Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

10 К 45-летию победы на Севере N 15 ноября на мостике тральщика находились командир, штурман Нико­ лаи Баранов, рулевой Александр Ов­ чинников н сигнальщик Иван Пти- цын. Командир и штурман смотрели на восточный берег мыса Орловского. Илья Дугладзе приказал: — Возьмите пеленг на маяк! Штурман Николай Баранов подо­ шел к главному компасу. В это вре­ мя на мостик поднялся шифроваль% щик старшина второй статьи Яков Кулагин и обратился к командиру: ~— Товарищ старшин лейтенант, радиограмма из штаба Беломорской флотилии. Срочно! Илья Иванович взял радиограмму л начал читать ее текст. Прочитав его, он произнес: — Товарищи, в бою с подводной лодкой погиб наш тральщик Т1Д-34. Нам приказано прекратить траление И искать фашистские субмарины в этом районе. — А где был бой? — спросил штурман. — Восточнее мыса Острые Лудки, Рулевой Александр Овчинников тихо и с грустыо проговорил: — Это наш тралфлотовскнй РТ-3. На нем были мои товарищи... Весь ноябрь ТЩ-32 ходил на ли­ нии мыс Орловский — мыс Конушин, встречал конвои и сопровождал их до кромки льдов в южной части Бе­ лого моря. Погода была плохой. Ча­ сто налетали снежные заряды, дул сильный норд-ост, температура возду­ ха понизилась до двадцати градусов. Старший механик техник-лейтенант Анатолий Печерица все чаще спу­ скался в котельное отделение. Он счи­ тал каждую тонну израсходованного угля. 1 декабря он доложил команди­ ру тральщика, что угля осталось так мало, что его едва хватит, чтобы дой­ ти до Архангельска. Илья Дугладзе передал по радио донесение командующему Беломор­ ской флотилией об аварийном поло­ жении тральщика и получил разре­ шение идти в Архангельск. * * * Во время зим о в ки л и ч ны й состав ТЩ -32 м но го работал и учил ся . Т е х н и к - Л ей тенан т А н а то л и й Печерица убыл на ТЩ -31 . На его место прибы л с та рш и й Т е х н и к -л ей те н а н т Ев гений Матвеев. Ма­ ш и н н а я команда под его р у ковод с твом рем он тировала гл а в н ую м аш и н у , ко тлы И вспом о га тельны е м ехани змы . Командиры корабля ТЩ-32 часто ходили на штабной пароход «Воло­ дарский», где с ними проводили за­ нятия представители минно-торпедно- го отдела штаба Беломорской флоти­ лии. Изучали способы борьбы С немецкими донными акустическими и магнитными минами. Однажды занятия проводил началь­ ник минно-испытательной станции ин­ женер-капитан второго ранга Шапи­ ро. От ТЩ-32 присутствовали Илья Дугладзе, Андрей Маклаков и Евге­ ний Михайлов. Они внимательно слу­ шали капитана второго ранга, кото­ рый говорил: Ч ерном ор ские м о р я ки первым и р а з о р уж и л и и у знали се кре ты немец ­ к и х а к у с т и ч е с к и х мин ти п а «С» и м а г­ н и т н ы х м ин ти п а «Д». А н у с т и ч е с ки е м и ­ ны имею т заряд в зры в ч а то го вещества весом 700 кил о гр ам м о в , а м а гн и тны е — 300 кил о гр ам м о в . В зры вча тое вещество представляет собой сплав тр о ти л а , ге к - со гена и алю м и ни я . В головной части мин вм он тиро ваны ко в а р ны е приборы срочно с ти , к р а т н о с т и и сам оли квидации . М ина л еж и т на дне моря , к а к о б ы к н о ­ венная болванка , до т е х пор , п о ка п р и ­ бор ср о ч но с ти не п о д клю ч и т взры ватель к м а гн и тн о -а н у с ти ч е с ком у замы ка те лю , р а с п о л ож е н н ом у в хво с товой ча сти . По­ сле то го к а к м ина приде т в боевое по ­ лож ение , на чина е т работать прибор нр а тн о с ти . Он о тс ч и ты в а е т количе с тво п р о й д е н ны х кораблей и в зры вае т м и н у под заданным по сче ту нораблем . По­ э том у а к у с т и ч е с к и е и м а гн и тны е м ины с р а з у т р у д н о вы тр а л и ть . Поднимать м и ­ ны со дна моря ка т е го р и ч е с к и за п р ещ а ­ е тся . При изм енении гл уб и ны они в зры ­ ваю тся , т а к к а к имею т гид ро с та т , ко т о ­ р ы й в клю ч а е т запальное ус тр ой с тво . Лейтенант Евгений Михайлов спро­ сил: — На сколько шумовых импульсов рассчитан прибор кратности? — На шестьдесят импульсов. Но не забывайте, что сначала акустиче­ ская .мина несколько суток лежит как «мертвая» н никак не реагирует на акустический трал. * * * В середине апреля 19 42 года два буксира обкололи лед вокруг ТЩ-32 и поставили его к причалу судоре­ монтного завода «Красная кузница». Сварщики, слесари и электрики при­ ступили к монтажу акустического трала. Этим трало.м интересовался личный состав тральщика. На баке его был установлен шпнрон, представ­ ляющий собой подвижную конструк­ цию из балок в виде буквы «А». На острие шппрона слесари приделали буй-бочку, где помещалось электриче­ ское акустическое устройство. 16 мая ТЩ-32 прошел размагничи­ вание и приготовился к выходу е мо- действия — двухкилевые «Пе З». На одном из эсминцев, запрашивая позывные, замигал ратьер. Георгий Манкевич передал позывные ТЩ-32. Командир конвоя приказал Илье Дуг­ ладзе следовать головным и показы­ вать протраленный фарватер. Конвой прибыл в Двинскую губу без потерь. Илье Дугладзе было при­ казано следовать в Кандалакшу для сопровождения госпитальных судов с ранеными бойцами в Архангельск. Два раза сходил ТЩ-32 в Кандалак­ шу, а потом снова начал тралить фарватер в горле Белого моря. •27 июня сорок второго года стар­ ший лейтенант Дугладзе получил приказ следовать в Иоканьгу в рас­ поряжение командира базы капитана первого ранга Александра Ивановича Дианова. Через двое суток ТЩ-32 вошел в Святоносскпй залив. На мостике тральщика стоял командир первого Н. КРИВЕНКО ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ. ГАЗЕТНЫЙ ВАРИАНТ (Продолжение . Нач. в Л5 19.) ре па выполнение боевого задания. На «Володарский» были вызваны старший лейтенант Илья Дугладзе и командиры ТЩ-31 и ТЩ-54. Инст­ руктаж проводил командир бригады траления капитан первого ранга Ми­ хаил Федорович Белов.- Он подвел командиров к оперативной карте и сказал: — К нам идет союзный конвой «PQ-16». На расстоянии двухсот со­ рока миль к северу от мыса Тернбер- ского он разделится на две части. Один отряд пойдет в Мурманск, а второй — в Архангельск. Вы будете тралить фарватер от устья реки Зо- лотицы до мыса Орловского и сопро­ вождать транспорты. Тральщики — 31-й, 32-й и 54-й вышли в море. Когда ТЩ-32 мино­ вал мыс Керец, Илья Дугладзе подал команду: — Опустить пширон! Боцман Александр Козленко от­ крыл пар на брашпиль и взял трос на турачку. Брашпиль заработал, и буй-бочка начала медленно опускать­ ся в воду. На мостике корабля собра­ лись почти все командиры боевых ча­ стей, отделений. Николай Баранов обратился к Евгению Михайлову: — И ты уверен, что эта чертовщи­ на подорвет акустическую мину раньше, чем мы пройдем над ней? — По идее — да! — ответил тот, улыбаясь, Командир тральщика Дугладзе пе­ редал команду: — Включить акустический трал! Электрик Николай Малков повер­ нул выключатель. В бочке, опущен­ ной ниже днища корабля, заработали ударные молотки. Акустический трал начал посылать шумовые импульсы по курсу ТЩ-32. Через некоторое время минеры и комендоры спустили за борт змейко­ вый трал. Опасное траление нача­ лось. 28 мая сигнальщик Георгий Ман­ кевич закричал: — Вижу дым на горизонте! Это шел конвой «PQ-16». Его ох­ раняли эскадренные миноносцы и сторожевые корабли. В небе барра­ жировали три истребителя дальнего дивизиона капитан-лейтенант Леонид Кукор. Он поднимал бинокль к гла­ зам и следил за движением тральщи­ ков ЛЬ 31, 37 и 53, которые шли в кильватер за ТЩ-32. Погода стояла хорошая. Ярко све­ тило солнце. В это время в воздухе на востоке показалось много черных точек. Они приближались. Нарастал мощный гул. — Боевая тревога! — закричал Дугладзе. На Иоканьгскую базу начали пи­ кировать немецкие бомбардировщики. Взрывы сотрясали воздух. Шесть самолетов отделились от основной группы и пошли на ТЩ-31, ТЩ-32, ТЩ-37 и ТЩ-53. ^Командиры орудий тральщика Ко 32 Сергей Коржавин и Николай Фадеев открыли огонь. Спустя не­ сколько минут открыли огонь пуле­ метчики Иван Зиновьев и Филипп Зубрицкий. Первые бомбы упали с правого и левого бортов. Огромные столбы воды закрыли соседние траль­ щики. Потом бомбы рвались за кор­ мой. Бешено работали комендоры. Ство­ лы орудий непрерывно вращались. Корму и нос ТЩ-32 заволокло ды­ мом. Старший лейтенант Дугладзе по переговорной трубе требовал от стар­ шего механика Матвеева дать самый полный ход. Он часто подавал коман­ ды: — Руль лево на борт! Право на борт! Рулевой Александр Овчинников, посматривая на фашистские самоле­ ты, быстро вращал штурвал. По его лицу струился пот. Разрывы зенит­ ных снарядов мешали самолетам при­ цельно метать бомбы. Израсходовав весь боезапас, они повернули на за­ пад. Тральщики в этом бою не по­ страдали. ТЩ-32 благополучно прошел остров Медвежий и бросил якорь не­ далеко от разбитого парусника, кото­ рый служил причалом. Моряки на мостике ТЩ-32 обратили внимание на сторожевой корабль СКР-25 «Бриз», который 25 ноября сорок первого года таранил немецкую под­ водную лодку. «Бриз» был совершенно разбит по­ паданием бомбы во время майского налета немецких самолетов на Ио­ каньгу, Бак его полностью погрузил­ ся в воду, а мачты торчали в разные стороны. Около «Бриза» крутился спасательный буксир «Шквал». Его командир старший лейтенант Влади­ мир Сергеевич Тимофеев подавал че­ рез мегафон команды, пытаясь взять «Бриз» на буксир. Старший механик ТЩ-32 Евгении Матвеев сказал, кивая на СКР-25: — Наш, тралфлотовскнй, РТ-64 «Северный полюс». — Да тут все наши! — ответил рулевой Александр Овчинников. Л * * В июле со р о к в торо го года ТЩ -32 т р а ­ лил ф арватер в районе Ч е рно го мы са и севернее мыса Святой Нос. Илья Ивано ­ вич Д у глад зе пол учил н е у теш и тел ьны е сведения о сою зном кон вое «PQ-17»>. В одном из о повещ ений сообщалось , что к запад ным берегам Новой Земли вышел м и н ны й за град и тел ь «М урман» под к о ­ мандованием к а п и та н а тр е ть е го ран га В и к то р а Васильевича Похмельнова для п о и с ка р а зб р о с а н ны х а м е р и к а н с к и х тр а н с п о р т о в . 16 июля старший лейтенант Дуг­ ладзе получил приказ следовать в бухту Литке, расположенную в зали­ ве Моллера Новой Земли и оказать по.мощь американскому транспорту «Уинстон Сайлем», который выбро­ сился на мель. Такой же приказ получил и коман­ дир ТЩ-53 старший лейтенант Зоснм Семенович Рашев. Три дня оба траль­ щика шли полным ходом. Утром 19 июля они подошли к транспорту во­ доизмещением десять тысяч тонн. Команда покинула свое судно и рас­ положилась на берегу. Американский капитан требовал, чтобы его немед­ ленно доставили в Архангельск. Цен­ ный груз 'для Красной Армии его со­ вершенно не интересовал. На транспорт для заводки буксир­ ных тросов были высажены с ТЩ-32 новый командир отделения минеров старшина второй статьи Иван Ж урав­ лев, командир отделения рулевых старшина второй статьи Александр Овчинников и минер Михаил Ива­ нов. Боцман Александр Козленко го­ товил проводник и буксир на борту ТЩ-32. На ТЩ-53 тоже заводили буксир­ ные тросы на транспорт. Когда все было готово, оба тральщика дали пол­ ный ход машинам. Буксиры натяну­ лись как струны, но транспорт не сдвинулся с места. Из командиров на мостике тральщика Л<? 32 находились Илья Дугладзе и его помощник Анд­ рей Маклаков. — Ничего не выйдет, — сказал лейтенант Маклаков. — Придется часть груза снимать. — Скоро подойдет наш пароход «Диксон», — ответил старший лейте­ нант Дугладзе. — Но согласятся ли американцы разгружать свой тран­ спорт? Больше часа машины тральщиков работали на предельных оборотах, но транспорт не удалось снять с мели. Его команда отказалась перегружать большие ящики, в которых находи­ лись разобранные самолеты. Моряки ТЩ-32 и ТЩ-53, когда подошел «Диксон», начали перегрузку ящиков без американцев. П очти с у т к и без о тды ха работали с т а рш и ны и м а тро сы и з обеих номанд т р а л ьщ и к о в . Было тр у д н о , гудели и ны ли р у к и и н о ги , но н и к т о не ж ало вал ­ ся на у с тало с ть . Р а з г р у з к а «Уинс тона Сайлема» прош ла у с п еш н о . Т р а н с п о р т подвсплыл и е го перевели на гл уб о кое место . Пароход «Ди ксон» завел б у к с и р на т р а н с п о р т , и м ал е н ь ки й ко н в о й д ви ­ н ул ся в А р х а н г е л ь с к . Моряки приготовились к отраже­ нию атак фашистских самолетов и подводных лодок. Старший лейте- йант Дугладзе получил радиограмму от нового командира Иоканьгской ба­ зы контр-адмирала Абрамова. В ра­ диограмме излагался приказ, кото­ рым он, Илья Иванович Дугладзе, на­ значался командиром конвоя. В горле Белого моря конвой встре­ тили сторожевые корабли, а тальщи- ки повернули в Иоканьгу! По прихо­ де в базу командира ТЩ-32 вызвали Э штаб. Новый командир Иоканьг­ ской военно-морской базы контр-ад­ мирал Абрамов подробно расспросил его о спасении американского тран­ спорта и в заключение сказал: — Поблагодарите личный состав корабля от имени Советского прави­ тельства и подайте в штаб список особо отличившихся моряков. (Продолжение следует.) Я 14 июля 1989 года РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz