Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

8 Это любопытно Святочные «О святках ходили х ц х о л ы ш к и »>. И. Меркурьев, «Словарь жизой речи кольских ломороз». СБОРНИКЕ В и ь и г т т г ; этногра­ фических очерков В. Чарнолуского, озаг­ лавленном <В краю летучего камня», в этой луч­ шей, по моему убеждению, книге о Кольской земле, есть запись рассказа саамской ж е­ нщины Катерины. Речь идет о временах года, об обычаях коренных жителей края, при­ нявших православие, прекра­ сно знавших русский язык, усвоивших многие обычаи поморов. «Наступило время скамм — темное, бессолнечное вре­ мя... — рассказывала саам­ ка. — Пока очередь для ка­ раула в стадах установится, пока управимся со всякими делами, мужики хоть раз на охоту сбегают, глядишь, од- ного-двух песцов принесут, или лису, или выдру — тут II святки наступят». Среди свя­ точных увеселений саамов упоминается катание па оле­ нях, гадание девушек и д а ­ же купание в проруби. К сожалению. Чариолус- кий пе пояснил, что такое святки. В других изданиях, рассказывающих о Кольском земле, эю слово мне ни ра­ зу пе встретилось. Вот кни­ ги о Русском Севере — иное дело. Но прежде чем обра­ титься к ним, попробуем вы­ яснить, что такое святки по энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Оказывается, свят­ ки, по определению право­ славной церкви, это «святые дни после праздника Рожде­ ства Христова до Крещения». В это время православные славят Христа. В старой эн­ циклопедии говорится, что закон запрещает производить «идолопоклонническое празд­ нование, игрища, переодева­ ясь в кумирные одеяния». Знаменитый «Стоглав» (сборник решений церковно­ го собора, проходившего че­ тыреста сорок лет назад с участием Ивана Грозного) в одной из своих ста глав стро­ жайше запрещал «бесовские песни и пляски... в навечерн Рождества Христова». Но несмотря па угрозу строгого наказания, святочные гу­ лянья ио обычаям предков каждую зиму охватывали всю Великую Русь. Ряженые плясали, пели и веселились и в глухих селах, и в самой столице державы, неподале­ ку от патриарших палат и царского дворца. Это под­ тверждает указ царя Алек­ сея Михайловича от 1649 го­ да. Каледа. или Коляда, У сень, или Овееиь олицетворяли для древних россиян высшую божественную силу, в изве­ стном смысле — животворя­ щую природу. И церковь ви­ дела в языческих заклинани­ ях, в гуляньях ряженых и игрищах ' посягательство па православное учение. В паши дни кажется стран­ ным и неправдоподобным, что церковь запрещала рож­ дественские, колядки и дру­ гие святочные увеселения. Но что было, то было. Давайте вспомним, что и славный па­ сечник Рудый Панько пре­ красно знал о церковном з а ­ прете. Однако он мудро и просто примирил древний, дохристианский обычай ко­ лядок с благочестивым про­ славлением сына божьего. Взгляните — па первой стра­ нице «Ночи перед Рождест­ вом» есть чудесное замеча­ ние «пасечника»: «Колядовать у нас называ­ ется петь под "окнами нака­ нуне Рождества песни, кото­ рые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка пли хозяин, или кто остается до­ ма, колбасу или хлеб, или медный грош — чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого при­ нимали за бога, и будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип за ­ претил было колядовать по хуторам, говоря, что будто народ сим угождает сатане. Однако ж, если сказать прав­ ду, то в колядках и слова пет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Так веками велось во всей России, от Кубани и до Лап­ ландии, от Карпат и до При­ морья. В поморских деревнях в святочные вечера начинались посиделки, веселые вечера с песнями, танцами, играми. В эту пору, особенно под Но­ вый год и в Рождество, здесь ходили ряженые в выворо­ ченных наизнанку шубах, в масках, именуемых личина­ ми, — хухолышки. Они поте­ шали всех шутками и приба­ утками, разыгрывали целые представления, потешаясь и над купцом, п над барином, н над судьей. Веселые ком­ пании шутили и озоровали, порою так, что вызывали гнев старших, которые могли и довольно сильно отколотить озорников, разваливших по- леницу, укативших сани, з а ­ ткнувших печную трубу, ес­ ли только настигали их. На ряженых сердились недолго, им на другой день все про­ щали. Святки праздновались в России в основном с Рожде­ ства и до Крещения. Но в Поморье они могли начинать­ ся и с Николина дня. Эго помогало пережить долгую темную зиму. Для поморской деревни Рождество станови­ лось не началом, а середи­ ной, вершиной увеселений. Рождеству Христову пред­ шествовал долгий, сорокадне­ вный пост. Хозяйки выпека­ ли -к этому празднику козу­ ли, фигурки из теста, кото­ рыми непременно одаривали детей, a nopoli и взрослых. В канун великого праздника, второго по значению для пра­ вославных христиан после Пасхи, в рождественский Со­ чельник благочестивые лю­ ди на Руси садились за еду только с наступлением тем­ ноты, совершив торжествен­ ную молитву после появле­ ния в небе первой звезды. Утром в праздник Рожде­ ства под окнами пли на поро­ ге раздавались детские голо­ са: «Благословите Христа прославить!» После этого раздавались молитвы и пес­ ни. Исполненные детскими голосами, они были особенно трогательны. Ходили по дво­ рам в Рождество и ребята постарше, и взрослые. Пели излюбленное па Севере, осо-‘ бенно в Поморье, випоградье, желая хозяевам, их детям, всему дому счастливой жи з­ ни. Ходить по дворам в Рож ­ дество с песнями и молитва­ ми называлось «славить». Полностью — «славить Хри­ ста» — пе говорили. И когда мне бабушка рассказывала, что раньше в Рождество ре­ бята славили, я понимал — поздравляли, рассчитывая получить какой-то подарок. У нас, в городе, это уже пе водилось. Бабушка, правда, пыталась научить пас с бра­ том рождественской молит­ ве, по не очень настойчиво. Начало молитвы, помню, зву ­ чало так: «Рождество твое, христибожее, во сиянии мира и света разума...». Странные слова удивляли и заворажи­ вали. Запомнилось мне еще что-то про волхвов, про то, что «ангелы ходят со звез­ дою... Молитва произноси­ лась нараспев, мне и сейчас слышится ее речитатив, сво­ его рода мелодия. Решил у з ­ нать в церкви, что это была за молитва. Оказалось, рож­ дественский тропарь. Начало его таково: «Рождество твое, Христе, боже наш, воссия мнрови свет разума ...» Это наш древний язык. Нынче для пояснения можно сказать примерно Tail1: «Рождество твое, Христос, бог наш, вос­ сияло мировым светом разу­ ма...» Но и в том виде, в каком рассказала мне молитву ба­ бушка. в пей остались глав­ ные слова, главные, ключе­ вые понятия остались — Рождество и — свет р а зу ­ ма. И добавилось еще непо­ нятное, по все же очень к р а £ сивое, чистое, как бы бли -' стающее «сияние мира». Да, это была поэзия, красота, ко­ торая ощущалась детской ду ­ шой, как ощущает ребенок красоту синего неба, белого лебедя, тихой песни. О святочных увеселениях, точнее — о последних отго­ лосках святок, помнят ста­ рожилы нашего края. Сожа­ лея об утраченном, надо пом­ нить, что до сих пор еще можно собрать поистиие золо­ тые крохи. Здесь поприще и для людей, профессионально занимающихся историей, и для журналистов, и для сту­ дентов пединститута, педучи­ лища, и даже для юных крае­ ведов. Приведу в подтверж­ дение один пример. Готовя эти заметки я встретился со своими старыми добрыми знакомыми, с супружеской парой из Гремихи. Й Миха­ ил Ефимович Логинов, по­ мор, уроженец Сосновки, и г его жена Александра С т е п а н новна, в девичестве Артиева, родившаяся в Каневке в семье оленеводов коми, вспомнили, что и в послево­ енные годы святки еще праздновали в нашей обла­ сти. В Сосповке, как и во всех селах Терского берега, пекли для ребятишек* знаме­ нитые козули, гадали, ходили ряжеными. Хотя и беседовал я со своими друзьями, что назы ­ вается, па ходу, еще раз по­ нял, как долго держались у пас старые обычаи, как дол­ го жили старые обряды, с которыми боролись, как с вредными предрассудками. Вред если и был, то — не­ значительный, а польза — огромная. Но вместе с во­ дой выплеснули и ребенка. ...Боюсь мечтать, по все- таки не расстаюсь с надеж­ дой: может быть, русские святки еще возвратятся, воз­ родятся, как вернулась в не-** которые города if села Мае-' лепнца, пусть и в усеченном виде. И тогда эти тридцать дней с 19 декабря до 19 ян­ варя по новому стилю, от праздника Святого Николая, покровителя моряков, до Крещения, станут временем желанным и веселым, меся­ цем потех и представлений. В. ЖДАНОВ. г. Мурманск. увеселения Возвращаясь к напечатанному «Наша совесть перед ними чиста» О трагедии, постигшей атомную г.одзодную лодку Сезерного фло­ та 7 апреля 1989 года, мы ужо сообщали. Рассказывали и о том, как моряки плазбазь! «Алексей Хлобыстов» спасали подводников на месте аварии. Прошло восемь месяцев. И вдруг в газете «Комсомольская правда» появилось интерзью с ка­ питаном 1 ранга запаса А. Горба­ чевым «Восемь месяцев спустя» («КП», 1989, 17 декабря). Часть его ответов корреспонденту воз­ мутила, оскорбила честь экипажа плавбазы «(Алексеи Хлобыстов», ведь речь идет о том, ч то спасе­ ние оттянулось на два часа из-за торга между «Сезрыбой» и Се­ верным флотом о компенсации за спасение подводникоз. Недоуме­ ние, возмущение вызвала публи­ кация и з штабе Сезерного фло­ та, командный пункт которого обеспечивал управление силами, оказывавшими помощь подлодке. Предлагаем вашему вниманию ответ на публикацию «Восемь ме­ сяцев спустя» начальника службы 29 декабря 1989 года безопасности мореплазония БПО «Сезрыба» П. В. Виноградова. Но сначала — документальная хрони­ ка событий 7 апреля. 12 ЧАС . 42 МИН. Оперативный д еж урны й служ бы наблюдения за фло том (ОД СНФ ) БПО «Сезрыба» получил по те л еф о н у информацию от оперативно го деж урно го Север­ ного ф л о та о том , что тр еб уе тся помощь военному кораблю с его координатами . ОД СНФ доложил , что ближ айш ее судно к м е сту а в а ­ рии — плавбаза «А ле ксей Х ло бы ­ сто в» , и предложил помощь. 12 ЧАС . 50 МИН. После ко н с у л ь ­ тации со ш табом Северного ф л о та оперативный д еж ур ны й ф л о та з а ­ требовал о к а за ть помощь лодке . ОД СНФ дал у к а за н и е радиоцен т­ ру немедленно вы зв а ть плавб а зу на аварийны й радиообмен. 13 Ч А С . 15 МИН. А в арий н а я р а ­ дио грамм а с у ка зани ем немедлен­ но следо ва ть в у к а з а н ны е коорди­ на ты передана на плавб а зу «А л е к ­ сей Хлобы сто в » . 13 Ч А С . 20 МИН. Плавбаза «Алексей Хлобы стов» ’ д а л а хо д , причем нар уш ая все д ей с тв ующ и е правила те хн и ч е ско й э к с п л у а т а ­ ции главно го д в и га т е л я , в м а к си ­ мально короткое время набрала фор сированный ход . Слозо — П. 3. Виноградову: — С момента получения ин­ формации от командозания Се­ верного флота о направлении по­ мощи в район азарии до начала движения плазбазы прошло всего 30 минут. Что касается хода суд­ на, то скорость его была дейст­ вительно максимальной: за 4 часа 24 минуты пройдено 59 миль. Средняя скорость составила 13,4 узла (вспомним, что плавбаза эксплуатируется более 20 лет). В интервью говорится, что задерж­ ка плавбазы произошла еще и по­ тому, что «поднимала что-то». А на самом деле экипаж плавбазы (она уже шла средним ходом) поднимал на борт плавучие кран­ цы, рискуя своей жизнью и нару­ шая празила охраны труда и тех­ ники безопасности. Моряки зна­ ют, что это такое — поднимать многотонный груз на ходу судна. Не было переписки, не было заключения договора о спасении, что обычно является практикой в международном судоходстве. И «Сезрыба», и Северный флот вы­ полнили свои обязательства неза­ медлительно, по телефону, на что требовалось не более одной минуты. Так о каком «торге» в течение двух часов могут вести разговор оперативные дежурные? О самоотверженном поведении экипажа плазбазы «Алексей Хло­ быстов» на месте гибели подвод­ ной лодки «Рыбный Мурман» пи­ сал. Но сегодня нас вынуждают вернуться к той трагедии и снова спросить себя: все ли было сде­ лано, чтобы помош.ь подводни­ кам пришла в кратчайший срок? Документы подтверждают: да, все, что можно было сделать в условиях берега и моря, сдела­ но. Мы направили в «Комсомоль­ скую празду» наш отзет, прило­ жили копии документов. И от имени 80 тысяч тружеников Се­ верного бассейна и 220 членов экипажа плазбазы «Алексей Хло­ быстов» обратились в редакцию с предложением опубликовать их. Нет, не честь мундира мы защи­ щаем, хотя в данной ситуации и это немаловажно. Но куда важней отмести ложь и сказать празду родственникам погибших: на^иа совесть перед ними чиста. J 3 £ce. что могли в наших условиях, мы сделали. А вот мнение заместителя на­ чальника штаба Северного флота по боевому управлению капитана 1 ранга В. ГОНЧАРУКА, опубли­ кованное в газете «На страже З а ­ полярья» (печатаем в сокраще­ нии). — Эта публикация кощунствен­ на по отношению к родственни­ кам и близким погибших подвод­ ников. Выходит, что в то время, когда они самоотверженно боро­ лись за жизнь корабля, кто-то подсчитывал доходы-расходы, убытки-прибыли... Кому это нуж­ но, зачем назодить тень на пле­ тень? Я лично непрерызно осуществ­ лял радиотелефонную связь ко­ мандного пункта флота с плазба- зой «Алексей Хлобыстов» от мо­ мента начала ее движения до за­ вершения спасательной операции. Повторю еще раз — все мои сло­ ва документально по д тверж ден . Эти документы были представле­ ны государственной комиссии. РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz