Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
С бассейном копфертцгШ рыбаков. Выступления в прениях 11 1 рдели раздетых. Постепенно были введены 41-часовая рабо чая педеля для всех, кроме рыбаков, максимальная сверх урочная работа 170 часов в ме сяц для всех, но не для рыба ка, пятидневная рабочая неде ля для многих, но не для ры бака.- Кто за нас решил, что нам этого не надо? Мне не понятно, с гордостью или горечью М. И. Каргин за явил вчера, что средняя зарпла та работника плавсостава на 12 процентов выше заработка ра ботника берегового предприя тия. Как она может вообще со измеряться, если до сих пор никто не удосужился проанали зировать трудозатраты? Тов. Лысенко со страниц га зеты «Рыбный Мурман» очень убедительно опровергает наши доводы о завышенных планах таким аргументом: мол, не смотря на ваши претензии, пла новые показатели судами типа ^ГМ в ЦВА постоянно перевы- тжлняются. Одновременно же из уст работников министерст ва звучит упрек в наш адрес по поводу нарушения правил рыболовства: " дескать, из-за этого платим штрафы валютой, вот теперь ее и не хватает. Зву чит вполне убедительно для не посвященных. Q другой точки зрения, не эти ли условия опла ты тру^а, не эти ли взятые е потолка планы заставляют нас поступать именно так? Всем известно, сколько весит один брикет рыбы. Но тот, кто скажет: 10 кг — уже не рыбак. Фактически брикет весит в среднем 11 кг. Причину все зна ют — люди есть люди. Почему до сих пор не сдаем продукцию по фактическому весу, ведь это ни много ни мало — 10 про центов произведенного? Напра шиваются вопросы: что это? сколько стоит? кто должен по требовать. если не руководите ли? Как можно самоокупаться при такой бесхозяйственности? — Конечно, если получим дота- * и от государства, то сущест венно поправим положение. Но без перестройки отношения так называемого «бюрократа» к на шему общему делу, без пере стройки отношения к делу и всех рыбаков мы не сможем до биться успеха. Коротко о профсоюзах. Тов. Коровин заявил, что в ЦК по ступило около 400 РДО. и в не которых содержится требование о созыве внеочередного съезда отраслевого профсоюза. Смею заверить: этих РДО было бы гораздо больше, если бы рыба ки верили ЦК профсоюза. Мы, члены «вашего» профсоюза, требуем не менять состав ЦК до внеочередного съезда, кото рый. надеемся, состоится в этом году. Далее на конференции высту пили представители береговых предприятий. справедливый норматив отчис лений от прибыли в госбюджет. Больше всего удивляет, что бас сейн вырабатывает сырья в 10 раз больше, чем потребляет комбинат, а сбои в поставках, и особенно ассортимента, сво дят на нет планирование работ и их эффективную организа- цию< Если в 1981 году рыбокомби нат производил свыше 89 тыс. тонн пищевой рыбной продук ции, то по проекту плана па 1990 год коллективу намечают выпуск около GO тыс. тонн. Непрогнозируемые изменения в ассортименте сырья приводят к повышению трудоемкости', снижению объемов выпуска пи щевой продукции, затоварива нию складских помещений. В настоящее время идет процесс оттока рабочих. За годы разви тия рыбокомбината значительно изменились условия труда ры- бообработчиц. появились меха низмы и даже линии, но интен сивность, тяжесть и непрестиж ность труда, наличие вредных производственных факторов остались.. Чтобы компенсиро вать Эти отрицательные факто ры, должен быть заработок по больше: заработная плата рабо чих на комбинате без полярных надбавок в 1988 году состави ла 180 рублей .• Сдерживает развитие произ водства комбината и отсутствие необходимых денежных средств па техперевооружение. Техни ческое состояние основных средств требует реконструкции и обновления. Ряд производст венных зданий имеет изпоо 70 процентов. Уже много лет работницы ждут универсальную рыбораз делочную технику. Появились опытные образцы, которые 8 большей мере стоят, чем совер шенствуются. Для всех пород рыб наши конструкторы, кроме женских рук и ножа, ничего предложить не могут« Решение жилищной пробле мы: очередь в 1,5 тыс. чело век резко уменьшает оптимизм и веру в решение программы социального развития на комби нате. Особо подчеркнула выступаю щая проблему экологии Коль ского залива, Баренцева моря it предложила создать отрасле вой экологический центр, кото рый за счет централизованных средств отрасли должен образо вать банк данных 0 количест венном й качественном составе производственных стоков по всем производствам П процес сам, запяться разработкой эф фективных технологий обработ ки стоков. ЩШ. Н. Ф. ХУДЯКОВ, начальник станочного участка цеха № 1 объединения «Мурманская су доверфь» в своем выступлении отметил основные беды судо ремонтного производства: здесь и низкая механизация, и плохое снабжение (а отсюда — и постоянные авралы). 70 про центов имеющегося оборудова т ь подлежит списанию — это одна из причин качества судо ремонта. Лемало времени в своем вы ступлении представитель судо верфи уделил социальному по ложению своих коллег. Напри мер. в очереди на получение жилья почти две е половиной тысячи человек из 7500 работ ников. Очень плохо и с путевка ми в санатории, дома отдыха. Все это, конечно же, не способ ствует эффективности производ ства. обслуживающего технику Северного бассейна. На этом конференция решила прекратить прения по первому вопросу. ■ Е. Б. ЗЫКОВА , экономист Мурманского рыбокомбината, в частности, сказала: рабочие и специалисты комбината хоро шо представляют перспективу развития одного из главных производств нашего бассейна. Есть и силы, с которыми мож но развиваться. Но попытки выйги из застарелых пут в на- Э&ящее время упираются в не- рыбный м у рм ан Далее на вопросы делегатов подробно ответили председатель Мурманского горисполкома Н. И. Бережной и заместитель минист ра рыбного хозяйства СССР Н. И. Лысенко. ♦ Во второй половине дня 29 июня делегаты конференции обсудили различные варианты предлагаемых структур управ ления бассейном. ♦ Первым по этому вопросу выступил Я. Г. БУЛКОВСКИИ, началь ник промраиона. Удаление промысла вскрыло диспропорцию между добываю щими и транспортным флота ми. Это сегодня является ос новным тормозом в работе. Времена диктата системы- ВРПО. которая за время своего существования не смогла ре шить основных экономических, социальных и других проблем бассейна, прошли. После ее краха министерство волевым решением, вопреки предложени ям флотов, сменило вывеску на БПО. таким образом оставив прежний генералитет, оставив ему все рычаги финансового и административного управления. Структура БПО еще боль ше, чем ВРПО, проявила свою несостоятельность в управлении в условиях самофинансирова ния предприятий, она обнажила ту несправедливость к добываю щим флотам, которая десяти летиями скрывалась централизо ванным финансовым управлени ем. Моряки ощутили свое нищен ство при этой системе. Одной из причин " является отсутствие механизма финансо вых взаимоотношений между добывающими флотами и об служивающими предприятиями. Они установлены таким обра зом, что флоты, несмотря на все потуги, не имеют даже средств для выплаты заработ ной платы экипажам, а другие в рамках БПО имеют прибыль. Чем же руководствовались продолжительное время мини стерство. ВРПО, БПО. что к такому развалу привели флоты? Вправе ли мы, промыслови ки, доверять свою судьбу ны нешнему аппарату Министерст ва рыбного хозяйства. БПО? Нас, флотских руководите лей. аппаратчики БПО обвиняют в том. что мы не умеем руко водить флотами, не умеем ве сти расстановку судов в море, не знаем, где, когда и как ло вить рыбу, и, дескать, не смо жем без их контролеров выпу скать качественную рыбопро дукцию* Так почему же бывшие В РП б , сегодняшние БПО, это го HS сделали, когда флотам не позволяли ни один БМРТ использовать без указки — где, что, когда ловить? А вот еще проблема.- В г. Мурманске работников рыбного Хозяйства (вместе с семьями) более половины. В бюджет го рода флоты отчисляют основ ную Долю, а наше представи тельство в Советах районов, го рода, области — единицы. в некоторых и того нет. Немало важную роль это играет при ре шении наших производственных, социально-экономических, бы товых задач: работников рыбной отрасли некому защищать. При предстоящей избирательной кам пании нам, рыбакам, предста вительство в Советах необходи мо пересмотреть. В сегодняшних экономических условиях флоты существовать не могут, мы потеряем лучшие кадры *по причине неплатеже способности. И на промысле флоты не мо гут работать в полную силу из- за отсутствия транспортов для отправки выловленной рыбы, не хватает танкеров для снабжения судов топливом, Например, тра ловый флот в этом году уже по терял по этой причине 196 су- до-суток. И никто за это не не сет ответственности! Несмотря на то, что рыбные запасы ощутимо снижаются, планирование ведется по-преж нему от достигнутого: экипажи промысловых судов заставляют выдавать суточные задания вы лова рыбы в счет ремонта ме ханизмов. выгрузки и ожидания выгрузки, пополнения и ожида ния пополнения топливом, даже в счет жестоких штормов. Борьба за выполнение рейсо вых планов идет любой ценой, е нарушением техники безопас ности" и правил рыболовства. Продолжаем пищевую рыбу пе рерабатывать на муку. Приме ром подрыва рыбных запасов служит Баренцево море. Пози ция планирования МРХ вызы вает неуверенность в будущем рыбной отрасли. Для того чтобы остановить развал бассейна, мы. моряки, вынуждены были поднять воп рос о дальнейшей нашей судь бе. Структура БПО, как трех звенная система управления, требует ликвидации, и возника ет необходимость перехода на двухзвениую систему. Необходи мо* выбрать такую, которая бы экономически удовлетворяла на равных все предприятия рыбной отрасли, а ее эффективность позволяла бы на договорных на чалах всем одинаково разви ваться. Мы должны определиться и принять конференцией решение: какой системе придать основное направление для дальнейшей ее разработки и внедрения на бас сейне. Инициативная группа плавсо става по подготовке бассейновой конференции предлагает: для разработки предложен ной конференцией структуры уп равления Северным бассейном создать рабочую комиссию, в со став которой должны войти представители плавсостава, эко номисты, юристы, медики, со циологи. специалисты предпри ятий рыбной отрасли, предста вители МРХ. Она должна р а з работать систему, экономически обосновать и передать на рефе рендум коллективов для приня тия в действие (до 1 января 1990 года). Спросите, за какую систему управления бассейном лично я, скажу — за ассоциацию! Н. И. ДМИТРИЧЕНКОВД , главный бухгалтер БПО «Сев^ рыба», начала свое выступлю ние с критики существующей* ныне структуры управления, ней, считает она, масса протгй воречий. Процесс рассогласа* ванпости между предприятиям^ не способствует положительно? му конечному результату. Ест£ | ственпо, в целом на бассейн# экономическая эффективности производства от этого падае!^ Выступающая привела в своей речи несколько примеров^ Вспомнила хотя бы об одновре*' менно начавшейся путине COJifrf ди и путассу. Все набросились на сельдь, сказала она, а Когда? решили перейти на путассу, 0Н$ уже кончилась. Тем самым ПОД? черкивалась мысль О ТОМ, ЧТО' управлять необходимо таким о$Г разом, чтобы выбрать ваф КВод ту. не наваливаясь на одну пор} му рыбы, не принося ущерб! самому себе. Еще примерь) $ выступления: ставрида морска; нерентабельна, зато консервь{ из нее приносят 30 процентов рентабельности. Но рыбокомбщ нат предпочитает почему-то Лу*Й ше производить консервирован* ных цыплят. Примерно схожая ситуация и с крилем, Считав! выступающая, когда В СОРТ] произошло затоваривание* Каждый видит только CBoi интерес, а не общий: так, fpaY ловый флот имел на крйлй сравнительно большую экономий ческую эффективность, 3 баси сейн в целом — заметные потф* ри из-за простоев транспортов Не работают флотский кол лективы, убеждена выступай щая, и над улучшением accoj тимента. Траловый флот Ш н ь | т е разделывает рыбьЪ fteiCf <«Мурманрыбпром». Растут траты, растут противоречш между основным и вспомогу тельным производствами* Н8? пример, у судоверфи основные показатели — выпуск товарной продукции, но не ремонт с у д о ^ А "можно ли повысить эффе£< тивность производства или улу1Й* шить финансовые результату/ за счет изменения цен и тар*$ фов? Нет. считает выступакЗ* щая, а потому здесь на первый план выходит необходимость сФ здания объединенного флота, затем и фирмы «Север», kotqv рая позволит устранить сущесй вующие сегодня противоречий с помощью программно-целево.* го метода управления.- Далее была высказана мысл§ о том, • что лишь путем создав ния «общего котла», объединен* ного интереса можно решитф проблемы, характерные Длд всех предприятий. Н априм ер на флотах имеется амортизащ£ онный фонд, за счет которог^ можно технически перевоору* жить хотя бы тарный комбинат* реконструировать пансиона^ «Рыбак Заполярья» или nnQ* нерский лагерь «Северное Син« ние». Сейчас, сказала выступ пающая, мы этого сделать н£ можем, так как средства распы* лены по предприятиям. ИменндК поэтому, считает она, надо объ* едпияться. Только такая струя(« тура позволит работать на ко* нечиый • результат.; Причем, удастся значительно сократит^ и аппарат управления — снача* ла до 700, а потом — до 150—* 200 человек. Новая структура, сказала 9 заключение выступающая, по* зволит- создать, например, areifc тирующую фирму, которая ста** нет больше заботиться о рыба* ке, поскольку возьмет на себя обязанности обеспечения плав состава путевками в до'ма отды« ха, билетами в кино и тА д, В. Ф. КОРЕЛЬСКИИ , заместитель генерального ди ректора БПО «Севрыба». Для целостности изложения напомню, что рыбохозяйствен ный комплекс Северного бассей на объединяет 21 предприятие, на которых работают около 77 тысяч человек. За год они про изводят продукции почти на (Продолжение на 12-й стр.) 7 июля 1989года Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz