Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
интересы общества, коллектива и личности Правофланговые Нам «Сработавшийся коллектив». Ходовое выражение , а что оно значит? Рассуждать на эту тему можно долго, навер ное, л у чш е привести пример. Есть на консервном заводе Мурманского рыбообрабаты вающего комбината смена мастера Тюкавиной . В четвертом квартале прошлого года заняла первое место в соревнова н и и по заводу . Годовой план выполнила ко 2 декабря. В чем секрет успеха? В люд я х : з веньевая Нина Николаевна ФБазовепко трудится на рыбокомбинате уже 33 года, она — наставник молодежи, работает на рыборазделочной маши не фирмы «Баадер». Эта машина заменяет 8 подготовлен ных рыбообработчиц, но заменить у к ладчицу Тамару Ме л ь ник ей пока не под силу . Еще бы: на проходившем недав но заводском конкурсе профмастерства Тамара заняла пер вое место. На снимке: Тамара МЕЛЪШШ. Ни для кого не секрет, что вы пуск качественной продукции яв ляется основой стабильности ра боты любого предприятия, осо бенно после перехода на полный хозрасчет и самофинансирование. Усовершенствовалась деятель ность производственных отделов (отделов главного технолога), на некоторых предприятиях созданы ОТК, в которые вошли специали сты-технологи. Причем без уве личения штата управленческого аппарата и перерасхода заработ ной платы. Это именно те спе циалисты, которые ранее были задействованы при 100-процент ном сертифицировании рыбо продукции. Значительная часть бывших инспекторов Северной инспекции по качеству рыбопро дукции перешла на флоты и бе реговые рыбоперерабатывающие предприятия. Собственно, и психология ры баков за последнее время резко изменилась. Если раньше матрос- рыбообработчик смотрел на вы пуск качественной продукции как на прихоть рыбмастера или тех нолога, то сегодня он уже ста вит вопрос перед администраци ей судна и флота в целом о том, чтобы выпускать больше пище вой и качественной рыбопродук ции. И это не случайно, ведь от этого зависит в конечном итоге заработная плата каждого члена экипажа. Кроме того, от качества продукции зависит не только ры бак, но и работа всей последую щей цепочки смежников. Что ж е прои с ход и т на самом деле? БПО «Севрыба» издает п р и ка з «Об о р га н и за ц и и в н у три вед ом с т венно го ко н тро л я качества» , по явилась радио грамм а за. подписью перво го заместителя генерально го д и р е к то р а БПО Э. К . Наумова , в ко то р о й сообщается , что в связи с ли квид ацией «Севрыбинспенции» в БПО создан отдел ко н тр о л я к а чества , на не го во злож ены ф у н к ц и и п р о в е р к и каче с тва ры б опр о д у к ц и и . Короче говоря , все в е р н у лось на к р у г и своя, н а к и при 100 -процентном сер тиф ициро ва нии р ы о о п р о д у кц и и . Далее следует рас п о р яж е н и е и у гр о за - - «обяжите своих представителей обеспечить предъявление ры б о п р о д у кц и и специалистам отдела, в случае о т ка за предъявления специалисты не нужны дублеры Качество рыбопродукции ------------------------ у ка за н н о го отдела имеют право осма триеать п р о д у кц ию с состав лением со о тв е тс тв ующ и х а ктов и пониж ени ем с °Р тн о с ти без п р и су тс тви я представителей флотов». После то го , ко гда уле глись стра сти, М. В. М а врсн ко в , заместитель н а чал ьни ка прои зводственной сл уж бы БПО «Сезрыба», направля ет в девять адресов п рое кт поло ж е н и я «О внутриведомственном кон троле качества ры б опр од у кци и на п р ед пр и я ти я х БПО «Севрыба». Н апраш иваю тся вопросы : что нового в этом проекте? К а кая по мощь будет о казана пр ед п р и я ти ям, флотам, отделам главного т е х нолога , всей те хнол о гичес кой службе?» Ответ долго искать не нужно. Все это уже было. Были и ошиб ки, потери, просчеты. Единствен ное, что можно назвать новым в этом проекте, так это попытку отдела качества БПО «Севрыба» подменить функции механико-су довой службы и, в частности, специалистов, отвечающих за ра боту технологического оборудо вания, его установку, регулиров ку, укомплектованность ЗИПом. Непонятно, зачем вновь со зданный отдел качества пытается в своем проекте дублировать обязанности технологов перед рейсом, проверять то, что дол жно быть проверено производст венным отделом (отделом глав ного технолога). Ведь ясно лю бому члену экипажа: если есть неполадки на рыбофабрике, то об этом будет немедленно доло жено капитану. Технолог в свою очередь обязан информировать производственный отдел. Все вопросы оперативно решаются на общефлотском графике или просто в рабочем порядке. За чем дублировать работу находя щегося на каждом предприятии и флоте инженера по стандарти зации? Для чего нужно прове рять дважды: специи, тару, та роупаковочные и другие вспомо гательные материалы, применяе мые при изготовлении и упаков ке рыбопродукции, если любой технолог или рыбмастер во вре мя их приемки на борт судна в порту или на промысле при об наружении несоответствия их нормативным документам вправе от них отказаться и составить со ответствующий акт, информиро вав при этом судовладельца и снабженческую организацию. В прое кте положения есть п у н к т : перед каж ды м выходом г. рейс и по приходе в порт (либо на промысле во время проверки) составляется д в ус торонний акт о го товнос ти судна к выполнению рейсового задания по качеству. Если судно не г о т о е о , т о ус танав ливаю тся ко н нр е тны е причины и виновные . Странно чи тать та кие вы клад ки в прое кте . Неужели адм ини ст рация судна , флота не в состоя нии ус танови ть п р и ч и ны простоя и най ти виновных? На флотах с ущ е с тв ую т техно л о ги -н а с та вн и ки (флагманские те хноло ги ), ко торы е работают в районе промысла . Они пересажи ваю тся с судна на судно , где про водят совещ ания , обучение, про веряю т знани я но рм а ти вны х .до к ум ен то в не тол ь ко у специали стов те хн ол о ги ч е с ко й слУ>«бы . мо и у ос тал ьны х членов э ки п аж а . По п р о е к т у положения отдела к а чества БПО «Севрыба» со тр уд ни к и отдела при провер ке судов в море и на бере гу вы н уж дены дублировать работу э ти х специа листов . П ри зна ться по совести, нет ж е лания полностью о пи сы ва ть этот с коро спелы й д о кум е н т . В нем да же не оговорен ш та т отдела к а чества, т . е. снолько в отделе бу дет работать людей . А с амое глав ное состои т в том, что н и к то в отделе качества н и к а к и х обяза тельств перед э ки п аж ем -и з го то ви - телем или д р у гим подразделением не несет. Все э ко ном и че с кие и з д е р ж к и б уд ут за счет м оря ков , а вернее, за счет одного или не с к о л ь к и х лиц . Парадоксальнее же всего сле дующее: в проекте положения «Об организации отдела качест ва БПО «Севрыба» прослежива ется то, что даже проверенная инженерами-технологами отдела качества продукция, которая разрешена к отгрузке потреби телю, может быть забракована, переведена в низшую сортность самим потребителем, задержана до решения вопроса реализации. С. САМОЛКИН, технолог; П. ТАТАРЛЫ, рыбмастер Бело морской базы гослова; Н. КРАВЧУК, рыбмастер Мур манского тралового флота; А. ПЛЮЩ, технолог объеди нения «Мурманрыбпром»... (Всего 37 подписей). мореплавания как всегда... ния передать составление сводки по системе .«оператив ное управление» помощнику капитана по производству от ветили: «Чушь!» ★ * * Работа флотов в условиях хозрасчета и самофинансиро вания создала, увы, еще боль шую тревогу за безопасность мореплавания и эксплуатацию технических средств. Под дав- ле$?кем руководства флотов сокращаются экипажи, состав служб мореплавания и ме ханико-судовых, в погоне за сиюминутной прибылью уси ливают эксплуатацию судов, причем, с еще большим рве нием неподготовленные суда выталкиваются в море. Ну а что будет с флотом через 3 года, 5 лет? На бас сейне есть несколько комп лексных программ развития производства. Но до сих пор нет программы, которая по зволила бы свести к миниму му потери от аварий. Хроническая нехватка мно гих видов снабжения усилива ет и без того опасную ситуа цию. Кранцы мы перебрасы ваем с приходящих на отхо дящие суда. Не хватает по гружных насосов, аккумуля торных батарей, нет резино вых шлюпок «Орион», утеп ленных гидрокостюмов и так далее. И наконец, тревожную кар тину усугубляет тот факт, что сегодня на бассейне в эксп луатации находится очень много физически и морально устаревших судов. Почти чет верть от общей численности флота составляют суда, кото рым более двадцати лет. Именно на них и приходится большинство случаев водо- течности корпуса, значитель ная часть повреждений и от казов судовых технических средств. Безусловно, нельзя все бе ды списывать на объективные обстоятельства. Виноваты в аварийности и сами моряки. Причем, как подчеркивали вы ступавшие, причинами аварий ности были не только халат ность или несоблюдение тре бований нормативных доку ментов, но и недостаточная подготовка специалистов. На пример, сейчас в условиях сокращенного экипажа выпуск ник училища становится сра зу третьим помощником капи тана. На судах СТМ работают без матроса-рулевого, без лебедчика, функции которых выполняет подвахтенный штурман. Судоводители и ка питан максимально загруже ны. В условиях большой кон центрации судов в промрайо- не, да еще вблизи от ино странной рыболовной зоны эти перегрузки создают серь езную опасность. Старший механик БМРТ «Леонид Новоспасский» «Мур манрыбпрома» Н. И. Захаров начал выступление с такой фразы: — Я без особого желания согласился выступить здесь, поскольку польза от всех предыдущих совещаний ми нимальная, аварийность ра стет. Нельзя не согласиться с моряком, тем более, что вы сказанные им претензии к руководству бассейна — боль всех. Да, говорит Николай Иванович, ремонтно-подмен- ные команды выполняли боль шой объем работ. Но „забра ли «полярку»" у них, и резуль таты стали куда хуже. Вме нили обязанности РПК судо вым экипажам — «мы же эксплуатационники, выбира ем для ремонта только меха низмы, непосредственно свя занные с безопасностью мо реплавания». А другие меха низмы? Весьма низки моральные и материальные стимулы работы старшего механика, а ведь он 8 часов работает как слесарь (сокрещенка!), а затем выпол няет «мозговые» функции. Но ни внеочередной квартиры, ни телефона ему не видать. И по зарплате механики урав нены с другими командирами, хотя ответственность моряков судомеханической службы за безопасное плавание ку да выше, чем у матроса, боц мана. Особенно на автомати зированных судах. Наверное, все выступления было бы очень полезно по слушать и первым руководи телям и, особенно, главным инженерам. Но ни тех, ни других на совещании не бы ло. А ведь можно бы сразу спросить их: что будем де лать? Как при сокращенном штате избавить людей от чрезмерной усталости, от ко торой до аварии даже не шаг — полшага? Как выходить из снабженческого тупика? То есть сразу можно было объ яснить людям: это мы будем решать так, а это пока мы ре шить не в силах. И следовал бы конкретный совет, как луч ше поступить. Но отвечать было некому. Хотя и первые руководители, и главные ин женеры знали о предстоя щем совещании еще за месяц до его начала. Но, видимо, они считают, что проблема без опасности мореплавания не очень-то важна для их дея тельности. Хотя — что тут объяснять? — от того, как ра ботает судно и его оборудо вание, зависят и объемы про изводства, и прибыль. Каза лось бы, кровное дело... На совещании присутство вал начальник главного уп равления безопасности мо реплавания Минрыбхоза Г. В. Мещеряков. По поводу сокра щения экипажей он сказал следующее: вопрос этот пол ностью в ведении судовла дельцев, от них и зависит, ка ким образом укомплектована команда. Не обещал Георгий Васильевич и скорого перехо да на оптовую торговлю, по скольку «у нас везде дефи цит». Что касается сокращения бумаг, то упразднены все справки, которые заполнялись перед отходом судна. Но до кументы, касающиеся без опасности мореплавания, со кращать нельзя. Как улучшить работу фло тов? Пока Госплан действует старыми методами, сказал Г. В. Мещеряков, пока там не учитывают ни состояние сырь евой базы, ни техническое со стояние судов, трудно что- либо изменить. Ну а само уважаемое ми нистерство? Может, имеет смысл более остро ставить вопросы перед правительст вом? Поэтому, разделяя возму щение моряков по поводу но вых судов построенных по старым проектам, Г. В. Меще ряков напомнил высказывание К. Маркса: «Ошибки предше ственников, как кошмарный сон, тяготеют над умами жи вых». Правда, теперь в Мин- рыбхозе решили, что все про екты судов будут обсуждать ся с судовладельцами. * * * Совещание закончилось. Мне показалось, что люди вы ходили из зела несколько рас терянными. Аварийность рас тет. Реальных действий для ее предотвращения не видно. То, что «врага знают в лицо», то, что причины ясны каждо му, еще ничего само по себе не меняет. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz