Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

г ю К 45 'летим победы на Севере ■dr. IS 111 В начале сентября Илья Дугладзе получил оповещение о движении со­ юзного конвоя «PQ-18». ТЩ-32 со­ вместно с тральщиком № 37 тралил важный район западнее мыса Канин Нос. В змейковый трал попались две якорные мины. Погода была хоро­ шей, и моряки расстреляли их из орудий. 18 сентября задул нордовый ве­ тер. Крупная волна качала траль­ щик. Над морем низко неслись чер­ ные облака. — Усилить наблюдение! +*> приказал Илья Дугладзе. После обеда с и гн а л ьщ и к Иван Пти- Цын уловил едва слы ш им ы й гул самоле­ та . Через н е с ко л ь ко м и н у т и з облаков Вывалился н ем е ц ки й бомбардировщ и к «Ю нкерс-88» . Он пролетел над ко ра бл я ­ ми и с кры л с я в направлении «норд». Че­ рез пя тнадца ть м и н у т из облаков по ­ явили сь девять ф аш и с т с ки х бомбарди­ р о вщ и ко в . Они н а пра вили сь прямо на ТЩ -32 , т а к к а к он был ближе к ним по Н урсу . .Тральщик оказался в крайне невы­ годном для него положении. Змейко­ вый трал не давал ему возможности Маневрировать.- И тогда старший лейтенант Дуг­ ладзе приказал: — Обрубить трал! Открыть огонь! Около трального троса всегда ле­ жали наготове кувалда и зубило. Ми­ неры старшина второй статьи Иван Журавлев и краснофлотец Федор Медников быстро перерубили трос. А на ТЩ-32 уже пикировали три Самолета.- Четыре бомбы разорвались рядом с тральщиком по бортам. Во­ да обрушилась на комендоров, кото­ рые непрерывно стреляли зенитными снарядами. На мостике корабля вели огонь из пулеметов краснофлотцы Иван Зи­ новьев и Филипп Зубрицкий, Строй самолетов распался. «Юнкерсы» на­ чали заходить на тральщик со всех направлений. В воздухе стоял мощ­ ный гул моторов. Взрывы бомб со­ трясали корпус корабля. Над ТЩ-32 нависла смертельная опасность. От­ чаянно работали наводчики, заря ­ жающие и подносчики снарядов. Командир кормового орудия стар­ шина второй статьи Николай Фадеев охрип и оглох. У установщика при­ цела Василия Терентьева из ушей Хлынула кровь. Второго наводчика, Михаила Волкова, контузило взрыв­ ной волной. Он упал на палубу. Во­ енфельдшер Иван Горшков и санитар понесли его в кают-компашпо. На ме­ сто второго наводчика встал Николай Фадеев. Интенсивно стрелял командир но­ сового орудия старшина второй статьи Михаил Сорокин. Два раза его чуть не сбросило взрывной вол­ ной за борт. Вдруг на .мостике закричал сиг­ нальщик Георгий Манкевич: — Горит! Смотрите, горит, проклятый! Один «Юикерс» задымил и, остав­ ляя черный шлейф, скрылся в на­ правлении полуострова Канин. В этот момент на корабль пикировал очеред­ ной бомбардировщик. По нему бил пулеметчик Филипп Зубрицкий. От брюха «Юнкерса» отделились две бомбы. Илья Дугладзе подал команду: — Лево на борт! Рулевой ' Александр Овчинников успел развернуть тральщик бортом к курсу бомбардировщика. ТЩ-32 на­ кренился на тридцать градусов. Одна из сброшенных бомб задела стабили­ затором поручни мостика, ударила по спине Филиппа Зубрицкого и упала за борт. Тральщик от сильного взры­ ва бомбы повалился на правый борт. К Зубрицкому подбежали политрук Борис Елизаров и военфельдшер Иван Горшков. Отважный пулемет­ чик умирал. У него был перебит по­ звоночник. Военком Борис Елизаров накло­ нился к нему и услышал последние слова, произнесенные Филиппом: — Бейте их! Сообщите на Орлов­ щину... матери... Фашистские самолеты израсходова­ ли боезапас и теперь обстреливали корабль из пулеметов. Одна из за­ жигательных пуль попала в погреб с боезапасом. Начался пожар. Красно­ флотец электрик Николай Малков и боцман старшина второй статьи Алек­ сандр Козленко быстро потушили огонь. (Продолжение. Нач. в № 19, 21.) Старший лейтенант Илья Дуглад­ зе часто посматривал в сторону ТЩ-37. Окутанный дымом бывший РТ-45 «Двина» вел огонь из пушек. Самолеты противника, израсходовав все снаряды, скрылись на западе. Командир ТЩ -32 приназал найти змей ­ к о вы й трал и взять его на борт. Когда трал был уж е на борту , с и г н а л ьщ и к до ­ лож ил : — На гор и зо н те дым ! Это шел сою зны й ко н вой «РО-18», в составе ко то р о го находилось 28 т р а н с ­ портов , о хра н яем ы х э см инцам и , ле гким крей сером и но нвойным авианосцем . Над конвоем проносили сь истребители дальне го действия «Пе-3». М оря ки с удивлением и радостью смотрели на м ощ н ую армаду . Ф арватер для ко нво я был чист. * * * Тральщик № 32 бросил якорь на рейде Иоканьгской военно-морской базы. Началась бункеровка углем и водой. После бункеровки политрук Борис Елизаров и парторг Яков Ку­ лагин провели партийное собрание. На собрании были разобраны заяв­ ления краснофлотцев о приеме их в ряды коммунистов, которые они по­ дали после боя 18 сентября. Собрание приняло кандидатами в члены ВКП(б) командира отделения пал уб у . А н н и н п р ы г н у л с носа мотобота на пал уб у т р а л ьщ и к а и к р е п к о пожал всем в с тречающ им р у к и . После осмотра корабля ка п и т а н перво го р а н га А н н и н провел совещ ание в к а ю т -к о м п а н и и , на ко тором поставил боевые задачи перед л и ч ны м составом ТЩ -32. В за клю че ни е Н и колай Петрович с к а ­ зал: — В б л иж айш и е дни ваш корабль со­ вместно с ТЩ -53 , ТЩ -56 и ТЩ -59 будет встреча ть ко н во й в составе тр а н с п о р то в «Ч ер ныш е в с кий» , «Двина», «Щ орс» и т а н ке р а «А зербайджан» . Вам п р и ка за н о п р о тр а л и ть фарватер в про ­ ливе Ю го р с ки й Ш ар и западнее его . 9 октября старший лейтенант Дуг­ ладзе отдыхал в каюте после обеда. Внезапно дверь каюты открылась. Вошел с журналом в руках шифро­ вальщик старшина второй статьи Яков Кулагин и доложил: — Товарищ командир, радиограм­ ма от капитана первого ранга Анни­ на. Нам приказано идти спасать сто­ рожевой корабль Х° 10 «Гроза». — Координаты указаны? — спро­ сил Илья Иванович. — Да. Сторожевой корабль остал­ ся без топлива между островом- Мат­ веев и мысом Русский Заворот. ТЩ-32 вышел из Югорского Ша­ ра. В Баренцевом море бушевал А. КРИВЕНКО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ. ГАЗЕТНЫЙ ВАРИАНТ рулевых Александра Овчинникова, комендора Василия Терентьева, пу­ леметчика Ивана Зиновьева и коман­ дира отделения комендоров Николая Фадеева. После окончания партийного со­ брания командир корабля старший лейтенант Илья Дугладзе приказал спустить шлюпку, подошел к прича­ лу и направился в штаб базы — на инструктаж командиров тральщиков и сторожевых кораблей. Его прово­ дил контр-адмирал Н. О. Абрамов. Н е гром ким голосом адмирал д о кл а ды ­ вал: — Нашей базе пор учена о хра на боль­ ш о го водного района — о т мыса Святой Нос К о л ь с ко го пол уо строва до пролива Ю го р с ки й Ш ар . В Ка р с ком море с к о п и ­ лось множество тр а н с п о р то в с рудой , лесом и углем . С Д альне го В осто ка к нам следует особая э кспе д и ци я в соста ­ ве ледокола «Анастас М и коян» и тр е х э с ка д р е н ны х м иноносцев . Ледокол вы ­ шел из Ч ерно го моря летом прош ло го года. Наша задача , то вар ищ и , провести корабли в А р х а н ге л ь с к и М у р м а н с к без по терь . Т рал ьщ и кам п р и ка за н о п р о тр а ­ ли ть проливы Ю го р с ки й Ш ар , К а р с ки е Ворота и ко н во и р о ва ть тр а н с п о р ты до о строва Колгуев . Илья Иванович Дугладзе прибыл на свой корабль и отдал приказ: — Сняться с якоря! ...Когда ТЩ-32 вошел в пролив Югорский Шар, старший лейтенант Дугладзе объявил боевую тревогу. Старшины и матросы с интересом смотрели на обрывистые берега ост­ рова Вайгач. Корабль следовал на восток, а потом повернул к станови­ щу Хабарово. Когда показались на пологом берегу бревенчатые дома, командир тральщика подал команду: — Стоп машина! Малый назад! Отдать якорь! Боцман Александр Козленко отдал стопора. Загрохотала якорная цепь. Сигнальщик Георгий Маикевич доло­ жил: — Товарищ командир, к нам идет мотобот! От небольшо го причала отвалил мо­ т о р н ы й бот и направился к т р а л ьщ и к у . При подходе м о торно го бота к борту к о ­ рабля Илья И ванович Д углад зе увидел на нем ком а нд ира Северного отряда к о ­ раблей Н и колая П е тровича А н н и н а . Командир ТЩ -32 бы с тр о с п у с тил ся на шторм. Крутая волна захлестывала палубу тральщика. Его мачты описы­ вали большие дуги. Илья Дугладзе потребовал от .машинистов полного хода. Командир отделения котельных машинистов старшина второй статьи Василий Борзенков помогал своим кочегарам держать пар «на марке». У маневренного клапана главной маши­ ны стоял неутомимый машинист Па­ вел Пименов. Он перевел кулису на полную отсечку пара. Расход пара значительно возрос. В машинное от­ деление спустился старший техник- лейтенант Евгений Матвеев. Через сутки изматывающего пол­ ного хода вахтенный сигнальщик Иван Птицын доложил: — Вижу силуэт корабля! Курсо­ вой угол десять градусов левого бор­ та! Командир Дугладзе подал коман­ ду: — Боевая тревога! Запросить по­ зывные! Не и с клю ча л о сь , это мо г бы ть враг. Но с о б н а р уж е н н о го корабля передали ратьером по зы вны е «Грозы» . ТЩ -32 по ­ дошел к сторож е вом у кораб лю с под­ ве тренной с торо ны метров на п я тн а ­ дцать . Оба корабля сильно бросало. Удар носом или бортом одно го из н и х был опасен . Боцман А л е кса нд р Ко зле н ко лов ко по ­ дал броса тельны й ко н е ц . Комендоры Петр Королев и Василий Терентьев на ­ чали т р а в и т ь б у к с и р н ы й трос . Илья Д угладзе дал м аш ине средний ход. ч то ­ бы п р о с к о ч и т ь нос с то рож е во го ко ра б ­ ля . На «Грозе» м оряни за кр е п и л и б у к ­ сир . Б у к с и р н а тян ул ся к а к с тр ун а , но вы держал . ТЩ -32 начал о п а сн ую б у к с и ­ р о в к у с т о р ож е в и ка . Ш торм , к а к назло, не у ти ха л . 17 октября ТЩ-32, ТЩ-53 и два английских деревянных тральщика вышли из губы Белушьей. На сле­ дующие сутки показался мыс Лям- чин Нос острова Вайгач. Илья Дуг­ ладзе приказал опустить шпирон и включить акустический трал. Траль­ щики ходили строем фронта на зна­ чительном расстоянии друг от друга. Впереди ТЩ-32 поднимались водя­ ные грибы, смешанные с грязью. Воз- Филипп Зубрицкий. Он отлично слу­ жил в рядах Красной Армии в 30-е го­ ды, был отважным пулеметчиком на ТЩ-32, погиб на боевом посту. Фого 1934 года. дух сотрясали мощные взрывы, воз­ никающие от акустических мин. Электрик Николай Малков не отды­ хал много часов, наблюдая за пита­ нием акустического трала. С мости­ ка корабля не сходил командир Илья Иванович Дугладзе. Его помощник лейтенант Андрей Маклаков предла­ гал ему хоть пару часов отдохнуть, но старший лейтенант Дугладзе не соглашался. И на это предложение он отвечал: — В моих руках судьба корабля. Не могу отдыхать, дорогой! 22 октября взрывы донных мин прекратились. ТЩ-32 и ТЩ-58 направились в пролив Карские Ворота для охраны транспортов «Сакко», «Ванцетти», «Бурея» , «Анадырь». «Белоруссия». Проводку арктического каравана осу­ ществляли ледоколы «Ленин» и «А. Микоян». До 14 ноября ТЩ-32 выполнял в проливе опасную работу. Траление фарватера было тяжелым. ^ Мешали льды. Оборудование змейко- ;- вого трала быстро изнашивалось. С тарш ий м е х а н и к Евгений Матвеев ежедневно донладывал Илье Дугладзе о плохом со с тоянии главной м аш и ны , к о т ­ лов, валопровода и р улево го устрой с тва . Главная м аш ина была сд ви н у та со свое­ го места на ф ундаменте , котел н уж д ал ­ ся в ч и с т ке , гребной вал стучал , баллер р уля был п о гн у т . Свой доклад ком а н д и ­ р у Ев гений Матвеев за ка н ч и в а л слова­ ми: — Кораблю срочно н уж е н д о ко вы й ремонт! Но тральщик продолжал свою опасную работу. 25 ноября сорок второго года ледо­ кол «А. Микоян» благополучно про­ шел район, который протралил ТЩ- 32, и повернул к полуострову Канин. Казалось, что прорыв его из Черного моря в Архангельск закончился удач­ но. Но 26 ноября Илья Иванович по­ лучил по радио печальное сообщение о том, что ледокол «А. Микоян» по­ дорвался на якорной мине в пятна­ дцати милях севернее мыса Мадаха. Из Бугрино на помощь ледоколу вышел минный заградитель «Мур­ ман», а из Иокаиьги — спасательное судно «Шквал». Командир Иоканьг­ ской военно-морской базы контр-ад­ мирал Абрамов приказал старшему лейтенанту Дугладзе следовать на линию мыс Святой Нос — мыс Чер­ ный на Кольском полуострове и про­ тралить фарватер на подступах к ба­ зе. В начале декабря старший техник- лейтенант Евгений Матвеев вновь на­ стойчиво потребовал постановки ко­ рабля в док. Командир тральщика № 32 Дугладзе с большим трудом добился разрешения идти в Кольский залив для ремонта днища корабля, гребного вала и рулевого устройства. Новый 1943 год экипаж корабля встретил с большим подъемом. Ут­ ром 1 января старший лейтенант Илья Дугладзе провел большой сбор. На сборе он сказал: — Вспомните июль сорок первого года. Вы были тогда неоперившимися птенцами. А теперь вы — орлы! Не было и нет такой силы, которая бы поколебала нашу веру в победу! 28 июля №9 года РЫБНЫЙ МУРМАН ШтШтшШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz