Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.
/ о Социальная справедливость Д ЕКАБРЬСКИМ хмурым утром я зашел в отде ление связи. Оно было почти пустым, лишь у окошка, где оформля лись денежные переводы и выплачивались пенсии, стояла старая женщина. Беря блан ки, я невольно услышал ее голос. В нем звучали мольба И какая-то безнадежность. — Доченька, — говорила она, обращаясь к работнице почты, — ведь всего два дня осталось до десятого ^ числа. Сделай милость, выдай пен сию. Не рассчитала я, купила внучке пальтишко и третий месяц не могу концы с кон цами свести... Стыдно гово рить, но на хлеб не осталось. Женщина явно стеснялась своей необычной просьбы. На лице молодой работницы были написаны и участие, и растерянность: она так же тихо и, видимо, не в первый раз отвечала: — Не могу я, мамаша... Понимаете, не имею права выдать пенсию досрочно. — Что же делать? — про шептала старушка, и такое от чаяние прозвучало в этих словах, что я не выдержал, тронул ее за руку: — Пойдемте, мамаша, к заведующей, попробуем уго ворить. Мы уговорили заведующую отделением связи, женщине пенсию выдали. Именно по этому не называю номер от деления, так как не уверен, что поступок почтовых работ ников был законным. То есть, не уверен, что у какого- нибудь «блюстителя» не дрог нет рука «поставить их на ме сто», наказать... Но этот слу чай заставил меня обратиться в газету. В ДОКЛАДЕ на XXVII съезде КПСС М. С. Гор бачев говорил: «Курс на ускорение не сво дится к преобразова ниям в экономической обла сти. Он предусматривает про ведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа соци альной справедливости». К сожалению, начав реали зацию экономической рефор мы, подчинив свою деятель ность прибыли, многие пред приятия промышленности и огросферы, кооперативы, пользуясь бесконтрольностью и полемической «дымовой за весой» вокруг вопросов це нообразования, а также тем, что экономические методы борьбы с разными «переги бами» пока не найдены или не действуют, создают поло жение, нарушающее этот принцип. Возникла тревожная ситуа ция. Для чего необходимо повышать эффективность со циалистического производст ва? Конечная цель, видимо, в том, чтобы за счет роста про изводительности труда и сни жения себестоимости продук ции обеспечить снижение розничных цен на товары, по высить покупательную способ ность рубля. То есть улуч шить материальное положе ние всего народа. А сейчас эффективность явно стала по ниматься как повышение бла госостояния лишь самих кол лективов предприятий-изгото- вителей, агрофирм и коопе ративов. За счет тех, кто не участвует непосредственно в производстве. Пока экономисты, социоло ги и публицисты ломают копья вокруг предстоящей ре формы цен, она, похоже, уже началась. Причем, лишь в сто рону повышения и в самом негодном варианте — стихий но. Прогрессирующая дорого визна жизненно необходимых товаров и продуктов питания (мяса, мясопродуктов, ово щей, фруктов), исчезновение с прилавков дешевых предме тов первой необходимости стремительно стали увеличи вать в нашем обществе целый слой людей малоимущих, с резко ограниченной покупа тельской способностью. Это в основном многомиллионная категория пенсионеров, ве теранов войны и тру да. Людей, которые в не имоверных трудностях соци алистического становления своим трудом, всей жизнью создали фундамент, на кото рый сейчас опирается пере стройка. О ДАННЫМ ЦСУ СССР и ВЦСПС сейчас в стране 43 миллиона человек оказались за чертой бед ности. Из них более по ловины — пенсионеры, полу чающие пенсию в размере от 50 до 75 рублей в месяц. Остальные — от 75 и выше, но значительно ниже средне го заработка в народном и сельском хозяйстве. В эту ка тегорию входят студенты и часть людей из числа моло дых специалистов, служащих непроизводственной сферы. Партией и правительством принимаются меры по улуч шению социального положе ния общества, в том числе и пенсионеров. Как известно, в начале января, Политбюро ЦК КПСС рассмотрело предложе ние Совета Министров страны о мерах по устранению недо статков в сложившейся прак тике установления цен. В Мур манске все активнее действу ет комплексная программа «Забота», организованная об ластным советом ветеранов совместно с партийными и со ветскими органами. Однако пока с прилавков областного центра исчезают ранее доступные для людей с низкими доходами товары: зимняя женская и мужская обувь с ценами от 30 до 55 рублей для людей пожилого во зраста , валенки , деш евы е женские пальто с простыми воротниками из искусственно го меха, цигейки и многое другое. Нет, фактически то вары есть, но вместо 70—80, например, рублей стоят 130— 140. В магазинах поселка судо ремонтников на Абраммысе пропали дешевые трикотаж ные женские и мужские из делия, а те, что имеются в продаже, ничем не отличают ся от своих «собратьев», но стоят вдвое дороже. В тех же магазинах висят подорожав шие на 30— 45 процентов муж ские костюмы, женские платья-халаты, пальтишки для дошкольников. Исчезли кол готки детские и подростко вые, мебель, холодильники, стиральные машины, электро утюги, предметы бытовой хи мии, хозяйственное мыло, де шевые настольные лампы, а также керамическая и эмали рованная посуда, недорогие ковровые изделия и т. д. В магазинах Кольского рыбкоо- па торгуют овощами и даже мясными консервами госу дарственной выработки по ко миссионным ценам. Никак не обойдешь тут и еще один, пусть маломощный пока сектор народного хозяй ства. Он тоже вносит лепту в скачку цен. В Мурманске и области разворачивают свою деятельность различные тор говые кооперативы, многие из которых, опираясь на си стему свободного закупа и перепродажи, на мой взгляд, по существу занимаются спе куляцией. Предприятия гос торговли и облрыболовпотреб- союза откровенно пасуют пе ред ними, сдавая одну пози цию за другой. Торговые ор ганизации передают под коо перативы и магазины облаг- ропрома помещения торговли и общепита, суживая и без того скромные собственные возможности. Обещанная же экономистами золотая пора, когда кооперативы, конкури руя с государственным сек тором, начнут искать выгоду в снижении цен, похоже насту пит очень и очень не скоро. Затянулся болезненный узел — цены на целый ряд промышленных товаров и на продукты питания вырвались из-под контроля, они опроки дывают некоторые экономи ческие концепции и создают социальную напряженность. Для мурманчан с невысокими доходами это ощутимо осо бенно, ведь у нас, так же как и в других регионах Крайнего Севера, действуют поясные наценки. Старушка, с которой я по встречался в отделении свя зи, рассказала, что получает довольно большую, на ее взгляд, пенсию — 96 рублей в месяц. Но она воспитывает внучку двенадцати лет и, усту пив просьбам девочки, купила ей шубку из искусственного меха за 140 рублей. — Два года назад, — поде лилась женщина, — такое пальтишко стоило восемьде сят... Мой сосед по дому, вете ран рыболовного флота, вме сте с женой пенсионеркой имеет месячный доход 200 рублей. По его словам, после расходов на питание и жилье мелкие бытовые нужды, га зеты и лекарства, выкроить деньги на покупку носильных вещей почти невозможно. В УСЛОВИЯХ диктата пред приятий - изготовите лей, прямо заинтересо ванных в повышении цен на свою продук цию, госторги, облрыболовпо- требсоюз и орсы медленно перестраивают систему поста вок и организации торговли. Кое-где, впрочем, уже оцени ли, прочувствовали всю тре вожность ситуации, начинают п р е д п р и н им а т ь м е ры . Многие предприятия торговли Эсто нии, Белоруссии, Белгород ской, Рязанской и некоторых других областей перешли на прямые долговременные до говорные отношения с постав щиками через магазины. Та кие отношения прямо влияют на ассортимент выпуска про дукции, побуждают предприя тия учитывать интересы при лавка, а через них — интере сы покупателя. Или вот такая небезынте ресная «картинка с натуры». Осенью прошлого года мне довелось присутствовать при разговоре представителя ма газина «Одежда» Бауманско го района Москвы с коммер ческим директором швейного предприятия. Речь шла о по ставках товаров в 1989 году. Предприятие имело право вы бора покупателя, но с этим магазином продолжало твер дые договорные отношения, учитывало его ассортимент ные запросы. Свою позицию коммерческий директор объ яснил просто: они предпочи тают прочные связи сиюми нутной конъюнктурной выго де. Ведь ситуация может из мениться в пользу торговли, и тогда швейникам самим при дется искать покупателя. Ре путация, отлаженные контак ты — дороже! ...Значит, может торговля как-то влиять на производите лей? Не знаю, как в каждом кон кретном случае ведут себя на елл лу м переговорах с поставщиками мурманчане... Но, судя по прилавкам, можно сделать вот какой вывод. Придержи ваясь сложившихся в послед ние годы методов, озабочен ные главным образом (если не единственно) выполнением плана товарооборота, многие торговые предприятия обла сти безоговорочно (если не с радостью) закупают дорого стоящие изделия, отводя ас сортименту третьестепенное значение. Отсутствие дешевых товаров продавцов, как гово рят в народе, «не колышет»: куда покупателю деваться при нынешнем-то дефиците? По- кряхтит-повздыхает, а денеж ки выложит! И чем больше — т м чше... ОЖНО ЛИ сейчас, не дожидаясь правительст венных мер по улучше нию пенсионного обес печения и сдерживанию роста цен, что-то изменить в областной торговле так, чтобы она повернулась лицом к лю дям? Чтобы их интересы совпа ли? Мне кажется, можно. Но для этого необходимо активно ис пользовать так называемый человеческий фактор, мате риально заинтересовать ра ботников торговли не только в выполнении плана товаро оборота, но и в расширении ассортимента товаров, в том числе, — дешевых, доступных для массового покупателя. Элементы хозяйственного расчета в экономике появля лись у нес не только в пери од нэпа. Было подобное и в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов, в так называемый период «оттепе ли». Тогда мне пришлось ру ководить торговы/. и организа циями, в том числе, в Моск ве. Не выходя из рамок рен табельности, мы применяли широкую гамму доплат работ никам магазинов и баз. Ко нечно, поощряли за перевы полнение плана товарооборо та. Но также и за ассорти ментное покрытие плана. То есть припла чи вали тем , кто держал на прилавках широ кий выбор товаров — на лю бой кошелек. А не тем, кто дожидался конца месяца или квартала в надежде, что р последний день «подкинут» какой-нибудь ходкий и «день гоемкий» дефицит. Стимули ровали рублем постоянное изучение спроса покупателей и отсутствие жалоб, а также сокращение издержек. Зная потребности людей, работники торговли боролись за широкий набор товаров для конкретных групп населения их микрорайона. Ону были заинтересованы, чтобы каж дый мог сделать покупку по доходам, и сделал именно у них. Кошелек продавца пусть не полностью, но в сущест венной мере зависел от того, как его хозяин относится к рядовым покупателям. Во вто рой половине шестидесятых годов Минторг начал опуты вать торговлю сетью различ ных ограничений инструкций и положений. Инициатива оказа лась не у дел. Резко снизи лись заработки в отрасли, увеличилось число наруше ний, хищений. К концу семи десятых в большинстве обла стей страны план товарообо рота стал хронически не вы полняться. Разумеется, не хочу ни идеализировать ситуацию чет вертьвековой давности, ни упрощать нынешнее положе ние. Многое сейчас меняется. Тем, кто хочет работать по-но вому, развязывают руки... Но — постепенно, узелок за узел ком. Вот год с небольшим назад правление Центросою за утвердило положение о хозяйственном расчете в тор говых предприятиях коопера ции. К ним принадлежит и крупнейший в Мурманске уни вермаг «Волна», годовой то варооборот которого превы шает 50 миллионов, а рента бельность 4 процента. Одна ко ни рубля коллектив не имеет права отчислить из при были в фонд материального поощрения без разрешения облрыболовпотребсоюза. На- шелся-таки на этот случай спе циальный параграф. В резуль тате для продавца ничего не изменилось: невысокая тариф ная ставка (в зависимости от категории) плюс премиальные при перевыполнении плана то го же товарооборота. Зна чит, как и прежде, нет ни ма лейшего резона добиваться расширения ассортимента, «во зиться» с дешевыми товарам^. Наоборот: давай, что подорФ же ! Такой, с позволения ска зать, «хозрасчет» ено вь на правлен в конечном счете протиз покупателя с небога тым кошельком. Прямым же связям с пред приятиями ~ изготовителями, считают продавцы, препятст вуют и режим фондораег.ре- деления, и ус.аревшие доку менты вроде знаменитых «Ус ловий поставок», и сопротив ление торгов, баз. Оптовые базы ,например, кровно заин тересованы в том, чтобы удли нить путь товара до прилавка: за его «перевалку» они полу чают солидные отчисления. Трудно со стороны судить, насколько неодолимы все эти препятствия. И тут, думается, пора Советам народных депу татов занять более активную, требовательную позицию, по ра пошевелить руководителей торговли. Мало лишь прове рять соблюдение правил. (Да и все ли инь/е действующие правила разумны?) Н е о б х о д и мо серьезно контролирогг^ъ4 направленность торговой по литики в период экономиче ских реформ, постоянно сле дить, ориентирована она лишь на план товарооборота, го лую «перекачку денег» или же на интересы людей. Всех советских людей. М НОГИЕ предприятия-из готовители и торговые фирмы нынче стремятся к уровню мировых стан дартов. Это, конечно, хорошо. Правильно, что воз никают фирмы по производ ству особо модных товаров, появляются престижные мага зины-салоны «Люкс», совмест ные «Бурда-мода», «Кристиан Диор»... Кому-то позарез не обходимы и такие товары. Возможность приобрести пре стижные дорогие изделия, по идее, должна подвигнуть нас лучше трудиться, чтобы боль ше зарабатывать. Пишут вот, намечается даже фирма по производству собачьих и к о шачьих аксессуаров... Однако нельзя забывать: ря дом живут люди, которым, для того чтобы скромно жить, питаться, одеваться, воспиты вать детей и внуков, приходит ся рассчитывать свой бюджет по копейкам. Они отдали стране все, что имели — и си лы, и здоровье. Прожили, от казывая себе порой в самом необходимом. От чего еще, глядя на нынешние ценники, должны они отказаться? Ю. ЕГОРОВ, наш внешт. корр. 3 февраля 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН J
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz