Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
лая Завертайло, Юрия Голова нова из Петрозаводска, архант гелогородца Сергея Шадруно- ва и других интереснейших ав торов заняли достойное место в залах. Особо хочется отме тить одного из самых молодых участников — мурманчанина Сергея Чеботаря; почти все его картины, предложенные выставкому, были одобрены и вошли в экспозицию. Достаточно полно представ лен жанр портрета. Образы наших современников, увиден ные в самых различных ра курсах, решенные в разнооб разных творческих манерах, привлекают своим внутренним миром, искренним и теплым отношением художника к че ловеку. А к тому, что люби мым жанром наших северных художников является пейзаж, мы уже давно привыкли. При рода Севера столь необычна и привлекательна, что каждый прикоснувшийся к ней творец не может не отдать ей дань восхищения своими полотна ми. На выставке мало инду стриальных пейзажей, которые были так популярны в 70-е годы; их предложил сейчас, пожалуй, лишь Александр Пан телеев из Вологды. В основ ном художников привлекают мотивы неброские, но харак терные. Они тонко чувствуют и передают переходные со стояния природы —• раннюю весну, позднюю осень. Впро чем, вдохновляет авторов й суровая заполярная зима. Как наиболее интересные, я бь| от метила пейзажи мурманчанина Николая Морозова, Александ ры Куликовой из Сыктывкара, а также Виктора Харлова, Ни колая Пименова и Петра Вер- шигорова из Кирова. Графика представлена на выставке обильно — акваре ли, пастели, все виды гравю ры и рисунка, книжная иллю страция и экслибрисы встреча ют нас в залах первого этажа. Думаю, заинтересуют зрите лей и плакаты, остро и лако нично говорящие (а то и кри чащие) о самых злободневных проблемах нашего обществз, о тех «болевых точках», кото рые знает и чувствует каждый человек. К сожалению, как и на боль шинстве выставок, несколько скучновата и однообразна скульптура (это в основном портреты-бюсты), некоторые виды декоративно-прикладного искусства. Зато «залом зри тельских симпатий» можно на звать, наверное, зал народного творчества. И моя бабушка до сих пор шьет из разноцвет ных тряпочек лоскутные одея ла, но что из этих пестрых лоскутков можно сотворить такое — представить себе до вольно трудно. Тут же рядом — тканые дорожки и выши тые полотенца, изделия из бересты и вологодские кру жева, дымковская игрушка и деревянные птицы. Может, кого-то из мужчин этот зал и оставит равнодушным, но, уверена, женщины и дети дол го зачарованно будут разгля дывать эти чудесные изделия народных мастеров-умельцев. Как уже сообщалось, экспо зиция развернута не только в помещении выставочного зала, но и в залах областного крае ведческого музея. Н. ЧИСТЯКОВА. День рождения Мурманско го выставочного зала и откры тие седьмой зональной вы ставки «Советский Север» со впали. Сразу можно сказать, что И то и другое оправдали наши ожидания. Зал радует своей нарядностью, торжест венностью, простором, вы ставка — представитель ностью, богатством жанров и видов искусства, щедростью и яркостью палитры. В экспози ции представлены произведе ния живописи и графики, те атрально-декорационного, де коративно-прикладного и на родного искусства более трех сот авторов из восьми регио нов Северо-Запада России — Архангельской, Псковской, Новгородской, Кировской, Во логодской, Мурманской обла стей, Карельской и Коми АССР. Среди них — заслужен ные художники РСФСР , лау реаты премии Ленинского ком сомола, Государственной пре мии РСФСР им. И. Б. Репина. А рядом с картинами имени тых творцов — полотна со всем молодых художников, многие из которых впервые участвуют в выставке столь высокого ранга. Но прежде чем говорить о ней, хочется отметить огром ную работу, которую провели и хозяева — мурманчане, и члены выставкома. Хочется поблагодарить архитекторов и строителей, чьими усилиями город наш получил отличный подарок, который станет вехой 8 его культурной жизни. И вот залы наполнились первыми зрителями.. Что же увидели мы там? Как И обычно, львиную до лю выставочной площади за нимает живопись. Все ее жанры представлены здесь: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая карти на. Именно тематическая кар тина прежде занимала цент ральные места в экспозициях: в так называемые застойные времена именно она, как счи талось, способна была «вос петь» и «выразить идеалы времени». И, чего греха таить, мы успели привыкнуть к пом пезным полотнам «на произ водственную тему» и бравур ному изображению праздни ков, салютов, парадов... По счастью, все это постепенно исчезает — и из жизни, и из творчества. Избавляясь от внешней парадности, художни ки стремятся постигнуть суть окружающих нас явлений, про никнуть б их глубину. В нетра диционной, «нефотографич ной» манере решены даже те темы, которые мы привыкли Еидеть сусально-позолоченны ми, — в пример можно приве сти полотно «Мать и дитя» Зои Шадруновой. А вот нази- дательно-скучноБатая картина Геннадия Семакова «Горькое прозрение», пожалуй, послу жила в экспозиции прежде Есего контрастом тем истинно живописным, творческим ра ботам, которых здесь доста точно много. На этот раз в экспозицию Еошел целый ряд картин, ко торые еще недавно были бы отнесены к так называемому авангарду (а речь шла чаще о необычной творческой мане ре) и скорее всего отвергну ты. Сегодня полотна мурман чан Николая Ковалева и Нико РЕUРОДУКЦПИ С РАБОТ ( с в ерх у вниз и слева направо) : , ГОРНОВОЙ СОМНИН» - Д. ЖуравлСв (Новгород) , плакат «ПОМОГИ (ДЕВА ЛЬВАЦИЯ РУБЛЯ ) » — П. Сер к и п (Киров ) , компо зиция из металла «ПОВАР С ПОВАРЯТАМИ» — В. р о х и н (Сыктывкар) , «БАНЬКА» — И. Широкова (Киров ) , «СТАРЫЙ ПОМОР» — В, Б убе нцо в (Му р манск ) , «РОДИТЕЛЬСКАЯ СУБ БОТА» — Д, Тутунджан ( Волог да).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz