Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

X Флотские комиссары: продолжаем, разговор Э т о у ж е б ы л о... П омполит ИЛИ ПЕРВЫЙ помощ­ ник» — так называлась статья про­ ректора МВИМУ по учебной работе А. Гальянова, первого помощника капитана Ю. Добродомова, кандидата экономиче­ ских наук В. Силина |«РМ», 1989, № 34). В ней речь шла о том, что ныне нужен чело­ век, знающий экономику флота и судна, основы маркетинга, вопросы управления коллективом, основы юридических знаний, умеющий работать с компьютером, вести делопроизводство и т. д. Дабы первый по­ мощник капитана, а именно он мог бы за­ ниматься всем этим, был столь необходи­ мым специалистом в экипаже, МВИМУ предлагает открыть новый факультет, где можно получить специальность инженера- экономиста флота рыбной промышленно­ сти. Статья обсуждалась на совещании пер­ вых помощников капитанов и командного состава, находящихся в резерве и в ожи­ дании отхода судов и отлета экипажей. Результатом этого совещания стала статья, предлагаемая вашему вниманию. Вызывает недоумение продолжаю­ щаяся больше года дискуссия в нашей местной и центральной прессе: «нужен или не нужен» первый помощник ка­ питана на судах флота, как будто все неурядицы и проблемы на флотах и в рыбной промышленности вызваны его наличием на судах, словно перестройка зависит от помполита. Демократизация и широкая гласность вскрыли жгучие проблемы и недостат­ ки в рыбной промышленности да и во всей стране, копившиеся и нерешаемые годами. На острие этих проблем на су­ дах флота оказался первый помощник капитана, человек, олицетворяющий пар­ тию. С него, естественно, и пошел спрос полной мерой за решение всех этих проблем, а вот может ли он их решить — другое дело. Вопрос о необходимости первого помощника капитана на судах флота об­ суждался неоднократно на различных уровнях, на заседании партийного ко­ митета в сентябре нынешнего года, и вывод один: институт первых пом щни­ ков капитанов в настоящей обстановке пока необходим. Другой зопрос, каким он должен быть. Здесь можно согла­ ситься с авторами статьи. В этом направлении на флоте прово­ дится соответствующая работа. Отдел по работе с моряками загранплавания совместно с кабинетом экономических знаний и психологической группой ор­ ганизовал одно- и двухнедельные кур­ сы первых помощников капитанов и ко­ мандного состава по повышению эконо­ мических знаний. С целью улучшения качественного состава первых помощ­ ников, проверки их знаний проведена в этом году переаттестация политработни­ ков. Флот освободился от дискредити­ ровавших себя, недисциплинированных и- с низкой квалификацией первых ' по­ мощников капитанов. Из 164 первых помощников на январь 1988 года в на­ стоящее время работают на флоте 125 человек, показавшие положительные знания и хорошо зарекомендовавшие себя на работе: В. В. Конюхов, Н. С. Тимошенко, А. М. Радул, 3. А. Щерба­ тов и многие другие. Вместе с тем на флоте решается проблема работы судовых экипажей без первых помощников капитанов. С янза- ря 1989 года все суда, работающие в Баренцевом море, не имеют первых помощников, назначается один группо­ вой на три судна. В экспериментальные загранрейсы без первых помощников вышли экипажи БАТ «Адмирал Головко» (капитан Н. К. Горошко), БМРТ «При- онежье» (капитан А. П. Дьячков), СТМ «Мария Мелентьева» (капитан А. В. Вар­ ганов). После прихода, прилета экипа­ жей в порт будет проведен анализ, и предложения моряков будут обсужде­ ны по вопросу назначения и целесооб­ разности использования первых помощ­ ников в загранрейсах. Проводятся на флоте и другие меро­ приятия, направленные на улучшение политико-воспитательной работы в су­ довых экипажах, информированности моряков, решения социально-экономи­ ческих проблем и других проблем, че- Е ЩЕ НЕ УТИХЛИ СПОРЫ по поводу первых помощников капитанов: нуж­ ны они на судне или можно обойтись без помполитов. Говорилось об этом и на бассейновой конференции, в частности, за­ меститель министра рыбного хозяйства СССР Н. И. Лысенко сказал, что нет пре­ пятствий для ликвидации института первых помощников капитана. Однако на флотах ничего не менялось. До поры. Недавно вернулся из экспериментально­ го рейса экипаж транспортного рефриже­ ратора «Карл Либкнехт». Рейс проходил без первого помощника капитана. Наш корреспондент И. БЕРЕЗЮК бесе­ дует с капитаном-директором ТР «Карл Либкнехт» Ю. И. ВИДЕНЕЕ8ЫМ. — Юрий Иванович , наверное , одно из о сновны х условий успеш ной работы без помполи та — с таб и л ьны й эки п аж ? — Безусловно. Только нам и в этом плане пришлось нелегко: практически половина команды была заменена за время стоянки в Мурманске. К тому же мы шли в рейс с сокращенным шта­ том, плюс к тому на борту были четыре практиканта и пять пассажи­ ров (моряки промысловых судов). — Сейчас на ф ло те рабо тает в основ­ ном молодежь, а у вас какой был ко л ­ лек ти в? — Мы в рейсе провели анализ, что из себя представляет наш экипаж. Ока­ залось, что на транспорте работают люди десяти национальностей. Средний зозраст — 32 года, стаж на флоте в среднем 10 лет. 9 коммунистов, 15 ком­ сомольцев. 10 человек с высшим обра­ зованием. Не удовлетворенных жилищ­ ными условиями — 25. 46 — женаты, 25 — не курят... — Целое социоло гическое и сследова­ ние! — Я считаю, надо хорошо знать, с кем работаешь. Море есть море. Зато в день рожденья — а их у нас в рей­ се было 15 — я утром по трансляции сам поздравлял именинника, а радист готовил музыкальный подарок. — Однако , Юрий Иванович , мы о т ­ влекли сь о т «обязаловки» первого по­ мощ ника . — Мы распределили нагрузку среди моряков. По выходе в рейс с началь­ никами служб и руководителями обще­ ственных организаций составили план политико-воспитательной работы. Каж­ дый командир должен был выступить с политинформацией. Радиослужба — Н. А. Блохин, В. П. Большаков и В. М. Бреднев — ежедневно принимала ра­ диогазеты и информационные бюлле­ тени и вывешивала их на доске объяв­ лений. Кроме того, благодаря трудолю­ бию и старанию этих специалистов мы постоянно слушали радиопередачи и магнитофонные записи. То есть всегда были в курсе происходящих событий. За почтой и сохранностью газет следил старший техник И. А. Зенько. На промысле каждый день подводи­ ли итоги работы и соцсоревнования, это контролировал 2 -й помощник капитана П. Е. Зайцев. Киномехаником работал матрос В. С. Гречка. Надо сказать, Вик­ тору Савельевичу скучать было неког­ да: а рейс взяли 40 художественных, четыре документальных и немало ви­ деофильмов. И библиотекарю — ма­ тросу 8 . В. Твердохлебу, хватило рабо­ ты: перед отходом получил почти 500 книг художественной литературы. помполита Спортивно-массовый сектор возгла­ вил матрос С. В. Манохин. Сразу же оборудовали на палубе волейбольную площадку, не пустовали ни спортивный зал, ни зал спорттренажеров, здесь иг­ рали в настольный теннис, шахматы, шашки. — Что-то не рассказываете о собра­ ниях. Обычно первые помощники с них начинают отчеты о рейсе. — У нас они были: четыре общесу­ довых, два партийных и два комсомоль­ ских собрания. На отчетно-выборных собраниях избрали секретарем партор­ ганизации главного механика Б. И. Го­ лубчикова, предсудкома на третий срок — электрослесаря О. В. Шпака. На одном из заседаний судового коми­ тета подвели. итоги соревнования и на­ звали победителей. — Вы столько перечислили разных интересных занятий, что вроде н ра- ботать-то вам некогда! — Досуг у моряка только на перехо­ дах, да и то не всякий раз. Вахты, об­ щесудовые работы, покраска судна и т. д. А на промысле и вовсе, бедь эки­ паж сокращенный, механизации для выгрузки снабжения нет. Вруч- му способствуют систематически лрозо- димые с экипажами предрейсовые и послерейсозые собрания под руковод­ ством одного из заместителей на^ль- ника флота или начальников отделов и служб управления с участием предста­ вителей отделов и служб и обществен­ ных организаций. Работа в этом направ­ лении будет продолжаться и дальше. В условиях перехода отрасли на пол­ ный хозрасчет и самофинансирование, резкого повышения активности плавсо­ става, расширения демократизации и гласности, проявления национальных те­ чений в ряде регионов страны, обостре­ ния морально-психологической обста­ новки в трудовых коллективах пред­ приятий рыбного хозяйства, особенно на судах флота, — роль партийно-поли­ тической работы и партийного влияния в экипажах резко возрастает. В этой об­ становке первые помощники капитанов, особенно в загранрейсах, необходимы. Упразднение этой должности в настоя­ щее время преждевременно. Поэтому мы согласны с авторами статьи, что подготовку первых помощ­ ников капитанов необходимо поставить в рабочую плоскость. И сделать это надо на девятимесячных курсах, тем более что училище, как пишут авторы, располагает и базой, и преподаватель­ скими кадрами. Только вот почему*<ав- торы письма и руководство МВИМУ ждут указания по этому вопросу? И зачем-то стремятся увеличить учебный план до 1,5 —2 лет, ведь придут специа­ листы с высшим образованием. Подготовка первых помощников капи­ танов только как экономистов, впослед­ ствии взявших на себя обязанности по­ мощника капитана по хозяйственной ча­ сти, вряд ли будет оправданна. Это уже было на первых БМРТ в 50-е годы. Тем более что есть экономическая служба на флоте. Первый помощник капитана должен в первую очередь заниматься политико­ воспитательной работой, социально-эко­ номическими проблемами, формиро­ вать здоровый морально-психологиче­ ский климат в экипаже, мобилизовать моряков на успешное выполнение сто­ ящих перед коллективом задач. И. МОРОЗОВ, начальник отдела по работе с мо­ ряками загранплавания Мурманского тралового флота. ную складировали тару, катали *ооч- ки. Да, наверное, нет смысла перечис­ лять все то, что выполняют моряки транспорта на промысле, все знают, ка­ кая это нагрузка. Поработали мы весь­ ма успешно, сэкономили промыслови­ кам 15 суток. Получили только сверх­ плановой прибыли 150 тысяч рублей. Заработали премию — 40 процентоз. — О тлично . З н а ч и т , о т с у т с тв и я перво ­ го помощника не зам е тили? — В этом рейсе все у нас было хо­ рошо. Моряки чувствовали собствен­ ную ответственность за все: и за план и дисциплину, причем не только на судне, но и в иностранном порту (мы дважды заходили в Кальяо). Да и за­ чем взрослым людям опека? На пос­ леднем общесудозом собрании едино­ душно решили, что и в следующий рейс пойдем без помполита. — Юрий Иванович , вы сч и т а е те , на любом судне можно обойтись без п ер ­ вого помощника? — Ни в коем случае. Он необходим на плавбазах, где большой экипаж и производство. Нужен первый помощник и на тех судах, где экипаж еще не сло­ жился, где нет ядра, костяка, который бы вел четкую линию. Хотя, не секрет, есть такие первые помощники, от кото­ рых вообще никакого прока. И еще: совершенно необходим первый помощ­ ник для молодого капитана, хотя бы а течение трех лет. — Ф онд заработной п л а ты пом поли та о с та л ся на вашем судне? — Да. Мы его разделили между те ­ ми, кто выполнял дополнительную ра­ боту. Получилось что-то около 60—70 рублей каждому. — А если рейс б уд е т не эк сп ер им ен ­ т а л ь н ы м , д ен ь ги о тберут? — Наверное, да. Хотя я убежден и настаиваю на том, что они должны ос­ таться на судне. И не только для опла­ ты за дополнительный труд. Например, когда рейс в ЮЗТО и АЧА — сложные районы, там каждый человек на вес золота, так лучше на эти деньги взять двух матросов. — К а к вы д ум а е те , Юрий Иванович , многие ли к ап и таны со гл а с я т с я на по ­ добный эксп ерим ен т? — Согласятся те, кто уверен в своем экипаже. Я уже говорил, что на плавба­ зах без помполита нельзя. А на транс­ портах в основном стабильные экипа­ жи. Почему бы и не пойти без помпо­ лита? •* 22 декабря 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz