Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.

В гостях у муз Без границ и барьеров • 4 \ •1 Палитра Заполярья Кажется, как просто позна­ комиться с художником: сами его работы рассказывают об авторе, раскрывают его харак­ тер, внутренний мир. И все же рискну сказать, что не ме­ нее красноречиво говорит о художнике его мастерская, которая всегда в какой-то ме­ ре — автопортрет хозяина. •Вот попадаешь впервые в мастерскую Анатолия Сергиен- ко — и вещи начинают слов­ но рассказывать о его творче­ стве, жизни... Большие полот­ на на стенах и маленькие гра­ фические работы — в самом деле: трудно определить (да р надо ли?), график он или живописец. Многочисленные гипсы и учебные натюрморты подтверждают, что Анатолий Александрович — руководи­ тель народной флотской изо­ студии. На полках — старые заржавленные каски, мотки колючей проволоки, гильзы от снарядов... Правильно, вы уже догадались! что одна из цент­ ральных в его творчестве — тема Великой Отечественной войны. А многочисленные ре­ продукции на стенах говорят нам еще об одном — о веч­ ном ученичестве истинного художника у мастеров прош­ лого и настоящего. С ра­ достью узнаются детали «ок­ ружения», уже не раз виден­ ные в натюрмортах — палит­ ры, кисти, белая ваза, канаты... А вот и сам хозяин — обая­ тельный человек, интересный собеседник. Что, кстати, помо­ гает ему пропагандировать изобразительное искусство не только средствами живопи­ си, но и словом: в Северомо­ рске А на толи й А л е к с а н д р о в и ч часто выступает с беседами 06 искусстве, с удовольствием водит гостей по выставкам. Когда мне захотелось по­ подробнее познакомиться с творчеством художника, я по­ просила показать произведе­ ния только за последние 5— 7 лет. Опрометчивость прось­ бы поняла уже очень скоро. Два воскресенья подряд автор показывал свои картины, гра­ фические листы и, казалось, поток работ и зрительных впе­ чатлений не иссякнет. Чью-то знаменитую фразу «Художник — профессия без выходных» с полным правом можно от­ нести к Анатолию Сергиенко (как .впрочем, и ко многим другим мурманским худож­ никам). «Охватить» его твор­ чество в одной небольшой статье практически невозмо­ жно: исторические картины и пейзажи, натюрморты и порт­ реты, графические листы, вы­ полненные в самых разнооб­ разных техниках. Мы уже привыкли к «узкой специализации» художников: или портретист, или пейзажист, или баталист. Сергиенко же берется за все жанры и к каждому пытается подойти неожиданно, сказать свое сло­ во, передать личностное виде­ ние мира. Например, наряду с привычными натюрмортами, изображающими дары приро­ ды, плоды, цветы, автор обра­ щается то к атрибутам худож­ ника («Натюрморт в мастерс­ кой на красной скатерти»), то к натюрморту-метафоре, раз­ мышлению («Посвящение Гут­ тузо», «Посвящение Веласке­ су»), как бы сверяя свою жизнь и творчество по этим вехам в истории искусства. Еще о д и н излюбленный е го ж а н р — п е й за ж . О чень м н о го работает Анатолий Александ­ рович с натуры, объездил уже всю Мурманскую область да и по стране поколесил нема­ ло. На основе небольших од- носеансных набросков, пере­ дающих непосредственное впе­ чатление, Сергиенко пишет крупные пейзажные полотна — то лирические, то эпичес­ кие, то взволнованнее по зву­ чанию. Интересны его портрет.б!, написанные также на основе натурных зарисовок, этюдов. Целую серию представляют собой небольшие портреты поморок Усатенко, Кичигиной, Николаевой. И как обобщение их типических черт, как син­ тез всего самого характерного у лучшего — картина «Помор­ ка»... Северная деревенька у залива. Мимо хоровода деву­ шек гордо плывет пожилая поморка в нарядном сарафа­ не — с сознанием собствен­ ного достоинства, красоты, си­ лы. Образ женщины — образ целого народа. Писать нелегко про худож­ ников — они постоянно в по­ иске, и делать какие-то выво­ ды бывает опрометчиво: сфе­ ра интересов любого творца очень широка. Но одно мож ­ но сказать наверняка: творче­ ство Анатолия Александрови­ ча нашло своего зрителя в Мурманской области. Впро­ чем — поправлю сама себя — не только мурманчане и се­ вероморцы любуются его по­ лотнами. Они выставлялись В Москве, Ленинграде, Риге, дру­ гих городах страны. А недавно художник со своим коллегой Виталием Бубенцовым г.обызал в Норвегии, где открылась их совместная выставка. Истин­ ное искусство не знает гра­ ниц, языковых барьеров и легко находит путь к сердцу к а ж д о г о зри теля . Н. ИЗМАЙЛОВА, искусствовед. НА СНИМКАХ: А. СЕРГП- E1IK0; фрагмент картины «ТРЕВОГА». Фото Б. ВИРКНА. В свете рампы Д е б ю т т е а т р а «Рыбный Мурман» уже рассказывал читателям о том, что в Мур­ манске организован хозрасчетный театр-студия «Иван Иванов». Но­ вому театру помогли поязиться на свет объединение «Мурманская судоверфь», областное отделение Союза театральных деятелей и горотдел культуры. И вот в середине января на сценах Дома куль­ туры моряков и межсоюзного Дворца культуры был показан пер­ вый спектакль «Ивана Иванова» — постановка пьесы В. Павлова «Семейный ужин в половине второго». ...Трудно сказать, как в целом приняли его первые зрители. Школьники, например, покатывались со смеху. Зрители же сред­ него поколения нередко вытирали слезы, а после спектакля гово­ рили, что стало как-то теплее на душе. Давно уже известно, что если произведение искусства вызывает споры и противоречивые оценки, — значит оно состоялось. Просто каждый понимает, сколь­ ко может, и не в образованности тут дело. Спектакль, поставленный режиссером Юрием Чернышевым, по­ священ, казалось бы, узкосемейному событию. Благополучная кра­ савица — генеральская дочка, жена исполкомовского работника привела в роскошную родительскую квартиру закомплексованного, потрепанного, какого-то скрюченного да к тому же еще и пья­ ненького мужичка. Женщина угощает его, чуть ли не соблазняет, а он все норовит убежать. Да не успел. Поливая нетрезвую свою голову холодной водой, промок, нарядился в хозяйский халат, при­ тащил на спине в комнату из ванны завернутую в полотенце под­ ругу... А тут ее родители и муж с дачи вернулись, как раз в час ночи. Вот вам и «скандал в благородном семействе». Внимательный зритель поймет, что к этому «скандалу» привели в большой степени жизненные установки старших персонажей спектакля, связанные с культом материального благополучия и карьеры, выражающиеся в агрессивном презрении к тем, кто бед­ нее, кому не повезло. Мне кажется очень важным то, что именно люди с богатым и немалым жизненным опытом гак тонко и горячо отзываются на подтекст спектакля. В первом действии артисты Ирина Драпкина и Виктор Агафонов ведут камерный дуэт почти как музыканты. Случайная встреча на вечере выпускников в школе обнаружила, что не только Леша, давно изгнанный из Москвы и спивающийся где-то на Дальнем Во­ стоке, но и уверенная красавица Ира после короткой счастливой весны шестнадцать лет назад ничего хорошего в своей жизни не помнит. К тому же, повзрослев врозь, они стали разными людьми. И отчаянные попытки Иры как бы продолжить прежние отношения натыкаются на патологическую стеснительность совсем не подхо­ дящего ей теперь — по любым меркам — Леши... Генеральская квартира во втором действии становится куда бо­ лее шумной. В ней и поют, и играют на белом пианино, и даже пытаются стрелять из пистолета. И не меньше чем зрителей вол­ нуют самих артистов жизненные цели их персонажей. Безудержную алчность скрывает пед маской аристократичности Ксения Василь­ евыа, которую играет заслуженная артистка РСФСР Алла Журавле­ ва. Генерал в исполнении заслуженного артиста РСФСР Владими­ ра Стоменка простодушно и бестолково пытается примирить свою симпатию к Леше с тем решительным неприятием, которое прояв­ ляют к гостю жена и зять. Ну а сам зять Анатолий в трактовке Валерия Перепелицына, прекрасно зная надежность и силу своих закулисных связей, бюрократических рычагов, все же боится не­ вольного вмешательства Леши ■ его комфортную «номенклатур­ ную» жизнь. Хотелось бы подробно рассказать об актерских работах всех участников постановки. Но не буду. В спектакле есть богатый и многослойный подтекст, подробно разработаны нюансы взаимоот­ ношений персонажей. Все это требует такого же тщательного и ответственного анализа, но неизбежно приведет к упрощению смысла.., Гораздо легче Й приятнее (да и полезнее) все это пе­ режить, находясь в зрительном зале. Это искренний совет. Дорогого стоит выбор пьесы для открытия нового театра. Да и манера проведения премьеры имеет замечание. Творческий кол­ лектив театра-студии «Иван Иванов» начал Свое существование с интеллигентной скромностью, приглашая на спектакль тех, кому не чужда жизнь человеческого духа. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманской организации Союза театральных деяте­ лей. * После вахты Н ЕДАВНЯЯ ВЫСТАВКА произ- 11 ведений самодеятельных худож­ ников области в краеведческом музее привлекала зрителей не только уров­ нем работ, но и обилием жанров. Ж и ­ вопись, резьба по дереву и камню, мягкая игрушка, русские кружева — вот далеко не полный перечень того, что можно было здесь увидеть. Ji среди прочих не затерялись в экспо­ зиции изделия из дерева, сработан­ ные руками матроса ПТО «Севрыб- поиск» Владимира Александровича Холодкова.: Вот уже восемнадцать лет трудит­ ся Владимир Александрович в море. Сейчас занимается на курсах повы­ шения квалификации, готовится стать боцманом. Встретились мы у него до­ ма, где мастер показал элегантные подсвечники, своеобразные вазы, сде­ ланные из так называемых кап(наро­ стов на деревьях), маски, изящные предметы кухонной утвари — миски, подставки, солонки... — С нее-то все и началось, — ус­ мехнулся Владимир Александрович, показывая мне одну такую солонку, «Казалось бы, пустяк...» украшенную затейливой резьбой. — казалось бы, пустяк, а ведь не одну мозоль набил, прежде чем стало по­ лучаться. Главные проблемы для человека, решившего посвятить свое свободное время изучению народны;: ремесел, это нехватка специальной литературы и материала, того, с чего начинается работа. Из далекой Тулы, где родил­ ся моряк, приходится доставлять ему в Мурманск заготовки из тополя, со­ сен, бука. Кто, конечно, с чем воз­ вращается на судно из отпуска. Хо­ лодков — с «дровами»... И с новыми замыслами. Большинство изделий выполнены им в море, на переходах, в свободное от нелегкой вахты часы. Порядочно претензий накопилось у рыбаков к организаторам их досуга в море. По­ ка мало что могут те предложить лю­ дям, оторванным длительное время от своих родных и близких, кроме шашек, шахмат да не новых фильмов на стареньких «Украинах». Одни ми­ рятся с подобным положением дел, другие, такие как Владимир Алек­ сандрович, ищут себе з$йятие по ду­ ше. Которое приносит радость и им самим, и еще многим, многим людям. В этом ведь и состоит главный смысл творчества — делиться радостью.; Нет, Холодков не собирается «пе­ реходить в профессионалы». Резьба для него — только хобби. Да и мне­ ния о своих возможностях он скром­ ного: — Чтобы по-настоящему овладеть древним ремеслом, не хватает навы­ ка, нужно еще многому научиться. Однако в книге отзывов посетите­ лей областной выставки можно найти теплые отзывы о работах мастера. Значит, зрители оценили. С. ПАХОМОВ, рабочий ТСО «Мурманскстрой», наш енешт. корр. Фото В. КОРЕЦКОГО. 3 февраля1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz