Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
С бассейновой конференции рыбаков. Выступления в прениях 9 ипческого прогресса, министер ством определены направления н меры по созданию отраслево го машиностроения. Основные из них — техническое перевоо ружение существующих маши- |юстроительных производств (тринадцать) и строительство восьми новых машиностроитель ных заводов. На Севере в XII и XIII пя тилетках будут построены и ре конструированы три машино строительных завода мощ ностью 28 миллионов рублей. Однако техническое перевоору^ жение сдерживается из-за не хватки станочного оборудова ния. При ежегодной потребно сти 3000 станков отрасли выде- л яют около 300. В целом же планируется в 1988— 1995 годах изготовить силами предприятий Минрыбхо за СССР рыбообрабатывающей техники на 600 млн.- рублей, а также получить от министерств машиностроительного комплек с а м оборонных отраслей про мышленности такого оборудова ния на 1 млрд. рублей. Это по зволит повысить уровень меха низации производственных про цессов на судах до 65 процен тов в 1995 году. 3. Справедливо ставят рыба ки вопросы о жилье, объектах здравоохранения, соцкультбыта. Действительно. жилищная проблема в отрасли стоит весь ма остро. Для решения этой проблемы ij 2000 году необходимо постро ить 9 ,4 млн. квадратных мбт- ров жилой площади. В 1989 го ду в Мурманске намечено вве сти 60 тысяч квадратных мет ров жилой площади, в 1990 — 80 тыс.- кв. м. В тринадцатой пятилетке объем вводимого жилья возрастет в 1,5 раза. Конечно, если вопросам строительства будет уделяться должное внимание. Сегодня та кого внимания в «Севрыбе» пет. несмотря на остроту социаль ные: проблем на бассейне.; Требуется ускоренное разви тие сети лечебных, профилакти ческих и оздоровительных уч реждений отрасли.- По дейст вующим нормативам обеспечен ность по больницам составляет 55 ,6 процента, по поликлини кам — 68 ,5 , по санаториям- профилакториям — 28. В XIII пятилетке планируется увели чить ввод больниц — в 3,6 ра за, поликлиник — в 4, детских садов — в 3, что позволит пол ностью обеспечить расчетную потребность. Для «Севрыбы» намечается строительство поли клиник на 480 мест, санаториев на 400 мест, расширение пан сионата «Рыбак Заполярья» в Сочи — до 1000 мест. В целях улучшения отдыха моряков в зарубежных портах судовладельцам поручено орга низовать базы отдыха. Преду смотрено выделение из центра лизованных источников инва лютных средств на содержание базы отдыха в порту Дакар (Сецегал) и для закупки пред- сЯЯштельствамн Минрыбхоза СССР в зарубежных портах ав тобусов (в тропическом испол нении) для перевозок рыбаков (Ангола, Сенегал, НДРИ ), Разрешено судовладельцам в счет собственных валютных от числений при заходах в порты некоторых стран предусматри вать расходы на аренду баз от дыха из расчета 5 инвалютных рублей на каждого члена экипа жа (дополнительно к 6 коп. на культнужды). На инвалютные средства ми нистерства (3 млн. рублей) в Москве переоборудуется жилой дом под гостиницу для рыбаков, вылетающих в заграипорты. 4. В течение многих лет тру женики рыбного хозяйства ста вят вопрос о создании всесоюз ной отраслевой газеты. Сегодня в телеграммах с судов вновь поднят этот вопрос. Министерство обратилось с этой просьбой в директивные органы. Но уверенности в поло жительном решении вопроса у нас нет. в стране не хватает бумаги для подписки на газеты и журналы. 5. Экипажи судов настойчиво ставят вопрос о снятии ограни чений при закупках продуктов на иностранную валюту, о при ведении действующих норм бес платного коллективного пита ния в соответствие с условиями труда и ценами на продукты. Капитанам судов предостав лено право производить закуп ку продуктов в иностранных портах в пределах инвалютного рубля в сутки, выделенного на эти цели. В настоящее время Институ том питания Академии меди цинских наук СССР по заданию министерства разработаны но вые нормы и ассортимент рас ходования продуктов питания для плавсостава. По сравпешио с действующими,- в новых нор мах увеличено количество све жих овощей и фруктов на 37 процентов, чая в 5 раз, молока в 4 раза, мяса па 20 процентов, снижено потребление хлеба на 32 процента. Стоимость рацио нов питания увеличивается па 3 6—60 процентов в зависимо сти от районов плавания. 6. Значительное место в ра диограммах занимают вопросы, связанные с совершенствовани ем режима труда и отдыха плавсостава, оплаты труда ры баков.- Режим работы рыбаков па промыслах как в нашей стране, так* и в других странах действи тельно не укладывается в нор мы, определенные 1К о п о д а - тельством о труде. Поэтому ус ловиями оплаты труда рыбаков определен ряд льгот и компен саций, учитывающих особый ха рактер их труда (предоставле ние оплачиваемых отгульных дней за работу в выходные и праздничные дни, доплаты за работу сверх нормального ра бочего времени и другие).- На новые условия оплаты труда переведено около 400 тысяч человек, для этого за счет внутренних резервов изы скано 320 миллионов рублей. В результате у промышлепнб- пронзводствениого персонала среднемесячная зарплата уве личилась на 8— 10 процентов, у плавсостава па 15—30 и со ставила 414 рублей по отрасли против 217 рублей в народном хозяйстве,- Зарплата плавсостава — 536 рублей (берег — 271 рубль), если ее перечислить на 7-часо вой рабочий день, то она соста вит 360 рублей. Поэтому нельзя согласиться .с мнением о том, что зарплата рыбака приравнена к зарплате низкооплачиваемых рабочих. Более того, в рыбном хозяйстве она растет более высокими тем пами, чем в целом по стране. Среднемесячная заработная плата в народном хозяйстве в 1970 году составляла 122 руб ля, в 1988-м — 217 рублей, или выросла на 78 процентов. В рыбном хозяйстве средняя зар плата за этот период возросла с 210 до 414 рублей, т, е. на 97 процентов. Вместе с тем труд рыбака до стоин более высокой оценки. Поэтому в мае—июне т. г. пра вительством. Госкомтрудом СССР и ВЦСПС решены воп росы доплаты за работу в ноч^ ное время (35 процентов тариф ной ставки), повышена до 33 процентов выплата иностранной валюты экипажам судов загра ничного плавания, она будет , вводиться с 1 июля т. г.- "По вышен предельный размер за работка, на который может на числяться районный коэффици ент. Определен порядок приме нения льгот за работу в районах Крайнего Севера и приравнен ных к ним местностях в случа ях эксплуатации и ремонта су дов в других районах страны. Указанные доплаты будут вводиться по мере накопления предприятиями необходимых средств, что находится в полном соответствии с принципами хоз расчета и самофинансирова ния. Большое место в обращени ях рыбаков занимают вопросы льготного пенсионного обеспе чения плавсостава и отпуска. Правительством в 1988 году решен вопрос о льготном пенси онном обеспечении капитанов. Министерство совместно с ЦК профсоюза обратились в вышестоящие органы с предло жениями о предоставлении все му плавсоставу судов производ ственного флота пенсий за вы слугу лет в зависимости от вре мени нахождения в море и по вышенного размера пенсий. Одновременно по предложе нию министерства в проекте Закона об отпусках предусмот рено предоставление всем чле на:,! экипажей удлиненного ос новного отпуска в количестве 26 рабочих дней и дополнитель ного до 12 рабочих дней в за висимости от количества дней нахождения на промысле. По желанию экипажей произ водственные объединения могут переводить их па пятидневную рабочую педелю при наличии необходимых средств. Ряд объ единений использует это право уже сегодня. Пробуйте. Начни те с эксперимента по ряду су дов. Думаю, нет препятствий для реализации предложения в части ликвидации института первых помощников. Это пра во, как и штаты судов, находит ся в компетенции судовладель цев. Следует отметить, что ряд вопросов, поставленных в теле граммах. не имеет ни экономи ческой. ии правовой основы, ба зируется па произвольном тол ковании статей КЗоТа, других нормативных документов, на эмоциях, стремлении определен ной части людей повысить за работок любой ценой. Кое-кто хочет получать всю зарплату в валюте. Конечно, важно иметь высокую зарплату, по не менее важно" говорить о том, как её заработать. По плану на 1989 год в це лом по отрасли наши общие доходы и поступления средств составляют 5,5 млрд. рублей, а расходы и отчисления — 7,1 млрд. рублей. Таким образом, превышение расходов над дохо дами составляет 1,6 .млрд. руб лей. Обеспечив платеж в госу дарственный бюджет в сумме 1,6 млрд. рублей, мы получаем ассигнования из бюджета в сум ме 3 ,2 млрд. рублей. По Северному бассейну об щая сумма доходов и поступле ния средств составляет 609 млн. рублей, расходы и отчис ления — 883 млн. рублей. При плановых платежах в бюджет в сумме 143 млн. рублей (по прд- ву предприятий) рыбная про мышленность бассейна получа ет из бюджета 403 ,2 млн. руб лей, почти в 3 раза больше, чем отдает.- План по прибыли «Севры- бой» за 3 года не выполнен на сумму более 200 млн. рублей. В то же время предприятиями и организациями бассейна допу щено непроизводительных рас ходов п потерь па сумму около 40 млн. рублей, которые пря мым образом уменьшили фи нансовый результат. Численность всего аппарата управления отрасли составляет около 62 тыс. человек, а рабо тающих 576 ,6 тыс.- человек. Иными словами, удельный вес ЛУП к общей численности ра ботающих составляет 10,8%, а содержание его обходится в 239,1 млн. рублей, что состав ляет 3% от полной себестои мости отрасли. Здесь у нас ре зервы немалые. В августе 1988 года руково дители «Севрыбы» тт. Каргин, Наумов, Тимофеев, флотов — тт. Тишков, Демяненко, Гомо- зов, Ажогин на коллегии мини стерства пообещали поправить дела, но так и не сдержали сво их слов. Задолженность бассей на за 3 года текущей пятилет ки по вылову составляет 102,1 тыс. тонн, выпуску рыбопродук ции — 50 тыс. тонн. Недопо ставки рыбопродукции рынку только в 1988 году составили 145 тысяч тонн. Главная при чина такого положения — низ кий уровень управления на бас сейне. 7. Много вопросов связано с реформой ценообразования. Вопрос справедливый, цены на рыбопродукты низкие. Но есть решение мартовского Пленума ЦК КПСС оставить их без "из менения. Но мы можем уста навливать экспериментальные цены на новые виды продукции, но используем эту возможность плохо. В 1988 году новая про дукция составила в общем объ еме лишь 2% г 8.: Многие причины недоволь ства экипажей коренятся в дея тельности управлений флотов, производственных объединений. В ряде организаций руково дители флотских подразделений самоустранились от работы с экипажами судов, не участвуют в воспитательной работе с под чиненными, редко выходят в мо ре, плохо знакомы с нуждами и настроениями людей. Эту же критику необходимо отнести и к работникам министерства. По ложение дел требует решитель ного усиления ответственности руководителей флотов за ре зультаты деятельности трудо вых коллективов.- И. А. РОГАЧЕВА, доцент кафедры экономики МВИМУ Нынешнее положение эконо мики рыбного хозяйства явля ется ярким примером кризис ного состояния, в котором на ходится вся экономика пашей страны.; Демонтаж командно бюрократической системы не произошел, несмотря ни па ре шения XXVII съезда КПСС, ни последующих Пленумов, ни XIX партконференции. Важнейшее решение июнь ского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС о переводе предприятий на условия хозрасчета осталось на бумаге. Четыре знаменитых «с» — «самостоятельность», «самоокупаемость», «самопла- ннроваиие», «самоуправление» для нас по-прежнему только мечта. Административно - командная система в лице высших хозяй ственных органов, прежде все го Госплана СССР, Госкомтру да СССР, Минфина СССР, Гос комцен СССР, в своих могучих руках держит все экономиче ские рычаги и не желает пере дать их трудовым коллективам, которые хотят не только иметь право на труд, по и право рас поряжаться результатами свое го труда.- Директивное планирование, которое мы так долго считали преимуществом нашей системы, сегодня находится в глубочай шем кризисе. Оно п понятно, ибо директивное планирование — это лобовая броня бюрокра тии. Экономика самостоятельных предприятий флотов должна ра ботать на рынок, по реальным заказам потребителей, а не по директивно-нереальным показа телям, которые устанавливает нашему хозяйству Госплан СССР. Уважаемых товарищей из Госплана убедительно просим посмотреть па экономические и социальные условия работы ры баков не с высоты птичьего по-1 лета. Разве не эта система пла нирования работы флота от до стигнутого. из пятилетки в пя^ тйлетку увеличивающая обтЙ емы производства, привела нас К нынешнему состоянию сырь-' евой базы? Как и прежде, нам спускают «его величество вал»',4 что противоречит не только: экономической логике, щ здравому смыслу.; Нормативы, которые заложил ли нам на пятилетку, иереаль! иы, и прежде всего по объек? тивным причинам. Если они на оставшиеся два года не будут! пересчитаны, то вместо фанта? стического взлета, рыбное х о | зяйство страны окажется п£ грани экономической катастро фы. Что необходимо сделай* прежде всего? Первое. Обоспо* вывая нашу просьбу в Совмине СССР, добиться, в "качестве и й ключепия, переутверждения пя* тилетнего плана, оспованногб на реальной базе. Второе. Отменить па остав шиеся два года пятилетки пор-, матив соотношения темпов ро« ста производительности труда и средней заработной платы» ибо дальнейшая интенсифика-? ция труда рыбака невозможна'/ поскольку рыбаки уже сейчас работают на грани человечен скнх возможностей.- Третье. Передать нам право разрабатывать условия оплаты труда рыбаков и предоставить* возможность производить опла | ту по прогрессивно-сдельной сш стеме. которая отменит сущест? вующую: чем больше даешь' сверхплановой рыбопродукции* том меньше за нее получаешь.» Четвертое. Необходимо от-* дать нам действительное право составлять наши планы по рф альным заказам потребителей* На оптовых ярмарках мы будем соизмерять возможности й за-- просы потребителей. Если на' реальные объемы станем за-: ключать договора, тогда и бу* дем получать не 75 процентов заработной платы, а все 100,: да плюс премию. Пятое. Необходимо. чтобы Госплан СССР и Госкомцен СССР, не дожидаясь реформы, установили на рыбную продукт дню объективные, с учетом стоимости наших основных фондов, оптовые цепы. Нам не подходит условие: «Если хоти те поднять оптовую цену ‘на один вид продукции, то снижай^ те цену на другой». От nepe-i мены мест слагаемых сумма не изменится. Мы просим повыв сить оптовую цену на рыбмуку,- а товарищи из этих ведомств согласны лишь при условии снижения цен па рыбжир. Но ведь за счет рыбаков агропром и так имеет 400 млн. рублей прибыли только па рыбной му-i ке, между тем Минрыбхоз СССР является убыточным.-, Агропром «забил» выгодные для себя цепы в пятилетку и, естественно, теперь отказыва-. ется отдать прибыль тому, кто ее действительно заработал. А ведь 400 млн. рублей — это 40 процентов объема, который может дать рыбное хозяйство. Шестое. Нужно срочно пе* ресмотреть нормативы отчисле ний в бюджет, учитывая, что человеческие возможности у рыбаков исчерпаны.; Седьмое. В целях сокращен нпя на бассейне дефицита в судоремонте, который по плану 1990 года составит 38 млн* рублей, поддержания флота в удовлетворительном техииче-: ском состоянии, Госплану СССР нужно предусмотреть, начиная с 1990 г., ежегодное выделение централизованных лимитов по судоремонту на предприятиях других мини стерств страны, а также за ру бежом в следующих объемах: — на предприятиях Минмор- флота СССР — 5 млн. руб.: (Продолжение па 10-й стр.) 1 июля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz