Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Интервью на вернисаже Валентин Михайлович СИДОРОВ, правления Союза художников РСФСР. — Вокруг термина «соцналнстиче с к н и реализм» идут весьма жаркие споры — и в изобразительном искус­ стве тоже. Нашли ли они отражение в экспо­ зиции нынешней вы­ ставки? — Думаю, что на­ шли. Ведь, присмотри­ тесь, здесь совсем пет официальных полотен, которых прежде быва­ ло немало. Ну а сам «социалистический реа­ лизм» — его и рань­ ше понимали по-разио- председатель му, и раньше многие отрицали, хотя и пе в открытую. Говорить о □ том. что это такое, я бы оставил теоретикам. Самое главное — что­ бы искусство было на­ правлено к человеку. Этим и отличается мур­ манская выставка "— она искренна. Чувству­ ется: над художником никто не стоял и пе указывал, как надо де­ лать. Как бог положил на душу, так он и пи­ сал. — Вы, разумеется, присутствуете на всех зональных выставках в республике. Не могли бы вы сравнить мур­ манскую с другими? — В РСФСР про­ ходит цикл из одинна­ дцати зональных вы ставок, по результатам I;оторых форм 11 ру ется республиканская — «Советская Россия». И сегодняшняя выставка — первая в цикле, по­ этому будут сравни­ вать не ее, а с нею. Но если вспомнить пре­ дыдущую выставку ху­ дожников Северо-За­ пада, то мурманская, хотя и меньше по объ­ ему, выгодно отлича­ ется своей простотой, естественностью выра­ жения ЧУВСТВ. Дмитрий Власович ЖУРАВЛЕВ, заслуженный ху­ дожник РСФСР, председатель зонального выстазко- ма. — Позвольте, такой вопрос... Вы выстави­ ли портреты рабочих людей, и мастерству ваших произведении нельзя не отдать долж­ ное. Но производствен­ ная тема сейчас не са­ мая популярная среди зрителей. Нет ли в этом определенного риска? — Знаете, я всегда стоял па левых пози­ циях. Филонова, кото­ рого только сейчас стали показывать, Ма­ левича, Кандинского знал и почитал с дав­ них пор. Эти художни­ ки во многом были мо­ ими учителями, хотя сам я исповедую реа­ лизм — в его несколь­ ко декоративном, что ли, плане. В свое вре­ мя, когда я занимался поисками своего лич­ ного языка в искусст­ ве, мне здорово по­ пало от средств массо­ вой информации, от органов государствен­ ной культуры — за работы, которые были показаны па третьей □ зональной выставке в Петрозаводске в 1969 году. Буквально встал вопрос об исключении из Союза художников. Что же касается пред­ ставленных портретов рабочих, то они с Че­ реповецкого завода, с которым я связан уже двадцать лет. Те, кого я пишу, — мои друзья. Очень важный момент. Во-вторых, это лично­ сти. Милиционер, коо­ ператор, партийный ра­ ботник — неважно; для портретиста глав­ ное — личность. Она всегда интересна. По­ этому я с полной от­ ветственностью выстав­ ляю портреты рабочих людей, которых люб­ лю. которые являются истинными мастерами, и никакого риска в этом ие вижу. — Проблема ком-. мерциализации искус­ ства — волнует ли она вас? И не отрази­ лась ли она на нынеш­ ней выставке? — Ни в коем слу­ чае. Надо отдать долж­ ное художникам пашен зоны, северянам. Не­ редко это просто бед­ ные люди, не имеющие ни мастерских, ни квартир... Но и муже­ ственные люди, кото­ рые никогда ие обла­ дали большими день­ гами и пе гнались за ними в ущерб искусст­ ву. Что же касается вообще стремления продавать свои работы, и даже тенденции про­ давать их за границу, то это, думаю, естест­ венно. Если мысли, идеалы русского ху­ дожника волнуют кого- то за рубежом, так это надо только при­ ветствовать. © РЕПРОДУКЦИИ С РАБОТ ( с в е р х у вниз ) : «ТАТЬЯНИН ДЕНЬ» — .1. Власенко (Петрозаводск) , «ЗЕМЛЯ РУПОПЕВ- ЦЕВ» —• В, Добрынин (Петрозаводск) , «УТРО НОВОГО ДНЯ» — А. Феофилактов (Киро ва : ) . Переснял В. КОРЕЦКИЙ. О Леонид Иванович ЗИКЕЕВ, член Союза художни­ ков (Новгород). — Вы участвовали в группе художников, ко­ торая приезжала в на­ шу область, так ска­ зать, за впечатления­ ми. Сказалась ли эта поездка в вашем твор­ честве? — Мы приезжали четыре года назад, ра­ ботали две недели в порту, потом в Умбе — собирали материал. Потом па основе этих впечатлений, разумеет­ ся, возникли картины — и некоторые из них оказались удачными, меня, во всяком слу­ чае, как автора, удов­ летворили. Я их вы­ ставлял уже, ио сюда привез более свежие работы. — Та поездка была □ вашим первым знаком­ ством с Мурманом? — Если не считать того, что в семьдесят первом, после оконча­ ния института, я при­ ехал в Мурманск и три года работал здесь... — Значит, вы сего­ дня не только гость? — Думаю, да. Отча­ сти чувствую себя зем­ ляком мурманчан. — И как вам новый выставочный зал? В те годы художники могли только мечтать о нем. — А у меня к не­ му немало претензий! — Вот как?! — Да. Особенно учитывая, что у нас в Новгороде вообще ни­ какого нет. Единствен­ ное отделение Союза художников, которое пе имеет своего вы­ ставочного зала. — Странно... В свое время нам говорили, что Мурманск •— един­ ственный . областной центр республики без выставочного зала. — Видимо, неточная информация. Во вся­ ком случае, теперь «пальма первенства» по бедности —• у нас. — Что ж, разреши­ те пожелать вам по­ скорее от нее изба­ виться. — Спасибо. Владимир Борисович ЧЕРНОВ, главный художник выставки «Советский Север-7» (Мурманск). — Вы один из са- мых занятых людей на выставке — готовили плакаты, буклеты, значки, эмблему. Плюс прочие органнзацнон- I ЩЙ ные хлопоты, включая хозяйственные... Но W * Щ Ш вот теперь, после от- 1 / 1 крытия, оглядев ее W целиком, что вы ; практически каждую картину в отдельности. Но чтобы составить це­ лостное впечатление о выставке, нужно осмот­ реть ее еще раз —; слишком суматошный был сегодня день. Од­ но можно сказать уве­ ренно: сняты некото­ рые предубеждения, та­ бу, появились работы самых разных направ­ лений, техник. Очень много хороших произ­ ведений, которых бы прежде мы ие увидели. Выставка отличает­ ся радостью, моло­ достью. Молодостью и по цвету, и по компо­ зиционным решениям работ, и по устройству экспозиции, и по сред­ нему возрасту участни­ ков. Среди которых гораздо больше моло­ дежи. Так, например, мурманчан в нынешней зональной выставке участвует примерно вдвое больше, чем в прошлой. Е. НИКОЛКН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz