Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
10 К 45-летию победы на Севере N 15 ноября на мостике тральщика находились командир, штурман Нико лаи Баранов, рулевой Александр Ов чинников н сигнальщик Иван Пти- цын. Командир и штурман смотрели на восточный берег мыса Орловского. Илья Дугладзе приказал: — Возьмите пеленг на маяк! Штурман Николай Баранов подо шел к главному компасу. В это вре мя на мостик поднялся шифроваль% щик старшина второй статьи Яков Кулагин и обратился к командиру: ~— Товарищ старшин лейтенант, радиограмма из штаба Беломорской флотилии. Срочно! Илья Иванович взял радиограмму л начал читать ее текст. Прочитав его, он произнес: — Товарищи, в бою с подводной лодкой погиб наш тральщик Т1Д-34. Нам приказано прекратить траление И искать фашистские субмарины в этом районе. — А где был бой? — спросил штурман. — Восточнее мыса Острые Лудки, Рулевой Александр Овчинников тихо и с грустыо проговорил: — Это наш тралфлотовскнй РТ-3. На нем были мои товарищи... Весь ноябрь ТЩ-32 ходил на ли нии мыс Орловский — мыс Конушин, встречал конвои и сопровождал их до кромки льдов в южной части Бе лого моря. Погода была плохой. Ча сто налетали снежные заряды, дул сильный норд-ост, температура возду ха понизилась до двадцати градусов. Старший механик техник-лейтенант Анатолий Печерица все чаще спу скался в котельное отделение. Он счи тал каждую тонну израсходованного угля. 1 декабря он доложил команди ру тральщика, что угля осталось так мало, что его едва хватит, чтобы дой ти до Архангельска. Илья Дугладзе передал по радио донесение командующему Беломор ской флотилией об аварийном поло жении тральщика и получил разре шение идти в Архангельск. * * * Во время зим о в ки л и ч ны й состав ТЩ -32 м но го работал и учил ся . Т е х н и к - Л ей тенан т А н а то л и й Печерица убыл на ТЩ -31 . На его место прибы л с та рш и й Т е х н и к -л ей те н а н т Ев гений Матвеев. Ма ш и н н а я команда под его р у ковод с твом рем он тировала гл а в н ую м аш и н у , ко тлы И вспом о га тельны е м ехани змы . Командиры корабля ТЩ-32 часто ходили на штабной пароход «Воло дарский», где с ними проводили за нятия представители минно-торпедно- го отдела штаба Беломорской флоти лии. Изучали способы борьбы С немецкими донными акустическими и магнитными минами. Однажды занятия проводил началь ник минно-испытательной станции ин женер-капитан второго ранга Шапи ро. От ТЩ-32 присутствовали Илья Дугладзе, Андрей Маклаков и Евге ний Михайлов. Они внимательно слу шали капитана второго ранга, кото рый говорил: Ч ерном ор ские м о р я ки первым и р а з о р уж и л и и у знали се кре ты немец к и х а к у с т и ч е с к и х мин ти п а «С» и м а г н и т н ы х м ин ти п а «Д». А н у с т и ч е с ки е м и ны имею т заряд в зры в ч а то го вещества весом 700 кил о гр ам м о в , а м а гн и тны е — 300 кил о гр ам м о в . В зры вча тое вещество представляет собой сплав тр о ти л а , ге к - со гена и алю м и ни я . В головной части мин вм он тиро ваны ко в а р ны е приборы срочно с ти , к р а т н о с т и и сам оли квидации . М ина л еж и т на дне моря , к а к о б ы к н о венная болванка , до т е х пор , п о ка п р и бор ср о ч но с ти не п о д клю ч и т взры ватель к м а гн и тн о -а н у с ти ч е с ком у замы ка те лю , р а с п о л ож е н н ом у в хво с товой ча сти . По сле то го к а к м ина приде т в боевое по лож ение , на чина е т работать прибор нр а тн о с ти . Он о тс ч и ты в а е т количе с тво п р о й д е н ны х кораблей и в зры вае т м и н у под заданным по сче ту нораблем . По э том у а к у с т и ч е с к и е и м а гн и тны е м ины с р а з у т р у д н о вы тр а л и ть . Поднимать м и ны со дна моря ка т е го р и ч е с к и за п р ещ а е тся . При изм енении гл уб и ны они в зры ваю тся , т а к к а к имею т гид ро с та т , ко т о р ы й в клю ч а е т запальное ус тр ой с тво . Лейтенант Евгений Михайлов спро сил: — На сколько шумовых импульсов рассчитан прибор кратности? — На шестьдесят импульсов. Но не забывайте, что сначала акустиче ская .мина несколько суток лежит как «мертвая» н никак не реагирует на акустический трал. * * * В середине апреля 19 42 года два буксира обкололи лед вокруг ТЩ-32 и поставили его к причалу судоре монтного завода «Красная кузница». Сварщики, слесари и электрики при ступили к монтажу акустического трала. Этим трало.м интересовался личный состав тральщика. На баке его был установлен шпнрон, представ ляющий собой подвижную конструк цию из балок в виде буквы «А». На острие шппрона слесари приделали буй-бочку, где помещалось электриче ское акустическое устройство. 16 мая ТЩ-32 прошел размагничи вание и приготовился к выходу е мо- действия — двухкилевые «Пе З». На одном из эсминцев, запрашивая позывные, замигал ратьер. Георгий Манкевич передал позывные ТЩ-32. Командир конвоя приказал Илье Дуг ладзе следовать головным и показы вать протраленный фарватер. Конвой прибыл в Двинскую губу без потерь. Илье Дугладзе было при казано следовать в Кандалакшу для сопровождения госпитальных судов с ранеными бойцами в Архангельск. Два раза сходил ТЩ-32 в Кандалак шу, а потом снова начал тралить фарватер в горле Белого моря. •27 июня сорок второго года стар ший лейтенант Дугладзе получил приказ следовать в Иоканьгу в рас поряжение командира базы капитана первого ранга Александра Ивановича Дианова. Через двое суток ТЩ-32 вошел в Святоносскпй залив. На мостике тральщика стоял командир первого Н. КРИВЕНКО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ. ГАЗЕТНЫЙ ВАРИАНТ (Продолжение . Нач. в Л5 19.) ре па выполнение боевого задания. На «Володарский» были вызваны старший лейтенант Илья Дугладзе и командиры ТЩ-31 и ТЩ-54. Инст руктаж проводил командир бригады траления капитан первого ранга Ми хаил Федорович Белов.- Он подвел командиров к оперативной карте и сказал: — К нам идет союзный конвой «PQ-16». На расстоянии двухсот со рока миль к северу от мыса Тернбер- ского он разделится на две части. Один отряд пойдет в Мурманск, а второй — в Архангельск. Вы будете тралить фарватер от устья реки Зо- лотицы до мыса Орловского и сопро вождать транспорты. Тральщики — 31-й, 32-й и 54-й вышли в море. Когда ТЩ-32 мино вал мыс Керец, Илья Дугладзе подал команду: — Опустить пширон! Боцман Александр Козленко от крыл пар на брашпиль и взял трос на турачку. Брашпиль заработал, и буй-бочка начала медленно опускать ся в воду. На мостике корабля собра лись почти все командиры боевых ча стей, отделений. Николай Баранов обратился к Евгению Михайлову: — И ты уверен, что эта чертовщи на подорвет акустическую мину раньше, чем мы пройдем над ней? — По идее — да! — ответил тот, улыбаясь, Командир тральщика Дугладзе пе редал команду: — Включить акустический трал! Электрик Николай Малков повер нул выключатель. В бочке, опущен ной ниже днища корабля, заработали ударные молотки. Акустический трал начал посылать шумовые импульсы по курсу ТЩ-32. Через некоторое время минеры и комендоры спустили за борт змейко вый трал. Опасное траление нача лось. 28 мая сигнальщик Георгий Ман кевич закричал: — Вижу дым на горизонте! Это шел конвой «PQ-16». Его ох раняли эскадренные миноносцы и сторожевые корабли. В небе барра жировали три истребителя дальнего дивизиона капитан-лейтенант Леонид Кукор. Он поднимал бинокль к гла зам и следил за движением тральщи ков ЛЬ 31, 37 и 53, которые шли в кильватер за ТЩ-32. Погода стояла хорошая. Ярко све тило солнце. В это время в воздухе на востоке показалось много черных точек. Они приближались. Нарастал мощный гул. — Боевая тревога! — закричал Дугладзе. На Иоканьгскую базу начали пи кировать немецкие бомбардировщики. Взрывы сотрясали воздух. Шесть самолетов отделились от основной группы и пошли на ТЩ-31, ТЩ-32, ТЩ-37 и ТЩ-53. ^Командиры орудий тральщика Ко 32 Сергей Коржавин и Николай Фадеев открыли огонь. Спустя не сколько минут открыли огонь пуле метчики Иван Зиновьев и Филипп Зубрицкий. Первые бомбы упали с правого и левого бортов. Огромные столбы воды закрыли соседние траль щики. Потом бомбы рвались за кор мой. Бешено работали комендоры. Ство лы орудий непрерывно вращались. Корму и нос ТЩ-32 заволокло ды мом. Старший лейтенант Дугладзе по переговорной трубе требовал от стар шего механика Матвеева дать самый полный ход. Он часто подавал коман ды: — Руль лево на борт! Право на борт! Рулевой Александр Овчинников, посматривая на фашистские самоле ты, быстро вращал штурвал. По его лицу струился пот. Разрывы зенит ных снарядов мешали самолетам при цельно метать бомбы. Израсходовав весь боезапас, они повернули на за пад. Тральщики в этом бою не по страдали. ТЩ-32 благополучно прошел остров Медвежий и бросил якорь не далеко от разбитого парусника, кото рый служил причалом. Моряки на мостике ТЩ-32 обратили внимание на сторожевой корабль СКР-25 «Бриз», который 25 ноября сорок первого года таранил немецкую под водную лодку. «Бриз» был совершенно разбит по паданием бомбы во время майского налета немецких самолетов на Ио каньгу, Бак его полностью погрузил ся в воду, а мачты торчали в разные стороны. Около «Бриза» крутился спасательный буксир «Шквал». Его командир старший лейтенант Влади мир Сергеевич Тимофеев подавал че рез мегафон команды, пытаясь взять «Бриз» на буксир. Старший механик ТЩ-32 Евгении Матвеев сказал, кивая на СКР-25: — Наш, тралфлотовскнй, РТ-64 «Северный полюс». — Да тут все наши! — ответил рулевой Александр Овчинников. Л * * В июле со р о к в торо го года ТЩ -32 т р а лил ф арватер в районе Ч е рно го мы са и севернее мыса Святой Нос. Илья Ивано вич Д у глад зе пол учил н е у теш и тел ьны е сведения о сою зном кон вое «PQ-17»>. В одном из о повещ ений сообщалось , что к запад ным берегам Новой Земли вышел м и н ны й за град и тел ь «М урман» под к о мандованием к а п и та н а тр е ть е го ран га В и к то р а Васильевича Похмельнова для п о и с ка р а зб р о с а н ны х а м е р и к а н с к и х тр а н с п о р т о в . 16 июля старший лейтенант Дуг ладзе получил приказ следовать в бухту Литке, расположенную в зали ве Моллера Новой Земли и оказать по.мощь американскому транспорту «Уинстон Сайлем», который выбро сился на мель. Такой же приказ получил и коман дир ТЩ-53 старший лейтенант Зоснм Семенович Рашев. Три дня оба траль щика шли полным ходом. Утром 19 июля они подошли к транспорту во доизмещением десять тысяч тонн. Команда покинула свое судно и рас положилась на берегу. Американский капитан требовал, чтобы его немед ленно доставили в Архангельск. Цен ный груз 'для Красной Армии его со вершенно не интересовал. На транспорт для заводки буксир ных тросов были высажены с ТЩ-32 новый командир отделения минеров старшина второй статьи Иван Ж урав лев, командир отделения рулевых старшина второй статьи Александр Овчинников и минер Михаил Ива нов. Боцман Александр Козленко го товил проводник и буксир на борту ТЩ-32. На ТЩ-53 тоже заводили буксир ные тросы на транспорт. Когда все было готово, оба тральщика дали пол ный ход машинам. Буксиры натяну лись как струны, но транспорт не сдвинулся с места. Из командиров на мостике тральщика Л<? 32 находились Илья Дугладзе и его помощник Анд рей Маклаков. — Ничего не выйдет, — сказал лейтенант Маклаков. — Придется часть груза снимать. — Скоро подойдет наш пароход «Диксон», — ответил старший лейте нант Дугладзе. — Но согласятся ли американцы разгружать свой тран спорт? Больше часа машины тральщиков работали на предельных оборотах, но транспорт не удалось снять с мели. Его команда отказалась перегружать большие ящики, в которых находи лись разобранные самолеты. Моряки ТЩ-32 и ТЩ-53, когда подошел «Диксон», начали перегрузку ящиков без американцев. П очти с у т к и без о тды ха работали с т а рш и ны и м а тро сы и з обеих номанд т р а л ьщ и к о в . Было тр у д н о , гудели и ны ли р у к и и н о ги , но н и к т о не ж ало вал ся на у с тало с ть . Р а з г р у з к а «Уинс тона Сайлема» прош ла у с п еш н о . Т р а н с п о р т подвсплыл и е го перевели на гл уб о кое место . Пароход «Ди ксон» завел б у к с и р на т р а н с п о р т , и м ал е н ь ки й ко н в о й д ви н ул ся в А р х а н г е л ь с к . Моряки приготовились к отраже нию атак фашистских самолетов и подводных лодок. Старший лейте- йант Дугладзе получил радиограмму от нового командира Иоканьгской ба зы контр-адмирала Абрамова. В ра диограмме излагался приказ, кото рым он, Илья Иванович Дугладзе, на значался командиром конвоя. В горле Белого моря конвой встре тили сторожевые корабли, а тальщи- ки повернули в Иоканьгу! По прихо де в базу командира ТЩ-32 вызвали Э штаб. Новый командир Иоканьг ской военно-морской базы контр-ад мирал Абрамов подробно расспросил его о спасении американского тран спорта и в заключение сказал: — Поблагодарите личный состав корабля от имени Советского прави тельства и подайте в штаб список особо отличившихся моряков. (Продолжение следует.) Я 14 июля 1989 года РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz