Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
4 С бассейноМ конференции рыбаков. Содоклады (Продолжение . Нач. на З-ii стр.) при формировании показателен нятилетиего и годовых планов, мы считаем, что его решение должно осуществляться путем увеличения «Севрыбе» норма тива прироста заработной платы па рубль валовой продукции, отмены соблюдения норматив ного соотношения между темпа ми прироста средней заработной платы и производительности труда для флотских предприя тий бассейна, а также умень шения пятилетнего плана по прибыли на 1989— 1990 годы на 52 миллиона рублей и соот ветствующего изменения эконо мических нормативов. Я охарактеризовал некото рые условия, как бы внешние, в которых сегодня приходится всем нам работать. Но как мы работаем? Давай те заглянем «внутрь» нашего бассейна. Сегодня мы имеем дисбаланс по всем нашим мощностям в целом по бассейну и по пред приятиям в особенности. Дис пропорция в развитии добываю щего и обрабатывающего фло та, с одной стороны, и транс портного флота п портов, с дру гой стороны, сложилась в ре зультате постепенного удаления районов промысла от портов ба зирования флота. Это положение постоянно ос ложняется противоречивыми сиюминутными интересами фло тов в районах промысла. В результате от нерациональ ного использования далее плюю щихся мощностей мы несем миллионные убытки! При этом еще и представляем друг другу штрафы! - z Наши добывающие мощности до сих пор значительно превос ходят перерабатывающие. В ре зультате мы цедим море, а выдаем на рынок зачастую ма лоценный полуфабрикат.- Это прямое следствие отсутствия единой производственной техно логической политики, обуслав ливающейся нашей тотальной фиктивной автономизацией. Сегодня мы с успехом' рас пыляем средства, несем неоп равданные затраты, выливаю щиеся в кругленькую сумму околб 20 миллионов рублей. А ведь эти деньги мы могли бы Уже сегодня пустить на реше ние наших социальных проблем: строительство жилья, баз отды ха, создание полноценной со циальной инфраструктуры. К До сих пор -методы управле ния внутри предприятий оста е т с я старыми — теми же пла- новб-админнстратиЕНымп, что и в Застойный период. Хотя уже можно было использовать прнн- цйпнально иные методы — программные, основанные на коллегиальности, повышении ответственности, у-Вместо фиктивных планов нам сегодня нужна реальная Единая программа, но в услови ях нашей разобщенности и раз ности интересов создать ее, а тем более реализовать, практи чески невозможно, v Где решение социальных воп росов, совершенно справедливо поднятых вами? В принципе здесь все сво дится к одному: как оздоровить экономику нашей северной рыбной промышленности. Под нимем экономическую эффек тивность нашего производства ~ решим все поставленные на ми вопросы, не поднимем — ничего не решим, более того, совершенно реальна угроза рас формирования ряда хронически убыточных предприятий. Если говорить о путях выхо да из создавшегося положения в части повышения эффектив ности производства, то здесь имеются два основных направ ления. Первое — это исключе ние в нашей деятельности фи нансовых потерь, связанных " с организационными управленче скими ошибками, которые при вели к потере прибыли в объе ме 4 0—45 миллионов рублей. Если говорить непосредствен но о производстве, то об абсо лютном повышении объемов производства в условиях суще ствующей традиционной сырь евой базы говорить сложно. Здесь нам нужна помощь Мин- рыбхоза в части предостав ления квот в новых промысло вых районах. Либо необходимо искать и осваивать районы с нетрадиционными видами рыб. Такая сырьевая база есть в южных морях.; Доля цепных столовых рыб в нашем вылове становится все меньше. И все более возраста ет доля малоценной и мелкой рыбы. А это ставит новые з а дачи перед технологами. Мы даже цепную рыбу сегодня об рабатываем на несколько по рядков хуже, чем за рубежом. Где уж в таком случае нам за воевать международный рынок. А о торговле на мировом рын ке мы говорим все чаще и ча ще в последнее время. А тор гуем в основном сырьем. И такая торговля, вам известно не хуже меня, только себе в убыток. Так вот, если по-серьезному и в солидном объеме выходить на международный рынок, не обходимо прежде всего выйти на международный технологиче ский уровень. И я здесь имею в виду не только технологию обработки рыбы, но и машино строение, судостроение, компью теризацию и многое другое. Сегодня разработана комп лексная программа переработ ки рыбы и морепродуктов на основе безотходных технологий и получения новых видов про дукции. Сегодня мы уже строим пер вую очередь машиностроитель ного завода мощностью 5 мил лионов рублей продукции в год, расширяя базу НПО <Сев- техрыбцеитр», и планируем строить вторую очередь этого завода в следующей пятилетке мощностью 10 миллионов руб лей продукции в год. Одним из важных и перспек тивных направлений сегодня является развитие марикульту- ры. По оценкам научных орга низации, на водных и берего вых акваториях Баренцева и Белого морей можно разместить хозяйства аквакультуры мощ ностью до 45 тысяч тони в год. Несмотря на то, что дело это. безусловно, перспективное и выгодное, движется оно страш но медленно, да и то под посто янным нажнмом со стороны <•Севрыбы». «Мурмаирыбпром» не желает заниматься разведе нием семги, а «Карелрыбпром» собирается поставить крест на мидиевом хозяйстве. В целом на бассейне есть ре альные возможности поднять эффективность работы, решить наши затянувшиеся проблемы. Есть достаточно четкая опреде ленность по направлениям раз вития. Если удастся реализо вать только уже Плюющиеся программы, эго даст нам допол нительно около 150 миллионов рублей прибыли. А ведь это и есть решение практически всех поднятых вами социальных и производственных проблем. Са.мое интересное заключает ся в том, что в этом деле прак тически все зависит от нас са мих. Чисто по-человечески ста новится просто обидно, ведь можем делать, но не делаем. И одна из главных причин этого — наша удельно-феодальная раздробленность. Далее М. И. Каргин переш ел к перечислению вопросов, которые, на его взгляд, необходимо поста вить перед Минрыбхозом СССР и другими ведомствами и ор гани за циями на будущем съезде отрас левого профсою за, но не уложил ся в отведенный регламентом срок и по требованию большинст ва делегатов был вынужден з а кончить чтение доклада. Из содоклада заместителя начальника тралового флота по экономическим вопросам Н. Н. ИВАНЮКА: — По радиограммам, письмам рыбаков на флоте была созда на специальная комиссия, все высказанное внимательно рас смотрено. Однако я должен признать, что администрация флота {говорю лично от себя) сделала первую стратегическую ошибку, в том смысле, что ока залась в плену действующих инструкций, они негативно ска зались на развитии флота. До настоящего времени, не побо юсь этого слова, флот практи чески продолжают грабить, зная о том, что пятилетний план но существу нереален. Несмотря на наши неоднократ ные обращения в вышестоящие органы, никто не пошел на пе ресмотр пятилетнего плана, на установление нормальных нормативов. Администрация бы ла обязана не обращать внима ния на подзаконные акты. Они есть, они идут, они будут идти. И в каждом из них, процентов на 80, ограничивается самостоя тельность предприятия. Мы должны поставить вопрос одно значно: все. что заработано мо ряками. должно оставаться на флоте. Несправедливость состоит и в том. что паши моряки рабо тают по 12 часов, а в «Севрыб- холодфлоте» — 8-часовой рабо чий день. А зарплата практиче ски на одном уровне. Те сверх прибыли, которые имеет «Сев- рыбхолодфлот», заработаны и получены за счет моряков до бывающих флотов. Для того чтобы хоть в ка кой-то .мере привести наш флот в нормальное техническое со стояние, нужно около 14 мил лионов рублей ежегодно. А для решения этого вопроса необхо димо дать нам право самим распоряясаться своими фондами — капитального ремонта, раз вития производства, социально го развития. Я считаю, что первоочеред ная задача — это решение со циальных вопросов. Но именно в море начало их начал, Моряк должен жить в комфортабель ной каюте, пить нормальную во ду, хорошо зарабатывать. Мое мнение: на уровне правительст ва или министерства должны быть выделены достаточные ма териальные средства для пол ной модернизации флота. У нас — 114 судов и только пя тая часть в какой-то мере соот ветствует нормальному уров ню. Все остальные непригодны ни для эксплуатации, ни для жизни. Да, у нас огромные резервы скрыты в новых формах орга низации труда: аренде, подряде и т. д. К сожалению, различ ные ограничения, нормативы не позволяют их реализовывать полностью. Мое мнение (и эта точка зре ния была выражена на конфе ренции трудового коллектива), что моряки должны стать пол ными хозяевами не только свое го судна, но и флота в целом. Из содоклада генерального директора объединения «Мур- манрыбпром» В. Д. ДЕМЬЯНЕН КО: — Исключительно медленно в нашей отрасли, и в том числе в «Мурманрыбпроме». развивает ся радикальная экономическая рефор.ма . Что имеется в виду? Связана инициатива предприя тия, слабо внедряются наиболее рациональные экономические отношения. В этом повинны обстоятель ства, которые обусловлены дей ствиями руководства Минрыб- хоза и БПО, сохранение ими в новых условиях хозяйствования командно - административного стиля работы. Это выразилось в несоответствии цеп — внут- рибассейновых, межотраслевых и оптовоотпускных, значитель но возросшим затратам про мысловых усилий и труда па добычу и производство продук ции в рыбодобывающих флотах; в приверженности к планирова нию «по валу» и «от достигну того», а отсюда крайне кабаль ные условия госзаказа, который отраслевое руководство превра тило в дубинку административ ного воздействия на предприя тие: в несоответствии установ ленных нормативов производст венно-техническим и экономиче ским возможностям объедиие- предприятия региона от за фонды и ресурсы. Привести в соответствие по становление ЦК КПСС. Сов мина и ВЦСПС JSlb 1115 в со ответствии с Законом о госпред приятии, где все вопросы орга низации, стимулирования труда входят в компетенцию трудово го коллектива. иия; в экономической необосно ванности условий экспортных поставок, расчетных цен и ко эффициента валютной эффек тивности па продукцию, реали зуемую через «Соврыбфлот». Эти причины да плюс наши недоработки поставили коллек тив объединения в крайне слож ное финансовое положение, ко торое не позволяет в полную меру решать наши социальные нужды. Поэтому нам видится выход из создавшегося положения в следующем. Внести коренные изменения в ценообразование, не дожида ясь обещаний реформы цеп по стране, ибо мы все же решаем Продовольственную программу. В основу этого положить эконо мически обоснованные договор ные цены на полуфабрикаты, готовую продукцию и услуги, установление экономически обо- снованных оптовоотпускных цен па продукцию, передаваем мую в торговую сеть по госза казу. Производить поставки па экс порт через посреднические ор ганизации на альтернативных началах (без .монополии «Сов- рыбфлота») на договорных це нах в советских рублях, обеспе чивающих высокую валютную эффективность выручки. Разрешить реализацию сверх плановой продукции но дого ворным ценам и договоренности сторон, как это принято в агро- проме. Отменить действующий: поря док категорировапия продукции по сортности, размерному ряду и качеству на продукцию, пере рабатываемую в отрасли и на комплексах. Это спасет десятки тысяч тонн предприятиям. Увеличить долю в инвалют ной выручке, оставляемой в распоряжении предприятия с 36 до 80 процентов. Освободить рыбодобывающие Из содоклада генерального директора НПО «Севрыбпонск» Г. А. СТОРОЖЕВА: — С начала 1988 года управ ление перешло на договорные отношения с флотами по пер спективному и оперативному по иску. Казалось бы. эта форма ра боты самая передовая, и мы ее поддерживаем и приветствуем. И считаем, что на этом долж ны строиться все взаимоотноше ния. Однако, как мы планировали, работы не получается. Не ве дутся у нас те работы, которые рассчитаны на более или менее отдаленную перспективу. Любой процесс, не имеющий перспек тивы во времени и пространст ве, — есть тупиковый процесс. Мы же сейчас сами готовим се бе этот тупик, ибо, исчерпывая имеющиеся запасы, ие разведы ваем новых, а значит, шгем к кризису по сырью. Теперь о работе «Севрыбпо- нска» и возмущениях моряков: почему поисковые суда работа ют в промрежиме? Скажу толь ко несколько цифр. В 1988 го ду на работы по обеспечению поиском мы заключили догово ра с флотами на 44 миллиона рублей при плановой стоимости содержания судов — 53 ,5 мил лиона, то есть недофинансиро вание составило 9,5 миллиона. В этом году при плане 41,8 миллиона финансирование со ставило от флотов 12,3 миллио на, т. е. общее недофинансиро вание — 21 миллион. Вот и результат, наш флот пришлось перевести в промысловый ре жим. Я не ставлю в укор добы вающнм флотам, что они не идут на договоры, знаю н.\ сложное финансовое положе ние и думаю, что эта ситуация в скором времени должна изме питься. Ну а теперь о том, сможед ли в кратчайшие сроки т ш о л пить требования моряко&ЯЬ он лате. Если быть честным, а и? быть надо и надо смотрет правде в глаза, то скажу «Нет!» Без резкого улучшени нашей экономики или знач! тельных субсидий не сможем. Какие пути выхода из криз! са мы видим? Первый и самый главны!) не цепляться за старые приищ ны управления предприятиям! пытаясь достичь этим эконом] ческого эффекта. Надо ynpai л ять экономикой на каждо. предприятии, чтобы в сумм получить наибольший эффект Мы уже имеем печальный опы управления всей страной цен* ралпзованно. Уже доуправл; лнсь сельским хозяйством i Москвы с указанием сроков с< ва колосовых и корнеплодо: Только теперь поняли, к чем это ведет и привело. На сесси Верховного Совета уже реш; ется вопрос о передаче больше части функций управления в pi 1 июля 1989 года м
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz