Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
8 Это любопытно Святочные «О святках ходили х ц х о л ы ш к и »>. И. Меркурьев, «Словарь жизой речи кольских ломороз». СБОРНИКЕ В и ь и г т т г ; этногра фических очерков В. Чарнолуского, озаг лавленном <В краю летучего камня», в этой луч шей, по моему убеждению, книге о Кольской земле, есть запись рассказа саамской ж е нщины Катерины. Речь идет о временах года, об обычаях коренных жителей края, при нявших православие, прекра сно знавших русский язык, усвоивших многие обычаи поморов. «Наступило время скамм — темное, бессолнечное вре мя... — рассказывала саам ка. — Пока очередь для ка раула в стадах установится, пока управимся со всякими делами, мужики хоть раз на охоту сбегают, глядишь, од- ного-двух песцов принесут, или лису, или выдру — тут II святки наступят». Среди свя точных увеселений саамов упоминается катание па оле нях, гадание девушек и д а же купание в проруби. К сожалению. Чариолус- кий пе пояснил, что такое святки. В других изданиях, рассказывающих о Кольском земле, эю слово мне ни ра зу пе встретилось. Вот кни ги о Русском Севере — иное дело. Но прежде чем обра титься к ним, попробуем вы яснить, что такое святки по энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Оказывается, свят ки, по определению право славной церкви, это «святые дни после праздника Рожде ства Христова до Крещения». В это время православные славят Христа. В старой эн циклопедии говорится, что закон запрещает производить «идолопоклонническое празд нование, игрища, переодева ясь в кумирные одеяния». Знаменитый «Стоглав» (сборник решений церковно го собора, проходившего че тыреста сорок лет назад с участием Ивана Грозного) в одной из своих ста глав стро жайше запрещал «бесовские песни и пляски... в навечерн Рождества Христова». Но несмотря па угрозу строгого наказания, святочные гу лянья ио обычаям предков каждую зиму охватывали всю Великую Русь. Ряженые плясали, пели и веселились и в глухих селах, и в самой столице державы, неподале ку от патриарших палат и царского дворца. Это под тверждает указ царя Алек сея Михайловича от 1649 го да. Каледа. или Коляда, У сень, или Овееиь олицетворяли для древних россиян высшую божественную силу, в изве стном смысле — животворя щую природу. И церковь ви дела в языческих заклинани ях, в гуляньях ряженых и игрищах ' посягательство па православное учение. В паши дни кажется стран ным и неправдоподобным, что церковь запрещала рож дественские, колядки и дру гие святочные увеселения. Но что было, то было. Давайте вспомним, что и славный па сечник Рудый Панько пре красно знал о церковном з а прете. Однако он мудро и просто примирил древний, дохристианский обычай ко лядок с благочестивым про славлением сына божьего. Взгляните — па первой стра нице «Ночи перед Рождест вом» есть чудесное замеча ние «пасечника»: «Колядовать у нас называ ется петь под "окнами нака нуне Рождества песни, кото рые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка пли хозяин, или кто остается до ма, колбасу или хлеб, или медный грош — чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого при нимали за бога, и будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип за претил было колядовать по хуторам, говоря, что будто народ сим угождает сатане. Однако ж, если сказать прав ду, то в колядках и слова пет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому». Так веками велось во всей России, от Кубани и до Лап ландии, от Карпат и до При морья. В поморских деревнях в святочные вечера начинались посиделки, веселые вечера с песнями, танцами, играми. В эту пору, особенно под Но вый год и в Рождество, здесь ходили ряженые в выворо ченных наизнанку шубах, в масках, именуемых личина ми, — хухолышки. Они поте шали всех шутками и приба утками, разыгрывали целые представления, потешаясь и над купцом, п над барином, н над судьей. Веселые ком пании шутили и озоровали, порою так, что вызывали гнев старших, которые могли и довольно сильно отколотить озорников, разваливших по- леницу, укативших сани, з а ткнувших печную трубу, ес ли только настигали их. На ряженых сердились недолго, им на другой день все про щали. Святки праздновались в России в основном с Рожде ства и до Крещения. Но в Поморье они могли начинать ся и с Николина дня. Эго помогало пережить долгую темную зиму. Для поморской деревни Рождество станови лось не началом, а середи ной, вершиной увеселений. Рождеству Христову пред шествовал долгий, сорокадне вный пост. Хозяйки выпека ли -к этому празднику козу ли, фигурки из теста, кото рыми непременно одаривали детей, a nopoli и взрослых. В канун великого праздника, второго по значению для пра вославных христиан после Пасхи, в рождественский Со чельник благочестивые лю ди на Руси садились за еду только с наступлением тем ноты, совершив торжествен ную молитву после появле ния в небе первой звезды. Утром в праздник Рожде ства под окнами пли на поро ге раздавались детские голо са: «Благословите Христа прославить!» После этого раздавались молитвы и пес ни. Исполненные детскими голосами, они были особенно трогательны. Ходили по дво рам в Рождество и ребята постарше, и взрослые. Пели излюбленное па Севере, осо-‘ бенно в Поморье, випоградье, желая хозяевам, их детям, всему дому счастливой жи з ни. Ходить по дворам в Рож дество с песнями и молитва ми называлось «славить». Полностью — «славить Хри ста» — пе говорили. И когда мне бабушка рассказывала, что раньше в Рождество ре бята славили, я понимал — поздравляли, рассчитывая получить какой-то подарок. У нас, в городе, это уже пе водилось. Бабушка, правда, пыталась научить пас с бра том рождественской молит ве, по не очень настойчиво. Начало молитвы, помню, зву чало так: «Рождество твое, христибожее, во сиянии мира и света разума...». Странные слова удивляли и заворажи вали. Запомнилось мне еще что-то про волхвов, про то, что «ангелы ходят со звез дою... Молитва произноси лась нараспев, мне и сейчас слышится ее речитатив, сво его рода мелодия. Решил у з нать в церкви, что это была за молитва. Оказалось, рож дественский тропарь. Начало его таково: «Рождество твое, Христе, боже наш, воссия мнрови свет разума ...» Это наш древний язык. Нынче для пояснения можно сказать примерно Tail1: «Рождество твое, Христос, бог наш, вос сияло мировым светом разу ма...» Но и в том виде, в каком рассказала мне молитву ба бушка. в пей остались глав ные слова, главные, ключе вые понятия остались — Рождество и — свет р а зу ма. И добавилось еще непо нятное, по все же очень к р а £ сивое, чистое, как бы бли -' стающее «сияние мира». Да, это была поэзия, красота, ко торая ощущалась детской ду шой, как ощущает ребенок красоту синего неба, белого лебедя, тихой песни. О святочных увеселениях, точнее — о последних отго лосках святок, помнят ста рожилы нашего края. Сожа лея об утраченном, надо пом нить, что до сих пор еще можно собрать поистиие золо тые крохи. Здесь поприще и для людей, профессионально занимающихся историей, и для журналистов, и для сту дентов пединститута, педучи лища, и даже для юных крае ведов. Приведу в подтверж дение один пример. Готовя эти заметки я встретился со своими старыми добрыми знакомыми, с супружеской парой из Гремихи. Й Миха ил Ефимович Логинов, по мор, уроженец Сосновки, и г его жена Александра С т е п а н новна, в девичестве Артиева, родившаяся в Каневке в семье оленеводов коми, вспомнили, что и в послево енные годы святки еще праздновали в нашей обла сти. В Сосповке, как и во всех селах Терского берега, пекли для ребятишек* знаме нитые козули, гадали, ходили ряжеными. Хотя и беседовал я со своими друзьями, что назы вается, па ходу, еще раз по нял, как долго держались у пас старые обычаи, как дол го жили старые обряды, с которыми боролись, как с вредными предрассудками. Вред если и был, то — не значительный, а польза — огромная. Но вместе с во дой выплеснули и ребенка. ...Боюсь мечтать, по все- таки не расстаюсь с надеж дой: может быть, русские святки еще возвратятся, воз родятся, как вернулась в не-** которые города if села Мае-' лепнца, пусть и в усеченном виде. И тогда эти тридцать дней с 19 декабря до 19 ян варя по новому стилю, от праздника Святого Николая, покровителя моряков, до Крещения, станут временем желанным и веселым, меся цем потех и представлений. В. ЖДАНОВ. г. Мурманск. увеселения Возвращаясь к напечатанному «Наша совесть перед ними чиста» О трагедии, постигшей атомную г.одзодную лодку Сезерного фло та 7 апреля 1989 года, мы ужо сообщали. Рассказывали и о том, как моряки плазбазь! «Алексей Хлобыстов» спасали подводников на месте аварии. Прошло восемь месяцев. И вдруг в газете «Комсомольская правда» появилось интерзью с ка питаном 1 ранга запаса А. Горба чевым «Восемь месяцев спустя» («КП», 1989, 17 декабря). Часть его ответов корреспонденту воз мутила, оскорбила честь экипажа плавбазы «(Алексеи Хлобыстов», ведь речь идет о том, ч то спасе ние оттянулось на два часа из-за торга между «Сезрыбой» и Се верным флотом о компенсации за спасение подводникоз. Недоуме ние, возмущение вызвала публи кация и з штабе Сезерного фло та, командный пункт которого обеспечивал управление силами, оказывавшими помощь подлодке. Предлагаем вашему вниманию ответ на публикацию «Восемь ме сяцев спустя» начальника службы 29 декабря 1989 года безопасности мореплазония БПО «Сезрыба» П. В. Виноградова. Но сначала — документальная хрони ка событий 7 апреля. 12 ЧАС . 42 МИН. Оперативный д еж урны й служ бы наблюдения за фло том (ОД СНФ ) БПО «Сезрыба» получил по те л еф о н у информацию от оперативно го деж урно го Север ного ф л о та о том , что тр еб уе тся помощь военному кораблю с его координатами . ОД СНФ доложил , что ближ айш ее судно к м е сту а в а рии — плавбаза «А ле ксей Х ло бы сто в» , и предложил помощь. 12 ЧАС . 50 МИН. После ко н с у л ь тации со ш табом Северного ф л о та оперативный д еж ур ны й ф л о та з а требовал о к а за ть помощь лодке . ОД СНФ дал у к а за н и е радиоцен т ру немедленно вы зв а ть плавб а зу на аварийны й радиообмен. 13 Ч А С . 15 МИН. А в арий н а я р а дио грамм а с у ка зани ем немедлен но следо ва ть в у к а з а н ны е коорди на ты передана на плавб а зу «А л е к сей Хлобы сто в » . 13 Ч А С . 20 МИН. Плавбаза «Алексей Хлобы стов» ’ д а л а хо д , причем нар уш ая все д ей с тв ующ и е правила те хн и ч е ско й э к с п л у а т а ции главно го д в и га т е л я , в м а к си мально короткое время набрала фор сированный ход . Слозо — П. 3. Виноградову: — С момента получения ин формации от командозания Се верного флота о направлении по мощи в район азарии до начала движения плазбазы прошло всего 30 минут. Что касается хода суд на, то скорость его была дейст вительно максимальной: за 4 часа 24 минуты пройдено 59 миль. Средняя скорость составила 13,4 узла (вспомним, что плавбаза эксплуатируется более 20 лет). В интервью говорится, что задерж ка плавбазы произошла еще и по тому, что «поднимала что-то». А на самом деле экипаж плавбазы (она уже шла средним ходом) поднимал на борт плавучие кран цы, рискуя своей жизнью и нару шая празила охраны труда и тех ники безопасности. Моряки зна ют, что это такое — поднимать многотонный груз на ходу судна. Не было переписки, не было заключения договора о спасении, что обычно является практикой в международном судоходстве. И «Сезрыба», и Северный флот вы полнили свои обязательства неза медлительно, по телефону, на что требовалось не более одной минуты. Так о каком «торге» в течение двух часов могут вести разговор оперативные дежурные? О самоотверженном поведении экипажа плазбазы «Алексей Хло быстов» на месте гибели подвод ной лодки «Рыбный Мурман» пи сал. Но сегодня нас вынуждают вернуться к той трагедии и снова спросить себя: все ли было сде лано, чтобы помош.ь подводни кам пришла в кратчайший срок? Документы подтверждают: да, все, что можно было сделать в условиях берега и моря, сдела но. Мы направили в «Комсомоль скую празду» наш отзет, прило жили копии документов. И от имени 80 тысяч тружеников Се верного бассейна и 220 членов экипажа плазбазы «Алексей Хло быстов» обратились в редакцию с предложением опубликовать их. Нет, не честь мундира мы защи щаем, хотя в данной ситуации и это немаловажно. Но куда важней отмести ложь и сказать празду родственникам погибших: на^иа совесть перед ними чиста. J 3 £ce. что могли в наших условиях, мы сделали. А вот мнение заместителя на чальника штаба Северного флота по боевому управлению капитана 1 ранга В. ГОНЧАРУКА, опубли кованное в газете «На страже З а полярья» (печатаем в сокраще нии). — Эта публикация кощунствен на по отношению к родственни кам и близким погибших подвод ников. Выходит, что в то время, когда они самоотверженно боро лись за жизнь корабля, кто-то подсчитывал доходы-расходы, убытки-прибыли... Кому это нуж но, зачем назодить тень на пле тень? Я лично непрерызно осуществ лял радиотелефонную связь ко мандного пункта флота с плазба- зой «Алексей Хлобыстов» от мо мента начала ее движения до за вершения спасательной операции. Повторю еще раз — все мои сло ва документально по д тверж ден . Эти документы были представле ны государственной комиссии. РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz