Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
n 6 С бассейноМ конференции рыбаков. Выступления в прениях (Продолжение . Нач. на 5-U стр.) профсоюза приходится 1,5 про цента от членских взносов, это примерно 600 тысяч рублей, из Которых на содержание аппара та и его работу расходуется по рядка 200 тысяч рублей, остальные в порядке оказания помощи возвращаются в регио нальные и первичные организа ции. Должностные оклады: у председателя ЦК профсоюза 470 рублей, секретаря — 350. 14 июля этого года состоится VI Пленум ЦК профсоюза с приглашением 100 человек представителей плавсостава со всех бассейнов. Он рассмотрит вопросы: о ходе выполнения ре шений первого отраслевого съез да (с учетом поступивших от рыбаков радиограмм), о коопти ровании в состав ЦК 15— 16 представителей плавсо става. изберет новых руководи телей ЦК. рассмотрит та клее предложение о создании ассо циации плавсостава, о созыве, согласно уставу, внеочередного съезда профсоюза. Далее товарищ Коровин пе речислил ряд льгот, «добиться которых рыбакам помог проф союз»: оплата больничных во время отгула выходных. бес платный провоз 30 килограм мов багажа при международных авиаперевозках. бронирование авиабилетов, предоставление дополнительных отпусков рыба кам. работающим в полярных морях, снижение на 3 0—35 процентов сроков носки спец одежды. многие другие. — Товарищи, как известно, советские профсоюзы, в отличие от профсоюзов капиталистиче ских стран, взяли на себя обя занность защищать интересы со ветских людей от рождения... (заглушающие аплодисменты. Смех в зале). Они занимаются также проблемами охраны и оплаты труда (аплодисменты). Выступавший подробно р а с с к а зал о программ ах строительства жилья , но был прерван делегата ми. требовавшими соблюдения регламента . Ш. Р. Сойкис, предсе дательствовавший в первый день работы конференции , предоставил товарищ у Коровину 2 минуты длЬ 9заверш ения выступления. С екретарь ЦК профсоюза пере числил ряд действующих докумен тов. которые не дают возможности на сегодняшний день удовлетво рить некоторые требования ры баков. сказал , что. несмотря на это. не всегда рыбаки пользую т ся ’даж е существующими возмож ностями, в частности: «Совсем не понятно относительно воды, вы плаваете на корабле, отвечаете за его состояние, не понятно, почему вы пользуетесь банен только раз в 10 дней?» После чего последова ли реплики из зала: «Он издева ется» , «Докладчик не готов*. При няли решение: товарищ у Корови ну подготовиться. учесть посту пающие в его адрес записки и выступить на следующий день. А. М. ЩЕПЕЛИН, первый помощник капитана БМРТ «Бы кове » «Мурманрыбпрома»: — Глядим мы па мир пере вернутыми глазами и убеждаем себя, что наше положение — единственно правильное. R таком-то положении нам легко доказали, что работать 84 чага в неделю вместо 41 гораздо удобней, что два вы ходных в семидневку морякам иметь очень невыгодно (про являли заботу). что условия труда и быта в море не вред ные. а курортные. 7 июля 1989 года Что существует Закон о тру де. моряки понаслышке знают, но нет этого документа на су дах. Зато ежегодно рассылается для обязательного изучения каждый раз новое «Положение о труде и заработной плате», в котором не встретишь ссылок на КЗоТ, так как назначение этого «Положения» — свести на нет Закон. Шельмуется З а кон очень просто. Например, сверхурочные — 43 часа в не делю — назвали «сверхнор- мальиым рабочим временем» и за 105% чистой сверхурочной переработки добавляется к за работку то 15. то 30, то 40 про центов*'— как бог на душу по ложит. Загляните в колдоговор: бе реговой машинистке полагается за вредность 6 суток дополни тельного отпуска, а судовой официантке или буфетчице — нет, у них «курортные» усло вия. Все эти «Положения», колдоговоры подписаны проф союзными деятелями и даже юристами. Если, например, задать воп рос: «Зачем нужен промысло вый флот?» — ответ прост и ясен: чтобы обеспечить народ ный стол . рыбопродукцией.- Зачем транспортный флот, вспомогательный, судоремонт ные организации, береговые рыбообработчики. паучники? Ответ так же ясен. Только их взаимоотношения, существующие ныне, непонят ны. Не может же быть. чтоб организации, являющиеся вто ричными обладателями добы той промысловыми флотами ры бы. могли успешно и прибыль но работать, а добывающие фло ты пребывать в убытке и без денежье. Почему сложились такие взаимоотношения? Кем они со зданы? Эти вопросы моряки задают руководству, а оно у нас могучее. Ж аль только. что крепость эта заключается в много^тажности и многочис ленности руководства. Моряки часто задают вопрос: «Когда же сократится управ ленческий аппарат?» Мне думается, нужно изме нить сам принцип формирова ния здорового, свободного, про изводительного организма на шей отрасли. Только потреб ность производства может фор мировать необходимый управ ленческий аппарат на демокра тической основе. Поэтому сде лаю попытку задать и осмыс лить вопрос «зачем?» хотя бы по некоторым нашим пробле мам. Зачем министерство? З а чем БПО? Зачем отделы пла нирования, а также организа ции труда и зарплаты? Миирыбхоз дотошно регла ментирует работу флотов, их финансовую деятельность, что, естественно, сковывает их само стоятельность. А вот оказать помощь флотам, когда, допу стил!. назревают простои судов в ожидании топлива или тран спортов, не могут, что было и сейчас в ЮВТО. Флоты не обес печиваются должным снабже нием, качественным ремонтом, современным технологическим, промысловым, поисковым и ра диооборудованием. Оки не бе рут на себя материальной от ветственности. да и моральной, за социальную защищенность моряков. Ни министерство, ни представители Минрыбхоза в инпортах не могут или не хотят решать вопросы по защите мо ряков от произвола местных властей. Не задумываются о том. насколько справедливо вы глядит то. что министерский дядя, па неделю слетавший в инпорт. возвращается (как и прилетел) в первом салоне, имея право везти с собой в ка честве личного багажа 30 кило граммов. а рыбак, чьим трудом заработана его валюта, не мо жет получить ее полностью, да и на полученную имеет право купить и провезти не более 20 килограммов, являясь пассажи ром третьего или четвертого са лона. Думаю, что справедливо тре бование моряков иметь право провоза багажа не менее 3 0— 35 килограммов, так как одна зимняя одежда весит половину разрешенного груза. Вообще ограничения должны быть лишь законные. Следует учитывать и то. что в настоящее время к концу рейса морякам приходят радио граммы примерно такого содер жания: «Вася, привези мыла, дают по талонам кусок хозяй ственного». О БПО мнение моряков, де легировавших меня, однознач но —■ надо упразднить это промежуточное звено. Следующий вопрос «зачем?» обращен к плановикам. ОТиЗам. Кто из плавсостава может ска зать. что цифры рейсового за дания помогли наловить больше рыбы? Так запутана методика начисления зарплаты, что без специальной подготовки эти крючкотворные головоломки решить невозможно. Но зачем эти Положения. когда есть КЗоТ и в нем все детально рас писано? И планирование, и условия соцсоревнования — все это ухищрения для снижения зара ботка в виде его премиальной части. Но ведь морякам и не нужна премия, а самое естест венное соревнование — это оплата но результатам труда без всяких надуманных ограни чений. Верховные документы вроде бы так и толкуют, да вот под порки-то все еще держат нас Вверх ногами. Если будет установлен твер дый процент отчисления на зарплату от суммы реализации (при обоснованных оптовых це нах. соответствующих трудоза тратам). тогда экипажи будут приходить из рейса с уже го товой платежной ведомостью и на берегу нужны будут лишь бухгалтер-ревизор да кассир, чтоб через день по приходе вы дать экипажу зарплату. Коль зашел разговор о день гах. предлагаю вашему внима нию следующие предложения. 1. Северные условия дейст вуют одинаково на всех северян независимо от должности, по этому полярные надбавки для всех трудящихся должны быть одинаковы. 2. Если валюта в импорту выдается на отдых морякам, а не является дополнительным за работком. то потребности в от дыхе у моряков тоже одинако вы. а значит, и суммы валют ных выплат должны быть оди наковы. независимо от должно сти. Разумеется, капитан до полнительно должен получать представительские. Зачем на всех судах пря.мо с иовостроя начинает гнить доро гостоящее так называемое доп. оборудование? И. разумеется, ос новательно сгнивает в ближай шие 5 лет эксплуатации судна. Вопрос «зачем?» можно ад ресовать еще по многим направ лениям, но из-за отсутствия времени задам его в свой адрес. Нужен ли первый помощник капитана па судне с теми функ циями. которые пока не изме нились? Нужно ли раздражать уставших моряков попытками обосновывать единственную правильность тех линий, кото рые центральная печать назы вает «великой ложью»? В дли тельном рейсе, вероятно, ну жен человек, умеющий снять с души моряка психологическую усталость, но это иногда может сделать и хороший товарищ по экипажу. Сейчас, пожалуй, важней че ловеку в роли первого помощ ника уметь убедить моряка, что злобность, эгоцентризм, безду ховность — вредные качества, но самому нужно обладать по вышенным чувством справедли вости, доброго внимания, беско рыстия. здоровой человеческой моральной чистотой. на ме- Доклад мандатной комиссии сделал В. И. МОЗГОВОЙ, капи тан БПО «Севрыба»: — Конференция работников плавсостава Северного рыбо промышленного бассейна созва на по требованию экипажей су дов. И одним из требований являлось то. чтобы участника- ми-делегатами на конференцию было избрано не менее 75% работников именно плавсостава. Поэтому основной целью нашей мандатной комиссии была про верка этого представительства. Для сведения делегатов до ложу. что по решению оргкоми тета был установлен следую щий порядок выборов: — прежде всего в конферен ции участвуют все предприятия, имеющие флот, а также те, ко торые непосредственно связаны с работой флота: — норма представительства устанавливалась следующа я : один человек от крупно- и сред нетоннажного су^на, один — от двух малотоннажных судов, один — от 300 береговых ра ботников. Мандатная комиссия прове рила соблюдение этого предста вительства и итогов избрания делегатов и докладывает, что на конференцию избрано 513 делегатов, из них 384 предста вителя плавсостава, что состав ляет 75%. зарегистрировано на конференции 183 делегата, 94%. Распределение делегатов по предприятиям выглядит следую щим образом: Мурманский тра ловый флот — 125 делегатов, в том числе от плавсостава —^ 116; объединение «Мурманрыб- пром» — 91. в том числе от плавсостава 82; БПО «Севры ба» — 96. 91 — от плавсо става: НПО «Севрыбпоиск» — 32. 28 — от плавсостава, «Ар- хаигельскрыбпром» — 69 и 44 — от плавсостава; «Карел- рыбпром» — 30, 23 — от плав состава; Мурманская судо верфь — 27, Мурманский мор ской рыбный порт — 22. Мур манский рыбокомбинат — 17, МВИМУ — 4 делегата. Из выступления Г. В. УВА- КИНА, первого помощника ка питана объединения «Архан гел ьскрыбпром »: — Если внимательно читать радиограммы, то на вопрос «кто развалил рыбную отрасль?» на ходишь ответ: министры рыбно го хозяйства разных лет Иш- ков. Каменцев, Котляр. товарищ Матросова, то есть моряки ви дят виновников своих бед не только в руководстве стах. Г. В. Увакин высказал не согласие с существующими оп товыми ценами на рыбную продукцию, размерами отчисле ний прибыли в центр, с хозяй ственной политикой Госкомцен и Госкомтруда СССР. Потребо вал выплаты рыбакам районно го коэффициента и полярных надбавок «без всяких преде лов». — В свое время государство перевело народ на пятидневку. Сейчас говорят: для перевода на пятидневку рыбаков нет де нег. Должны быть. Их можно взять от сокращения расходов на содержание армии (я не против армии, которая нас з а щищает, я против той. которая обирает), от так называемой «незавершенки». заморажива ния дорогостоящих и полезных лишь в очень отдаленной перс пективе проектов. Б. А. АЛЕКСЕЕВ, председа тель профкома тралфлота: — Насколько я понял,«всем очень хочется услышать об от ношении профсоюза ко всем происходящим событиям и его причастности к ним, а точнее, о роли профсоюзных комитетов. За всех расписываться не буду, ио скажу, что на своем уровне мы оцениваем происхо дящие события, как единствен но возможные, способные при влечь внимание к проблема\ рыбаков не только в местньг инстанциях, но и в центре, также при дружном толковом подходе экипажей судов к разре шению накопившихся производ ственных неурядиц внутри БПО, как события, способные превратить коллективы БПО в партнеров, работающих с вы годой для всех. Мы глубоко убеждены, что взаимовыгодное партнерство предприятий БПО не существо вало и сегодня отсутствует. и ни руководители, ни трудовые коллективы к нему до сего дня практически не готовы. И кон ференция должна определит!, пути или условия устранения конфронтаций. При этом мы считаем, что здесь не должно быть чисто структурного с я№- ния коллективов, пусть они са ми решаются па подобный шаг. но в любом случае и изменен ные и другие самостоятельные коллективы должны оставаться партнерами, работающими взаи мовыгодно.- Что же касается Минрыбхоза или. возможно. Совета Мини стров. установленных нормати вов. платежей на фоне деятель ности наших промысловых фло тов. то это не требует дополни тельных разъяснений.* Достаточ но напомнить, что среди пред приятий именно рыбацкие кол лективы находятся в самых сложных социально-экономиче ских условиях, обеспечивая при этом жизнедеятельность всей системы МРХ, у которого, кста ти, ежегодная прибыль более двух миллиардов рублей при низких оптовых ценах для фло тов на рыбопродукцию. Оправ дывать все дотацией государ ства. пожалуй, не стоит, а если говорить о ней, то надо учеей£. рыбный м урм ан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz