Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
Творчество читателей В мохнатых тучах солнце гасло, И небо куталось в меха. И всем нам было видно ясно. Как ветер штормом набухал. Бьют волны в борт упругим телом, С размаху мечутся на бак, ▲ мы стоим за рыбоделом. С засохшей солью на губах. Утихнет шторм... На этом месте Наступит штиль, как тихий сон, И выйдет радуга-невеста, Обнимет крепко небосклон... Не слишком много здесь уюта, Авралы часты по ночам. С рассветом розовое утро Мы вновь поднимем на плечах. Я долго в рейсе не с тобою. Нет-нет и грусть придет порой. Но ты да море голубое — Не надо жизни мне другой! ★ ★ ★ Кажется , что город стал роднее ,. Выше он и шире стал в плечах. Это каждый, будучи на рейде, Возвратясь из рейса, отмечал. ...Берег близко. Вижу в синей дымке Впереди по курсу, напрямик: То ль маяк нам светится улыбкой, То ли пламя розовых гвоздик. Как расцвечиванья флаги реют На причалах женские платки. Тороплю я время. Поскорее б До твоей дотронуться руки! ★ * * Море так же упрямо, как прежде. Нас швыряет с волны — под откос. Эту тяжесть, ни больше ни меньше, Мы разделим — без слов и без слез. Ни к чему нам торжественно клясться: Одолеем, пройдем, покорим. Мы все спаяны узами братства По законам особым, морским. И уж если придется, то оба Мы беду переломим с тобой. Под рыбацкой спецовкою-робой Настоящий характер, мужской. Н. БУРОВ, старший механик БМРТ «Спут ник» Мурманского тралового7 флота. Точка зрения П ОХОЖЕ, зритель Мур манска испытывает к своему областному драмати ческому театру трогатель ный пиетет. В. как правило, заполненном зале большин ство составляют женщины, так что царящая элегант ность естественна, но и муж чины пребывают в костюмах (если не в форме), светлых, нередко белых рубашках и при галстуках. Столь почти тельное отношение к театру давно забыто в столице. Оправдывает ли уважение Мурманский областной? Ре пертуар его довольно разно образен. Среди неожиданно стей — экстравагантное на звание «Декамерон, ау!» на сюжеты новелл итальянско го Возрождения, выстроен ных режиссером 10. Черны шевым в броское зрелище. Несмотря на зазыватель- ность и некоторую претен циозность, спектакль при влекает азартом, резкими сопоставлениями. На сцене возникают уходящие вверх ступени, которые можно при нять и за часть пирамиды, и за нары. Скорее второе — на них лежат люди в полоса тых одеждах. Потом разли чаешь, что это белые трико, с многократно отпечатанным черной краской названием спектакля, но аналогия про зрачна. Фигуры в защитных рези новых плащах и противога зах катят по круговым рель сам вагонетку, останавлива ются перед люком посереди не сцены, сбрасывают груз — тряпичные куклы в тех же костюмах, что и артисты на ступенях. Снизу лопатой помогает человек, тоже в противогазе, освещенный красноватыми отблесками — ад? Крематорий? Между ним и «грузчиками» идет невнят ный — из-под противогазов — диалог, явно пародирую щий сцену Гамлета с могиль щиками... Смесь ужасающе трагического и язвительно издевательского определяет тональность постановки.; Впрочем, отдельные эпизо ды нуждаются в корректи ровке .— в отношении вкуса прежде всего. Провоз влюб ленных в позе мухинской скульптуры рабочего с кол хозницей отдает капустни ком, а сцена, когда набрасы вается гора ватников, кажет ся недостаточно тактичной — раны еще свежи. Пред ставляется, что и цветовая гамма обеднена, порой ак сессуары грешат приблизи тельностью. Но спектакль отвечает зрительской потреб ности смело глядеть в глаза нелицеприятной истине и одновременно дает возмож ность с помощью юмора, пусть интенсивно черного, сохранять присутствие духа. Н А СЕГОДНЯ одной из основных бед предста вляется отсутствие выра зительного внешнего обли ка спектаклей. В «Дальше... дальше... дальше!..» М. Ша трова оформление В. Меле- щенкова претендует на все властие и окончательность, закрывая споры, которые ведут между собой и с з а лом действующие лица. Мощ ная красная лента, обвиваю щая сцену и выплескиваю щаяся в зал, ряд квадрат ных плит-могил на авансце не, к которым в начале и в финале спектакля будут класть бутафорские цветы, — сочетание искусственно сти и фальши то п дело вторгается в происходящее, вызывая недоумение. Поче му, например, после моноло га Спиридоновой (которой Г. Серегина придает черты не только сильной личности, но и пленительную женствен ность) звучит романс о бело гвардейцах, во время кото рого еще и танцует группа женщин в обнимку с белы ми стульями... Однако лирическая но та, столкновение личных ин тересов с велениями исто рии — тема, четко уловлен ная режиссером В. Саранчу ком. В публицистическом спектакле внезапно возника ют щемящие мелодии: вели колепен дуэт-диалог Бухари на и Лариной (Е. Щербаков и И. Драпкина). подкупает попытка Крупской скрыть оскорбление. нанесенное Сталиным, — у актрисы М. Скоромниковой воспринимае мая потрясением. Возникает пульсирующий ритм, то сжимающий прост ранство, то раздвигающий Чаще на подмостках по беждает литературный театр, изредка взбадриваемый странными «находками» (вы свечивается портрет Павло ва, старушка-визитерша рас сыпается скелетом); среди нынешних многочисленных те атральных версий, игнориру ющих булгаковскую тонкость и • точность, мурманский ва риант не выделяется. П ОХОЖЕ, все недостатки нынешнего театра стя нуты в «ОБЭЖ (Общество белградских эмансипирован ных женщин)» Б. Нушича. Жанровое определение пье сы югославского драматурга — сатирическая комедия — С В Е Т Е Р А М П Ы В НАЧАЛЕ НЫНЕШНЕГО ГОДА В МУРМАНСКЕ побывала группа театральных деятелей из Москвы. Познакомив шись с репертуаром областного драматического театра, они должны были дать свои рекомендации в отношении гастро лей заполярного коллектива в столице, предполагаемых в связи с его пятидесятилетним юбилеем. Мы обратились к одному из участников этой группы кандидату искусствове дения сотруднику журнала «Театральная жизнь» Геннадию Демину с просьбой поделиться своими впечатлениями. Дума ется, что они представляют интерес и для наших читателей, небезразличных к творчеству театра. его до глобальных масшта бов. В последнем случае ре жиссер ищет приемы, даю щие широкую панораму со бытий, но чаще всего оказы вается в плену затертых штампов. Монашки со свеча ми или женщины с миртовы ми ветвями, вынос нимба в сопровождении священника или таблички с цифрами «1937» — все не выходит за рамки поверхностных обо значений. Актерские работы между тем достойны внимания — Орджоникидзе В. Рачило и Сталин О. Лелянова, Дзер жинский Г.- Бедностина и Свердлов О. Швыряева, не говоря уже о Ленине, кото рого В. Исаев играет кряжи стым, земным и цельным, с мучительной тревогой наблю дающим, как в его товари щах растут честолюбие и интригантство. Позиция теат ра, говорящего о деятелях революции без идеализиро вания или обывательского смакования, привлекает. Од нако затрепанность приемов часто перевешивает, обесце нивая достоинства постанов ки. Нечто подобное происхо дит и в «Собачьем сердце», постановке недавней. В ин сценировке изъяты некото рые сцены, которые у М. Булгакова весьма театраль ны, выкинуты отдельные ре плики, также способные про извести впечатление на пуб лику. В целом инсценировка добротна, хотя и не смела. Спектакль силен актер скими созданиями — преж де всего Преображенским В. Исаева, неожиданно моложа вым, полным сил и энергии. Шарик-Шариков В. Зайчен ко — хитроватый мужичок в потертых* тренировках и драном меховом жилете. Но в рисунке режиссера В. Яс- ногородцева ему большей частью суждена статика. Са мое интересное — процесс борьбы естественного, «со бачьего» начала с влиянием пересаженного мозга — оста ется «за кадром». сохранено в программе, но ядовитый заряд в постановке Ю. Гранатова весьма ослаб лен. Зрелище откровенно тя готеет к развлекательности, порой дурного или даже по шловатого толка (символом чего служит рыночная мадон на на суперзанавесе, разби тая по фрагментам и на шир мах). Социальная направлен ность пьесы сужена и из мельчена, хотя текст кажет- ся написанным сегодня — настолько уловлен в нем ис кусственный ажиотаж вокруг разного рода эрзацев обще ственной деятельности. К чести актеров стоит з а метить, что они ощущают фальшь, в которую их заго няют режиссерские построе ния, и пытаются ей противо стоять. Это относится к жен щинам: каждая из актрис со здает запоминающийся об раз; мужчины ограничивают ся поверхностными деталями да цирковыми приемами. Ощутима также невнятица динамичных сцен — будь то потасовки или репетиция бла готворительного концерта: эти эпизоды отмечены пе чатью полусамодеятелыгастн. Подобные постановки спо собны не только отвадить от театра интеллигентного зри теля и посеять ложные пред ставления о сценическом ис кусстве у публики неиску шенной, но и привести к дисквалификации актеров, привить им глухоту к жанру и стилю. Ведь вот появление па афише водевиля А. Кленова «Сватовство майора» вызва но и задачами внутренними — дать возможность акте рам попробовать себя в лег ком жанре, что они делают успешно, за исключением единственной, но важной сто роны — вокала. (Впрочем, свою роль играет и скверная аппаратура.) Но такой спек такль вызван и потребностью общества: потребностью в развлечении, не рядящим ся унизительно в проблем ные одежды, но откровен ном и потому достойном. РЫБНЫЙМУРМАН D C E ЖЕ новый сцеппче- ский язык, поиск све жих средств сценической вы разительности — больное место современного театре. И «Дорогая Елена Сергеев на» Л. Разумовской в поста новке Ю. Чернышева предо ставляет материал для раз мышлений. Режиссер демон стративно отказывается от психологического и соци ального исследования харак теров, знакомого если не но другим постановкам (пьеса широко идет по стране), то по недавней киноверсии Э. Рязанова. Рассказывая о четверке выпускников, пришедших к учительнице добыть ключи от сейфа с экзаменационны ми работами, режиссер боль шей частью оперирует шиф рами, отбрасывая бытовой контекст и заставляя разга дывать более, нежели сопе реживать. Сцена пуста, ее огоражи вают лишь стены мышиного цвета. Стена окажется «стен кой», из которой извлекают ся все предметы, вплоть до стульев. Из ведра па пол сыплется песок, могильным холмиком взгорбится он ря дом с обессиленно упавшей учительницей. Лялю перед попыткой изнасилования з а катывают в ковер, ее физи ческая беспомощность до бо ли наглядна. Тем не менее часто набор ассоциаций вы глядит произвольным. Актеры принимают пред ложенные условия, предпо читая линейной логике «сту пенчатую» смену состоянии. Если И. Драпкина (Елена Сергеевна) держит вначале ноту сусальной умнленности. то, "узнав причину прихода учеников, принимает тон ос корбленной невинности и лишь в финале позволяет прорваться своему темпера менту. Однако, с интересом сле дя за построением спектак ля. необходимо подчеркнуть, что такой принцип требует изощренности и фантазии, иначе постановка рискует оказаться меж двух стульев — условной знаковостн и последовательного психоло гизма. у ВИДЕННЫЕ спектакли * доказывают, что Мур манский областной не выде ляется па общесоюзном или. по крайней мере, российском театральном фоне. Черты кризиса заметны в его поста новках, хотя актеров это кос нулось, похоже, в наимень шей степени: средний уро вень спектаклей явно ниже актерских -возможностей, что доказывают и постановки па камерной сцене. Для рывка вперед театру нужны высокопрофессиональ ная режиссура и мыслящая современно сценография (в «Интердевочке» В. Куинна пластмассовый «аквариум» назойлив и замедляет дейст вие). Сможет ли сравнитель но недавно пришедший глав ный режиссер В. Саранчук вывести театр из состояния колебательного — сказать трудно: ему принадлежат лишь две постановки. В планах — приглашение режиссеров из других горо дов и республик; возможно, это временный выход из по ложения, но результат тако го расширения «ассортимен та» пока малоубедителен. Свыше десяти постановок за прошлый сезон — это, ко нечно, много. В загруженно сти работой хотелось бы ви деть стремление выйти из прорыва, однако количество в искусстве вовсе не обяза тельно переходит в качество, по крайней мере — улучшен ное. Геннадий ДЕМИН. 24 февраля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz