Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Из дневника секретаря парткома ’KNL&na+KЯЛ2Я~1 kzyatmi+i 'WjT^rws»—*й?*с Пят чмм pillя 3 14 августа. Иду з море в составе экипажа ТР «Пролив Надежды» в долж­ ности первого помощника капитана. Споры о статусе, способах выхода в мо­ ре партийных, профсоюзных, комсо­ мольских работников давние. Одни счи­ тают, что выходить можно только пас­ сажирами, не неся никакой ответствен-» ности и обязанностей по судну. Другиф (в их числе и я) думают: во-первых, вы­ ходы на короткий срок с «охватом» большого количества судов мало что дают. Во-вторых, при длительном рейсе «пассажир», как бы он ни старался, ра­ ботой в должном объеме себя не за- гвдзит и положительных эмоций в эки- пйке вызывать не будет. От партийного актива, особенно тех, кто имеет морское образование, давно шли предложения о командировках на штатных должностях. В этом году Ок­ тябрьский райком КПСС при поддержке руководства БПО «Севрыба» сумел ре­ шить проблему: уже несколько парт­ работников, в том числе и я, выходили в море в составе экипажей. Первый опыт показал, что в этом варианте пол­ нее получается информация, глубже изучаются люди, морально-психологиче­ ский климат на судах, больше возмож­ ностей для оказания помощи судовым партийным организациям, первым по­ мощникам капитанов. И вот новый рейс. Сомнения, конеч­ но, есть. Предстоят сложная стоянка для ремонта в Лас-Пальмасе, промысел в Норвежском море, районе ЦВА. Но цель командировки — изучить обста­ новку именно в этом порту. Интересу­ ет все: как встречает и организует об­ служивание наших экипажей фирма «Совиспан», в каких условиях проходят стоянки судов. Интерес не праздный, CTQJ по г^кольку основная часть таможенных нарушений, правил поведения совет­ ского моряка за границей на нашем флоте совершается как раз при заходе в Лас-Пальмас. На отходе получаем информацию об очередном изменении таможенных пра­ вил. С одной стороны — удовлетворе­ ние от того, что они значительно упро­ щены, сняты многие запреты, которыми справедливо возмущались моряки. С другой — нет текста новых правил! И придется пока руководствоваться тем, что имеем, а отделу загранплавания подсказать, что необходимо ускорить размножение^ рассылку и изучение до­ кумента. 17 августа. Начали раздачу топлива промысловым судам в Норвежском мо­ ре. Очередь на бункеровку почти в 30 судов. Непрерывные швартовки. Экипаж работает спокойно, слаженно: чувству­ ется, что не новички. Уверены и хлад­ нокровны действия капитана В. М. Куз­ нецова, почти круглосуточно работает единственный (на судне с емкостью 7 тЫс*яч тонн топлива) донкерман Л. И. Кальяк. Издержки сокращения штатов. Занимаюсь почтой промысловикам, знакомлюсь с судовым активом, опре­ деляем сроки собраний. Три дня как из порта, а уже чувствую недостаток информации. Радио в эти районы про­ ходит плохо, с газетами тоже напря­ женно. Проблема не новая, но от это­ го менее острой не становится. Решать ее. видимо, надо на уровне МРХ и правительства. Но пока неоднократные просьбы найти выход остались без от­ вета. Во многих районах, где подолгу работают наши рыбаки, так и нет опе­ ративной информации. А это значит: всегда есть почва для домыслов, слу­ хов, а то и неверных, непродуманных действий — ведь в радиограммах мно­ гого не сообщишь. 22 августа. РеЙ^ порта Леруик. Нача­ ли работать с плавбазами. В экипаже чувствуется некоторая тревога по пово­ ду сроков обработки. Что греха таить, далеко не всегда укладываются в нор­ мативы промысловики при работе с транспортами. щ ш ш ш Ш т . Олег Жиляев, секретарь парткома БПО «Севрыба» Известно это давно и всем, од: ако действий для наведения порядка со стороны отделов и служб ВРПО, а по­ том и БПО «Севрыба», не было. Проб­ лема как-то выпала из поля зрения. Впрочем, немудрено: уже третий год административный аппарат не работает с полной профессиональной отдачей. Затянувшаяся перестройка управления бассейном многих выбила из колеи, особенно отразилась на бывшем управ­ лении «Севрыбхолодфлот». Занимаясь структурой, упустили производство. Многое теперь придется наверстывать. Поневоле задумаешься, как мобилизо­ вать уставших от долгой нервотрепки людей на плодотворную работу? Информация с берега: транспортный флот с начала года работает с убыт­ ком. Причин здесь много. Лишь одна из них — несовершенство системы оп­ латы труда транспортников. Сегодня она не стимулирует досрочную обра­ ботку промысловых судов, сокращение срокоз рейсов. А потери от этого до­ вольно ощутимы. Моряки бывшего уп­ равления «Мортрансфлот» (а их на бор­ ту почти треть комсостава) прямо го­ ворят, . что работать на Северном бас­ сейне они стали медленнее. Там ТР «Пролиз Надежды» брал груз за 12—15 суток, здесь — минимум за 20 дней. Если на каждом рейсе, а их в году при­ мерно четыре, терять несколько дней, то это еще один, пусть короткий, рейс транспорта в ближние районы промыс­ ла. Есть над чем подумать управлению, да и партийному комитету. 23 августа. Встреча с экипажем плав­ базы «Даурия». Отличный коллектив, со своими традициями, способный сделать многое. В немалой степени заслуга в этом капитана В. В. Соколова, бессмен­ ного первого помощника И. М. Корне­ ва. Сегодня В. В. Соколова на судне нет, в отпуске. Но и сменивший его В. Н. Бибиков обеспечил стабильную ра­ боту плавбазы. Был я здесь в марте, во время пре­ дыдущей командировки в море. Тогда кипели страсти кампании по выборам народных депутатов СССР. Помню, трижды собирали экипаж; часами при­ ходилось отвечать на многочисленные вопросы, дискутировать, разъяснять, убеждать. Сегодняшняя встреча про­ шла намного спокойнее. Вопросов, реп­ лик почти нет. Тишина настораживает. Что это: апатия? неверие? результаты мер, принятых руководством флота по постановлению конференции плавсо- стааа? С подобным спокойствием стал­ кивался и в других экипажах, когда встречался с активом, капитанами, пер­ выми помощниками на плавбазах «Вик­ тор Кингисепп», «Григорий Лысенко». Повод для раздумий серьезный. На носу зыборы в республиканский и мест­ ные Советы, и без активной позиции плавсостава не обеспечить должного представительства рыбаков в Советах всех уровней. 24 августа. «Открытый эфир». С акти­ вом судов беседуют и секретари Ок­ тябрьского райкома КПСС, и секретари парткомов, И работники горкома пар­ тий, беседа посвящена проходящей от- четно-выборной кампании f судовых партийных организациях, предложениям лб изменению Программу И Устава КПСЙ. Выступлений с судов мало. Оче­ видно, I море l c e -таки трудно Сориен­ тироваться, высказать что-тд конкрет­ но*, Именно сейчас приходит мысль о том, что необходимо было дать ориентиры, довести до первичек позицию выше­ стоящих партийных комитетов по ос­ новным проблемам дальнейшего разви­ тия КПСС. Это и отношение к идее мно­ гопартийности, и предложения по отме­ не статьи 6 Конституции СССР, и соот­ ношение демократии и централизма в Устав* КПСС и т. Д. Разговор получился бы более Живым. ...Опасения насчет задержки у плав­ баз не фправдываются. В норму почти укладываемся. Управление напоминает, что крайний срок прибытия в Лас-Паль­ мас до 1 сентября. 6 сентября. Неделю стоим у причала на верфи «Астикан». Работы никакой, торопились зря. Настроение судовых специалистов тревожное. Переговоры с представителями фирмы показали, что перед ремонтом службы судовладель­ ца — МСС, отдел внешних связей, фи­ нансовый и т. д. — организацией ре­ монтных работ почти не занимаются. Нет действующих расценок, неправиль­ но определена общая стоимость ремон­ та. Рядом с нами стоит ТР «Мотовский залив». С ним та же самая история, положение усугубляется отсутствием оперативной связи с судовладельцем. Телефонный разговор почти невозмо­ жен, телексы опаздывают и решить с управлением какую-то проблему слож­ но. Люди нервничают. Бесполезно теря­ ется дорогое время. Не особенно ра­ дует и порт. Почти все здесь бывали не один раз, и особенного интереса у моряков Лас-Пальмас не вызывает. Да­ же в увольнение ходят не все, спра­ ведливо решив, что стоять еще очень долго. 8 сентября. Стоим в доке. Местный праздник — День Святого покровителя Канарских островов, в связи с чем су­ доверфь не работает. Впереди суббота и воскресенье — тоже нерабочие дни. Опять потеря времени! Однако это, ка­ жется, не особенно печалит экипаж: камбуз выведен из эксплуатации, и валютная оплата более весомая. Такой системе удивляются иностранцы с су­ дов, стоящих рядом в доках, работники верфи. Почему, говорят, для русских выгоднее стоянка, чем промысел? Для них-то каждый день простоя — большие убытки, их заработок — в рыбе. А у нас ^получается наоборот. Ведь основ­ ная валюта моряку идет как раз в до­ ке, когда получают командировочные. Многие капитаны судов, рядовые мо­ ряки давно высказывают мысль о том, что валютный заработок обязательно должен зависеть от результатов рабо­ ты, а не завязываться жестко на оклад, как сейчас. Иначе, при увеличении ва­ лютной доли, зарплата станет не стиму­ лом, а тормозом повышения произво­ дительности труда. Похоже, именно это мы сейчас и наблюдаем. После прихода необходимо обязательно проанализиро­ вать проблему со специалистами. 11 сентября. Судовые специалисты разбираются с представителями фирмы в причинах повреждения корпуса судна при постановке в док. Наши уверены, что виновата фирма — кильблоки уста­ новлены не по чертежу. «Астикан» вы­ двигает свои аргументы. Опять всплы­ вают наша неподготовленность и не­ умение отстаивать собственные интере­ сы. рыбный мурман Выясняется, что капитаны, глазные механики судов, ремонтирующихся в инофирмах, не только не имеют копий контрактов, но и не знают их содержа­ ния, своих прав и обязанностей фирм, ^то делает судовую администрацию — в конфликтных ситуациях, при возник­ новении спорных вопросов — практи­ чески беспомощной перед инофирмой. Я уж не говорю о достоинстве нашего моряка, которое ущемляется таким по­ ложением. И дело не только в недо­ статке личных валютных средств. Эки­ пажи стоящих судов из Греции, Кореи, Других государств имеют в распоряже­ нии судна машины, взятые напрокат, спутниковую телефонную связь, считай, СО всем миром, причем платит за это моряк отнюдь не из своего кармана, 2 сть и другие «мелочи», вроде порядка увольнения и передвижения советских рыбаков в этом порту, заставляющие нас чувствовать себя людьми второго сорта. Понятно, что в сегодняшней си­ туации говорить о выделении дополни­ тельных валютных средств бесполезно, но решить проблемы, лежащие в сферф организации и управления, можно и н е ­ обходимо. В перспективе же, вероятно, стоит продумать программу обеспечб* ния и обслуживания экипажей наших судов в инпортах, с привлечением сиА и средств всех бассейнов и отраслево­ го профсоюза. 16 сентября. Сообщение с берега об изменении рейсового задания. После ремонта вместо ЦВА следовать * ЮВТО. Очевидно, там возникла опас­ ность положить в дрейф промысловик ков. Значит, рейс продлится почти до Нового года. Идут рекомендации про­ думать варианты моего досрочного воз­ вращения в порт. Мы проводим на флоте эксперимент: работа без первых помощников капита­ на. По одному судну каждого типа (кроме плавбаз) вышли в рейсы без первых помощников. Результаты мне не известны. Стало быть, теперь уже лично придется решать: быть или но быть на конкретном судне первому по­ мощнику капитана. Наблюдаю сейчас: партийная и профсоюзная организации крепкие, возглавляют их пользующиеся авторитетом в экипаже В. Г. Ляховенко, М. Н. Саличко. В целом нормальный морально-психологический климат. Д у­ маю, до конца рейса справятся без помполита. Досылать замену в море не будем. 20 сентября. После встреч с флагман­ скими первыми помощниками невольно задумался, нужны ли они вообще? На­ значаемые министерством люди мало занимаются проблемами стоящих $ порту экипажей. Нет у них возможно­ стей обеспечивать газетами и журна­ лами, новостями из страны. Так же вя­ ло, на мой взгляд, действует и фирма «Совиспан». А в порту, где ежедневно стоят десятки советских судов, причем многие подолгу, необходима забота о полноценном отдыхе и досуге моряков, Может быть, решение этой проблемы снизит растущее число чрезвычайных происшествий, происходящих непосред­ ственно в порту Лас-Пальмас. 27 сентября. Ремонт идет к концу. Вылетаю в Мурманск. Командировка Q пользой! Узнал немало нового. Полу­ чил множество материала, информацию для размышления. Кое-что надо осмыс­ лить, изучить. В ближайшие месяцу не­ обходимо, наверное, рассмотреть на парткоме вопрос о задачах коммуни­ стов по повышению эффективности ра­ боты транспортного флота. Много све­ жих идей в связи с подготовкой и про­ ведением выборов в местные Советы и Верховный Совет РСФСР , праздновани­ ем 25-летия флота и т. д. Стали ' яснее для меня многие флот­ ские «болевые точки». Совместными усилиями будем искать выход и реше­ ния. Сейчас только от нашей инициати­ вы и расторопности зависит будущее коллектива флота. 14 октября. Вместо послесловия. Бо­ лее чем через две недели после при­ бытия в Мурманск получил известие о бегстве с ТР «Пролив Надежды» двух матросов. Правда, через три дня вер­ нулись, но судно уже ушло в рейс. И вот теперь они на другом транспорте идут в Мурманск. Что ж, еще одно доказательство того, что проблемы работы с советскими ры­ баками за границей требуют неотлож­ ного решения. I декабря 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz