Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Э КЗАМЕН на звание моряка Василию Афанасьевичу Доричеву довелось держать в «сороковые огневые» 8 рядах Краснознаменного Северного флота. После демобилизации он остался в наших краях, | январе 1947 года ушел в море матросом прославленном РТ-29 «Киров». Извест­ но, что работа на траулере, особенно на бортовом, — также серьезный экзамен. Не *ря в те годы говорили: «Рыбак — дважды моряк». У Василия Афанасьевича было преиму­ щество перед другими матросами-нович- ками — он до войны окончил речной тех­ никум, владел знаниями и навыками штур­ мана. Это и определило его дальнейшую судьбу. Если говорить коротко — В. А. До- ричев успешно преодолел путь от матроса до капитана траулера. Среди его наставников особое место занимают капитан РТ-29 «Киров» К. Л. Бур­ ков и капитан РТ-14 «Сталин» А . Я. Мак­ лаков, будущий Герой Социалистического Труда. Но пришел день — и Василий Афа­ насьевич сам стал капитаном и наставни­ ком. Первыми траулерами, которыми ему довелось командовать, были старые ди­ зельные РТ-55 «Кета» и РТ-48 «Сезгосрыб- трест». Затем — РТ-81 «Коломна» — трау­ лер довоенной отечественной постройки. И все это были тоже экзамены — на зре­ лость капитанскую. О тех нелегких годах В.^А. Доричев уже рассказывал читателям еженедельника. Надо отметить, «Рыбг.ый Мурмгн» на своих страницах освещал многие юбилей­ ные (в основном — «круглые») даты Мур­ манского тралового флота. Последние из рих — полувековой и 60-летие. Тогда слово для воспоминаний брали рыбаки, чья трудовая биография начиналась в дггдца- тые-тридцатые .годы. О своем становлении, о товарищах по рыбацкому труду бывший капитан, ныне пенсионер В. А . Доричев написал докумен­ тальную повесть. Еженедельник предлага­ ет читателям сокращенный вариант одной из глав этого, еще нигде не публиковавше­ гося литературного материала. OQ ЯНВАРЯ 1958 года я вышел па работу после своего оче­ редного отпуска. Тогда я считался «безлошадным»: закрепленный трау­ лер «Коломна» находился в капи­ тальном ремонте. Меня могли напра­ вить па любой другой — на подмену. Но па этот раз этого ие случилось — в отделе главного капитана мне сооб­ щили: «Вы назначены па приходя­ щий из повостроя РТ-282». vB отделе кадров я познакомился со * своим старшим помощником Ген­ надием Сергеевичем Завьяловым , пом­ политом Василием Александровичем Ко^идзе. Вместе с ними здесь был и Евгений Георгиевич Хабаров. Я знал его еще в то время, когда он плавал помполптом па РТ -129 «Метеор» с капитаном О. Д. Габдулниым. Меня назначили к вам вторым помощником, — сказал Хабаров. — Еще не назначили третьего. Но у ме ­ ня есть кандидатура на .эту долж­ ность. — Нго? — спросил я. — Василий Егорович Малышев. — ответил он. — Хороший, дисциплини­ рованный штурман. Только диплом у него двухсоттонника. Я поверил реко­ мендации Хабарова, зная его как бывшего политработника с хорошей стороны, и поэтому сказал: — Пусть берет направление. Я не против. В разговорах с помполитом и свои­ ми будущими помощниками я узнал, что до меня уже назначались па РТ- 282 два капитана, но потом по какой- то причине обоих отставили. ;VB коридоре отдела кадров уже на­ чала собираться команда нового суд- К 70 'Летню Мурманскою тралового флота J J Как на новом траулере В. А. Доричев «догоняли» план РТ-282 «Алтай» перед выходом с повостроя. □ ОТРЫВОК ИЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПОВЕСТИ на. Они узнали о моем назначении и стали представляться мне. Среди них увидел еще одного знакомого — Вик­ тора Васильевича Ларионова. — Берн направление помощником тралмейстера на «двести восемьдесят второй», — предложил я ему. — Я уже взял, — ответил он. — Но только матросом. Не пойду по­ мощником. — Хорошо, — сказал я ему. — Как хочешь. Твое дело. Плавай ма­ тросом. Тут появился старший механик Сергей Павлович Топчиев. Вместе с ним пришли старший машинист Сер­ гей Семенович Швец, слеолрь Казбек Захарович Плиев, кочегар Хрущев и другие. — Возьмите у всех направления, — сказал я старпому. — По ним со­ ставьте список согласно штатному расписанию. 31 января меня пригласил началь­ ник отряда Константин Лаврентьевич Бурков. 1 — Докладывай, как дела с компле­ ктацией экипажа! — потребовал он. — Сегодня приходит в порт твой ко­ рабль. Встречай. А завтра примешь его от перегонной команды. Назначе­ на комиссия для приема из ведущих специалистов флота. ...В тот же день на рейде рыбного порта бросил якорь траулер бортового траления с белоснежной рубкой. Это был РТ-282 «Алтай», построенный в Польше на Гданьской судостроитель­ ной верфи по заказу СССР, последний из судов па твердом топливе. ...Позади хлопоты по приемке ново­ го судна. 2 февраля я подписал акт об этом — траулер вошел в состав флота. В тот же день после приемки трау­ лера спустили пар в котле, а потом на следующий день произвели котлочи- стку и осмотр котла. В то же время производилась доукомплектация трау­ лера личным составом и доставлялось снабжение. Траулер в те дин стоял у пятого причала. Его ежедневно посещали различные специалисты флота. В чи­ сле их и начальник отряда К. Л. Бур­ ков. Как дела у тебя? — спросил он. Укомплектовал команду? Константин Лаврентьевич по-преж­ нему обращался ко мне «на ты», как бы подчеркивая свое былое отноше­ ние ко мне еще с тех времен, когда в сорок восьмом я плавал у него на траулере «Киров» третьим помощни­ ком, До сих пор не назначили трал ­ мейстера и его помощника, — ответил я Буркову. — Работает только один мастер по добыче. — Позвоню я еще раз в промыс­ ловый отдел, — ответил он, — по­ тороплю. Был я там не один раз, — ска­ зал я. — Все обещают. Четвертого февраля подняли пар в котле, погрузили уголь и соль за ночь с четвертого на пятое. К вечеру пя­ того поставили траулер к тридцатому причалу для погрузки траловых до­ сок* и приема ваеров. В тот же день направили па траулер тралмейстера Максимова. Только он прибыл в не­ трезвом состоянии, а когда судно оказалось у тридцатого причала, то его на судне не могли отыскать. — Где тралмейстер? — спросил я у помощника тралмейстера Николая Меланина. —■ Не знаю, ответил он. Ушел захмеляться! — сказал кто-то из команды. ...Так начались мои мученья с этим горе-специалистом (их было много на флоте — таких выпивох). ...Наконец мы в море. Работа с де~ виаторами, заход в Тюва-Губу за льдом и водой — тоже позади. Мы — на переходе в район промысла. Радист принес дневную промысло­ вую сводку. Я просмотрел ее и проло­ жил курс в тот квадрат Мурманской банки, где были хорошие уловы. — Ложитесь па курс триста сорок пять градусов! — приказал я вахтен­ С 26 НОЯБРЯ по 3 декабря в Кировске и Апатитах проходила Неделя памяти спецпереселенцев и репресси­ рованных, организованная Хи­ бинским обществом «Мемо­ риал». В храме Казанской божьей матери (г. Кирозск) настоятель отец В а си лий о тс л уж и л пани­ хиду по всем погибшим. Более 150 горожан собра­ лось на церемонию установле­ ния памятного знака в местах первых палаточных поселений согнанных в Заполярье людей. Это большой деревянный крест с металлической таблич­ кой, на которой выгравировано славянской вязью: «Всем по­ гибшим, репрессированным, разоренным, выселенным из своих домов, — от жителей Хибин. 3 декабря 1989 года». Память. Совесть. Долг ному второму помощнику Хабарову, а сам пошел в свою каюту слушать про» мысловый радиосовет. В то время ветер дул от норд-веетас силою шесть-семь баллов, на море гу* ляла пятибалльная волна. Она ударяв ла в левую сторону траулера и замед* ляла его ход. Время от времени npty ходили снежные заряды , крупные хлопья снега оседали на стекла* окон. Второй штурман Хабаров вклян чил снегоочиститель и вел наблюде« ние через стекло, очищенное от снега# Перед уходом в каюту я сказал вм у | — Открой правое окно и смотри’ пего! Не бойся снега! Включи радш локатор и по нему веди наблюден 1 к Боцману прикажи оградить бор: штормовыми леерами! Я с первых дней начал приучат* своих помощников к самостоятельней сти и подсказывал им в вопросах о б ^ спечепия безопасности судовождения* Не случайно я заставил * второго по« мощнпка открыть окно. Этим обесп£* чивалось лучшее наблюдение вперед* чем через небольшую частицу окна»- очищенную снегоочистителем. В уело* виях пониженной видимости нужно было усилить наблюдение. Может,- штурманы и обижались на меня, по я в приказной форме требовал от них,- не давал им замыкаться на привыч< ном маршруте «каюта — рулевая рубка». А такая возможность у них была: каюта штурманов на траулера^ польской постройки находилась рядом с рубкой — через переборку. Только Е. Г. Хабаров оказался не таким штурманом. При выходе из порта он сразу же начал разбираться с мор­ скими картами и пособиями, со штур­ манскими инструментами и прибора­ ми, с продовольственной частью. На своей вахте после съемки с якоря при следовании па видимости берегов oit не один раз определил координаты места судна. Я сразу заметил, что у недавнего помполита неплохие орга* иизаторские способности и любовь ц штурманскому делу. Все три мои помощника оказались выпускниками учебно-курсового ком* бипата — «рыбацкой академии», ко­ торая еще и в те годы готовила кадч ры комплавсостава... На утренней вахте старшего помощ. ника траулер «Алтай» сделал и тра­ ление па подходе к группе судов. Я решил проверить наличие рыбы в южной части промыслового квадрата. Так я делал не раз на траулере «Ко­ ломна». В большинстве своем пер< вый трал приносил неплохой улов, Порой уловы оказывались выше, а не* редко и ниже. Так поступали и мпо* гие опытные капитаны, с которыми пришлось мне работать в должности помощников. Первое траление не по­ радовало меня. Второе произвели в группе траулеров. Наш улов снова оказался ниже, чем у других. При по­ следующих тралениях наши уловы не повышались. (Окончание следует.) Памятный знак изготовлен и установлен на деньги из член­ ских взносов хибинского «Ме­ мориала». Многие люди, вы­ полнявшие технические рабо­ ты (например, изготовитель художественной таблички на кресте), плату не взяли, попа- гая свой труд долгом перед невинно пострадавшими. На площади Ленина в Апа­ титах состоялся митинг, а в городских дворцах культуры Кирозска и Апатитов — встре­ чи со спецпереселенцами, до­ жившими до наших дней. Вспомнили на этих народных собраниях и об узниках ста­ линских лагерей. В Кировске таких лагерей было несколь­ ко, точное же число неизве­ стно, как и по Мурд\анской об­ ласти в целом. Но о масштаб­ ности этого явления в Запо­ лярье можно судить по тем грандиозным стройкам, кото­ рые велись силами репресси­ рованных, — целым городам, крупным народнохозяйствен­ ным объектам. С трудом приподнимается политическая завеса над фак­ тами и документами тех ута­ енных от народа событий. По крупицам восстанавливают правду добровольцы «Мемо­ риала». О том, что выяснено и раскрыто, можно узнать на выставке «Хибиногорск, 30-е...», которая открылась в музее в Кировске (вещественные экс­ понаты из лагерей, фотогра­ фии, письма и документы спецпереселенцев), а также иэ первой шестистраничной газе­ ты «Котлован», выпущенной хибинским обществом «Мемо­ риал». 18 декабря в Мурманске на­ чалась Неделя совести, ее проводит Мурманское общест­ во «Мемориал», о чем недав­ но сообщили в телепрограмме «Взгляд». Пройдет ли и эта акция так же организованно и продуктивно? С . АРХИПОВ. [Наш корр.) НА СНИМКЕ: установка па­ мятного знака «Всем погиб­ шим» в Апатитах, рыбный мурман 22 декабря 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz