Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
Над Канадой небо сине, Меж берез дожди косые, Хоть похожа на Россию, Только все же не Россия... Л УКАВИЛ ПОЭТ и л и просто никогда не был в Канаде. То, что небо сине, — не спорю. Но па Россию — не похожа. Это так же верно, как и то, что в тече ние четырех дней вместе с членами экипажа Т Р «Полярный круг» отмерил я не одни километр ка надской земли. Пешком. Разумеется, в эту страну мы приплыли не ради прогулки. Пришли заполучить около 700 тонн мо роженой сельди, дабы затем отвезти ее в сторону Мурманска. Вот что по этому поводу рассказал мне прези дент фирмы «Вестерн координаторе» Вильям Бар- Р и: .. „ — Наша частная компания, в которой работают более 2 тысяч человек, имеет тесные связи со мно гими странами мира, в том числе с США, Японией, Швецией, ФРГ, ГДР. С Советским Союзом, в част ности, «Севрыбой», наладили контакт совсем недав но,, четыре года назад. Конечно, было бы намного эффективнее, если бы отношения с «Севрыбой» осу ществлялись напрямую, а не через посредника — «Соврыбфлот», как это делается сейчас, по, я ду маю, вскоре так и будет. Что же касается выгоды, то, не называя цифр, сами понимаете, это — ком мерческая тайна, — могу уверенно заявить: она обо юдна, •нет ни проигравших, ни потерпевших. Боль ше того, с каждым годом объемы поставок растут, что позволяет нам видеть в «Севрыбе» надежного партнера. (Перевод — четвертого помощника капи тана ТР «Полярный круг» Е. А. Орлова.) ...Осторожно, как бЬ\ боясь потревожить утренний сон жителей городка Корнер-Брук, что па западе острова Ньюфаундленд, входил * наш неуклюжий транспорт в узенькую бухточку. Д ев я ть часов . Городок буд то вымер . Мягко про ска ль зы в аю т две-три ав том аш ины . Нежный тум ан любовно у к р ы в а е т беленькие одно- и д в у х э т аж н ы е домики , а к к ур а тн о вписанны е умелым ар хи те к тором в невысокие серые сопки . Нет давящ ей м о н ум ен тал ьно с ти , од ноц ве тно с ти , что т а к у гн е т а е т в родном М урм анске . Р а з ве что одиноко в зм е тн ули сь вверх ч и с тен ь к а я ц е р к в уш к а да несколько с ер ь е зны х заведений ти п а почты и местно го о те л я . Все . О стальное — приземленное , б удни ч ное, к а к и сам человек . Да! Дым и т чрево тр убы б ум а го дела тельной ф аб р и ки . «Где ф аб р и к а , там о тходы » , — подумал я и , ж елая уви д е ть плоды цивили зации , пере гн у л с я через борт (ко гда мы шли на промы сел , около Североморска «Полярный кр у г» тлж ело раздви гал пло тн ую н еф тян ую п л ен к у ). С кво зь метровые водные слои я р а зглядел кам ни , на- мешни . М я гкая св е тл а я водичка л асн а л а борт нашего с уд н а . Да и то , го вор я т, построенную еще в 30-х го д а х , э т у ф аб р и ч к у х о т я т п р и кры ть нав се гда . ...Шум, точнее — шумок, стоит только на при чале, около «Полярного круга», где разминаются в товарищеских тычках канадские докеры. Рядышком ждут своего часа белые авторефрижераторы, в них привезли мороженую селедку. Через час после ош- вартовки грузчики принялись за дело. Продукцию из рефрижераторов перевозили на электрокарах фирмы «Катерпиллер» на причал, откуда — в трюм с помощью наших лебедок, которыми управляли мурманчане. Две лебедки, два трюма, в каждом из которых по 12 канадских докеров. Все, как в Мур манском порту, как на промысле. И в то же время совсем не так. Я не заметил, чтобы они, канадцы, «рвали па се бе тельняшки». Не видел, чтобы брали по два 15- килограммовых ящика. Все по одному, да спокойно, не спеша, не надрываясь. В соцсоревновании они между собой не участвовали. Это уж совершенно точно. Зато и сделали немало: за восемь часов по грузили 232 тонны. И получили неплохо (конечно, не от нас — от фирмы). Докер — 8 долларов в час, водитель электропогрузчика за такое же вре мя — 25 долларов. А ско ль ко зап л а ти л и нашим в Норнер-Бруке и затем в Колис-Пойнте? Фирм а « о т с те гн у л а » сове тской с торо не 467 долларов . Половина уш л а в «Соврыбф лот» за коммерческое посредничество , о с та вш и е ся 234 доллара должны пойти нашим 14 матросам и второму ш т ур м а н у . Долж ны . Но не пош ли , ибо по л уч и т каж ды й из ни х при мерно по 8,5 рубля чеков В н еш то р гб ан к а . Т у т ср а зу во зни кае т недоумение . Почему такие немалые деньги забирает москов ская контора, а не Мурманский флот? II что — не в силах самим северянам вступить в непосредствен ный контакт с Вилли Барри? (Его желание, судя по интервью, есть.) Почему уплыли долларыотлиатро- сов? Почему им сколько хотят, столько и заплатят? Что захотят, то и дадут? На эти и многие другие вопросы мне очень хо телось получить ответы от представителя головного предприятия БПО «Севрыба» в Канаде. Но Юрий Ильич, узнав, что я — корреспондент мурманской газеты, категорически отказался н а зв ать*свою фа милию и вести какие-либо беседы, касающиеся его непосредственной деятельности ;*>десь, па Ньюфаунд ленде. И невольно подумалось: чей же он предста витель, какой организации, коли так упорно прячет свои функции, замаскировывает тщательно пробле мы? Или за всем этим стоит боязнь сказать что-то лишнее и не угодить начальству? Да, я понимаю, трудно попасть в заграничную командировку, где еще труднее быть смелым и принципиальным. Но ведь отсюда, издалека, очень хорошо видны наши местные прорехи. Анатолий Вилов, наш спецкор А ЛЧНЫЙ НАБЕГ на гримасы капитализма, выставленные в супермаркетах, поверг в шок даже бывалых мореходов, впервые попавших в Канаду. Я насчитал 36 видов колбас и окороков, а мой спутник, приплюсовав к ним еще 20 видов р а з личного мяса, сбился со счета. И если в Корнер- Бруке от этого изобилия в себя мы не пришли, ве чером снявшись с якоря, то в другом порту, распо ложенном уже па востоке острова, — Колис-Пойи- те, трех суток было вполне достаточно для изучения местной жизни и «загнивающего» общества. Сутки хода — и мы в Колис-Пойите. Здесь тоже получаем мороженую сельдь, по уже около 400 тонн. Такая же внешне спокойная работа докеров, весе лых, вроде бы беззаботных, но хорошо знающих свое дело. Ну а основная масса моряков идет в город. Ка жется, что мы и не уезжали из Кориер-Брука. Ко- лис-Пойит — такой же чистенький, такой же без людный и... бестротуариый. Наверное, потому и без людный, что чистенький — некому бросать бумаж ки па землю. А некому потому, что абсолютно все ездят на личных автомобилях" Спрашивается, для кого тогда строить тротуары? Для детишек? У них тоже транспорт: величаво, не торопясь, разъезжают ярко-желтые автобусы для школьников с соответст вующей надписью. «Хонды» и «Тойо ты » , «Форды» и «К а ди л л а ки » , «Дод жи» и «Б ью и ки » , «Ш евроле» и «П о н ти а ки » ... Ра з гор елся поги — 43, мужские — 40. Буханка хлеба, вся пор* занная па невесомые кусочки, завернутая в целло фановую обертку, да такая мягкая, что в нее бе; всяких усилий залезает весь палец, — один долла) и 29 центов. Здесь я должен уточнить. З а редчай шим исключением, как с хлебом, почти все цепь; закапчиваются на цифре 97 и 99 центов. К np ihS ^y , те же женские туфли стоят 16 долларов и 99 центов (просто названные выше суммы я округлил до еди ницы). Удобно всем. Покупателю не надо копаться с мелочью, да и в глаза бросается вначале 16-ть, хотя это число — психологический обман, так как покупательская способность цента равна нулю, по 99-ть в памяти не застревают. А владелец магази на имеет двойную выгоду* — плюс 99 центов и ми нус налоги, которые берутся с большей суммы. Прочитал написанное и подумал: получаются не путевые заметки, а пособие для торговых работни ков. Впрочем, ну и что? Пусть поучатся, когда есть чему поучиться. Но все может измениться па другой неделе. И цены сразу скакнут вниз. Так получилось, когда мы осчастливили этот город своим присутствием. Но то было не в пашу честь: цены упали на 2 5—30 процентов по поводу праздника* «Всех святых». Э ТОТ ПРАЗДНИК ОСОБЫЙ, он идет со вре мен первых европейских поселенцев Канады. Рассказывают, что как-то родители покинули по своим взрослым делам дом, оставив своих детей — мальчика и девочку, одних. Неожиданно на жилище белых нападают индейцы. Чтобы испугать их, ребя тишки догадались вырезать из тыквы содержимое, сделать подобие человеческой головы — глаза.^>от, а внутрь вставить зажженные свечи. За кого Ттри- няли индейцы торчащую из каждого окна тыкву — за страшных чудовищ или за множество люден — не ясно, спросить не у кого, но факт остается фак том — спешно ретировались. И с тех пор ежегодно 31 октября в каждом окне, а то и перед домом вы ставляют пустую тыкву с обликом человеческим. Над Канадой небо сине... з уд у н аш и х моряков еще на промы сле , ко гда увидели на палубе сп а са тел ьно го судн а «С тер е гущ ий » две «Л а ды » шестой модели, ко гда у знали цены к у п л е н н ы х в Сент-Джонсе автомобилей , — 50 и 150 долларов . К р еп ко же «втерли очки» сп а са тели ! 500 долларов — мень ше цены на «Лады» и не д а в а л и . Ну а к иностранным маркам и не п о д с т уп и т ь с я : за проржавевший «Шевроле» брали ты с я ч у . Совсем новый «Пон тиак» — от 17,5 ты с яч и до 25 ты с я ч долларов . В один из т а к и х ав то в одном из ав том а га зино в я , набр авш ись см ело с ти , у с е л с я . Потро г а л . посмотрел , в зд о хн у л ... Только и о с та е т с я . Ещ е о с т а е тс я нашим морякам з а г л я н у т ь на соседнюю а в то с в а л к у , сн я т ь с заб рош енны х « тач ек» с т е к л а , ре зин у , «двор ни ки » , в сякие ра зны е к л а п а н ы , н а со сы , тр уб к и , р у ч к и ... А что? В хо з яй с тв е все при годи тся при нашем-то веч ном д еф и ц и те , ко гда об сл уж и в аю т то л ь ко « те х » , а « э тим » , простым м атросам , до с таю т ся нередко только и но с тр анны е ... с в а л ки . Впрочем, последней умирает надежда. И даже боцман Григорий Федорович Бурда, смотрящий на эту вещь, как на ненужную роскошь, и тот щедро пообещал надежно закрепить машину на палубе, если кому-то улыбнется счастье ее приобрести. Ухо дили мьГ без машин и без улыбок... Спасибо, боц ман! Впереди еще много рейсов и 33 процента ва люты. Зато какое удовольствие доставляет променад по супермаркетам. И на витрине, и за витринами ни щенства и убожества не наблюдалось. -К сияющим рекламой магазинам подъезжают в основном в ав томобилях женщины. Закупают кучу всякой всячи ны (всякая отдельно взятая всячина обязательно в отдельной упаковочке). Все это кладется в высокую коляску-тележку на колесиках, в которой есть от дельное место для малыша. И так небрежно канад ская мадам вывозит никелированную коляску из магазина. Покупки — в багажник, ребенка — на заднее сиденье, дала газу — и до свиданья. Ко ляску потом заберет и поставит па место служи тель," кстати, если потребуется, то он же и помо жет «обремененной» мадам. В супермаркете пет ни порогов, о которые можно споткнуться, распластаться па полу, -ни скользких членовредительских ступенек. Здесь — кафе, в проходах — сиденья с пепельницами и — как музыка: «Что желаете?» «Извините...» Яркость, праздничность, нарядность — и тишина. А что, собственно говоря, шуметь-то, когда есть все, начиная от фантастических дамских шуб и кон чая так называемыми у пас изделиями помер два? (Интересно, а номер первый — это что за товар?). Вас интересуют цены? Ну, для этого не обязатель но, рассупонившись, с языком на плече мчаться по всем отделам и искать, щупать, мерить, прицени ваться. вздыхать и снова бежать. Достаточно взять при входе в секцию прекрасно иллюстрированную газету-каталог, в которой вы найдете практически все цепы на все товары этой недели, и, спокойно усевшись, начинаете изучать качество, стоимость то варов, листая цветные фотостраннцы. Супермаркет «Пиплз» предлагает женские коф точки от 15 до 17 долларов, мужской легкий сви тер — 12—20, женские сумки —■ 11, туфли — 17 —20, детская пижамка — 6, женские зимние са зажигают свечу. Индейцев на, Ньюфаундленде те перь днем с огнем не сыщешь, а вот славная сказ ка осталась. Потому что человек всегда верит: друзья-товарищи его в беде не оставят, злые духи в дом не войдут... А на улицах, в магазинах х/эдят в разноцветных маскарадных костюмах, в основном темных, с разукрашенными всякими разными крас ками лицами. И все тебе улыбаются. Хорошо! Утром нигде — ни пылинки, ни соринки. Все аккуратно собрано в большие черные целлофановые пакеты, уложенные около домов. Их соберет спец машина. И будет чисто как всегда. Практически обошел я весь город (всего в нем тысяч 20 жите лей), но контейнеров с мусором так и не встретил. И горланивших чаек пет. естественно — кормятся морем, а не помойками. И вечно голодных голубей — ни одного в городе. Не встретил ни одной бро дячей собаки — непременного злого атрибута мур манских городов и поселков. Редко-редко раздавал ся злой рык цепного пса, когда мы подходили к ка кому-либо дому. Правда, ни в один из них пас не пригласили, но мы со спутниками решили войти без спроса, только в строящийся. Хозяев не было. На первом этаже, видимо, гараж , какие-то подсобные помещения. Поднялись па вто рой, площадью примерно 100 квадратных метров. Тут — шесть комнат и шесть окон, два из которых — четыре па два метра. Светло будет новоселам. А вот тепло ли, ведь остров находится па широте Киева, а стены всего-павсего из 50-миллиметро вых досок*? Зря я беспокоился: дураков там нет. Оказалось, что между степами положат почти веч ную стекловату. Так что мороз, как- индейцы, испу гается... 1 Е сли с борта нашего судн а город мне по ка зал ся т о л ь ко белым , то воочию увидел — это не совсем т а н . Н е ко торы е из ни х р а зу кр аш ены прямо к а к у кр а и н с ки е х а т ы , вполне возможно , что в них-то к а к раз и прож и в аю т наши зем л я ки - эм и гр ан ты . Хо тя едва л и ... Перед каждой х а то й на Киевщ ине за высоким забором н а ты кано овощей и ф р у к то в — яб ло к у негде у п а с т ь . Т у т ж е — ни зен ь кая побеленная редкая изгородочка. за ней — зелененький ровненький л уж о к . И все. Ни бере зки . Ни яб ло н ь ки . К а к а я же э то Ро сси я ! Про У кр а и н у вообще м о лч у ... Не наше. Не родное. До боли, до тоски смертель ной. Чуждое... И когда какой-то свободный художник*, путешест-* вующий из Австралии, попросил командиров судна подвезти его до Англии, куда мы вроде бы направ лялись, ему отказали. «Ишь, чего захотел — на туманный Альбион. Ме ня в Великобританию три года назад не пустили, а он раскатывает — туда-сюда. Тебе наш советский транспорт — не разъездной катер. Живут, да еще жируют», — нервно расхаживал я по палубе. А когда канадский рабочий отдал нам последний конец, когда медленно стали отдаляться огни ма ленького городка, когда чья-то рука, может быть, и художника, махнула нам па прощанье, — заныло сердце. Только вот почему — не знаю... Атлаптичсский океан. 19 года 1 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz