Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.

1 2 Социальная сфера К АК ТЯЖЕЛ ТРУД РЫБАКА , слишком хорошо из­ вестно. Делается ли что-нибудь для его рационализа­ ции и облегчения физических и психологических нагрузок? Конкретные меры могут быть подсказаны научным анали­ зом условий труда и отдыха рыбаков. Такие исследования проводятся в стране не так давно — с 60-х годов. Часть рекомендаций ученых внедряется в производство, однако о кардинальных изменениях к лучшему говорить пока не при­ ходится.- Зачастую принять меры по облегчению труда ме­ шают практические обстоятельства (например, есть возмож­ ность установить на судне необходимое профилактическое медицинское оборудование, но для этого нужно ждать кап­ ремонта). Возможно, не все предложения ученых приемле­ мы для нынешнего уровня отечественного производства, Значит, тем важнее продолжать изыскания. Уже пол года работает на судах по заказу БПО «Севры­ ба» группа научных сотрудников Всесоюзного научно-иссле­ довательского и проектно-конструкторского института эко­ номики, информации и автоматизированных систем управ­ ления рыбным хозяйством Минрыбхоза СССР (ВНИЭРХ). Тема их исследования — «Рекомендации по внедрению фи­ зиологически обоснованных вахтенных режимов труда и восстановительно-оздоровительных мероприятий для экипа­ жей плавбаз и транспортных рефрижераторов». Этот аспект особенно актуален для нашего рыбного хозяйства. Только что отправились в море На транспортном рефри­ жераторе «Украинский комсомолец» В. Д. Ткаченко — кан­ дидат психологических наук, зав. сектором условий труда института, и научный сотрудник В. В. Мазурин. После 2 :5- месячного рейса они продолжат работу на одной из плавбаз. Чем конкретно задались ученые и какова будет польза от их труда морякам? Валерий Дмитриевич Ткаченко объяс­ нил: ВЫШЛИ В РЕЙС ПСИХОЛОГИ — Аксиома то, что состоя­ ние здоровья человека — есть производное от его жиз­ недеятельности.; Условия жизни и труда" плавсостава специфичны: постоянная влажность, вибрация, шум, качка, продолжительные вах­ ты, длительный отрыв от бе­ рега, от родных, психологи­ ческие нагрузки... Все это интенсивно воздействует на психику моряка и выбивай из физического и психиче­ ского равновесия.; Как же научиться нейтра­ лизовать отрицательные факторы? Вот вопрос, кото­ рый мы поставили перед со­ бой.; Для нас очевидно, что нужно физиологически обос­ нованно строить режимы тру­ да и отдыха на судне. Нуж­ но определить потребности в объеме, характере и после­ довательности оздоровитель- но-восстановительных меро­ приятий (например, извест­ но, как страдают руки от воздействия постоянной вла­ ги, холода, соли, тяжелой физической работы при не­ избежности микротравм. Но далеко не все на судах зна­ ют, как благотворно воздей­ ствует на такие руки ульт­ рафиолет, — всего несколько минут под лампой!). Вопрос, который считают утопиче­ ским, но который, на мой взгляд, все же требует изу­ чения: устранение скользя­ щего графика работы, весь­ ма вредно влияющего на ор­ ганизм. Во всяком случае, нужно разработать такой график, чтобы утомление от прошедшей вахты полностью бы снималось к следующей, а это возможно при грамот­ но организованном полно­ ценном отдыхе. Требуют тщательной раз­ работки и гигиенические ус­ ловия: это рационализация рабочих мест, спецодежды, питьевой режим, вентиляция, снижение вибрации и т. д. Необходимо сделать обяза­ тельной нормой наличие да судах оздоровительно-восста­ новительных кают, доста­ точно оборудованных для универсального набора про­ цедур (водотерапии, масса­ жа, дозированных физиче­ ских тренировок). Нужны и инструкторы, и методики этой работы. — У нас проблема пока еще исследуется. Ну а за­ рубежный опыт? Перенима­ ется ли что-нибудь нами? Перенять-то почти и нечего. Ведущие державы не придают такого значения рыбной промышленности, как мы, поэтому и не иссле­ дуют подобные проблемы.. Условия жизни, труда и от­ дыха на американских, ска­ жем, или японских судах гораздо скромнее, чем на советских. Если не считать некоторых частностей — на­ пример, японская спецодеж­ да удобнее н практичнее на­ ших «роб». — Вы уверены, что ваши рекомендации будут внедре­ ны на Северном бассейне? — Это в большой степе­ ни зависит от руководителей предприятия. В нас вселяет оптимизм то, что замести­ тель генерального директора БПО Владимир Федорович Корельский заинтересованно и по-деловому относится к нашей работе. Это руководи­ тель компетентный, дально­ видный, сам закончил Ака­ демию народного хозяйства и знает значение науки для своего производства. Осенью, когда будет окончена работа , В. Д. Ткаченко и В, В. Маз урин будут обладать наверняка интересным мате­ риалом. Надеемсяг они поделятся им с читателями «РМ». С. АРХИПОВ. Ржавчина в «пустой воде» Г ОД НАЗАД на страни­ цах «Рыбного Мурма­ на» был опубликован очерк, в котором описан весьма красноречивый эпизод. В судовой душ зашел человек. Зашел — с седой шевелю­ рой, а вышел ярко-рыжим, такая была в танках вода. Автор задавал вопрос: «Ку­ да смотрит санитарная служ­ ба?» Ввязываться в дискуссию по тому конкретному поводу уже, конечно, поздно. Но сама проблема качества су­ довой воды, используемой для питья и на бытовые нужды, заслуживает серьез­ ного и подробного разгово­ ра. И для начала^ хотел бы напомнить, что обеспечение санитарного благополучия трудящихся, в то.м числе и водоснабжения рыбаков, яв­ ляется в соответствии с за­ конодательством обязан­ ностью руководителей всех рангов, И далеко не в по­ следнюю очередь — хозяй­ ственных руководителей. Ведь санитарная служба мо­ жет, так сказать, установить диагноз, помочь найти пути лечения проблем. Но когда речь идет об экономических решениях, материальных за ­ тратах — а это прерогатива хозяйственников, — тут-то чаще всего в последнее вре­ мя благие намерения и по­ висают в воздухе. Проблема качества судо­ вой воды возникла не вчера. Особенно обострилась она, когда пришли в рыбацкий флот большие суда, когда обычным делом "стали дли­ тельные рейсы. Начиная с 70-х годов бы­ ло немало сделано для ее решения. Были созданы спе­ циализированные бригады для чистки и ремонта анти­ коррозионного покрытия питьевых танков, внедрены установки для получения ис­ кусственной питьевой воды, велись поиск и внедрение за ­ менителей цемента и т. д. Нынешняя система надзора исключает выход в море су­ дов без лабораторного под­ тверждения удовлетворитель­ ного качества воды. Несмотря на это, жалоб от рыбаков очень много. Не буду останавливаться на слу­ чаях нарушения правил эксплуатации судовых си­ стем, хотя и они бывают. Не удалось решить главного, В системах водоснабжения "ис­ пользуются оцинкованные трубы. А береговая наша мурманская вода бедна со­ лями, химики называют ее «пустой». Но вот эта «пу­ стая вода» как раз очень быстро «обгладывает» цин­ ковое покрытие, в результа­ те чего в нее поступают продукты коррозии, проще говоря — ржавчина. Кстати, еще легче рас­ правляется с цинком дистил­ лированная вода, которая обильно используется в ры­ бацких флотах. Порой вода так насыщена железом, что при длительном применении способна оказать неблаго­ приятное воздействие на же­ лудочно-кишечный тракт. Почти 20 лет назад быв­ ший главк «Севрыба» сделал попытку (невероятную по нынешним временам) заме­ нить оцинкованные на трубы из нержавеющей стали. Од­ нако повезло лишь единицам судов. Из-за дефицита за ­ дача оказалась нереальной. Попытку решить вопрос предприняло и наше МВИМУ. Его сотрудники разработали рекомендации по использованию титанщэо- ваииых труб, обладающих выраженными антикоррози­ онными свойствами. Но де­ ло не пошло: судоверфь при поддержке «Севрыбы» со­ слалась на то, что в резуль­ тате применения нынешней технологии трубопроводных работ качества покрытия все равно резко упадет, и отка­ залась даже от эксперимен­ тов. Авторы же метода, кстати, уверенные в своей правоте до настоящего вре­ мени, драться за свою идею, увы. не стали. Клайпедское отделение «Гипрорыбфлота» лет 8 — 10 назад рекомендовало метод химической обработки, в ре­ зультате которой на внут­ ренней поверхности любых труб образуется временная защитная пленка, предотвра­ щающая коррозию. Но и он жизни на Северном бассей­ не не увидел, В мировой практике судо­ строения за эти годы по­ явился опыт применения труб с внутренней поверх­ ностью из синтетических ма­ териалов, с цистернами из нержавстали, Однако рыбац­ кой отрасли- новшества не коснулись, А кому как не рыбакам с их длиннющими рейсами в первую очередь необходимы и вечные цистер­ ны, и вечные трубопроводы? Резко, по данным судовых медиков, ухудшается каче­ ство воды при эксплуатации судов спаренными рейсами с использованием подменных экипажей. На чистку ци­ стерн, на ремонт покрытий, дезинфекцию, наконец даже на промывку, по словам су­ довой администрации, нет ни условий, ни времени, ни денег. Влияет на воду и приме­ няемый в качестве анти­ коррозионного покрытия, к сожалению, до настоящего времени цемент. Цемент глазами санитарного врача, кроме его ненадежности ^ это комплекс веществ, кото­ рые выделяются в воду, из- за чего она приобретает не­ благоприятные свойства^ Главным образом, влияни­ ем цемента в сочетании с другими факторами можно объяснить повышенную за­ болеваемость рыбаков бо­ лезнями желудка по сравне­ нию с моряками пароходст­ ва, на судах которого он практически изжит.; Вот циф­ ры за минувший год из рас­ чета на 100 человек. Болез­ ней желудка, вызываемых в основном низким качеством воды и пищи: у рыбаков — 1,1 случая, у моряков паро­ ходства — 0 ,6 , Потеряно по нетрудоспособности: у рыба­ ков — 29 ,4 дня, у моряков — 15,3 ДНЯ.; Почему в пароходстве тре­ вожные показатели в два раза ниже? Ответ такой: для ремонта танков применяют­ ся, как правило, качествен­ ные краски, практически не используется дистиллирован­ ная вода, и, наконец, не та­ кие длинные рейсы, то есть часто появляется возмож­ ность получить свежую во- ДУ- Надо сказать, еще в 70-х годах при поддержке тогда­ шнего главного инженера «Севрыбы» С. В. Киреева было сделано серьезное уси­ лие нейтрализовать неблаго­ приятное влияние цемента при помощи лакокрасочных покрытий. Были найдены подходящие краски, прове­ дены эксперименты. Но в последние годы дело затих­ ло. Одни хозяйственники объясняют свертывание это­ го направления низким каче­ ством защитных красок, другие — их недостатком. И никто уже даже не говорит: «Дайте срок — решим проб­ лему». Вот что особенно тревожно. Необходимо, наконец, до­ биться более совершенных отечественных л а к о к р а с о ч ^ ных антикоррозионных по­ крытий. Старые рыбаки пом­ нят покрытия па судах типа «Зеленоборск», «Грумант». Разве могут с ними срав­ ниться отечественные? Нуне­ ны более качественные, но флоты не ведут поиски в этом направлении, ие зака­ зывают ученым соответст­ вующие разработки. И последнее — о спарен­ ных рейсах. Если говорить о воде, то она особенно плоха на старых БМРТ польской постройки и отечественных типа «Алтай»: почти все они имеют цементное покрытие танков и крайне изношенные системы водоснабжения. Ког­ да начинались спаренные рейсы, этих судов было боль­ шинство, да и проблем с во­ доснабжением никто не ви­ дел. Сейчас они в меньшин­ стве. Так стоит ли эксплуа­ тировать и х подменными экипажами, годами держат^г вдали от берега? Вероятно, в спаренные рейсы следует отправлять только суда с надежными системами жиз­ необеспечения. Но без под­ держки парткомов, профсою­ зов и советов трудовых флотских коллективов не решить этот вопрос. А хоте­ лось-бы получить у них под- держку* Новы ли все эти вопросы для руководства флотов? Конечно, нет,- Только в прошлом году представители бассейновой санэпидстанции говорили о них на собраниях актива обкома рыбацкого профсоюза, На совещании у бывшего главного инженера ВРПО «Севрыба», Однако энергия ответст­ венных товарищей каждый раз тратилась на то, чтобы объявить поставленные вешр росы неразрешимыми или обвинить в нерадивости ка­ питанов, эксплуатирующих суда в спаренных рейсах. Что ж, допускаю, что они правы. Тогда нужен поиск новых^ конкретных решений, нужен приказ, одергиваю­ щий нерадпвых капитанов. Но и этого не последовало. Все уходит, как в песок во­ да . Сейчас в БПО «Севрыба», на флотах собираются пред­ ложения для подготовки перспективных комплексных программ «Здоровье». Было бы правильно, если бы сами названные вопросы нашли отражение в этих докумен­ тах. Пора поставить конкрет­ ную цель — и добиться ее. Л. ЕЛФАЧЕВ, зав. отделом бассейновой санэпидстанции. 24 февраля 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz