Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

n 6 С бассейноМ конференции рыбаков. Выступления в прениях (Продолжение . Нач. на 5-U стр.) профсоюза приходится 1,5 про­ цента от членских взносов, это примерно 600 тысяч рублей, из Которых на содержание аппара­ та и его работу расходуется по­ рядка 200 тысяч рублей, остальные в порядке оказания помощи возвращаются в регио­ нальные и первичные организа­ ции. Должностные оклады: у председателя ЦК профсоюза 470 рублей, секретаря — 350. 14 июля этого года состоится VI Пленум ЦК профсоюза с приглашением 100 человек представителей плавсостава со всех бассейнов. Он рассмотрит вопросы: о ходе выполнения ре­ шений первого отраслевого съез­ да (с учетом поступивших от рыбаков радиограмм), о коопти­ ровании в состав ЦК 15— 16 представителей плавсо­ става. изберет новых руководи­ телей ЦК. рассмотрит та клее предложение о создании ассо­ циации плавсостава, о созыве, согласно уставу, внеочередного съезда профсоюза. Далее товарищ Коровин пе­ речислил ряд льгот, «добиться которых рыбакам помог проф­ союз»: оплата больничных во время отгула выходных. бес­ платный провоз 30 килограм­ мов багажа при международных авиаперевозках. бронирование авиабилетов, предоставление дополнительных отпусков рыба­ кам. работающим в полярных морях, снижение на 3 0—35 процентов сроков носки спец­ одежды. многие другие. — Товарищи, как известно, советские профсоюзы, в отличие от профсоюзов капиталистиче­ ских стран, взяли на себя обя­ занность защищать интересы со­ ветских людей от рождения... (заглушающие аплодисменты. Смех в зале). Они занимаются также проблемами охраны и оплаты труда (аплодисменты). Выступавший подробно р а с с к а ­ зал о программ ах строительства жилья , но был прерван делегата­ ми. требовавшими соблюдения регламента . Ш. Р. Сойкис, предсе­ дательствовавший в первый день работы конференции , предоставил товарищ у Коровину 2 минуты длЬ 9заверш ения выступления. С екретарь ЦК профсоюза пере ­ числил ряд действующих докумен­ тов. которые не дают возможности на сегодняшний день удовлетво­ рить некоторые требования ры ­ баков. сказал , что. несмотря на это. не всегда рыбаки пользую т­ ся ’даж е существующими возмож ­ ностями, в частности: «Совсем не понятно относительно воды, вы плаваете на корабле, отвечаете за его состояние, не понятно, почему вы пользуетесь банен только раз в 10 дней?» После чего последова­ ли реплики из зала: «Он издева­ ется» , «Докладчик не готов*. При­ няли решение: товарищ у Корови­ ну подготовиться. учесть посту­ пающие в его адрес записки и выступить на следующий день. А. М. ЩЕПЕЛИН, первый помощник капитана БМРТ «Бы ­ кове » «Мурманрыбпрома»: — Глядим мы па мир пере­ вернутыми глазами и убеждаем себя, что наше положение — единственно правильное. R таком-то положении нам легко доказали, что работать 84 чага в неделю вместо 41 гораздо удобней, что два вы­ ходных в семидневку морякам иметь очень невыгодно (про­ являли заботу). что условия труда и быта в море не вред­ ные. а курортные. 7 июля 1989 года Что существует Закон о тру­ де. моряки понаслышке знают, но нет этого документа на су­ дах. Зато ежегодно рассылается для обязательного изучения каждый раз новое «Положение о труде и заработной плате», в котором не встретишь ссылок на КЗоТ, так как назначение этого «Положения» — свести на нет Закон. Шельмуется З а ­ кон очень просто. Например, сверхурочные — 43 часа в не­ делю — назвали «сверхнор- мальиым рабочим временем» и за 105% чистой сверхурочной переработки добавляется к за ­ работку то 15. то 30, то 40 про­ центов*'— как бог на душу по­ ложит. Загляните в колдоговор: бе­ реговой машинистке полагается за вредность 6 суток дополни­ тельного отпуска, а судовой официантке или буфетчице — нет, у них «курортные» усло­ вия. Все эти «Положения», колдоговоры подписаны проф­ союзными деятелями и даже юристами. Если, например, задать воп­ рос: «Зачем нужен промысло­ вый флот?» — ответ прост и ясен: чтобы обеспечить народ­ ный стол . рыбопродукцией.- Зачем транспортный флот, вспомогательный, судоремонт­ ные организации, береговые рыбообработчики. паучники? Ответ так же ясен. Только их взаимоотношения, существующие ныне, непонят­ ны. Не может же быть. чтоб организации, являющиеся вто­ ричными обладателями добы­ той промысловыми флотами ры­ бы. могли успешно и прибыль­ но работать, а добывающие фло­ ты пребывать в убытке и без­ денежье. Почему сложились такие взаимоотношения? Кем они со­ зданы? Эти вопросы моряки задают руководству, а оно у нас могучее. Ж аль только. что крепость эта заключается в много^тажности и многочис­ ленности руководства. Моряки часто задают вопрос: «Когда же сократится управ­ ленческий аппарат?» Мне думается, нужно изме­ нить сам принцип формирова­ ния здорового, свободного, про­ изводительного организма на­ шей отрасли. Только потреб­ ность производства может фор­ мировать необходимый управ­ ленческий аппарат на демокра­ тической основе. Поэтому сде­ лаю попытку задать и осмыс­ лить вопрос «зачем?» хотя бы по некоторым нашим пробле­ мам. Зачем министерство? З а ­ чем БПО? Зачем отделы пла­ нирования, а также организа­ ции труда и зарплаты? Миирыбхоз дотошно регла­ ментирует работу флотов, их финансовую деятельность, что, естественно, сковывает их само­ стоятельность. А вот оказать помощь флотам, когда, допу­ стил!. назревают простои судов в ожидании топлива или тран­ спортов, не могут, что было и сейчас в ЮВТО. Флоты не обес­ печиваются должным снабже­ нием, качественным ремонтом, современным технологическим, промысловым, поисковым и ра­ диооборудованием. Оки не бе­ рут на себя материальной от­ ветственности. да и моральной, за социальную защищенность моряков. Ни министерство, ни представители Минрыбхоза в инпортах не могут или не хотят решать вопросы по защите мо­ ряков от произвола местных властей. Не задумываются о том. насколько справедливо вы­ глядит то. что министерский дядя, па неделю слетавший в инпорт. возвращается (как и прилетел) в первом салоне, имея право везти с собой в ка­ честве личного багажа 30 кило­ граммов. а рыбак, чьим трудом заработана его валюта, не мо­ жет получить ее полностью, да и на полученную имеет право купить и провезти не более 20 килограммов, являясь пассажи­ ром третьего или четвертого са­ лона. Думаю, что справедливо тре­ бование моряков иметь право провоза багажа не менее 3 0— 35 килограммов, так как одна зимняя одежда весит половину разрешенного груза. Вообще ограничения должны быть лишь законные. Следует учитывать и то. что в настоящее время к концу рейса морякам приходят радио­ граммы примерно такого содер­ жания: «Вася, привези мыла, дают по талонам кусок хозяй­ ственного». О БПО мнение моряков, де­ легировавших меня, однознач­ но —■ надо упразднить это промежуточное звено. Следующий вопрос «зачем?» обращен к плановикам. ОТиЗам. Кто из плавсостава может ска­ зать. что цифры рейсового за ­ дания помогли наловить больше рыбы? Так запутана методика начисления зарплаты, что без специальной подготовки эти крючкотворные головоломки решить невозможно. Но зачем эти Положения. когда есть КЗоТ и в нем все детально рас­ писано? И планирование, и условия соцсоревнования — все это ухищрения для снижения зара­ ботка в виде его премиальной части. Но ведь морякам и не нужна премия, а самое естест­ венное соревнование — это оплата но результатам труда без всяких надуманных ограни­ чений. Верховные документы вроде бы так и толкуют, да вот под­ порки-то все еще держат нас Вверх ногами. Если будет установлен твер­ дый процент отчисления на зарплату от суммы реализации (при обоснованных оптовых це­ нах. соответствующих трудоза­ тратам). тогда экипажи будут приходить из рейса с уже го­ товой платежной ведомостью и на берегу нужны будут лишь бухгалтер-ревизор да кассир, чтоб через день по приходе вы­ дать экипажу зарплату. Коль зашел разговор о день­ гах. предлагаю вашему внима­ нию следующие предложения. 1. Северные условия дейст­ вуют одинаково на всех северян независимо от должности, по­ этому полярные надбавки для всех трудящихся должны быть одинаковы. 2. Если валюта в импорту выдается на отдых морякам, а не является дополнительным за ­ работком. то потребности в от­ дыхе у моряков тоже одинако­ вы. а значит, и суммы валют­ ных выплат должны быть оди­ наковы. независимо от должно­ сти. Разумеется, капитан до­ полнительно должен получать представительские. Зачем на всех судах пря.мо с иовостроя начинает гнить доро­ гостоящее так называемое доп. оборудование? И. разумеется, ос­ новательно сгнивает в ближай­ шие 5 лет эксплуатации судна. Вопрос «зачем?» можно ад­ ресовать еще по многим направ­ лениям, но из-за отсутствия времени задам его в свой адрес. Нужен ли первый помощник капитана па судне с теми функ­ циями. которые пока не изме­ нились? Нужно ли раздражать уставших моряков попытками обосновывать единственную правильность тех линий, кото­ рые центральная печать назы­ вает «великой ложью»? В дли­ тельном рейсе, вероятно, ну­ жен человек, умеющий снять с души моряка психологическую усталость, но это иногда может сделать и хороший товарищ по экипажу. Сейчас, пожалуй, важней че­ ловеку в роли первого помощ­ ника уметь убедить моряка, что злобность, эгоцентризм, безду­ ховность — вредные качества, но самому нужно обладать по­ вышенным чувством справедли­ вости, доброго внимания, беско­ рыстия. здоровой человеческой моральной чистотой. на ме- Доклад мандатной комиссии сделал В. И. МОЗГОВОЙ, капи­ тан БПО «Севрыба»: — Конференция работников плавсостава Северного рыбо­ промышленного бассейна созва­ на по требованию экипажей су­ дов. И одним из требований являлось то. чтобы участника- ми-делегатами на конференцию было избрано не менее 75% работников именно плавсостава. Поэтому основной целью нашей мандатной комиссии была про­ верка этого представительства. Для сведения делегатов до­ ложу. что по решению оргкоми­ тета был установлен следую­ щий порядок выборов: — прежде всего в конферен­ ции участвуют все предприятия, имеющие флот, а также те, ко­ торые непосредственно связаны с работой флота: — норма представительства устанавливалась следующа я : один человек от крупно- и сред­ нетоннажного су^на, один — от двух малотоннажных судов, один — от 300 береговых ра­ ботников. Мандатная комиссия прове­ рила соблюдение этого предста­ вительства и итогов избрания делегатов и докладывает, что на конференцию избрано 513 делегатов, из них 384 предста­ вителя плавсостава, что состав­ ляет 75%. зарегистрировано на конференции 183 делегата, 94%. Распределение делегатов по предприятиям выглядит следую­ щим образом: Мурманский тра­ ловый флот — 125 делегатов, в том числе от плавсостава —^ 116; объединение «Мурманрыб- пром» — 91. в том числе от плавсостава 82; БПО «Севры­ ба» — 96. 91 — от плавсо­ става: НПО «Севрыбпоиск» — 32. 28 — от плавсостава, «Ар- хаигельскрыбпром» — 69 и 44 — от плавсостава; «Карел- рыбпром» — 30, 23 — от плав­ состава; Мурманская судо­ верфь — 27, Мурманский мор­ ской рыбный порт — 22. Мур­ манский рыбокомбинат — 17, МВИМУ — 4 делегата. Из выступления Г. В. УВА- КИНА, первого помощника ка­ питана объединения «Архан­ гел ьскрыбпром »: — Если внимательно читать радиограммы, то на вопрос «кто развалил рыбную отрасль?» на­ ходишь ответ: министры рыбно­ го хозяйства разных лет Иш- ков. Каменцев, Котляр. товарищ Матросова, то есть моряки ви­ дят виновников своих бед не только в руководстве стах. Г. В. Увакин высказал не­ согласие с существующими оп­ товыми ценами на рыбную продукцию, размерами отчисле­ ний прибыли в центр, с хозяй­ ственной политикой Госкомцен и Госкомтруда СССР. Потребо­ вал выплаты рыбакам районно­ го коэффициента и полярных надбавок «без всяких преде­ лов». — В свое время государство перевело народ на пятидневку. Сейчас говорят: для перевода на пятидневку рыбаков нет де­ нег. Должны быть. Их можно взять от сокращения расходов на содержание армии (я не против армии, которая нас з а ­ щищает, я против той. которая обирает), от так называемой «незавершенки». заморажива­ ния дорогостоящих и полезных лишь в очень отдаленной перс­ пективе проектов. Б. А. АЛЕКСЕЕВ, председа­ тель профкома тралфлота: — Насколько я понял,«всем очень хочется услышать об от­ ношении профсоюза ко всем происходящим событиям и его причастности к ним, а точнее, о роли профсоюзных комитетов. За всех расписываться не буду, ио скажу, что на своем уровне мы оцениваем происхо­ дящие события, как единствен­ но возможные, способные при­ влечь внимание к проблема\ рыбаков не только в местньг инстанциях, но и в центре, также при дружном толковом подходе экипажей судов к разре шению накопившихся производ­ ственных неурядиц внутри БПО, как события, способные превратить коллективы БПО в партнеров, работающих с вы­ годой для всех. Мы глубоко убеждены, что взаимовыгодное партнерство предприятий БПО не существо­ вало и сегодня отсутствует. и ни руководители, ни трудовые коллективы к нему до сего дня практически не готовы. И кон­ ференция должна определит!, пути или условия устранения конфронтаций. При этом мы считаем, что здесь не должно быть чисто структурного с я№- ния коллективов, пусть они са­ ми решаются па подобный шаг. но в любом случае и изменен­ ные и другие самостоятельные коллективы должны оставаться партнерами, работающими взаи­ мовыгодно.- Что же касается Минрыбхоза или. возможно. Совета Мини­ стров. установленных нормати­ вов. платежей на фоне деятель ности наших промысловых фло­ тов. то это не требует дополни­ тельных разъяснений.* Достаточ­ но напомнить, что среди пред­ приятий именно рыбацкие кол­ лективы находятся в самых сложных социально-экономиче­ ских условиях, обеспечивая при этом жизнедеятельность всей системы МРХ, у которого, кста­ ти, ежегодная прибыль более двух миллиардов рублей при низких оптовых ценах для фло­ тов на рыбопродукцию. Оправ­ дывать все дотацией государ­ ства. пожалуй, не стоит, а если говорить о ней, то надо учеей£. рыбный м урм ан

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz