Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
«ПРОЛИВНЕМ С В Е Т ...» 4 Экономическая политика Себерною бассейна: Мнение О повышении престижа про фессии тралмейстера, членов па лубной команды говорил в своем письме механик-наладчик БМРТ «Демянск» И. А. Ванчугов («РМ» № 35). Оно получило своеобраз ный отклик в коллективе трал- флота. Уб еж дены , что если лица ко мандного со с тава во главе с к а п и таном б у д у т добросовестно вы п о лн я ть свои служ ебны е обязан но сти , то э то б уд е т залогом у с п е х а к а к производственной д е я те л ь но сти , т а к и безопасности море п л авани я и , пож а луй , более то го , о тп аде т надобность в п убликации т а к и х зам е то к , к а к «...И обделен ные «майоры» («РМ » № 35, 1989). Реш и тел ьно не со гл а сны с тем , к а к п иш е т ся в га з е т е , что если подним ать тр а л б уд е т неком у , то а в том а ти ч е ски о тп ад а е т необходи м о сть в с удо вы х механинах-налад - ч и к а х и д р у г и х сп е ц и а л и с т а х , и вообще б уд е т ли надобность на п р а в л я ть промы словы е суд а в мо ре?! Для чего то гд а со здавал ся ф л о т рыбной промыш ленности? Хо тим та кж е о тм е ти ть , что автор с т а т ь и И. А . В ан ч у го в , на наш в з гл я д , просто не знаком с поло жением о совете э к и п аж а , права ми и обязанно стям и со ве та , при менением ко эф ф иц и ен та тр удо во го у ч а с ти я . З ам е тим , сове т э ки п аж а про мыслового с удн а им еет право в пределах у с т а н о в л е н ны х норм ати вов и средств определять размеры премий и зар аб о тка , которые вы п л а чи в аю тся за р е з у л ь т а ты рабо ты всего э к и п аж а . При этом учи ты в а е т с я реальный вклад наждо- го . К а к и звес тно , зар або тн ая п л а та моряков промы сло вы х судов з а в и с и т о т ка ч е с тв а и ко личе ства вы пущ енной готовой продукции и выполнения рейсового зад ани я в целом . Основная задач а помощни ка к а п и та н а по прои зводству — в сложной промысловой обстановке ор гани зо в а ть производство та ким образом , чтобы ко лле к ти в и з го то вил м аксим ум пищевой рыбопро д у кц и и улучш енно го а с со р тим ен та . Здесь главное — о сн ащ енно с ть , н а л аж енно с ть , ч е т к а я работа все го те хн о ло ги ч е ско го оборудования и м ехани змов . К сож алению , на н аш и х с уд о вы х ры боф абри ка х не достаточно рыборазделочной т е х ники и малой м е хани зации . У слови я оплаты тр уд а э к и п а ж ей к р у п н ы х промы сло вы х судов не по зволяю т помощ ни ку к а п и т а на по прои зводству больше вы п у с к а т ь разделанной рыбопродук ц ии . Упор д е л а е тс я на м а к сим а л ь ный вылов . Во т и п о с ту п а е т на народный стол продунция в не- разделанном виде , т а к н а зы в а е мый « к р у г л я к » . Свою о тр и ц а те л ь ную роль и гр аю т с ущ е с тв ую щ и е и поныне ГОСТы , Т У , ОСТы , кото рые морально у с тар е л и и не о т вечаю т требованиям се го дн яш н е го д н я . Вопрос о пересмотре с т а н д ар то в мно гократно с та в и л с я т е х нологами наш е го б ассейна перед м ини с тер с твом , но б е зр е з уль та тн о . А э то — крайне необходимо , т а к н а к резко со кр а ти ли с ь рыбные з а п асы Мирового о к е ан а . Больш ие з а тр а ты и д у т на поиск и добы ч у . У в ели чи в а е тся время тр а л е н и я , соо тветственно сн иж а е тс я к а ч е с т во рыбы -сырца . За с у т к и возможен всего один уло в , из ко торого т е х нологу надо в ы п у с т и т ь необходи мое количество про д укц ии , чтобы вы по лни ть с у то чны й план . Не прибе гая к эмоциям , а р у ко вод с тв уя сь здравым смы слом , мы по с тар а ли сь своей зам е ткой о тв е ти ть И. А . В ан ч у го в у и про л и т ь с в е т на профессию инжене- ра -техноло га промыслового с удн а . В заклю чени е ск аж ем , что кол л е к ти в ры бце ха , во зглавляемы й помощником к ап и тан а по произ во дс тву , в полном смы сле слова «обрабаты вае т» не то л ь ко рьцбу, но и личный со став в се х о с т а л ь н ы х с уд о вы х сл уж б . По поручению группы техно логов тралового флота — по мощник капитана по производ ству В. ПРЯДКО. Валерий Андреевич Прядко принес большое письмо в редак цию. Он настоятельно просил его опубликовать. Что мы и сделали, сократив этот несколько сумбур ный материал. Технологи, как это видно, стремятся защитить честь своего мундира. Но ведь его И. А. Ван чугов в своей заметке и не пачкал. Хотя механик-наладчик, не будучи сам тралмейстером, пра вильно ставит вопрос о повыше нии престижа этой профессии, достойной оплате труда. Полеми ку, и не только в газете, надо вести корректно и доказательно. По существу вот что хочется осо бо подчеркнуть. Экономический отдел «РМ». 22 декабря 1989 года Тревожная радиограмма Валютная прибавка —тормоз перестройки? В конце октября в Моск ве состоялось заседание кол легии Министерства рыбного хозяйства, от которой рыба ки ждали конкретных ре зультатов. Экипажи судов, работающие в АЧА, ЮЗА, понимают положение, создав шееся в рыбной отрасли, ста раются сделать все, чтобы поправить создавшуюся си туацию. Несмотря па более важные вопросы, которые должно решать Министерство рыбного хозяйства па данной коллегии, как отмечает газе та «Рыбак Юга», началось бичевание валютной прибав ки рыбаков. По мнению чле нов коллегии, увеличение выплаты валюты до 33 про центов играет отрицательную роль в снижении трудовой дисциплины, снижении вы полнения производственных заданий. Валютная прибав ка, по мнению коллегии, компенсирует потери в зар а ботке, из-за этого моряки не хотят хорошо работать. В связи с этим на колле гии был поддержан вариант перехода на долевую оплату труда рыбаков, при которой суточные в инвалюте экипа жам будут выплачивать в за висимости от выполнения рейсового задания. Считаем данную постановку вопроса неправильной. Бичевание валютной при бавки на коллегии МРХ уни зило и оскорбило моряков. Рыбаки по-прежнему отдают все силы, знания, опыт il самое главное- — здоровье, чтобы накормить парод ры бой. Наша профессия — од на из самых тяжелых и опасных на земле, па кото рую не распространяется да же трудовое законодательст во. Очень сожалеем, что кол легия 'министерства этого не понимает и не хочет понять. Снижение производствен ной дисциплины в отрасли из-за неритмичного снабже ния флота топливом, транс портами, материально-техни ческого снабжения — это не посредственная вина всех БПО и министерства в це лом. Непроизводительные по тери по министерству (200 мл и. рублей), нерешепие со циальных вопросов, кризис программ строительства жилья относим па совесть руководителей бассейновых объединений, а также руко водства Минрыбхоза. Обращаемся с требовани ем к советам трудовых кол лективов, профсоюзным ко митетам, в отраслевой ЦК профсоюзов прекратить раз и навсегда бичевание зар а ботной платы рыбаков, кото рая па сегодняшний день яв ляется самой низкой из всех цивилизованных стран мира. Просим СТК и профсоюз ные комитеты флотов решить данный вопрос па совмест ных -расширенных заседани ях, дать отпор командно-ад министративному режиму министерства, доказать па предстоящей коллегии мини стерства несостоятельность решения по данному вопросу, а также вынести обсуждение этой проблемы на предстоя щий съезд рыбаков. ЖМУЛЕВСКИЙ, капитан- директор, МЕДВЕДЕВ, пред- судкома Е/ЛРТ «Кандалак ша». (И другие капитаны и предсудкомо!> 30 экипажей судов Северного бассейна.) Каждому—по труду От «вала» или от прибыли? З а три года и 10 месяцев нынешней пятилетки пред приятия Минрыбхоза СССР выполнили план по всем по казателям, кроме плана по прибыли. Запомним этот важный факт, ибо от прибыли сего дня зависит не только про цветание предприятия, но и благополучие его работников. Что касается производст ва рыбопродукции (в расчете на душу населения), то оно уменьшается: 1986 год — 18,6 килограмма, 1987-й — 18, 1989 год мы закончим лишь на уровне 17 килограм мов на человека. Хотя за 10 месяцев нынешнего года п добыча рыбы, н производ ство продукции превышают запланированные цифры. Дело же в том, что числен ность населения страны за это время увеличилась на че тыре процента, а производ ство рыбопродукции — лишь на 1,7 процента. А ведь, как известно, перед рыбной про мышленностью страны по ставлена задача к 2000 году обеспечить каждого из пас 20 килограммами рыбы. Как же решать эту архи- важпую задачу? Сырьевая база сегодня оставляет же лать лучшего, как и решение проблемы пополнения флота, ведь пока потребность в об новлении флота по Мнпрыб- хозу удовлетворяется лишь на 50 процентов. А сегодня каждое третье судно подле жит списанию. Хотя, надо сказать, в 1992 году правительство намети ло увеличить ие менее чем втрое объем отечественного судостроения. Кроме того, к концу 13-й — началу 14-й пятилеток ожидается отдача от конверсии. Если же эти планы ие будут выполнены', а объем выпуска непищевой рыбной продукции останется прежним, то отрасль сможет обеспечить всего 14 кило граммов рыбопродукции на душу населения. Остается надежда па чело веческий фактор. Вот об этом и поведем наш разговор. В плане экономического и социального развития СССР па 1990 год записано: «Вве сти дополнительные льготы в области оплаты труда для работников рыбной промыш ленности на общую сумму 322 миллиона рублей за счет фонда материального поощ рения предприятий Мини стерства рыбного хозяйства СССР». Это означает, что бюджетного покрытия доплат (за переработанное сверх нормативное время, за вахты в ночное время, за оплату двух выходных) ие будет, а единственно возможный вы ход из создавшегося поло жения — зарабатывание при были. Так и назовем эту про грамму: «Зарабатывание при были». Она основана па ре альной самостоятельности предприятий. И в эту про грамму следует включить не сколько альтернативных ва риантов, каждый из которых должен быть основан па про тивозатратном механизме. Ведь сегодня всем известно: чем меньше затрат, тем больше прибыль. Ведь и для успешного вы полнения планов 13-й пяти летки в стране намечена же сткая политика экономии. Видимо, эту политику следо вало проводить давно. Сами посудите: па начало 1989 года в народном хозяйстве страны находилось в запасах материальных ценностей на сумму около 478 миллиар дов рублей. Сегодня паша экономика работает практи чески па склад — треть ва лового общественного про дукта оссдает именно па складах, «омертвляется в запасах». II еще: за 11-ю пятилетку в народном хозяй стве было сэкономлено мате риальных ресурсов па сумму около 50 миллиардов руб лей, а запасы выросли (за это же время) па 140 мил лиардов рублей. ^ Следовательно, исходя из общей концепции развития экономики страны, мы мо жем назвать как один из альтернативных путей выпол нения программы «Зарабаты вание прибыли» аренду пред приятий. То есть образова ние флотских оргаинзацнй- арепдаторов как самостоя тельных юридических лиц, чтобы они могли развивать внутрипроизводстве н н у ю аренду судов в соответствии с Законом об аренде. Понятно, что основой про тивозатратного механизма служат эффективные формы оплаты труда. Недавно закончила работу комиссия специалистов Мин рыбхоза п представителей ЦК отраслевого профсоюза, которая рассматривала метод долевой системы оплаты тру да рыбаков. Как сказано в принятом на комиссии доку менте — Основных поло жениях долевой системы оплаты труда, — эта система вводится «с целью усиления заинтересованности плавсо става в достижении конеч ных результатов, упрощения действующей оплаты, а так же упорядочения расходова ния средств па заработную плату». Она будет приме няться на производственных судах па период промысла, а на переходах и в порту со храняется повременная си стема оплаты труда. Что же такое — долевая система? Эго значит, что зарплата моряков на про мысле будет выплачиваться в доле от стоимости товар ной продукции. Для того чтобы любой моряк мог самостоятельно вычислить собственный зар а боток, привожу полный рас чет величины доли всего эки пажа. Для этого надо знать: 1. Стоимость выработан ной товарной продукции (в оптовых ценах) за сутки промысла (в рублях). 2. Сумму суточного та рифного фонда заработной платы всего экипажа с уче том гарантированных доплат. То есть за переработку сверх нормативного рабочего времени в размере 45 про центов от суточной тариф ной ставки; за вредные условия труда — восемь процентов от су точной тарифной ставки; за работу в ночные вахты — 11,7 процента от суточной тарифной ставки (ночными считаются вахты с 22 часов до 6 утра следующих су ток); премия из фонда заработ ной платы — 20 процентов от суммы: суточного тариф ного фонда плюс суммы вы шеназванных доплат, плюс начисленного на эту сумму районного коэффициента. Не забыть при этом, что районный коэффициент рас считывается па сумму, ие превышающую 450 рублей в месяц, или 17,72 рубля в сутки. - • В чем преимущество доле вой системы оплаты труда? В том, что она гарантирует доплаты, которых ранее ие было, кроме доплаты за пе реработку сверх нормативно го рабочего времени (она включалась в сдельные рас ценки). Но эта система ориентиро вана на вал, на выполнение плана по стоимости товарной продукции безотносительно к г затратам , а следовательно, и к прибыли. А ведь, как мы сказали в начале статьи, наши допол нительные потребности в деньгах, чтобы реализовать законные требования рыба ков, составляют 322 миллио на рублей. И они у пас будут только в том случае, если у флотов будет прибыль. Ины ми словами, система оплаты труда рыбаков должна быть напрямую завязана на конеч ный финансовый результат — па прибыль. И выполнение плана по выпуску товарной продук ции должно сегодня решать ся ие любой ценой, не лю быми материальными, фи нансовыми, трудовыми и при родными ресурсами, а мини мальными затратами. Надо ли говорить о том, что система оплаты труда рыбаков, ориентированная на режим экономии, даст тройной эффект: повысится заработная плата, снизится себестоимость продукции, увеличится прибыль, столь необходимая сегодня. Поэтому напрашивается та кой вывод. Систему оплаты труда рыбаков, как важней ший элемент хозрасчета па судах, необходимо увязать с противозатратным механиз мом. Д ля этого, видимо, сле дует авансировать долей от стоимости товарной продук ции гарантированные выпла ты (должностной оклад, до платы за переработку, за работу в ночные вахты, за вредные условия труда, сум мы по районному коэффици енту и полярным надбавкам), а окончательный расчет за труд производить в доле от прибыли. И. РОГАЧЕВА, член ЦК профсоюза работ ников рыбного хозяйства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz