Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
Нашего полку прибыло В минувшем году четыре новых супертраулера типа «Мо- опзуид» пополнили Мурманский траловый флот. А «зовут» их так; «Адмирал Стариков», «Максим Старостин», «Захар Сорокин», «Павел Кутахов». Все — РТМК-с (рыболовный траулер морозильный, консервный, супер). Головное предприятие БПО «Севрыба» (управление; «Сев- рыбхолодфлот») приняло несколько транспортных рефриже раторов и два танкера. Из повостроя пришли ТР «Кильдин- ский пролив» (тип «Кристалл-2») н небольшой транспорт «Кильдин» (тип «Радужный»), У иностранных фирм по бер- боуд-чартеру приобретены три транспортных рефршкёратора: «Атлантика», «Мыс Ж елания» и «Мыс Городецкий». Список танкерного флота пополнили танкеры «Имаит Судмалис» и ' Рига». Все эти суда помогут в решении сложнейшей проб лемы дефицита на промысле рефемкостей и танкеров. В Польской Народной Республике построены в этом году для объединения «Мурманрыбпром» два небольших, по очень нужных судна. Это катера-буксиры «Посыльный» и \« Д е р з кий». Швартовные работы, перевозка людей и много других, пе менее важных функций, взяли па себя экипажи этих су дов. Наш внешт. корр. г .. ' Что вкусненького? В этом году труженики колхоза «Ударник» освоили вы пуск двух новых видов деликатесной продукции. Это — «Пе чень трески по-мурмански» и гастрономическая закуска из трески «Гольфстрим». Коллектив колхоза «Беломорский, рыбак» приобрел у гос- промышленности рыбную факторию, установил там оборудо вание и приступил к производству нового вида пресервов «Сельдь беломорская». Это тоже деликатесный продукт, пользующийся большим спросом. Щадящий, экологически чистый вид промысла — ярусный — впервые применен в этом году на двух колхозных судах: «Салмп» колхоза «Ударник» и «Иткуль» колхоза «Северная звезда», где установлены ярусные линии фирмы «Мустад». Сейчас экипажи этих судов ведут лов клыкача в Атлантиче ской части Антарктиды. А па плавбазах «Севрыбхол одфлота» в этом году стали выпускать четыре вида новых пресервов. Три из них — фи ле-кусочки рыбы в уксусно-масляной заливке с луковой при правой, различие лишь в виде рыбы: из скумбрии, сельди атлантической или ставриды океанической. Четвертый вид пресервов — «Сельдь атлантическая в яблочном соусе». интеграция Завод—инженерам Не надо осуждать едино душия, ведь это сейчас так модно — все крушить и ру шить. Разумное общее согла сие — вот тот фундамент, па котором постепенно стро ится будущее здание эконо мики, перестройки. Именно так* рассудили в коллективе «Севрыбтехцент- ра», когда на совете трудо вого коллектива решали жиз ненно важный вопрос: вы купать или пет опытио-про- мышленный завод белковых концентратов рыбокомбината. Постановили: да! Как же иначе? Ведь полное название организации — «Научпо-про- изводственное объединение по созданию новых техноло гических средств механиза ции и . автоматизации обра ботки водных сырьевых био ресурсов». А как можно что-то изобрести, пе имея до бротной промышленной ба зы? Впрочем, в недалекие го ды застоя так и было: инже неры, конструкторы создава ли новинки, передавали их промышленности, а там... хоть трава не расти. Бились пото.м хозяйственники, до морощенные умельцы пыта лись довести «умные» маши ны до ума... Тщетно. Уходи ли годы. Тем временем у шустрых японцев новинки «клепались» десятками, сот нями в месяц. Почему? Да потому, что и разработка, и идеи, их внедрение, про мышленная обкатка и даже связь с торговлей — все в одних руках. По этому пути и пошли ученые «.Севрыбтех центра » — выкупить завод, взять полностью б свои руки все экономические элементы прохождения техники и по пой продукции. А что же заводчапе? Тут СТК долго думал — перехо дить или нет в подчинение к инженерам. Что перевесила чашу весов? То, что по на званию предприятие опыт ное, а план выдается, как па обычное, разумеется, без всяких скидок. Где уж там до скрупулезного изучения причин и ошибок проектан тов. «Давай, давай!» — вот тот дамоклов меч, которым над ними висел ежедневно. В итоге не было ни качест венного плана, пн качествен ных машин, технологий... II вполне понятно, что недавно коллектив завода при одном «против» и одном «воздер жавшемся» проголосовал за переход в «Севрыбтехцентр». Теперь — слово за управ лением рыбокомбината. Что- то оно скажет? Верим — по перек здравого смысла пе встанет. А . ВАСИЛЬЕВ. IIЛ СНИМКЕ: сосет трудо вого коллектива «Ссврыбтс.х- центра» думает... Фото В. КОРБЦКОГО. кОпыт производственного кооператива » с я к о е ** хорошо забытое НОВОЕ — ста рое», гласит поговорка, неизвестно когда родившаяся в пароде. Применима она и к разговору о кооперативах — они существовали и де сятки лет назад. Тема эта в последние годы снова стала злободневной. Однако коо ператоров чаще ругают, чем говорят о них объективно. И ругают порой не без основа ний. Не зря же принято ре шение о прекращении дея тельности торгово-закупоч ных кооперативов. Но вот мы читаем о тех коллективах, которые выпол няют государственные зака зы , работают по государст венным расценкам, ио выпу скают, например, кооперато ры продукцию, строят дома в сжатые сроки и с высоким качеством. Естественно, и отношение к ним другое... Купил несколько лет назад колхоз «Ударник» у объединения «Севрыбпо- нск» СРТ-м «Гемма», сде лал его, соответственно пе реоборудовав, «печеночни ком», как окрестили судно рыбаки-колхозники. Здесь бы ли установлены закаточный станок, два автоклава — па специализированном трауле ре стали выпускать консер вы из тресковой печени — продукцию, пользующуюся повышенным спросом поку пателей. Но дела шли не важно —- производство на таком судне оказалось убы точным. Работал старшим консерв ным мастером (выполняя обязанности и технолога) па «Гемме» Давид Фридрихо вич Ротбарк. Он, конечно, видел, как организованы труд рыбаков, консервное произ водство. Надо было искать путь к исправлению положе ния. —- А пе создать ли коопе ратив? Эта мысль преследовала не его одного. Так образо валась инициативная группа, в которую вошли, кроме Д. Ф. Ротбарка, групповой механик колхоза А. И. Пет ренко, технолог В. К. Бе режной, консервный мастер А. И. Михайлов, повар А. Д. Лукаиев и другие — всего 10 человек. Прикинули, как по-новому наладить дело, сделать его прибыльным для колхоза и обратились к пред седателю правления 10. А. Тимченко со своим предло жением. Юрий Андреевич вместе с экономистами про верил расчеты инициативной группы, дал «добро». 15 ию ня 1989 года кооператив «Гемма» был зарегистриро ван исполкомом Кольского районного Совета народных депутатов. Председателем нового коо ператива стал Д. Ф. Рот барк, главным инженером — А. И. Петренко. Наш кор респондент беседует с пред седателем. — С чего началась новая жизнь СРТ-м «Гемма»? — С ремонта и переобо рудования. Заказ выполняла база технического обслужи вания колхоза «Ударник». — Поскольку кооперато ры знали о недостатках в производстве консервов на судне, что было предприня то по устранению их? — Практически была со здана новая линия. Наш з а каз выполнили специалисты «Севрыбтехцептра». Линию надо было разработать вновь, как и технологию производ- • ства консервов «Печень тре ски по-мурмански». Мало того, необходимо линию на строить, привести в рабочее состояние непосредственно на промысле. В этом смысле большую помощь кооперато рам оказали инженеры-тех нологи Виктор Владимиро вич Степаненко (па первом этапе) и Владимир Федоро вич Борисов — оба выходи ли в море. шаги„Геммы 44 — Что такое «первый этап»? — Надо было проверить па деле предложенную схе му, то есть принципы рабо ты, технологию. Сначала был создан как бы макет — ли ния малой производительно сти... — Каковы первые прак тические результаты работы производственного коопера тива? — З а два рейса колхозу сдали 230 . тысяч банок кон сервов по госзаказу и по государственной цепе. <Гем ма» в море, в третьем рейсе — надо выбрать квоту по добыче в Баренцевом море. 90 тысяч банок можем реа лизовать по ценам догово ренности. 60 тысяч банок реализовали. Все в Мурман ской области. •Есть разреше ние' 50 процентов продукции продать, за ее пределами, но кооператив не стремится к этому. — Как стоит вопрос об оплате труда? — Морякам положено 20 процентов от реализации продукции. Есть и гаранти рованная оплата — 1000 рублей в месяц (в случае плохой производственной об становки). Когда создавался кооператив, всем морякам предлагали вступить в пего. Экипаж — 26 человек, коо ператоров — около 60 про центов. — И как они откосятся к делу? — Работают кооператоры, употреблю старую «форму лу», не считаясь с личным временем, стараются во всем поддерживать полный поря док. Но срывы случаются. Наказываем за нарушения, в первую очередь — матери ально. Наказали одного мо ряка, вывели из состава коо ператива. Второго списали за пьянку и хулиганство на судне. — Есть ли какие трудно сти в работе кооператоров? — Не без этого. Испыты ваем трудности в приобрете нии банок, запчастей к ли нии. Недавно, например, «по летели» прокладки в сепара торе, пришлось «Гемме» ид ти в порт. А это потери времени, потери продукции. — Вы говорили о квоте на вылов. А если возпнкнут трудности с сырьем? — Такое может случить ся. Есть вариант — попробо вать выпуск консервов из пе чени путассу. Конечно, сно ва потребуется помощь «Сев- рыбтехцеитра» в разработке технологии. Еще выход — изготовление консервов «Цыплята в собственном со ку». Эта продукция хорошо знакома покупателям — ее выпускает Мурманский ры бокомбинат. И на полках ма газинов консервы из цыплят пе залеживаются. — Как вы считаете, есть будущее у производственных кооперативов? — Судя по опыту «Гем мы» — да. П. ВЫСТРОУМСБ. (Каш корр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz