Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

8 С бассейновой конференции рыбаков. Выступления в прениях (Продолжение . Нам , па 7-й crj).) Г. Б. ДУБЕЦ, ведущий спе­ циалист Госкомтруда СССР: — Вы знаете, какая сложи­ лась экономическая ситуация в стране. Самый, пожалуй, самый серьезный момент — это опе­ режение роста оплаты по срав­ нению с производительностью труда: за 1988 год производи­ тельность труда возросла на 5.1, а оплата труда — на 7 0/ /о Мы должны преодолеть такое положение. Но в настоящее время, как вы понимаете, очень сложно решать вопросы повы­ шения оплаты труда. уровня жизни вообще. Тем не менее Совет Министров СССР, по предложениям Госкомтруда СССР, Минфина СССР. Мин- рыбхоза СССР и Р>ЦСПС, изы­ скал возможность решить ряд вопросов, поставленных работ­ никами рыбного хозяйства в их радиограммах. Так, принято постановление Советом Министров СССР «О совершенствовании оплаты тру­ да членов экипажей судов про­ изводственного флота рыбной промышленности», в соответст­ вии с которым членам экипа- жёй судов заграничного плава­ ния увеличен размер выплаты иностранной валюты взамен су­ точных с 22,5 процента до 33 процентов, разрешено устанав­ ливать доплаты за работу в нбчпое время плавающему со­ ставу судов производственного флота рыбной промышленности в размере 35 процентов. Этим постановлением пору­ чено Госкомтруду СССР и ВЦСГ1С совместно с Мпнрыбхо- зом СССР рассмотреть и ре- нйггь вопросы о порядке приме­ нения районного коэффициента к заработной плате. а также льгот за работу членов экипа­ жей судов производственного флота рыбной промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случаях эксплуатации и ре­ монта судов в других районах страны. По указанным вопро­ сам были приняты соответст­ вующие постановления, кото­ рые позволяют начислять рай­ онный коэффициент и северные надбавки на заработок, исчис­ ленный из 300 рублей пропор­ ционально средней фактической продолжительности рабочего дня в период рейса, а также де­ лать перерасчет северных над­ бавок при ремонте судов, при­ писанных к районам ' Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока и наоборот. Отдельные предложения ры­ баков будут рассмотрены одно­ временно с проектами Законов Союза ССР об отпусках и о пенсионном обеспечении трудя­ щихся. При этом проектом^За­ кона Союза ССР об отпусках предусматривается увеличить основной отпуск плавающему составу судов флота рыбной промышленности до 26 рабочих дней и за особый характер ра­ бот установить дополнительный отпуск в количестве 12 рабо­ чих дней, что совпадает с пред­ ложениями рыбаков. Предложение о предоставле­ нии плавающему составу судов флота рыбной промышленности пенсий за выслугу лет рассмат­ ривается. В настоящее время 7 июля 1989 года проект Закона Союза ССР о пенсионном обеспечении трудя­ щихся находится на доработке. Предложение об установле­ нии вознаграждения за выслугу лет находится на рассмотрении в Совете Министров СССР. Одновременно, по нашему мнению. Минрыбхозу СССР следует шире развернуть рабо­ ту по внедрению на судах фло­ та рыбной промышленности бо­ лее совершенных форм органи­ зации и оплаты труда, в том числе арендного подряда и хо­ зяйственного расчета. По результатам командиров­ ки специалистов Госкомтруда СССР в Сахалинскую область и Владивосток следует сделать вывод, что арендные коллекти­ вы- достигли хороших результа­ тов в своей работе. Вместе с тем многие счита­ ют. что для арендных коллекти­ вов д оли ты создаваться особые условия. Это; видимо, следствие существующей в течение ряда лет иждивенческой психологии. Рыбаки требуют: «Дай», не за ­ думываясь над вопросом: «За счет чего». Ведь поднять зар­ плату можно только при улуч­ шении конечных результатов. Во-первых, за счет увеличения добычи рыбы и выпуска про­ дукции на основе улучшения организации промысла, за счет повышения ответственности до­ говаривающихся сторон. Во- вторых. за счет экономии и рационализации использования материальных ресурсов (топли­ ва. материалов и пр.) Таким образом. больше получать арендный коллектив будет лишь тогда, когда станет во всех от­ ношениях лучше работать. Самое трудное во внедрении аренды — пока (по нашим дан­ ным из сообщений с мест) остается сопротивление админи­ стративного аппарата. Управ­ ленцы продрлжают решать воп­ росы командными методами. Они по своей воле назначают сроки ремонта судов, изменяют режим их работы, объекты про­ мысла. перетасовывают кадры. Это, безусловно ,. отрицательно сказывается на деятельности арендных коллективов. Поэтому важно из практики делать правильные выводы — при внедрении аренды необхо­ димо упорно работать над пре­ одолением психологического барьера. Рыбаки должны быть готовы для принятия решения о переходе на арендные отно­ шения, а мастерский и команд­ ный состав должен ориентиро­ ваться в принципах работы на аренду. Н. Н. ЯРЕМЕНКО, штурман. — Вследствие того, что у рыбных ресурсов Баренцева .мо­ ря нет своего хозяппа. а есть только многочисленные ведомст­ ва. мы их нещадно эксплуатиро­ вали и уничтожали до тех пор. пока не истребили следующие поголовья промысловых рыб: беломорской и мурманской сельди, мойвы, палтуса, трески, семги, розовой креветки. В результате административ­ ных методов управления интен­ сивность промысла на Мурмане в последнее десятилетие опти­ мизировалась не с биологиче­ ской точки зрения, а с ведом­ ственной. Лысепковские методы отраслевой науки (море неис­ черпаемо) и варварское уиичто- жение экосистем привели к то­ лп*. что реальный улов оказал­ ся ниже того, который был бы достигнут при надлежащем ве­ дении промысла. Притупленное нравственное чувство тех. от кого зависело экологическое здоровье бассей­ на, разгул чинодралства, отсут­ ствие научного расчета, здраво­ го смысла, психологии сезонни­ ков и рвачей привело к тому, что ихтиологическая съемка ак­ ватории Баренцева моря в 1987 году показала: кризис. Но тем не менее специалисты ММБИ и ПИНРО не унывают. В 1988 году в Мурманске со­ стоялась Всесоюзная конферен­ ция «Питание морских рыб и использование кормовой базы, как элемент прогнозирования промысла». На Баренцевом мо­ ре в течение последних трех лет ведутся совместные работы по проекту «Баренцево море», в них участвуют около 26 ор­ ганизаций, которые признали необходимость усиления содру­ жества науки всех уровней, со­ средоточения ее усилий на наи­ более важных направлениях ис­ следований. связь с практикой. Науке надо спешить, а то при­ дется изучать мертвую зону. Возможности любой экоси­ стемы. даже такой огромной, как Мировой океан, имеют своп пределы. К тому же открытый океан способен дать лишь ме­ нее 3 процента всей рыбопро­ дукции. Для народного стола Мин- рыбхоз СССР старается выло­ вить миллион тонн кильки, мой­ вы, путассу. А человек ищет вместо полкило кильки — бу­ терброд с СЕМГОЙ. В область предании перекочевала семга — чудо, которым одарила при­ рода суровый Север. Для любителей бутербродов среди рыбаков сообщу, что от Мурмана страна имеет ежегод­ но около 200 тонн (с шестью подписями на бирке каждого хвоста), по стране — 600 тонн. Норвегия — более 50 тысяч тонн, в перспективе — 100 ты­ сяч тонн выращиваемой семги. В настоящее время лососе­ вое хозяйство в масштабах Мии- рыбхоза СССР — величина не­ наблюдаемая. (За исключени­ ем аквариума в сенях МРХ). «Фанатики» семужного бутер­ брода ведут речь не об искусст­ венном выращивании. не о естественном воспроизводстве, не о товарном лососеводстве, а 9 катастрофической ситуации запасов семги в территориаль­ ных водах СССР. Причины: не­ достатки в организации про­ мысла, загрязнение акваторий территориальных вод страны, гидростроительство, лесосплав, браконьерство со стороны экспедиционных партий разных ведомств, военнослужащих, на­ рушение водоохранного законо­ дательства. Более чем в десяти зарегу­ лированных реках Кольского полуострова навсегда потеряны стада семги. Основная причина — загрязнение вод. С помощью существующих рыбозаводов ии в одном случае не удалось сохранить промыс­ ловые популяции. Но в той же Норвегии семги — как у нас минтая. С целыо выращивания товарной семги летом 1986 го­ да в Норвегии был закуплен смолтовый завод. Уникальные стройконструкции доставлены в Кандалакшу, где и пребывают в бездействии. А «начинка» по­ чивает на севрыбовских скла­ дах. Бойцы семужного фронта заседают, решая, где «поса­ дить» завод, кому его строить. Правда, утвержден штат буду­ щего предприятия в количестве 50 человек. Для сравнения — в Норвегии завод, выдающий в 5 раз больше смолта, обслу­ живают вместе с директором 5 человек. Правда, директор, сварщик и водитель персональ­ ной машины — там один и тот же человек*. Последним в прениях в пер­ вый день работы конференции выступил главный механик ПБ «Полярная звезда» головного предприятия БПО «Севрыба» Л. М. АЛЕИНЕР: —- Не берусь давать оценку депутатской деятельности Гу- цкалова, но скажу: независимо от того, в отпуске ли он сей­ час, в море или где-то еще, Гу- цкалов должен был сидеть па этой конференции. Л. М. Алейнер предложил изменить порядок назначения должностных окладов судовым специалистам: учитывать не только тип судна, но и его тех­ ническое состояние, интенсив­ ность нагрузок, опыт и отдачу от каждого конкретного работ­ ница. Далее он сказал: — Вношу предложение о со­ здании профсоюза моряков, вы­ бирать в ЦК профсоюза именно членов плавсостава и размес­ тить его в одном из портовых городов, а Москва, хотя и «порт пяти морей», но... (аплодисмен­ ты). Мы должны вернуться в международный союз моряков. Это будет в духе времени.- Не добьемся этого — грош нам всем цена (аплодисменты). О сокращении штатов: нель­ зя делать это огульно.-. Не знаю, как высказать, но любой моряк, ступив ногой па трап, оказывается па работе. Он бу­ дет работать, если надо, неза­ висимо от того, когда у него по графику вахта, подвахта. И вме­ сто того чтобы улучшить ему условия труда, их ухудшают: со­ кратили уборщиц, и что? Пока не приведем флот в порядок, сокращать штаты нельзя! ★ * «г В прениях т а т к е выступили В. Б. Свиридов , с та рш и й м е ха ни к М у р м а н с ко го тралово го флота, Г. А . Пахомов , р ад иона ви га т ^а НПО «С евры бпоиск» , И. В. Б р енде с т а рш и й т е х н и к гол о вно го пред­ п р и я ти я БПО «Севрыба», А . А . Вы- морнов , в торой м е х а н и к «А р хан - ге л ь с кры б п р ом а » . Они вы ск а за ­ лись в поддержку мнений и т р е ­ бований, содерж ащ ихся в посту­ пивших от рыбаков радиограммах , дали критическую оценку дея ­ тельности Минрыбхоза СССР, ЦК отраслевого профсою за, ряда цент­ ральны х министерств и ведомств, руководителей управления Север­ ным бассейном. * * * Первый день работы конфе­ ренции завершился ответами генерального директора БПО «Севрыба» М. И. Каргина на вопросы делегатов. День 2-й О Л ИЮНЯ делегаты конферен- ции продолжили обсужде ­ ние доклада инициативной груп ­ пы плавсостава «О проблемах, поднятых в телеграммах и обра ­ щениях рыбаков, и путях их р е ­ шения. Роль профсоюзных ор га ­ нов в решении проблем рыба­ ков». Выступающие в прениях об ­ судили и содоклады от админи­ страции флотов. ф H. И. ЛЫСЕНКО, замести­ тель министра рыбного хозяй­ ства СССР: — С марта по июнь 1989 го­ да в адрес государственных, пар­ тийных, профсоюзных, хозяй­ ственных органов, средств мас­ совой информации поступило 270 телеграмм от экипажей 850 судов. Всего флотом по­ ставлено 206 вопросов. Для принятия оперативных мер в апреле—мае в районах промысла побывали 130 руко­ водящих работников отрасли, в том числе 2 заместителя мини­ стра, 4 начальника БПО. Итоги их командировок рассмотрены на заседаниях коллегии мини­ стерства 19 апреля и 22 мая т. г. 4 мая 1989 года коллегия министерства, рассмотрев воп­ рос о мерах, принимаемых бас­ сейновыми производственными рыбохозяйственными объедине­ ниями по проблемам, поднятым плавсоставом в телеграммах с судов, приняла решение рас­ смотреть предложения рыбаков на бассейновых конференциях плавсостава. Для оказания помощи в ре­ шении ряда вопросов министер­ ство обратилось с просьбами: в Совет Министров СССР, Гос­ план СССР. Госкомтруд СССР. ВЦСПС и другие ведомства. Какие это вопросы? I . Важнейшими и наиболее острыми для рыбного хозяйства являются проблемы обновления флота, повышения его техниче­ ского уровня, ликвидации дис­ пропорций между разными ти­ нами судов, о чем справедливо указывается в телеграммах ры­ баков. Откровенно должен доло­ жить, что министерство па сего­ дня с этой задачей не справи­ лось. Действительно, мы недо­ получили за 2 предыдущие пя­ тилетки 1350 судов. В текущей пятилетке эта тенденция сохра­ няется.; Поддержание в экс­ плуатационном состоянии физи­ чески изношенных судов только за последние 3 года увеличило потребность в ремонте на 130 миллионов рублей. Из-за недостатка транспортов во многих районах несвоевре­ менно вывозится продукция.- Для решения этой проблемы необходимо, чтобы министерст­ ву поставлялись в требуемых количествах транспортные cjgH? и танкеры. По этим вопросам министер­ ство вновь обратилось в Мин- морфлот и в Госплан Союза. На XIII пятилетку Госпланом подтверждена наша потребность в новом судостроении (в суще­ ствующих ценах) в объеме 10,8 млрд. рублей. Это в 2,2 раза бол ьш е /ч ем планировалось на текущую (4,9 млрд. руб.). 2. Остро стоят вопросы тех­ нического состояния флота, ме­ ханизации труда и оснащения отрасли технологическим обору­ дованием. Действующий рыболовный флот строился в ОСНОВНОМ в 1960— 1970 годах. Сегодня доля судов с возрастом, превы­ шающим 15 лет, составляет: по обрабатывающим судам — 86 процентов, по приемотраиспорт- ным судам — 42 ,6 . по добы­ вающим судам — 41,6, по вспомогательным судам — 66.. В целях достижения качест­ венно нового уровня развития отрасли, па основе научно-яЯг рыбный м у рм ан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz