Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.

4 Человек и экономика: сегодня П исьмо с промысла Надо все варианты С ЛОЖНЕЙШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ, в котором оказался ры­ бодобывающий флот Северного бассейна в 1988 году, может повториться и в будущем, если не принять конкрет­ ных мер по повышению эффективности работы. Один из вариантов видится в использовании максимального количе­ ства сырья на пищевые цели. Для этого необходимо пересмотреть цены в сторону уве­ личения на пищевую мелочь третьей группы. В настоящий момент из-за того, что цена на кормовую продукцию выше, чем на мелочь третьей группы, моряки предпочитают из мел­ кой скумбрии, ставриды, сардины изготавливать кормовую муку. Для них это двойная выгода: цена на муку выше, чем на пищевую мелочь, и с заморозкой возиться не надо. Уве­ личение цен на этот вид сырья позволит внести существен­ ный вклад в выполнение плана по производству пищевой продукции. Но все это проблему в целом не решит. Необходимы ра­ дикальные перемены. Только стабильное, устойчивое разви­ тие экономики Северного бассейна позволит справиться с планами следующих лет пятилетки. Оно не должно зависеть от состояния сырьевой базы. БПО «Севрыба» планирует бо­ лее интенсивное освоение морепродуктов в южных широтах, это позволит стабилизировать сырьевую базу. Работавшие в южных широтах экипажи экспедиционных судов подтверж­ дают перспективность освоения этих районов. Но для освоения ресурсов южных широт необходимо со­ здать рыбодобывающую флотилию из 5 0—60 крупнотоннаж­ ных траулеров, построенных по последнему слову техники. Для создания этой флотилии требуются большие капиталь­ ные вложения, которые нам взять пока неоткуда. Есть несколько вариантов накоплений необходимых средств, один из них — это переоборудование 15 судов ти­ па «Алтай». Желательно оснастить эти суда современным жиромучным оборудованием фирмы «Альфа-Лаваль», дообо­ рудовать рыбофабрики и организовать консервное производ­ ство. Внедрение новой техники позволит наладить выпуск на этих судах высококачественной кормовой муки, пищевой продукции из криля, консервов, пищевого и ветеринарного рыбьего жира. Реализация этой программы позволит, как подсчитали специалисты, дополнительно получить в год 30 тысяч тони муки, 20 тысяч тонн новых пищевых товаров, 7,2 тысячи тонн жира, из них 2,4 тысячи тонн пищевого. На переоборудование каждого судна нужно порядка 4 миллио­ нов рублей, из них немало в инвалюте. Таким обра­ зом, при реализации этой программы убыточные суда типа «Алтай» (каждый «Алтай» дает в среднем 400 тысяч рублей убытка) станут прибыльными. Прибыль составит по подсче­ там специалистов около 3 миллионов рублей от каждого суд­ на. Но встал вопрос, где взять валюту на приобретение обо­ рудования? Есть несколько вариантов возможности получения валюты: во-первых, интенсивно продолжать облов донных пород рыб, в частности, трески на экспорт. Во-вторых, заключать конт­ ракты с инофирмами, у которых незначительный рыбодобы­ вающий флот, на совместную работу по выработке филе, пресервов и консервов. Совместная работа видится в следу­ ющем: инофирма будет заниматься обслуживанием наших судов, ведущих промысел, и реализацией выработанной про­ дукции. В счёт будущей прибыли на наших судах она будет устанавливать средства малой механизации по обработке рыбы, закаточные станки, машины по выработке филе, по­ ставлять банкотару. Часть судов при этом работает на обло­ ве скумбрии и ставриды и изготовляет из нее пресервы, часть — в Баренцевом море на облове трески, вырабатывая тушку, филе, производя консервы из печени трески.; В 200-мильной экономической зоне Канады огромные за­ пасы мойвы, по договору несколько наших судов могли бы работать на облове ее, вырабатывая для Канады консервы, пресервы. Спрос рождает предложения, а спрос на рыбопро­ дукцию в мире высок, нужно только проявлять инициативу. Еще вариант обновления рыбодобывающих флотов. У мурманских рыбаков давние связи с судостроительным и судоремонтным заводом в городе Киль в ФРГ. Можно попро­ бовать договориться о прямом торговом обмене: мы им рыбу, они нам новый траулер, и на ремонт можно ходить к ним, как это было в 6 0—70-х годах с судами типа «Пушкин». Все эти варианты требуют анализа, возможно, я где-то ошибаюсь, но одно ясно — надо смелее налаживать контак­ ты на взаимовыгодной основе с западными партнерами, что­ бы разорвать этот заколдованный круг: флот старый пото­ му, что нет денег, нет денег потому, что флот старый. Без модернизированного, обновленного рыбодобывающего флота нам не справиться с планами, которые отражены в известном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии Мурманской области. первый помощник капитана БМРТ «Мурманрыбпром». В. ЛУШАНКИН, «Олентуй»' управления Наши интервью Л а вопросы корреспондента «РМ> отвечает начальник отде­ ла охраны труда и промышленной санитарии БПО «Севрыба» U. А. АИНСЬКО. е.ме требованиям норматив­ ных документов. Где-то шум, запыленность или слабое освещение, или вибрация, либо другие вредные пара­ метры. — Ну уж освещенность-то легко исправить. — Нет, не легко, ведь ка­ бельные трассы рассчитаны на определенную нагрузку. Даже на новых судах труд­ но что-либо изменить. — То есть мы опять гово­ рим о несовершенстве проек­ тов новых судов? — Конечно. Но и на но­ вых, и на старых особо опас­ ными остаются швартовные, промысловые, грузовые опе­ рации: нет плетеных швар- — Что зависит от вашей службы! Ведь складывается впечатление, что вам иногда приходитя просто констатиро­ вать факты. — С одной стороны, вы правы: мы не можем ничего изменить на судне. А ведь, как это ни грустно, проект каждого судна согласован не только с Регистром и другими компетентными ор­ ганизациями, отвечающими за высокий технический уро­ вень судна и его оборудо­ вания, но и с санитарными органами. Они тоже подпи­ сывают проект. С другой стороны, мы де­ лаем большое дело. На предприятиях бассейна вы­ полняется комплекс меро­ приятий, направленных на создание безопасных усло­ вий труда: согласование проектов будущих сооруже- Морякам работу без риска — Иосиф Алексеевич, вы возглавили совершенно новый отдел... — Не так уж* он и нов: отдел техники безопасности был в управлении «Севрыб- холодфлот», я работал глав­ ным инспектором по охране труда ВРПО «Севрыба».- Объединившись, если- так можно выразиться, мы со­ здали новый отдел, — Видимо, главное для вас — профилактика травматизма. Как это осуществляется? — В идеале, конечно, на­ до полностью исключить та­ кие случаи. Но пока это не­ возможно, значит, необходи­ мо сократить их до миниму­ ма. К сожалению, и на фло­ тах, и на береговых пред­ приятиях, как показала про­ веденная нами паспортиза­ ция рабочих мест, нет ни од­ ного из них, которое соответ­ ствовало бы в полном объ- товных концов, нет деталей грузовых устройств, особен­ но с клеймом Регистра СССР; люди находятся на промысловой палубе под на­ тянутыми ваерами, тросами, а это недопустимо. Вот уже в этом году на ТР «Демьян Коротчеико» оборвавшимся швартовным концом трав­ мировало двух моряков. В 1988 году шГ ТР «Мотовский залив» упала шлюпка при спуске на воду, пострадал человек. Причина в том, что лопари были установлены меньшего диаметра, да «по­ могла» коррозия — и вот печальный результат. — А как в общем обстоят дела с травматизмом! — Уровень его ежегодно снижается. Например, в прошлом году по сравнению с 1987 годом количество травм уменьшилось на 60 случаев. ний, реконструкция зданий, цехов, судов, внедряется но­ вая технология, обновляется техника, модернизируется оборудование. Ежегодно проводим пере­ аттестацию комсостава, по­ скольку постоянно меняют­ ся и нормативные докумен­ ты. и технология. Не гово­ ря уже о том, что, переходя с судна на судно, человек всякий раз попадает в новые условия. Разумеется, каж­ дый поступающий на рабо- j _ ту во флот проходит у нас «курс наук». И, наконец, паспортизация санитарно­ технического состояния су­ дов и береговых подразде­ лений, а также рабочих мест, будет, когда мы ее завер­ шим, играть серьезную роль в обновлении механизмов, улучшении безопасности ра­ ботающих.; Это — одна из главных наших задач. если взять Кандалакшский Х А К СКАЗАТЬ, «па- * мятные вехи» Канда­ лакшского рыбоконсервно­ го начали отсчет с 1925 го­ да. Именно тогда, накануне октябрьского праздника, и вступило в строй одно из старейших предприятий об­ ласти. Через год Высший Совет народного хозяйства СССР назвал продукцию Канда­ лакшских рыбообработчи­ ков «лучшим достижением советского консервного про­ изводства». Еще через пяти­ летку было построено новое кирпичное здание, потом со­ здана была заводская лабо­ ратория, открылась столо­ вая. И. кажется, начиная с 1957 года, когда была сда­ на в эксплуатацию .механи­ ческая мастерская, ново­ строек в районе завода не наблюдалось. Все построй­ ки, можно сказать, дожива­ ют сегодня последний срок. Нужно заметить, что и они возводились не на пустом месте, а на пожарище быв­ шей фактории. Поныне со­ хранилось одно из сооруже­ ний фактории, и лишь стол­ бы несколько повело в сто­ рону залива.- В помещении этом стоят дубовые чаны для засолки, и можно лишь удивляться искусству умель­ цев, добротная продукция которых не только дошла до наших дней, но радует глаз мастерством исполнения. В былые годы имел завод свой причал, какой-никакой флот, ловил и обрабатывал озерную рыбу. В сторону Мурманска народ из-под ру­ ки не глядел, от привозного сырья не зависел. По мере возможности от всяких случайностей рыбо­ обработчики оберегались и тем, что строились в режи­ ме наибольшей автономно­ сти. Даже жестянобаночную продукцию на месте выпу­ скали. Так что по сущест­ ву и теперь это как бы ком­ бинат в миниатюре. Иное дело, что миниа­ тюрный этот комбинат со­ временен был полстолетня назад, а теперь лишь диву даешься, как на нем еще ухитряются* выпускать в год по 6 миллионов баи консервов, коптить ры( выпускать деликатесную продукцию. Не сказать, что­ бы на заводе не думали о техническом прогрессе.; Об уменьшении доли ручного труда болят головы у дирек­ тора завода Андрея Леони­ довича Малых, у инжене­ ров. Но походит вся внед­ ряемая механизация на электромотор, запряженный в оглобли. Впрочем, ни к чему искать отвлеченные па­ раллели и сравнения, завод­ ская жизнь — сама ярчай­ ший пример сочетания, ка­ залось бы, явлений невероят­ ных. На участке горячего коп­ чения в коптильной печи камерного типа горит косте­ рок. Рядом — ведерко с во­ дой. Надо температуру по­ меньше — водички плеснул, сбегал посмотрел на график дистанционного датчика тем­ пературы — и снова водич- 24февраля1989 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz