Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
В гостях у муз Без границ и барьеров • 4 \ •1 Палитра Заполярья Кажется, как просто позна комиться с художником: сами его работы рассказывают об авторе, раскрывают его харак тер, внутренний мир. И все же рискну сказать, что не ме нее красноречиво говорит о художнике его мастерская, которая всегда в какой-то ме ре — автопортрет хозяина. •Вот попадаешь впервые в мастерскую Анатолия Сергиен- ко — и вещи начинают слов но рассказывать о его творче стве, жизни... Большие полот на на стенах и маленькие гра фические работы — в самом деле: трудно определить (да р надо ли?), график он или живописец. Многочисленные гипсы и учебные натюрморты подтверждают, что Анатолий Александрович — руководи тель народной флотской изо студии. На полках — старые заржавленные каски, мотки колючей проволоки, гильзы от снарядов... Правильно, вы уже догадались! что одна из цент ральных в его творчестве — тема Великой Отечественной войны. А многочисленные ре продукции на стенах говорят нам еще об одном — о веч ном ученичестве истинного художника у мастеров прош лого и настоящего. С ра достью узнаются детали «ок ружения», уже не раз виден ные в натюрмортах — палит ры, кисти, белая ваза, канаты... А вот и сам хозяин — обая тельный человек, интересный собеседник. Что, кстати, помо гает ему пропагандировать изобразительное искусство не только средствами живопи си, но и словом: в Северомо рске А на толи й А л е к с а н д р о в и ч часто выступает с беседами 06 искусстве, с удовольствием водит гостей по выставкам. Когда мне захотелось по подробнее познакомиться с творчеством художника, я по просила показать произведе ния только за последние 5— 7 лет. Опрометчивость прось бы поняла уже очень скоро. Два воскресенья подряд автор показывал свои картины, гра фические листы и, казалось, поток работ и зрительных впе чатлений не иссякнет. Чью-то знаменитую фразу «Художник — профессия без выходных» с полным правом можно от нести к Анатолию Сергиенко (как .впрочем, и ко многим другим мурманским худож никам). «Охватить» его твор чество в одной небольшой статье практически невозмо жно: исторические картины и пейзажи, натюрморты и порт реты, графические листы, вы полненные в самых разнооб разных техниках. Мы уже привыкли к «узкой специализации» художников: или портретист, или пейзажист, или баталист. Сергиенко же берется за все жанры и к каждому пытается подойти неожиданно, сказать свое сло во, передать личностное виде ние мира. Например, наряду с привычными натюрмортами, изображающими дары приро ды, плоды, цветы, автор обра щается то к атрибутам худож ника («Натюрморт в мастерс кой на красной скатерти»), то к натюрморту-метафоре, раз мышлению («Посвящение Гут тузо», «Посвящение Веласке су»), как бы сверяя свою жизнь и творчество по этим вехам в истории искусства. Еще о д и н излюбленный е го ж а н р — п е й за ж . О чень м н о го работает Анатолий Александ рович с натуры, объездил уже всю Мурманскую область да и по стране поколесил нема ло. На основе небольших од- носеансных набросков, пере дающих непосредственное впе чатление, Сергиенко пишет крупные пейзажные полотна — то лирические, то эпичес кие, то взволнованнее по зву чанию. Интересны его портрет.б!, написанные также на основе натурных зарисовок, этюдов. Целую серию представляют собой небольшие портреты поморок Усатенко, Кичигиной, Николаевой. И как обобщение их типических черт, как син тез всего самого характерного у лучшего — картина «Помор ка»... Северная деревенька у залива. Мимо хоровода деву шек гордо плывет пожилая поморка в нарядном сарафа не — с сознанием собствен ного достоинства, красоты, си лы. Образ женщины — образ целого народа. Писать нелегко про худож ников — они постоянно в по иске, и делать какие-то выво ды бывает опрометчиво: сфе ра интересов любого творца очень широка. Но одно мож но сказать наверняка: творче ство Анатолия Александрови ча нашло своего зрителя в Мурманской области. Впро чем — поправлю сама себя — не только мурманчане и се вероморцы любуются его по лотнами. Они выставлялись В Москве, Ленинграде, Риге, дру гих городах страны. А недавно художник со своим коллегой Виталием Бубенцовым г.обызал в Норвегии, где открылась их совместная выставка. Истин ное искусство не знает гра ниц, языковых барьеров и легко находит путь к сердцу к а ж д о г о зри теля . Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. НА СНИМКАХ: А. СЕРГП- E1IK0; фрагмент картины «ТРЕВОГА». Фото Б. ВИРКНА. В свете рампы Д е б ю т т е а т р а «Рыбный Мурман» уже рассказывал читателям о том, что в Мур манске организован хозрасчетный театр-студия «Иван Иванов». Но вому театру помогли поязиться на свет объединение «Мурманская судоверфь», областное отделение Союза театральных деятелей и горотдел культуры. И вот в середине января на сценах Дома куль туры моряков и межсоюзного Дворца культуры был показан пер вый спектакль «Ивана Иванова» — постановка пьесы В. Павлова «Семейный ужин в половине второго». ...Трудно сказать, как в целом приняли его первые зрители. Школьники, например, покатывались со смеху. Зрители же сред него поколения нередко вытирали слезы, а после спектакля гово рили, что стало как-то теплее на душе. Давно уже известно, что если произведение искусства вызывает споры и противоречивые оценки, — значит оно состоялось. Просто каждый понимает, сколь ко может, и не в образованности тут дело. Спектакль, поставленный режиссером Юрием Чернышевым, по священ, казалось бы, узкосемейному событию. Благополучная кра савица — генеральская дочка, жена исполкомовского работника привела в роскошную родительскую квартиру закомплексованного, потрепанного, какого-то скрюченного да к тому же еще и пья ненького мужичка. Женщина угощает его, чуть ли не соблазняет, а он все норовит убежать. Да не успел. Поливая нетрезвую свою голову холодной водой, промок, нарядился в хозяйский халат, при тащил на спине в комнату из ванны завернутую в полотенце под ругу... А тут ее родители и муж с дачи вернулись, как раз в час ночи. Вот вам и «скандал в благородном семействе». Внимательный зритель поймет, что к этому «скандалу» привели в большой степени жизненные установки старших персонажей спектакля, связанные с культом материального благополучия и карьеры, выражающиеся в агрессивном презрении к тем, кто бед нее, кому не повезло. Мне кажется очень важным то, что именно люди с богатым и немалым жизненным опытом гак тонко и горячо отзываются на подтекст спектакля. В первом действии артисты Ирина Драпкина и Виктор Агафонов ведут камерный дуэт почти как музыканты. Случайная встреча на вечере выпускников в школе обнаружила, что не только Леша, давно изгнанный из Москвы и спивающийся где-то на Дальнем Во стоке, но и уверенная красавица Ира после короткой счастливой весны шестнадцать лет назад ничего хорошего в своей жизни не помнит. К тому же, повзрослев врозь, они стали разными людьми. И отчаянные попытки Иры как бы продолжить прежние отношения натыкаются на патологическую стеснительность совсем не подхо дящего ей теперь — по любым меркам — Леши... Генеральская квартира во втором действии становится куда бо лее шумной. В ней и поют, и играют на белом пианино, и даже пытаются стрелять из пистолета. И не меньше чем зрителей вол нуют самих артистов жизненные цели их персонажей. Безудержную алчность скрывает пед маской аристократичности Ксения Василь евыа, которую играет заслуженная артистка РСФСР Алла Журавле ва. Генерал в исполнении заслуженного артиста РСФСР Владими ра Стоменка простодушно и бестолково пытается примирить свою симпатию к Леше с тем решительным неприятием, которое прояв ляют к гостю жена и зять. Ну а сам зять Анатолий в трактовке Валерия Перепелицына, прекрасно зная надежность и силу своих закулисных связей, бюрократических рычагов, все же боится не вольного вмешательства Леши ■ его комфортную «номенклатур ную» жизнь. Хотелось бы подробно рассказать об актерских работах всех участников постановки. Но не буду. В спектакле есть богатый и многослойный подтекст, подробно разработаны нюансы взаимоот ношений персонажей. Все это требует такого же тщательного и ответственного анализа, но неизбежно приведет к упрощению смысла.., Гораздо легче Й приятнее (да и полезнее) все это пе режить, находясь в зрительном зале. Это искренний совет. Дорогого стоит выбор пьесы для открытия нового театра. Да и манера проведения премьеры имеет замечание. Творческий кол лектив театра-студии «Иван Иванов» начал Свое существование с интеллигентной скромностью, приглашая на спектакль тех, кому не чужда жизнь человеческого духа. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманской организации Союза театральных деяте лей. * После вахты Н ЕДАВНЯЯ ВЫСТАВКА произ- 11 ведений самодеятельных худож ников области в краеведческом музее привлекала зрителей не только уров нем работ, но и обилием жанров. Ж и вопись, резьба по дереву и камню, мягкая игрушка, русские кружева — вот далеко не полный перечень того, что можно было здесь увидеть. Ji среди прочих не затерялись в экспо зиции изделия из дерева, сработан ные руками матроса ПТО «Севрыб- поиск» Владимира Александровича Холодкова.: Вот уже восемнадцать лет трудит ся Владимир Александрович в море. Сейчас занимается на курсах повы шения квалификации, готовится стать боцманом. Встретились мы у него до ма, где мастер показал элегантные подсвечники, своеобразные вазы, сде ланные из так называемых кап(наро стов на деревьях), маски, изящные предметы кухонной утвари — миски, подставки, солонки... — С нее-то все и началось, — ус мехнулся Владимир Александрович, показывая мне одну такую солонку, «Казалось бы, пустяк...» украшенную затейливой резьбой. — казалось бы, пустяк, а ведь не одну мозоль набил, прежде чем стало по лучаться. Главные проблемы для человека, решившего посвятить свое свободное время изучению народны;: ремесел, это нехватка специальной литературы и материала, того, с чего начинается работа. Из далекой Тулы, где родил ся моряк, приходится доставлять ему в Мурманск заготовки из тополя, со сен, бука. Кто, конечно, с чем воз вращается на судно из отпуска. Хо лодков — с «дровами»... И с новыми замыслами. Большинство изделий выполнены им в море, на переходах, в свободное от нелегкой вахты часы. Порядочно претензий накопилось у рыбаков к организаторам их досуга в море. По ка мало что могут те предложить лю дям, оторванным длительное время от своих родных и близких, кроме шашек, шахмат да не новых фильмов на стареньких «Украинах». Одни ми рятся с подобным положением дел, другие, такие как Владимир Алек сандрович, ищут себе з$йятие по ду ше. Которое приносит радость и им самим, и еще многим, многим людям. В этом ведь и состоит главный смысл творчества — делиться радостью.; Нет, Холодков не собирается «пе реходить в профессионалы». Резьба для него — только хобби. Да и мне ния о своих возможностях он скром ного: — Чтобы по-настоящему овладеть древним ремеслом, не хватает навы ка, нужно еще многому научиться. Однако в книге отзывов посетите лей областной выставки можно найти теплые отзывы о работах мастера. Значит, зрители оценили. С. ПАХОМОВ, рабочий ТСО «Мурманскстрой», наш енешт. корр. Фото В. КОРЕЦКОГО. 3 февраля1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz