Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
Экономическая политика: -------- 1-------------- Профсоюзы: — --------------------- гарантия социальной защищенности Путь к доверию Нам представляется, что в сегодняшней обстановке опре деление «Гласность — это культура демократии» не со всем устраивает людей. Эки пажам, береговым коллективам хочется яркой, кричащей, по рой сногсшибательной инфор мации. А еще лучше, если эта информация дает возможность пошуметь вволю. Хотя многие при этом понимают, что шу мом дела не сделаешь. Быва ет и по-иному. Ведут люди за кулисные разговоры , шепчут ся, наговаривают на кого -ли бо, а когда доходит до откры- . той беседы, передергивают факты. Происходит это порой от незнания истины, порой для того, чтобы предстать перед другими в лучшем свете, по рой из-за того, что вообще всем недовольны, и так далее. ...Сбор экипажа ППР «Апа тит». Профком, культбаза орга низовали морякам теплый при ем, вручили вымпел министер ства за победу в соцсоревно вании, чествовали передови ков, вручили им подарки, ор ганизовали небольшой кон церт. Атмосфера была самой доброй. Но вот встает один моряк и говорит, что валюту, выделяемую на культнужды, следует выдавать каждому на руки для личных целей и почему проф ком не поддер живает это наше желание? Я пытался объяснить, что эта валюта — не лично зарабо танные деньги, поэтому может использоваться лишь на отдых, коллективные нужды, что многие экипажи на эти сред ства приобрели в инпортах культ- и спортинвентарь. Куда там! И слушать не хотят. Громкая реплика другого моряка о том, что он вообще никому ни в чем не верит и будет выступать против мне ния любого из руководителей, кем бы он ни был. И вот уже все шумят, гром ко смеются, возмущаются всем и вся. Что это — эмоциональная разрядка после рейса? Да, действительно, моряки устали, проф ком это понимает, стре мится изменить дело к лучше му, горой за экипаж ! И не на словах, а на деле. «Профком, защити!», — ча сто приходят к нам люди. И мы защищаем. Не было ни од ного случая отказа, если об ратившийся человек прав. Не давно пришлось даже отме нить приказ начальника фло та о невыплате денег за обра ботку недостающих людей. Профком гордится решени ем вопроса о предоставлении рыбакам дополнительных дней отпуска за работу в районах выше 70 градуса северной широты. Ведь только благода ря нашей настойчивости' и бескомпромиссности удалось довести до ума старую проб лему. О том, как нелегко бы ло это сделать, разговор осо бый. И как обидно было услы шать от экипажа того ж е ППР «Апатит»: «Подумаешь, проф ком отстоял три дня к отпу ску за выслугу лет, это и раньше было». Было да сплы ло бы, если бы не встал на пути отмены льготы проф ком тралового флота. Только он, без поддерж ки обкома проф союза, облсовпрофа, других профкомов , обязывая родную администрацию, обращался в суд (где тоже отнеслись с прохладцей насчет кардиналь ной поддержки ), многократно связывался с ЦК профсоюза и наконец вернул все на преж ние места не только в трало- еом флоте, но и на других флотах. Уже по этому примеру м ож но судить, что наш проф ком нередко выглядит белой во роной, а сей «статус» очень нелегок. А чего стоила нам «война» за путевки! #Ведь раньше нам выделяли осенне-зимних путе вок втрое-впятеро больше, чем летних. Сейчас — поров ну. А как вы знаете, те и дру гие предоставляются только вместе и, не используя зим ние, мы, получается, выбрасы ваем деньги на ветер. Прихо дится чуть не за дополнитель ное вознаграждение уговари вать людей поехать зимой, хо тя, казалось бы, сам бог ве лел уехать от полярной ночи, используя хотя бы часть от пуска. В связи с этой «войной» о нас узнали не только в своем регионе, но и в центре. Кто шел нам навстречу? Да прак тически никто. Например, С. А. Шалаев, председатель ВЦСПС, посоветовал арендовать част ные дома на юге. На какие, спрашивается, деньги это сде лать, если у тралфлота нет прибыли! Мы смогли добиться иного решения: теперь нам предложен корпус пансионата в Сочи, осталось лишь отре монтировать его. Немало «крови» понадобилось для то го, чтобы у нас был собствен ный физкультурно-оздорови тельный комплекс. А без это го его не было бы, теперь де ло лишь за установкой. Или другая проблема. За щищая интересы моряков, проф ком обязал администра цию выплатить по среднему заработку направленным на курсы подготовки кадров. Воп рос дважды рассматривался на профкоме, шел туго. И все же он решен. Сейчас оплата по среднему должна производить ся и тем, кто учится на курсах повышения квалификации. «Приложил руку» проф ком и к тому, что сегодня прилетаю щие в М урманск экипажи едут в город в заказанных автобу сах. Кажется, как все просто! Да только кажется. Вместе с председателем обкома проф союза нам пришлось не раз наведаться в горисполком , не раз пообщаться с админист рацией автопарка. Да, быстро сказки сказываются, а сказки сказывать у нас очень любят. В них все ладно получается. И строятся они на трех китах: первый — трудности, второй — трудности, третий — они же. И с ними идет немыслимо трудная (сказочная!) борьба. А дело-то в отсутствии куль туры, в частности, культуры деловых взаимоотношений. Нет ее — нет доверия, инициа тивы, твердости слова, в не бумаг, эффективности, органи зованности, просто четкой ра боты. Если бы с этих позиций решались все проблемы, сколь ких конфликтов удалось бы из бежать! А ведь разрозненность никогда не укрепляла мощи флоте. В этом плане, считаю, не правы те руководители флоте, кто расценивает действия профкома в отстаивании ин тересов моряков , как целена правленные на разжигание конфликтов между админист рацией и коллективом, а ес ли мы не согласны с админи страцией, значит, мы, проф ком, конфликтуем с ней. Не редкость и противоречия между проф комом и советом трудового коллектива. Если прибыли на флоте нет, а до стичь ее пытаются экстенсив ными путями (сокращение эки пажей, увеличение норм выра ботки, невнимание к условиям труда и быта моряков), то «выяснение отношений» у нас неизбежны. Пример: СТК раз решил администрации флота не исключать из рейсового задания время переходов эки пажей из района промысла в инпорт на отдых и обратно. И дополнительно эти дни не оп лачивать. С таким ущемлением прав моряков профсоюз согласить ся не мог, и мы открыто зая вили об этом на флотской конференции в январе нынеш него года. Конечно, в сложном финансовом положении флота каждые промысловые сутки дороги. Только мы обязаны прежде всего думать о чело веке, иначе без человека и флот не нужен будет. Своевременно нам не уда лось убедить СТК и админист рацию. В конечном итоге их решение отменила конферен ция. К сожалению, у профкома не так уж много прав и воз- /ложностей, имею в виду — законодательных. Главное на ше оружие — гласность, обще ственное мнение. Мы стали шире этим пользоваться. Не привычное дело, но ведь луч ше так, чем бесполезно пори цать то и это на тихих страни цах протокола. Сейчас трудное, но интерес н о е время. В помещениях п р о ф к о м а к а ж д ы й д е н ь н а р о ду — не протолкнуться. Чего только не наслушаешься! И приходишь к выводу, что толь ко в проф коме говорят и тре буют чего захотят и как. Круг вопросов необъятен, а осво божденных членов профкома — всего шесть человек. Это надо понимать и быст рее поднимать уровень проф союзной работы на местах, то есть к а ж д о А л у профкому, будь то на судне или в береговом коллективе надо находить под держ ку у своего коллектива. Не будь у нас такой поддерж к и , разве ездили бы ежегодно дети тралфлотовцев в свой пионерлагерь? Неизвестно ко г да приступили бы к благоуст ройству турбазы «Лесной при чал». Да мало ли других дел профкома, которые не видны на первый взгляд. Открывается вторая авиакасса, к ДМО по пятницам подаются автобусы для отправки людей на турба зу, в ясли-сад Первомайского района направлено 20 трал- флотовских ребятишек — от куда же все это? Ведь у проф кома нет ни автобусов, ни кир пичей для стройки, ничего нет, кроме желания изменить си туацию к лучшему. К сожалению, во многом нас сковывают жесткая цент рализация нашей структуры, бюрократизм . Практически во многом мы зарегламентирова ны свыше. А зачем? В проф союзе нет начальников и под чиненных, есть только актив, единство, на которые и опира ется проф ком флота. Значит, только активная по зиция приемлема и отвечает нашим совместным интересам. Из этого и стоит нам всем ис ходить. Б. АЛЕКСЕЕВ, председатель профкома М урманского тралового флота. Предложения «Севрыбы» " ■ Качество рыбопродукции 17 мая и Минрыбхозе СССР состоялось совещание о повышении уровня стандар тов па рыбопродукцию и кон сервы в новых экономиче ских условиях хозяйствова ния. В его работе приняли участие заместители гене ральных директоров по про изводству бассейнов, ответ ственные специалисты по стандартизации отраслевых институтов и БПО, предста вители Госстандарта СССР, Министерства торговли СССР и Госкомцен. В выступлениях начальни ка главного производствен ного управления Минрыбхо за П.: Т. Саранчука и других единодушно отмечалось, что действующие стандарты, а также сложившаяся система разработки, согласования и утверждения норматпвно-тех- иической документации на пищевую продукцию и кон сервы не соответствуют тре бованиям сегодняшнего дня. Стандарты громоздки, содер жат немало ненужной инфор мации.- Во многих из них превалируют органолептиче ские методы оценки качества продукции, сохраняются рас плывчатость и неконкрет- иость формулировок, способ ствующих " субъективной оценке.: Так называемое «по вышение уровня стандартов» осуществляется в основном за счет волевого введения жесткорегламентирую щ и х требований, выполнить кото рые промышленность не всегда может. В результате значительная часть пищево го сырья направляется па кормовые цели. Сложившаяся система со гласования и утвержде ния нормативно-техниче ской документации на пи щевую рыбную продукцию не позволяет быстро реагиро вать на изменения сырьевой базы, оперативно внедрять новые виды продукции. Для устранения указанных недостатков в проект реше ния совещания «Севрыба» внесла предложения, разра ботанные отделом новой тех нологии и техники и отделом качества. В них говорится о введении в стандарты п*о- рых, третьих сортов и п и щевой» продукции; сокраще нии до минимума объемов ГОСТов; проведении необхо димых научно-исследователь ских работ, их координации: пересмотре стандартов; пра ве решать на местах вопро сы выпуска опытных партий новых видов продукции, ут верждении па нее норматив но-технической документа ции; праве БПО и местных органов ценообразования ут верждать цепы па опытные партии; полной переработке стандартов на пищевую про дукцию, оставив в них основ ные требования, обеспечиваю щие безопасность продукта. Они вошли в предложения министерства и других бас сейпов, которые будут рас смотрены на коллегии Гос стандарта СССР в июле. В. ТИМОФЕ заместитель генерального директора БПО «Севрыба». ОЦЕНКА - «ОТЛИЧНО» А Э кипаж ТР «Вильгельм Пик>, работая с промысловыми судами в Северо-Восточной Атлантике , оказал значительную помощь ры бакам. Четкое взаимодействие с капитанами траулеров, постоян ная нацеленность на максимальный результат позволили транс порту значительно перекрывать ежедневные плановые на грузки сократить сроки обработки судов. По единодушному мнению капитанов промрайона , оценка р.- боты ТР — «отлично». Ю. ЦУРКАН, и. о. начальника промрайон. От долгов — леон 100 миллионов рублей на счету М урманского тралового флота. А использовать эти деньги для материального по ощрения моряков или на дру гие, столь ж е важные цели, флот не может: это другая статья расходов. Как промысловик, не раз убеждался: достаточно прод ук тивное скопление рыбы с большей вероятностью надо искать в стороне от плотно ра ботающей группы траулеров. Но не всякому судоводителю хватает смелости, чутья и спо собности к разумному риску, чтобы подавить в себе «стад ное чувство» и удачно выйти на хорошие рыбные концент рации. Поиск выхода из тупика, в котором оказалась рыбная от. расль, мне кажется, напомина ет ситуацию по поиску рыбы в сто раз вдоль и поперек протраленном квадрате. Ка питаны, стоящие у руля отрас ли и «Севрыбы», и не пытают ся поискать решение проблем в стороне от структур управ ления. М но го копий сломано при обсуждении структуры управ ления, и нет сомнения, очень важно нейти здесь оптималь ный вариант, но поможет ли это переломить кризисную си туацию, не увязнуть в бедно сти? Впрочем, вполне законо мерен вопрос: а так ли бедн. рыбная отрасль, если по дан ным, опубликованным в учеб нике «Экономика рыбной про мышленности» издания 198* года, сумма прибыли в рыбной промышленности из года в го^ возрастала и в 1986 году со ставила 1807 миллионов а *6 леи? В бедности не вся отрасль а та его часть, которая непо средственно добывает рыбу — рыбодобывающие флоты — тот самый «сук», на которое «сидит» вся отрасль. И, на м о i взгляд, корни проблем н« столько в структуре управле ния, сколько в структуре себе стоимости рыбной продукции на рыбодобывающих пред приятиях. Один из основополагающе принципов перестройки — связь с наукой. Нужны не аб страктные формулировки v призывы, нужны цифры и фек. ты, а также их глубокий ана лиз. Из анализа полной себестои мости рыбопродукции, выра ботанной на БАТ «Командарл Щербаков» в 1988 году, видне что есть много статей затра- которые существенно не заБи сят от ассортимента выпускае ллой рыбной продукции . Эт амортизационные о тчислен ия 9 года РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz