Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
& ж ждать указаний f сверху» 5 1 Станки с ЧПУ появились в объединении «Мурманская судо верфь» всего тр и года назад. И если на д р у ги х заводах на них работают и наладчинн, и операторы , то здесь обе ф ун кции вы полняет один рабочий, поэтому квалификация его, конечно же, должна быть намного выше. Это и умение читать чертежи , и глубокое знание устройства сложного станка , и понимание тех нологического процесса, и высокая точность в работе. То есть оператор-наладчик должен быть универсалом. Именно таков Ми хаил Иванович Куксарев . Он работал в слесарно-механическом цехе № 1 еще до службы в армии , сюда вернулся. Надо сказать, молодому рабочему немало помог опы тный бригадир, квалифици рованный специалист Юрий Николаевич Пусачев. НА СНИМКЕ: М. И. КУКСАРЕВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. Фотоинформац ия Работа на тяжелых грунтах Советы промысловика В Л А Д ИМ И Р МИХАИЛОВИЧ КУЗНЕЦОВ проработал в р ы б • " ной промышленности С е в е р а 44 года , из них б о л е е 30. лет — капитаном. Ему посчастливилось учиться, п е р е нима я опыт промысла , ' 'поисковой работы, умения руководить коллективом, у таких капитанов , к а к М. М. Епарии , А. Г. Романов , К. Л. Бу р к о в , М. 11. К у з н е ц о в , А. А. Ег о р о в , Г. А. Калинин , К. А. Л а той. 11 Вл а димиру Михайловичу , еще мо л о д ому тогда р у к о в о д и телю э кип ажа , д о в е рили п о и с к о в ую работу , с чем он отлично спра вил ся . УКРАИНСКАЯ ССР. Коллектив крупнейш е го в стране Ильичев- ско го судоремонтного завода имени 50-летия СССР взял свое предприятие на арендный подряд. Этому предшествовала двухгодичная работа судоремонтников на хозрасчете, ко торы й дал свои положительные результаты — ста бильность роста производительности труда, повышение качест ва ремонта. Но экономический анализ показал, что у предприя тий есть и значительные резервы, и судоремонтники сделали сле дующ ий шаг — стали полноправными хозяевами своего завода. НА СНИМКЕ: В плавдоке завода. Фото И. ПАВЛЕНКО (Фотохроника ТАСС). 1*1 ОДГОТОВКА К РАПО Р Т Е в районе с тяжелым грунтом должна начинаться во время перехода. Судово дителям необходимо внима тельно изучить имеющуюся информацию (карты, план шеты, промысловые лоции) о данном районе. При прослу шивании совещаний все по лезные советы нужно учесть в своей будущей работе. Обя зательно поставить в извест ность старшего мастера лова о грунтовых условиях и об ассортименте рыбы в новом районе промысла.; При тралениях каждый но вый задев должен сразу на носиться па планшет. Рабо тая у берегов, спуск и иодь- ем трала нужно производить в определенной точке,; Очень важно знать характеристику разных течений,; Если судно течением или ветром снесло с того места, где намечался спуск трала, то нужно сно ва выйти в точку спуска тра ла. Потеря времени на такие заходы всегда оправдывает ся. Одним из важных факто ров успешной работы на плохих грунтах является правильное, а точнее — грамотное вооружение тра лов. При работе на губке хо рошо зарекомендовали себя траление на повышенных ско ростях до 4 — 4 ,5 мили в час, вооружение нижней подборы бобиицами 500 мм и облегче ние ее, подтягивание футро- па, т. е. укорачивание его, резкое уменьшение количе ства привязанных цепок и удлинение их до 60 -—80 сан тиметров. Автор оставлял всего 4 цепочки: по одной в начале крыльев и в конусах, длиною по 80 сантиметров — при облове окуня и трески. При облове синекорого пал туса надо увеличивать ско рость траления, подтягивание футропа и сокращать время траления до двух часов. Некоторые промысловики делают по три продольных разреза на нижней части трала: по центру и в одном метре от бокового шва. Учи тывая то, что губка имеет почти нулевую плавучесть и после поднятия ее с грунта она некоторое время дер жится над грунтом, то про рези малоэффективны. Есть и другие способы из бавиться от губки, например, вырезать окно перед началом двухрядного мешка. Но такое окно может дать пролов. Особенно тяжело работать па ракушке, например, к се веро-западу от о. Медвежий на глубинах менее 150 мет ров.- Там очень быстро про тирает двухрядные мешки. Можно рекомендовать сле дующее: траление не больше одного часа, поставить кух- тыли по 2 0—3 0 штук па каждый боковой шов двух рядного мешка, обязательно работать на большей скоро сти (4— 4 ,5 мили в час), не забывая при этом пли удли нить ваера, или утяжелить нижнюю подбору. При работе на илистом грунте можно рекомендовать следующее: резко пе стопо- к прибыли нищета флота затраты на топливо, износ ору дий лова, отчисления сбыту, производственные расходы, зарплата и т. п. Таким образом, удельная се бестоимость, или себестоимость одной тонны обезличенной продукции, гораздо в большей степени зависит от ее валово- l l го выпуска, чем от ассорти мента. По нашему судну она составила 714 рублей, по дру гим однотипным судам при одинаковом вылове, но более углубленной разделке рыбы, она составила: БАТ «Маршал Якубовский» — 875 рублей, «Генерал Радзиевский» — 860. Увеличение себестоимости од ной тонны произошло за счет уменьшения вала при углубле нии разделки рыбы. Оптовые ж е цены, по которым флот продает большую часть рыб ной продукции , выработанной в дальних районах промысла, значительно ниже. Например, тонна стандартной пищевой не разделенной рыбы стоит 560 рублей, рыбы мелкой м оро - женой — 200 рублей. Значит, для БАТ, который работает в дальнем районе промысла, эта продукция убыточна. А нам предлагают увеличивать вы пуск так называемой мелочи третьей группы, оптовая цена которой ниже себестоимости на 500 рублей. Ассортимент вылавливаемой рыбы таков, что она далеко не вся годится для разделки из-за своего размера, устаревших ГОСТов и несовершенной рыборазде лочной техники. С углублени ем разделки встает проблема отходов — мощность рыбо мучных установок ограниченна. В зтой ситуации рыбаки просто вынуждены выпускать корм о вую рыбу, оптовые цены на которую также значительно ни ж е себестоимости. В дальних районах мы сводим убытки к минимуму в основном за счет выпуска рыбмуки и рыбжира, производство которых рента бельно благодаря более высо ким оптовым ценам. А теперь посмотрим на та кую статью затрат, которую по величине трудно сравнить с другими . Это — амортизаци онные отчисления, которые по БАТ «Командарм Щербаков» составили за год 1782 тысячи рублей на капитальный ремонт и 655 тысяч на восстановление. За 10 лет получается, соответ ственно, 17,8 и 6,55 миллиона рублей. Стоимость самого траулера 15,2 миллиона. Оста ется добавить, что БАТ «Ко мандарм Щербаков» работает по 10-летнему циклу эксплуа тации без капитального ре монта. Сейчас закончился пя тилетний цикл, и судно ремон тируется в инпорту всего за пятьдесят с небольшим тысяч инвалютных рублей, при этом 4 годовые затраты на * текущий ремонт ниже плановых почти Е д е о е . Возникает вопрос: если суд но работает 10 лет без капи тального ремонта при посто янном дефиците материально- технического снабжения и не выполнении плана затрат на текущий ремонт, то за счет чего или кого оно продолжа ет успешно работать? Ответ один — за счет рабочих рук моряков , за счет никем не учитываемого роста произво дительности труда. К ром е того, по судам, рабо тающим по системе СНТОР (системе непрерывного техни ческого обслуживания и ре монта), стоимость труда, необ ходимого для ремонта, дваж ды включается в себестои мость продукции. Первый раз в виде части фонда амортиза ции, второй — в виде части фонда зарплаты флота. Зто ведет к превышению фонда зарплаты флота над ростом производительности труда и искусственно завышает себе стоимость рыбопродукции. Зато деньги, отчисляемые на капремонт, оседают в банке, у тралфлота сейчас их около 100 миллионов рублей и их удает ся использовать для развития производства, но фонд ма териального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий остается нуле вым. Нет никакого сомнения, что быстро возрастающая сум ма фонда амортизации рано или поздно заинтересует госу дарственные органы и большая часть его будет просто пере числена в госбюджет. Если ве рить Н. П. Сысоеву («Основ ные фонды рыбной промыш ленности» издания 1987 года), то должен применяться коэф фициент 0,7 к норме аморти зации на капремонт для судов, работающих по новой системе технического обслуживания, а ведь в этом случае годовая себестоимость по нашему суд ну уменьшится на 534 тысячи рублей и эта сумма, соответ ственно, пойдет в прибыль. А теперь несколько слов о возможности арендного под ряда на крупнотоннажных су дах. Нет никакого сомнения, что тезис о их убыточности требует тщательной проверки. При некотором регулировании оптовых цен и нормы аморти зации в сторону научно обос нованных цифр арендный под ряд на таких судах вполне возможен. рнть ваера при тралении, не делать крутых поворотов, по садить распорные доски на «пятку», скорость держать повышенной и немного об легчить пижшога подбору. В районе, где много заде- вистых мест, надо строго придерживаться рекомендо ванных курсов и площадок. Работая у мурманских бере гов. надо подшить, что лед ник двигался с северо-запада и с сезера. Западные склоны Мурманского побережья огла жены, а восточные — обры висты. Траления в восточном и юго-восточном направлении менее опасны и более улови сты. Если траления 'менее одного часа, то после подъ ёма трала целесообразнее хо дом вернуться в точку спуска трала и снова тралировать н восточном направлении. Мо жет возникнуть вопрос: «А как же остров Кильдни, ко торый, наоборот — с запада обрывист?» Дело в том. что геологическое строение ост рова Кильдии резко отлича ется от структуры материка. По геологическому строе нию Кильдии идентичен островам Земли Франца- Иосифа, Надежда и Шпиц бергена. Сохранность орудий лова и увеличение вылова рыбы на тяжелых грунтах частично можно достигнуть путем про филактических обмотров и ремонтов трала, а именно: надо один раз в сутки пере ходить с трала на трал, да же если не замечено боль ших повреждений. Во время траления необ ходимо следить за глубиной, ваерамн и скоростью и свое временно принимать реше ния. В. КУЗНЕЦОВ, ветеран рыбкой промыш ленности Севера. Мои конкретные предложе ния к рассмотрению на рыбац кой конференции: 1. Сделать гласными те из менения в экономике рыбной отрасли и оптовых ценах, ко торые планируется ввести с 1 января 1990 года, подвергнуть их обсуждению и анализу. 2. Поставить вопрос перед Госпланом СССР и Минрыб- хозом СССР об установлении процентного отчисления из фонда амортизации на форми рование фонда зарплаты ре- монтно-подменных команд флотов судовых ремонтных бригад и береговых ремонт ных коллективов, а также про центного отчисления от эконо мии фонда амортизации в фонды социально-культурных мероприятий и материального поощрения. Хочу внести также предло жение по повышению эффек тивности работы крупнотон нажных судов: — поскольку углубление раз делки рыбы будет приносить реальный эффект только на фоне сохранения валовых по казателей выпуска продукции, то реконструкцию судов про водить комплексно , с увеличе нием количества и улучшением качества рыборазделочной тех ники увеличивать морозильные мощности и мощности по вы пуску рыбмуки. П. САМОХВАЛОВ. капитан-директор БАТ «Ко- мандарм Щербаков». 8 нюня 1889 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz