Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

6 Стройка и перестройка Под парусами РАС ЧИЩ ЕН А ПЛОЩ АДКА ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО нового объекта на территории Кандалакшского опытного машино­ строительного завода. Здесь будет возведен инструментально­ экспериментальный цех. В двухпролетном здании разместятся различные участки, будет установлено более ста единиц обору ­ дования точного и высокоточного класса. Во встроенных поме ­ щениях расположатся бытовки и столовая на 150 мест. * Инструментально-экспериментальный цех крайне необходим предприятию . В новом корпусе площадью более четырех ты­ сяч квадратных метров будет выпускаться в год инструментов, оснастки, опытных образцов изделий на 3 миллиона рублей. Объем производства возрастет в пять раз. Сметная стоимость цеха составит 6 миллионов рублей. Строи­ тельство его будет осуществлять передвижная механизирован­ ная колонна треста «Апатитстрой». Корпус инструментальщиков поднимется напротив нового механического цеха, сданного в эксплуатацию накануне 1989 года. А как обстоят здесь дела? Об этом идет речь в беседе с главным инженером завода Ю. А. Желнчем. Набирает «обороты» н о в ый цех — Александр Юльевич, прошло полгода после офи­ циального пуска нового меха­ нического цеха. Срок нема ­ лый. Есть ли уже практиче­ ская отдача! — После внесения кор­ ректировки в проект. сде­ ланной по инициативе спе­ циалистов нашего предприя­ тия. объем производства должен увеличиться па три миллиона рублей и соста­ вить 8 миллионов. На ны­ нешний год запланировано выпустить продукции на 3 миллиона. Практически уже продолжительное время дей ­ ствует линия по производст­ ву поршней. Хочется отме­ тить. что в период освоения новой техники специалиста­ ми и рабочими внесен ряд новшеств. В частности, при участии старшого мастера • специализированного участ­ ка Вячеслава Ульяновича Шкунтика внедрено ротаци­ онное точение, заменившее шлифование. Эго позволило устранить несколько вспомо­ гательных операций. Естест­ венно, возросла и производи­ тельность труда. Пуску по- точно-механизированной ли­ нии способствовала творче­ ская и многотрудная работа, которую выполнили инже­ нер-технолог Валентин Сер­ геевич Дежу ров. технолог механосборочного цеха Алек­ сандр Иванович Руфов и другие. Использование станков со­ вместной с СССР западно­ германской фирмы «Хома- тек» сулит немалый успех. Подсчитано, что па одном поршне трудоемкость снижа­ ется па i .58 часа. Пред­ ставьте себе, какой выигрыш получит предприятие, если будет ежегодно давать до 10 тысяч поршней! А имен­ но столько требуется отрас­ ли. Узнав о возможностях нашего завода. «Дальди­ зель» предложил вступить в кооперированное сотрудниче­ ство. Он согласен покупать изделия по сложившейся у нас себестоимости и перево­ зить их через всю страну, так как видит выгоду. — Значит, с поршнями нет проблем! — Нерешенных вопросов немало. Для того чтобы уве­ личить выпуск поршней, не- ооходимо еще установить два специальных станка. Возможна и организация третьей смены. Прежде все­ го нужно создать условия, чтобы не чувствовался «го­ лод» в литье. — Но ведь литейное про­ изводство на вашем заводе претерпело изменения в луч­ шую сторону. В чем же дело! — Необходимо ликвиди­ ровать узкое место — изго­ товление стержней. От этого страдает, в частности, весь специализированный уча­ сток- по производству запас­ ных частей. Сами, наверное, видели, как тяжел и непроиз­ водителен труд тех, кто на­ бивает. сушит, зачищает стержни. Этим делом у нас занимаются женщины. Что­ бы облегчить труд, достичь высокой производительности и качества, завод купил стержневую линию. Стои­ мость ее 270 тысяч рублей. Но эти затраты должны оку­ питься сторицей. Резко воз­ растет выпуск стержней и повысится их качество. Пред­ полагается, что после освое­ ния линии ее будет обслужи­ вать один человек. А сейчас на стержневом участке трудятся 8 — 10 работников. Кстати, линия имеет номер 1, она явится первой ласточ­ кой в отечественном маши­ ностроении. — Как скоро можно будет ожидать отдачу от вложенных средств! — Стержневая линия уже смонтирована своими сила­ ми. Большой вклад в это внесли старший мастер Юрий Иванович Матвеев, бригадир электриков Влади­ мир Иванович Залуцкий, бывший начальник литейно­ го цеха Николай Антонович Терентьев. Но так как ли­ ния оснащена элементами числового программного уп­ равления, без посторонних специалистов не обойтись. Думаю, что уже в ближай­ шее время начнутся пуско­ наладочные работы. — Видимо, от литейного производства и оборудования зависит и выпуск корпусных деталей! — Совершенно верно, все взаимосвязано. В первом пролете нового цеха дейст­ вует линия по обработке крышек цилиндров. Сейчас сюда перенесены четыре об­ рабатывающих центра ви­ тебского производства. Здесь же установлены и обраба­ тывающие центры нз Ивано­ ва. Оборудование нового по­ коления: у них намного на­ дежнее электроника, шире диапазон возможностей. По­ дача деталей под обработку ведется автоматически. Сей­ час заключен договор па проектирование полного ав­ томатического обслуживания. То есть мы подойдем к вне­ дрению так- называемой безлюдной технологии. Но пока еще не закончили пол­ ностью пусконаладочные ра­ боты. Освоение цеха — дело чрезвычайно сложное. Но­ вейшее оборудование потре­ бовало чистоты помещения и высококвалифицированно г о обслуживания. Из-за отсут­ ствия средств диагностики и наличия пыли в помещении простои токарных станков с ЧПУ достигли 46 процентов. Не па высоте оказалась служба электроники. На линии втулок сейчас недостает хоиинговальных станков. Поставлена задача модернизировать имеющийся станок, а два намерены ку­ пить. На.мерены мы модер­ низировать своими силами и станки па потоке поршневых колен. — Что дал переход на но­ вую организацию труда! — Пуск нового цеха на­ толкнул на мысль объеди­ нить группу токарей, обслу­ живающих станки е повы­ шенной точностью. Внедрен Звеньевой метод работы. Каждый станок* закреплен за двумя металлистами. Сме­ няющими друг друга. Пере­ сменка происходит, на х°ДУ- Ту или иную технологиче­ скую операцию, не закончен­ ную одним, продолжает при­ шедший на смену товарищ. На пересменке выигрывает­ ся немало рабочего времени. Взаимоотношения токарей строятся на полном доверии. Конечная цель объединения — создание единой бригады. Она будет получать конкрет­ ный план-заказ па месяц и график выпуска деталей. За сроки выполнения заданий, качество произведенных ра­ бот станочники будут нести коллективную ответствен­ ность. — Окажет ли влияние но­ вый цех на расширение но­ менклатуры изделий! — Качественные измене­ ния внесет несомненно. Те­ перь завод сможет выпол­ нять заказы , требующие вы­ сокой точности. Уже сейчас идет активная подготовка К производству шкуросъемных машин. Подобные автоматы исключат тяжелый и моно­ тонный ручной труд рыбооб- работчиц/ В дальнейшем предполагается выпуск вин­ товых компрессоров для хо­ лодильных установок, рабо­ тающих без применения фреона, того самого, что раз­ рушает озоновый слой атмо­ сферы. Намечается освоение и других видов технологиче­ ского оборудования, запча­ стей, которые необходимы и промысловикам, рыбообработ­ чикам Северного бассейна. В том числе и долговечных би­ металлических втулок, кото­ рых с нетерпением ждут флоты. Беседу вел А. БРЫСОВ. г. К а н д а л а к ш а . до Це ль достигнута! Впереди-путь домой | ^ А К МЫ у ж е СООБЩАЛ И, в ию не а О нежское озеро вышли два н е ооы чны х судна — п ар у сно -ве сел ьны й ноч «Помор» и па русно -м о тор ная лодья «Грумант» , по строенны е э н ту зиа с там и нарельсно го нлуОа п у теш е с т в е н н и ко в , исследователей «Полярный идиссеи» . неоята из П етрозаводска и М урм ан с ка , М о с квы , А р ­ х а н ге л ь с ка и Череповца поставили перед собой д е р з к ую цель — достичь берегов Ш п и ц б ер ге н а и тем самым смоделировать поход дре вни х поморов , ко то ры е в XV I —X V III в е ка х обживали этот ледовый а р хи п ел а г, в э кс п е д и ц и и , о р га н и зо в а н н ой БММТ «Спут­ н и к» , ж у р н а л ом ЦК ВЛКСМ « В о кр у г света» и НИИ ку л ь т у р ы м и н и с те р с т в а к у л ь т у р ы РСФСР, приним ае т уча стие и наш к о р ­ респондент В и к то р Георги . Вот что он передает из Баренцбур га . шш ® ш м 0 ТОМ, что переход будет сложным, знали все участники экспедиции «По­ морский коч». Ведь надеять­ ся можно лишь на попутный ветер, крепость парусов £ сплоченность экипажей. И если единственный в мире новодел средневекового па­ русного судна коч «Помор» уже доказал отличные море­ ходные качества в предыду­ щих походах, то как поведет себя судно сопровождения «Грумант». спущенное на воду в этом году? Но уже первый этап перехода до Ар­ хангельска развеял сомне­ ния: оснащенная движком в 40 лошадиных сил лодья выдержала беломорскую н е ­ погоду. помогая в трудные минуты «Помору». Однако нрн попутных ветрах, под­ няв оба паруса, коч значи­ тельно опережал лодыо, так что приходилось держаться в пределах видимости. Официальный старт экспе­ диции был дан в Архангель­ ске после пресс-конференции, организованной для местных и приехавших туда норвеж­ ских журналистов. Еще перед походом мы стол ­ кн у л и с ь с тр уд н о с тям и д р у го ­ го рода о р га н и за ц и о н ны м и . Дело в том . что первоначал ь ­ ны й р у ковод и тель э кс п е д и ц и и Ю рий с е н ке в и ч по ра зно го ро ­ да п р и ч и н ам не см о г вы й ти в плавание . К а к и представители н о р в е ж с ко й стороны , на к о т о ­ р ы х мы р а ссчи ты вали . Т а ким образом , усе че нны м и э к и п а ж а ­ ми — по семь человек на к а ж ­ дом судне вместо 12-ти — в н о ч ь с 1 на 2 июля наш по ­ ход начался. К АК ИЗВЕСТНО, помо­ ры достигали Груман­ та двумя путями: через Но­ вую Землю до кромки льдов, вдоль которой и продвига­ лись на Запад к архипелагу: или вдоль мурманского и норвежского берегов, где, от­ вернув от Нордкапа и ис­ пользуя Северную ветвь Гольфстрима, перебегали к острову Медвежий и далее к Западному Шпицбергену. Как идти нам? Оба маршру­ та имеют свои преимущест­ ва и своп минусы. И все же был выбран последний — более сложный, но короткий. Если гово р и ть об э т о ^ г ^ т а п е э кспеди ци и , то на нем -и бы выделил два н р и ги ч е с к и х мо­ мента . Первый — ср а зу после тр у д н о го вы хода из Горла Бе­ лого моря, ко гда суда, преодо ­ лев и зм а ты в аю щ и й силы сулой, все ж е смо гли о б о гн у ть Свя­ той Нос и стали п р иж им а ть с я Й бере гу . Именно то гда , не- с кольно расслабивш ись , о с та ­ вив на палубе одн у ва х ту , э к ­ спедиция ч у ть было не з а к о н ­ чилась на б е зж и з н е н ны х к а м ­ нях , куда вне за пно налетев ­ шим с севера ш нвалом ш в ы р ­ нуло деревянные с к о р л у п к и наш и х судов... Не оуду рассказывать О птичьих базарах и красотах побережья — оставим их для последующих, более обшир­ ных материалов о . нашем походе. Скажу лишь, что к острову Медвежий мы подо- шли при прекрасной солнеч­ ной погоде, летя на полных парусах со скоростью около восьми узлов. За ко рм ой о с тал и сь Белое море с его ко р о т к о й и злой волной , Баренцево с мерно к а ­ тящ им и с я валами зы би , Н ор ­ в еж с ко е с десятнами б ело снеж ­ н ы х кораблей м е с тны х ры б а ­ ко в и стаями чае к. О ткры лась ш и р ь моря Гренланд ско го , о с ­ тавалось пол тора с у т о к хода 8 о ю ж н о й о ко н е ч н о с ти Ш п и ц - ер гена . У бортов резвились дельф ины , и ка зало сь , что цель уж е б л и з ка . Но прежде чем удалось вой ти в Ис-фьорд, нам п р иш л о с ь вы д е рж а ть м но ­ го ч а со в ую борьб у с р а зы гр а в ­ шейся внезапно непогодой ... Б а р е н ц б у р г в с т р е ­ т и л коч «Помор» и лодыо «Грумант» хлебом- солью. Сотни жителей этого советского шахтерского по­ селка вышли на причал. Встреча была теплой в пря­ мом и переносном смысле после слов приветствия И короткого митинга удалось не просто умыться пресной водой, но и попариться в бане. За несколько дней пребывания в Баренцбурге мы совершили ряд увлека­ тельнейших экскурсий. Спу­ скались в шахту и знакоми­ лись с достопримечательно­ стями полярного поселка, работающие здесь сотрЛщп- ки Института археологии АН СССР организовали поездку по близлежащим бухтам, где показали результаты раско­ пок поморских становищ на Груманте... Впереди еще один, не ме­ нее сложный этап экспеди­ ции — обратный путь на юг к Нордкапу. А сегодня, 19 июля, наши суда взяли курс в глубь архипелага, планируя побывать в других советских и норвежских поселках | Шпицбергена. Ориентиро­ вочно экспедиция финиши- • рует в Мурманске в начале августа. (Тьфу-тьфу-тьфу!, — написал я и постучал но деревянному борту коча...) В. ГЕОРГИ. (Ответственный секретарь «Рыбного Мурмана)» — ма ­ трос коча «Помор»]. г. Баренцбург , III п и ц б е р г е п . 28 июля 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz