Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
X Флотские комиссары: продолжаем, разговор Э т о у ж е б ы л о... П омполит ИЛИ ПЕРВЫЙ помощ ник» — так называлась статья про ректора МВИМУ по учебной работе А. Гальянова, первого помощника капитана Ю. Добродомова, кандидата экономиче ских наук В. Силина |«РМ», 1989, № 34). В ней речь шла о том, что ныне нужен чело век, знающий экономику флота и судна, основы маркетинга, вопросы управления коллективом, основы юридических знаний, умеющий работать с компьютером, вести делопроизводство и т. д. Дабы первый по мощник капитана, а именно он мог бы за ниматься всем этим, был столь необходи мым специалистом в экипаже, МВИМУ предлагает открыть новый факультет, где можно получить специальность инженера- экономиста флота рыбной промышленно сти. Статья обсуждалась на совещании пер вых помощников капитанов и командного состава, находящихся в резерве и в ожи дании отхода судов и отлета экипажей. Результатом этого совещания стала статья, предлагаемая вашему вниманию. Вызывает недоумение продолжаю щаяся больше года дискуссия в нашей местной и центральной прессе: «нужен или не нужен» первый помощник ка питана на судах флота, как будто все неурядицы и проблемы на флотах и в рыбной промышленности вызваны его наличием на судах, словно перестройка зависит от помполита. Демократизация и широкая гласность вскрыли жгучие проблемы и недостат ки в рыбной промышленности да и во всей стране, копившиеся и нерешаемые годами. На острие этих проблем на су дах флота оказался первый помощник капитана, человек, олицетворяющий пар тию. С него, естественно, и пошел спрос полной мерой за решение всех этих проблем, а вот может ли он их решить — другое дело. Вопрос о необходимости первого помощника капитана на судах флота об суждался неоднократно на различных уровнях, на заседании партийного ко митета в сентябре нынешнего года, и вывод один: институт первых пом щни ков капитанов в настоящей обстановке пока необходим. Другой зопрос, каким он должен быть. Здесь можно согла ситься с авторами статьи. В этом направлении на флоте прово дится соответствующая работа. Отдел по работе с моряками загранплавания совместно с кабинетом экономических знаний и психологической группой ор ганизовал одно- и двухнедельные кур сы первых помощников капитанов и ко мандного состава по повышению эконо мических знаний. С целью улучшения качественного состава первых помощ ников, проверки их знаний проведена в этом году переаттестация политработни ков. Флот освободился от дискредити ровавших себя, недисциплинированных и- с низкой квалификацией первых ' по мощников капитанов. Из 164 первых помощников на январь 1988 года в на стоящее время работают на флоте 125 человек, показавшие положительные знания и хорошо зарекомендовавшие себя на работе: В. В. Конюхов, Н. С. Тимошенко, А. М. Радул, 3. А. Щерба тов и многие другие. Вместе с тем на флоте решается проблема работы судовых экипажей без первых помощников капитанов. С янза- ря 1989 года все суда, работающие в Баренцевом море, не имеют первых помощников, назначается один группо вой на три судна. В экспериментальные загранрейсы без первых помощников вышли экипажи БАТ «Адмирал Головко» (капитан Н. К. Горошко), БМРТ «При- онежье» (капитан А. П. Дьячков), СТМ «Мария Мелентьева» (капитан А. В. Вар ганов). После прихода, прилета экипа жей в порт будет проведен анализ, и предложения моряков будут обсужде ны по вопросу назначения и целесооб разности использования первых помощ ников в загранрейсах. Проводятся на флоте и другие меро приятия, направленные на улучшение политико-воспитательной работы в су довых экипажах, информированности моряков, решения социально-экономи ческих проблем и других проблем, че- Е ЩЕ НЕ УТИХЛИ СПОРЫ по поводу первых помощников капитанов: нуж ны они на судне или можно обойтись без помполитов. Говорилось об этом и на бассейновой конференции, в частности, за меститель министра рыбного хозяйства СССР Н. И. Лысенко сказал, что нет пре пятствий для ликвидации института первых помощников капитана. Однако на флотах ничего не менялось. До поры. Недавно вернулся из экспериментально го рейса экипаж транспортного рефриже ратора «Карл Либкнехт». Рейс проходил без первого помощника капитана. Наш корреспондент И. БЕРЕЗЮК бесе дует с капитаном-директором ТР «Карл Либкнехт» Ю. И. ВИДЕНЕЕ8ЫМ. — Юрий Иванович , наверное , одно из о сновны х условий успеш ной работы без помполи та — с таб и л ьны й эки п аж ? — Безусловно. Только нам и в этом плане пришлось нелегко: практически половина команды была заменена за время стоянки в Мурманске. К тому же мы шли в рейс с сокращенным шта том, плюс к тому на борту были четыре практиканта и пять пассажи ров (моряки промысловых судов). — Сейчас на ф ло те рабо тает в основ ном молодежь, а у вас какой был ко л лек ти в? — Мы в рейсе провели анализ, что из себя представляет наш экипаж. Ока залось, что на транспорте работают люди десяти национальностей. Средний зозраст — 32 года, стаж на флоте в среднем 10 лет. 9 коммунистов, 15 ком сомольцев. 10 человек с высшим обра зованием. Не удовлетворенных жилищ ными условиями — 25. 46 — женаты, 25 — не курят... — Целое социоло гическое и сследова ние! — Я считаю, надо хорошо знать, с кем работаешь. Море есть море. Зато в день рожденья — а их у нас в рей се было 15 — я утром по трансляции сам поздравлял именинника, а радист готовил музыкальный подарок. — Однако , Юрий Иванович , мы о т влекли сь о т «обязаловки» первого по мощ ника . — Мы распределили нагрузку среди моряков. По выходе в рейс с началь никами служб и руководителями обще ственных организаций составили план политико-воспитательной работы. Каж дый командир должен был выступить с политинформацией. Радиослужба — Н. А. Блохин, В. П. Большаков и В. М. Бреднев — ежедневно принимала ра диогазеты и информационные бюлле тени и вывешивала их на доске объяв лений. Кроме того, благодаря трудолю бию и старанию этих специалистов мы постоянно слушали радиопередачи и магнитофонные записи. То есть всегда были в курсе происходящих событий. За почтой и сохранностью газет следил старший техник И. А. Зенько. На промысле каждый день подводи ли итоги работы и соцсоревнования, это контролировал 2 -й помощник капитана П. Е. Зайцев. Киномехаником работал матрос В. С. Гречка. Надо сказать, Вик тору Савельевичу скучать было неког да: а рейс взяли 40 художественных, четыре документальных и немало ви деофильмов. И библиотекарю — ма тросу 8 . В. Твердохлебу, хватило рабо ты: перед отходом получил почти 500 книг художественной литературы. помполита Спортивно-массовый сектор возгла вил матрос С. В. Манохин. Сразу же оборудовали на палубе волейбольную площадку, не пустовали ни спортивный зал, ни зал спорттренажеров, здесь иг рали в настольный теннис, шахматы, шашки. — Что-то не рассказываете о собра ниях. Обычно первые помощники с них начинают отчеты о рейсе. — У нас они были: четыре общесу довых, два партийных и два комсомоль ских собрания. На отчетно-выборных собраниях избрали секретарем партор ганизации главного механика Б. И. Го лубчикова, предсудкома на третий срок — электрослесаря О. В. Шпака. На одном из заседаний судового коми тета подвели. итоги соревнования и на звали победителей. — Вы столько перечислили разных интересных занятий, что вроде н ра- ботать-то вам некогда! — Досуг у моряка только на перехо дах, да и то не всякий раз. Вахты, об щесудовые работы, покраска судна и т. д. А на промысле и вовсе, бедь эки паж сокращенный, механизации для выгрузки снабжения нет. Вруч- му способствуют систематически лрозо- димые с экипажами предрейсовые и послерейсозые собрания под руковод ством одного из заместителей на^ль- ника флота или начальников отделов и служб управления с участием предста вителей отделов и служб и обществен ных организаций. Работа в этом направ лении будет продолжаться и дальше. В условиях перехода отрасли на пол ный хозрасчет и самофинансирование, резкого повышения активности плавсо става, расширения демократизации и гласности, проявления национальных те чений в ряде регионов страны, обостре ния морально-психологической обста новки в трудовых коллективах пред приятий рыбного хозяйства, особенно на судах флота, — роль партийно-поли тической работы и партийного влияния в экипажах резко возрастает. В этой об становке первые помощники капитанов, особенно в загранрейсах, необходимы. Упразднение этой должности в настоя щее время преждевременно. Поэтому мы согласны с авторами статьи, что подготовку первых помощ ников капитанов необходимо поставить в рабочую плоскость. И сделать это надо на девятимесячных курсах, тем более что училище, как пишут авторы, располагает и базой, и преподаватель скими кадрами. Только вот почему*<ав- торы письма и руководство МВИМУ ждут указания по этому вопросу? И зачем-то стремятся увеличить учебный план до 1,5 —2 лет, ведь придут специа листы с высшим образованием. Подготовка первых помощников капи танов только как экономистов, впослед ствии взявших на себя обязанности по мощника капитана по хозяйственной ча сти, вряд ли будет оправданна. Это уже было на первых БМРТ в 50-е годы. Тем более что есть экономическая служба на флоте. Первый помощник капитана должен в первую очередь заниматься политико воспитательной работой, социально-эко номическими проблемами, формиро вать здоровый морально-психологиче ский климат в экипаже, мобилизовать моряков на успешное выполнение сто ящих перед коллективом задач. И. МОРОЗОВ, начальник отдела по работе с мо ряками загранплавания Мурманского тралового флота. ную складировали тару, катали *ооч- ки. Да, наверное, нет смысла перечис лять все то, что выполняют моряки транспорта на промысле, все знают, ка кая это нагрузка. Поработали мы весь ма успешно, сэкономили промыслови кам 15 суток. Получили только сверх плановой прибыли 150 тысяч рублей. Заработали премию — 40 процентоз. — О тлично . З н а ч и т , о т с у т с тв и я перво го помощника не зам е тили? — В этом рейсе все у нас было хо рошо. Моряки чувствовали собствен ную ответственность за все: и за план и дисциплину, причем не только на судне, но и в иностранном порту (мы дважды заходили в Кальяо). Да и за чем взрослым людям опека? На пос леднем общесудозом собрании едино душно решили, что и в следующий рейс пойдем без помполита. — Юрий Иванович , вы сч и т а е те , на любом судне можно обойтись без п ер вого помощника? — Ни в коем случае. Он необходим на плавбазах, где большой экипаж и производство. Нужен первый помощник и на тех судах, где экипаж еще не сло жился, где нет ядра, костяка, который бы вел четкую линию. Хотя, не секрет, есть такие первые помощники, от кото рых вообще никакого прока. И еще: совершенно необходим первый помощ ник для молодого капитана, хотя бы а течение трех лет. — Ф онд заработной п л а ты пом поли та о с та л ся на вашем судне? — Да. Мы его разделили между те ми, кто выполнял дополнительную ра боту. Получилось что-то около 60—70 рублей каждому. — А если рейс б уд е т не эк сп ер им ен т а л ь н ы м , д ен ь ги о тберут? — Наверное, да. Хотя я убежден и настаиваю на том, что они должны ос таться на судне. И не только для опла ты за дополнительный труд. Например, когда рейс в ЮЗТО и АЧА — сложные районы, там каждый человек на вес золота, так лучше на эти деньги взять двух матросов. — К а к вы д ум а е те , Юрий Иванович , многие ли к ап и таны со гл а с я т с я на по добный эксп ерим ен т? — Согласятся те, кто уверен в своем экипаже. Я уже говорил, что на плавба зах без помполита нельзя. А на транс портах в основном стабильные экипа жи. Почему бы и не пойти без помпо лита? •* 22 декабря 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz