Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
С бассейновой конференции .рыбаков. Выступления 8 прениях 13 пс видели и главного инжене ра т. Коношенко и многих дру гих.- Теперь мне бы хотелось ко ротко остановиться на том «ше девре», который бывшие руко водители ВРПО нам предлага ют. — объединенный флот, фир ма «Север». Основной козырь для целесообразности его соз дания авторы видят в том, что, дескать, если все мы будем вме сте, то нам будет значительно проще решать своп проблемы на стыках интересов предприя тий. Не будет тех людей, кото рые будут отрабатывать какую- то альтернативную позицию. По заявлению Михаила Ивановича, все проблемы, которые возник ли сейчас па промысле, произо шли из-за того, что руководите. ли его не слушаются, и в ре- вит «лысенковщина». Обостри- зультате создается нерегулируе- лась аллергия к науке, сказал мая ситуация, а как следствие он, нас пугают с телеэкранов — простои судов и финансовые тем, что могут закрыть, как затруднения. * бесперспективный, Северный Но если вернуться лет па 10 бассейн. Пугают и тем, что, ес- «взад, в то время, когда ли будет вновь «Севрыохолод- Wapnm тоже стоял У руля рыб- Флот», придется ему возить ной промышленности нашего оананы, а не рыоу. День 3-й 30 ИЮНЯ, в последний день работы, участники кон ференции продолжали обсужде ние проектов структур управле ния. бассейна, то многие из нас пом нят, что власти у него было бо лее чем достаточно. Но были и, к сожалению, остались нерешен ными проблемы сбыта сардины и криля, в то время как прак тически во всех бассейнах уси ленно выпускают консервы из сардины, как на плавбазах, так и на береговых предприятиях. Не решены жилищные и соци альные вопросы, проблемы дис пропорции развития береговой базы и флота и т. д. Мне видит ся, что объединенный флот — это очередная уловка для того, чтобы запихать все проблемы в общий котел и таким образом прикрыть их, создать иллюзию благополучия (хотя бы па не большой срок). Что такое ассоциация, очень подробно и детально рассказал т.- Корельскин. Мне в свою оче редь хочется добавить только то, что ассоциация — это союз фюстоятельных предприятий, щчеркиваю — самостоятель ных. которые по желанию своих СТК могут входить или выхо дить из ее состава в зависимо сти от своих потребностей и не обходимости. Кстати, на Западе считаются наиболее мобильны ми и управляемыми предприя тия численностью не более 5 — 8 тысяч человек. Мне кажется, нам необходимо идти этим пу тем. Заканчивая разговор о струк туре, мне хочется несколько слов сказать еще о двух пробле мах, не решив которые, мы не сможем идти дальше. Первая — это демократичные выборы лидера (генерального директо ра) вне зависимости от того, какую выберем структуру. Мо ряки считают, что выборы дол жны быть прямыми, с непосред ственным участием всех экипа жей судов (а не их «представи телей», сидящих па берегу). Сейчас у меня в руках 21 РДО с моря, где 2000 человек требу- dg r этого. Второй наиболее важный мо мент после выбора генерально го директора — это выборы его заместителя по экономике и со здание серьезной программы экономического оздоровления бассейна, не в эйфорически радужных тонах, а исходя из реального положения вещей. Эта программа должна быть разбита по годам и обнародова на. Разве мы можем развивать ся, если на бассейне никогда не было и сейчас нет четкой эко номической программы? Я предлагаю: ликвидацию БПО; восстановление СРХФ как самостоятельной структурной единицы; демократичные выбо ры генерального директора (с участием экипажей судов). В. В. КОНЕВ, капитан-дирек тор объединения «Мурманрыб- пром», обратил внимание деле гатов конференции на то, что предлагаемые проекты слушать скучно, поскольку кругом пра- рыбный мурман Но выступающий убежден: именно ассоциация позволит на ладить необходимые производ ственные отношения без уча стия громоздкого аппарата уп равления и снять напряженные ожидания будущего,; В. Ф. БЫКОВ, капитан-ди ректор НПО «Севрыбпонск», в своем выступлении, в частно сти, сказал: основная задача, которая стоит перед памп, воз родить в экипажах, у рыбаков чувство хозяина. Психологиче ски это непростой, длительный процесс. Экономически — это материальная заинтересован ность моряка в результатах труда. Идеально — это внутри- судовой хозрасчет. Именно он, считает выступающий, снимет с повестки дня большую часть со циальных проблем. Именно в этом случае, если, конечно, это не будет какой-нибудь номер ной хозрасчет, экипажи сами заработают себе и валюту, и средства для оплаты своих рас ходов. Выступающий уверен в том, что производительность труда возрастет не на бумаге, а па самом деле. Ведь она будет стимулироваться не лозунгами и призывами, а рублем. Понятно, сказано было далее, что такая система потребует кардинального уменьшения над стройки. А надстройка сама власть не отдаст. Есть ли сейчас, в условиях фондируемой дефицитной эко номики, возможность перейти па внутрисудовой хозрасчет? Нет. сказал выступающий. Без богатого мецената он будет за вален дефицитом. Если вы смотрели трансля цию заседания Верховного Со вета СССР, то вспомните цита ту Абалкина: «Если не можете дать денег, то дайте хотя бы самостоятельность». Сейчас, завершил выступаю щий, у нас есть возможность выбора — объединенный флот или МАРС. А. В. АБАКУМОВ, председа тель совета трудового коллек тива объединения «Мурманрыб- пром». БПО, переводя предприятия Северного бассейна с 1 января 1988 года на новые условия хо зяйствования и самофинансиро вания, боясь урока забастовки докеров в рыбном порту, все сделало, чтобы береговые пред приятия, включая «Севрыбхо- лодфлот», имели значительно лучшую рентабельность, а добы вающие флоты были на грани банкротства и не могли решать ни одного вопроса социального развития коллектива. Руковод ство БПО преследовало цель, используя финансовые рычаги, присоединить добывающий флот к себе. В 1988 году по отноше нию к нам оно занимало выжи дательную позицию, радовалось простою судов в море, ничего не делало по расчетным ценам, по изменению тарифов, но со циальным вопроса.м моряков Се верного бассейна. Ни при каких обстоятельст вах мы не должны пойти на по воду руководства БПО в вопро се сохранения этого бассейно вого аппарата, в каком бы ви де он не пытался себя сохра нить. Требование всех моряков промыслового флота одно — ликвидировать БПО. а конфе ренция трудового коллектива объединения должна дать от ставку М. И. Каргину вместе с его командно-административным аппаратом, как не сумевшему в течение длительного времени вывести Северный бассейн из застоя, решить социальные и экономические задачи коллек тивов Северного бассейна. Ве роятно, дела пошли бы лучше, если бы было выполнено реше ние XXVII съезда КПСС о двух звенной системе управления. Нам же вновь навязали трех звенную. Мы. товарищи делега ты, должны быть на страже вы полнения Закона о госпредприя тии, который требует устране ния командно-административных методов управления. На этот вопрос руководство БПО па третьей конференции трудового коллектива объединения «разъ яснило» нашему коллективу: «Если вы не присоединитесь к БПО, то мы все сделаем, что бы вы приползли к нам на ко ленях». К моменту образования СТК наше руководство при помощи палки и закручивания веревки БПО приняло в новых условиях работы не обоснованный ника кими экономическими расчета ми госзаказ. отчисления от прибыли, взаи мовыгодных отношений между предприятиями и организациями Северного бассейна; не отрегу лированы взаимовыгодные це ны на полуфабрикат, оказывае мые услуги. Добывающие флоты оказа лись в неравных условиях с бе реговыми предприятиями. А не обходимо, чтобы финансовое благополучие береговых пред приятий зависело от деятельно сти добывающих флотов — главного звена рыбообрабаты вающего комплекса. В нормативах не были учте ны расширение строительства жилья, соцкультобъектов и рас ширение воспроизводства. Из 35 миллионов рублей плановой прибыли около 70% мы должны отдать в бюджет и вышестоя щие органы, из них 12,7 .мил лиона в твердой плате за фон ды, трудовые ресурсы и кредит, независимо от уровня выполне ния плана. На финансовых ре зультатах, а это было известно, но не принято во внимание, ска залось резкое сокращение рыб ных ресурсов в СВА в 2,5 ра за. Все это привело к антагониз му между добывающими флота ми и береговыми предприятия ми. в котором прослеживается деятельность БПО. Антагонизм обострился тем. что в предыду щие годы за счет средств добы вающих флотов производились реконструкция и строительство береговых объектов. Так, у <Мурмаирыбпрома» было и зъя то 4 0 миллионов рублей амор тизационных средств. Когда же нам потребовались средства для ремонта флота, изъятые сред ства амортизационного фонда нам не вернули. На балансовой комиссии но оценке работы БПО аппарат чики подняли крик, требуя дать «хорошую оценку работы БПО». Многие промолчали, боясь кон фликтов, и только в выступле нии нашего генерального дирек тора В. Д. Демяненко была да на «оценка неудовлетворитель ная». ж 1 ш В течение всего 1988 года и по настоящее время в каких только формах перед вышестоя щими организациями мы не ста вили наши вопросы! Нас не хо тели понимать ни ВРПО-БПО. ни Минфин, Совмин, МРХ, ЦК КПСС. Да и не хотели, вероят но. вникнуть в положение дел добывающих флотов. В ответ на наши требования мы полу чали отписки, а также подач ки от половины до 5 миллионов рублей, МРХ СССР стремилось отделаться полумерами, остав ляя все по-прежнему.- Нужно срочно переходить к экономическим формам управ ления. Требуется категоричес ки отказаться от принципа рас пределения фондов экономиче ского стимулирования по оста точному принципу. Нужно по требовать создать специальную правительственную комиссию Верховного Совета СССР, что бы она рассмотрела требования плавсостава: по чьей милости добывающие флоты стали ни щими. Дело пс в изменении струк туры управления, как это пыта ется представить руководство БПО во главе с М. И. Карги ным, а главное для нас — пра вильное формирование норма тивов, установление разумного госзаказа па поставку рыбопро дукции с учетом стоимости и техсостояния основных фондов, отчисление валюты, выполнение других требований моряков. На этом и день работы состава. закончился второй конференции плав- Наш коллектив поддерживает предложение трудового коллек тива тралового флота о созда нии ассоциации свободных Не были решены главные во- предприятий, рассматривая ее просы: установления экоиоми- как переходную форму полной чески обоснованных нормативов самостоятельности предприятий. Из выступления начальника Мурманского тралового флота Г. В. ТИШКОВА. Вчера М. И. Каргин сказал, что я — единственный винов ник того, что в прошлом году не был создан объединенный флот. Мне необходимо пояснить, как *действительно развивались события.; С принятием Закона о гос предприятии и ликвидации про межуточного звена управления — ВРПО. перед М. И. Карги ным и его специалистами стал вопрос — что делать? Как уде ржать власть над предприятия ми и сохранить свои должности? Начался судорожный поиск — игры. Сесть на одно из пред приятий вроде несолидно. По этому появилась идея создать объединенный флот, собрав в кучу все флоты Мурманска, и самим возглавить его. Получа ется солидно и престижно. Про сто так не объединишь, поэтому стали подводить теоретическую базу, пробовали сделать эконо мическое обоснование. Резуль таты получились хилыми, не убедительными. никто в них не поверил. Тогда были пущены в ход мнения: — руководители и предпри ятия еще не созрели для само стоятельной работы, не смогут работать без опеки сверху; — предприятия вышли из подчинения, не выполняют «пра вильные» указания руководства, планы, чем наносится ущерб; — руководители не могут между собой договориться, жи вут как пауки в банке. Началась обработка руково дителей флотов, их заместите лей, чтобы склонить к созданию объединенного флота. Не полу чилось. Тогда решили создать объединенный совет трудовых коллективов, чтобы через него заставить руководителей и кол лективы отказаться от самосто ятельности и войти в состав объединенного флота. Не про пало. С приказом МРХ о созда нии БПО был флотам поставлен ультиматум: объединенный флот — пли мы создаем БПО по приказу МРХ и вас всех по миру пустим, экономически за давим и вы к нам на коленях приползете. Угроза нашими спе циалистами была принята серь езно, потому что мы знаем, что собой представляют специали сты ВРПО и их возможности, усиленные приказами МРХ. имеющие в руках транспорты, рыбный порт и сбыт. Кстати, эта угроза прозвучала из уст главбуха БПО Н. И. Дмитричеи- ковой с экрана местного телеви дения. На совете трудового коллек тива Мурманского тралового флота этот вопрос обсуждали долго и решили из двух зол вы брать меньшее, т. е. предло жить создать головное предпри ятие на базе одного из промыс ловых флотов — тралфлота или <«Мурмаирыбпрома». Действи тельно, я один голосовал про тив. т. к. считал, что создание БПО на данном этапе наиболее оптимальный вариант, и знал, что М. И. Каргин возглавить один из промысловых флотов не согласится, поэтому на сове щание не пошел, тем более что был в отпуске. Но как на сове ту//; одолжепие на 14-й стр.) 1 июля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz