Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
Из дневника секретаря парткома ’KNL&na+KЯЛ2Я~1 kzyatmi+i 'WjT^rws»—*й?*с Пят чмм pillя 3 14 августа. Иду з море в составе экипажа ТР «Пролив Надежды» в долж ности первого помощника капитана. Споры о статусе, способах выхода в мо ре партийных, профсоюзных, комсо мольских работников давние. Одни счи тают, что выходить можно только пас сажирами, не неся никакой ответствен-» ности и обязанностей по судну. Другиф (в их числе и я) думают: во-первых, вы ходы на короткий срок с «охватом» большого количества судов мало что дают. Во-вторых, при длительном рейсе «пассажир», как бы он ни старался, ра ботой в должном объеме себя не за- гвдзит и положительных эмоций в эки- пйке вызывать не будет. От партийного актива, особенно тех, кто имеет морское образование, давно шли предложения о командировках на штатных должностях. В этом году Ок тябрьский райком КПСС при поддержке руководства БПО «Севрыба» сумел ре шить проблему: уже несколько парт работников, в том числе и я, выходили в море в составе экипажей. Первый опыт показал, что в этом варианте пол нее получается информация, глубже изучаются люди, морально-психологиче ский климат на судах, больше возмож ностей для оказания помощи судовым партийным организациям, первым по мощникам капитанов. И вот новый рейс. Сомнения, конеч но, есть. Предстоят сложная стоянка для ремонта в Лас-Пальмасе, промысел в Норвежском море, районе ЦВА. Но цель командировки — изучить обста новку именно в этом порту. Интересу ет все: как встречает и организует об служивание наших экипажей фирма «Совиспан», в каких условиях проходят стоянки судов. Интерес не праздный, CTQJ по г^кольку основная часть таможенных нарушений, правил поведения совет ского моряка за границей на нашем флоте совершается как раз при заходе в Лас-Пальмас. На отходе получаем информацию об очередном изменении таможенных пра вил. С одной стороны — удовлетворе ние от того, что они значительно упро щены, сняты многие запреты, которыми справедливо возмущались моряки. С другой — нет текста новых правил! И придется пока руководствоваться тем, что имеем, а отделу загранплавания подсказать, что необходимо ускорить размножение^ рассылку и изучение до кумента. 17 августа. Начали раздачу топлива промысловым судам в Норвежском мо ре. Очередь на бункеровку почти в 30 судов. Непрерывные швартовки. Экипаж работает спокойно, слаженно: чувству ется, что не новички. Уверены и хлад нокровны действия капитана В. М. Куз нецова, почти круглосуточно работает единственный (на судне с емкостью 7 тЫс*яч тонн топлива) донкерман Л. И. Кальяк. Издержки сокращения штатов. Занимаюсь почтой промысловикам, знакомлюсь с судовым активом, опре деляем сроки собраний. Три дня как из порта, а уже чувствую недостаток информации. Радио в эти районы про ходит плохо, с газетами тоже напря женно. Проблема не новая, но от это го менее острой не становится. Решать ее. видимо, надо на уровне МРХ и правительства. Но пока неоднократные просьбы найти выход остались без от вета. Во многих районах, где подолгу работают наши рыбаки, так и нет опе ративной информации. А это значит: всегда есть почва для домыслов, слу хов, а то и неверных, непродуманных действий — ведь в радиограммах мно гого не сообщишь. 22 августа. РеЙ^ порта Леруик. Нача ли работать с плавбазами. В экипаже чувствуется некоторая тревога по пово ду сроков обработки. Что греха таить, далеко не всегда укладываются в нор мативы промысловики при работе с транспортами. щ ш ш ш Ш т . Олег Жиляев, секретарь парткома БПО «Севрыба» Известно это давно и всем, од: ако действий для наведения порядка со стороны отделов и служб ВРПО, а по том и БПО «Севрыба», не было. Проб лема как-то выпала из поля зрения. Впрочем, немудрено: уже третий год административный аппарат не работает с полной профессиональной отдачей. Затянувшаяся перестройка управления бассейном многих выбила из колеи, особенно отразилась на бывшем управ лении «Севрыбхолодфлот». Занимаясь структурой, упустили производство. Многое теперь придется наверстывать. Поневоле задумаешься, как мобилизо вать уставших от долгой нервотрепки людей на плодотворную работу? Информация с берега: транспортный флот с начала года работает с убыт ком. Причин здесь много. Лишь одна из них — несовершенство системы оп латы труда транспортников. Сегодня она не стимулирует досрочную обра ботку промысловых судов, сокращение срокоз рейсов. А потери от этого до вольно ощутимы. Моряки бывшего уп равления «Мортрансфлот» (а их на бор ту почти треть комсостава) прямо го ворят, . что работать на Северном бас сейне они стали медленнее. Там ТР «Пролиз Надежды» брал груз за 12—15 суток, здесь — минимум за 20 дней. Если на каждом рейсе, а их в году при мерно четыре, терять несколько дней, то это еще один, пусть короткий, рейс транспорта в ближние районы промыс ла. Есть над чем подумать управлению, да и партийному комитету. 23 августа. Встреча с экипажем плав базы «Даурия». Отличный коллектив, со своими традициями, способный сделать многое. В немалой степени заслуга в этом капитана В. В. Соколова, бессмен ного первого помощника И. М. Корне ва. Сегодня В. В. Соколова на судне нет, в отпуске. Но и сменивший его В. Н. Бибиков обеспечил стабильную ра боту плавбазы. Был я здесь в марте, во время пре дыдущей командировки в море. Тогда кипели страсти кампании по выборам народных депутатов СССР. Помню, трижды собирали экипаж; часами при ходилось отвечать на многочисленные вопросы, дискутировать, разъяснять, убеждать. Сегодняшняя встреча про шла намного спокойнее. Вопросов, реп лик почти нет. Тишина настораживает. Что это: апатия? неверие? результаты мер, принятых руководством флота по постановлению конференции плавсо- стааа? С подобным спокойствием стал кивался и в других экипажах, когда встречался с активом, капитанами, пер выми помощниками на плавбазах «Вик тор Кингисепп», «Григорий Лысенко». Повод для раздумий серьезный. На носу зыборы в республиканский и мест ные Советы, и без активной позиции плавсостава не обеспечить должного представительства рыбаков в Советах всех уровней. 24 августа. «Открытый эфир». С акти вом судов беседуют и секретари Ок тябрьского райкома КПСС, и секретари парткомов, И работники горкома пар тий, беседа посвящена проходящей от- четно-выборной кампании f судовых партийных организациях, предложениям лб изменению Программу И Устава КПСЙ. Выступлений с судов мало. Оче видно, I море l c e -таки трудно Сориен тироваться, высказать что-тд конкрет но*, Именно сейчас приходит мысль о том, что необходимо было дать ориентиры, довести до первичек позицию выше стоящих партийных комитетов по ос новным проблемам дальнейшего разви тия КПСС. Это и отношение к идее мно гопартийности, и предложения по отме не статьи 6 Конституции СССР, и соот ношение демократии и централизма в Устав* КПСС и т. Д. Разговор получился бы более Живым. ...Опасения насчет задержки у плав баз не фправдываются. В норму почти укладываемся. Управление напоминает, что крайний срок прибытия в Лас-Паль мас до 1 сентября. 6 сентября. Неделю стоим у причала на верфи «Астикан». Работы никакой, торопились зря. Настроение судовых специалистов тревожное. Переговоры с представителями фирмы показали, что перед ремонтом службы судовладель ца — МСС, отдел внешних связей, фи нансовый и т. д. — организацией ре монтных работ почти не занимаются. Нет действующих расценок, неправиль но определена общая стоимость ремон та. Рядом с нами стоит ТР «Мотовский залив». С ним та же самая история, положение усугубляется отсутствием оперативной связи с судовладельцем. Телефонный разговор почти невозмо жен, телексы опаздывают и решить с управлением какую-то проблему слож но. Люди нервничают. Бесполезно теря ется дорогое время. Не особенно ра дует и порт. Почти все здесь бывали не один раз, и особенного интереса у моряков Лас-Пальмас не вызывает. Да же в увольнение ходят не все, спра ведливо решив, что стоять еще очень долго. 8 сентября. Стоим в доке. Местный праздник — День Святого покровителя Канарских островов, в связи с чем су доверфь не работает. Впереди суббота и воскресенье — тоже нерабочие дни. Опять потеря времени! Однако это, ка жется, не особенно печалит экипаж: камбуз выведен из эксплуатации, и валютная оплата более весомая. Такой системе удивляются иностранцы с су дов, стоящих рядом в доках, работники верфи. Почему, говорят, для русских выгоднее стоянка, чем промысел? Для них-то каждый день простоя — большие убытки, их заработок — в рыбе. А у нас ^получается наоборот. Ведь основ ная валюта моряку идет как раз в до ке, когда получают командировочные. Многие капитаны судов, рядовые мо ряки давно высказывают мысль о том, что валютный заработок обязательно должен зависеть от результатов рабо ты, а не завязываться жестко на оклад, как сейчас. Иначе, при увеличении ва лютной доли, зарплата станет не стиму лом, а тормозом повышения произво дительности труда. Похоже, именно это мы сейчас и наблюдаем. После прихода необходимо обязательно проанализиро вать проблему со специалистами. 11 сентября. Судовые специалисты разбираются с представителями фирмы в причинах повреждения корпуса судна при постановке в док. Наши уверены, что виновата фирма — кильблоки уста новлены не по чертежу. «Астикан» вы двигает свои аргументы. Опять всплы вают наша неподготовленность и не умение отстаивать собственные интере сы. рыбный мурман Выясняется, что капитаны, глазные механики судов, ремонтирующихся в инофирмах, не только не имеют копий контрактов, но и не знают их содержа ния, своих прав и обязанностей фирм, ^то делает судовую администрацию — в конфликтных ситуациях, при возник новении спорных вопросов — практи чески беспомощной перед инофирмой. Я уж не говорю о достоинстве нашего моряка, которое ущемляется таким по ложением. И дело не только в недо статке личных валютных средств. Эки пажи стоящих судов из Греции, Кореи, Других государств имеют в распоряже нии судна машины, взятые напрокат, спутниковую телефонную связь, считай, СО всем миром, причем платит за это моряк отнюдь не из своего кармана, 2 сть и другие «мелочи», вроде порядка увольнения и передвижения советских рыбаков в этом порту, заставляющие нас чувствовать себя людьми второго сорта. Понятно, что в сегодняшней си туации говорить о выделении дополни тельных валютных средств бесполезно, но решить проблемы, лежащие в сферф организации и управления, можно и н е обходимо. В перспективе же, вероятно, стоит продумать программу обеспечб* ния и обслуживания экипажей наших судов в инпортах, с привлечением сиА и средств всех бассейнов и отраслево го профсоюза. 16 сентября. Сообщение с берега об изменении рейсового задания. После ремонта вместо ЦВА следовать * ЮВТО. Очевидно, там возникла опас ность положить в дрейф промысловик ков. Значит, рейс продлится почти до Нового года. Идут рекомендации про думать варианты моего досрочного воз вращения в порт. Мы проводим на флоте эксперимент: работа без первых помощников капита на. По одному судну каждого типа (кроме плавбаз) вышли в рейсы без первых помощников. Результаты мне не известны. Стало быть, теперь уже лично придется решать: быть или но быть на конкретном судне первому по мощнику капитана. Наблюдаю сейчас: партийная и профсоюзная организации крепкие, возглавляют их пользующиеся авторитетом в экипаже В. Г. Ляховенко, М. Н. Саличко. В целом нормальный морально-психологический климат. Д у маю, до конца рейса справятся без помполита. Досылать замену в море не будем. 20 сентября. После встреч с флагман скими первыми помощниками невольно задумался, нужны ли они вообще? На значаемые министерством люди мало занимаются проблемами стоящих $ порту экипажей. Нет у них возможно стей обеспечивать газетами и журна лами, новостями из страны. Так же вя ло, на мой взгляд, действует и фирма «Совиспан». А в порту, где ежедневно стоят десятки советских судов, причем многие подолгу, необходима забота о полноценном отдыхе и досуге моряков, Может быть, решение этой проблемы снизит растущее число чрезвычайных происшествий, происходящих непосред ственно в порту Лас-Пальмас. 27 сентября. Ремонт идет к концу. Вылетаю в Мурманск. Командировка Q пользой! Узнал немало нового. Полу чил множество материала, информацию для размышления. Кое-что надо осмыс лить, изучить. В ближайшие месяцу не обходимо, наверное, рассмотреть на парткоме вопрос о задачах коммуни стов по повышению эффективности ра боты транспортного флота. Много све жих идей в связи с подготовкой и про ведением выборов в местные Советы и Верховный Совет РСФСР , праздновани ем 25-летия флота и т. д. Стали ' яснее для меня многие флот ские «болевые точки». Совместными усилиями будем искать выход и реше ния. Сейчас только от нашей инициати вы и расторопности зависит будущее коллектива флота. 14 октября. Вместо послесловия. Бо лее чем через две недели после при бытия в Мурманск получил известие о бегстве с ТР «Пролив Надежды» двух матросов. Правда, через три дня вер нулись, но судно уже ушло в рейс. И вот теперь они на другом транспорте идут в Мурманск. Что ж, еще одно доказательство того, что проблемы работы с советскими ры баками за границей требуют неотлож ного решения. I декабря 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz