Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Автограф для вас ЛИЦЕДЕЙ и его скча ■am О ЛЕГУ Янковскому 45 лет. Он — ведущий актер Московского театра имени Ленинского комсомола, которым руководит из­ вестнейший режиссер Марк Захаров. Работа Янковского оплачива­ ется по самым высоким актерским ставкам, его месячный оклад — 250 рублей. В 1968 году он дебютировал в картине Бл. Басова «Щит и меч», а в 80-х о Янковском заговорили как об актере ми­ рового класса. Он снимался у крупнейших художников страны: Швейцера, Балаяна, Миндадзе и Абдрашитова, Лиозновой... Он сыг­ рал в двух фильмах Тарковского — «Зеркало» и «Ностальгия». За­ с е к а я творческая судьба. Олег Иванович , когда-то езс, то л ь ко что закончи вш е го С ар а ­ то в ский те а тр а л ь н ы й и н с т и т у т , з а ­ м етили в периф ерийном те а тр е и вывели на с то лич н ую сц ен у . У в е ­ рены ли вы , что э то законом ер ­ но сть и т а л а н т не мож ет пропа­ д а ть в б е зве с тно с ти ? — Д ум аю , что не так уж ред­ ко талантливые люд и живут не ­ замеченными в провинции . Я и сам, работая в Саратове, никак не предполагал , что улыбнется мне счастье попасть в л у чш и й театр страны. Но я у в ер ен , что талант Не может не проявить себя так, чтобы его у в и д е л и все. Одна мурманская журналистка рассказала, как она оторопела, когда, изловив Янковского в ко­ ридоре гостиницы и попросив интервью, услышала почти ребя­ ческое: «Ну давайте. Прямо сей­ час, что ли?» Нашему брату бо­ лее привычно, когда заезжие «звезды» капризничают, прячутся, выставляют охрану, а то и... тре­ буют денег за интервью. i — Я п р и е х а л по информации ,Ф/жолъника: «В Мурманск — обязательно! Т а л так встречают в зале ...» И верно , теперь и сам вижу. Вы просто развращаете московских актеров таким в н и ­ манием — то-то они сюда пова­ дились. Зал нашей «Кировки» был не­ бит битком на каждом концерте все три дня. Артист был откро­ венно рад, польщен. Он держал себя со зрителями, как с прия­ телем в кафеюшке: просто-таки болтал с залом. Стоит перед ты­ сячей вперивших в него глаза людей и подшучивает над собой. И думалось: кто перед нами — завзятый школьный балагур или человек, сыгравший столько дра­ матичных, трагических, судеб, знающий самые потаенные угол­ ки души каждого из нас? Боец Некрасов в фильме «Служили два товарища». Благородный и нелепый дузлянт из Балаяновской ленты «Храни меня, мой талис­ ман». «Тот самый Мюнхаузен», тот самый. «Филер», уничтожен­ и й собственной совестью. Герои фильмов «Слово для защиты», «Мы, нижеподписавшиеся», «Влюблен по собственному же­ ланию», «Мой ласковый и неж­ ный зверь», «Крейцерова соната», «Убить дракона»... А Сергей Ма­ каров в «Полетах во сне и на­ яву»! Роль, ставшая манифестом «потерянного поколения» не только 40-летних, но 30- и 20-лет­ них, потерянных, растерянных, раздавленных пустотой и никчем­ ностью собственного существова­ ния в стране, которой не нужны ни гении, ни герои, ни просто совестливые, талантливые, неор­ динарные люди. Всегда, казалось, что мы не зря отождествляем киногероя Я н ко ес ко го с ним са­ мим: разве другой человек, как бы ни был он одарен, смог бы глядеть так затравленно и груст­ но, когда пошлит с девчушкой или пишет ночами бесконечное письмо матери, которое не пи­ шется? Да и то: смеяться над собой способны лишь грустные, умные люди, глубоко любящие человека и много знающие о нем. У Олега Янковского есть жена, с которой он познакомился в Саратовском театральном учили­ ще, и сын. Жена — актриса в «Ленкоме», сын заканчивает уче­ бу в школе-студии МХАТ. Жи­ вут они в большой 56-метровой квартире на Комсомольском про­ спекте. Но было время, мотались по московек ила общежитиям, жи­ ли в 6 -метровой комнатке, в 11 - метровой, потом — ура! — дали 15-метровую. То есть, как и боль­ шинство советских семей, про­ шли поэтапно по всему бытовому бездорожью к нормальным ус­ ловиям. Брат Олега Янковского — тоже театральный актер, тоже снимается в кино, но не так бур­ но. И племянники — актеры. — Как отношусь к семействен­ ности в артистической среде? Слово какое-то . ..обличающее. Ес ли то же самое происходит у шахтеров, учителей, моряков — то династия, преемственность, а как у актеров , певцов или у ч е ­ ны х — так * семейственность»? Несправедливо . А если бы зна­ менитый и блистательный актер Бр уно Фр ейнд ли х сказал своей дочери: ни ногой в театр! — ка­ кой бы замечательной актрисы мы л иши л и с ь ! По правде говоря, во время выступления перед публикой Ян­ ковскому приходилось заниматься ликбезом. Например, спрашива­ ли, как же так: в фильме «Убить дракона» у него большие зубы, а в жизни — вроде бы нормаль­ ные. Или: друзья ли вы по-преж- нему с артистом Любшиным и почему больше не снимаетесь вместе. И приходится пояснять, что грим — весьма искусное ре­ месло, что дружба киногероез на экране Еовсе не означает непре­ менную дружбу исполнителей этих ролей в жизни, и повторять уже использованное удачное со­ четание актерских индивидуаль­ ностей — это дурной тон, штамп, китч. Если, конечно, дело не ка­ сается особых жанров и случаев (как тройка Вицин — Моргунов — Никулин, или дуэт Ширвиндт — Державин, или Никитична с Мав- рикиевной и т. п.). — Это известное качество до­ вольно широкой категории лю ­ дей, не только зрителей, но и и ны х режиссеров: у в и д е л и акте­ ра в первой удачной роли — и иным его уже не воспринимают. Так рождается штамп, который зачастую губит актерскую судь­ бу. Каждое время выбирает сво­ его героя: нужен был когда-то на экране *деревенский паренек — по я в и л с я Иван Б р о в к и н в испол ­ н ении популярно го тогда арти­ ста Харитонова. Курносый , ясно­ г лазый , к у др я вый , он исполнил еще несколько подобных ролей, пока это было нужно, а потом пропал с экрана. То есть остался без работы . Понадобился роман­ тический герой — и потащили по всем картинам Олега Стриже­ нова, позже — Видова, Еремен ­ ко, Боярского. Где они сейчас? Миша Бо я р с кий возмужал , из ­ менился , подстриг волосы — он уже далеко не Д ’Артаньян и сни ­ маться его не зовут . А можете л и представить себе Моргунова в ро ли ученого , например? Вам смешно — вы при вык л и видеть его в ином образе. А ведь навер­ няка он сыграл бы неплохо . Не приглашают. Актер — лицед ей ! Он должен жить в многообразии масок. шин, Юрий Богатырев... В запад- Конечно, объясняя про зубы, ном кинобизнесе понимают, что артист, как и зрители, терял вре- такое актерская работа, там пла­ мя. Но он о тЕеч е л на записки и та несопоставима с заработками не пропустил ни одной. Для не- наших артистов. И в то ж е вре- го нет несущественных вопросов, мя .„ как нет ненужных людей. — Представим , что вместо ме- Помните, как бережно несет ня в Мурманске выступал бы он свечу через бассейн в «Но- Бельмондо и л и Делон , а я бы — стальгии»? Сна гаснет на ветру — в Париже. Кто бы туда п р иш е л ?„ он еноэь и вновь возвращается и А ведь русская актерская школа зажигает ее. У его героя больное гораздо богаче, глубже, это при - сердце от неразрешимых, горь- знают и на Западе. По там уме- ких проблем, он, кажется, опаз- ют делать коммерческие '.обуз­ дывает куда-то — ему возвра- ды» из ничего. Кто такой Стал - щаться на родину, он тек ждал лоне? Средненьких возможно- этого. А сееча гаснет и гаснет, стсй актер, по зато как делают Но он, рискуя самым дорогим и фильмы с ним , а чего стоит рек- невосполнимым, Есе-таки донесет лама! К тому же мы чересчур свечу, выполнив предсмертное ув лекаемся «отражением теку - желание... сумасшедшего — сим- щего момента»: разыгрываем па волическое, почти бредовое, но экране перестройку, производств ненужных людей не бывает. . во, социализм. А человека, Что он рассказывает об Италии, жизнь почти не исследуем* — то, о работе с Тарковским? Андрей что веками считается главным Тарковский для него — безуслоз- предметом искусства. Уж не го- ный творческий ориентир. Но ворю о коммерческом кино, ко - сколь он гениален, велик, столь торое мы вообще делать не уме- и сложен, неровен во взаимоот- ем. И л и об искусстве абсурда, ношениях. С ним очень трудно, драматургии авангарда. Попро- Было дело — еще в Москве — буй поставь такую пьесу в теат- даже ругались. Тарковский за- ре — посмотрит зритель и пс- думал поставить на сцене «Гам- жмет плечами: что они, мол, е лета», на роль принца Датского ума , что ли , сошли? Наш spu- пригласил Солоницына, а в Лаэр- тсль крайне неподготовлен к вое - ты позвал Я ч ко б ско го . Янковский приятию искусства во всем его заметил, что всегда мечтал сыг- многообразии. Испорчен конъ- рать именно Гамлета, и отказался юиктурщипой, потерял чутье п от роли Лаэрта. «Что ты ведешь искусству, а с тем и нравствен- себя, как тенор!» — небрежно ность, духовность.,. бросил Тарковский, не подумав, Духовные наставники? Олег как больно это отзовется в душе Иванович повторил имена Лиха- актера. Янковский долго потом с чева, Тарковского. Назвал Высоц- ним не разговаривал. кого, Ролана Быкова, с которыми А Италия... начиналась его судьба в кино. — ...От средней р у к и супермор- Из писателей всегда с уважением кета до Ко ли з е я — все оглушает относился к Василию Белову. «Но взаимосвязанностью, гармонич- сейчас он наряду с единомыш- ностью. Огромное количество те- ленниками большой вред делает» атров, богатый выбор и класси- ну как это — не надо нам компь- ческого искусства, и поп-, и рок- ютеров? как это — развиваться шоу, и всевозможнейших стилей отдельно от Запада? Ведь мир рестораны, Сары, кинотеатры. К объединяется — как мимо этого этому и зобилию невозможно при- идти?» выкпуть. У н и х 60 телевизион- Но среди духовных ориентиров пых программ! Это поначалу бы- Янковского одно имя затмевает ло мое любимое времяпрепро- все: вождение: смотрел фильмы Фел- — Это Ии с у с Христос. Мьг лини , Бергмана.^ Антониони. Есть снимали (фильм в Иерусалиме , даже отдельный эротический ка- Сил ьнейшие потрясения. Ес ли нал. Мать честная, нам бы хоть бог и выдумка , то г ениал ьная 10. Там индустрия раз в лечений , выдумка человечества. Я видел как и информационная , так и дом Понтия Пилата. Видел дом серьезного искусства, и всех сто- матери Христа. Потом нам пока- рон быта налажены прекрасно, зали на обыкновенный подъезд И жизнь прекрасна! Ощущаешь «— какой-то мальчу ган еи^е стоял своя духовно независимым, глазел на нас — и сказали, что свободным во всех отношениях в этом доме в подвале располо- че .ювеком. жена темница, где томился ...Я пораскаюсь мужеству Ни- Иисус . Я стоял у гроба Христа и полая Губенко , принявше го пост пытался ощутить реальность: я министра культуры. Взвалить па это и л и не я? Странно, страшно, себя ответственность за духов- что такой человек умерщв л ен ную жизнь общества, нашего ги- людьми. Но он и не мог не уме- гантского организма, когда все реть. Герой должен умереть — развалено.. . Где нам взять столь- такова страшная, печальная ис- ко денег? Ведь у нас даже само типа, рожденная всей логикой понятие ((меценат» — устарев- человеческого житья и подтверж- шее, инородное. А у государства денная мил лионами примеров , денег на искусство давно нет, Непринужденно, легко, энергич- сттого-то все в этом смысле та- но держится Янковский на сцене. кое убогое, и мы этой убогостыо ц 0 видели бы его после каждого питаемся десятилетиями еже- концерта, когда сквозь толпу дневно, ежечасно, i де тут о ду- поклонниц, репортеров и просто хе думать тело ^ бы поддер- зевак он пробирается, чтобы на жать. Единственный остался в какое-то время остаться наедине отечестве истинный интелли- с собой... Терзать его вопросами гейт академик Лихачев и в эти минуты было просто невоз- того мы не понимаем, не елы- можно. Но и удержаться хотя бы шим его предупреждений . ^ 0т краткой беседы — ради чита- У Олега Янковского есть свой телей... Представится ли еще еоз- автомобиль, «Жигули»-семерка. можность? И было радостно ви- На зарплату машину не купишь деть, с какой готовностью и лу- только киносъемки дают такую кавством он набросал графиче- всзможность. За главную роль в Ский экспромт для рыбаков Мур- фильме высшей категории ему Мана. платят 1200 рублей. Казалось бы, ого! Но посчитайте: работа нимает в среднем год, то есть — Олег Иванович , наждому че- 3S_ ло веку судьба го то ви т подчас не­ пр ед ска зуемы е повороты . В поэ­ зии э то хорошо сформ улировал по л уч а е т с я по 100 р уб л ей в м е - япон ский по эт Т а к уб о н у : сяц, а трудиться приходится по 12—14 часов в сутки. И как тру­ диться! Кто бы мерял актерский труд ... Высоцкий, например, за одно представление «Гамлета» «Бы ло двое друзей у меня, Во всем на меня похо/них. Ум ер один . А другой Выш ел больным из тюрьмы»». Приходило ли вам в го ло ву , что ваш а суд ьб а могла бы с т а т ь менял 8 черных свитеров, потому иной, без сцены, без зрительсного что после каждого выхода на сце- успеха, без кино7 ну свитер можно было выжи- — Нет. Я не могу себе этого мать. А случайно ли то, что сре- представить. И я благодарен ди артистов тек высока смерт- судьбе, что она вела мен я имен - ность? В 40—50 лет умерли Анд- «о к тому, что есть. Я актер U е рей Миронов, Владимир Выссц- другой роли себя просто не би- кий, Анатолий Солоницын, Олег м у . Даль, Владислав Дворжецкий, С . АРХИПОВ. Андрей Тарковский, Василий Шук- (Наш корр.) 8 декабря 1989 гор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz