Рыбный Мурман. 1989 г. Июль.
/ о С бассейновой конференции рыбаков. Выступления S прениях ( Продолжение . Нач. на 0-й стр.) *' — на предприятиях Минобо роны СССР, в связи с проводи мой конверсией, — 10 млн. руб.* — в Финляндии — 10 млн. руб.; — в Югославии — увели чить лимит Минрыбхозу СССР fca 5 млн. руб.. с выделением jio Северному бассейну. Восьмое. Есть необходимость направить на стажировку на иностранные суда (Японии. Норвегии и др. стран) совет ских капитанов для получения консультаций по вопросам ор ганизации производства и су ровой службы, автоматизации Судовождения. Девятое. Пред лагаю считать нашу бассейно вую конференцию началом де монтажа административно-бюро кратической системы и началом Ьоворота экономики лицом к рыбаку, началом удовлетворе ния экономических, социальных ji просто человеческих потреб ностей. Е. Б . КОМАРОВ, секретарь обкома КПСС Сегодня мы прямо и откро венно должны сказать, что тер пение моряков из-за неудовлет ворительного решения многих Социальных проблем, и особен но жилищной, иссякло. И это понятно. Ведь при существую щих темпах жилищного строи тельства программное требова ние партии — к двухтысячному Згоду каждую семью обеспечить ^вартирой или отдельным до мом в отрасли, на Мурмане, выполнено не будет. . Справедливы требования Плавсостава о доплате за рабо ту 6 ночные и вечерние смены. Тем более что по этому пово ду уже имеется соответствую щее постановление правительст ва, которое нужно лишь выпол нять. Обком КПСС считает пра вомерной постановку вопросов, касающихся улучшения условий £ охраны труда, режима рабо чего времени и отдыха. Люди, работающие в экстремальных условиях, длительное время оторванные от родных и близ ких, лишенные в силу специфи ки своей работы многих земных •радостей, должны чувствовать о £ебе заботу. С сожалением приходится констатировать тот факт, что в массе проблем аграрного секто ра экономики страны проблемы рыбной промышленности теря ются. Складывается такое впе чатление, что отрасль забыта правительством. О ее пробле мах нигде и никогда не гово рится. И это несмотря на то, что в общем балансе страны около четверти всего животного белка получают из биологиче ских ресурсов моря. Обком КПСС никогда не ухо дил от рыбацких проблем. Вот и теперь все просьбы, требова ния моряков, изложенные в ра диограммах, обобщены и на правлены в соответствующие инстанции. Первый секретарь обкома КПСС т. Балагуров был на приеме у председателя Сове та Министров СССР т. Рыжко ва, информированы и секрета ри ЦК КПСС. Только в прошлом году не додано пищевой продукции око ло 130 тысяч тонн. Сорваны 7 июля 1989 года договорные обязательства по поставкам практически всеми регионами страны. Трудовые коллективы не соглашаются с государственным заказом, берут значительно ниже предложенно го Минрыбхозом СССР. Так, на текущий год запланировано уменьшение вылова на ] 04 ты сячи тонн, производства пище вой продукции, включая консер вы, на 91 тысячу тонн. Анало гично был сформирован и план первого полугодия. Но и в этом случае по -многим показателям он оказался невыполненным. Задолженность по поставкам до стигла 50 тысяч тонн. Не луч ше положение ожидается и в следующем году. Какой же выход?. Он изве стен — необходимы4модерниза ция судов и замена технологи ческого оборудования с тем, чтобы полностью уйти от реа лизации рыбы кругляком и пе рейти к углубленной ее перера ботке. Одновременно с этим разрабатывать новые проекты судов. В этой • связи обком КПСС поддерживает просьбы делегатов конференции о необ ходимости финансовой помощи на уровне правительства для модернизации флотов и строи тельства новых судов. В какой форме эта помощь будет ока зана, несущественно. Наряду с этим обком КПСС считает, что в вопросах финан сового оздоровления рыбопро мысловых флотов имеется нема ло неиспользованных резервов. Нужно создать так называемый противозатратный механизм, по ложить конец вынужденным простоям, потерям в большом и малом. Для иллюстрации не сколько примеров. Большинству присутствующих известна проб лема сбыта сардины. В основе своей она реализуется по цене мелочи третьей группы. Флоты несут большие финансовые по терн. Их бы не было, если бы рыбокомбинат смог перераба тывать и реализовывать ее в банке овальной формы. Именно в такой таре сбыт за границей неограничен. Или давайте по смотрим, как продается кревет ка. Имея машины, но не желая их использовать, реализуем кре ветку в неочищенном виде по цене 700—900 долларов за тон ну, а если бы очистили на тех самых машинах, то цена воз росла бы от 1400 до 1800 дол ларов. Не лучше положение с пере работкой фарша. Рыбокомби нат отказывается. II чтобы най ти выход, промысловики разъ езжают, как заправские купцы, предлагая свой товар на пере работку, и находят предприим чивых людей в Саратове, Сверд ловске, но только не в Мурман ске. Разве это по-хозяйски? Ю. Т, ЛЕБЕДЕВ , электроме ханик тралового флота, начал свое выступление с вопросов: кто довел дело «до ручки»? кто понесет ответственность за все случившееся? И тут же предло жил выразить недоверие старо му составу ЦК профсоюза. Ведь, согласитесь, сказал вы ступающий, 16 часов рабочий день — это реальность. Далее он продолжил: когда мы перестанем писать друг на друга характеристики, похожие на доносы сталинских времен? Затем прозвучала мысль о том. что в каждом конкретном случае должна решать команда — нужен ли ей комиссар. В заключение выступающий обратился ко всему плавсоста ву с предложением: войти в Международный союз моряков, из которого были исключены в 1925 году. Когда с нож ей р ы б а ц к и х пенни С ним аю т там , где не ш то рм и т . А плавсостав седеет рано От отой ж и з н и о ка я н н о й . Начальство св е р х у , рыба с н и з у — Бредешь, к а к будто по ка р н и з у , П ро кляв моря и о кеаны . * л * У нас идею под хва тил и : Плавш таты р е з ко с о кр а ти л и — Без в с я к и х чудо -м ехани зм ов И вставив вот т а к у ю к л и зм у — П о туж е г а й к и з а к р у т и л и . Туда — под в ы г р у з к у . Обратно б с у т о к . — Ни рубля в ка рм а н . К а к в светлом буд ущ ем — бесплатно . Теперь все это входи т в план. Ночные — без э квивал е н та , Со всех п о л я р о к — алим ен ты , К в а р т и р к у — через 25. И т р е ти й рейс — по 75. В о з н и к н еш ь в бога, д у ха , сына . Тотчас ж е в зубы — обходной : <*Привет вам с к и с т о ч к о й , бамбино ! Борись, родной — за проходной ...» Ведь со кращ е н ье — способ мщ енья , И меньше стало во зм ущ ен ья . Расчет — и то г борьбы за гл а с н о с ть — В семье к о нф л и к т и «бесколбасность» . * * * Д удя т го р н и с ты п е р е с тр о й ки На за ви с ть д р у ж н о , гр ом ко , бой ко . Любой девиз — им не в об у зу : Что « э коном и ть э ко ном но» , Что «в море сеять к у к у р у з у » . Ю. М. МАЕВСКИИ, боцман НПО «Севрыбпонск», в своем выступлении обратил внимание делегатов на экологическую ка тастрофу Баренцева .моря, го ворил о традиционных бюрокра тических проволочках админи стративного аппарата — расска зал о собрании коллективов су дов «Севрыбпоиска», на кото ром моряки поставили ряд во просов, так и оставшихся без ответов. Особо, заметил выступающий, надо обеспечить надежную за щиту всем инициаторам, деле гатам конференции, кто вполне может быть притеснен или под вергнут гонениям. С трибуны прозвучало пред ложение: созвать 2-й Съезд ры баков Мурмана (первый состо ялся в 1921 году). В. С. ЗОТОВ, рефмашинист тралового флота Крик с океана, усиленный инициативной группой, услы шан. Не останавливаться, кру шить стену бездушия бюрокра тов. Выпущенный пар не толь ко должен издать гудок, нО И сдвинуть ржавые колеса адми нистративного хозяйствования. Притча об ангеле при рож дении рыбака. Была идея гл уб о ка : П усть ры б о т е х н и к а на судне Зам е ни т тр у д р у ч н о й и н у д ны й В с у р о вы х б уд н я х м ор я ка . И с н и з и в т а к тр у д о за тр а ты , Д а ть э к и п а ж а м с полным правом Самим реш а ть вопрос о ш та та х С уче том ры бы , пром кв а д р а то в . По-деловому, смело, здраво , Плюс — н а с то ящ и й хо зра сче т , Свобода р ы н к а , цен и лова. Соленый р убль сам сметет С р ы б а ц ко й шеи пусто словов . В ко н ц е ко н ц о в пора поня ть : У р о к и с то р и и — прим ер ом . Что т о л к у би ть и п о го н я т ь Рабов, п р и к о в а н н ы х к галерам? $ ц е п я х и н с т р у к ц и й и п р и к а з о в С пи н ны м мозгом вним аеш ь ф ра зу : «Мы — не рабы . Рабы -** не мы» В п р о га р н ы х рей са х то й зим ы . За х в о с т и к ры бы мер твой Х ва т кой , Не зам очи в ни но г, н и брю н , С у ю т н ы х кресел без у н р а д ки Вцепилось с то л ь ко л и ш н и х р у к . О тсюда — ни зние р а с ц е н ки , Соцсправедливости л им и т , В. С. ГРОМОЗДОВ, старшин электромеханик БПО «Севрыба» Я представляю экипаж учеб но-транспортного судна «Борис Сафонов», но думаю, что про блемы учебно-производственного процесса, прохождения практи ки курсантами морских училищ на всех учебных судах одинако вы. Плавательная практика на учебных и учебно-производст венных судах является неотъем лемой частью процесса подго товки специалистов для флота и предприятий рыбной промыш ленности СССР, Поэтому по стоянный состав экипажа учеб ных судов должен комплекто ваться из наиболее опытных, квалифицированных специали стов командного и рядового со става, хорошо зарекомендовав ших себя на производстве, обла дающих политическими, дело выми й моральными качества ми, необходимыми для обучения и воспитания практикантов* Что же мы имеем на самом деле? На самом деле на учеб ных судах ходят молодые и слишком малоопытные специа листы. И не только молодые, но и проштрафившиеся, и суди мые, которых присылают к нам на исправление. Спрашивается, кому же мы доверяем воспита ние нашей подрастающей сме ны? На флоте, конечно, много хо роших специалистов, которые могли бы принести пользу на учебном судне, но они любыми путями стараются к нам не по пасть, а если уж и попадут, в ближайшее время пытаются списаться. Согласитесь, подне вольный — этб уже не работ ник и тем более — не воспи татель. По-человечески их мож но понять. В настоящее время никакой доплаты за обучение курсантов не производят, счи тают, что снижение норм выра ботки все компенсирует. Но за работки низкие, а ответствен ность большая. Неудовлетворен ность и в бытовом плане, да к тому же — заходы в иностран ные порты планируются очень редко из-за невизировапного экипажа. Поэтому постоянный, хороший экипаж не держится. Думаю, необходимо лицам, участвующим в учебном процес се, предоставлять отпуска, как и преподавательскому составу, т. е. 66 дней. Чтобы заинтере совать экипаж работать посто янно на учебных судах, * при влечь и закрепить лучшие кад ры флота, нужна оплата чеками ВТБ (33%) за все время рабо ты вне территориальных вод СССР, а оклады увеличить все му составу учебного судна на 10 процентов. Кроме того, наш экипаж предлагает: вернуть рыбакам Севера право уходить на пен сию в 50 лет, естественно, при морском стаже, к примеру, 15 лет (это право было у рыбаков Севера до 1954 года); ввести на флоте пятидневку; установить на переходах морской коэффи циент по районам плавания; n.;jg тить 33 процента валюты или чеков ВТБ на всех судах, на ходящихся в море, независимо от заходов; оплату в ремонте производить из расчета 100 про центов оклада; ввести переатте стацию рядового и командного состава 1 раз в 3 года; упразд нить справки для главного и старшего механиков о нахожде нии их в М. О.; снять потолок на выплату полярных надбавок или значительно увеличить его; рабочий день моряков дол жен быть не более 8 часов, больше 8 часов — только ав ральные работы. Л еще — нам нужен посто янный орган, координирующий наши действия, отстаивающий права рыбаков и выходящий от нашего имени с предложениями на законодателей. Как известно, таким органом может быть профсоюз, но, увы. наш проф союз — это скорее всего про сто один нз управленческих от делов при администрации. Зна чит, необходим постоянно z j p - ствующий независимый коми тет. Или — стоит в срочном порядке переизбрать профкомы. И. И. ДУРАЧЕНКО, капитан Беломорской базы гослова Многие годы нам вы н уж .^ ^ но приходилось мириться с те ми невзгодами, с которыми ми рилось все население нашей страны. Более того, в трудное для народа время рыбаки даже имели ряд преимуществ и бы ли как бы привилегнрованны'м сословием. По рассказам старо жилов, в послевоенные годы рыбаки мосли позволить себе принести семье продукты пита ния, которыми не были обеспе чены береговые работники. Да и зарплата рыбака входила 6 пятерку самых высоких оплат. Это несмотря на то, что рейсы тогда были гораздо короче, сырьевая база лучше, а суда, хотя и менее благоустроенные, куда безопаснее для здоровья человека. В порту рыбака встре чали как кормильца, а не как мальчика для битья. Оплата труда была простая и понятная каждому. С годами страна становилась на ноги. Накормили голодных, в чем немалая заслуга рыбг^а. РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz