Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
F В ЕСЬ ТИРАЖ сборника пришлось из киосков изъять — первое «публич ное» .мероприятие «Информ- сервиса» потерпело фиаско. Если уж быть до конца честной, то, думаю, можно сказать, что это фиаско бы ло запрограммировано. При чем. самими кооператорами, хотя для них оно и явилось холодным дождем посреди жаркого летнего дня... Пред определенность была если не в самой идее, то уж в под ходе к ее реализации — со вершенно точно! Ну скажите, как пускать ся в столь рискованное предприятие — выпуск сборника «Список коопера тивов», если нет ни опыта издательской деятельности, ии навыков редактирования, ни рекламных идей... Конечно, время подгоня ло: очень хотелось поскорее доказать свою дееспособ ность. солидность, предпри имчивость... Срочно достали бумагу (этакий дефицит, а ведь удалось же! Эта пер вая победа, думаю, и лиши ла ребят чувства реально сти); заключили договор с типографией (здесь их рас кусили сразу и заломилц тройную цену, что, считаю, и поделом: прежде, чем сту пать в бурный поток пред принимательства, стоит, оче видно, изучить рельеф дна, чтоб не увязнуть по уши в иле или не 'нахлебаться мут ной водицы на быстрине); быстро составили список и запустили в печать. Цена на первом сборнике значилась такая, что над киосками «Союзпечати», где «Ин- формсервис» пытался реа лизовать брошюру. парил восхищенный свист. Те, кто свистеть не умели, я в их числе, — просто говорили «ого». А что еще можно было сказать, перевернув тоненькую синенькую кни жицу и узрев на н е й ц е н у — 3 рубля?.. Хотя, разобравшись в де талях , с полным основанием можно было бы утверждать, что прибыли на сборнике кооператоры иметь не будут. Ну так то — разобравшись! Для массы же непосвящен ных цена этого списка стала еще одним очевидным дока зательством того, что «все кооператоры — рвачи»... Увы... Те же, кто все ж таки не пожалел денег, вскоре весь ма разочаровались: многие телефоны не соответствова ли действительности, адреса были неверными... Передо- верился «Информсервис» исполкомовским данным, не проверил их, и в результате вынужден был покорно скло нить перед гневным напором обманутых потребителей свою юную и малосмышле ную в коммерческих делах голову. Сборник из продажи изъ- г яли. И очень вовремя. По тому что покупатели одно временно бомбардировал^ недовольством и издателей, и продавцов, то есть, «Со юзпечать». От этих-то недо вольных в агентстве «Союз печать» и узнали, что ока зывается! в их киосках! про дается! кооперативная! книж ка... Словом, хорошо, что «Ин формсервис» вовремя рети ровался, иначе не миновать бы жалостливым киоскерам большого скандала. А коо ператорам, пожалуй, и штра фа... К чему я это рассказы ваю? К тому разве, чтоб злорадно поглумиться над неудачей кооператоров? Вот, дескать, вы хотели нас на дуть, а жизнь, она все рас ставила по местам и не да ла свершиться несправедли вости. Мораль сия проста, но ущербна: облапошивают нашего незадачливого по требителя сплошь и рядом, что госторговля, что инди видуалы, а возмездие не Кооперативы: шаг за шагом / очень спешит свершиться. Да и вряд ли «Информсер вис» сознательно стремился нас с вами обставить. Ну, маленько схитрили, вернее пытались. А первым делом, думаю, просто надеялись пройти начальный этап са моутверждения с наимень шими потерями. Криминала в таком стремлении не ви жу, однако самое узкое ме сто реки, по которому, • со кращая маршрут, ринулись вброд кооператоры, оказа лось и самым коварным. Да, так к чему я все же? К тому лишь, что успех лю бого дела невозможен без основательной подготовки, суммы знаний и опыта, то есть того, что все вместе называется понятным сло вом — профессионализм. И очень не правы те, кго счи тает, что кооператорам он ни к чему, достаточно, мол, предприимчивости. В самом деле, кто, скажите, из авто владельцев доверит ремонт своей машины, например, кондитеру, ни разу до того авто не касавшемуся? Ну а платье, впервые сшитое трактористом, вы надеть рискнете? радует, потому что только реальное осознание конку ренции (подчеркиваю: ре альное осознание) поможет нынешним кооперативам выйти из той клетки, в ко торую они сами себя запер ли, признав раз и навсегда свою исключительность. Правда, запоры сии весь ма условны. И недавно сво енравные «Синдик» и «Ин формсервис» вынуждены были впрямую вступить в борьбу: произошло событие, наглядно показавшее коопе раторам Мурмана силу кон куренции. На недавнем собрании ру ководителей кооперативов, которое проводил облиспол ком, после официальной ча сти вышел «Информсервис» и элегантно выложил весь свой арсенал услуг. Мол, пользуйтесь, пока мы есть. В то время, как информация переваривалась присутствую щими, сцену занял «Син дик». И сказав, что они мо гут все то же, что и преды дущие товарищи, но и еще многое сверх того, показал уже готовый бланк договора на помесячное (всего за де сятку) обеспечение инфор- («Синдик» — справки, ин формация, делопроизводст во, киновидеореклама). «Информсервис» может помочь выйти на любой коо ператив страны, пригласить нужного специалиста, забро нировать кооперативную го стиницу в других городах, устроить на работу или на учебу в школу менеджеров. И так далее, и тому подоб ное. То есть, «Информсервис» — готов стать тем самым посредником, которого нам подчас катастрофически не хватает. Приспичило мне, допустим, срочно выучить английский язык. Куда я пойду? Стану искать какие- нибудь курсы, то есть, ины ми словами, ступлю на про торенную тропу. А догадай ся я обратиться в «Информ сервис», и через пару дней мне предоставят ворох ин формации. И я узнаю, что язык можно выучить за год, месяц, и даже неделю. .Меня познакомят и с условиями обучения, и даже с разме ром оплаты. Конечно, глупо было бы думать, что все необходимые сведения ле жат в кооперативной копил- На второй волне Сапоги должен тачать са пожник, вот именно, иначе эта обувка станет сапогами всмятку... Только не поду майте, что от всех коопера торов я непременно требую диплома. Профессионализм, он ведь не в дипломе — в умении. Пренебрежение просты.лш этими истинами и вытолкнуло на кооператив ный рынок пошлую одежду, разовую обувь. халтурный ремонт квартир, никудыш ные программы для ЭВМ... И тот сборник «Информсер- виса», увы, тоже из этого же списка... Однако винить за него кооператоров я не хочу и не буду, потому что, во- первых, барыши на этой операции они нажить и не пытались, а во-вторых, на деюсь, что казус со сборни ком стал добрым уроком. Однако вот что тревожит. Подобный же сборник под готовил к печати и другой кооператив-конкурент — «Синдик». Причем, подгото вил, пользуясь теми же ис точниками информации, те ми же принципами ее обра ботки. Не хочу предрекать краха этому предприятию, но опасения моц, призна юсь, весьма сильны. И, главным образом, потому, что «Синдик» абсолютно не учел уроков чужой ошиб ки. В чем тут дело? В не опытности? Наверное. Но все же весомей мне пред ставляется иная причина. Она — в нежелании при знать однотипный коопера тив за конкурента, а стало быть, и вступить с ним в серьезное соперничество. Что поделаешь, конку ренция — тоже товар на нашем общественном рынке новехонький. Какой там «признать, принять»... К нему еще перво-наперво привыкнуть надо! Пока же остается забавляться дежур ной фразой «они нам не конкуренты» и сопутствую щему ей одновременно вы сокомерному и отсутствую щему выражению лица. При чем, это характерно для мурманских кооперативов всех видов и калибров. И «Синдик» здесь абсолютно равнозначен «Нпформсер- вису». Конечно, это нисколько не мацией. «Заключайте с на ми договоры!» — этот при зыв «Синдика» потонул в грохоте стульев и ног.; Все наличные экземпляры до говоров были просто рас хватаны... Лично меня эта ситуация очень обрадовала: может, разозлятся, наконец, кон куренты друг на друга здо ровой продуктивной злостью, да и будут наперебой ста раться нам, потенциальным клиентам, понравиться? А может (ну эго уж со всем мечты!), и в борьбу за наше благорасположение вступят? Впрочем, почему мечты? Это я уж по при вычке расшаркалась в не возможности такого счастья. А на деле мы ведь непре менно должны к это.му прий ти, н именно благодаря коо перативам так называемой «второй волны», то есть тем, которые, хочется верить, явились всерьез и надолго. Одно из отличительных качеств этих артелей — стремление крепко поста вить на ноги свой коопера тив, и в конечном итоге, способствовать развитию кооперативного движения, а, стало быть, и подъему эко номики страны в целом. Поэтому кооператоры вто рой волны совершенно не спешат набить свой карман — цель не в том. В боль шинстве случаев какое-то время, подчас, довольно длительное, они не получа ют денег за работу в коопе ративе вообще. «Синдик» и «Информсервис» — из их числа. Знаю, что из людей, вку сивших прелести кооперации «первой волны», ее некаче- ственности и дороговизны, мало кто поверит в благо родство намерений «Ин- формсервиса», «Синдика» и им подобных. Ну и не надо. Жизнь ведь тем хороша, что реальности существуют в ней независимо от того, ве рим мы в них или нет... «Информсервис» и «Син дик» очень похожи по набо ру услуг. И тот и другой в основу деятельности поло жили снабжение информаци ей. Даже названия говорят сами за себя: «Информсер вис» — вполне откровенно, «Синдик» — аббревиатурно ке, вынь да пользуйся. Р а з добыть нужную информацию как можно в более полном объеме н в самый короткий срок — искусство. И это искусство — должно стать профессией «Информсерви- са». И как всякому искусству, этому нужно усердно учить ся. Ценность коммерческой информации, как известно, складывается из трех ком понентов: оперативности, полноты и достоверности. Каждый из трех имеет цен ность самостоятельную, но некачественность одного из них сводит действенность двух оставшихся к нулю. Су меют ли это понять в «Ин- формсервисе»? И смогут ли это понимание взять за не преложное правило? Мне бы очень хотелось сказать «да», тем самым успокоив и самое себя тоже. Однако не могу. Не потому, что не ве рю в серьезность творче ских сил этих молодых ре бят, а потому, что дело, ко торое они для себя избрали, не только сложно и непри вычно, а еще и нетрадици онно. А уж коли так, то спроса на свои услуги — быстрого и всеохватного ждать не стоит. К тому, что эти услуги можно иметь, наш замороженный север ный народ надобно терпели во приучать... Без достаточ ного спроса, увы, невозмож на наработка квалификации. Кооператив ведь ни Госпла на. ни госзаказа не имеет. Поэтому на сегодняшний день самым продуктивным и прибыльным направлени ем «Информсервиса» есть и остаются научно-технические разработки и разработки программного обеспечения. Здесь у них уже есть опре деленный авторитет, а зна чит, и перспективы. Например, если Арктиче ская морская инженерно геологическая экспедиция (АМИГЭ) свой первый до говор с «Информсервнсом» подписывала с некоторой опаской, то второй — про сто с удовольствием. А между двумя этими собы тиями был блестяще выпол ненный заказ АМИГЭ, ког да кооператоры за три дня «прокачали» множество спе циалистов по наладке компь ютеров (речь шла о ремонте одной из самых сложных ЭВМ. которая досталась АМИГЭ вместе с закуплен ным судном в совершенно металлоломном состоянии); нашли необходимого, дого ворились. доставили из Ри ги в Мурманск и тут же от правили в море. Если прикинуть, сколько времени потребовалось бы АМИГЭ на эти поиски, пой ди она традиционным пу тем... Полгода были бы ре кордом. ей-ей! А тут — 3 дня... Думаю, можно обой тись без комментария. <Синдик» к ЭВМ отноше ния не имеет. У «Синдика» профилирующее направле ние другое — киновидеорек лама. Заказов — не сказать, чтоб уйма, но достаточно. Делают ролики профессио налы. а это уже гарантия успеха. Несколько роликов позволили рассчитаться со ссудой и получать чистую прибыль. Как и у «Информ сервиса», заказы пошли по сле того, как кооператоры показали «товар лицом». Только-только наработали навыки, набрали портфель заказов и вдруг... Постанов ление Совмина от 29 декаб ря, запретившее производст во киновидеопродукции... Без всякого обсуждения, да же без объявления в цент ральной прессе и радио... Верховный Совет СССР при нял Закон о кооперативах, а Совмин поправил его? «Синдик» (и я вместе с ним) никак не можем по нять, чем вызван столь об щий запрет? Или у нас пе ренасыщен рекламный ры нок? Или мы вообще реши ли отменить рекламу? И как быть с теми договорами, ко торые уже заключены? Как раз в последние дни «Синдик» работал над боль шим заказом «Судоверфи». Что же теперь? Остается надеяться, что за постановлением после дует разъяснение... Хотя обидно за кооператоров, за тот же «Синдик», который делал до 29 декабря крайне важное дело. Обидно, пото му что делали это дело они честно. И не рвачествовали, не набивали карманы (рас ценки у артели были ниже государственных)... Обидно, потому что все равно брешь, которая образуется, если «Синдик» выйдет из игры, моментально заполнят дру гие — менее честные, менее профессиональные подполь ные жучки. И будут гнать халтуру по сногсшибатель ным цеиам...; Обидно и за «Информсер вис», которому это поста новление не позволит осу ществить множество планов. Они уже не смогут издавать свою газету, уже не органи зуют гастроли по стране мурманских рок-металлистов, уже не создадут культурно развлекательный центр... Этот внешний, вдруг про явившийся фактор коопера тивной жизни для меня лич но весьма и весьма огорчи телен. И конечно же, он серьезно помешает развитию кооперации. Но кроме этого, внешнего, объективно суще ствует еще и фактор внут ренний, заложенный внутри самих кооперативов второй волны. Он — в излишней осторожности, которая не избежно влечет за собой спад активности. Конечно, когда семь раз отмеришь — отрезать проще, но когда станешь отмерять раз два дцать, рука устанет и нож ницы могут пойти не туда... Нет, я не ратую за авантю ризм и шапкозакидательст во. Я лишь хочу сказать о том, что дорогу осилит иду щий. Н. НЕЧАЕВА. (Наш корр.) в в :-. РЫБНЫЙ мурман 3 февраля 1889 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz