Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
6 Стройка и перестройка Под парусами РАС ЧИЩ ЕН А ПЛОЩ АДКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО нового объекта на территории Кандалакшского опытного машино строительного завода. Здесь будет возведен инструментально экспериментальный цех. В двухпролетном здании разместятся различные участки, будет установлено более ста единиц обору дования точного и высокоточного класса. Во встроенных поме щениях расположатся бытовки и столовая на 150 мест. * Инструментально-экспериментальный цех крайне необходим предприятию . В новом корпусе площадью более четырех ты сяч квадратных метров будет выпускаться в год инструментов, оснастки, опытных образцов изделий на 3 миллиона рублей. Объем производства возрастет в пять раз. Сметная стоимость цеха составит 6 миллионов рублей. Строи тельство его будет осуществлять передвижная механизирован ная колонна треста «Апатитстрой». Корпус инструментальщиков поднимется напротив нового механического цеха, сданного в эксплуатацию накануне 1989 года. А как обстоят здесь дела? Об этом идет речь в беседе с главным инженером завода Ю. А. Желнчем. Набирает «обороты» н о в ый цех — Александр Юльевич, прошло полгода после офи циального пуска нового меха нического цеха. Срок нема лый. Есть ли уже практиче ская отдача! — После внесения кор ректировки в проект. сде ланной по инициативе спе циалистов нашего предприя тия. объем производства должен увеличиться па три миллиона рублей и соста вить 8 миллионов. На ны нешний год запланировано выпустить продукции на 3 миллиона. Практически уже продолжительное время дей ствует линия по производст ву поршней. Хочется отме тить. что в период освоения новой техники специалиста ми и рабочими внесен ряд новшеств. В частности, при участии старшого мастера • специализированного участ ка Вячеслава Ульяновича Шкунтика внедрено ротаци онное точение, заменившее шлифование. Эго позволило устранить несколько вспомо гательных операций. Естест венно, возросла и производи тельность труда. Пуску по- точно-механизированной ли нии способствовала творче ская и многотрудная работа, которую выполнили инже нер-технолог Валентин Сер геевич Дежу ров. технолог механосборочного цеха Алек сандр Иванович Руфов и другие. Использование станков со вместной с СССР западно германской фирмы «Хома- тек» сулит немалый успех. Подсчитано, что па одном поршне трудоемкость снижа ется па i .58 часа. Пред ставьте себе, какой выигрыш получит предприятие, если будет ежегодно давать до 10 тысяч поршней! А имен но столько требуется отрас ли. Узнав о возможностях нашего завода. «Дальди зель» предложил вступить в кооперированное сотрудниче ство. Он согласен покупать изделия по сложившейся у нас себестоимости и перево зить их через всю страну, так как видит выгоду. — Значит, с поршнями нет проблем! — Нерешенных вопросов немало. Для того чтобы уве личить выпуск поршней, не- ооходимо еще установить два специальных станка. Возможна и организация третьей смены. Прежде все го нужно создать условия, чтобы не чувствовался «го лод» в литье. — Но ведь литейное про изводство на вашем заводе претерпело изменения в луч шую сторону. В чем же дело! — Необходимо ликвиди ровать узкое место — изго товление стержней. От этого страдает, в частности, весь специализированный уча сток- по производству запас ных частей. Сами, наверное, видели, как тяжел и непроиз водителен труд тех, кто на бивает. сушит, зачищает стержни. Этим делом у нас занимаются женщины. Что бы облегчить труд, достичь высокой производительности и качества, завод купил стержневую линию. Стои мость ее 270 тысяч рублей. Но эти затраты должны оку питься сторицей. Резко воз растет выпуск стержней и повысится их качество. Пред полагается, что после освое ния линии ее будет обслужи вать один человек. А сейчас на стержневом участке трудятся 8 — 10 работников. Кстати, линия имеет номер 1, она явится первой ласточ кой в отечественном маши ностроении. — Как скоро можно будет ожидать отдачу от вложенных средств! — Стержневая линия уже смонтирована своими сила ми. Большой вклад в это внесли старший мастер Юрий Иванович Матвеев, бригадир электриков Влади мир Иванович Залуцкий, бывший начальник литейно го цеха Николай Антонович Терентьев. Но так как ли ния оснащена элементами числового программного уп равления, без посторонних специалистов не обойтись. Думаю, что уже в ближай шее время начнутся пуско наладочные работы. — Видимо, от литейного производства и оборудования зависит и выпуск корпусных деталей! — Совершенно верно, все взаимосвязано. В первом пролете нового цеха дейст вует линия по обработке крышек цилиндров. Сейчас сюда перенесены четыре об рабатывающих центра ви тебского производства. Здесь же установлены и обраба тывающие центры нз Ивано ва. Оборудование нового по коления: у них намного на дежнее электроника, шире диапазон возможностей. По дача деталей под обработку ведется автоматически. Сей час заключен договор па проектирование полного ав томатического обслуживания. То есть мы подойдем к вне дрению так- называемой безлюдной технологии. Но пока еще не закончили пол ностью пусконаладочные ра боты. Освоение цеха — дело чрезвычайно сложное. Но вейшее оборудование потре бовало чистоты помещения и высококвалифицированно г о обслуживания. Из-за отсут ствия средств диагностики и наличия пыли в помещении простои токарных станков с ЧПУ достигли 46 процентов. Не па высоте оказалась служба электроники. На линии втулок сейчас недостает хоиинговальных станков. Поставлена задача модернизировать имеющийся станок, а два намерены ку пить. На.мерены мы модер низировать своими силами и станки па потоке поршневых колен. — Что дал переход на но вую организацию труда! — Пуск нового цеха на толкнул на мысль объеди нить группу токарей, обслу живающих станки е повы шенной точностью. Внедрен Звеньевой метод работы. Каждый станок* закреплен за двумя металлистами. Сме няющими друг друга. Пере сменка происходит, на х°ДУ- Ту или иную технологиче скую операцию, не закончен ную одним, продолжает при шедший на смену товарищ. На пересменке выигрывает ся немало рабочего времени. Взаимоотношения токарей строятся на полном доверии. Конечная цель объединения — создание единой бригады. Она будет получать конкрет ный план-заказ па месяц и график выпуска деталей. За сроки выполнения заданий, качество произведенных ра бот станочники будут нести коллективную ответствен ность. — Окажет ли влияние но вый цех на расширение но менклатуры изделий! — Качественные измене ния внесет несомненно. Те перь завод сможет выпол нять заказы , требующие вы сокой точности. Уже сейчас идет активная подготовка К производству шкуросъемных машин. Подобные автоматы исключат тяжелый и моно тонный ручной труд рыбооб- работчиц/ В дальнейшем предполагается выпуск вин товых компрессоров для хо лодильных установок, рабо тающих без применения фреона, того самого, что раз рушает озоновый слой атмо сферы. Намечается освоение и других видов технологиче ского оборудования, запча стей, которые необходимы и промысловикам, рыбообработ чикам Северного бассейна. В том числе и долговечных би металлических втулок, кото рых с нетерпением ждут флоты. Беседу вел А. БРЫСОВ. г. К а н д а л а к ш а . до Це ль достигнута! Впереди-путь домой | ^ А К МЫ у ж е СООБЩАЛ И, в ию не а О нежское озеро вышли два н е ооы чны х судна — п ар у сно -ве сел ьны й ноч «Помор» и па русно -м о тор ная лодья «Грумант» , по строенны е э н ту зиа с там и нарельсно го нлуОа п у теш е с т в е н н и ко в , исследователей «Полярный идиссеи» . неоята из П етрозаводска и М урм ан с ка , М о с квы , А р х а н ге л ь с ка и Череповца поставили перед собой д е р з к ую цель — достичь берегов Ш п и ц б ер ге н а и тем самым смоделировать поход дре вни х поморов , ко то ры е в XV I —X V III в е ка х обживали этот ледовый а р хи п ел а г, в э кс п е д и ц и и , о р га н и зо в а н н ой БММТ «Спут н и к» , ж у р н а л ом ЦК ВЛКСМ « В о кр у г света» и НИИ ку л ь т у р ы м и н и с те р с т в а к у л ь т у р ы РСФСР, приним ае т уча стие и наш к о р респондент В и к то р Георги . Вот что он передает из Баренцбур га . шш ® ш м 0 ТОМ, что переход будет сложным, знали все участники экспедиции «По морский коч». Ведь надеять ся можно лишь на попутный ветер, крепость парусов £ сплоченность экипажей. И если единственный в мире новодел средневекового па русного судна коч «Помор» уже доказал отличные море ходные качества в предыду щих походах, то как поведет себя судно сопровождения «Грумант». спущенное на воду в этом году? Но уже первый этап перехода до Ар хангельска развеял сомне ния: оснащенная движком в 40 лошадиных сил лодья выдержала беломорскую н е погоду. помогая в трудные минуты «Помору». Однако нрн попутных ветрах, под няв оба паруса, коч значи тельно опережал лодыо, так что приходилось держаться в пределах видимости. Официальный старт экспе диции был дан в Архангель ске после пресс-конференции, организованной для местных и приехавших туда норвеж ских журналистов. Еще перед походом мы стол кн у л и с ь с тр уд н о с тям и д р у го го рода о р га н и за ц и о н ны м и . Дело в том . что первоначал ь ны й р у ковод и тель э кс п е д и ц и и Ю рий с е н ке в и ч по ра зно го ро да п р и ч и н ам не см о г вы й ти в плавание . К а к и представители н о р в е ж с ко й стороны , на к о т о р ы х мы р а ссчи ты вали . Т а ким образом , усе че нны м и э к и п а ж а ми — по семь человек на к а ж дом судне вместо 12-ти — в н о ч ь с 1 на 2 июля наш по ход начался. К АК ИЗВЕСТНО, помо ры достигали Груман та двумя путями: через Но вую Землю до кромки льдов, вдоль которой и продвига лись на Запад к архипелагу: или вдоль мурманского и норвежского берегов, где, от вернув от Нордкапа и ис пользуя Северную ветвь Гольфстрима, перебегали к острову Медвежий и далее к Западному Шпицбергену. Как идти нам? Оба маршру та имеют свои преимущест ва и своп минусы. И все же был выбран последний — более сложный, но короткий. Если гово р и ть об э т о ^ г ^ т а п е э кспеди ци и , то на нем -и бы выделил два н р и ги ч е с к и х мо мента . Первый — ср а зу после тр у д н о го вы хода из Горла Бе лого моря, ко гда суда, преодо лев и зм а ты в аю щ и й силы сулой, все ж е смо гли о б о гн у ть Свя той Нос и стали п р иж им а ть с я Й бере гу . Именно то гда , не- с кольно расслабивш ись , о с та вив на палубе одн у ва х ту , э к спедиция ч у ть было не з а к о н чилась на б е зж и з н е н ны х к а м нях , куда вне за пно налетев шим с севера ш нвалом ш в ы р нуло деревянные с к о р л у п к и наш и х судов... Не оуду рассказывать О птичьих базарах и красотах побережья — оставим их для последующих, более обшир ных материалов о . нашем походе. Скажу лишь, что к острову Медвежий мы подо- шли при прекрасной солнеч ной погоде, летя на полных парусах со скоростью около восьми узлов. За ко рм ой о с тал и сь Белое море с его ко р о т к о й и злой волной , Баренцево с мерно к а тящ им и с я валами зы би , Н ор в еж с ко е с десятнами б ело снеж н ы х кораблей м е с тны х ры б а ко в и стаями чае к. О ткры лась ш и р ь моря Гренланд ско го , о с тавалось пол тора с у т о к хода 8 о ю ж н о й о ко н е ч н о с ти Ш п и ц - ер гена . У бортов резвились дельф ины , и ка зало сь , что цель уж е б л и з ка . Но прежде чем удалось вой ти в Ис-фьорд, нам п р иш л о с ь вы д е рж а ть м но го ч а со в ую борьб у с р а зы гр а в шейся внезапно непогодой ... Б а р е н ц б у р г в с т р е т и л коч «Помор» и лодыо «Грумант» хлебом- солью. Сотни жителей этого советского шахтерского по селка вышли на причал. Встреча была теплой в пря мом и переносном смысле после слов приветствия И короткого митинга удалось не просто умыться пресной водой, но и попариться в бане. За несколько дней пребывания в Баренцбурге мы совершили ряд увлека тельнейших экскурсий. Спу скались в шахту и знакоми лись с достопримечательно стями полярного поселка, работающие здесь сотрЛщп- ки Института археологии АН СССР организовали поездку по близлежащим бухтам, где показали результаты раско пок поморских становищ на Груманте... Впереди еще один, не ме нее сложный этап экспеди ции — обратный путь на юг к Нордкапу. А сегодня, 19 июля, наши суда взяли курс в глубь архипелага, планируя побывать в других советских и норвежских поселках | Шпицбергена. Ориентиро вочно экспедиция финиши- • рует в Мурманске в начале августа. (Тьфу-тьфу-тьфу!, — написал я и постучал но деревянному борту коча...) В. ГЕОРГИ. (Ответственный секретарь «Рыбного Мурмана)» — ма трос коча «Помор»]. г. Баренцбург , III п и ц б е р г е п . 28 июля 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz