве, более рациональной организа­ ции трудовых процессов. Таким Проблемы жизни семейной Проблема досуга на борту по- суток, летом — 100 суток. По иС- мим0 количественного имеет ка- в Е Пономарев в книге «Челв* течении этих сроков необходимо чественный аспект. В проведении „ ек и 6езопасность мореплавания* осуществить подмену экипажа в свободного времени физкультура у к азывает на высокую э м о ц и « море или закончить рейс. занимает еще незначительный нальную значимость семьи для м<« Как показали исследования, от- удельный вес и преобладают пас- ряка< основываясь, в частности дых в порту физиологически обо - еивные формы отдыха, способст- снован на 80— 90-е сутки. На ма- вующие гиподинамии, лых судах при плавании в север- Даже при большой занятости /* * ■ ■ ■'w - •■v ' Iw ■ Iwi«r> п ■va ■a»wа»«лw ных и тропических широтах целе- рыбак из своего суточного бюд- сы связанные с утечкой кадро| сообразно осуществлять его на жета каждый день выделяет на цз»зд невозможности вести н о р | 10 суток раньше. Продолжитель* чтение 0,5— 1 час. Однако неред- мальную семейную жизнь . П4 ность такого отдыха р порту ко моряки недовольны комплекта- мнению авт0ра, за н им аю щ е го ^ должна быть не менее 3-х полных цией книгами судовых библиотек, специальными исследованиям^ суток, что с учетом перехода из Вероятно, целесообразно созда- стабИльность брака, являющаяс* одним из наиболее весомых фак>$ на выводах морско го социальж го союза Франции, флот которо! периодически испытывает кризис Т р у д и д о с у г Р Ы Б А К А Что говорит наука? г~ образом , сохранение стабильно- И процентов). Таким образом , района промысла и обратно обес- сти экипажа экономически выгод- длительность рейса в целом отри- печивает 5—6 суток отвлечения От но цательно отражается на социаль- обстановки промысла. После От- Отрицательные производствен- но-психологических характер*- дыха <! прекращением промысла но-бытовые взаимоотношения стиках моряка. на j 6 суток наблюдается позы- между рядовым и командным со- С течением рейса самочувствие, шение работоспособности рыба- ставом на третьем месяце рейсапсихическое состояние и настрое- ков которое сохраняется в тече- достигают 35% (против 1,8% в ние моряка ухудшаются, вызывая ние 20—30 суток (до 130— 140 су- начале рейса). значительное эмоциональное на- ток рейса) за счет эффекта актиб- Анализ отношений между устав- пряжение. н0.г1° ^ ТЛ Ь,Х?гл * ными группами показывает, что в первый месяц рейса около 50 На 140— 150-е сутки наблюдает- представителям командного со- процентов моряков отмечают у ся повторное снижение работо- става, несмотря на профессио- себя бодрое, отличное настрое- способности. Наблюдаемые явле- нальную компетентность как ру - ние. На 40—50-е сутки отмечается ния торможения в центральной ководителям коллектива, требует- ухудшение настроения, которое нервной системе, сопровождаю - ся специальная медицинская и особенно заметно на ЙО-е сутки. 6 щиеся замедлением скорости ре- психологическая подготовка. конце второго месяца появляются акции и увеличением количества Социологический материал, по- т° ска' тревога, мучительное бес- ошибок для такой профессии, как лученный в результате опроса покойство, страх. На 30—40-е сут- добытчик, у которо го время при- торов душевного равновесия м04 ряка, оказывает непосредственно^ влияние на его трудовую деятель* ность, в том числе на обеспече* ние безаварийного плавания. Исследования показали, что $ 71 процентах случаев уход береговую работу связан в дли* тельным отрывом от семьи и воп# росами половой дизадаптации. При существующем режиме труда и отдыха, при большой дли* тельности рейсов и двух- трех« месячным пребыванием на бере* гу а течение года, моряк, обеспе^ чивая семью материально, не вы* полняет в ней своих социальны^ функций отца, воспитателя, мужа. Обязанности воспитателя, органи* затора образа жизни семьи, рас* порядителя бюджета несет на се^ бе жена моряка, что приводит ь£ нервному и физическому перена* пряжению женщины. «Скрыта^ безотцовщина» приводит к не* удовлетворительной учебе и пове* дению детей моряков , за воспит4| ние которых фактически отвечав^ только мать (85 процентов семей)$ Почти половина матерей в качё} стве причины плохой учебы детей называют длительное отсутствий отца в семье. Не исключены сек£ суальные дисгармонии в бракёр экипажей показал что 50 процен - ки настроение у моряков начина- ема траловых досок составляет Все это в сумме с прочими фа** тоз м ооякоз предполагают в бли ет часто меняться даже в течение десятые доли секунды, становится »ать типовые судовые библиотеки, торами обуславливает более вы$ жайшем будущем сменить оабо- Дня- Примерно с этого момента профессиональнозначимым и составленные с участием психо- сокую численность разводов мо* t v на беоегоаую Пои v t o a a о н и появляются элементы безразли- опасным, так как может привести логоа, социологов, литераторов, ряков по сравнению с берегозы* о т м е ч а ю Г л П основных о и а * тяжелым травмам и падению за педагогов. ми профессиями, слиш ком большаяИ нерзная на- Установлено, что на выполнение борт. У рыбообработчиков замед- Свободное время является ре - В условиях длительных рейсо$ гпузка — 23 процента* слишком Дозированного задания при хоро- ление скорости реакций может альным социально-психологиче- упрочению семейных отношении длительный отрыв от берега от шем настроении у испытуемых привести к порезам и наколам ским фактором, при помощи ко - способствует улучшение обменф семьи — 23 процента. ' уходит в среднем 1,5— 1,6 секун- плавниками рыб кистей рук. У су- торого можно не только регули- информацией между моряком И 1Микроклимат коллектива В начале рейса 52 процента всех ответивших дают отрица­ тельные оценки членам экипажа. Длительность рейса \ ды, а при плохом 2,5— 3,3 секун- доводителей эти изменения могут ровать психическое состояние мо - его семьей (почтовое обслужива) ды. способствовать принятию непра- ряков в рейсе (борьба с монотон- ние, радиотелефон, радиопередач Сильного решения, что увеличи- ностью, ностальгией, сенсорным чи и т. д.). Не менее важно для 4ает возможность аварийной Си- эмоциональным голодом), но и профилактики сексуального дис«< ?уации, так как лов рыбы ведет- непосредственно ^ воздействовать комфорта в семье правильно ор* Ся в сложных навигационных ус- на социальную активность и раз- ганизовать отдых моряка на бе-# Аовиях. витие личности. Судовым врачам, регу, учитывая, что пребывание 4 Продолжение промысла приве- физкультурным активистам на су- домах отдыха по одиночной пу* бы к усилению отмеченных не- Дах необходимо добиваться про- тевке крайне нежелательно длй благоприятных изменений, недо- ведения обязательной утренней моряков , которые и так длитель* Результаты исследований уело- статочному восстановлению функ- гимнастики (15 минут), вводной ное время оторваны от жены й К 40-м суткам значительно увели- вий труда и быта рыбаков, прове- ций, утомлению и переутомлению, гимнастики перед каждой вахтой детей. Необходимо практиковать чивается число лиц, которые не денные непосредственно в море, Исходя из физиологических кри - (по 7— 10 минут), физкультурных в большем масштабе предостав-* нравятся опрашиваемому, — пока- свидетельствуют о напряжении териев, а также учитывая неблаго-, пауз в середине и второй поло- ление очередных и внеочередных затель достигает 75 процентов. С всех функциональных систем че- приятный по климату район про- вине вахты, занятий физкультурой (без сохранения зарплаты) от-* 80-х суток наступает резкое воз- лозека. мысла (имеется в виду Северо-За. и спортом в свободное время 4— пусков работающим женам моря - растание отрицательных взаимоот- Неблагоприятные изменения в ладная Атлантика), предельно до- 6 раз в неделю по 1,5— 2 часа в ков во время пребывания моря- ношений, а на 100-е сутки рейса, центральной нервной системе на- пустимый срок плавания экипажей зависимости от состояния здо- ков на берегу и стоянок в совет-» несмотря на благополучную про- ступают на 80-е сутки, 8 нервно- судов должен составлять 140 су- ровья и уровня тренированности, ских портах. Следует расширить мысловую обстановку, количество психологической сфере — на 90-е, ток. Занятия необходимо прозодить возможности семейного отдыха конфликтующих лиц доходит до в сердечно-сосудистой системе — Весьма интересна точка зрения круглый год на воздухе во всех моряков . В спокойном протекании 90 процентов. После отдыха в на 80-е, в нервно-мышечной — моряков на годовой режим тру- климатических зонах. полового воздержания играют порту на 110-е сутки количество на 90— 100-е и в системе крови — да. В подавляющем большинстве Большую роль должно сыграть роль общегигиенические факторы таких лиц падает на 35 процен- на 100-е сутки рейса. (76— 96 процентов) они считают, также строительство на асех су- (занятия физкультурой и спортом, тов, а к концу рейса растет и до- Изменения физиологических по- что продолжительность рейса не А ** спортивных залов и спортив- правильный режим труда и отды- стигает почти такого же уровня, казателей наблюдались вскоре по- должна превышать 2— 3 месяца, ных кают с соответствующим обо - ха). Азартные игры, пассивный от- как перед заходом в порт, — 91 еле начала промысла и постепен- Отпуск следует предоставлять не рудованием. Немаловажное зна- дых способствуют снижению мо - процента. Особого внимания за- но или с колебаниями возрастали, реже 2 раз в год, по мнению 50— чение, особенно на малых судах, рального потенциала и косвенно служивают проявления агрессии достигая максимума в период 70 процентов опрошенных, при имеет внедрение тренажеров. В влияют на сексуальную озабочен- («возникает непроизвольное ж е - между 100 и 130 днями рейса. общей продолжительности его не настоящее время они есть только ность. Однако главное — это под- лание ударить этого человека, но Изменения ряда систем и фи- более 3— 4 месяцев (93— 99 про - не крупных судах, хотя потреб- бор оптимальных сроков разлуки воздерживаюсь»), которая на 160-е зиологических функций у рыбаков центов ответов), так как разовый ность в них на малых судах зна- и времени совместной жизни на сутки отмечается у 21 процента в первые 3 месяца непрерывного отпуск свыше 1,5—2 месяцев при- чительно больше вследствие ма- берегу в кругу семьи, т. е. годо ­ личного состава (в начале рейса у плавания мож но рассматривать водит, по мнению плавсостава, к лой площади. вой режим труда и отдыха. РЫБНЫЙМУРМАН 9 июня 1389 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz