Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Над Канадой небо сине, Меж берез дожди косые, Хоть похожа на Россию, Только все же не Россия... Л УКАВИЛ ПОЭТ и л и просто никогда не был в Канаде. То, что небо сине, — не спорю. Но па Россию — не похожа. Это так же верно, как и то, что в тече­ ние четырех дней вместе с членами экипажа Т Р «Полярный круг» отмерил я не одни километр ка ­ надской земли. Пешком. Разумеется, в эту страну мы приплыли не ради прогулки. Пришли заполучить около 700 тонн мо­ роженой сельди, дабы затем отвезти ее в сторону Мурманска. Вот что по этому поводу рассказал мне прези­ дент фирмы «Вестерн координаторе» Вильям Бар- Р и: .. „ — Наша частная компания, в которой работают более 2 тысяч человек, имеет тесные связи со мно­ гими странами мира, в том числе с США, Японией, Швецией, ФРГ, ГДР. С Советским Союзом, в част­ ности, «Севрыбой», наладили контакт совсем недав­ но,, четыре года назад. Конечно, было бы намного эффективнее, если бы отношения с «Севрыбой» осу­ ществлялись напрямую, а не через посредника — «Соврыбфлот», как это делается сейчас, по, я ду­ маю, вскоре так и будет. Что же касается выгоды, то, не называя цифр, сами понимаете, это — ком­ мерческая тайна, — могу уверенно заявить: она обо­ юдна, •нет ни проигравших, ни потерпевших. Боль­ ше того, с каждым годом объемы поставок растут, что позволяет нам видеть в «Севрыбе» надежного партнера. (Перевод — четвертого помощника капи­ тана ТР «Полярный круг» Е. А. Орлова.) ...Осторожно, как бЬ\ боясь потревожить утренний сон жителей городка Корнер-Брук, что па западе острова Ньюфаундленд, входил * наш неуклюжий транспорт в узенькую бухточку. Д ев я ть часов . Городок буд то вымер . Мягко про ска ль ­ зы в аю т две-три ав том аш ины . Нежный тум ан любовно у к р ы в а е т беленькие одно- и д в у х э т аж н ы е домики , а к ­ к ур а тн о вписанны е умелым ар хи те к тором в невысокие серые сопки . Нет давящ ей м о н ум ен тал ьно с ти , од­ ноц ве тно с ти , что т а к у гн е т а е т в родном М урм анске . Р а з ­ ве что одиноко в зм е тн ули сь вверх ч и с тен ь к а я ц е р к в уш ­ к а да несколько с ер ь е зны х заведений ти п а почты и местно го о те л я . Все . О стальное — приземленное , б удни ч ­ ное, к а к и сам человек . Да! Дым и т чрево тр убы б ум а го ­ дела тельной ф аб р и ки . «Где ф аб р и к а , там о тходы » , — подумал я и , ж елая уви д е ть плоды цивили зации , пере­ гн у л с я через борт (ко гда мы шли на промы сел , около Североморска «Полярный кр у г» тлж ело раздви гал пло­ тн ую н еф тян ую п л ен к у ). С кво зь метровые водные слои я р а зглядел кам ни , на- мешни . М я гкая св е тл а я водичка л асн а л а борт нашего с уд н а . Да и то , го вор я т, построенную еще в 30-х го д а х , э т у ф аб р и ч к у х о т я т п р и кры ть нав се гда . ...Шум, точнее — шумок, стоит только на при­ чале, около «Полярного круга», где разминаются в товарищеских тычках канадские докеры. Рядышком ждут своего часа белые авторефрижераторы, в них привезли мороженую селедку. Через час после ош- вартовки грузчики принялись за дело. Продукцию из рефрижераторов перевозили на электрокарах фирмы «Катерпиллер» на причал, откуда — в трюм с помощью наших лебедок, которыми управляли мурманчане. Две лебедки, два трюма, в каждом из которых по 12 канадских докеров. Все, как в Мур­ манском порту, как на промысле. И в то же время совсем не так. Я не заметил, чтобы они, канадцы, «рвали па се­ бе тельняшки». Не видел, чтобы брали по два 15- килограммовых ящика. Все по одному, да спокойно, не спеша, не надрываясь. В соцсоревновании они между собой не участвовали. Это уж совершенно точно. Зато и сделали немало: за восемь часов по­ грузили 232 тонны. И получили неплохо (конечно, не от нас — от фирмы). Докер — 8 долларов в час, водитель электропогрузчика за такое же вре­ мя — 25 долларов. А ско ль ко зап л а ти л и нашим в Норнер-Бруке и затем в Колис-Пойнте? Фирм а « о т с те гн у л а » сове тской с торо ­ не 467 долларов . Половина уш л а в «Соврыбф лот» за коммерческое посредничество , о с та вш и е ся 234 доллара должны пойти нашим 14 матросам и второму ш т ур м а н у . Долж ны . Но не пош ли , ибо по л уч и т каж ды й из ни х при ­ мерно по 8,5 рубля чеков В н еш то р гб ан к а . Т у т ср а зу во зни кае т недоумение . Почему такие немалые деньги забирает москов­ ская контора, а не Мурманский флот? II что — не в силах самим северянам вступить в непосредствен­ ный контакт с Вилли Барри? (Его желание, судя по интервью, есть.) Почему уплыли долларыотлиатро- сов? Почему им сколько хотят, столько и заплатят? Что захотят, то и дадут? На эти и многие другие вопросы мне очень хо­ телось получить ответы от представителя головного предприятия БПО «Севрыба» в Канаде. Но Юрий Ильич, узнав, что я — корреспондент мурманской газеты, категорически отказался н а зв ать*свою фа­ милию и вести какие-либо беседы, касающиеся его непосредственной деятельности ;*>десь, па Ньюфаунд­ ленде. И невольно подумалось: чей же он предста­ витель, какой организации, коли так упорно прячет свои функции, замаскировывает тщательно пробле­ мы? Или за всем этим стоит боязнь сказать что-то лишнее и не угодить начальству? Да, я понимаю, трудно попасть в заграничную командировку, где еще труднее быть смелым и принципиальным. Но ведь отсюда, издалека, очень хорошо видны наши местные прорехи. Анатолий Вилов, наш спецкор А ЛЧНЫЙ НАБЕГ на гримасы капитализма, выставленные в супермаркетах, поверг в шок даже бывалых мореходов, впервые попавших в Канаду. Я насчитал 36 видов колбас и окороков, а мой спутник, приплюсовав к ним еще 20 видов р а з ­ личного мяса, сбился со счета. И если в Корнер- Бруке от этого изобилия в себя мы не пришли, ве­ чером снявшись с якоря, то в другом порту, распо­ ложенном уже па востоке острова, — Колис-Пойи- те, трех суток было вполне достаточно для изучения местной жизни и «загнивающего» общества. Сутки хода — и мы в Колис-Пойите. Здесь тоже получаем мороженую сельдь, по уже около 400 тонн. Такая же внешне спокойная работа докеров, весе­ лых, вроде бы беззаботных, но хорошо знающих свое дело. Ну а основная масса моряков идет в город. Ка­ жется, что мы и не уезжали из Кориер-Брука. Ко- лис-Пойит — такой же чистенький, такой же без­ людный и... бестротуариый. Наверное, потому и без­ людный, что чистенький — некому бросать бумаж­ ки па землю. А некому потому, что абсолютно все ездят на личных автомобилях" Спрашивается, для кого тогда строить тротуары? Для детишек? У них тоже транспорт: величаво, не торопясь, разъезжают ярко-желтые автобусы для школьников с соответст­ вующей надписью. «Хонды» и «Тойо ты » , «Форды» и «К а ди л л а ки » , «Дод­ жи» и «Б ью и ки » , «Ш евроле» и «П о н ти а ки » ... Ра з гор елся поги — 43, мужские — 40. Буханка хлеба, вся пор* занная па невесомые кусочки, завернутая в целло фановую обертку, да такая мягкая, что в нее бе; всяких усилий залезает весь палец, — один долла) и 29 центов. Здесь я должен уточнить. З а редчай шим исключением, как с хлебом, почти все цепь; закапчиваются на цифре 97 и 99 центов. К np ihS ^y , те же женские туфли стоят 16 долларов и 99 центов (просто названные выше суммы я округлил до еди­ ницы). Удобно всем. Покупателю не надо копаться с мелочью, да и в глаза бросается вначале 16-ть, хотя это число — психологический обман, так как покупательская способность цента равна нулю, по 99-ть в памяти не застревают. А владелец магази­ на имеет двойную выгоду* — плюс 99 центов и ми­ нус налоги, которые берутся с большей суммы. Прочитал написанное и подумал: получаются не путевые заметки, а пособие для торговых работни­ ков. Впрочем, ну и что? Пусть поучатся, когда есть чему поучиться. Но все может измениться па другой неделе. И цены сразу скакнут вниз. Так получилось, когда мы осчастливили этот город своим присутствием. Но то было не в пашу честь: цены упали на 2 5—30 процентов по поводу праздника* «Всех святых». Э ТОТ ПРАЗДНИК ОСОБЫЙ, он идет со вре­ мен первых европейских поселенцев Канады. Рассказывают, что как-то родители покинули по своим взрослым делам дом, оставив своих детей — мальчика и девочку, одних. Неожиданно на жилище белых нападают индейцы. Чтобы испугать их, ребя­ тишки догадались вырезать из тыквы содержимое, сделать подобие человеческой головы — глаза.^>от, а внутрь вставить зажженные свечи. За кого Ттри- няли индейцы торчащую из каждого окна тыкву — за страшных чудовищ или за множество люден — не ясно, спросить не у кого, но факт остается фак­ том — спешно ретировались. И с тех пор ежегодно 31 октября в каждом окне, а то и перед домом вы­ ставляют пустую тыкву с обликом человеческим. Над Канадой небо сине... з уд у н аш и х моряков еще на промы сле , ко гда увидели на палубе сп а са тел ьно го судн а «С тер е гущ ий » две «Л а ­ ды » шестой модели, ко гда у знали цены к у п л е н н ы х в Сент-Джонсе автомобилей , — 50 и 150 долларов . К р еп ­ ко же «втерли очки» сп а са тели ! 500 долларов — мень­ ше цены на «Лады» и не д а в а л и . Ну а к иностранным маркам и не п о д с т уп и т ь с я : за проржавевший «Шевроле» брали ты с я ч у . Совсем новый «Пон тиак» — от 17,5 ты с яч и до 25 ты с я ч долларов . В один из т а к и х ав то в одном из ав том а га зино в я , набр авш ись см ело с ти , у с е л с я . Потро­ г а л . посмотрел , в зд о хн у л ... Только и о с та е т с я . Ещ е о с т а ­ е тс я нашим морякам з а г л я н у т ь на соседнюю а в то с в а л ­ к у , сн я т ь с заб рош енны х « тач ек» с т е к л а , ре зин у , «двор­ ни ки » , в сякие ра зны е к л а п а н ы , н а со сы , тр уб к и , р у ч к и ... А что? В хо з яй с тв е все при годи тся при нашем-то веч­ ном д еф и ц и те , ко гда об сл уж и в аю т то л ь ко « те х » , а « э тим » , простым м атросам , до с таю т ся нередко только и но с тр анны е ... с в а л ки . Впрочем, последней умирает надежда. И даже боцман Григорий Федорович Бурда, смотрящий на эту вещь, как на ненужную роскошь, и тот щедро пообещал надежно закрепить машину на палубе, если кому-то улыбнется счастье ее приобрести. Ухо­ дили мьГ без машин и без улыбок... Спасибо, боц­ ман! Впереди еще много рейсов и 33 процента ва­ люты. Зато какое удовольствие доставляет променад по супермаркетам. И на витрине, и за витринами ни­ щенства и убожества не наблюдалось. -К сияющим рекламой магазинам подъезжают в основном в ав ­ томобилях женщины. Закупают кучу всякой всячи­ ны (всякая отдельно взятая всячина обязательно в отдельной упаковочке). Все это кладется в высокую коляску-тележку на колесиках, в которой есть от­ дельное место для малыша. И так небрежно канад­ ская мадам вывозит никелированную коляску из магазина. Покупки — в багажник, ребенка — на заднее сиденье, дала газу — и до свиданья. Ко­ ляску потом заберет и поставит па место служи­ тель," кстати, если потребуется, то он же и помо­ жет «обремененной» мадам. В супермаркете пет ни порогов, о которые можно споткнуться, распластаться па полу, -ни скользких членовредительских ступенек. Здесь — кафе, в проходах — сиденья с пепельницами и — как музыка: «Что желаете?» «Извините...» Яркость, праздничность, нарядность — и тишина. А что, собственно говоря, шуметь-то, когда есть все, начиная от фантастических дамских шуб и кон­ чая так называемыми у пас изделиями помер два? (Интересно, а номер первый — это что за товар?). Вас интересуют цены? Ну, для этого не обязатель­ но, рассупонившись, с языком на плече мчаться по всем отделам и искать, щупать, мерить, прицени­ ваться. вздыхать и снова бежать. Достаточно взять при входе в секцию прекрасно иллюстрированную газету-каталог, в которой вы найдете практически все цепы на все товары этой недели, и, спокойно усевшись, начинаете изучать качество, стоимость то­ варов, листая цветные фотостраннцы. Супермаркет «Пиплз» предлагает женские коф­ точки от 15 до 17 долларов, мужской легкий сви­ тер — 12—20, женские сумки —■ 11, туфли — 17 —20, детская пижамка — 6, женские зимние са­ зажигают свечу. Индейцев на, Ньюфаундленде те­ перь днем с огнем не сыщешь, а вот славная сказ­ ка осталась. Потому что человек всегда верит: друзья-товарищи его в беде не оставят, злые духи в дом не войдут... А на улицах, в магазинах х/эдят в разноцветных маскарадных костюмах, в основном темных, с разукрашенными всякими разными крас­ ками лицами. И все тебе улыбаются. Хорошо! Утром нигде — ни пылинки, ни соринки. Все аккуратно собрано в большие черные целлофановые пакеты, уложенные около домов. Их соберет спец­ машина. И будет чисто как всегда. Практически обошел я весь город (всего в нем тысяч 20 жите­ лей), но контейнеров с мусором так и не встретил. И горланивших чаек пет. естественно — кормятся морем, а не помойками. И вечно голодных голубей — ни одного в городе. Не встретил ни одной бро­ дячей собаки — непременного злого атрибута мур­ манских городов и поселков. Редко-редко раздавал ­ ся злой рык цепного пса, когда мы подходили к ка­ кому-либо дому. Правда, ни в один из них пас не пригласили, но мы со спутниками решили войти без спроса, только в строящийся. Хозяев не было. На первом этаже, видимо, гараж , какие-то подсобные помещения. Поднялись па вто­ рой, площадью примерно 100 квадратных метров. Тут — шесть комнат и шесть окон, два из которых — четыре па два метра. Светло будет новоселам. А вот тепло ли, ведь остров находится па широте Киева, а стены всего-павсего из 50-миллиметро­ вых досок*? Зря я беспокоился: дураков там нет. Оказалось, что между степами положат почти веч­ ную стекловату. Так что мороз, как- индейцы, испу­ гается... 1 Е сли с борта нашего судн а город мне по ка зал ся т о л ь ­ ко белым , то воочию увидел — это не совсем т а н . Н е ­ ко торы е из ни х р а зу кр аш ены прямо к а к у кр а и н с ки е х а т ы , вполне возможно , что в них-то к а к раз и прож и ­ в аю т наши зем л я ки - эм и гр ан ты . Хо тя едва л и ... Перед каждой х а то й на Киевщ ине за высоким забором н а ты ­ кано овощей и ф р у к то в — яб ло к у негде у п а с т ь . Т у т ж е — ни зен ь кая побеленная редкая изгородочка. за ней — зелененький ровненький л уж о к . И все. Ни бере зки . Ни яб ло н ь ки . К а к а я же э то Ро сси я ! Про У кр а и н у вообще м о лч у ... Не наше. Не родное. До боли, до тоски смертель­ ной. Чуждое... И когда какой-то свободный художник*, путешест-* вующий из Австралии, попросил командиров судна подвезти его до Англии, куда мы вроде бы направ­ лялись, ему отказали. «Ишь, чего захотел — на туманный Альбион. Ме­ ня в Великобританию три года назад не пустили, а он раскатывает — туда-сюда. Тебе наш советский транспорт — не разъездной катер. Живут, да еще жируют», — нервно расхаживал я по палубе. А когда канадский рабочий отдал нам последний конец, когда медленно стали отдаляться огни ма­ ленького городка, когда чья-то рука, может быть, и художника, махнула нам па прощанье, — заныло сердце. Только вот почему — не знаю... Атлаптичсский океан. 19 года 1 РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz