Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
* "» 4 Ж ИЛ-БЫЛ в управлении «Севрыбпромраз в е д- ка» (НПО «Севрыбпоиск» по-нынешнему) подменный экипаж. И работали в нем .‘38 человек. А на флотах — па всех — жила надежда, что вот придет время, и ие станет ванный «уазик?, причем у «Сервиса» голова пи о шо фере, ни о бензине, пи о ре монте машины ие болит. * Какой бы траулер ни при шел в порт — БМРТ, ПСТ или СРТ-м — и сколько бы их ни стояло у причала, «чертова дюжина» справля ется со всеми. Что же легло па плечи «Сервиса»? Доставка на борт аванса. Рапьше-то сколько беготни было у штурмана, пока по- Год рождения 4989 'й: in I I i n лггааядаджд Спасибо, «чертова дюжина»! моряк до дырок снашивать адидасовские кроссовки, бе гая по кабинетам да скла дам. Думали-думали, как бы такую службу создать, что бы "все заботушки о снабже нии судна в peiic на себя взяла. И никак ие могли вы крутиться я из разных «нель зя» да «не положено». Они и по сей день думают. А в «Севрыбпоиске» при думали: генеральный дирек тор НПО Г. А. Сторожев со своим помощником В. В. Журавлевым создали фирму «Сервис». Сократили быв ший подменный экипаж, оста вили только 13 человек*. Да пе простых, а чтоб каждый из агентов мог заменить дру гого, а матросы чтобы были и стропальщиками, и сиг нальщиками (рыбный порт помог в этом). «А агенты-то кто?» — спросите вы. . Так это же 2-й штурман, трал мейстер и начальник радио станции. Транспорт свой у новой фирмы появился: в свое вре мя поселился па территории базы снабжения НПО авто кооператив «Риф». Зато те перь у спонсора есть ареидо- Как вас обслуживают? лучит эти деньги. Да ие дан бог приход совпал с праздником или выходным днем. Продукты. Уже ие надо морякам с бидонами и меш ками тащиться из второго района порта па автобусе в магазин. Сервисная служба, взяв от помощника капитана заявку, все получит и приве зет на судно. Нужно провести испыта ния контрольно-измеритель ных приборов. Думаете, как бывало: мотористы мешки на плечи — и вперед? «Чер нова дюжина» снимет, отве зет и доставит обратно. А если судно стоит в ре монте? Четверо штатных ма тросов только-только справ ляются со служебными обя занностями да ремонтными работами. И вдруг, напри мер, краска потребовалась. Едет боцмаи с Абраммыса в службу, чтобы выписать краску, потом обратно па судно, чтоб печать на заяв ке поставить, потом, прихва тив матроса, едет в транс- портно-складскую контору (ближний свет!). Или, допу стим. надо получить разное снабжение: на судне пишут заявку, несут ее в отдел снаб жения, где ее перепечатыва ют в 8 экземплярах, потом надо ехать получать, а скла ды в разных концах города. Да что там говорить! Мо ряки знают, что такое стоян ка в порту. А теперь — от дыхай, моряк, или делай па судне свое дело, сервисная группа выполнит все. В пе речне услуг «чертовой дю жины» — 31 пункт. А еще там капитан должен уточ нить, уложились ли ребята из сервисной группы в запла нированное время, да еще оценку дать, как они срабо тали. Что касается оценок, то, перелистав все полученные группой отзывы от капита нов, я пе нашла ни одной «среднегосударстве п и о й», только «хорошо» и «отлич но». Такая вот «чертова дю жина», возглавляет которую Юрий Владимирович Поми- нов. Девиз ее: меньше «бу маг», больше дела, макси мум нагрузки — па себя, а моряку — отдых. И. ВОЛКОВА. - - - - - Ученые — производству В 30 раз дешевле Несколько лет назад, с пу ском в эксплуатацию Архан гельского опытного водорос левого комбината, резко уве личился расход технологиче ского сырья на единицу вы пускаемой продукции. Созда лось нетерпимое положение: фондов не хватало даже на плановый выпуск. Два предло жения, поданные и внедрен ные рационализаторами, не сколько сократили перерасход, но до решения возникшей проблемы было еще далеко. На техническом совете посту пило предложение обратиться к ученым. Вскоре такая организация была найдена в Ленинграде — научно-производственное объ единение «Гидролизпром». Она взялась оказать помощь. На основании хозяйственного договора в течение года была разработана технология ректи фикации сырья, улавливания отходящих паров, аппаратур ное оформление всех усовер шенствований. Предполагался значительный эффект от внедрения разра ботки. Только вот смущал зна чительный объем: затраты на строительно-монтажные рабо ты, приобретение и изготовле ние оборудования составляли, по расчетам, около 500 тысяч рублей. Вот почему у специа листов и администрации ком бината возникли сомнения — нужны ли такие затраты? — А не провести ли нам экспертизу проекта? Давайте обратимся к ученым Архан гельского лесотехнического ин ститута, — предложили чле ны технического Совета, когда на очередном его заседании рассматривали предложенный «Гидролизпромом» проект. Сказано — сделано. Вскоре такая заявка была отправлена в институт. Специалисты АЛТИ незамед лительно откликнулись на просьбу комбината. Эксперти зой проекта занялись Е. Д. Гельфанд, Н. И. Богданович. Уже через несколько дней они заявили, а затем и пред ставили обоснование о нера ционально избранном гидро- лизниками варианте дорого стоящей разработки. Одновре менно Гельфанд и Богданович предложили свой вариант. ^ По скромным подсчетам затраты на внедрение сокра тились в несколько раз даже с учетом изготовления обору дования. Специалисты институ та взялись за осуществление своей идеи. Документация, не обходимое оборудование были выполнены летом этого года: а во время межсезонного ре монта, в июле, аппаратура была установлена. Вся разработка вместе с из готовлением оборудования и его монтажем обошлась ком бинату в 20 тысяч рублей, что в тридцать раз дешевле пер вого варианта. Результат не замедлил сказаться. Вот уже четыре месяца маннитное от деление работает по новой схеме и ни разу не было пе рерасхода технологического сырья. Наш внешт. корр. Под знаком Меркурия Внешнеэкономические связи I' Л Л t! i! i! f] ?! V ►J и J *! r! л a fl 4 rj 4* Наш корреспондент бесе дует с заместителем . гене рального директора БПО «Севрыба» но внешнеэконо мическим связям В. Н. СИ- МАКОМ. * * * — Как вы, Василий Ни колаевич, оцениваете сего дняшнее состояние внешне экономических связей «Сев- рыбы»? — Если кратко — как удовлетворительное. Я сто ронник идеи создания фир мы на бассейнах, наша раз розненность затрудняет ре шение многих вопросов, ведь многие предприятия выпу скают аналогичный товар, "а конкуренция в мире все бо лее ужесточается. Следова тельно, любой флот, торгуя, гак сказать, в одиночку, ста вит тем самым соседний флот в крайне сложное по ложение. Да вообще сейчас довольно трудно работать: когда нет четкой коорди нации и общего интереса между «Соврыбфлотом», бас сейном и предприятиями, — где, что, как и так далее. А теперь произошел рез кий переход от монопольной централизации к самостоя тельности предприятий. — В чем тут главная про блема? — В подготовленности специалистов. Тот, кто зани мается связями с западными фирмами, обязан знать эко номику, политику, юриспру денцию, финансы и социаль ные вопросы. Причем это, как правило, должен быть человек* с производства. В. II. СИМАН — У вас, я имею в виду «Севрыбу», уже есть валют ный фонд? — Да, по итогам работы в 1987 и 1988 годах образо вывались такие фонды. При чем при сохранении бассей нового принципа управления в прошлом году расходова ние первого фонда было от носительно управляемым. Каждый действовал в соот ветствии со своими задача ми: траловый флот и «Мур манрыбпром» переоборудова ли по одному судну для вы пуска филе трески, соответ ствующего требованиям з а падного рынка. «Карелрыб- пром» оснастил шесть судов донными ярусами норвеж ской фирмы «.Мустад». «Сев- рыбхолодфлот» приобрел обо рудование для выпуска филе из сельди и скумбрии, с тем чтобы затем рассчитаться с инофирмами за сырье. —По это все в 1988 го ду. А мы говорим о годе ны нешнем. — В 1989 году заметно повысился интерес предприя тий к созданию совместных коопераций по переработке рыбы с различными органи зациями и предприятиями внутри страны и за рубежом. Отдельные уже выходят на форму совместных предприя тий. Это Мурманский трало вый флот, «Мурманрыб пром», «Карелрыбпром», «Севрыбхолодфлот» и фир мы Западной Германии, Пор тугалии, Франции, Англии и ДР- Развивая новые формы сотрудничества, предприятия стараются часть продукции направить для внутреннего рынка, а часть .па внешний рынок с целыо повысить ка чество продукции и получить валютные доходы от прибы ли. При этом прослеживает ся четкая тенденция вовле чения в кооперацию различ ных торговых фирм. С одной стороны, явление вполне объ яснимое — производственно му совместному предприятию экономически невыгодно за ниматься реализацией своей продукции, ио, с другой стороны, производственные предприятия делают попытки создать акционерные формы сотрудничества с иностран ными чисто торговыми фир мами. То есть пытаются са мостоятельно выйти на внеш ний рынок. Однако по законам СССР совместные предприятия име ют право торговать па внеш нем рынке только своей про дукцией. Продажа же сырья (рыбного) совместным пред приятием и даже учредите лями жестоко регламентиру ется лицензированием Мин рыбхоза СССР. Что делать? Возникает необходимость со здания совместных пред приятий на территории ино странных государств, где совершенно другие законы, развязывающие руки торгов ле. Эти процессы ие случай ны и только подчеркивают несовершенство общеотрас левой внешнеторговой си стемы, не обеспечивающей устойчивую связь предприя тий с внешним рынком и, соответственно, обратного влияния рынка па качество производимой продукции. А ведь уже подошло время и координации работы совмест ных предприятий па внеш нем рынке. Маркетинг, как таковой, в полном смысле слова в отрасли отсутствует. Отсюда предприятия вынуждены формировать ассортимент рыбопродукции на экспорт под традиционные сырьевые поставки. — Василий Николаевич, давайте подытожим наш р а з говор. Итак, в 1989 году... — Заключили договор о работе наших судов в зоне Перу. Это дало «Севрыбе» дополнительные объемы вы лова п выпуска рыбопродук ции. Договор еще цепей и потому, что принят ои в трудное для бассейна время оскудения Баренцева моря. Это — во-первых. Во-вторых, увеличился объем продукции в обменных операциях. В-третьих, мы взяли на себя (вместо «Соврыбфлота») расчеты со всеми агеитирую- щими фирмами. Это и рас четы по эксплуатационным расходам, за МРТО, ремон ты в шгаортах и т. д. Акцеп тование счетов позволило сэкономить несколько сотен тысяч инвалютных рублей. В-четвертых, разработаны около двадцати проектов различных форм совместных / предприятий и предпринимав тельства, отдельные из них уже внедряются. — Иными словами, на бассейне перестроились, пе реориентировались на рыноч ную торговлю? — Хотелось бы напомнить слова М. С. Горбачева о том, что первый и важней ший элемент перестройки — развитие внешнеэкономиче ских связей. Потом — все остальное. Почему именно внешнеэкономических? По тому, что они опережают си туацию па внутреннем рын ке. Наберем опыта «там», перенесем его и на внутрен ние дела. Пока же все, что мы делаем в плане сотруд ничества с фирмами, "раска чивает излишне зацентрали зованную систему управле ния внешнеэкономической д еятельно стью . Беседсазлг И. БЕРЕЗЮК. 29 декабря 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz