Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.

F В ЕСЬ ТИРАЖ сборника пришлось из киосков изъять — первое «публич­ ное» .мероприятие «Информ- сервиса» потерпело фиаско. Если уж быть до конца честной, то, думаю, можно сказать, что это фиаско бы­ ло запрограммировано. При­ чем. самими кооператорами, хотя для них оно и явилось холодным дождем посреди жаркого летнего дня... Пред­ определенность была если не в самой идее, то уж в под­ ходе к ее реализации — со­ вершенно точно! Ну скажите, как пускать­ ся в столь рискованное предприятие — выпуск сборника «Список коопера­ тивов», если нет ни опыта издательской деятельности, ии навыков редактирования, ни рекламных идей... Конечно, время подгоня­ ло: очень хотелось поскорее доказать свою дееспособ­ ность. солидность, предпри­ имчивость... Срочно достали бумагу (этакий дефицит, а ведь удалось же! Эта пер­ вая победа, думаю, и лиши­ ла ребят чувства реально­ сти); заключили договор с типографией (здесь их рас­ кусили сразу и заломилц тройную цену, что, считаю, и поделом: прежде, чем сту­ пать в бурный поток пред­ принимательства, стоит, оче­ видно, изучить рельеф дна, чтоб не увязнуть по уши в иле или не 'нахлебаться мут­ ной водицы на быстрине); быстро составили список и запустили в печать. Цена на первом сборнике значилась такая, что над киосками «Союзпечати», где «Ин- формсервис» пытался реа­ лизовать брошюру. парил восхищенный свист. Те, кто свистеть не умели, я в их числе, — просто говорили «ого». А что еще можно было сказать, перевернув тоненькую синенькую кни­ жицу и узрев на н е й ц е н у — 3 рубля?.. Хотя, разобравшись в де­ талях , с полным основанием можно было бы утверждать, что прибыли на сборнике кооператоры иметь не будут. Ну так то — разобравшись! Для массы же непосвящен­ ных цена этого списка стала еще одним очевидным дока­ зательством того, что «все кооператоры — рвачи»... Увы... Те же, кто все ж таки не пожалел денег, вскоре весь­ ма разочаровались: многие телефоны не соответствова­ ли действительности, адреса были неверными... Передо- верился «Информсервис» исполкомовским данным, не проверил их, и в результате вынужден был покорно скло­ нить перед гневным напором обманутых потребителей свою юную и малосмышле­ ную в коммерческих делах голову. Сборник из продажи изъ- г яли. И очень вовремя. По­ тому что покупатели одно­ временно бомбардировал^ недовольством и издателей, и продавцов, то есть, «Со­ юзпечать». От этих-то недо­ вольных в агентстве «Союз­ печать» и узнали, что ока­ зывается! в их киосках! про­ дается! кооперативная! книж­ ка... Словом, хорошо, что «Ин­ формсервис» вовремя рети­ ровался, иначе не миновать бы жалостливым киоскерам большого скандала. А коо­ ператорам, пожалуй, и штра­ фа... К чему я это рассказы­ ваю? К тому разве, чтоб злорадно поглумиться над неудачей кооператоров? Вот, дескать, вы хотели нас на­ дуть, а жизнь, она все рас­ ставила по местам и не да­ ла свершиться несправедли­ вости. Мораль сия проста, но ущербна: облапошивают нашего незадачливого по­ требителя сплошь и рядом, что госторговля, что инди­ видуалы, а возмездие не Кооперативы: шаг за шагом / очень спешит свершиться. Да и вряд ли «Информсер­ вис» сознательно стремился нас с вами обставить. Ну, маленько схитрили, вернее пытались. А первым делом, думаю, просто надеялись пройти начальный этап са­ моутверждения с наимень­ шими потерями. Криминала в таком стремлении не ви­ жу, однако самое узкое ме­ сто реки, по которому, • со­ кращая маршрут, ринулись вброд кооператоры, оказа­ лось и самым коварным. Да, так к чему я все же? К тому лишь, что успех лю­ бого дела невозможен без основательной подготовки, суммы знаний и опыта, то есть того, что все вместе называется понятным сло­ вом — профессионализм. И очень не правы те, кго счи­ тает, что кооператорам он ни к чему, достаточно, мол, предприимчивости. В самом деле, кто, скажите, из авто­ владельцев доверит ремонт своей машины, например, кондитеру, ни разу до того авто не касавшемуся? Ну а платье, впервые сшитое трактористом, вы надеть рискнете? радует, потому что только реальное осознание конку­ ренции (подчеркиваю: ре­ альное осознание) поможет нынешним кооперативам выйти из той клетки, в ко­ торую они сами себя запер­ ли, признав раз и навсегда свою исключительность. Правда, запоры сии весь­ ма условны. И недавно сво­ енравные «Синдик» и «Ин­ формсервис» вынуждены были впрямую вступить в борьбу: произошло событие, наглядно показавшее коопе­ раторам Мурмана силу кон­ куренции. На недавнем собрании ру­ ководителей кооперативов, которое проводил облиспол­ ком, после официальной ча­ сти вышел «Информсервис» и элегантно выложил весь свой арсенал услуг. Мол, пользуйтесь, пока мы есть. В то время, как информация переваривалась присутствую­ щими, сцену занял «Син­ дик». И сказав, что они мо ­ гут все то же, что и преды­ дущие товарищи, но и еще многое сверх того, показал уже готовый бланк договора на помесячное (всего за де­ сятку) обеспечение инфор- («Синдик» — справки, ин­ формация, делопроизводст­ во, киновидеореклама). «Информсервис» может помочь выйти на любой коо­ ператив страны, пригласить нужного специалиста, забро­ нировать кооперативную го­ стиницу в других городах, устроить на работу или на учебу в школу менеджеров. И так далее, и тому подоб­ ное. То есть, «Информсервис» — готов стать тем самым посредником, которого нам подчас катастрофически не хватает. Приспичило мне, допустим, срочно выучить английский язык. Куда я пойду? Стану искать какие- нибудь курсы, то есть, ины­ ми словами, ступлю на про­ торенную тропу. А догадай­ ся я обратиться в «Информ­ сервис», и через пару дней мне предоставят ворох ин­ формации. И я узнаю, что язык можно выучить за год, месяц, и даже неделю. .Меня познакомят и с условиями обучения, и даже с разме­ ром оплаты. Конечно, глупо было бы думать, что все необходимые сведения ле­ жат в кооперативной копил- На второй волне Сапоги должен тачать са­ пожник, вот именно, иначе эта обувка станет сапогами всмятку... Только не поду­ майте, что от всех коопера­ торов я непременно требую диплома. Профессионализм, он ведь не в дипломе — в умении. Пренебрежение просты.лш этими истинами и вытолкнуло на кооператив­ ный рынок пошлую одежду, разовую обувь. халтурный ремонт квартир, никудыш­ ные программы для ЭВМ... И тот сборник «Информсер- виса», увы, тоже из этого же списка... Однако винить за него кооператоров я не хочу и не буду, потому что, во- первых, барыши на этой операции они нажить и не пытались, а во-вторых, на­ деюсь, что казус со сборни­ ком стал добрым уроком. Однако вот что тревожит. Подобный же сборник под­ готовил к печати и другой кооператив-конкурент — «Синдик». Причем, подгото­ вил, пользуясь теми же ис­ точниками информации, те­ ми же принципами ее обра­ ботки. Не хочу предрекать краха этому предприятию, но опасения моц, призна­ юсь, весьма сильны. И, главным образом, потому, что «Синдик» абсолютно не учел уроков чужой ошиб­ ки. В чем тут дело? В не­ опытности? Наверное. Но все же весомей мне пред­ ставляется иная причина. Она — в нежелании при­ знать однотипный коопера­ тив за конкурента, а стало быть, и вступить с ним в серьезное соперничество. Что поделаешь, конку­ ренция — тоже товар на нашем общественном рынке новехонький. Какой там «признать, принять»... К нему еще перво-наперво привыкнуть надо! Пока же остается забавляться дежур­ ной фразой «они нам не конкуренты» и сопутствую­ щему ей одновременно вы­ сокомерному и отсутствую­ щему выражению лица. При­ чем, это характерно для мурманских кооперативов всех видов и калибров. И «Синдик» здесь абсолютно равнозначен «Нпформсер- вису». Конечно, это нисколько не мацией. «Заключайте с на­ ми договоры!» — этот при­ зыв «Синдика» потонул в грохоте стульев и ног.; Все наличные экземпляры до­ говоров были просто рас­ хватаны... Лично меня эта ситуация очень обрадовала: может, разозлятся, наконец, кон­ куренты друг на друга здо­ ровой продуктивной злостью, да и будут наперебой ста­ раться нам, потенциальным клиентам, понравиться? А может (ну эго уж со­ всем мечты!), и в борьбу за наше благорасположение вступят? Впрочем, почему мечты? Это я уж по при­ вычке расшаркалась в не­ возможности такого счастья. А на деле мы ведь непре­ менно должны к это.му прий­ ти, н именно благодаря коо­ перативам так называемой «второй волны», то есть тем, которые, хочется верить, явились всерьез и надолго. Одно из отличительных качеств этих артелей — стремление крепко поста­ вить на ноги свой коопера­ тив, и в конечном итоге, способствовать развитию кооперативного движения, а, стало быть, и подъему эко­ номики страны в целом. Поэтому кооператоры вто­ рой волны совершенно не спешат набить свой карман — цель не в том. В боль­ шинстве случаев какое-то время, подчас, довольно длительное, они не получа­ ют денег за работу в коопе­ ративе вообще. «Синдик» и «Информсервис» — из их числа. Знаю, что из людей, вку­ сивших прелести кооперации «первой волны», ее некаче- ственности и дороговизны, мало кто поверит в благо­ родство намерений «Ин- формсервиса», «Синдика» и им подобных. Ну и не надо. Жизнь ведь тем хороша, что реальности существуют в ней независимо от того, ве­ рим мы в них или нет... «Информсервис» и «Син­ дик» очень похожи по набо­ ру услуг. И тот и другой в основу деятельности поло­ жили снабжение информаци­ ей. Даже названия говорят сами за себя: «Информсер­ вис» — вполне откровенно, «Синдик» — аббревиатурно ке, вынь да пользуйся. Р а з ­ добыть нужную информацию как можно в более полном объеме н в самый короткий срок — искусство. И это искусство — должно стать профессией «Информсерви- са». И как всякому искусству, этому нужно усердно учить­ ся. Ценность коммерческой информации, как известно, складывается из трех ком­ понентов: оперативности, полноты и достоверности. Каждый из трех имеет цен­ ность самостоятельную, но некачественность одного из них сводит действенность двух оставшихся к нулю. Су­ меют ли это понять в «Ин- формсервисе»? И смогут ли это понимание взять за не­ преложное правило? Мне бы очень хотелось сказать «да», тем самым успокоив и самое себя тоже. Однако не могу. Не потому, что не ве­ рю в серьезность творче­ ских сил этих молодых ре­ бят, а потому, что дело, ко­ торое они для себя избрали, не только сложно и непри­ вычно, а еще и нетрадици­ онно. А уж коли так, то спроса на свои услуги — быстрого и всеохватного ждать не стоит. К тому, что эти услуги можно иметь, наш замороженный север­ ный народ надобно терпели­ во приучать... Без достаточ­ ного спроса, увы, невозмож­ на наработка квалификации. Кооператив ведь ни Госпла­ на. ни госзаказа не имеет. Поэтому на сегодняшний день самым продуктивным и прибыльным направлени­ ем «Информсервиса» есть и остаются научно-технические разработки и разработки программного обеспечения. Здесь у них уже есть опре­ деленный авторитет, а зна­ чит, и перспективы. Например, если Арктиче­ ская морская инженерно­ геологическая экспедиция (АМИГЭ) свой первый до­ говор с «Информсервнсом» подписывала с некоторой опаской, то второй — про­ сто с удовольствием. А между двумя этими собы­ тиями был блестяще выпол­ ненный заказ АМИГЭ, ког­ да кооператоры за три дня «прокачали» множество спе­ циалистов по наладке компь­ ютеров (речь шла о ремонте одной из самых сложных ЭВМ. которая досталась АМИГЭ вместе с закуплен­ ным судном в совершенно металлоломном состоянии); нашли необходимого, дого­ ворились. доставили из Ри­ ги в Мурманск и тут же от­ правили в море. Если прикинуть, сколько времени потребовалось бы АМИГЭ на эти поиски, пой­ ди она традиционным пу­ тем... Полгода были бы ре­ кордом. ей-ей! А тут — 3 дня... Думаю, можно обой­ тись без комментария. <Синдик» к ЭВМ отноше­ ния не имеет. У «Синдика» профилирующее направле­ ние другое — киновидеорек­ лама. Заказов — не сказать, чтоб уйма, но достаточно. Делают ролики профессио­ налы. а это уже гарантия успеха. Несколько роликов позволили рассчитаться со ссудой и получать чистую прибыль. Как и у «Информ­ сервиса», заказы пошли по­ сле того, как кооператоры показали «товар лицом». Только-только наработали навыки, набрали портфель заказов и вдруг... Постанов­ ление Совмина от 29 декаб­ ря, запретившее производст­ во киновидеопродукции... Без всякого обсуждения, да­ же без объявления в цент­ ральной прессе и радио... Верховный Совет СССР при­ нял Закон о кооперативах, а Совмин поправил его? «Синдик» (и я вместе с ним) никак не можем по­ нять, чем вызван столь об­ щий запрет? Или у нас пе­ ренасыщен рекламный ры­ нок? Или мы вообще реши­ ли отменить рекламу? И как быть с теми договорами, ко­ торые уже заключены? Как раз в последние дни «Синдик» работал над боль­ шим заказом «Судоверфи». Что же теперь? Остается надеяться, что за постановлением после­ дует разъяснение... Хотя обидно за кооператоров, за тот же «Синдик», который делал до 29 декабря крайне важное дело. Обидно, пото­ му что делали это дело они честно. И не рвачествовали, не набивали карманы (рас­ ценки у артели были ниже государственных)... Обидно, потому что все равно брешь, которая образуется, если «Синдик» выйдет из игры, моментально заполнят дру­ гие — менее честные, менее профессиональные подполь­ ные жучки. И будут гнать халтуру по сногсшибатель­ ным цеиам...; Обидно и за «Информсер­ вис», которому это поста­ новление не позволит осу­ ществить множество планов. Они уже не смогут издавать свою газету, уже не органи­ зуют гастроли по стране мурманских рок-металлистов, уже не создадут культурно­ развлекательный центр... Этот внешний, вдруг про­ явившийся фактор коопера­ тивной жизни для меня лич­ но весьма и весьма огорчи­ телен. И конечно же, он серьезно помешает развитию кооперации. Но кроме этого, внешнего, объективно суще­ ствует еще и фактор внут­ ренний, заложенный внутри самих кооперативов второй волны. Он — в излишней осторожности, которая не­ избежно влечет за собой спад активности. Конечно, когда семь раз отмеришь — отрезать проще, но когда станешь отмерять раз два­ дцать, рука устанет и нож­ ницы могут пойти не туда... Нет, я не ратую за авантю­ ризм и шапкозакидательст­ во. Я лишь хочу сказать о том, что дорогу осилит иду­ щий. Н. НЕЧАЕВА. (Наш корр.) в в :-. РЫБНЫЙ мурман 3 февраля 1889 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz