Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

* "» 4 Ж ИЛ-БЫЛ в управлении «Севрыбпромраз в е д- ка» (НПО «Севрыбпоиск» по-нынешнему) подменный экипаж. И работали в нем .‘38 человек. А на флотах — па всех — жила надежда, что вот придет время, и ие станет ванный «уазик?, причем у «Сервиса» голова пи о шо­ фере, ни о бензине, пи о ре­ монте машины ие болит. * Какой бы траулер ни при­ шел в порт — БМРТ, ПСТ или СРТ-м — и сколько бы их ни стояло у причала, «чертова дюжина» справля­ ется со всеми. Что же легло па плечи «Сервиса»? Доставка на борт аванса. Рапьше-то сколько беготни было у штурмана, пока по- Год рождения 4989 'й: in I I i n лггааядаджд Спасибо, «чертова дюжина»! моряк до дырок снашивать адидасовские кроссовки, бе­ гая по кабинетам да скла­ дам. Думали-думали, как бы такую службу создать, что­ бы "все заботушки о снабже­ нии судна в peiic на себя взяла. И никак ие могли вы­ крутиться я из разных «нель­ зя» да «не положено». Они и по сей день думают. А в «Севрыбпоиске» при­ думали: генеральный дирек­ тор НПО Г. А. Сторожев со своим помощником В. В. Журавлевым создали фирму «Сервис». Сократили быв­ ший подменный экипаж, оста­ вили только 13 человек*. Да пе простых, а чтоб каждый из агентов мог заменить дру­ гого, а матросы чтобы были и стропальщиками, и сиг­ нальщиками (рыбный порт помог в этом). «А агенты-то кто?» — спросите вы. . Так это же 2-й штурман, трал­ мейстер и начальник радио­ станции. Транспорт свой у новой фирмы появился: в свое вре­ мя поселился па территории базы снабжения НПО авто­ кооператив «Риф». Зато те­ перь у спонсора есть ареидо- Как вас обслуживают? лучит эти деньги. Да ие дан бог приход совпал с праздником или выходным днем. Продукты. Уже ие надо морякам с бидонами и меш­ ками тащиться из второго района порта па автобусе в магазин. Сервисная служба, взяв от помощника капитана заявку, все получит и приве­ зет на судно. Нужно провести испыта­ ния контрольно-измеритель­ ных приборов. Думаете, как бывало: мотористы мешки на плечи — и вперед? «Чер­ нова дюжина» снимет, отве­ зет и доставит обратно. А если судно стоит в ре­ монте? Четверо штатных ма­ тросов только-только справ­ ляются со служебными обя­ занностями да ремонтными работами. И вдруг, напри­ мер, краска потребовалась. Едет боцмаи с Абраммыса в службу, чтобы выписать краску, потом обратно па судно, чтоб печать на заяв ­ ке поставить, потом, прихва­ тив матроса, едет в транс- портно-складскую контору (ближний свет!). Или, допу­ стим. надо получить разное снабжение: на судне пишут заявку, несут ее в отдел снаб­ жения, где ее перепечатыва­ ют в 8 экземплярах, потом надо ехать получать, а скла­ ды в разных концах города. Да что там говорить! Мо­ ряки знают, что такое стоян­ ка в порту. А теперь — от­ дыхай, моряк, или делай па судне свое дело, сервисная группа выполнит все. В пе­ речне услуг «чертовой дю­ жины» — 31 пункт. А еще там капитан должен уточ­ нить, уложились ли ребята из сервисной группы в запла­ нированное время, да еще оценку дать, как они срабо­ тали. Что касается оценок, то, перелистав все полученные группой отзывы от капита­ нов, я пе нашла ни одной «среднегосударстве п и о й», только «хорошо» и «отлич­ но». Такая вот «чертова дю­ жина», возглавляет которую Юрий Владимирович Поми- нов. Девиз ее: меньше «бу­ маг», больше дела, макси­ мум нагрузки — па себя, а моряку — отдых. И. ВОЛКОВА. - - - - - Ученые — производству В 30 раз дешевле Несколько лет назад, с пу­ ском в эксплуатацию Архан­ гельского опытного водорос­ левого комбината, резко уве­ личился расход технологиче­ ского сырья на единицу вы­ пускаемой продукции. Созда­ лось нетерпимое положение: фондов не хватало даже на плановый выпуск. Два предло­ жения, поданные и внедрен­ ные рационализаторами, не­ сколько сократили перерасход, но до решения возникшей проблемы было еще далеко. На техническом совете посту­ пило предложение обратиться к ученым. Вскоре такая организация была найдена в Ленинграде — научно-производственное объ­ единение «Гидролизпром». Она взялась оказать помощь. На основании хозяйственного договора в течение года была разработана технология ректи­ фикации сырья, улавливания отходящих паров, аппаратур­ ное оформление всех усовер­ шенствований. Предполагался значительный эффект от внедрения разра­ ботки. Только вот смущал зна­ чительный объем: затраты на строительно-монтажные рабо­ ты, приобретение и изготовле­ ние оборудования составляли, по расчетам, около 500 тысяч рублей. Вот почему у специа­ листов и администрации ком­ бината возникли сомнения — нужны ли такие затраты? — А не провести ли нам экспертизу проекта? Давайте обратимся к ученым Архан­ гельского лесотехнического ин­ ститута, — предложили чле­ ны технического Совета, когда на очередном его заседании рассматривали предложенный «Гидролизпромом» проект. Сказано — сделано. Вскоре такая заявка была отправлена в институт. Специалисты АЛТИ незамед­ лительно откликнулись на просьбу комбината. Эксперти­ зой проекта занялись Е. Д. Гельфанд, Н. И. Богданович. Уже через несколько дней они заявили, а затем и пред­ ставили обоснование о нера­ ционально избранном гидро- лизниками варианте дорого­ стоящей разработки. Одновре­ менно Гельфанд и Богданович предложили свой вариант. ^ По скромным подсчетам затраты на внедрение сокра­ тились в несколько раз даже с учетом изготовления обору­ дования. Специалисты институ­ та взялись за осуществление своей идеи. Документация, не­ обходимое оборудование были выполнены летом этого года: а во время межсезонного ре­ монта, в июле, аппаратура была установлена. Вся разработка вместе с из­ готовлением оборудования и его монтажем обошлась ком­ бинату в 20 тысяч рублей, что в тридцать раз дешевле пер­ вого варианта. Результат не замедлил сказаться. Вот уже четыре месяца маннитное от­ деление работает по новой схеме и ни разу не было пе­ рерасхода технологического сырья. Наш внешт. корр. Под знаком Меркурия Внешнеэкономические связи I' Л Л t! i! i! f] ?! V ►J и J *! r! л a fl 4 rj 4* Наш корреспондент бесе­ дует с заместителем . гене­ рального директора БПО «Севрыба» но внешнеэконо­ мическим связям В. Н. СИ- МАКОМ. * * * — Как вы, Василий Ни­ колаевич, оцениваете сего­ дняшнее состояние внешне­ экономических связей «Сев- рыбы»? — Если кратко — как удовлетворительное. Я сто­ ронник идеи создания фир­ мы на бассейнах, наша раз­ розненность затрудняет ре­ шение многих вопросов, ведь многие предприятия выпу­ скают аналогичный товар, "а конкуренция в мире все бо­ лее ужесточается. Следова­ тельно, любой флот, торгуя, гак сказать, в одиночку, ста­ вит тем самым соседний флот в крайне сложное по­ ложение. Да вообще сейчас довольно трудно работать: когда нет четкой коорди­ нации и общего интереса между «Соврыбфлотом», бас­ сейном и предприятиями, — где, что, как и так далее. А теперь произошел рез­ кий переход от монопольной централизации к самостоя­ тельности предприятий. — В чем тут главная про­ блема? — В подготовленности специалистов. Тот, кто зани­ мается связями с западными фирмами, обязан знать эко­ номику, политику, юриспру­ денцию, финансы и социаль­ ные вопросы. Причем это, как правило, должен быть человек* с производства. В. II. СИМАН — У вас, я имею в виду «Севрыбу», уже есть валют­ ный фонд? — Да, по итогам работы в 1987 и 1988 годах образо­ вывались такие фонды. При­ чем при сохранении бассей­ нового принципа управления в прошлом году расходова­ ние первого фонда было от­ носительно управляемым. Каждый действовал в соот­ ветствии со своими задача­ ми: траловый флот и «Мур­ манрыбпром» переоборудова­ ли по одному судну для вы­ пуска филе трески, соответ­ ствующего требованиям з а ­ падного рынка. «Карелрыб- пром» оснастил шесть судов донными ярусами норвеж­ ской фирмы «.Мустад». «Сев- рыбхолодфлот» приобрел обо­ рудование для выпуска филе из сельди и скумбрии, с тем чтобы затем рассчитаться с инофирмами за сырье. —По это все в 1988 го­ ду. А мы говорим о годе ны­ нешнем. — В 1989 году заметно повысился интерес предприя­ тий к созданию совместных коопераций по переработке рыбы с различными органи­ зациями и предприятиями внутри страны и за рубежом. Отдельные уже выходят на форму совместных предприя­ тий. Это Мурманский трало­ вый флот, «Мурманрыб­ пром», «Карелрыбпром», «Севрыбхолодфлот» и фир­ мы Западной Германии, Пор­ тугалии, Франции, Англии и ДР- Развивая новые формы сотрудничества, предприятия стараются часть продукции направить для внутреннего рынка, а часть .па внешний рынок с целыо повысить ка­ чество продукции и получить валютные доходы от прибы­ ли. При этом прослеживает­ ся четкая тенденция вовле­ чения в кооперацию различ­ ных торговых фирм. С одной стороны, явление вполне объ­ яснимое — производственно­ му совместному предприятию экономически невыгодно за ­ ниматься реализацией своей продукции, ио, с другой стороны, производственные предприятия делают попытки создать акционерные формы сотрудничества с иностран­ ными чисто торговыми фир­ мами. То есть пытаются са­ мостоятельно выйти на внеш­ ний рынок. Однако по законам СССР совместные предприятия име­ ют право торговать па внеш­ нем рынке только своей про­ дукцией. Продажа же сырья (рыбного) совместным пред­ приятием и даже учредите­ лями жестоко регламентиру­ ется лицензированием Мин­ рыбхоза СССР. Что делать? Возникает необходимость со­ здания совместных пред­ приятий на территории ино­ странных государств, где совершенно другие законы, развязывающие руки торгов­ ле. Эти процессы ие случай­ ны и только подчеркивают несовершенство общеотрас­ левой внешнеторговой си­ стемы, не обеспечивающей устойчивую связь предприя­ тий с внешним рынком и, соответственно, обратного влияния рынка па качество производимой продукции. А ведь уже подошло время и координации работы совмест­ ных предприятий па внеш­ нем рынке. Маркетинг, как таковой, в полном смысле слова в отрасли отсутствует. Отсюда предприятия вынуждены формировать ассортимент рыбопродукции на экспорт под традиционные сырьевые поставки. — Василий Николаевич, давайте подытожим наш р а з ­ говор. Итак, в 1989 году... — Заключили договор о работе наших судов в зоне Перу. Это дало «Севрыбе» дополнительные объемы вы­ лова п выпуска рыбопродук­ ции. Договор еще цепей и потому, что принят ои в трудное для бассейна время оскудения Баренцева моря. Это — во-первых. Во-вторых, увеличился объем продукции в обменных операциях. В-третьих, мы взяли на себя (вместо «Соврыбфлота») расчеты со всеми агеитирую- щими фирмами. Это и рас­ четы по эксплуатационным расходам, за МРТО, ремон­ ты в шгаортах и т. д. Акцеп­ тование счетов позволило сэкономить несколько сотен тысяч инвалютных рублей. В-четвертых, разработаны около двадцати проектов различных форм совместных / предприятий и предпринимав тельства, отдельные из них уже внедряются. — Иными словами, на бассейне перестроились, пе­ реориентировались на рыноч­ ную торговлю? — Хотелось бы напомнить слова М. С. Горбачева о том, что первый и важней­ ший элемент перестройки — развитие внешнеэкономиче­ ских связей. Потом — все остальное. Почему именно внешнеэкономических? По­ тому, что они опережают си­ туацию па внутреннем рын­ ке. Наберем опыта «там», перенесем его и на внутрен­ ние дела. Пока же все, что мы делаем в плане сотруд­ ничества с фирмами, "раска­ чивает излишне зацентрали­ зованную систему управле­ ния внешнеэкономической д еятельно стью . Беседсазлг И. БЕРЕЗЮК. 29 декабря 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz