Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Нашего полку прибыло В минувшем году четыре новых супертраулера типа «Мо- опзуид» пополнили Мурманский траловый флот. А «зовут» их так; «Адмирал Стариков», «Максим Старостин», «Захар Сорокин», «Павел Кутахов». Все — РТМК-с (рыболовный траулер морозильный, консервный, супер). Головное предприятие БПО «Севрыба» (управление; «Сев- рыбхолодфлот») приняло несколько транспортных рефриже­ раторов и два танкера. Из повостроя пришли ТР «Кильдин- ский пролив» (тип «Кристалл-2») н небольшой транспорт «Кильдин» (тип «Радужный»), У иностранных фирм по бер- боуд-чартеру приобретены три транспортных рефршкёратора: «Атлантика», «Мыс Ж елания» и «Мыс Городецкий». Список танкерного флота пополнили танкеры «Имаит Судмалис» и ' Рига». Все эти суда помогут в решении сложнейшей проб­ лемы дефицита на промысле рефемкостей и танкеров. В Польской Народной Республике построены в этом году для объединения «Мурманрыбпром» два небольших, по очень нужных судна. Это катера-буксиры «Посыльный» и \« Д е р з ­ кий». Швартовные работы, перевозка людей и много других, пе менее важных функций, взяли па себя экипажи этих су­ дов. Наш внешт. корр. г .. ' Что вкусненького? В этом году труженики колхоза «Ударник» освоили вы­ пуск двух новых видов деликатесной продукции. Это — «Пе­ чень трески по-мурмански» и гастрономическая закуска из трески «Гольфстрим». Коллектив колхоза «Беломорский, рыбак» приобрел у гос- промышленности рыбную факторию, установил там оборудо­ вание и приступил к производству нового вида пресервов «Сельдь беломорская». Это тоже деликатесный продукт, пользующийся большим спросом. Щадящий, экологически чистый вид промысла — ярусный — впервые применен в этом году на двух колхозных судах: «Салмп» колхоза «Ударник» и «Иткуль» колхоза «Северная звезда», где установлены ярусные линии фирмы «Мустад». Сейчас экипажи этих судов ведут лов клыкача в Атлантиче­ ской части Антарктиды. А па плавбазах «Севрыбхол одфлота» в этом году стали выпускать четыре вида новых пресервов. Три из них — фи­ ле-кусочки рыбы в уксусно-масляной заливке с луковой при­ правой, различие лишь в виде рыбы: из скумбрии, сельди атлантической или ставриды океанической. Четвертый вид пресервов — «Сельдь атлантическая в яблочном соусе». интеграция Завод—инженерам Не надо осуждать едино­ душия, ведь это сейчас так модно — все крушить и ру­ шить. Разумное общее согла­ сие — вот тот фундамент, па котором постепенно стро­ ится будущее здание эконо­ мики, перестройки. Именно так* рассудили в коллективе «Севрыбтехцент- ра», когда на совете трудо­ вого коллектива решали жиз­ ненно важный вопрос: вы­ купать или пет опытио-про- мышленный завод белковых концентратов рыбокомбината. Постановили: да! Как же иначе? Ведь полное название организации — «Научпо-про- изводственное объединение по созданию новых техноло­ гических средств механиза­ ции и . автоматизации обра­ ботки водных сырьевых био­ ресурсов». А как можно что-то изобрести, пе имея до­ бротной промышленной ба­ зы? Впрочем, в недалекие го­ ды застоя так и было: инже­ неры, конструкторы создава­ ли новинки, передавали их промышленности, а там... хоть трава не расти. Бились пото.м хозяйственники, до­ морощенные умельцы пыта­ лись довести «умные» маши­ ны до ума... Тщетно. Уходи­ ли годы. Тем временем у шустрых японцев новинки «клепались» десятками, сот­ нями в месяц. Почему? Да потому, что и разработка, и идеи, их внедрение, про­ мышленная обкатка и даже связь с торговлей — все в одних руках. По этому пути и пошли ученые «.Севрыбтех центра » — выкупить завод, взять полностью б свои руки все экономические элементы прохождения техники и по­ пой продукции. А что же заводчапе? Тут СТК долго думал — перехо­ дить или нет в подчинение к инженерам. Что перевесила чашу весов? То, что по на­ званию предприятие опыт­ ное, а план выдается, как па обычное, разумеется, без всяких скидок. Где уж там до скрупулезного изучения причин и ошибок проектан­ тов. «Давай, давай!» — вот тот дамоклов меч, которым над ними висел ежедневно. В итоге не было ни качест­ венного плана, пн качествен­ ных машин, технологий... II вполне понятно, что недавно коллектив завода при одном «против» и одном «воздер­ жавшемся» проголосовал за переход в «Севрыбтехцентр». Теперь — слово за управ­ лением рыбокомбината. Что- то оно скажет? Верим — по­ перек здравого смысла пе встанет. А . ВАСИЛЬЕВ. IIЛ СНИМКЕ: сосет трудо­ вого коллектива «Ссврыбтс.х- центра» думает... Фото В. КОРБЦКОГО. кОпыт производственного кооператива » с я к о е ** хорошо забытое НОВОЕ — ста­ рое», гласит поговорка, неизвестно когда родившаяся в пароде. Применима она и к разговору о кооперативах — они существовали и де­ сятки лет назад. Тема эта в последние годы снова стала злободневной. Однако коо­ ператоров чаще ругают, чем говорят о них объективно. И ругают порой не без основа­ ний. Не зря же принято ре­ шение о прекращении дея­ тельности торгово-закупоч­ ных кооперативов. Но вот мы читаем о тех коллективах, которые выпол­ няют государственные зака ­ зы , работают по государст­ венным расценкам, ио выпу­ скают, например, кооперато­ ры продукцию, строят дома в сжатые сроки и с высоким качеством. Естественно, и отношение к ним другое... Купил несколько лет назад колхоз «Ударник» у объединения «Севрыбпо- нск» СРТ-м «Гемма», сде­ лал его, соответственно пе­ реоборудовав, «печеночни­ ком», как окрестили судно рыбаки-колхозники. Здесь бы­ ли установлены закаточный станок, два автоклава — па специализированном трауле­ ре стали выпускать консер­ вы из тресковой печени — продукцию, пользующуюся повышенным спросом поку­ пателей. Но дела шли не­ важно —- производство на таком судне оказалось убы­ точным. Работал старшим консерв­ ным мастером (выполняя обязанности и технолога) па «Гемме» Давид Фридрихо­ вич Ротбарк. Он, конечно, видел, как организованы труд рыбаков, консервное произ­ водство. Надо было искать путь к исправлению положе­ ния. —- А пе создать ли коопе­ ратив? Эта мысль преследовала не его одного. Так образо­ валась инициативная группа, в которую вошли, кроме Д. Ф. Ротбарка, групповой механик колхоза А. И. Пет­ ренко, технолог В. К. Бе­ режной, консервный мастер А. И. Михайлов, повар А. Д. Лукаиев и другие — всего 10 человек. Прикинули, как по-новому наладить дело, сделать его прибыльным для колхоза и обратились к пред­ седателю правления 10. А. Тимченко со своим предло­ жением. Юрий Андреевич вместе с экономистами про­ верил расчеты инициативной группы, дал «добро». 15 ию­ ня 1989 года кооператив «Гемма» был зарегистриро­ ван исполкомом Кольского районного Совета народных депутатов. Председателем нового коо­ ператива стал Д. Ф. Рот­ барк, главным инженером — А. И. Петренко. Наш кор­ респондент беседует с пред­ седателем. — С чего началась новая жизнь СРТ-м «Гемма»? — С ремонта и переобо­ рудования. Заказ выполняла база технического обслужи­ вания колхоза «Ударник». — Поскольку кооперато­ ры знали о недостатках в производстве консервов на судне, что было предприня­ то по устранению их? — Практически была со­ здана новая линия. Наш з а ­ каз выполнили специалисты «Севрыбтехцептра». Линию надо было разработать вновь, как и технологию производ- • ства консервов «Печень тре­ ски по-мурмански». Мало того, необходимо линию на­ строить, привести в рабочее состояние непосредственно на промысле. В этом смысле большую помощь кооперато­ рам оказали инженеры-тех­ нологи Виктор Владимиро­ вич Степаненко (па первом этапе) и Владимир Федоро­ вич Борисов — оба выходи­ ли в море. шаги„Геммы 44 — Что такое «первый этап»? — Надо было проверить па деле предложенную схе­ му, то есть принципы рабо­ ты, технологию. Сначала был создан как бы макет — ли­ ния малой производительно­ сти... — Каковы первые прак­ тические результаты работы производственного коопера­ тива? — З а два рейса колхозу сдали 230 . тысяч банок кон­ сервов по госзаказу и по государственной цепе. <Гем­ ма» в море, в третьем рейсе — надо выбрать квоту по добыче в Баренцевом море. 90 тысяч банок можем реа­ лизовать по ценам догово­ ренности. 60 тысяч банок реализовали. Все в Мурман­ ской области. •Есть разреше­ ние' 50 процентов продукции продать, за ее пределами, но кооператив не стремится к этому. — Как стоит вопрос об оплате труда? — Морякам положено 20 процентов от реализации продукции. Есть и гаранти­ рованная оплата — 1000 рублей в месяц (в случае плохой производственной об­ становки). Когда создавался кооператив, всем морякам предлагали вступить в пего. Экипаж — 26 человек, коо­ ператоров — около 60 про­ центов. — И как они откосятся к делу? — Работают кооператоры, употреблю старую «форму­ лу», не считаясь с личным временем, стараются во всем поддерживать полный поря­ док. Но срывы случаются. Наказываем за нарушения, в первую очередь — матери­ ально. Наказали одного мо­ ряка, вывели из состава коо­ ператива. Второго списали за пьянку и хулиганство на судне. — Есть ли какие трудно­ сти в работе кооператоров? — Не без этого. Испыты­ ваем трудности в приобрете­ нии банок, запчастей к ли­ нии. Недавно, например, «по­ летели» прокладки в сепара­ торе, пришлось «Гемме» ид­ ти в порт. А это потери времени, потери продукции. — Вы говорили о квоте на вылов. А если возпнкнут трудности с сырьем? — Такое может случить­ ся. Есть вариант — попробо­ вать выпуск консервов из пе­ чени путассу. Конечно, сно­ ва потребуется помощь «Сев- рыбтехцеитра» в разработке технологии. Еще выход — изготовление консервов «Цыплята в собственном со­ ку». Эта продукция хорошо знакома покупателям — ее выпускает Мурманский ры ­ бокомбинат. И на полках ма­ газинов консервы из цыплят пе залеживаются. — Как вы считаете, есть будущее у производственных кооперативов? — Судя по опыту «Гем­ мы» — да. П. ВЫСТРОУМСБ. (Каш корр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz