Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

лая Завертайло, Юрия Голова­ нова из Петрозаводска, архант гелогородца Сергея Шадруно- ва и других интереснейших ав­ торов заняли достойное место в залах. Особо хочется отме­ тить одного из самых молодых участников — мурманчанина Сергея Чеботаря; почти все его картины, предложенные выставкому, были одобрены и вошли в экспозицию. Достаточно полно представ­ лен жанр портрета. Образы наших современников, увиден­ ные в самых различных ра­ курсах, решенные в разнооб­ разных творческих манерах, привлекают своим внутренним миром, искренним и теплым отношением художника к че­ ловеку. А к тому, что люби­ мым жанром наших северных художников является пейзаж, мы уже давно привыкли. При­ рода Севера столь необычна и привлекательна, что каждый прикоснувшийся к ней творец не может не отдать ей дань восхищения своими полотна­ ми. На выставке мало инду­ стриальных пейзажей, которые были так популярны в 70-е годы; их предложил сейчас, пожалуй, лишь Александр Пан­ телеев из Вологды. В основ­ ном художников привлекают мотивы неброские, но харак­ терные. Они тонко чувствуют и передают переходные со­ стояния природы —• раннюю весну, позднюю осень. Впро­ чем, вдохновляет авторов й суровая заполярная зима. Как наиболее интересные, я бь| от­ метила пейзажи мурманчанина Николая Морозова, Александ­ ры Куликовой из Сыктывкара, а также Виктора Харлова, Ни­ колая Пименова и Петра Вер- шигорова из Кирова. Графика представлена на выставке обильно — акваре­ ли, пастели, все виды гравю­ ры и рисунка, книжная иллю­ страция и экслибрисы встреча­ ют нас в залах первого этажа. Думаю, заинтересуют зрите­ лей и плакаты, остро и лако­ нично говорящие (а то и кри­ чащие) о самых злободневных проблемах нашего обществз, о тех «болевых точках», кото­ рые знает и чувствует каждый человек. К сожалению, как и на боль­ шинстве выставок, несколько скучновата и однообразна скульптура (это в основном портреты-бюсты), некоторые виды декоративно-прикладного искусства. Зато «залом зри­ тельских симпатий» можно на­ звать, наверное, зал народного творчества. И моя бабушка до сих пор шьет из разноцвет­ ных тряпочек лоскутные одея­ ла, но что из этих пестрых лоскутков можно сотворить такое — представить себе до­ вольно трудно. Тут же рядом — тканые дорожки и выши­ тые полотенца, изделия из бересты и вологодские кру­ жева, дымковская игрушка и деревянные птицы. Может, кого-то из мужчин этот зал и оставит равнодушным, но, уверена, женщины и дети дол­ го зачарованно будут разгля­ дывать эти чудесные изделия народных мастеров-умельцев. Как уже сообщалось, экспо­ зиция развернута не только в помещении выставочного зала, но и в залах областного крае­ ведческого музея. Н. ЧИСТЯКОВА. День рождения Мурманско­ го выставочного зала и откры­ тие седьмой зональной вы­ ставки «Советский Север» со­ впали. Сразу можно сказать, что И то и другое оправдали наши ожидания. Зал радует своей нарядностью, торжест­ венностью, простором, вы­ ставка — представитель­ ностью, богатством жанров и видов искусства, щедростью и яркостью палитры. В экспози­ ции представлены произведе­ ния живописи и графики, те­ атрально-декорационного, де­ коративно-прикладного и на­ родного искусства более трех­ сот авторов из восьми регио­ нов Северо-Запада России — Архангельской, Псковской, Новгородской, Кировской, Во­ логодской, Мурманской обла­ стей, Карельской и Коми АССР. Среди них — заслужен­ ные художники РСФСР , лау­ реаты премии Ленинского ком­ сомола, Государственной пре­ мии РСФСР им. И. Б. Репина. А рядом с картинами имени­ тых творцов — полотна со­ всем молодых художников, многие из которых впервые участвуют в выставке столь высокого ранга. Но прежде чем говорить о ней, хочется отметить огром­ ную работу, которую провели и хозяева — мурманчане, и члены выставкома. Хочется поблагодарить архитекторов и строителей, чьими усилиями город наш получил отличный подарок, который станет вехой 8 его культурной жизни. И вот залы наполнились первыми зрителями.. Что же увидели мы там? Как И обычно, львиную до­ лю выставочной площади за­ нимает живопись. Все ее жанры представлены здесь: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая карти­ на. Именно тематическая кар­ тина прежде занимала цент­ ральные места в экспозициях: в так называемые застойные времена именно она, как счи­ талось, способна была «вос­ петь» и «выразить идеалы времени». И, чего греха таить, мы успели привыкнуть к пом­ пезным полотнам «на произ­ водственную тему» и бравур­ ному изображению праздни­ ков, салютов, парадов... По счастью, все это постепенно исчезает — и из жизни, и из творчества. Избавляясь от внешней парадности, художни­ ки стремятся постигнуть суть окружающих нас явлений, про­ никнуть б их глубину. В нетра­ диционной, «нефотографич­ ной» манере решены даже те темы, которые мы привыкли Еидеть сусально-позолоченны­ ми, — в пример можно приве­ сти полотно «Мать и дитя» Зои Шадруновой. А вот нази- дательно-скучноБатая картина Геннадия Семакова «Горькое прозрение», пожалуй, послу­ жила в экспозиции прежде Есего контрастом тем истинно живописным, творческим ра­ ботам, которых здесь доста­ точно много. На этот раз в экспозицию Еошел целый ряд картин, ко­ торые еще недавно были бы отнесены к так называемому авангарду (а речь шла чаще о необычной творческой мане­ ре) и скорее всего отвергну­ ты. Сегодня полотна мурман­ чан Николая Ковалева и Нико­ РЕUРОДУКЦПИ С РАБОТ ( с в ерх у вниз и слева направо) : , ГОРНОВОЙ СОМНИН» - Д. ЖуравлСв (Новгород) , плакат «ПОМОГИ (ДЕВА ЛЬВАЦИЯ РУБЛЯ ) » — П. Сер к и п (Киров ) , компо зиция из металла «ПОВАР С ПОВАРЯТАМИ» — В. р о х и н (Сыктывкар) , «БАНЬКА» — И. Широкова (Киров ) , «СТАРЫЙ ПОМОР» — В, Б убе нцо в (Му р ­ манск ) , «РОДИТЕЛЬСКАЯ СУБ ­ БОТА» — Д, Тутунджан ( Волог­ да).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz