Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.

Экономическая политика: -------- 1-------------- Профсоюзы: — --------------------- гарантия социальной защищенности Путь к доверию Нам представляется, что в сегодняшней обстановке опре­ деление «Гласность — это культура демократии» не со­ всем устраивает людей. Эки­ пажам, береговым коллективам хочется яркой, кричащей, по­ рой сногсшибательной инфор­ мации. А еще лучше, если эта информация дает возможность пошуметь вволю. Хотя многие при этом понимают, что шу­ мом дела не сделаешь. Быва­ ет и по-иному. Ведут люди за­ кулисные разговоры , шепчут­ ся, наговаривают на кого -ли ­ бо, а когда доходит до откры- . той беседы, передергивают факты. Происходит это порой от незнания истины, порой для того, чтобы предстать перед другими в лучшем свете, по­ рой из-за того, что вообще всем недовольны, и так далее. ...Сбор экипажа ППР «Апа­ тит». Профком, культбаза орга­ низовали морякам теплый при­ ем, вручили вымпел министер­ ства за победу в соцсоревно­ вании, чествовали передови­ ков, вручили им подарки, ор ­ ганизовали небольшой кон­ церт. Атмосфера была самой доброй. Но вот встает один моряк и говорит, что валюту, выделяемую на культнужды, следует выдавать каждому на руки для личных целей и почему проф ком не поддер­ живает это наше желание? Я пытался объяснить, что эта валюта — не лично зарабо­ танные деньги, поэтому может использоваться лишь на отдых, коллективные нужды, что многие экипажи на эти сред­ ства приобрели в инпортах культ- и спортинвентарь. Куда там! И слушать не хотят. Громкая реплика другого моряка о том, что он вообще никому ни в чем не верит и будет выступать против мне­ ния любого из руководителей, кем бы он ни был. И вот уже все шумят, гром ко смеются, возмущаются всем и вся. Что это — эмоциональная разрядка после рейса? Да, действительно, моряки устали, проф ком это понимает, стре­ мится изменить дело к лучше­ му, горой за экипаж ! И не на словах, а на деле. «Профком, защити!», — ча­ сто приходят к нам люди. И мы защищаем. Не было ни од­ ного случая отказа, если об­ ратившийся человек прав. Не­ давно пришлось даже отме­ нить приказ начальника фло­ та о невыплате денег за обра­ ботку недостающих людей. Профком гордится решени­ ем вопроса о предоставлении рыбакам дополнительных дней отпуска за работу в районах выше 70 градуса северной широты. Ведь только благода­ ря нашей настойчивости' и бескомпромиссности удалось довести до ума старую проб­ лему. О том, как нелегко бы­ ло это сделать, разговор осо­ бый. И как обидно было услы­ шать от экипажа того ж е ППР «Апатит»: «Подумаешь, проф­ ком отстоял три дня к отпу­ ску за выслугу лет, это и раньше было». Было да сплы­ ло бы, если бы не встал на пути отмены льготы проф ком тралового флота. Только он, без поддерж ки обкома проф ­ союза, облсовпрофа, других профкомов , обязывая родную администрацию, обращался в суд (где тоже отнеслись с прохладцей насчет кардиналь­ ной поддержки ), многократно связывался с ЦК профсоюза и наконец вернул все на преж ­ ние места не только в трало- еом флоте, но и на других флотах. Уже по этому примеру м ож ­ но судить, что наш проф ком нередко выглядит белой во­ роной, а сей «статус» очень нелегок. А чего стоила нам «война» за путевки! #Ведь раньше нам выделяли осенне-зимних путе­ вок втрое-впятеро больше, чем летних. Сейчас — поров­ ну. А как вы знаете, те и дру ­ гие предоставляются только вместе и, не используя зим­ ние, мы, получается, выбрасы­ ваем деньги на ветер. Прихо­ дится чуть не за дополнитель­ ное вознаграждение уговари­ вать людей поехать зимой, хо­ тя, казалось бы, сам бог ве­ лел уехать от полярной ночи, используя хотя бы часть от­ пуска. В связи с этой «войной» о нас узнали не только в своем регионе, но и в центре. Кто шел нам навстречу? Да прак­ тически никто. Например, С. А. Шалаев, председатель ВЦСПС, посоветовал арендовать част­ ные дома на юге. На какие, спрашивается, деньги это сде­ лать, если у тралфлота нет прибыли! Мы смогли добиться иного решения: теперь нам предложен корпус пансионата в Сочи, осталось лишь отре­ монтировать его. Немало «крови» понадобилось для то­ го, чтобы у нас был собствен­ ный физкультурно-оздорови­ тельный комплекс. А без это­ го его не было бы, теперь де­ ло лишь за установкой. Или другая проблема. За­ щищая интересы моряков, проф ком обязал администра­ цию выплатить по среднему заработку направленным на курсы подготовки кадров. Воп­ рос дважды рассматривался на профкоме, шел туго. И все же он решен. Сейчас оплата по среднему должна производить­ ся и тем, кто учится на курсах повышения квалификации. «Приложил руку» проф ком и к тому, что сегодня прилетаю­ щие в М урманск экипажи едут в город в заказанных автобу­ сах. Кажется, как все просто! Да только кажется. Вместе с председателем обкома проф­ союза нам пришлось не раз наведаться в горисполком , не раз пообщаться с админист­ рацией автопарка. Да, быстро сказки сказываются, а сказки сказывать у нас очень любят. В них все ладно получается. И строятся они на трех китах: первый — трудности, второй — трудности, третий — они же. И с ними идет немыслимо трудная (сказочная!) борьба. А дело-то в отсутствии куль­ туры, в частности, культуры деловых взаимоотношений. Нет ее — нет доверия, инициа­ тивы, твердости слова, в не бумаг, эффективности, органи­ зованности, просто четкой ра­ боты. Если бы с этих позиций решались все проблемы, сколь­ ких конфликтов удалось бы из­ бежать! А ведь разрозненность никогда не укрепляла мощи флоте. В этом плане, считаю, не правы те руководители флоте, кто расценивает действия профкома в отстаивании ин­ тересов моряков , как целена­ правленные на разжигание конфликтов между админист­ рацией и коллективом, а ес­ ли мы не согласны с админи­ страцией, значит, мы, проф­ ком, конфликтуем с ней. Не редкость и противоречия между проф комом и советом трудового коллектива. Если прибыли на флоте нет, а до­ стичь ее пытаются экстенсив­ ными путями (сокращение эки­ пажей, увеличение норм выра­ ботки, невнимание к условиям труда и быта моряков), то «выяснение отношений» у нас неизбежны. Пример: СТК раз­ решил администрации флота не исключать из рейсового задания время переходов эки­ пажей из района промысла в инпорт на отдых и обратно. И дополнительно эти дни не оп­ лачивать. С таким ущемлением прав моряков профсоюз согласить­ ся не мог, и мы открыто зая­ вили об этом на флотской конференции в январе нынеш­ него года. Конечно, в сложном финансовом положении флота каждые промысловые сутки дороги. Только мы обязаны прежде всего думать о чело­ веке, иначе без человека и флот не нужен будет. Своевременно нам не уда­ лось убедить СТК и админист­ рацию. В конечном итоге их решение отменила конферен­ ция. К сожалению, у профкома не так уж много прав и воз- /ложностей, имею в виду — законодательных. Главное на­ ше оружие — гласность, обще­ ственное мнение. Мы стали шире этим пользоваться. Не­ привычное дело, но ведь луч­ ше так, чем бесполезно пори­ цать то и это на тихих страни­ цах протокола. Сейчас трудное, но интерес­ н о е время. В помещениях п р о ф к о м а к а ж д ы й д е н ь н а р о ­ ду — не протолкнуться. Чего только не наслушаешься! И приходишь к выводу, что толь­ ко в проф коме говорят и тре­ буют чего захотят и как. Круг вопросов необъятен, а осво­ божденных членов профкома — всего шесть человек. Это надо понимать и быст­ рее поднимать уровень проф ­ союзной работы на местах, то есть к а ж д о А л у профкому, будь то на судне или в береговом коллективе надо находить под­ держ ку у своего коллектива. Не будь у нас такой поддерж ­ к и , разве ездили бы ежегодно дети тралфлотовцев в свой пионерлагерь? Неизвестно ко г ­ да приступили бы к благоуст­ ройству турбазы «Лесной при­ чал». Да мало ли других дел профкома, которые не видны на первый взгляд. Открывается вторая авиакасса, к ДМО по пятницам подаются автобусы для отправки людей на турба­ зу, в ясли-сад Первомайского района направлено 20 трал- флотовских ребятишек — от­ куда же все это? Ведь у проф ­ кома нет ни автобусов, ни кир ­ пичей для стройки, ничего нет, кроме желания изменить си­ туацию к лучшему. К сожалению, во многом нас сковывают жесткая цент­ рализация нашей структуры, бюрократизм . Практически во многом мы зарегламентирова­ ны свыше. А зачем? В проф ­ союзе нет начальников и под­ чиненных, есть только актив, единство, на которые и опира­ ется проф ком флота. Значит, только активная по­ зиция приемлема и отвечает нашим совместным интересам. Из этого и стоит нам всем ис­ ходить. Б. АЛЕКСЕЕВ, председатель профкома М урманского тралового флота. Предложения «Севрыбы» " ■ Качество рыбопродукции 17 мая и Минрыбхозе СССР состоялось совещание о повышении уровня стандар­ тов па рыбопродукцию и кон­ сервы в новых экономиче­ ских условиях хозяйствова­ ния. В его работе приняли участие заместители гене­ ральных директоров по про­ изводству бассейнов, ответ­ ственные специалисты по стандартизации отраслевых институтов и БПО, предста­ вители Госстандарта СССР, Министерства торговли СССР и Госкомцен. В выступлениях начальни­ ка главного производствен­ ного управления Минрыбхо­ за П.: Т. Саранчука и других единодушно отмечалось, что действующие стандарты, а также сложившаяся система разработки, согласования и утверждения норматпвно-тех- иической документации на пищевую продукцию и кон­ сервы не соответствуют тре­ бованиям сегодняшнего дня. Стандарты громоздки, содер­ жат немало ненужной инфор­ мации.- Во многих из них превалируют органолептиче­ ские методы оценки качества продукции, сохраняются рас­ плывчатость и неконкрет- иость формулировок, способ­ ствующих " субъективной оценке.: Так называемое «по­ вышение уровня стандартов» осуществляется в основном за счет волевого введения жесткорегламентирую щ и х требований, выполнить кото­ рые промышленность не всегда может. В результате значительная часть пищево­ го сырья направляется па кормовые цели. Сложившаяся система со­ гласования и утвержде­ ния нормативно-техниче­ ской документации на пи­ щевую рыбную продукцию не позволяет быстро реагиро­ вать на изменения сырьевой базы, оперативно внедрять новые виды продукции. Для устранения указанных недостатков в проект реше­ ния совещания «Севрыба» внесла предложения, разра­ ботанные отделом новой тех­ нологии и техники и отделом качества. В них говорится о введении в стандарты п*о- рых, третьих сортов и п и ­ щевой» продукции; сокраще­ нии до минимума объемов ГОСТов; проведении необхо­ димых научно-исследователь­ ских работ, их координации: пересмотре стандартов; пра­ ве решать на местах вопро­ сы выпуска опытных партий новых видов продукции, ут­ верждении па нее норматив­ но-технической документа­ ции; праве БПО и местных органов ценообразования ут­ верждать цепы па опытные партии; полной переработке стандартов на пищевую про­ дукцию, оставив в них основ­ ные требования, обеспечиваю­ щие безопасность продукта. Они вошли в предложения министерства и других бас сейпов, которые будут рас­ смотрены на коллегии Гос­ стандарта СССР в июле. В. ТИМОФЕ заместитель генерального директора БПО «Севрыба». ОЦЕНКА - «ОТЛИЧНО» А Э кипаж ТР «Вильгельм Пик>, работая с промысловыми судами в Северо-Восточной Атлантике , оказал значительную помощь ры бакам. Четкое взаимодействие с капитанами траулеров, постоян ная нацеленность на максимальный результат позволили транс порту значительно перекрывать ежедневные плановые на грузки сократить сроки обработки судов. По единодушному мнению капитанов промрайона , оценка р.- боты ТР — «отлично». Ю. ЦУРКАН, и. о. начальника промрайон. От долгов — леон 100 миллионов рублей на счету М урманского тралового флота. А использовать эти деньги для материального по­ ощрения моряков или на дру ­ гие, столь ж е важные цели, флот не может: это другая статья расходов. Как промысловик, не раз убеждался: достаточно прод ук ­ тивное скопление рыбы с большей вероятностью надо искать в стороне от плотно ра­ ботающей группы траулеров. Но не всякому судоводителю хватает смелости, чутья и спо­ собности к разумному риску, чтобы подавить в себе «стад­ ное чувство» и удачно выйти на хорошие рыбные концент­ рации. Поиск выхода из тупика, в котором оказалась рыбная от. расль, мне кажется, напомина­ ет ситуацию по поиску рыбы в сто раз вдоль и поперек протраленном квадрате. Ка­ питаны, стоящие у руля отрас­ ли и «Севрыбы», и не пытают­ ся поискать решение проблем в стороне от структур управ­ ления. М но го копий сломано при обсуждении структуры управ­ ления, и нет сомнения, очень важно нейти здесь оптималь­ ный вариант, но поможет ли это переломить кризисную си­ туацию, не увязнуть в бедно­ сти? Впрочем, вполне законо мерен вопрос: а так ли бедн. рыбная отрасль, если по дан ным, опубликованным в учеб нике «Экономика рыбной про мышленности» издания 198* года, сумма прибыли в рыбной промышленности из года в го^ возрастала и в 1986 году со ставила 1807 миллионов а *6 леи? В бедности не вся отрасль а та его часть, которая непо средственно добывает рыбу — рыбодобывающие флоты — тот самый «сук», на которое «сидит» вся отрасль. И, на м о i взгляд, корни проблем н« столько в структуре управле­ ния, сколько в структуре себе­ стоимости рыбной продукции на рыбодобывающих пред приятиях. Один из основополагающе принципов перестройки — связь с наукой. Нужны не аб страктные формулировки v призывы, нужны цифры и фек. ты, а также их глубокий ана­ лиз. Из анализа полной себестои мости рыбопродукции, выра ботанной на БАТ «Командарл Щербаков» в 1988 году, видне что есть много статей затра- которые существенно не заБи сят от ассортимента выпускае ллой рыбной продукции . Эт амортизационные о тчислен ­ ия 9 года РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz