Рыбный Мурман. 1989 г. Февраль.

/ о Социальная справедливость Д ЕКАБРЬСКИМ хмурым утром я зашел в отде­ ление связи. Оно было почти пустым, лишь у окошка, где оформля­ лись денежные переводы и выплачивались пенсии, стояла старая женщина. Беря блан­ ки, я невольно услышал ее голос. В нем звучали мольба И какая-то безнадежность. — Доченька, — говорила она, обращаясь к работнице почты, — ведь всего два дня осталось до десятого ^ числа. Сделай милость, выдай пен­ сию. Не рассчитала я, купила внучке пальтишко и третий месяц не могу концы с кон­ цами свести... Стыдно гово­ рить, но на хлеб не осталось. Женщина явно стеснялась своей необычной просьбы. На лице молодой работницы были написаны и участие, и растерянность: она так же тихо и, видимо, не в первый раз отвечала: — Не могу я, мамаша... Понимаете, не имею права выдать пенсию досрочно. — Что же делать? — про­ шептала старушка, и такое от­ чаяние прозвучало в этих словах, что я не выдержал, тронул ее за руку: — Пойдемте, мамаша, к заведующей, попробуем уго­ ворить. Мы уговорили заведующую отделением связи, женщине пенсию выдали. Именно по­ этому не называю номер от­ деления, так как не уверен, что поступок почтовых работ­ ников был законным. То есть, не уверен, что у какого- нибудь «блюстителя» не дрог­ нет рука «поставить их на ме­ сто», наказать... Но этот слу­ чай заставил меня обратиться в газету. В ДОКЛАДЕ на XXVII съезде КПСС М. С. Гор­ бачев говорил: «Курс на ускорение не сво­ дится к преобразова­ ниям в экономической обла­ сти. Он предусматривает про­ ведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа соци­ альной справедливости». К сожалению, начав реали­ зацию экономической рефор­ мы, подчинив свою деятель­ ность прибыли, многие пред­ приятия промышленности и огросферы, кооперативы, пользуясь бесконтрольностью и полемической «дымовой за­ весой» вокруг вопросов це­ нообразования, а также тем, что экономические методы борьбы с разными «переги­ бами» пока не найдены или не действуют, создают поло­ жение, нарушающее этот принцип. Возникла тревожная ситуа­ ция. Для чего необходимо повышать эффективность со­ циалистического производст­ ва? Конечная цель, видимо, в том, чтобы за счет роста про­ изводительности труда и сни­ жения себестоимости продук­ ции обеспечить снижение розничных цен на товары, по­ высить покупательную способ­ ность рубля. То есть улуч­ шить материальное положе­ ние всего народа. А сейчас эффективность явно стала по­ ниматься как повышение бла­ госостояния лишь самих кол­ лективов предприятий-изгото- вителей, агрофирм и коопе­ ративов. За счет тех, кто не участвует непосредственно в производстве. Пока экономисты, социоло­ ги и публицисты ломают копья вокруг предстоящей ре­ формы цен, она, похоже, уже началась. Причем, лишь в сто­ рону повышения и в самом негодном варианте — стихий­ но. Прогрессирующая дорого­ визна жизненно необходимых товаров и продуктов питания (мяса, мясопродуктов, ово­ щей, фруктов), исчезновение с прилавков дешевых предме­ тов первой необходимости стремительно стали увеличи­ вать в нашем обществе целый слой людей малоимущих, с резко ограниченной покупа­ тельской способностью. Это в основном многомиллионная категория пенсионеров, ве­ теранов войны и тру­ да. Людей, которые в не­ имоверных трудностях соци­ алистического становления своим трудом, всей жизнью создали фундамент, на кото­ рый сейчас опирается пере­ стройка. О ДАННЫМ ЦСУ СССР и ВЦСПС сейчас в стране 43 миллиона человек оказались за чертой бед­ ности. Из них более по­ ловины — пенсионеры, полу­ чающие пенсию в размере от 50 до 75 рублей в месяц. Остальные — от 75 и выше, но значительно ниже средне­ го заработка в народном и сельском хозяйстве. В эту ка­ тегорию входят студенты и часть людей из числа моло­ дых специалистов, служащих непроизводственной сферы. Партией и правительством принимаются меры по улуч­ шению социального положе­ ния общества, в том числе и пенсионеров. Как известно, в начале января, Политбюро ЦК КПСС рассмотрело предложе­ ние Совета Министров страны о мерах по устранению недо­ статков в сложившейся прак­ тике установления цен. В Мур­ манске все активнее действу­ ет комплексная программа «Забота», организованная об­ ластным советом ветеранов совместно с партийными и со­ ветскими органами. Однако пока с прилавков областного центра исчезают ранее доступные для людей с низкими доходами товары: зимняя женская и мужская обувь с ценами от 30 до 55 рублей для людей пожилого во зраста , валенки , деш евы е женские пальто с простыми воротниками из искусственно­ го меха, цигейки и многое другое. Нет, фактически то­ вары есть, но вместо 70—80, например, рублей стоят 130— 140. В магазинах поселка судо­ ремонтников на Абраммысе пропали дешевые трикотаж­ ные женские и мужские из­ делия, а те, что имеются в продаже, ничем не отличают­ ся от своих «собратьев», но стоят вдвое дороже. В тех же магазинах висят подорожав­ шие на 30— 45 процентов муж­ ские костюмы, женские платья-халаты, пальтишки для дошкольников. Исчезли кол­ готки детские и подростко­ вые, мебель, холодильники, стиральные машины, электро­ утюги, предметы бытовой хи­ мии, хозяйственное мыло, де­ шевые настольные лампы, а также керамическая и эмали­ рованная посуда, недорогие ковровые изделия и т. д. В магазинах Кольского рыбкоо- па торгуют овощами и даже мясными консервами госу­ дарственной выработки по ко­ миссионным ценам. Никак не обойдешь тут и еще один, пусть маломощный пока сектор народного хозяй­ ства. Он тоже вносит лепту в скачку цен. В Мурманске и области разворачивают свою деятельность различные тор­ говые кооперативы, многие из которых, опираясь на си­ стему свободного закупа и перепродажи, на мой взгляд, по существу занимаются спе­ куляцией. Предприятия гос­ торговли и облрыболовпотреб- союза откровенно пасуют пе­ ред ними, сдавая одну пози­ цию за другой. Торговые ор­ ганизации передают под коо­ перативы и магазины облаг- ропрома помещения торговли и общепита, суживая и без того скромные собственные возможности. Обещанная же экономистами золотая пора, когда кооперативы, конкури­ руя с государственным сек­ тором, начнут искать выгоду в снижении цен, похоже насту­ пит очень и очень не скоро. Затянулся болезненный узел — цены на целый ряд промышленных товаров и на продукты питания вырвались из-под контроля, они опроки­ дывают некоторые экономи­ ческие концепции и создают социальную напряженность. Для мурманчан с невысокими доходами это ощутимо осо­ бенно, ведь у нас, так же как и в других регионах Крайнего Севера, действуют поясные наценки. Старушка, с которой я по­ встречался в отделении свя­ зи, рассказала, что получает довольно большую, на ее взгляд, пенсию — 96 рублей в месяц. Но она воспитывает внучку двенадцати лет и, усту­ пив просьбам девочки, купила ей шубку из искусственного меха за 140 рублей. — Два года назад, — поде­ лилась женщина, — такое пальтишко стоило восемьде­ сят... Мой сосед по дому, вете­ ран рыболовного флота, вме­ сте с женой пенсионеркой имеет месячный доход 200 рублей. По его словам, после расходов на питание и жилье мелкие бытовые нужды, га­ зеты и лекарства, выкроить деньги на покупку носильных вещей почти невозможно. В УСЛОВИЯХ диктата пред­ приятий - изготовите­ лей, прямо заинтересо­ ванных в повышении цен на свою продук­ цию, госторги, облрыболовпо- требсоюз и орсы медленно перестраивают систему поста­ вок и организации торговли. Кое-где, впрочем, уже оцени­ ли, прочувствовали всю тре­ вожность ситуации, начинают п р е д п р и н им а т ь м е ры . Многие предприятия торговли Эсто­ нии, Белоруссии, Белгород­ ской, Рязанской и некоторых других областей перешли на прямые долговременные до­ говорные отношения с постав­ щиками через магазины. Та­ кие отношения прямо влияют на ассортимент выпуска про­ дукции, побуждают предприя­ тия учитывать интересы при­ лавка, а через них — интере­ сы покупателя. Или вот такая небезынте­ ресная «картинка с натуры». Осенью прошлого года мне довелось присутствовать при разговоре представителя ма­ газина «Одежда» Бауманско­ го района Москвы с коммер­ ческим директором швейного предприятия. Речь шла о по­ ставках товаров в 1989 году. Предприятие имело право вы­ бора покупателя, но с этим магазином продолжало твер­ дые договорные отношения, учитывало его ассортимент­ ные запросы. Свою позицию коммерческий директор объ­ яснил просто: они предпочи­ тают прочные связи сиюми­ нутной конъюнктурной выго­ де. Ведь ситуация может из­ мениться в пользу торговли, и тогда швейникам самим при­ дется искать покупателя. Ре­ путация, отлаженные контак­ ты — дороже! ...Значит, может торговля как-то влиять на производите­ лей? Не знаю, как в каждом кон­ кретном случае ведут себя на елл лу м переговорах с поставщиками мурманчане... Но, судя по прилавкам, можно сделать вот какой вывод. Придержи­ ваясь сложившихся в послед­ ние годы методов, озабочен­ ные главным образом (если не единственно) выполнением плана товарооборота, многие торговые предприятия обла­ сти безоговорочно (если не с радостью) закупают дорого­ стоящие изделия, отводя ас­ сортименту третьестепенное значение. Отсутствие дешевых товаров продавцов, как гово­ рят в народе, «не колышет»: куда покупателю деваться при нынешнем-то дефиците? По- кряхтит-повздыхает, а денеж­ ки выложит! И чем больше — т м чше... ОЖНО ЛИ сейчас, не дожидаясь правительст­ венных мер по улучше­ нию пенсионного обес­ печения и сдерживанию роста цен, что-то изменить в областной торговле так, чтобы она повернулась лицом к лю­ дям? Чтобы их интересы совпа­ ли? Мне кажется, можно. Но для этого необходимо активно ис­ пользовать так называемый человеческий фактор, мате­ риально заинтересовать ра­ ботников торговли не только в выполнении плана товаро­ оборота, но и в расширении ассортимента товаров, в том числе, — дешевых, доступных для массового покупателя. Элементы хозяйственного расчета в экономике появля­ лись у нес не только в пери­ од нэпа. Было подобное и в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов, в так называемый период «оттепе­ ли». Тогда мне пришлось ру­ ководить торговы/. и организа­ циями, в том числе, в Моск­ ве. Не выходя из рамок рен­ табельности, мы применяли широкую гамму доплат работ­ никам магазинов и баз. Ко­ нечно, поощряли за перевы­ полнение плана товарооборо­ та. Но также и за ассорти­ ментное покрытие плана. То есть припла чи вали тем , кто держал на прилавках широ­ кий выбор товаров — на лю­ бой кошелек. А не тем, кто дожидался конца месяца или квартала в надежде, что р последний день «подкинут» какой-нибудь ходкий и «день­ гоемкий» дефицит. Стимули­ ровали рублем постоянное изучение спроса покупателей и отсутствие жалоб, а также сокращение издержек. Зная потребности людей, работники торговли боролись за широкий набор товаров для конкретных групп населения их микрорайона. Ону были заинтересованы, чтобы каж­ дый мог сделать покупку по доходам, и сделал именно у них. Кошелек продавца пусть не полностью, но в сущест­ венной мере зависел от того, как его хозяин относится к рядовым покупателям. Во вто­ рой половине шестидесятых годов Минторг начал опуты­ вать торговлю сетью различ­ ных ограничений инструкций и положений. Инициатива оказа­ лась не у дел. Резко снизи­ лись заработки в отрасли, увеличилось число наруше­ ний, хищений. К концу семи­ десятых в большинстве обла­ стей страны план товарообо­ рота стал хронически не вы­ полняться. Разумеется, не хочу ни идеализировать ситуацию чет­ вертьвековой давности, ни упрощать нынешнее положе­ ние. Многое сейчас меняется. Тем, кто хочет работать по-но­ вому, развязывают руки... Но — постепенно, узелок за узел­ ком. Вот год с небольшим назад правление Центросою­ за утвердило положение о хозяйственном расчете в тор­ говых предприятиях коопера­ ции. К ним принадлежит и крупнейший в Мурманске уни­ вермаг «Волна», годовой то­ варооборот которого превы­ шает 50 миллионов, а рента­ бельность 4 процента. Одна­ ко ни рубля коллектив не имеет права отчислить из при­ были в фонд материального поощрения без разрешения облрыболовпотребсоюза. На- шелся-таки на этот случай спе­ циальный параграф. В резуль­ тате для продавца ничего не изменилось: невысокая тариф­ ная ставка (в зависимости от категории) плюс премиальные при перевыполнении плана то­ го же товарооборота. Зна­ чит, как и прежде, нет ни ма­ лейшего резона добиваться расширения ассортимента, «во­ зиться» с дешевыми товарам^. Наоборот: давай, что подорФ же ! Такой, с позволения ска­ зать, «хозрасчет» ено вь на­ правлен в конечном счете протиз покупателя с небога­ тым кошельком. Прямым же связям с пред­ приятиями ~ изготовителями, считают продавцы, препятст­ вуют и режим фондораег.ре- деления, и ус.аревшие доку­ менты вроде знаменитых «Ус­ ловий поставок», и сопротив­ ление торгов, баз. Оптовые базы ,например, кровно заин­ тересованы в том, чтобы удли­ нить путь товара до прилавка: за его «перевалку» они полу­ чают солидные отчисления. Трудно со стороны судить, насколько неодолимы все эти препятствия. И тут, думается, пора Советам народных депу­ татов занять более активную, требовательную позицию, по­ ра пошевелить руководителей торговли. Мало лишь прове­ рять соблюдение правил. (Да и все ли инь/е действующие правила разумны?) Н е о б х о д и ­ мо серьезно контролирогг^ъ4 направленность торговой по­ литики в период экономиче­ ских реформ, постоянно сле­ дить, ориентирована она лишь на план товарооборота, го­ лую «перекачку денег» или же на интересы людей. Всех советских людей. М НОГИЕ предприятия-из­ готовители и торговые фирмы нынче стремятся к уровню мировых стан­ дартов. Это, конечно, хорошо. Правильно, что воз­ никают фирмы по производ­ ству особо модных товаров, появляются престижные мага­ зины-салоны «Люкс», совмест­ ные «Бурда-мода», «Кристиан Диор»... Кому-то позарез не­ обходимы и такие товары. Возможность приобрести пре­ стижные дорогие изделия, по идее, должна подвигнуть нас лучше трудиться, чтобы боль­ ше зарабатывать. Пишут вот, намечается даже фирма по производству собачьих и к о ­ шачьих аксессуаров... Однако нельзя забывать: ря­ дом живут люди, которым, для того чтобы скромно жить, питаться, одеваться, воспиты­ вать детей и внуков, приходит­ ся рассчитывать свой бюджет по копейкам. Они отдали стране все, что имели — и си­ лы, и здоровье. Прожили, от­ казывая себе порой в самом необходимом. От чего еще, глядя на нынешние ценники, должны они отказаться? Ю. ЕГОРОВ, наш внешт. корр. 3 февраля 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz