Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
1 2 Социальная сфера К АК ТЯЖЕЛ ТРУД РЫБАКА , слишком хорошо из вестно. Делается ли что-нибудь для его рационализа ции и облегчения физических и психологических нагрузок? Конкретные меры могут быть подсказаны научным анали зом условий труда и отдыха рыбаков. Такие исследования проводятся в стране не так давно — с 60-х годов. Часть рекомендаций ученых внедряется в производство, однако о кардинальных изменениях к лучшему говорить пока не при ходится.- Зачастую принять меры по облегчению труда ме шают практические обстоятельства (например, есть возмож ность установить на судне необходимое профилактическое медицинское оборудование, но для этого нужно ждать кап ремонта). Возможно, не все предложения ученых приемле мы для нынешнего уровня отечественного производства, Значит, тем важнее продолжать изыскания. Уже пол года работает на судах по заказу БПО «Севры ба» группа научных сотрудников Всесоюзного научно-иссле довательского и проектно-конструкторского института эко номики, информации и автоматизированных систем управ ления рыбным хозяйством Минрыбхоза СССР (ВНИЭРХ). Тема их исследования — «Рекомендации по внедрению фи зиологически обоснованных вахтенных режимов труда и восстановительно-оздоровительных мероприятий для экипа жей плавбаз и транспортных рефрижераторов». Этот аспект особенно актуален для нашего рыбного хозяйства. Только что отправились в море На транспортном рефри жераторе «Украинский комсомолец» В. Д. Ткаченко — кан дидат психологических наук, зав. сектором условий труда института, и научный сотрудник В. В. Мазурин. После 2 :5- месячного рейса они продолжат работу на одной из плавбаз. Чем конкретно задались ученые и какова будет польза от их труда морякам? Валерий Дмитриевич Ткаченко объяс нил: ВЫШЛИ В РЕЙС ПСИХОЛОГИ — Аксиома то, что состоя ние здоровья человека — есть производное от его жиз недеятельности.; Условия жизни и труда" плавсостава специфичны: постоянная влажность, вибрация, шум, качка, продолжительные вах ты, длительный отрыв от бе рега, от родных, психологи ческие нагрузки... Все это интенсивно воздействует на психику моряка и выбивай из физического и психиче ского равновесия.; Как же научиться нейтра лизовать отрицательные факторы? Вот вопрос, кото рый мы поставили перед со бой.; Для нас очевидно, что нужно физиологически обос нованно строить режимы тру да и отдыха на судне. Нуж но определить потребности в объеме, характере и после довательности оздоровитель- но-восстановительных меро приятий (например, извест но, как страдают руки от воздействия постоянной вла ги, холода, соли, тяжелой физической работы при не избежности микротравм. Но далеко не все на судах зна ют, как благотворно воздей ствует на такие руки ульт рафиолет, — всего несколько минут под лампой!). Вопрос, который считают утопиче ским, но который, на мой взгляд, все же требует изу чения: устранение скользя щего графика работы, весь ма вредно влияющего на ор ганизм. Во всяком случае, нужно разработать такой график, чтобы утомление от прошедшей вахты полностью бы снималось к следующей, а это возможно при грамот но организованном полно ценном отдыхе. Требуют тщательной раз работки и гигиенические ус ловия: это рационализация рабочих мест, спецодежды, питьевой режим, вентиляция, снижение вибрации и т. д. Необходимо сделать обяза тельной нормой наличие да судах оздоровительно-восста новительных кают, доста точно оборудованных для универсального набора про цедур (водотерапии, масса жа, дозированных физиче ских тренировок). Нужны и инструкторы, и методики этой работы. — У нас проблема пока еще исследуется. Ну а за рубежный опыт? Перенима ется ли что-нибудь нами? Перенять-то почти и нечего. Ведущие державы не придают такого значения рыбной промышленности, как мы, поэтому и не иссле дуют подобные проблемы.. Условия жизни, труда и от дыха на американских, ска жем, или японских судах гораздо скромнее, чем на советских. Если не считать некоторых частностей — на пример, японская спецодеж да удобнее н практичнее на ших «роб». — Вы уверены, что ваши рекомендации будут внедре ны на Северном бассейне? — Это в большой степе ни зависит от руководителей предприятия. В нас вселяет оптимизм то, что замести тель генерального директора БПО Владимир Федорович Корельский заинтересованно и по-деловому относится к нашей работе. Это руководи тель компетентный, дально видный, сам закончил Ака демию народного хозяйства и знает значение науки для своего производства. Осенью, когда будет окончена работа , В. Д. Ткаченко и В, В. Маз урин будут обладать наверняка интересным мате риалом. Надеемсяг они поделятся им с читателями «РМ». С. АРХИПОВ. Ржавчина в «пустой воде» Г ОД НАЗАД на страни цах «Рыбного Мурма на» был опубликован очерк, в котором описан весьма красноречивый эпизод. В судовой душ зашел человек. Зашел — с седой шевелю рой, а вышел ярко-рыжим, такая была в танках вода. Автор задавал вопрос: «Ку да смотрит санитарная служ ба?» Ввязываться в дискуссию по тому конкретному поводу уже, конечно, поздно. Но сама проблема качества су довой воды, используемой для питья и на бытовые нужды, заслуживает серьез ного и подробного разгово ра. И для начала^ хотел бы напомнить, что обеспечение санитарного благополучия трудящихся, в то.м числе и водоснабжения рыбаков, яв ляется в соответствии с за конодательством обязан ностью руководителей всех рангов, И далеко не в по следнюю очередь — хозяй ственных руководителей. Ведь санитарная служба мо жет, так сказать, установить диагноз, помочь найти пути лечения проблем. Но когда речь идет об экономических решениях, материальных за тратах — а это прерогатива хозяйственников, — тут-то чаще всего в последнее вре мя благие намерения и по висают в воздухе. Проблема качества судо вой воды возникла не вчера. Особенно обострилась она, когда пришли в рыбацкий флот большие суда, когда обычным делом "стали дли тельные рейсы. Начиная с 70-х годов бы ло немало сделано для ее решения. Были созданы спе циализированные бригады для чистки и ремонта анти коррозионного покрытия питьевых танков, внедрены установки для получения ис кусственной питьевой воды, велись поиск и внедрение за менителей цемента и т. д. Нынешняя система надзора исключает выход в море су дов без лабораторного под тверждения удовлетворитель ного качества воды. Несмотря на это, жалоб от рыбаков очень много. Не буду останавливаться на слу чаях нарушения правил эксплуатации судовых си стем, хотя и они бывают. Не удалось решить главного, В системах водоснабжения "ис пользуются оцинкованные трубы. А береговая наша мурманская вода бедна со лями, химики называют ее «пустой». Но вот эта «пу стая вода» как раз очень быстро «обгладывает» цин ковое покрытие, в результа те чего в нее поступают продукты коррозии, проще говоря — ржавчина. Кстати, еще легче рас правляется с цинком дистил лированная вода, которая обильно используется в ры бацких флотах. Порой вода так насыщена железом, что при длительном применении способна оказать неблаго приятное воздействие на же лудочно-кишечный тракт. Почти 20 лет назад быв ший главк «Севрыба» сделал попытку (невероятную по нынешним временам) заме нить оцинкованные на трубы из нержавеющей стали. Од нако повезло лишь единицам судов. Из-за дефицита за дача оказалась нереальной. Попытку решить вопрос предприняло и наше МВИМУ. Его сотрудники разработали рекомендации по использованию титанщэо- ваииых труб, обладающих выраженными антикоррози онными свойствами. Но де ло не пошло: судоверфь при поддержке «Севрыбы» со слалась на то, что в резуль тате применения нынешней технологии трубопроводных работ качества покрытия все равно резко упадет, и отка залась даже от эксперимен тов. Авторы же метода, кстати, уверенные в своей правоте до настоящего вре мени, драться за свою идею, увы. не стали. Клайпедское отделение «Гипрорыбфлота» лет 8 — 10 назад рекомендовало метод химической обработки, в ре зультате которой на внут ренней поверхности любых труб образуется временная защитная пленка, предотвра щающая коррозию. Но и он жизни на Северном бассей не не увидел, В мировой практике судо строения за эти годы по явился опыт применения труб с внутренней поверх ностью из синтетических ма териалов, с цистернами из нержавстали, Однако рыбац кой отрасли- новшества не коснулись, А кому как не рыбакам с их длиннющими рейсами в первую очередь необходимы и вечные цистер ны, и вечные трубопроводы? Резко, по данным судовых медиков, ухудшается каче ство воды при эксплуатации судов спаренными рейсами с использованием подменных экипажей. На чистку ци стерн, на ремонт покрытий, дезинфекцию, наконец даже на промывку, по словам су довой администрации, нет ни условий, ни времени, ни денег. Влияет на воду и приме няемый в качестве анти коррозионного покрытия, к сожалению, до настоящего времени цемент. Цемент глазами санитарного врача, кроме его ненадежности ^ это комплекс веществ, кото рые выделяются в воду, из- за чего она приобретает не благоприятные свойства^ Главным образом, влияни ем цемента в сочетании с другими факторами можно объяснить повышенную за болеваемость рыбаков бо лезнями желудка по сравне нию с моряками пароходст ва, на судах которого он практически изжит.; Вот циф ры за минувший год из рас чета на 100 человек. Болез ней желудка, вызываемых в основном низким качеством воды и пищи: у рыбаков — 1,1 случая, у моряков паро ходства — 0 ,6 , Потеряно по нетрудоспособности: у рыба ков — 29 ,4 дня, у моряков — 15,3 ДНЯ.; Почему в пароходстве тре вожные показатели в два раза ниже? Ответ такой: для ремонта танков применяют ся, как правило, качествен ные краски, практически не используется дистиллирован ная вода, и, наконец, не та кие длинные рейсы, то есть часто появляется возмож ность получить свежую во- ДУ- Надо сказать, еще в 70-х годах при поддержке тогда шнего главного инженера «Севрыбы» С. В. Киреева было сделано серьезное уси лие нейтрализовать неблаго приятное влияние цемента при помощи лакокрасочных покрытий. Были найдены подходящие краски, прове дены эксперименты. Но в последние годы дело затих ло. Одни хозяйственники объясняют свертывание это го направления низким каче ством защитных красок, другие — их недостатком. И никто уже даже не говорит: «Дайте срок — решим проб лему». Вот что особенно тревожно. Необходимо, наконец, до биться более совершенных отечественных л а к о к р а с о ч ^ ных антикоррозионных по крытий. Старые рыбаки пом нят покрытия па судах типа «Зеленоборск», «Грумант». Разве могут с ними срав ниться отечественные? Нуне ны более качественные, но флоты не ведут поиски в этом направлении, ие зака зывают ученым соответст вующие разработки. И последнее — о спарен ных рейсах. Если говорить о воде, то она особенно плоха на старых БМРТ польской постройки и отечественных типа «Алтай»: почти все они имеют цементное покрытие танков и крайне изношенные системы водоснабжения. Ког да начинались спаренные рейсы, этих судов было боль шинство, да и проблем с во доснабжением никто не ви дел. Сейчас они в меньшин стве. Так стоит ли эксплуа тировать и х подменными экипажами, годами держат^г вдали от берега? Вероятно, в спаренные рейсы следует отправлять только суда с надежными системами жиз необеспечения. Но без под держки парткомов, профсою зов и советов трудовых флотских коллективов не решить этот вопрос. А хоте лось-бы получить у них под- держку* Новы ли все эти вопросы для руководства флотов? Конечно, нет,- Только в прошлом году представители бассейновой санэпидстанции говорили о них на собраниях актива обкома рыбацкого профсоюза, На совещании у бывшего главного инженера ВРПО «Севрыба», Однако энергия ответст венных товарищей каждый раз тратилась на то, чтобы объявить поставленные вешр росы неразрешимыми или обвинить в нерадивости ка питанов, эксплуатирующих суда в спаренных рейсах. Что ж, допускаю, что они правы. Тогда нужен поиск новых^ конкретных решений, нужен приказ, одергиваю щий нерадпвых капитанов. Но и этого не последовало. Все уходит, как в песок во да . Сейчас в БПО «Севрыба», на флотах собираются пред ложения для подготовки перспективных комплексных программ «Здоровье». Было бы правильно, если бы сами названные вопросы нашли отражение в этих докумен тах. Пора поставить конкрет ную цель — и добиться ее. Л. ЕЛФАЧЕВ, зав. отделом бассейновой санэпидстанции. 24 февраля 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz