Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.

/ о С бассейновой конференции рыбаков. Выступления S прениях ( Продолжение . Нач. на 0-й стр.) *' — на предприятиях Минобо­ роны СССР, в связи с проводи­ мой конверсией, — 10 млн. руб.* — в Финляндии — 10 млн. руб.; — в Югославии — увели­ чить лимит Минрыбхозу СССР fca 5 млн. руб.. с выделением jio Северному бассейну. Восьмое. Есть необходимость направить на стажировку на иностранные суда (Японии. Норвегии и др. стран) совет­ ских капитанов для получения консультаций по вопросам ор­ ганизации производства и су­ ровой службы, автоматизации Судовождения. Девятое. Пред­ лагаю считать нашу бассейно­ вую конференцию началом де­ монтажа административно-бюро­ кратической системы и началом Ьоворота экономики лицом к рыбаку, началом удовлетворе­ ния экономических, социальных ji просто человеческих потреб­ ностей. Е. Б . КОМАРОВ, секретарь обкома КПСС Сегодня мы прямо и откро­ венно должны сказать, что тер­ пение моряков из-за неудовлет­ ворительного решения многих Социальных проблем, и особен­ но жилищной, иссякло. И это понятно. Ведь при существую­ щих темпах жилищного строи­ тельства программное требова­ ние партии — к двухтысячному Згоду каждую семью обеспечить ^вартирой или отдельным до­ мом в отрасли, на Мурмане, выполнено не будет. . Справедливы требования Плавсостава о доплате за рабо­ ту 6 ночные и вечерние смены. Тем более что по этому пово­ ду уже имеется соответствую­ щее постановление правительст­ ва, которое нужно лишь выпол­ нять. Обком КПСС считает пра­ вомерной постановку вопросов, касающихся улучшения условий £ охраны труда, режима рабо­ чего времени и отдыха. Люди, работающие в экстремальных условиях, длительное время оторванные от родных и близ­ ких, лишенные в силу специфи­ ки своей работы многих земных •радостей, должны чувствовать о £ебе заботу. С сожалением приходится констатировать тот факт, что в массе проблем аграрного секто­ ра экономики страны проблемы рыбной промышленности теря­ ются. Складывается такое впе­ чатление, что отрасль забыта правительством. О ее пробле­ мах нигде и никогда не гово­ рится. И это несмотря на то, что в общем балансе страны около четверти всего животного белка получают из биологиче­ ских ресурсов моря. Обком КПСС никогда не ухо­ дил от рыбацких проблем. Вот и теперь все просьбы, требова­ ния моряков, изложенные в ра­ диограммах, обобщены и на­ правлены в соответствующие инстанции. Первый секретарь обкома КПСС т. Балагуров был на приеме у председателя Сове­ та Министров СССР т. Рыжко­ ва, информированы и секрета­ ри ЦК КПСС. Только в прошлом году не­ додано пищевой продукции око­ ло 130 тысяч тонн. Сорваны 7 июля 1989 года договорные обязательства по поставкам практически всеми регионами страны. Трудовые коллективы не соглашаются с государственным заказом, берут значительно ниже предложенно­ го Минрыбхозом СССР. Так, на текущий год запланировано уменьшение вылова на ] 04 ты ­ сячи тонн, производства пище­ вой продукции, включая консер­ вы, на 91 тысячу тонн. Анало­ гично был сформирован и план первого полугодия. Но и в этом случае по -многим показателям он оказался невыполненным. Задолженность по поставкам до­ стигла 50 тысяч тонн. Не луч­ ше положение ожидается и в следующем году. Какой же выход?. Он изве­ стен — необходимы4модерниза­ ция судов и замена технологи­ ческого оборудования с тем, чтобы полностью уйти от реа­ лизации рыбы кругляком и пе­ рейти к углубленной ее перера­ ботке. Одновременно с этим разрабатывать новые проекты судов. В этой • связи обком КПСС поддерживает просьбы делегатов конференции о необ­ ходимости финансовой помощи на уровне правительства для модернизации флотов и строи­ тельства новых судов. В какой форме эта помощь будет ока­ зана, несущественно. Наряду с этим обком КПСС считает, что в вопросах финан­ сового оздоровления рыбопро­ мысловых флотов имеется нема­ ло неиспользованных резервов. Нужно создать так называемый противозатратный механизм, по­ ложить конец вынужденным простоям, потерям в большом и малом. Для иллюстрации не­ сколько примеров. Большинству присутствующих известна проб­ лема сбыта сардины. В основе своей она реализуется по цене мелочи третьей группы. Флоты несут большие финансовые по­ терн. Их бы не было, если бы рыбокомбинат смог перераба­ тывать и реализовывать ее в банке овальной формы. Именно в такой таре сбыт за границей неограничен. Или давайте по­ смотрим, как продается кревет­ ка. Имея машины, но не желая их использовать, реализуем кре­ ветку в неочищенном виде по цене 700—900 долларов за тон­ ну, а если бы очистили на тех самых машинах, то цена воз­ росла бы от 1400 до 1800 дол­ ларов. Не лучше положение с пере­ работкой фарша. Рыбокомби­ нат отказывается. II чтобы най­ ти выход, промысловики разъ ­ езжают, как заправские купцы, предлагая свой товар на пере­ работку, и находят предприим­ чивых людей в Саратове, Сверд­ ловске, но только не в Мурман­ ске. Разве это по-хозяйски? Ю. Т, ЛЕБЕДЕВ , электроме­ ханик тралового флота, начал свое выступление с вопросов: кто довел дело «до ручки»? кто понесет ответственность за все случившееся? И тут же предло­ жил выразить недоверие старо­ му составу ЦК профсоюза. Ведь, согласитесь, сказал вы­ ступающий, 16 часов рабочий день — это реальность. Далее он продолжил: когда мы перестанем писать друг на друга характеристики, похожие на доносы сталинских времен? Затем прозвучала мысль о том. что в каждом конкретном случае должна решать команда — нужен ли ей комиссар. В заключение выступающий обратился ко всему плавсоста­ ву с предложением: войти в Международный союз моряков, из которого были исключены в 1925 году. Когда с нож ей р ы б а ц к и х пенни С ним аю т там , где не ш то рм и т . А плавсостав седеет рано От отой ж и з н и о ка я н н о й . Начальство св е р х у , рыба с н и з у — Бредешь, к а к будто по ка р н и з у , П ро кляв моря и о кеаны . * л * У нас идею под хва тил и : Плавш таты р е з ко с о кр а ти л и — Без в с я к и х чудо -м ехани зм ов И вставив вот т а к у ю к л и зм у — П о туж е г а й к и з а к р у т и л и . Туда — под в ы г р у з к у . Обратно б с у т о к . — Ни рубля в ка рм а н . К а к в светлом буд ущ ем — бесплатно . Теперь все это входи т в план. Ночные — без э квивал е н та , Со всех п о л я р о к — алим ен ты , К в а р т и р к у — через 25. И т р е ти й рейс — по 75. В о з н и к н еш ь в бога, д у ха , сына . Тотчас ж е в зубы — обходной : <*Привет вам с к и с т о ч к о й , бамбино ! Борись, родной — за проходной ...» Ведь со кращ е н ье — способ мщ енья , И меньше стало во зм ущ ен ья . Расчет — и то г борьбы за гл а с н о с ть — В семье к о нф л и к т и «бесколбасность» . * * * Д удя т го р н и с ты п е р е с тр о й ки На за ви с ть д р у ж н о , гр ом ко , бой ко . Любой девиз — им не в об у зу : Что « э коном и ть э ко ном но» , Что «в море сеять к у к у р у з у » . Ю. М. МАЕВСКИИ, боцман НПО «Севрыбпонск», в своем выступлении обратил внимание делегатов на экологическую ка­ тастрофу Баренцева .моря, го­ ворил о традиционных бюрокра­ тических проволочках админи­ стративного аппарата — расска­ зал о собрании коллективов су­ дов «Севрыбпоиска», на кото­ ром моряки поставили ряд во­ просов, так и оставшихся без ответов. Особо, заметил выступающий, надо обеспечить надежную за ­ щиту всем инициаторам, деле­ гатам конференции, кто вполне может быть притеснен или под­ вергнут гонениям. С трибуны прозвучало пред­ ложение: созвать 2-й Съезд ры­ баков Мурмана (первый состо­ ялся в 1921 году). В. С. ЗОТОВ, рефмашинист тралового флота Крик с океана, усиленный инициативной группой, услы­ шан. Не останавливаться, кру­ шить стену бездушия бюрокра­ тов. Выпущенный пар не толь­ ко должен издать гудок, нО И сдвинуть ржавые колеса адми­ нистративного хозяйствования. Притча об ангеле при рож­ дении рыбака. Была идея гл уб о ка : П усть ры б о т е х н и к а на судне Зам е ни т тр у д р у ч н о й и н у д ны й В с у р о вы х б уд н я х м ор я ка . И с н и з и в т а к тр у д о за тр а ты , Д а ть э к и п а ж а м с полным правом Самим реш а ть вопрос о ш та та х С уче том ры бы , пром кв а д р а то в . По-деловому, смело, здраво , Плюс — н а с то ящ и й хо зра сче т , Свобода р ы н к а , цен и лова. Соленый р убль сам сметет С р ы б а ц ко й шеи пусто словов . В ко н ц е ко н ц о в пора поня ть : У р о к и с то р и и — прим ер ом . Что т о л к у би ть и п о го н я т ь Рабов, п р и к о в а н н ы х к галерам? $ ц е п я х и н с т р у к ц и й и п р и к а з о в С пи н ны м мозгом вним аеш ь ф ра зу : «Мы — не рабы . Рабы -** не мы» В п р о га р н ы х рей са х то й зим ы . За х в о с т и к ры бы мер твой Х ва т кой , Не зам очи в ни но г, н и брю н , С у ю т н ы х кресел без у н р а д ки Вцепилось с то л ь ко л и ш н и х р у к . О тсюда — ни зние р а с ц е н ки , Соцсправедливости л им и т , В. С. ГРОМОЗДОВ, старшин электромеханик БПО «Севрыба» Я представляю экипаж учеб­ но-транспортного судна «Борис Сафонов», но думаю, что про­ блемы учебно-производственного процесса, прохождения практи­ ки курсантами морских училищ на всех учебных судах одинако­ вы. Плавательная практика на учебных и учебно-производст­ венных судах является неотъем­ лемой частью процесса подго­ товки специалистов для флота и предприятий рыбной промыш­ ленности СССР, Поэтому по­ стоянный состав экипажа учеб­ ных судов должен комплекто­ ваться из наиболее опытных, квалифицированных специали­ стов командного и рядового со­ става, хорошо зарекомендовав­ ших себя на производстве, обла­ дающих политическими, дело­ выми й моральными качества­ ми, необходимыми для обучения и воспитания практикантов* Что же мы имеем на самом деле? На самом деле на учеб­ ных судах ходят молодые и слишком малоопытные специа­ листы. И не только молодые, но и проштрафившиеся, и суди­ мые, которых присылают к нам на исправление. Спрашивается, кому же мы доверяем воспита­ ние нашей подрастающей сме­ ны? На флоте, конечно, много хо­ роших специалистов, которые могли бы принести пользу на учебном судне, но они любыми путями стараются к нам не по­ пасть, а если уж и попадут, в ближайшее время пытаются списаться. Согласитесь, подне­ вольный — этб уже не работ­ ник и тем более — не воспи­ татель. По-человечески их мож­ но понять. В настоящее время никакой доплаты за обучение курсантов не производят, счи­ тают, что снижение норм выра­ ботки все компенсирует. Но за­ работки низкие, а ответствен­ ность большая. Неудовлетворен­ ность и в бытовом плане, да к тому же — заходы в иностран­ ные порты планируются очень редко из-за невизировапного экипажа. Поэтому постоянный, хороший экипаж не держится. Думаю, необходимо лицам, участвующим в учебном процес­ се, предоставлять отпуска, как и преподавательскому составу, т. е. 66 дней. Чтобы заинтере­ совать экипаж работать посто­ янно на учебных судах, * при­ влечь и закрепить лучшие кад­ ры флота, нужна оплата чеками ВТБ (33%) за все время рабо­ ты вне территориальных вод СССР, а оклады увеличить все­ му составу учебного судна на 10 процентов. Кроме того, наш экипаж предлагает: вернуть рыбакам Севера право уходить на пен­ сию в 50 лет, естественно, при морском стаже, к примеру, 15 лет (это право было у рыбаков Севера до 1954 года); ввести на флоте пятидневку; установить на переходах морской коэффи­ циент по районам плавания; n.;jg тить 33 процента валюты или чеков ВТБ на всех судах, на­ ходящихся в море, независимо от заходов; оплату в ремонте производить из расчета 100 про­ центов оклада; ввести переатте­ стацию рядового и командного состава 1 раз в 3 года; упразд­ нить справки для главного и старшего механиков о нахожде­ нии их в М. О.; снять потолок на выплату полярных надбавок или значительно увеличить его; рабочий день моряков дол­ жен быть не более 8 часов, больше 8 часов — только ав­ ральные работы. Л еще — нам нужен посто­ янный орган, координирующий наши действия, отстаивающий права рыбаков и выходящий от нашего имени с предложениями на законодателей. Как известно, таким органом может быть профсоюз, но, увы. наш проф­ союз — это скорее всего про­ сто один нз управленческих от­ делов при администрации. Зна­ чит, необходим постоянно z j p - ствующий независимый коми­ тет. Или — стоит в срочном порядке переизбрать профкомы. И. И. ДУРАЧЕНКО, капитан Беломорской базы гослова Многие годы нам вы н уж .^ ^ но приходилось мириться с те­ ми невзгодами, с которыми ми­ рилось все население нашей страны. Более того, в трудное для народа время рыбаки даже имели ряд преимуществ и бы­ ли как бы привилегнрованны'м сословием. По рассказам старо­ жилов, в послевоенные годы рыбаки мосли позволить себе принести семье продукты пита­ ния, которыми не были обеспе­ чены береговые работники. Да и зарплата рыбака входила 6 пятерку самых высоких оплат. Это несмотря на то, что рейсы тогда были гораздо короче, сырьевая база лучше, а суда, хотя и менее благоустроенные, куда безопаснее для здоровья человека. В порту рыбака встре­ чали как кормильца, а не как мальчика для битья. Оплата труда была простая и понятная каждому. С годами страна становилась на ноги. Накормили голодных, в чем немалая заслуга рыбг^а. РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz