Рыбный Мурман. 1989 г. Июнь.
Г1 1 1 К М А Р И Н А КУДИМОВА — представитель поэтического поколе- ния 70-х. Не того , которое процветало на заваленных кн иж ных полках магазинов, а того , молодого , которое упорно игно рировалось, подавлялось, не пропускалось в печать. За ее сти хи воевали с издателями такие мастера поэзии, ка к Евтушенко, Старшинов. После публикаций в журналах «Аврора», «Юность» и в коллективном сборнике Воронежско го издательства выходит в 1982 году в центре ее первая книга «Перечень причин». За тем — сборник стихов «Чуть что». Глубина, профессионализм и яркость поэтического языка Марины Кудимовой сделали ее имя известным не только в родной стране. Две книги молодой поэ- тессы издали за рубежом . Ее зовут во многие уголки Союза для выступлений. Она побывала почти во всех республиках, перечис лять города — нет смысла. Сегодня имя Марины Кудимовой — среди самых ярких в современной советской литературе. Живет Марина Владимировна в подмосковном селе. Богород ском , котором у 400 лет, которое славится мастерами резьбы по дереву и знаменитой бо городской игруш кой . А родом она — из Тамбова. Для нее мно го значит древняя «родословная» этих земель. Это видно и по стихам Кудимовой, которые отличают изысканность российской речи, высокая филологическая куль тура, открытость и глубина, искони свойственные отечественному стихосложению и, увы, столь редкие в современной поэзии. Р е в о лю ц ию делать! I I это при п аш е й зиме ? . Моментально замерзнет в о д а в батареях, - Прав Б у л г а к о в : пространства потопнут с о тьме... Литературная страница 13 Пет, увольте , — широты иные , чем в гипе рб ор е ях , Па д о р о г а х с ейч а с ж е начнется р а з б о й — Сохрани и спаси , н е п о р о чн а я д е в а Мария ! I I , пока ра з берутся в е рхи с фракционной б о р ь б о й , В е р х возьмет антисанитария. К а к ве ликий почин п о е д а л с я тифозною вшой! К а к г ерои у З ощ е н к о в ечно ж е л а л и помыться! К а к н е к н иж ны й н а р о д , тяготясь ше л у ди в ой душой . На р а в н е христарадничал х л е б а и мыл ь ц а ! А иначе откуда в н е д а в н ем былом В оц а ри л с я бы ' с л о г травматический и абортивный? То- в е лик а я чистка, то этакий ж е п е р е лом , То застойный период , совс ем уж е богопротивный. П к а ких б е з о б р а з ий Т а р к о в с кий не в з ял в свой пейз аж? Моз га в д р а н к а х костей? Пли тряпки в свидетельствах ре гул? Что ры с ц о й о б е г а л с о в р ем е н ник , к онечно , не н аш , То уж наш с о вр ем енник , к о н е ч н о , трусцою об е г ал . — Марина, в Мурманске вы не впервые. Ваши впечатления о Кольской земле, о мурманча нах? — Меня не особо привлека ют экстремальные или какие- то пограничные ситуации в че ловеческой жизни, но всегда было интересно, как живет че ловек в тех краях, где приро да, казалось бы, совершенно не располагает ни к жизни, ни к цивилизации. Пушкинская м о дель натурфилософии — «рав нодушная природа» — мне очень близка. Только человек способен наполнить ее собой, одухотворить, сделать соучаст ницей процессотворения. Не мо гу похвастаться излиш ним оптимизмом — скорее, наоборот. Вижу с болью и тре вогой и у вас негативные в экологическом смысле про цессы. Я все время думаю, когда ж е человек опомнится и, как говорил Баратынский, «пре кратит пытать естество». Но отрадно заметить, что в Запо лярье все-таки больше полно ценности, потому что здешнюю природу труднее разрушить. Созданная из воды и камня, она не так податлива и нежна, как в средней полосе России, где человек успел натворить гораздо больше. Я помню , когда мы проплывали вдоль берегов Баренцева моря , то среди неуютных, холодных ка менных берегов ощущаешь се бя все-таки надежнее от того, что они как бы своей самоза щитой от человеческого вар варства защищают и тебя. И я все время помнила о М ур манске с той поездки, и меня тянуло сюда, хотя я, как пра вило, не склонна возвращаться в старые места. — Приятно слышать от гостя хорошие слова. Да это и при нято. Но город — любой — кроме нрасивых проспектов и э к зо ти ки , имеет и свои дворы, порой неприглядные . И это то ж е наше лицо: стереотипная застройка , удручающе одина ковые люди, банальные сужде ния... Везде ли вы сталкивае тесь с этим? Не подавляет ли вас эта убогость? — Меня спасает мой хрони ческий пессимизм. Или даже скептицизм. Я была в самых разных городах. Больше всего тревожит общая для всех уни фицированная картина всесто роннего оскудения. И М ур манск ничем не отличается в этом отношении от Иванова, скажем, или от Твери, Калуги, Тулы, Тамбова, Харькова... Это действительно очень грустно. Земля, на которой мы живем , знавала времена, когда даже жители соседних деревень от личались своими нравами, ха рактером , одеждой , говором , обрядами. Все это потеряно. И я думаю, в силу своего скеп тицизма, что это потеряно без возвратно. Более того, мне представляется или наивной ошибкой, или чрезмерным усердием возобновлять это в некой искусственной форме, то есть насаждением, культиваци ей якобы обновленных тради ций «квадратно-гнездовым» способом . Не берут в толк, что сам образ жизни народа изме- С утратою любви и красоты Интересный собеседник нился в корне. Я думаю, что если человек все-таки будет реально себе представлять, где он живет — и этнографически, и исторически, и географиче ски, — то, наверное, постепен но приучится понимать, что он своеобразен, уникален и отли чается ж е чем-то даже от со седа по квартире, не говоря уж о соседях по этой земле. Сейчас, на мой взгляд, на ступил период не то чтобы глубокой задумчивости о том, кто мы есть и какой жизни достойны, но, во всяком слу чае, пересосредоточения че ловеческих и умственных, прежде всего, ресурсов. У людей возникли протёст, проти востояние этой самой унифи кации, за которую мы их так ругаем. Парадокс в том, что чем больше мы теряли из по вседневной жизни . предметы материального мира, тем боль ше упрекали людей в том, что они заражены вещизмом, что они мещане, что они такие-ся кие, немазаные-сухие. А на самом деле... вспомним стар ца Зосиму у Достоевского , он говорил удивительные, почти литургические слова: люби всякую вещь, и душу божию постигнешь в вещах. Это пора зительная, невосполнимая на ша утрата — культура вещей, поэзия вещей. В Москве есть музей истории быта Москвы , в него никто не ходит, он по мещается в каком -то непри глядном закутке, там теснота, там негде выставить удивитель ные экспонаты, которые так и хранятся, скрытые от глаз, в ящиках и запасниках, засуну тые за какие-то там шкафы. Но входишь сюда и достаточ но взгляда на одну хотя бы витрину, чтобы понять, сколь ко в те времена существовало разнообразнейших предметов, целого мира вещей, сколько нами потеряно в быту, забыто, стерто в памяти, как мы обед нили свою жизнь, упростили и унифицировали. Зайдите в на ши квартиры: ну разве что уровнем материального достат ка отличаемся друг от друга, но вещи, обстановка везде од ни и те же . И более того, мно гие из нас стремятся купить такую вещь, какая есть у со седей, или сшить занавески так же, как у знакомых. Это со вершенно немыслимо, непри емлемо, противоестественно для такой самобытной страны, как Россия. Ведь она испокон веков была страной мастеро вых, страной ремесленников, и они создавали вот этот за душевный, личностный пред метный мир, который опреде лял и каждый город, и каждое село, и каждую семью, и каж дого человека. Ф изи к Чижев ский высказал предположение, что материя имеет тенденцию к убыванию. Мы своей истори ей — сложной, противоречи вой — прекрасно иллюстриру ем эту мысль, искореняя, до водя до элементарщины свой материальный мир. Я считаю, что это ситуация столь же драматическая, как и другие потери в нашей недав ней истории, о которых сейчас то и дело рассказывают сред ства массовой информации. Но об этом не говорят, не пишут, не вспоминают. Я думаю, пото му что еще не пришло время великого сострадания, жалости к человеку, к прошлому, к утраченному и невосполнимо му духовному фонду народа. Мы пока еще должны пройти стадию обвинений, отрицания, даже ненависти. Но если мы не будем подспудно готовить себя к состраданию к челове ку, к утраченной красоте, люб ви, добру, — то мы рискуем надолго застрять в нынешних разногласиях, в отвоеванной у времени убогости. — Кто в нашей современной отечественной кул ьтуре служит для вас авторитетом, ориенти ром в сомнениях, поисках? •— Хочу оговориться, что великая трагедия рассеяния русской культуры для меня не отменила ее общности, и я не делю культуру на существую щие «там» и «здесь». Безуслов ными ориентирами являются и Аверинцев, и Солженицын, и Сахаров, и Лихачев. Я бы м о г ла называть и дальше имена, но полагаю, что дело-то в дру гом. А дело в том именно, что русские святые называли бес шумным подвигом. Я думаю, что подлинный подвиг русской духовности, русского духа именно бесшумен и потаен, глубоко скрыт, лишен внешних проявлений, он совершается в отшелье, в духовном скиту. Именно такой подвиг соверши ли все те, кто сохранил и до стоинство, и совесть, и жизнь, — он еще не оценен по досто инству и при этом наиболее значителен. ★ * * Если детям безматерним и безотцовным Уготован р ай на потом, Это будет — хотя бы и о б р а з ц о вый — Пе Эдем, а детдом. Если мать у дитяти стоит ошую , Ес ли нет о д е с н ую отца , Значит, мир дает ко сину б о л ьшую , Деформируется. Л по ку д а дитятке разр ешают На о дной оп о р е висеть мешком , Он с в о б о д н ой р у ч о н к ою к ам ен ь шарит, Чтобы ей не сохнуть порожняком , в бирюл ьки с в о б о ды уж не играю, Я сижу па р уин а х семьи , ■ р а з би р аю Пи с ьм ен а сиротины Ад ама : «Каин, с лушай с я маму!» В этом году и в начале будущего в центральных издательст вах выходят две новые книги стихов Марины Кудимовой. Сегод ня успех преследует ее. Но было и «вчера», мрачною силой за тянувшее для нас многие открытия, как и это. Молодая поэтесса слишком хорошо знает, как это важно — вовремя обнародовать написанное. Слишком хорошо понимаем и мы, какое значение это имеет для прогресса отечественной культуры. С. АРХИПОВ. [Наш корр .] НА CI II1MKE: Марина К у д им о в а по сл е выступления п е р е д мурманс кими ры б а к ами со своими слушателями. Фото В. КОРЕЦКОГО. " Журнал «Север» № 3, 4 «Не сравнивайте Родину свою. С иной землей. То — Роди на другого...» — открывается в третьей книж ке журнала «Се вер» подборка стихов нашего земляка, молодого поэта Ни колая Колычева. Для тех, кто почему-то впервые слышит это имя: Николаю 30 лет, он ж и вет в селе Лувеньга, что под Кандалакшей, печатался в «Се вере», альманахе «Поэзия», сборнике «У северных широт», а в 1987 году наше издатель ство выпустило первую книгу поэта «Цветы и люди». А еще лучше для знакомства прочесть его стихи — и вы поймете, за что Колычев так любим и в. поэтическом цехе, и среди чи тателей. Сразу за ним в этом номере следует финноязычный проза ик Сантери Пакканен, житель Петрозаводска. Его повесть «Беда» перевел на русский язык еще один наш земляк (увы, бывший), чье имя слуху мурманскому не чуждо — Ста нислав Панкратов. Тандем двух литераторов — финна и рус ского — удачен, советую не пропустить повесть. Безусловный «гвоздь» номе ра — «Итальянские впечатле ния» Дмитрия Балашова. Этого писателя представлять не нуж но. Уникальный филологиче ский дар автора повести «Гос подин Великий Новгород», р о манов «Марфа-посадница», «Бремя власти», «Симеон Гор дый» и других — полновесно воплотился и в путевых запи сках об Италии. С первых строк захватывает чтение, и дальше уже не оторваться. Есть, правда, в повествовании некоторые мысли, вызывающие внутреннее сопротивление сво ей категоричностью. Но и это огорчение гасится удовольст вием от великолепного русско го языка и своеобразного вос приятия чужеземной жизни. Один из очевидцев нашего трагичного «непредсказуемого прошлого» — краснодарский писатель Анатолий Знаменский. С 1940 года, с 17 лет, находил ся он, как «охвостье Косаре ва», в лагерях и на поселении в Коми АССР. Реабилитирован после смерти Сталина. Давний автор журнала «Север», на этот раз он делится воспоминания ми о 50-х годах, памятной «от тепели». Настоящий подарок читате лям преподнесла редколлегия «Севера» в № 4, о чем в пер вую очередь. Это художествен но оформленное на вклейке эвенкское сказание «Эле — хра нитель эдека» — сводный текст древних и новых легенд и пре даний о жизни оленных людей и оленей, изложенный скази телем Василием Захаровым и переведенный Анатолием Пре- ловским. В этом же номере читателю предлагаются повести «Пугало» ГЛЕБА ГОРБОВСКОГО и «Двое ж и вы х из отряда Леонида» ФЕ ЛИКСА ШИДЛОВСКОГО. По следний печатается в «Севере» впервые, до этого публиковался в «Радуге» и «Авроре», работа ет на судоремонтном заводе в М урманской области. Его по весть — о временах античных : о войнах, любви, патриотах и варварах. Статья кандидата филологи ческих на у к ЕВГЕНИЯ ЦЫПА- НОВА из Сы ктывкара посвяще на актуальным проблемам на ционально -культурно го разви тия современных коми . Как остановить я зы ков ую ассимиля цию — серьезнейшую угрозу для малых народностей Севера? К а к спасти народную кул ь тур у от исчезновения? Об этом рас суждает, приводя богатую ста ти с ти ку , автор исследования. Майский номер «Севера» предлагает нам вторую книгу романа «Перелом» мурманско го писателя Николая С кромно го. Но об этом позже. Наш корр . РЫБНЫЙМУРМДН 2 июня 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz