Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
Интервью на вернисаже Валентин Михайлович СИДОРОВ, правления Союза художников РСФСР. — Вокруг термина «соцналнстиче с к н и реализм» идут весьма жаркие споры — и в изобразительном искус стве тоже. Нашли ли они отражение в экспо зиции нынешней вы ставки? — Думаю, что на шли. Ведь, присмотри тесь, здесь совсем пет официальных полотен, которых прежде быва ло немало. Ну а сам «социалистический реа лизм» — его и рань ше понимали по-разио- председатель му, и раньше многие отрицали, хотя и пе в открытую. Говорить о □ том. что это такое, я бы оставил теоретикам. Самое главное — что бы искусство было на правлено к человеку. Этим и отличается мур манская выставка "— она искренна. Чувству ется: над художником никто не стоял и пе указывал, как надо де лать. Как бог положил на душу, так он и пи сал. — Вы, разумеется, присутствуете на всех зональных выставках в республике. Не могли бы вы сравнить мур манскую с другими? — В РСФСР про ходит цикл из одинна дцати зональных вы ставок, по результатам I;оторых форм 11 ру ется республиканская — «Советская Россия». И сегодняшняя выставка — первая в цикле, по этому будут сравни вать не ее, а с нею. Но если вспомнить пре дыдущую выставку ху дожников Северо-За пада, то мурманская, хотя и меньше по объ ему, выгодно отлича ется своей простотой, естественностью выра жения ЧУВСТВ. Дмитрий Власович ЖУРАВЛЕВ, заслуженный ху дожник РСФСР, председатель зонального выстазко- ма. — Позвольте, такой вопрос... Вы выстави ли портреты рабочих людей, и мастерству ваших произведении нельзя не отдать долж ное. Но производствен ная тема сейчас не са мая популярная среди зрителей. Нет ли в этом определенного риска? — Знаете, я всегда стоял па левых пози циях. Филонова, кото рого только сейчас стали показывать, Ма левича, Кандинского знал и почитал с дав них пор. Эти художни ки во многом были мо ими учителями, хотя сам я исповедую реа лизм — в его несколь ко декоративном, что ли, плане. В свое вре мя, когда я занимался поисками своего лич ного языка в искусст ве, мне здорово по пало от средств массо вой информации, от органов государствен ной культуры — за работы, которые были показаны па третьей □ зональной выставке в Петрозаводске в 1969 году. Буквально встал вопрос об исключении из Союза художников. Что же касается пред ставленных портретов рабочих, то они с Че реповецкого завода, с которым я связан уже двадцать лет. Те, кого я пишу, — мои друзья. Очень важный момент. Во-вторых, это лично сти. Милиционер, коо ператор, партийный ра ботник — неважно; для портретиста глав ное — личность. Она всегда интересна. По этому я с полной от ветственностью выстав ляю портреты рабочих людей, которых люб лю. которые являются истинными мастерами, и никакого риска в этом ие вижу. — Проблема ком-. мерциализации искус ства — волнует ли она вас? И не отрази лась ли она на нынеш ней выставке? — Ни в коем слу чае. Надо отдать долж ное художникам пашен зоны, северянам. Не редко это просто бед ные люди, не имеющие ни мастерских, ни квартир... Но и муже ственные люди, кото рые никогда ие обла дали большими день гами и пе гнались за ними в ущерб искусст ву. Что же касается вообще стремления продавать свои работы, и даже тенденции про давать их за границу, то это, думаю, естест венно. Если мысли, идеалы русского ху дожника волнуют кого- то за рубежом, так это надо только при ветствовать. © РЕПРОДУКЦИИ С РАБОТ ( с в е р х у вниз ) : «ТАТЬЯНИН ДЕНЬ» — .1. Власенко (Петрозаводск) , «ЗЕМЛЯ РУПОПЕВ- ЦЕВ» —• В, Добрынин (Петрозаводск) , «УТРО НОВОГО ДНЯ» — А. Феофилактов (Киро ва : ) . Переснял В. КОРЕЦКИЙ. О Леонид Иванович ЗИКЕЕВ, член Союза художни ков (Новгород). — Вы участвовали в группе художников, ко торая приезжала в на шу область, так ска зать, за впечатления ми. Сказалась ли эта поездка в вашем твор честве? — Мы приезжали четыре года назад, ра ботали две недели в порту, потом в Умбе — собирали материал. Потом па основе этих впечатлений, разумеет ся, возникли картины — и некоторые из них оказались удачными, меня, во всяком слу чае, как автора, удов летворили. Я их вы ставлял уже, ио сюда привез более свежие работы. — Та поездка была □ вашим первым знаком ством с Мурманом? — Если не считать того, что в семьдесят первом, после оконча ния института, я при ехал в Мурманск и три года работал здесь... — Значит, вы сего дня не только гость? — Думаю, да. Отча сти чувствую себя зем ляком мурманчан. — И как вам новый выставочный зал? В те годы художники могли только мечтать о нем. — А у меня к не му немало претензий! — Вот как?! — Да. Особенно учитывая, что у нас в Новгороде вообще ни какого нет. Единствен ное отделение Союза художников, которое пе имеет своего вы ставочного зала. — Странно... В свое время нам говорили, что Мурманск •— един ственный . областной центр республики без выставочного зала. — Видимо, неточная информация. Во вся ком случае, теперь «пальма первенства» по бедности —• у нас. — Что ж, разреши те пожелать вам по скорее от нее изба виться. — Спасибо. Владимир Борисович ЧЕРНОВ, главный художник выставки «Советский Север-7» (Мурманск). — Вы один из са- мых занятых людей на выставке — готовили плакаты, буклеты, значки, эмблему. Плюс прочие органнзацнон- I ЩЙ ные хлопоты, включая хозяйственные... Но W * Щ Ш вот теперь, после от- 1 / 1 крытия, оглядев ее W целиком, что вы ; практически каждую картину в отдельности. Но чтобы составить це лостное впечатление о выставке, нужно осмот реть ее еще раз —; слишком суматошный был сегодня день. Од но можно сказать уве ренно: сняты некото рые предубеждения, та бу, появились работы самых разных направ лений, техник. Очень много хороших произ ведений, которых бы прежде мы ие увидели. Выставка отличает ся радостью, моло достью. Молодостью и по цвету, и по компо зиционным решениям работ, и по устройству экспозиции, и по сред нему возрасту участни ков. Среди которых гораздо больше моло дежи. Так, например, мурманчан в нынешней зональной выставке участвует примерно вдвое больше, чем в прошлой. Е. НИКОЛКН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz