Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
С бассейновой конференции рыбаков. Выступления в прениях 1 5 1 Г. М. ПОПОВ, главный кон структор проекта «Севрыбтех- дентра». На этой трибуне я не случай но, в рыбной промышленности работаю с 1961 года. До бере говой работы долгое время хо д и .# » море механиком-наладчи- ком и ' прекрасно знаю, что та кое труд моряка, связанный с добычей и переработкой рыбы. Во всех наших неудачах, при ведших к разорению и обнища нию общества, повинна истори чески сложившаяся огромная бюрократическая машина ад министративно-командного сти ля, с которой нам сейчас при ходится бороться. Но бороться с бюрократией и администри рованием с помощью тех же бю рократических методов беспо лезно, это видно на примере многих прошлых структурных реорганизаций, в том числе и в рыбной отрасли. Бюрократию, поскольку без канцелярии не обойтись, нужно лишать адми нистративно-командных функ ций, предоставив функции уп равленца тем, кто непосредст венно создает продукт, который можно продать и купить. Имен но они, и никто другой, вольны распоряжаться средствами су ществования, созданными их ру- каЗ£г: Командовать должен здра вый смысл в действиях каждо го человека и коллектива, эко номически выгодный для в%ех членов общества. Теперь посмотрим, насколь ко экономически логичны пред ложенные макеты структур. Объединенный флот — фир ма «Север».; Административно- командный аппарат сохраняется. Говорить о том, что он будет маленький, нельзя. Со време нем он вырастет и будет огром ным. Это уже показала практи ка. Раз есть аппарат принужде ния, то он, конечно, будет командовать на свое усмотре ние. Применяя старые методы, навязывая свои идеи и принуж дая их выполнять тех, кто не согласен с ними. При неудаче всегда можно найти виновного, а при удаче отнести все на свой счет, а иногда похвалить и ис полнителя. Человека здесь не видно, не видно его труда, его творчества. Это та уравниловка, которая 6JRf по рукам людей сильных, творческих, целеустремленных и дает возможность спокойно жить безынициативным и без различным к творчеству людям. О какой экономике в конечном итоге может идти речь, если в фирме предполагается содруже ство рентабельных и нерента бельных производств? Такого не должно быть. Каждый дол жен получать по своему труду. Убыточное предприятие должно искать пути получения прибы лей. Если это невозможно, зна чит, это предприятие просто не нужно. По всей видимости, таким же образом будет распределение жилья. Кто больше поплачет, тот и получит. Все будет зави сеть от всемогущего руководи теля. Так же будет выглядеть и распределение квот и лицензий. Более слабым и неумелым бу дут распределяться лучшие рай оны, а сильным и грамотным р ^ а к а м — худшие. Это снова рыбный мурман недовольство, апатия к жизни, а в итоге — плохой конеч ный экономический результат. Ассоциация. Административ но-командный аппарат упраздня ется. Каждое предприятие сво бодно выбирает пути своего су ществования и развития. Власть в свободном предприятии пере ходит к трудовому коллективу л осуществляется через СТК. являющийся высшим органом. Аппарат и дирекция наделяют ся только исполнительными правами. По желанию коллектива предприятие может войти в ас социацию. Ассоциацию, т. е. со юз, предприятия образуют доб ровольно. с целью объединения части средств для оказания вза имопомощи на кредитных на чалах. Создается аппарат ассо циации, который может выпол нять самые различные вспомо гательные функции. Таким образом, каждое пред приятие может освободиться от значительной части своего ап парата и работать на договор ных началах с аппаратом ассо циации. Каждое предприятие между собой может заключать догово ра о выполнении различных вза имовыгодных работ. Не будет случая, когда с колхозного па рохода не выгрузили 70 тонн фарша и отправили его в море. За эти убытки виновный будет платить. Аппарат ассоциации будет су ществовать на средства от при былей, входящих в союз пред приятий. Союзом устанавливает ся определенный процент средств, отчисляемых на счет аппарата ассоциации. Это будет взаимовыгодно. Если суда будут хорошо оснащены, то, естест венно, будут лучше работать и привезут больше продукции. Ес ли сбыт будет идти без потерь, то и прибыли окажется боль ше. Естественно, и предприятие, и аппарат ассоциации будут иметь больше. Всем выгодно ра ботать лучше. В ассоциации аппарат управ ления сядет на самостоятельный баланс и его зарплата будет за висеть от того, насколько рен табельно работает флот, он бу дет своим карманом заинтере сован в развитии флота и будет всячески помогать ему. Это да леко не так, как сейчас. Хоро шо ли, плохо ли сработает флот, а зарплата аппарата управления от этого не страдает. Из выступления Б. М. ША- ТОХИНА, заведующего научно- исследовательским отделом НПО «Севрыбсистемавтоматн- ка». Две структуры, которые нам предлагают, должны отве тить на вопросы: как дальше жить, как лучше жить? При влекает своей позицией Н. И. Дмитриченкова. Далее оратор, анализируя обе структуры, отметил, что в условиях рыночной экономики необходимо создать такую фор му управления, которая *бы смогла полностью использовать имеющиеся резервы, которая работала бы в интересах всех флотов и предприятий. Б. М. Шатохии предложил создать комиссию и вынести обе структуры на обсуждение всех рыбаков. Из выступления Г. П. ЛУЗИ НА, доктора экономических на ук, директора Института эконо мических проблем Кольского на учного центра АН СССР, Институт экономических проблем активно включился в подготовку предложений по пе рестройке управления рыбопро мышленным комплексом прак тически на заключительном эта пе подготовки к конференции по просьбе администрации БПО «Севрыба» и обкома КПСС. Профессионально занимаясь проблемами управления в со циально-экономических систе мах, мы не строили иллюзий и четко отдавали себе отчет в 'чрезвычайной сложности, мно- гоаспектности поставленной за дачи, решаемой лишь на меж дисциплинарной основе,- Речь могла идти только о разработ ке основных принципов пере стройки системы управления Северным рыбопромышленным комплексом. Правда, и работу институт начинал не с нуля. Были материалы деловых игр, проведенных ВРПО в 1986— 1987 гг., материалы оператив ных групп. созданных БПО «Севрыба» для разработки но вых альтернативных организа ционных структур, а также ма териалы института. Однако истина была еще впереди, ее требовалось найти. В чем же дело? Где искать причины «провала» хозяйствен ной деятельности и финансово го «краха»? Только ли структу ра управления БПО в условиях хозяйственной самостоятельно сти предприятий стала главным виновником кризисной ситуа ции, невыполнения установлен ных планов, многочисленных простоев? Так ли уж виноват Закон о государственном пред приятии, сломавший жесткую структуру вертикальных связей и который, как нам говорили, был неправильно, излишне ши роко истолкован администраци ей? Дело в сложившейся систе ме, позволяющей хорошо жить некоторым руководителям по принципу «чего изволите», лишь бы угодить начальству и быть замеченными, лишь бы продвинуться наверх, а там хоть рассвет не наступай. Вот и установили невыполнимое за дание в соответствии с ранее ими же искаженными наметка ми пятилетнего плана-, возве денного затем в ранг закона. При этом, чтобы не будоражить заранее коллективы, «товар» планировался на уровне факта предыдущих лет и составлял в 1988 г. 1379,6 млн. руб. по сравнению с 1338.2 млн. руб. в- 1985 г., 1316,1 млн. руб. в 1986 г. и 1334,5 млн. руб. в 1987 г. Отметим, что названные планы ни разу не были выпол нены. Что же тогда должно бы ло явиться источником прибы ли? Думаю, что министерство могло бы дать ответ на вопро сы: кто конкретный виновник такой «плановости»? Где гаран тии, что эти люди не являются источником возмущений в тру довых коллективах других бас сейнов страны, с которыми не может справиться и аппарат Совмина СССР? Складывается впечатление, что кому-то было выгодно обеспечить мнимую фи нансовую сбалансированность на уровне государства за счет без застенчивого «раздевания» до нитки предприятий. Прав был Н. И. Рыжков, говоря об этом на Съезде народных депутатов. Но и он ошибся, говоря, что «обирались», то есть в прошед шем времени. Нет, обираются и ныне. Мы не призываем к возврату методологии планирования от достигнутого. Но и чувство ре альности терять нельзя. Надо же управлять, а не руками во дить, командуя, не отвечая за последствия. Создается впечат ление, что отрицательный хо зяйственный результат 1989 г. был сознательно запрограмми рован.; Думается, что волнения моря ков не напрасны, они обоснован ны. Есть причины для волнения и у населения области. В усло виях перевода с 1991 г. на пол ный хозяйственный расчет, са мофинансирование и самоуправ ление не только предприятий, но и областей, городов и рес публик, такие просчеты мини стерства больно ударят по экономике области, города, и прежде всего по социальной сфере. Ведь без зарплаты *(не говоря о большем) могут остать ся работники больниц, детсадов, школ. Есть о чем подумать! Мо жет быть, и впрямь в такой си туации министерства нам не нужны? По горизонтали ^ни управлять не могут, а новых форм не нашли. Й вовсе не на до придумывать им новые функ ции. Ведь живут же без них первые советские ассоциации. И живут хорошо. Почему институт акцентиру ет особое внимание на предо ставление хозяйственной само стоятельности предприятиям, переносе на их уровень центра тяжести оперативного и опре деленной части стратегического хозяйственного управления, на делении их правами субъектов экономических отношений? Да именно поэтому, что это прин ципиальный вопрос не только перестройки производственных отношений в рыбопромышлен ном комплексе, но и в целом всего стратегического замысла экономической реформы, его нельзя упрощать. В нашем случае из всех предлагаемых систем лишь си стема управления рыбопромыш ленным комплексом как ассо циацией нацелена на учет ра стущих изменений экономиче ской среды, ее нестабильности, ориентирована на реализацию многоуровневых форм отноше ний собственности (государст венной, кооперативной, аренд ной), на радикальное измене ние структуры власти и обще ственного климата (культуры отношений) внутри фирмы, на необходимость переквалифика ции и расширения кругозора ве дущих руководителей и общеуп равленческого персонала. Сверхконцентрация управ ления в фирме «Север» и объ единенном флоте не учитыва ет новой, стремительно зарож дающейся ситуации. Она, по на шей оценке, устарела сразу же после разработки. Дело в том, что система разрабатывалась в период, когда предприятия еще не перешли на хозяйственный расчет, не было ни теоретиче ских, ни практических разрабо ток принципиально новых си стем. То есть она разрабатыва лась применительно к старой среде функционирования. Не гативная экономическая ситуа ция на бассейне, сложившаяся в 1988 г., еще более усугубила отрицательное представление группы сопротивления о воз можностях управления по гори зонтали. Она базируется на ре ализации стратегии, когда по требности производственных звеньев в денежных, людских и материальных ресурсах опреде ляются, исходя из расчета, что центральное руководство удов летворит их без затруднения. Таких условий нет уже сего дня, тем более не будет завтра. Как уже говорилось, систе ма управления ассоциацией .МАРС двухуровневая. Пер вичный — уровень основного хозяйственного звена. Его функ ции реализуются главным обра зом руководством ка;кдого пред приятия. Частично они могут реализоваться (с согласия пред приятий) исполнительной дирек цией или функциональными хоз расчетными подразделениями, создаваемыми ассоциацией по направлениям деятельности. Вторичный — собрание пред ставителей трудовых коллекти вов, правление ассоциации — выборное. Главный рабочий ор ган^ данного уровня — исполни тельная дирекция. Должность ее руководителя также выбор- ная. Собрание представителей тру довых коллективов обсуждает в условиях широкой демократии и гласности результаты деятель ности ассоциации и ее правле ния, принимает решения по важнейшим вопросам повыше ния эффективности хозяйство вания, экономического и соци ального развития ассоциации и широко информирует трудовые коллективы о результатах ее деятельности. Правление ассо циации принимает решения по основным направлениям совме стных действий предприятий ас социации. Исполнительная ди рекция от имени правления ас социации реализует функций, осуществляет права и ответст венность юридического лица ас социации. Работа в режиме ассоциации на деле существенно меняет от ношение к собственности. Речь идет о том, что вывод из соста ва министерства (или переход с ним на договорные отноше ния) позволяет предприятиям, входящим в ассоциацию, осу ществлять права владения, ис пользования и распоряжения на ходящимся в их оперативном управлении имуществом. Они наделяются реально правами полновластного хозяина собст венности. Становятся субъек том собственности трудовых коллективов, которую можно рассматривать как одну из раз новидностей форм общенарод ной собственности. Министерство может высту пать здесь главным образом в качестве координатора или по средника между научными под разделениями различных бас сейнов и иностранных фирм. Н а зр ел а . необходимость со здания в рамках ассоциации хоз расчетной региональной внеш неэкономической организации. Именно это поможет повысить эффективность всей внешнеэко номической деятельности. Создание ассоциации МАРС ставит на место де формированные сегодня произ водственные отношения между добывающими флотами и други ми самостоятельными звеньями БПО «Севрыба». Флоты зай мут свое ведущее место в тех нологической цепочке, сами бу дут вырабатывать экономиче ские условия взаимодействия. Демократический характер уп равления позволит генеральным директорам согласовывать эко номические и социальные инте ресы своих предприятий на взаимовыгодной, коммерческой основе, находить эффективные пути и формы решения заста ревших проблем, решать вопро сы кооперации и интеграции производства. (Окончание на 16-й сгр. ) 1 июля 1989 года а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz