Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

«ПРОЛИВНЕМ С В Е Т ...» 4 Экономическая политика Себерною бассейна: Мнение О повышении престижа про­ фессии тралмейстера, членов па­ лубной команды говорил в своем письме механик-наладчик БМРТ «Демянск» И. А. Ванчугов («РМ» № 35). Оно получило своеобраз­ ный отклик в коллективе трал- флота. Уб еж дены , что если лица ко­ мандного со с тава во главе с к а п и ­ таном б у д у т добросовестно вы ­ п о лн я ть свои служ ебны е обязан ­ но сти , то э то б уд е т залогом у с п е ­ х а к а к производственной д е я те л ь ­ но сти , т а к и безопасности море­ п л авани я и , пож а луй , более то го , о тп аде т надобность в п убликации т а к и х зам е то к , к а к «...И обделен­ ные «майоры» («РМ » № 35, 1989). Реш и тел ьно не со гл а сны с тем , к а к п иш е т ся в га з е т е , что если подним ать тр а л б уд е т неком у , то а в том а ти ч е ски о тп ад а е т необходи­ м о сть в с удо вы х механинах-налад - ч и к а х и д р у г и х сп е ц и а л и с т а х , и вообще б уд е т ли надобность на ­ п р а в л я ть промы словы е суд а в мо­ ре?! Для чего то гд а со здавал ся ф л о т рыбной промыш ленности? Хо тим та кж е о тм е ти ть , что автор с т а т ь и И. А . В ан ч у го в , на наш в з гл я д , просто не знаком с поло­ жением о совете э к и п аж а , права ­ ми и обязанно стям и со ве та , при ­ менением ко эф ф иц и ен та тр удо во ­ го у ч а с ти я . З ам е тим , сове т э ки п аж а про­ мыслового с удн а им еет право в пределах у с т а н о в л е н ны х норм ати ­ вов и средств определять размеры премий и зар аб о тка , которые вы ­ п л а чи в аю тся за р е з у л ь т а ты рабо­ ты всего э к и п аж а . При этом учи ­ ты в а е т с я реальный вклад наждо- го . К а к и звес тно , зар або тн ая п л а та моряков промы сло вы х судов з а в и ­ с и т о т ка ч е с тв а и ко личе ства вы ­ пущ енной готовой продукции и выполнения рейсового зад ани я в целом . Основная задач а помощни­ ка к а п и та н а по прои зводству — в сложной промысловой обстановке ор гани зо в а ть производство та ким образом , чтобы ко лле к ти в и з го то ­ вил м аксим ум пищевой рыбопро­ д у кц и и улучш енно го а с со р тим ен та . Здесь главное — о сн ащ енно с ть , н а л аж енно с ть , ч е т к а я работа все­ го те хн о ло ги ч е ско го оборудования и м ехани змов . К сож алению , на н аш и х с уд о вы х ры боф абри ка х не­ достаточно рыборазделочной т е х ­ ники и малой м е хани зации . У слови я оплаты тр уд а э к и п а ­ ж ей к р у п н ы х промы сло вы х судов не по зволяю т помощ ни ку к а п и т а ­ на по прои зводству больше вы п у ­ с к а т ь разделанной рыбопродук­ ц ии . Упор д е л а е тс я на м а к сим а л ь ­ ный вылов . Во т и п о с ту п а е т на народный стол продунция в не- разделанном виде , т а к н а зы в а е ­ мый « к р у г л я к » . Свою о тр и ц а те л ь ­ ную роль и гр аю т с ущ е с тв ую щ и е и поныне ГОСТы , Т У , ОСТы , кото ­ рые морально у с тар е л и и не о т ­ вечаю т требованиям се го дн яш н е ­ го д н я . Вопрос о пересмотре с т а н ­ д ар то в мно гократно с та в и л с я т е х ­ нологами наш е го б ассейна перед м ини с тер с твом , но б е зр е з уль та тн о . А э то — крайне необходимо , т а к н а к резко со кр а ти ли с ь рыбные з а ­ п асы Мирового о к е ан а . Больш ие з а тр а ты и д у т на поиск и добы ч у . У в ели чи в а е тся время тр а л е н и я , соо тветственно сн иж а е тс я к а ч е с т ­ во рыбы -сырца . За с у т к и возможен всего один уло в , из ко торого т е х ­ нологу надо в ы п у с т и т ь необходи­ мое количество про д укц ии , чтобы вы по лни ть с у то чны й план . Не прибе гая к эмоциям , а р у ­ ко вод с тв уя сь здравым смы слом , мы по с тар а ли сь своей зам е ткой о тв е ти ть И. А . В ан ч у го в у и про­ л и т ь с в е т на профессию инжене- ра -техноло га промыслового с удн а . В заклю чени е ск аж ем , что кол ­ л е к ти в ры бце ха , во зглавляемы й помощником к ап и тан а по произ­ во дс тву , в полном смы сле слова «обрабаты вае т» не то л ь ко рьцбу, но и личный со став в се х о с т а л ь ­ н ы х с уд о вы х сл уж б . По поручению группы техно­ логов тралового флота — по­ мощник капитана по производ­ ству В. ПРЯДКО. Валерий Андреевич Прядко принес большое письмо в редак­ цию. Он настоятельно просил его опубликовать. Что мы и сделали, сократив этот несколько сумбур­ ный материал. Технологи, как это видно, стремятся защитить честь своего мундира. Но ведь его И. А. Ван­ чугов в своей заметке и не пачкал. Хотя механик-наладчик, не будучи сам тралмейстером, пра­ вильно ставит вопрос о повыше­ нии престижа этой профессии, достойной оплате труда. Полеми­ ку, и не только в газете, надо вести корректно и доказательно. По существу вот что хочется осо­ бо подчеркнуть. Экономический отдел «РМ». 22 декабря 1989 года Тревожная радиограмма Валютная прибавка —тормоз перестройки? В конце октября в Моск­ ве состоялось заседание кол­ легии Министерства рыбного хозяйства, от которой рыба­ ки ждали конкретных ре­ зультатов. Экипажи судов, работающие в АЧА, ЮЗА, понимают положение, создав­ шееся в рыбной отрасли, ста­ раются сделать все, чтобы поправить создавшуюся си­ туацию. Несмотря па более важные вопросы, которые должно решать Министерство рыбного хозяйства па данной коллегии, как отмечает газе­ та «Рыбак Юга», началось бичевание валютной прибав­ ки рыбаков. По мнению чле­ нов коллегии, увеличение выплаты валюты до 33 про­ центов играет отрицательную роль в снижении трудовой дисциплины, снижении вы­ полнения производственных заданий. Валютная прибав­ ка, по мнению коллегии, компенсирует потери в зар а ­ ботке, из-за этого моряки не хотят хорошо работать. В связи с этим на колле­ гии был поддержан вариант перехода на долевую оплату труда рыбаков, при которой суточные в инвалюте экипа­ жам будут выплачивать в за ­ висимости от выполнения рейсового задания. Считаем данную постановку вопроса неправильной. Бичевание валютной при­ бавки на коллегии МРХ уни­ зило и оскорбило моряков. Рыбаки по-прежнему отдают все силы, знания, опыт il самое главное- — здоровье, чтобы накормить парод ры­ бой. Наша профессия — од­ на из самых тяжелых и опасных на земле, па кото­ рую не распространяется да­ же трудовое законодательст­ во. Очень сожалеем, что кол­ легия 'министерства этого не понимает и не хочет понять. Снижение производствен­ ной дисциплины в отрасли из-за неритмичного снабже­ ния флота топливом, транс­ портами, материально-техни­ ческого снабжения — это не­ посредственная вина всех БПО и министерства в це­ лом. Непроизводительные по­ тери по министерству (200 мл и. рублей), нерешепие со­ циальных вопросов, кризис программ строительства жилья относим па совесть руководителей бассейновых объединений, а также руко­ водства Минрыбхоза. Обращаемся с требовани­ ем к советам трудовых кол­ лективов, профсоюзным ко­ митетам, в отраслевой ЦК профсоюзов прекратить раз и навсегда бичевание зар а ­ ботной платы рыбаков, кото­ рая па сегодняшний день яв­ ляется самой низкой из всех цивилизованных стран мира. Просим СТК и профсоюз­ ные комитеты флотов решить данный вопрос па совмест­ ных -расширенных заседани­ ях, дать отпор командно-ад­ министративному режиму министерства, доказать па предстоящей коллегии мини­ стерства несостоятельность решения по данному вопросу, а также вынести обсуждение этой проблемы на предстоя­ щий съезд рыбаков. ЖМУЛЕВСКИЙ, капитан- директор, МЕДВЕДЕВ, пред- судкома Е/ЛРТ «Кандалак­ ша». (И другие капитаны и предсудкомо!> 30 экипажей судов Северного бассейна.) Каждому—по труду От «вала» или от прибыли? З а три года и 10 месяцев нынешней пятилетки пред­ приятия Минрыбхоза СССР выполнили план по всем по­ казателям, кроме плана по прибыли. Запомним этот важный факт, ибо от прибыли сего­ дня зависит не только про­ цветание предприятия, но и благополучие его работников. Что касается производст­ ва рыбопродукции (в расчете на душу населения), то оно уменьшается: 1986 год — 18,6 килограмма, 1987-й — 18, 1989 год мы закончим лишь на уровне 17 килограм­ мов на человека. Хотя за 10 месяцев нынешнего года п добыча рыбы, н производ­ ство продукции превышают запланированные цифры. Дело же в том, что числен­ ность населения страны за это время увеличилась на че­ тыре процента, а производ­ ство рыбопродукции — лишь на 1,7 процента. А ведь, как известно, перед рыбной про­ мышленностью страны по­ ставлена задача к 2000 году обеспечить каждого из пас 20 килограммами рыбы. Как же решать эту архи- важпую задачу? Сырьевая база сегодня оставляет же­ лать лучшего, как и решение проблемы пополнения флота, ведь пока потребность в об­ новлении флота по Мнпрыб- хозу удовлетворяется лишь на 50 процентов. А сегодня каждое третье судно подле­ жит списанию. Хотя, надо сказать, в 1992 году правительство намети­ ло увеличить ие менее чем втрое объем отечественного судостроения. Кроме того, к концу 13-й — началу 14-й пятилеток ожидается отдача от конверсии. Если же эти планы ие будут выполнены', а объем выпуска непищевой рыбной продукции останется прежним, то отрасль сможет обеспечить всего 14 кило­ граммов рыбопродукции на душу населения. Остается надежда па чело­ веческий фактор. Вот об этом и поведем наш разговор. В плане экономического и социального развития СССР па 1990 год записано: «Вве­ сти дополнительные льготы в области оплаты труда для работников рыбной промыш­ ленности на общую сумму 322 миллиона рублей за счет фонда материального поощ­ рения предприятий Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР». Это означает, что бюджетного покрытия доплат (за переработанное сверх­ нормативное время, за вахты в ночное время, за оплату двух выходных) ие будет, а единственно возможный вы­ ход из создавшегося поло­ жения — зарабатывание при­ были. Так и назовем эту про­ грамму: «Зарабатывание при­ были». Она основана па ре­ альной самостоятельности предприятий. И в эту про­ грамму следует включить не­ сколько альтернативных ва­ риантов, каждый из которых должен быть основан па про­ тивозатратном механизме. Ведь сегодня всем известно: чем меньше затрат, тем больше прибыль. Ведь и для успешного вы­ полнения планов 13-й пяти­ летки в стране намечена же­ сткая политика экономии. Видимо, эту политику следо­ вало проводить давно. Сами посудите: па начало 1989 года в народном хозяйстве страны находилось в запасах материальных ценностей на сумму около 478 миллиар­ дов рублей. Сегодня паша экономика работает практи­ чески па склад — треть ва­ лового общественного про­ дукта оссдает именно па складах, «омертвляется в запасах». II еще: за 11-ю пятилетку в народном хозяй­ стве было сэкономлено мате­ риальных ресурсов па сумму около 50 миллиардов руб­ лей, а запасы выросли (за это же время) па 140 мил­ лиардов рублей. ^ Следовательно, исходя из общей концепции развития экономики страны, мы мо­ жем назвать как один из альтернативных путей выпол­ нения программы «Зарабаты ­ вание прибыли» аренду пред­ приятий. То есть образова­ ние флотских оргаинзацнй- арепдаторов как самостоя­ тельных юридических лиц, чтобы они могли развивать внутрипроизводстве н н у ю аренду судов в соответствии с Законом об аренде. Понятно, что основой про­ тивозатратного механизма служат эффективные формы оплаты труда. Недавно закончила работу комиссия специалистов Мин­ рыбхоза п представителей ЦК отраслевого профсоюза, которая рассматривала метод долевой системы оплаты тру­ да рыбаков. Как сказано в принятом на комиссии доку­ менте — Основных поло­ жениях долевой системы оплаты труда, — эта система вводится «с целью усиления заинтересованности плавсо­ става в достижении конеч­ ных результатов, упрощения действующей оплаты, а так­ же упорядочения расходова­ ния средств па заработную плату». Она будет приме­ няться на производственных судах па период промысла, а на переходах и в порту со­ храняется повременная си­ стема оплаты труда. Что же такое — долевая система? Эго значит, что зарплата моряков на про­ мысле будет выплачиваться в доле от стоимости товар­ ной продукции. Для того чтобы любой моряк мог самостоятельно вычислить собственный зар а ­ боток, привожу полный рас­ чет величины доли всего эки ­ пажа. Для этого надо знать: 1. Стоимость выработан­ ной товарной продукции (в оптовых ценах) за сутки промысла (в рублях). 2. Сумму суточного та­ рифного фонда заработной платы всего экипажа с уче­ том гарантированных доплат. То есть за переработку сверх нормативного рабочего времени в размере 45 про­ центов от суточной тариф­ ной ставки; за вредные условия труда — восемь процентов от су­ точной тарифной ставки; за работу в ночные вахты — 11,7 процента от суточной тарифной ставки (ночными считаются вахты с 22 часов до 6 утра следующих су­ ток); премия из фонда заработ­ ной платы — 20 процентов от суммы: суточного тариф ­ ного фонда плюс суммы вы­ шеназванных доплат, плюс начисленного на эту сумму районного коэффициента. Не забыть при этом, что районный коэффициент рас­ считывается па сумму, ие превышающую 450 рублей в месяц, или 17,72 рубля в сутки. - • В чем преимущество доле­ вой системы оплаты труда? В том, что она гарантирует доплаты, которых ранее ие было, кроме доплаты за пе­ реработку сверх нормативно­ го рабочего времени (она включалась в сдельные рас­ ценки). Но эта система ориентиро­ вана на вал, на выполнение плана по стоимости товарной продукции безотносительно к г затратам , а следовательно, и к прибыли. А ведь, как мы сказали в начале статьи, наши допол­ нительные потребности в деньгах, чтобы реализовать законные требования рыба­ ков, составляют 322 миллио­ на рублей. И они у пас будут только в том случае, если у флотов будет прибыль. Ины­ ми словами, система оплаты труда рыбаков должна быть напрямую завязана на конеч­ ный финансовый результат — па прибыль. И выполнение плана по выпуску товарной продук­ ции должно сегодня решать­ ся ие любой ценой, не лю­ быми материальными, фи­ нансовыми, трудовыми и при­ родными ресурсами, а мини­ мальными затратами. Надо ли говорить о том, что система оплаты труда рыбаков, ориентированная на режим экономии, даст тройной эффект: повысится заработная плата, снизится себестоимость продукции, увеличится прибыль, столь необходимая сегодня. Поэтому напрашивается та­ кой вывод. Систему оплаты труда рыбаков, как важней­ ший элемент хозрасчета па судах, необходимо увязать с противозатратным механиз­ мом. Д ля этого, видимо, сле­ дует авансировать долей от стоимости товарной продук­ ции гарантированные выпла­ ты (должностной оклад, до­ платы за переработку, за работу в ночные вахты, за вредные условия труда, сум­ мы по районному коэффици­ енту и полярным надбавкам), а окончательный расчет за труд производить в доле от прибыли. И. РОГАЧЕВА, член ЦК профсоюза работ­ ников рыбного хозяйства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz