Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

& ж ждать указаний f сверху» 5 1 Станки с ЧПУ появились в объединении «Мурманская судо­ верфь» всего тр и года назад. И если на д р у ги х заводах на них работают и наладчинн, и операторы , то здесь обе ф ун кции вы­ полняет один рабочий, поэтому квалификация его, конечно же, должна быть намного выше. Это и умение читать чертежи , и глубокое знание устройства сложного станка , и понимание тех ­ нологического процесса, и высокая точность в работе. То есть оператор-наладчик должен быть универсалом. Именно таков Ми­ хаил Иванович Куксарев . Он работал в слесарно-механическом цехе № 1 еще до службы в армии , сюда вернулся. Надо сказать, молодому рабочему немало помог опы тный бригадир, квалифици­ рованный специалист Юрий Николаевич Пусачев. НА СНИМКЕ: М. И. КУКСАРЕВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. Фотоинформац ия Работа на тяжелых грунтах Советы промысловика В Л А Д ИМ И Р МИХАИЛОВИЧ КУЗНЕЦОВ проработал в р ы б • " ной промышленности С е в е р а 44 года , из них б о л е е 30. лет — капитаном. Ему посчастливилось учиться, п е р е нима я опыт промысла , ' 'поисковой работы, умения руководить коллективом, у таких капитанов , к а к М. М. Епарии , А. Г. Романов , К. Л. Бу р к о в , М. 11. К у з н е ц о в , А. А. Ег о р о в , Г. А. Калинин , К. А. Л а ­ той. 11 Вл а димиру Михайловичу , еще мо л о д ому тогда р у к о в о д и ­ телю э кип ажа , д о в е рили п о и с к о в ую работу , с чем он отлично спра вил ся . УКРАИНСКАЯ ССР. Коллектив крупнейш е го в стране Ильичев- ско го судоремонтного завода имени 50-летия СССР взял свое предприятие на арендный подряд. Этому предшествовала двухгодичная работа судоремонтников на хозрасчете, ко торы й дал свои положительные результаты — ста­ бильность роста производительности труда, повышение качест­ ва ремонта. Но экономический анализ показал, что у предприя­ тий есть и значительные резервы, и судоремонтники сделали сле­ дующ ий шаг — стали полноправными хозяевами своего завода. НА СНИМКЕ: В плавдоке завода. Фото И. ПАВЛЕНКО (Фотохроника ТАСС). 1*1 ОДГОТОВКА К РАПО­ Р Т Е в районе с тяжелым грунтом должна начинаться во время перехода. Судово­ дителям необходимо внима­ тельно изучить имеющуюся информацию (карты, план­ шеты, промысловые лоции) о данном районе. При прослу­ шивании совещаний все по­ лезные советы нужно учесть в своей будущей работе. Обя­ зательно поставить в извест­ ность старшего мастера лова о грунтовых условиях и об ассортименте рыбы в новом районе промысла.; При тралениях каждый но­ вый задев должен сразу на­ носиться па планшет. Рабо­ тая у берегов, спуск и иодь- ем трала нужно производить в определенной точке,; Очень важно знать характеристику разных течений,; Если судно течением или ветром снесло с того места, где намечался спуск трала, то нужно сно­ ва выйти в точку спуска тра­ ла. Потеря времени на такие заходы всегда оправдывает­ ся. Одним из важных факто­ ров успешной работы на плохих грунтах является правильное, а точнее — грамотное вооружение тра­ лов. При работе на губке хо­ рошо зарекомендовали себя траление на повышенных ско­ ростях до 4 — 4 ,5 мили в час, вооружение нижней подборы бобиицами 500 мм и облегче­ ние ее, подтягивание футро- па, т. е. укорачивание его, резкое уменьшение количе­ ства привязанных цепок и удлинение их до 60 -—80 сан­ тиметров. Автор оставлял всего 4 цепочки: по одной в начале крыльев и в конусах, длиною по 80 сантиметров — при облове окуня и трески. При облове синекорого пал­ туса надо увеличивать ско­ рость траления, подтягивание футропа и сокращать время траления до двух часов. Некоторые промысловики делают по три продольных разреза на нижней части трала: по центру и в одном метре от бокового шва. Учи­ тывая то, что губка имеет почти нулевую плавучесть и после поднятия ее с грунта она некоторое время дер­ жится над грунтом, то про­ рези малоэффективны. Есть и другие способы из­ бавиться от губки, например, вырезать окно перед началом двухрядного мешка. Но такое окно может дать пролов. Особенно тяжело работать па ракушке, например, к се­ веро-западу от о. Медвежий на глубинах менее 150 мет­ ров.- Там очень быстро про­ тирает двухрядные мешки. Можно рекомендовать сле­ дующее: траление не больше одного часа, поставить кух- тыли по 2 0—3 0 штук па каждый боковой шов двух­ рядного мешка, обязательно работать на большей скоро­ сти (4— 4 ,5 мили в час), не забывая при этом пли удли­ нить ваера, или утяжелить нижнюю подбору. При работе на илистом грунте можно рекомендовать следующее: резко пе стопо- к прибыли нищета флота затраты на топливо, износ ору ­ дий лова, отчисления сбыту, производственные расходы, зарплата и т. п. Таким образом, удельная се­ бестоимость, или себестоимость одной тонны обезличенной продукции, гораздо в большей степени зависит от ее валово- l l го выпуска, чем от ассорти­ мента. По нашему судну она составила 714 рублей, по дру ­ гим однотипным судам при одинаковом вылове, но более углубленной разделке рыбы, она составила: БАТ «Маршал Якубовский» — 875 рублей, «Генерал Радзиевский» — 860. Увеличение себестоимости од­ ной тонны произошло за счет уменьшения вала при углубле­ нии разделки рыбы. Оптовые ж е цены, по которым флот продает большую часть рыб­ ной продукции , выработанной в дальних районах промысла, значительно ниже. Например, тонна стандартной пищевой не­ разделенной рыбы стоит 560 рублей, рыбы мелкой м оро - женой — 200 рублей. Значит, для БАТ, который работает в дальнем районе промысла, эта продукция убыточна. А нам предлагают увеличивать вы­ пуск так называемой мелочи третьей группы, оптовая цена которой ниже себестоимости на 500 рублей. Ассортимент вылавливаемой рыбы таков, что она далеко не вся годится для разделки из-за своего размера, устаревших ГОСТов и несовершенной рыборазде­ лочной техники. С углублени­ ем разделки встает проблема отходов — мощность рыбо­ мучных установок ограниченна. В зтой ситуации рыбаки просто вынуждены выпускать корм о ­ вую рыбу, оптовые цены на которую также значительно ни­ ж е себестоимости. В дальних районах мы сводим убытки к минимуму в основном за счет выпуска рыбмуки и рыбжира, производство которых рента­ бельно благодаря более высо­ ким оптовым ценам. А теперь посмотрим на та­ кую статью затрат, которую по величине трудно сравнить с другими . Это — амортизаци­ онные отчисления, которые по БАТ «Командарм Щербаков» составили за год 1782 тысячи рублей на капитальный ремонт и 655 тысяч на восстановление. За 10 лет получается, соответ­ ственно, 17,8 и 6,55 миллиона рублей. Стоимость самого траулера 15,2 миллиона. Оста­ ется добавить, что БАТ «Ко­ мандарм Щербаков» работает по 10-летнему циклу эксплуа­ тации без капитального ре ­ монта. Сейчас закончился пя­ тилетний цикл, и судно ремон ­ тируется в инпорту всего за пятьдесят с небольшим тысяч инвалютных рублей, при этом 4 годовые затраты на * текущий ремонт ниже плановых почти Е д е о е . Возникает вопрос: если суд­ но работает 10 лет без капи­ тального ремонта при посто­ янном дефиците материально- технического снабжения и не­ выполнении плана затрат на текущий ремонт, то за счет чего или кого оно продолжа­ ет успешно работать? Ответ один — за счет рабочих рук моряков , за счет никем не учитываемого роста произво­ дительности труда. К ром е того, по судам, рабо­ тающим по системе СНТОР (системе непрерывного техни­ ческого обслуживания и ре­ монта), стоимость труда, необ­ ходимого для ремонта, дваж­ ды включается в себестои­ мость продукции. Первый раз в виде части фонда амортиза­ ции, второй — в виде части фонда зарплаты флота. Зто ведет к превышению фонда зарплаты флота над ростом производительности труда и искусственно завышает себе­ стоимость рыбопродукции. Зато деньги, отчисляемые на капремонт, оседают в банке, у тралфлота сейчас их около 100 миллионов рублей и их удает­ ся использовать для развития производства, но фонд ма­ териального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий остается нуле­ вым. Нет никакого сомнения, что быстро возрастающая сум­ ма фонда амортизации рано или поздно заинтересует госу­ дарственные органы и большая часть его будет просто пере­ числена в госбюджет. Если ве­ рить Н. П. Сысоеву («Основ­ ные фонды рыбной промыш ­ ленности» издания 1987 года), то должен применяться коэф­ фициент 0,7 к норме аморти­ зации на капремонт для судов, работающих по новой системе технического обслуживания, а ведь в этом случае годовая себестоимость по нашему суд­ ну уменьшится на 534 тысячи рублей и эта сумма, соответ­ ственно, пойдет в прибыль. А теперь несколько слов о возможности арендного под­ ряда на крупнотоннажных су­ дах. Нет никакого сомнения, что тезис о их убыточности требует тщательной проверки. При некотором регулировании оптовых цен и нормы аморти­ зации в сторону научно обос­ нованных цифр арендный под­ ряд на таких судах вполне возможен. рнть ваера при тралении, не делать крутых поворотов, по­ садить распорные доски на «пятку», скорость держать повышенной и немного об легчить пижшога подбору. В районе, где много заде- вистых мест, надо строго придерживаться рекомендо­ ванных курсов и площадок. Работая у мурманских бере­ гов. надо подшить, что лед­ ник двигался с северо-запада и с сезера. Западные склоны Мурманского побережья огла­ жены, а восточные — обры­ висты. Траления в восточном и юго-восточном направлении менее опасны и более улови­ сты. Если траления 'менее одного часа, то после подъ­ ёма трала целесообразнее хо­ дом вернуться в точку спуска трала и снова тралировать н восточном направлении. Мо­ жет возникнуть вопрос: «А как же остров Кильдни, ко­ торый, наоборот — с запада обрывист?» Дело в том. что геологическое строение ост­ рова Кильдии резко отлича­ ется от структуры материка. По геологическому строе­ нию Кильдии идентичен островам Земли Франца- Иосифа, Надежда и Шпиц­ бергена. Сохранность орудий лова и увеличение вылова рыбы на тяжелых грунтах частично можно достигнуть путем про­ филактических обмотров и ремонтов трала, а именно: надо один раз в сутки пере­ ходить с трала на трал, да­ же если не замечено боль­ ших повреждений. Во время траления необ­ ходимо следить за глубиной, ваерамн и скоростью и свое­ временно принимать реше­ ния. В. КУЗНЕЦОВ, ветеран рыбкой промыш ­ ленности Севера. Мои конкретные предложе­ ния к рассмотрению на рыбац­ кой конференции: 1. Сделать гласными те из­ менения в экономике рыбной отрасли и оптовых ценах, ко ­ торые планируется ввести с 1 января 1990 года, подвергнуть их обсуждению и анализу. 2. Поставить вопрос перед Госпланом СССР и Минрыб- хозом СССР об установлении процентного отчисления из фонда амортизации на форми­ рование фонда зарплаты ре- монтно-подменных команд флотов судовых ремонтных бригад и береговых ремонт­ ных коллективов, а также про ­ центного отчисления от эконо ­ мии фонда амортизации в фонды социально-культурных мероприятий и материального поощрения. Хочу внести также предло­ жение по повышению эффек­ тивности работы крупнотон­ нажных судов: — поскольку углубление раз­ делки рыбы будет приносить реальный эффект только на фоне сохранения валовых по­ казателей выпуска продукции, то реконструкцию судов про­ водить комплексно , с увеличе­ нием количества и улучшением качества рыборазделочной тех­ ники увеличивать морозильные мощности и мощности по вы­ пуску рыбмуки. П. САМОХВАЛОВ. капитан-директор БАТ «Ко- мандарм Щербаков». 8 нюня 1889 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz