Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

С бассейном копфертцгШ рыбаков. Выступления в прениях 11 1 рдели раздетых. Постепенно были введены 41-часовая рабо­ чая педеля для всех, кроме рыбаков, максимальная сверх­ урочная работа 170 часов в ме­ сяц для всех, но не для рыба­ ка, пятидневная рабочая неде­ ля для многих, но не для ры­ бака.- Кто за нас решил, что нам этого не надо? Мне не понятно, с гордостью или горечью М. И. Каргин за ­ явил вчера, что средняя зарпла­ та работника плавсостава на 12 процентов выше заработка ра­ ботника берегового предприя­ тия. Как она может вообще со­ измеряться, если до сих пор никто не удосужился проанали­ зировать трудозатраты? Тов. Лысенко со страниц га­ зеты «Рыбный Мурман» очень убедительно опровергает наши доводы о завышенных планах таким аргументом: мол, не­ смотря на ваши претензии, пла­ новые показатели судами типа ^ГМ в ЦВА постоянно перевы- тжлняются. Одновременно же из уст работников министерст­ ва звучит упрек в наш адрес по поводу нарушения правил рыболовства: " дескать, из-за этого платим штрафы валютой, вот теперь ее и не хватает. Зву­ чит вполне убедительно для не­ посвященных. Q другой точки зрения, не эти ли условия опла­ ты тру^а, не эти ли взятые е потолка планы заставляют нас поступать именно так? Всем известно, сколько весит один брикет рыбы. Но тот, кто скажет: 10 кг — уже не рыбак. Фактически брикет весит в среднем 11 кг. Причину все зна­ ют — люди есть люди. Почему до сих пор не сдаем продукцию по фактическому весу, ведь это ни много ни мало — 10 про­ центов произведенного? Напра­ шиваются вопросы: что это? сколько стоит? кто должен по­ требовать. если не руководите­ ли? Как можно самоокупаться при такой бесхозяйственности? — Конечно, если получим дота- * и от государства, то сущест­ венно поправим положение. Но без перестройки отношения так называемого «бюрократа» к на­ шему общему делу, без пере­ стройки отношения к делу и всех рыбаков мы не сможем до­ биться успеха. Коротко о профсоюзах. Тов. Коровин заявил, что в ЦК по­ ступило около 400 РДО. и в не­ которых содержится требование о созыве внеочередного съезда отраслевого профсоюза. Смею заверить: этих РДО было бы гораздо больше, если бы рыба­ ки верили ЦК профсоюза. Мы, члены «вашего» профсоюза, требуем не менять состав ЦК до внеочередного съезда, кото­ рый. надеемся, состоится в этом году. Далее на конференции высту­ пили представители береговых предприятий. справедливый норматив отчис­ лений от прибыли в госбюджет. Больше всего удивляет, что бас­ сейн вырабатывает сырья в 10 раз больше, чем потребляет комбинат, а сбои в поставках, и особенно ассортимента, сво­ дят на нет планирование работ и их эффективную организа- цию< Если в 1981 году рыбокомби­ нат производил свыше 89 тыс. тонн пищевой рыбной продук­ ции, то по проекту плана па 1990 год коллективу намечают выпуск около GO тыс. тонн. Непрогнозируемые изменения в ассортименте сырья приводят к повышению трудоемкости', снижению объемов выпуска пи­ щевой продукции, затоварива­ нию складских помещений. В настоящее время идет процесс оттока рабочих. За годы разви­ тия рыбокомбината значительно изменились условия труда ры- бообработчиц. появились меха­ низмы и даже линии, но интен­ сивность, тяжесть и непрестиж­ ность труда, наличие вредных производственных факторов остались.. Чтобы компенсиро­ вать Эти отрицательные факто­ ры, должен быть заработок по­ больше: заработная плата рабо­ чих на комбинате без полярных надбавок в 1988 году состави­ ла 180 рублей .• Сдерживает развитие произ­ водства комбината и отсутствие необходимых денежных средств па техперевооружение. Техни­ ческое состояние основных средств требует реконструкции и обновления. Ряд производст­ венных зданий имеет изпоо 70 процентов. Уже много лет работницы ждут универсальную рыбораз­ делочную технику. Появились опытные образцы, которые 8 большей мере стоят, чем совер­ шенствуются. Для всех пород рыб наши конструкторы, кроме женских рук и ножа, ничего предложить не могут« Решение жилищной пробле­ мы: очередь в 1,5 тыс. чело­ век резко уменьшает оптимизм и веру в решение программы социального развития на комби­ нате. Особо подчеркнула выступаю­ щая проблему экологии Коль­ ского залива, Баренцева моря it предложила создать отрасле­ вой экологический центр, кото­ рый за счет централизованных средств отрасли должен образо­ вать банк данных 0 количест­ венном й качественном составе производственных стоков по всем производствам П процес­ сам, запяться разработкой эф ­ фективных технологий обработ­ ки стоков. ЩШ. Н. Ф. ХУДЯКОВ, начальник станочного участка цеха № 1 объединения «Мурманская су­ доверфь» в своем выступлении отметил основные беды судо­ ремонтного производства: здесь и низкая механизация, и плохое снабжение (а отсюда — и постоянные авралы). 70 про­ центов имеющегося оборудова­ т ь подлежит списанию — это одна из причин качества судо­ ремонта. Лемало времени в своем вы­ ступлении представитель судо­ верфи уделил социальному по­ ложению своих коллег. Напри­ мер. в очереди на получение жилья почти две е половиной тысячи человек из 7500 работ­ ников. Очень плохо и с путевка­ ми в санатории, дома отдыха. Все это, конечно же, не способ­ ствует эффективности производ­ ства. обслуживающего технику Северного бассейна. На этом конференция решила прекратить прения по первому вопросу. ■ Е. Б. ЗЫКОВА , экономист Мурманского рыбокомбината, в частности, сказала: рабочие и специалисты комбината хоро­ шо представляют перспективу развития одного из главных производств нашего бассейна. Есть и силы, с которыми мож­ но развиваться. Но попытки выйги из застарелых пут в на- Э&ящее время упираются в не- рыбный м у рм ан Далее на вопросы делегатов подробно ответили председатель Мурманского горисполкома Н. И. Бережной и заместитель минист­ ра рыбного хозяйства СССР Н. И. Лысенко. ♦ Во второй половине дня 29 июня делегаты конференции обсудили различные варианты предлагаемых структур управ­ ления бассейном. ♦ Первым по этому вопросу выступил Я. Г. БУЛКОВСКИИ, началь­ ник промраиона. Удаление промысла вскрыло диспропорцию между добываю­ щими и транспортным флота­ ми. Это сегодня является ос­ новным тормозом в работе. Времена диктата системы- ВРПО. которая за время своего существования не смогла ре­ шить основных экономических, социальных и других проблем бассейна, прошли. После ее краха министерство волевым решением, вопреки предложени­ ям флотов, сменило вывеску на БПО. таким образом оставив прежний генералитет, оставив ему все рычаги финансового и административного управления. Структура БПО еще боль­ ше, чем ВРПО, проявила свою несостоятельность в управлении в условиях самофинансирова­ ния предприятий, она обнажила ту несправедливость к добываю­ щим флотам, которая десяти­ летиями скрывалась централизо­ ванным финансовым управлени­ ем. Моряки ощутили свое нищен­ ство при этой системе. Одной из причин " является отсутствие механизма финансо­ вых взаимоотношений между добывающими флотами и об­ служивающими предприятиями. Они установлены таким обра­ зом, что флоты, несмотря на все потуги, не имеют даже средств для выплаты заработ­ ной платы экипажам, а другие в рамках БПО имеют прибыль. Чем же руководствовались продолжительное время мини­ стерство. ВРПО, БПО. что к такому развалу привели флоты? Вправе ли мы, промыслови­ ки, доверять свою судьбу ны­ нешнему аппарату Министерст­ ва рыбного хозяйства. БПО? Нас, флотских руководите­ лей. аппаратчики БПО обвиняют в том. что мы не умеем руко­ водить флотами, не умеем ве­ сти расстановку судов в море, не знаем, где, когда и как ло­ вить рыбу, и, дескать, не смо­ жем без их контролеров выпу­ скать качественную рыбопро­ дукцию* Так почему же бывшие В РП б , сегодняшние БПО, это­ го HS сделали, когда флотам не позволяли ни один БМРТ использовать без указки — где, что, когда ловить? А вот еще проблема.- В г. Мурманске работников рыбного Хозяйства (вместе с семьями) более половины. В бюджет го­ рода флоты отчисляют основ­ ную Долю, а наше представи­ тельство в Советах районов, го­ рода, области — единицы. в некоторых и того нет. Немало­ важную роль это играет при ре­ шении наших производственных, социально-экономических, бы­ товых задач: работников рыбной отрасли некому защищать. При предстоящей избирательной кам­ пании нам, рыбакам, предста­ вительство в Советах необходи­ мо пересмотреть. В сегодняшних экономических условиях флоты существовать не могут, мы потеряем лучшие кадры *по причине неплатеже­ способности. И на промысле флоты не мо­ гут работать в полную силу из- за отсутствия транспортов для отправки выловленной рыбы, не хватает танкеров для снабжения судов топливом, Например, тра­ ловый флот в этом году уже по­ терял по этой причине 196 су- до-суток. И никто за это не не­ сет ответственности! Несмотря на то, что рыбные запасы ощутимо снижаются, планирование ведется по-преж­ нему от достигнутого: экипажи промысловых судов заставляют выдавать суточные задания вы­ лова рыбы в счет ремонта ме­ ханизмов. выгрузки и ожидания выгрузки, пополнения и ожида­ ния пополнения топливом, даже в счет жестоких штормов. Борьба за выполнение рейсо­ вых планов идет любой ценой, е нарушением техники безопас­ ности" и правил рыболовства. Продолжаем пищевую рыбу пе­ рерабатывать на муку. Приме­ ром подрыва рыбных запасов служит Баренцево море. Пози­ ция планирования МРХ вызы­ вает неуверенность в будущем рыбной отрасли. Для того чтобы остановить развал бассейна, мы. моряки, вынуждены были поднять воп­ рос о дальнейшей нашей судь­ бе. Структура БПО, как трех­ звенная система управления, требует ликвидации, и возника­ ет необходимость перехода на двухзвениую систему. Необходи­ мо* выбрать такую, которая бы экономически удовлетворяла на равных все предприятия рыбной отрасли, а ее эффективность позволяла бы на договорных на­ чалах всем одинаково разви­ ваться. Мы должны определиться и принять конференцией решение: какой системе придать основное направление для дальнейшей ее разработки и внедрения на бас­ сейне. Инициативная группа плавсо­ става по подготовке бассейновой конференции предлагает: для разработки предложен­ ной конференцией структуры уп­ равления Северным бассейном создать рабочую комиссию, в со­ став которой должны войти представители плавсостава, эко­ номисты, юристы, медики, со­ циологи. специалисты предпри­ ятий рыбной отрасли, предста­ вители МРХ. Она должна р а з ­ работать систему, экономически обосновать и передать на рефе­ рендум коллективов для приня­ тия в действие (до 1 января 1990 года). Спросите, за какую систему управления бассейном лично я, скажу — за ассоциацию! Н. И. ДМИТРИЧЕНКОВД , главный бухгалтер БПО «Сев^ рыба», начала свое выступлю ние с критики существующей* ныне структуры управления, ней, считает она, масса протгй воречий. Процесс рассогласа* ванпости между предприятиям^ не способствует положительно? му конечному результату. Ест£ | ственпо, в целом на бассейн# экономическая эффективности производства от этого падае!^ Выступающая привела в своей речи несколько примеров^ Вспомнила хотя бы об одновре*' менно начавшейся путине COJifrf ди и путассу. Все набросились на сельдь, сказала она, а Когда? решили перейти на путассу, 0Н$ уже кончилась. Тем самым ПОД? черкивалась мысль О ТОМ, ЧТО' управлять необходимо таким о$Г разом, чтобы выбрать ваф КВод ту. не наваливаясь на одну пор} му рыбы, не принося ущерб! самому себе. Еще примерь) $ выступления: ставрида морска; нерентабельна, зато консервь{ из нее приносят 30 процентов рентабельности. Но рыбокомбщ нат предпочитает почему-то Лу*Й ше производить консервирован* ных цыплят. Примерно схожая ситуация и с крилем, Считав! выступающая, когда В СОРТ] произошло затоваривание* Каждый видит только CBoi интерес, а не общий: так, fpaY ловый флот имел на крйлй сравнительно большую экономий ческую эффективность, 3 баси сейн в целом — заметные потф* ри из-за простоев транспортов Не работают флотский кол­ лективы, убеждена выступай щая, и над улучшением accoj тимента. Траловый флот Ш н ь | т е разделывает рыбьЪ fteiCf <«Мурманрыбпром». Растут траты, растут противоречш между основным и вспомогу тельным производствами* Н8? пример, у судоверфи основные показатели — выпуск товарной продукции, но не ремонт с у д о ^ А "можно ли повысить эффе£< тивность производства или улу1Й* шить финансовые результату/ за счет изменения цен и тар*$ фов? Нет. считает выступакЗ* щая, а потому здесь на первый план выходит необходимость сФ здания объединенного флота, затем и фирмы «Север», kotqv рая позволит устранить сущесй вующие сегодня противоречий с помощью программно-целево.* го метода управления.- Далее была высказана мысл§ о том, • что лишь путем создав ния «общего котла», объединен* ного интереса можно решитф проблемы, характерные Длд всех предприятий. Н априм ер на флотах имеется амортизащ£ онный фонд, за счет которог^ можно технически перевоору* жить хотя бы тарный комбинат* реконструировать пансиона^ «Рыбак Заполярья» или nnQ* нерский лагерь «Северное Син« ние». Сейчас, сказала выступ пающая, мы этого сделать н£ можем, так как средства распы* лены по предприятиям. ИменндК поэтому, считает она, надо объ* едпияться. Только такая струя(« тура позволит работать на ко* нечиый • результат.; Причем, удастся значительно сократит^ и аппарат управления — снача* ла до 700, а потом — до 150—* 200 человек. Новая структура, сказала 9 заключение выступающая, по* зволит- создать, например, areifc тирующую фирму, которая ста** нет больше заботиться о рыба* ке, поскольку возьмет на себя обязанности обеспечения плав­ состава путевками в до'ма отды« ха, билетами в кино и тА д, В. Ф. КОРЕЛЬСКИИ , заместитель генерального ди­ ректора БПО «Севрыба». Для целостности изложения напомню, что рыбохозяйствен­ ный комплекс Северного бассей­ на объединяет 21 предприятие, на которых работают около 77 тысяч человек. За год они про­ изводят продукции почти на (Продолжение на 12-й стр.) 7 июля 1989года Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz