Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.

интересы общества, коллектива и личности Правофланговые Нам «Сработавшийся коллектив». Ходовое выражение , а что оно значит? Рассуждать на эту тему можно долго, навер­ ное, л у чш е привести пример. Есть на консервном заводе Мурманского рыбообрабаты­ вающего комбината смена мастера Тюкавиной . В четвертом квартале прошлого года заняла первое место в соревнова­ н и и по заводу . Годовой план выполнила ко 2 декабря. В чем секрет успеха? В люд я х : з веньевая Нина Николаевна ФБазовепко трудится на рыбокомбинате уже 33 года, она — наставник молодежи, работает на рыборазделочной маши ­ не фирмы «Баадер». Эта машина заменяет 8 подготовлен­ ных рыбообработчиц, но заменить у к ладчицу Тамару Ме л ь ­ ник ей пока не под силу . Еще бы: на проходившем недав­ но заводском конкурсе профмастерства Тамара заняла пер­ вое место. На снимке: Тамара МЕЛЪШШ. Ни для кого не секрет, что вы­ пуск качественной продукции яв­ ляется основой стабильности ра­ боты любого предприятия, осо­ бенно после перехода на полный хозрасчет и самофинансирование. Усовершенствовалась деятель­ ность производственных отделов (отделов главного технолога), на некоторых предприятиях созданы ОТК, в которые вошли специали­ сты-технологи. Причем без уве­ личения штата управленческого аппарата и перерасхода заработ­ ной платы. Это именно те спе­ циалисты, которые ранее были задействованы при 100-процент­ ном сертифицировании рыбо­ продукции. Значительная часть бывших инспекторов Северной инспекции по качеству рыбопро­ дукции перешла на флоты и бе­ реговые рыбоперерабатывающие предприятия. Собственно, и психология ры­ баков за последнее время резко изменилась. Если раньше матрос- рыбообработчик смотрел на вы­ пуск качественной продукции как на прихоть рыбмастера или тех­ нолога, то сегодня он уже ста­ вит вопрос перед администраци­ ей судна и флота в целом о том, чтобы выпускать больше пище­ вой и качественной рыбопродук­ ции. И это не случайно, ведь от этого зависит в конечном итоге заработная плата каждого члена экипажа. Кроме того, от качества продукции зависит не только ры­ бак, но и работа всей последую­ щей цепочки смежников. Что ж е прои с ход и т на самом деле? БПО «Севрыба» издает п р и ка з «Об о р га н и за ц и и в н у три вед ом с т ­ венно го ко н тро л я качества» , по ­ явилась радио грамм а за. подписью перво го заместителя генерально го д и р е к то р а БПО Э. К . Наумова , в ко то р о й сообщается , что в связи с ли квид ацией «Севрыбинспенции» в БПО создан отдел ко н тр о л я к а ­ чества , на не го во злож ены ф у н к ­ ц и и п р о в е р к и каче с тва ры б опр о ­ д у к ц и и . Короче говоря , все в е р н у ­ лось на к р у г и своя, н а к и при 100 -процентном сер тиф ициро ва нии р ы о о п р о д у кц и и . Далее следует рас ­ п о р яж е н и е и у гр о за - - «обяжите своих представителей обеспечить предъявление ры б о п р о д у кц и и специалистам отдела, в случае о т ка за предъявления специалисты не нужны дублеры Качество рыбопродукции ------------------------ у ка за н н о го отдела имеют право осма триеать п р о д у кц ию с состав ­ лением со о тв е тс тв ующ и х а ктов и пониж ени ем с °Р тн о с ти без п р и ­ су тс тви я представителей флотов». После то го , ко гда уле глись стра ­ сти, М. В. М а врсн ко в , заместитель н а чал ьни ка прои зводственной сл уж бы БПО «Сезрыба», направля ­ ет в девять адресов п рое кт поло­ ж е н и я «О внутриведомственном кон троле качества ры б опр од у кци и на п р ед пр и я ти я х БПО «Севрыба». Н апраш иваю тся вопросы : что нового в этом проекте? К а кая по­ мощь будет о казана пр ед п р и я ти ­ ям, флотам, отделам главного т е х ­ нолога , всей те хнол о гичес кой службе?» Ответ долго искать не нужно. Все это уже было. Были и ошиб­ ки, потери, просчеты. Единствен­ ное, что можно назвать новым в этом проекте, так это попытку отдела качества БПО «Севрыба» подменить функции механико-су­ довой службы и, в частности, специалистов, отвечающих за ра­ боту технологического оборудо­ вания, его установку, регулиров­ ку, укомплектованность ЗИПом. Непонятно, зачем вновь со­ зданный отдел качества пытается в своем проекте дублировать обязанности технологов перед рейсом, проверять то, что дол­ жно быть проверено производст­ венным отделом (отделом глав­ ного технолога). Ведь ясно лю­ бому члену экипажа: если есть неполадки на рыбофабрике, то об этом будет немедленно доло­ жено капитану. Технолог в свою очередь обязан информировать производственный отдел. Все вопросы оперативно решаются на общефлотском графике или просто в рабочем порядке. За­ чем дублировать работу находя­ щегося на каждом предприятии и флоте инженера по стандарти­ зации? Для чего нужно прове­ рять дважды: специи, тару, та­ роупаковочные и другие вспомо­ гательные материалы, применяе­ мые при изготовлении и упаков­ ке рыбопродукции, если любой технолог или рыбмастер во вре­ мя их приемки на борт судна в порту или на промысле при об­ наружении несоответствия их нормативным документам вправе от них отказаться и составить со­ ответствующий акт, информиро­ вав при этом судовладельца и снабженческую организацию. В прое кте положения есть п у н к т : перед каж ды м выходом г. рейс и по приходе в порт (либо на промысле во время проверки) составляется д в ус торонний акт о го товнос ти судна к выполнению рейсового задания по качеству. Если судно не г о т о е о , т о ус танав ­ ливаю тся ко н нр е тны е причины и виновные . Странно чи тать та кие вы клад ­ ки в прое кте . Неужели адм ини ст­ рация судна , флота не в состоя ­ нии ус танови ть п р и ч и ны простоя и най ти виновных? На флотах с ущ е с тв ую т техно­ л о ги -н а с та вн и ки (флагманские те хноло ги ), ко торы е работают в районе промысла . Они пересажи­ ваю тся с судна на судно , где про ­ водят совещ ания , обучение, про­ веряю т знани я но рм а ти вны х .до­ к ум ен то в не тол ь ко у специали ­ стов те хн ол о ги ч е с ко й слУ>«бы . мо и у ос тал ьны х членов э ки п аж а . По п р о е к т у положения отдела к а ­ чества БПО «Севрыба» со тр уд ни ­ к и отдела при провер ке судов в море и на бере гу вы н уж дены дублировать работу э ти х специа ­ листов . П ри зна ться по совести, нет ж е ­ лания полностью о пи сы ва ть этот с коро спелы й д о кум е н т . В нем да­ же не оговорен ш та т отдела к а ­ чества, т . е. снолько в отделе бу ­ дет работать людей . А с амое глав ­ ное состои т в том, что н и к то в отделе качества н и к а к и х обяза­ тельств перед э ки п аж ем -и з го то ви - телем или д р у гим подразделением не несет. Все э ко ном и че с кие и з ­ д е р ж к и б уд ут за счет м оря ков , а вернее, за счет одного или не­ с к о л ь к и х лиц . Парадоксальнее же всего сле­ дующее: в проекте положения «Об организации отдела качест­ ва БПО «Севрыба» прослежива­ ется то, что даже проверенная инженерами-технологами отдела качества продукция, которая разрешена к отгрузке потреби­ телю, может быть забракована, переведена в низшую сортность самим потребителем, задержана до решения вопроса реализации. С. САМОЛКИН, технолог; П. ТАТАРЛЫ, рыбмастер Бело­ морской базы гослова; Н. КРАВЧУК, рыбмастер Мур­ манского тралового флота; А. ПЛЮЩ, технолог объеди­ нения «Мурманрыбпром»... (Всего 37 подписей). мореплавания как всегда... ния передать составление сводки по системе .«оператив­ ное управление» помощнику капитана по производству от­ ветили: «Чушь!» ★ * * Работа флотов в условиях хозрасчета и самофинансиро­ вания создала, увы, еще боль­ шую тревогу за безопасность мореплавания и эксплуатацию технических средств. Под дав- ле$?кем руководства флотов сокращаются экипажи, состав служб мореплавания и ме­ ханико-судовых, в погоне за сиюминутной прибылью уси­ ливают эксплуатацию судов, причем, с еще большим рве­ нием неподготовленные суда выталкиваются в море. Ну а что будет с флотом через 3 года, 5 лет? На бас­ сейне есть несколько комп­ лексных программ развития производства. Но до сих пор нет программы, которая по­ зволила бы свести к миниму­ му потери от аварий. Хроническая нехватка мно­ гих видов снабжения усилива­ ет и без того опасную ситуа­ цию. Кранцы мы перебрасы­ ваем с приходящих на отхо­ дящие суда. Не хватает по­ гружных насосов, аккумуля­ торных батарей, нет резино­ вых шлюпок «Орион», утеп­ ленных гидрокостюмов и так далее. И наконец, тревожную кар­ тину усугубляет тот факт, что сегодня на бассейне в эксп­ луатации находится очень много физически и морально устаревших судов. Почти чет­ верть от общей численности флота составляют суда, кото­ рым более двадцати лет. Именно на них и приходится большинство случаев водо- течности корпуса, значитель­ ная часть повреждений и от­ казов судовых технических средств. Безусловно, нельзя все бе­ ды списывать на объективные обстоятельства. Виноваты в аварийности и сами моряки. Причем, как подчеркивали вы­ ступавшие, причинами аварий­ ности были не только халат­ ность или несоблюдение тре­ бований нормативных доку­ ментов, но и недостаточная подготовка специалистов. На­ пример, сейчас в условиях сокращенного экипажа выпуск­ ник училища становится сра­ зу третьим помощником капи­ тана. На судах СТМ работают без матроса-рулевого, без лебедчика, функции которых выполняет подвахтенный штурман. Судоводители и ка­ питан максимально загруже­ ны. В условиях большой кон­ центрации судов в промрайо- не, да еще вблизи от ино­ странной рыболовной зоны эти перегрузки создают серь­ езную опасность. Старший механик БМРТ «Леонид Новоспасский» «Мур­ манрыбпрома» Н. И. Захаров начал выступление с такой фразы: — Я без особого желания согласился выступить здесь, поскольку польза от всех предыдущих совещаний ми­ нимальная, аварийность ра­ стет. Нельзя не согласиться с моряком, тем более, что вы­ сказанные им претензии к руководству бассейна — боль всех. Да, говорит Николай Иванович, ремонтно-подмен- ные команды выполняли боль­ шой объем работ. Но „забра­ ли «полярку»" у них, и резуль­ таты стали куда хуже. Вме­ нили обязанности РПК судо­ вым экипажам — «мы же эксплуатационники, выбира­ ем для ремонта только меха­ низмы, непосредственно свя­ занные с безопасностью мо­ реплавания». А другие меха­ низмы? Весьма низки моральные и материальные стимулы работы старшего механика, а ведь он 8 часов работает как слесарь (сокрещенка!), а затем выпол­ няет «мозговые» функции. Но ни внеочередной квартиры, ни телефона ему не видать. И по зарплате механики урав­ нены с другими командирами, хотя ответственность моряков судомеханической службы за безопасное плавание ку­ да выше, чем у матроса, боц­ мана. Особенно на автомати­ зированных судах. Наверное, все выступления было бы очень полезно по­ слушать и первым руководи­ телям и, особенно, главным инженерам. Но ни тех, ни других на совещании не бы­ ло. А ведь можно бы сразу спросить их: что будем де­ лать? Как при сокращенном штате избавить людей от чрезмерной усталости, от ко­ торой до аварии даже не шаг — полшага? Как выходить из снабженческого тупика? То есть сразу можно было объ­ яснить людям: это мы будем решать так, а это пока мы ре­ шить не в силах. И следовал бы конкретный совет, как луч­ ше поступить. Но отвечать было некому. Хотя и первые руководители, и главные ин­ женеры знали о предстоя­ щем совещании еще за месяц до его начала. Но, видимо, они считают, что проблема без­ опасности мореплавания не очень-то важна для их дея­ тельности. Хотя — что тут объяснять? — от того, как ра­ ботает судно и его оборудо­ вание, зависят и объемы про­ изводства, и прибыль. Каза­ лось бы, кровное дело... На совещании присутство­ вал начальник главного уп­ равления безопасности мо­ реплавания Минрыбхоза Г. В. Мещеряков. По поводу сокра­ щения экипажей он сказал следующее: вопрос этот пол­ ностью в ведении судовла­ дельцев, от них и зависит, ка­ ким образом укомплектована команда. Не обещал Георгий Васильевич и скорого перехо­ да на оптовую торговлю, по­ скольку «у нас везде дефи­ цит». Что касается сокращения бумаг, то упразднены все справки, которые заполнялись перед отходом судна. Но до­ кументы, касающиеся без­ опасности мореплавания, со­ кращать нельзя. Как улучшить работу фло­ тов? Пока Госплан действует старыми методами, сказал Г. В. Мещеряков, пока там не учитывают ни состояние сырь­ евой базы, ни техническое со­ стояние судов, трудно что- либо изменить. Ну а само уважаемое ми­ нистерство? Может, имеет смысл более остро ставить вопросы перед правительст­ вом? Поэтому, разделяя возму­ щение моряков по поводу но­ вых судов построенных по старым проектам, Г. В. Меще­ ряков напомнил высказывание К. Маркса: «Ошибки предше­ ственников, как кошмарный сон, тяготеют над умами жи­ вых». Правда, теперь в Мин- рыбхозе решили, что все про­ екты судов будут обсуждать­ ся с судовладельцами. * * * Совещание закончилось. Мне показалось, что люди вы­ ходили из зела несколько рас­ терянными. Аварийность рас­ тет. Реальных действий для ее предотвращения не видно. То, что «врага знают в лицо», то, что причины ясны каждо­ му, еще ничего само по себе не меняет. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz