Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
4 Человек и экономика: сегодня П исьмо с промысла Надо все варианты С ЛОЖНЕЙШЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ, в котором оказался ры бодобывающий флот Северного бассейна в 1988 году, может повториться и в будущем, если не принять конкрет ных мер по повышению эффективности работы. Один из вариантов видится в использовании максимального количе ства сырья на пищевые цели. Для этого необходимо пересмотреть цены в сторону уве личения на пищевую мелочь третьей группы. В настоящий момент из-за того, что цена на кормовую продукцию выше, чем на мелочь третьей группы, моряки предпочитают из мел кой скумбрии, ставриды, сардины изготавливать кормовую муку. Для них это двойная выгода: цена на муку выше, чем на пищевую мелочь, и с заморозкой возиться не надо. Уве личение цен на этот вид сырья позволит внести существен ный вклад в выполнение плана по производству пищевой продукции. Но все это проблему в целом не решит. Необходимы ра дикальные перемены. Только стабильное, устойчивое разви тие экономики Северного бассейна позволит справиться с планами следующих лет пятилетки. Оно не должно зависеть от состояния сырьевой базы. БПО «Севрыба» планирует бо лее интенсивное освоение морепродуктов в южных широтах, это позволит стабилизировать сырьевую базу. Работавшие в южных широтах экипажи экспедиционных судов подтверж дают перспективность освоения этих районов. Но для освоения ресурсов южных широт необходимо со здать рыбодобывающую флотилию из 5 0—60 крупнотоннаж ных траулеров, построенных по последнему слову техники. Для создания этой флотилии требуются большие капиталь ные вложения, которые нам взять пока неоткуда. Есть несколько вариантов накоплений необходимых средств, один из них — это переоборудование 15 судов ти па «Алтай». Желательно оснастить эти суда современным жиромучным оборудованием фирмы «Альфа-Лаваль», дообо рудовать рыбофабрики и организовать консервное производ ство. Внедрение новой техники позволит наладить выпуск на этих судах высококачественной кормовой муки, пищевой продукции из криля, консервов, пищевого и ветеринарного рыбьего жира. Реализация этой программы позволит, как подсчитали специалисты, дополнительно получить в год 30 тысяч тони муки, 20 тысяч тонн новых пищевых товаров, 7,2 тысячи тонн жира, из них 2,4 тысячи тонн пищевого. На переоборудование каждого судна нужно порядка 4 миллио нов рублей, из них немало в инвалюте. Таким обра зом, при реализации этой программы убыточные суда типа «Алтай» (каждый «Алтай» дает в среднем 400 тысяч рублей убытка) станут прибыльными. Прибыль составит по подсче там специалистов около 3 миллионов рублей от каждого суд на. Но встал вопрос, где взять валюту на приобретение обо рудования? Есть несколько вариантов возможности получения валюты: во-первых, интенсивно продолжать облов донных пород рыб, в частности, трески на экспорт. Во-вторых, заключать конт ракты с инофирмами, у которых незначительный рыбодобы вающий флот, на совместную работу по выработке филе, пресервов и консервов. Совместная работа видится в следу ющем: инофирма будет заниматься обслуживанием наших судов, ведущих промысел, и реализацией выработанной про дукции. В счёт будущей прибыли на наших судах она будет устанавливать средства малой механизации по обработке рыбы, закаточные станки, машины по выработке филе, по ставлять банкотару. Часть судов при этом работает на обло ве скумбрии и ставриды и изготовляет из нее пресервы, часть — в Баренцевом море на облове трески, вырабатывая тушку, филе, производя консервы из печени трески.; В 200-мильной экономической зоне Канады огромные за пасы мойвы, по договору несколько наших судов могли бы работать на облове ее, вырабатывая для Канады консервы, пресервы. Спрос рождает предложения, а спрос на рыбопро дукцию в мире высок, нужно только проявлять инициативу. Еще вариант обновления рыбодобывающих флотов. У мурманских рыбаков давние связи с судостроительным и судоремонтным заводом в городе Киль в ФРГ. Можно попро бовать договориться о прямом торговом обмене: мы им рыбу, они нам новый траулер, и на ремонт можно ходить к ним, как это было в 6 0—70-х годах с судами типа «Пушкин». Все эти варианты требуют анализа, возможно, я где-то ошибаюсь, но одно ясно — надо смелее налаживать контак ты на взаимовыгодной основе с западными партнерами, что бы разорвать этот заколдованный круг: флот старый пото му, что нет денег, нет денег потому, что флот старый. Без модернизированного, обновленного рыбодобывающего флота нам не справиться с планами, которые отражены в известном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии Мурманской области. первый помощник капитана БМРТ «Мурманрыбпром». В. ЛУШАНКИН, «Олентуй»' управления Наши интервью Л а вопросы корреспондента «РМ> отвечает начальник отде ла охраны труда и промышленной санитарии БПО «Севрыба» U. А. АИНСЬКО. е.ме требованиям норматив ных документов. Где-то шум, запыленность или слабое освещение, или вибрация, либо другие вредные пара метры. — Ну уж освещенность-то легко исправить. — Нет, не легко, ведь ка бельные трассы рассчитаны на определенную нагрузку. Даже на новых судах труд но что-либо изменить. — То есть мы опять гово рим о несовершенстве проек тов новых судов? — Конечно. Но и на но вых, и на старых особо опас ными остаются швартовные, промысловые, грузовые опе рации: нет плетеных швар- — Что зависит от вашей службы! Ведь складывается впечатление, что вам иногда приходитя просто констатиро вать факты. — С одной стороны, вы правы: мы не можем ничего изменить на судне. А ведь, как это ни грустно, проект каждого судна согласован не только с Регистром и другими компетентными ор ганизациями, отвечающими за высокий технический уро вень судна и его оборудо вания, но и с санитарными органами. Они тоже подпи сывают проект. С другой стороны, мы де лаем большое дело. На предприятиях бассейна вы полняется комплекс меро приятий, направленных на создание безопасных усло вий труда: согласование проектов будущих сооруже- Морякам работу без риска — Иосиф Алексеевич, вы возглавили совершенно новый отдел... — Не так уж* он и нов: отдел техники безопасности был в управлении «Севрыб- холодфлот», я работал глав ным инспектором по охране труда ВРПО «Севрыба».- Объединившись, если- так можно выразиться, мы со здали новый отдел, — Видимо, главное для вас — профилактика травматизма. Как это осуществляется? — В идеале, конечно, на до полностью исключить та кие случаи. Но пока это не возможно, значит, необходи мо сократить их до миниму ма. К сожалению, и на фло тах, и на береговых пред приятиях, как показала про веденная нами паспортиза ция рабочих мест, нет ни од ного из них, которое соответ ствовало бы в полном объ- товных концов, нет деталей грузовых устройств, особен но с клеймом Регистра СССР; люди находятся на промысловой палубе под на тянутыми ваерами, тросами, а это недопустимо. Вот уже в этом году на ТР «Демьян Коротчеико» оборвавшимся швартовным концом трав мировало двух моряков. В 1988 году шГ ТР «Мотовский залив» упала шлюпка при спуске на воду, пострадал человек. Причина в том, что лопари были установлены меньшего диаметра, да «по могла» коррозия — и вот печальный результат. — А как в общем обстоят дела с травматизмом! — Уровень его ежегодно снижается. Например, в прошлом году по сравнению с 1987 годом количество травм уменьшилось на 60 случаев. ний, реконструкция зданий, цехов, судов, внедряется но вая технология, обновляется техника, модернизируется оборудование. Ежегодно проводим пере аттестацию комсостава, по скольку постоянно меняют ся и нормативные докумен ты. и технология. Не гово ря уже о том, что, переходя с судна на судно, человек всякий раз попадает в новые условия. Разумеется, каж дый поступающий на рабо- j _ ту во флот проходит у нас «курс наук». И, наконец, паспортизация санитарно технического состояния су дов и береговых подразде лений, а также рабочих мест, будет, когда мы ее завер шим, играть серьезную роль в обновлении механизмов, улучшении безопасности ра ботающих.; Это — одна из главных наших задач. если взять Кандалакшский Х А К СКАЗАТЬ, «па- * мятные вехи» Канда лакшского рыбоконсервно го начали отсчет с 1925 го да. Именно тогда, накануне октябрьского праздника, и вступило в строй одно из старейших предприятий об ласти. Через год Высший Совет народного хозяйства СССР назвал продукцию Канда лакшских рыбообработчи ков «лучшим достижением советского консервного про изводства». Еще через пяти летку было построено новое кирпичное здание, потом со здана была заводская лабо ратория, открылась столо вая. И. кажется, начиная с 1957 года, когда была сда на в эксплуатацию .механи ческая мастерская, ново строек в районе завода не наблюдалось. Все построй ки, можно сказать, дожива ют сегодня последний срок. Нужно заметить, что и они возводились не на пустом месте, а на пожарище быв шей фактории. Поныне со хранилось одно из сооруже ний фактории, и лишь стол бы несколько повело в сто рону залива.- В помещении этом стоят дубовые чаны для засолки, и можно лишь удивляться искусству умель цев, добротная продукция которых не только дошла до наших дней, но радует глаз мастерством исполнения. В былые годы имел завод свой причал, какой-никакой флот, ловил и обрабатывал озерную рыбу. В сторону Мурманска народ из-под ру ки не глядел, от привозного сырья не зависел. По мере возможности от всяких случайностей рыбо обработчики оберегались и тем, что строились в режи ме наибольшей автономно сти. Даже жестянобаночную продукцию на месте выпу скали. Так что по сущест ву и теперь это как бы ком бинат в миниатюре. Иное дело, что миниа тюрный этот комбинат со временен был полстолетня назад, а теперь лишь диву даешься, как на нем еще ухитряются* выпускать в год по 6 миллионов баи консервов, коптить ры( выпускать деликатесную продукцию. Не сказать, что бы на заводе не думали о техническом прогрессе.; Об уменьшении доли ручного труда болят головы у дирек тора завода Андрея Леони довича Малых, у инжене ров. Но походит вся внед ряемая механизация на электромотор, запряженный в оглобли. Впрочем, ни к чему искать отвлеченные па раллели и сравнения, завод ская жизнь — сама ярчай ший пример сочетания, ка залось бы, явлений невероят ных. На участке горячего коп чения в коптильной печи камерного типа горит косте рок. Рядом — ведерко с во дой. Надо температуру по меньше — водички плеснул, сбегал посмотрел на график дистанционного датчика тем пературы — и снова водич- 24февраля1989 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz