Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
8 С бассейновой конференции рыбаков. Выступления в прениях (Продолжение . Нам , па 7-й crj).) Г. Б. ДУБЕЦ, ведущий спе циалист Госкомтруда СССР: — Вы знаете, какая сложи лась экономическая ситуация в стране. Самый, пожалуй, самый серьезный момент — это опе режение роста оплаты по срав нению с производительностью труда: за 1988 год производи тельность труда возросла на 5.1, а оплата труда — на 7 0/ /о Мы должны преодолеть такое положение. Но в настоящее время, как вы понимаете, очень сложно решать вопросы повы шения оплаты труда. уровня жизни вообще. Тем не менее Совет Министров СССР, по предложениям Госкомтруда СССР, Минфина СССР. Мин- рыбхоза СССР и Р>ЦСПС, изы скал возможность решить ряд вопросов, поставленных работ никами рыбного хозяйства в их радиограммах. Так, принято постановление Советом Министров СССР «О совершенствовании оплаты тру да членов экипажей судов про изводственного флота рыбной промышленности», в соответст вии с которым членам экипа- жёй судов заграничного плава ния увеличен размер выплаты иностранной валюты взамен су точных с 22,5 процента до 33 процентов, разрешено устанав ливать доплаты за работу в нбчпое время плавающему со ставу судов производственного флота рыбной промышленности в размере 35 процентов. Этим постановлением пору чено Госкомтруду СССР и ВЦСГ1С совместно с Мпнрыбхо- зом СССР рассмотреть и ре- нйггь вопросы о порядке приме нения районного коэффициента к заработной плате. а также льгот за работу членов экипа жей судов производственного флота рыбной промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случаях эксплуатации и ре монта судов в других районах страны. По указанным вопро сам были приняты соответст вующие постановления, кото рые позволяют начислять рай онный коэффициент и северные надбавки на заработок, исчис ленный из 300 рублей пропор ционально средней фактической продолжительности рабочего дня в период рейса, а также де лать перерасчет северных над бавок при ремонте судов, при писанных к районам ' Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока и наоборот. Отдельные предложения ры баков будут рассмотрены одно временно с проектами Законов Союза ССР об отпусках и о пенсионном обеспечении трудя щихся. При этом проектом^За кона Союза ССР об отпусках предусматривается увеличить основной отпуск плавающему составу судов флота рыбной промышленности до 26 рабочих дней и за особый характер ра бот установить дополнительный отпуск в количестве 12 рабо чих дней, что совпадает с пред ложениями рыбаков. Предложение о предоставле нии плавающему составу судов флота рыбной промышленности пенсий за выслугу лет рассмат ривается. В настоящее время 7 июля 1989 года проект Закона Союза ССР о пенсионном обеспечении трудя щихся находится на доработке. Предложение об установле нии вознаграждения за выслугу лет находится на рассмотрении в Совете Министров СССР. Одновременно, по нашему мнению. Минрыбхозу СССР следует шире развернуть рабо ту по внедрению на судах фло та рыбной промышленности бо лее совершенных форм органи зации и оплаты труда, в том числе арендного подряда и хо зяйственного расчета. По результатам командиров ки специалистов Госкомтруда СССР в Сахалинскую область и Владивосток следует сделать вывод, что арендные коллекти вы- достигли хороших результа тов в своей работе. Вместе с тем многие счита ют. что для арендных коллекти вов д оли ты создаваться особые условия. Это; видимо, следствие существующей в течение ряда лет иждивенческой психологии. Рыбаки требуют: «Дай», не за думываясь над вопросом: «За счет чего». Ведь поднять зар плату можно только при улуч шении конечных результатов. Во-первых, за счет увеличения добычи рыбы и выпуска про дукции на основе улучшения организации промысла, за счет повышения ответственности до говаривающихся сторон. Во- вторых. за счет экономии и рационализации использования материальных ресурсов (топли ва. материалов и пр.) Таким образом. больше получать арендный коллектив будет лишь тогда, когда станет во всех от ношениях лучше работать. Самое трудное во внедрении аренды — пока (по нашим дан ным из сообщений с мест) остается сопротивление админи стративного аппарата. Управ ленцы продрлжают решать воп росы командными методами. Они по своей воле назначают сроки ремонта судов, изменяют режим их работы, объекты про мысла. перетасовывают кадры. Это, безусловно ,. отрицательно сказывается на деятельности арендных коллективов. Поэтому важно из практики делать правильные выводы — при внедрении аренды необхо димо упорно работать над пре одолением психологического барьера. Рыбаки должны быть готовы для принятия решения о переходе на арендные отно шения, а мастерский и команд ный состав должен ориентиро ваться в принципах работы на аренду. Н. Н. ЯРЕМЕНКО, штурман. — Вследствие того, что у рыбных ресурсов Баренцева .мо ря нет своего хозяппа. а есть только многочисленные ведомст ва. мы их нещадно эксплуатиро вали и уничтожали до тех пор. пока не истребили следующие поголовья промысловых рыб: беломорской и мурманской сельди, мойвы, палтуса, трески, семги, розовой креветки. В результате административ ных методов управления интен сивность промысла на Мурмане в последнее десятилетие опти мизировалась не с биологиче ской точки зрения, а с ведом ственной. Лысепковские методы отраслевой науки (море неис черпаемо) и варварское уиичто- жение экосистем привели к то лп*. что реальный улов оказал ся ниже того, который был бы достигнут при надлежащем ве дении промысла. Притупленное нравственное чувство тех. от кого зависело экологическое здоровье бассей на, разгул чинодралства, отсут ствие научного расчета, здраво го смысла, психологии сезонни ков и рвачей привело к тому, что ихтиологическая съемка ак ватории Баренцева моря в 1987 году показала: кризис. Но тем не менее специалисты ММБИ и ПИНРО не унывают. В 1988 году в Мурманске со стоялась Всесоюзная конферен ция «Питание морских рыб и использование кормовой базы, как элемент прогнозирования промысла». На Баренцевом мо ре в течение последних трех лет ведутся совместные работы по проекту «Баренцево море», в них участвуют около 26 ор ганизаций, которые признали необходимость усиления содру жества науки всех уровней, со средоточения ее усилий на наи более важных направлениях ис следований. связь с практикой. Науке надо спешить, а то при дется изучать мертвую зону. Возможности любой экоси стемы. даже такой огромной, как Мировой океан, имеют своп пределы. К тому же открытый океан способен дать лишь ме нее 3 процента всей рыбопро дукции. Для народного стола Мин- рыбхоз СССР старается выло вить миллион тонн кильки, мой вы, путассу. А человек ищет вместо полкило кильки — бу терброд с СЕМГОЙ. В область предании перекочевала семга — чудо, которым одарила при рода суровый Север. Для любителей бутербродов среди рыбаков сообщу, что от Мурмана страна имеет ежегод но около 200 тонн (с шестью подписями на бирке каждого хвоста), по стране — 600 тонн. Норвегия — более 50 тысяч тонн, в перспективе — 100 ты сяч тонн выращиваемой семги. В настоящее время лососе вое хозяйство в масштабах Мии- рыбхоза СССР — величина не наблюдаемая. (За исключени ем аквариума в сенях МРХ). «Фанатики» семужного бутер брода ведут речь не об искусст венном выращивании. не о естественном воспроизводстве, не о товарном лососеводстве, а 9 катастрофической ситуации запасов семги в территориаль ных водах СССР. Причины: не достатки в организации про мысла, загрязнение акваторий территориальных вод страны, гидростроительство, лесосплав, браконьерство со стороны экспедиционных партий разных ведомств, военнослужащих, на рушение водоохранного законо дательства. Более чем в десяти зарегу лированных реках Кольского полуострова навсегда потеряны стада семги. Основная причина — загрязнение вод. С помощью существующих рыбозаводов ии в одном случае не удалось сохранить промыс ловые популяции. Но в той же Норвегии семги — как у нас минтая. С целыо выращивания товарной семги летом 1986 го да в Норвегии был закуплен смолтовый завод. Уникальные стройконструкции доставлены в Кандалакшу, где и пребывают в бездействии. А «начинка» по чивает на севрыбовских скла дах. Бойцы семужного фронта заседают, решая, где «поса дить» завод, кому его строить. Правда, утвержден штат буду щего предприятия в количестве 50 человек. Для сравнения — в Норвегии завод, выдающий в 5 раз больше смолта, обслу живают вместе с директором 5 человек. Правда, директор, сварщик и водитель персональ ной машины — там один и тот же человек*. Последним в прениях в пер вый день работы конференции выступил главный механик ПБ «Полярная звезда» головного предприятия БПО «Севрыба» Л. М. АЛЕИНЕР: —- Не берусь давать оценку депутатской деятельности Гу- цкалова, но скажу: независимо от того, в отпуске ли он сей час, в море или где-то еще, Гу- цкалов должен был сидеть па этой конференции. Л. М. Алейнер предложил изменить порядок назначения должностных окладов судовым специалистам: учитывать не только тип судна, но и его тех ническое состояние, интенсив ность нагрузок, опыт и отдачу от каждого конкретного работ ница. Далее он сказал: — Вношу предложение о со здании профсоюза моряков, вы бирать в ЦК профсоюза именно членов плавсостава и размес тить его в одном из портовых городов, а Москва, хотя и «порт пяти морей», но... (аплодисмен ты). Мы должны вернуться в международный союз моряков. Это будет в духе времени.- Не добьемся этого — грош нам всем цена (аплодисменты). О сокращении штатов: нель зя делать это огульно.-. Не знаю, как высказать, но любой моряк, ступив ногой па трап, оказывается па работе. Он бу дет работать, если надо, неза висимо от того, когда у него по графику вахта, подвахта. И вме сто того чтобы улучшить ему условия труда, их ухудшают: со кратили уборщиц, и что? Пока не приведем флот в порядок, сокращать штаты нельзя! ★ * «г В прениях т а т к е выступили В. Б. Свиридов , с та рш и й м е ха ни к М у р м а н с ко го тралово го флота, Г. А . Пахомов , р ад иона ви га т ^а НПО «С евры бпоиск» , И. В. Б р енде с т а рш и й т е х н и к гол о вно го пред п р и я ти я БПО «Севрыба», А . А . Вы- морнов , в торой м е х а н и к «А р хан - ге л ь с кры б п р ом а » . Они вы ск а за лись в поддержку мнений и т р е бований, содерж ащ ихся в посту пивших от рыбаков радиограммах , дали критическую оценку дея тельности Минрыбхоза СССР, ЦК отраслевого профсою за, ряда цент ральны х министерств и ведомств, руководителей управления Север ным бассейном. * * * Первый день работы конфе ренции завершился ответами генерального директора БПО «Севрыба» М. И. Каргина на вопросы делегатов. День 2-й О Л ИЮНЯ делегаты конферен- ции продолжили обсужде ние доклада инициативной груп пы плавсостава «О проблемах, поднятых в телеграммах и обра щениях рыбаков, и путях их р е шения. Роль профсоюзных ор га нов в решении проблем рыба ков». Выступающие в прениях об судили и содоклады от админи страции флотов. ф H. И. ЛЫСЕНКО, замести тель министра рыбного хозяй ства СССР: — С марта по июнь 1989 го да в адрес государственных, пар тийных, профсоюзных, хозяй ственных органов, средств мас совой информации поступило 270 телеграмм от экипажей 850 судов. Всего флотом по ставлено 206 вопросов. Для принятия оперативных мер в апреле—мае в районах промысла побывали 130 руко водящих работников отрасли, в том числе 2 заместителя мини стра, 4 начальника БПО. Итоги их командировок рассмотрены на заседаниях коллегии мини стерства 19 апреля и 22 мая т. г. 4 мая 1989 года коллегия министерства, рассмотрев воп рос о мерах, принимаемых бас сейновыми производственными рыбохозяйственными объедине ниями по проблемам, поднятым плавсоставом в телеграммах с судов, приняла решение рас смотреть предложения рыбаков на бассейновых конференциях плавсостава. Для оказания помощи в ре шении ряда вопросов министер ство обратилось с просьбами: в Совет Министров СССР, Гос план СССР. Госкомтруд СССР. ВЦСПС и другие ведомства. Какие это вопросы? I . Важнейшими и наиболее острыми для рыбного хозяйства являются проблемы обновления флота, повышения его техниче ского уровня, ликвидации дис пропорций между разными ти нами судов, о чем справедливо указывается в телеграммах ры баков. Откровенно должен доло жить, что министерство па сего дня с этой задачей не справи лось. Действительно, мы недо получили за 2 предыдущие пя тилетки 1350 судов. В текущей пятилетке эта тенденция сохра няется.; Поддержание в экс плуатационном состоянии физи чески изношенных судов только за последние 3 года увеличило потребность в ремонте на 130 миллионов рублей. Из-за недостатка транспортов во многих районах несвоевре менно вывозится продукция.- Для решения этой проблемы необходимо, чтобы министерст ву поставлялись в требуемых количествах транспортные cjgH? и танкеры. По этим вопросам министер ство вновь обратилось в Мин- морфлот и в Госплан Союза. На XIII пятилетку Госпланом подтверждена наша потребность в новом судостроении (в суще ствующих ценах) в объеме 10,8 млрд. рублей. Это в 2,2 раза бол ьш е /ч ем планировалось на текущую (4,9 млрд. руб.). 2. Остро стоят вопросы тех нического состояния флота, ме ханизации труда и оснащения отрасли технологическим обору дованием. Действующий рыболовный флот строился в ОСНОВНОМ в 1960— 1970 годах. Сегодня доля судов с возрастом, превы шающим 15 лет, составляет: по обрабатывающим судам — 86 процентов, по приемотраиспорт- ным судам — 42 ,6 . по добы вающим судам — 41,6, по вспомогательным судам — 66.. В целях достижения качест венно нового уровня развития отрасли, па основе научно-яЯг рыбный м у рм ан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz