Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
Уникальные кадры 0 * 1 0 ) и а> а £ CQ U X а. взгляд со стороны ятпти они пугают“ систему и воссоздать Рос сию па принципах монархии п христианства. Возможно, он думал, что эта идея по кажется мне привлекатель ной. Во всяком случае, это та система, которая сущест вует в Англии. Но все его поведение, включая и вспы шки чрезмерного красноре чия, вызывало у меня ужас ное опасение, что многостра дальные русские люди мо гут попасть из сталинско- брежневского огня в полымя фашизма. Я зиаю, что название их организации переводится как «Память» и что его члены претендуют па то, чтобы быть стражами русских на циональных традиций, вос станавливать русскую дерев ню, русскую культуру, пе режившую семь десятилетий упадка. Но я не смог обпа- —З аж и ть никаких признаков их реальной деятельности па ппве культуры . Они показа лись мне ничем ие лучше неонацистской группы, ис пользующей новую атмосфе ру политической свободы в собственных интересах и апеллирующей к наихудшим <•аптииностраппым» чувст вам русской нации. В о " время встречи мне передали листовку, которая обвиняет во всех несчастьях России «рок-музыку, диско теки, западную секс-культу ру и всесильную сионист скую мафию». Далее листов ка гласит: «Мы стоим перед выбором: или стать рабами строителей храма соломоно ва, или собрать все наши си лы и разорвать глотку сио нистскому вампиру...» Любой человек, распро страняющий подобные ма териалы в Великобритании или Соединенных Штатах ^Америки , будет подвергнут ■ и в в я п н н ш я в н в уголовному преследованию согласно закону, запрещаю щему разжигание расовой ненависти. Насколько я зиаю, наказание за подоб ное преступление предусмот рено и в Советском Союзе — статья 74 Уголовного ко декса. Но в отношении «Па мяти», мне кажется, ничего не делается. Милиция стоит в стороне н разрешает им делать что угодно. «Госпожа Тэтчер сетует па то, что с евреями в Со ветском Союзе плохо обра щаются, — продолжает Ва сильев. — Лучше бы она сказала о плохом обраще нии с русскими. Евреи у пас прекрасно поживают. Они работают в сферах полити ки, журналистики, искусства и права. Они вхожи туда, куда не могут попасть рус ские». «В прошлом русские вы полнили свой долг перед бе лыми народами Европы. Они не дали ходу татарам и тур кам. А европейцы не всегда благодарили нас за это. Се годня происходит то же са мое. Британию и Францию колонизируют африканцы, индийцы п арабы. Коренных жителей выживает, так же как и пас, русских, азиат ское нашествие». «Вы любите Англию? Ес ли да, то вы должны всту пить в организацию «Па мять» и помочь нам учре дить всеевропейский форум. Вы знаете наш лозунг? «Пат риоты всего мира, объеди няйтесь!» Если бы мы мог ли действовать в нормаль ных условиях, мы бы при несли порядок всему миру. II каждый мог бъ 1 жить бо лее счастливо и спокойно». Мне очень трудно опреде лить, каким образом «Па мять» вписывается в очень интересные политические реалии Советского Союза. Представляет ли она серь езную угрозу для развития России по пути демократии? Действительно ли ее поддер живают миллионы сторонни ков? Или же это просто группа сумасшедших, не яв ляющаяся реальной полити ческой силой (такие часто появляются, когда происхо дят великие перемены)? Я предпочел бы, чтобы пра вильной была последняя до гадка. Многие руководители З а пада считают, что «Память» должна быть запрещена. Ес ли бы эта организация дей ствовала у пас, мы бы так и поступили. Но когда я высказал такую идею совет ским официальным лицам, они встретили ее довольно прохладно. А некоторые из самых строгих критиков Со ветского Союза полагают, что «Память» искусственно оживляется консервативными силами. Ее деятельность да ет нм возможность говорить: «Посмотрите, что происхо дит, когда людям дают слишком много свободы!» ...С некоторым облегчени ем я поднялся, чтобы рас прощаться с этими странны ми людьми. Они трясли мою руку, хватая ее почти до са мого локтя. II эта манера прощания римских солдат, быть может, была самой не винной в сравнении со мно гими другими отличительны ми чертами членов общества «Память». Я покинул «штаб-кварти ру» и оказался на свежем московском воздухе. II я сформулировал свои впечат ления парафразом высказы вания герцога Веллингтон ского перед битвой при Ва терлоо: «Я не зиаю, как к этим людям относится Со ветское правительство, — сказал я себе, — по меня они пугают». Москва — Лондон. («Книжное обозрение».) С ТАРОЖИЛЫ-рыбпнкп помнят тот год, когда па Дон поступило несколько комплектов фир менных магазинов «Океан». Именно тогда для з а пуска в эксплуатацию новых производств были при влечены партнеры из Испании. Много лет прошло с тех пор. Вернулись па родину представители ис панской фирмы. А меж тем в гуковском комплекс ном предприятии торговли и общественного питания «Океан-4» продолжает бывать «свой»... испанец. Оказывается, женившись на гуковчанке, он живет теперь на ее родине, в горняцком городе. Админи страция «Океана», пользуясь подходящим случаем, регулярно привлекает его, Хосе, классного специали ста, для ремонта весового хозяйства. («Заря Рыбака», е. Ростов-на-Дону. ) ---------- Испанец... из Гуково - - - - - - - - - - - - - - - - Новые имена В КОЛЛЕКТИВАХ латвийских рыбол овецiлiх колхозов за последнее время наметилась тен денция отказа от «идеологических» названий хо зяйств. Труженики приморских селений предпочита ют давать своим хозяйствам этнические или террй- ториал ьные наименования. Так, па недавно проходившем собрании уполномо ченных лиепайского колхоза «Большевик»" было принято решение переименовать хозяйство и впредь называть его «Курса». Уполномоченные энгурского коллективного хозяйства «Падомыо звейннекс» («Со ветский рыбак»), где председателем народный депу тат СССР Андрейс Даидзбергс, па своем очередном собрании постановили преобразовать колхоз в ры бопромышленную фирму «Эпгуре». («Рыбак Латвии», г. Риса. ) НАУХАБАХ ИСТОРИИ Недавно я встретился с доктором исторических наук, сотруд ником Института этнографии АН СССР Борисом Петровичем По левым. Его документальные книги о первооткрывателях Сахали на и Курил являются одними из самых популярных и читаемых, и не только в Дальневосточном регионе. Борис Петрович назы вает себя архивистом. Он выявляет документы, начиная с XV II века до наших дней, и на основе совокупности данных строит выводы. — Интерес к истории острова у меня, можно сказать, сыз мальства, — рассказал Борис Петрович. — В Александровске- Сахалинском я очутился в 1918 году, когда мне было всего от роду два месяца. А воспитывала меня няня — бывшая катор жанка. Потом мне достался архив отца, где, кроме геологиче ских наблюдений, имелись обширные сведения о жизни на Са халине, особенно в период оккупации его японцами. Наш разговор коснулся роли политика и писателя в отечест венной истории. — «Клюкву» не приемлю. Особенно отдельные произведения Валентина Пикуля, например, «Каторга». Ведь он искажает про шлое Сахалина и ставит нас, историков, в очень трудное поло жение... Кстати, это относится не только к писателям, но и к вам, представителям прессы, — продолжил Б. П. Полевой. — Например, весной этого года «Комсомольская правда» высту пила с совершенно невежественной статьей об открытии Курил. Кроме вреда подобные публикации ничего не приносят. Только факты, но никак не демагогические рассуждения позволят ре шить проблемы, имеющие исторические корни. Трудно не согласиться с этими словами. Непродуманные заяв ления по так называемым «северным территориям» не могут идти на пользу делу. Последним ярким примером может послу жить недавнее предложение * народного депутата СССР Ю. Н. Афанасьева о возвращении Японии четырех Курильских остро вов. Сразу же после его заявления в Южно-Курильском районе прошли митинги и собрания трудовых коллективов, на которых курильчане дали резкую оценку словам народного депутата СССР. Однозначное постановление вынес и IV пленум обкома КПСС: «Осудить заявление народного депутата СССР т. Афанасьева как безответственное, поддерживающее незаконные территори альные притязания японских реваншистов и не учитывающее мнение жителей Сахалина и Курильских островов». Да, ни одно историческое литературное произведение не вы зывало подобной реакции, как непродуманные действия поли тиков, не желающих к тому же прислушаться к мнению жите лей того или иного региона. А ведь достаточно было бы спро сить того же Б. П. Полевого, когда вообще 'впервые появился вопрос о «северных территориях», то многое бы стало на свои места. — Проблема эта возникла еще в 1806— 1807 годах, — сказал Борис Петрович. — Конечно, трудно поверить, что японцы преж де не знали о существовании Курильских островов. Знали. Пер воначально только по рассказам айнов, так как в XV II и нача ле XV III века Япония имела четко обозначенные границы, и по кидать территорию государства запрещалось под страхом смер ти. Но уже в то время Южные Курилы посещали русские море ходы. На островах жили миссионеры, сборщики налога собира ли с местных жителей ясак. И тут Екатерина II сделала необду манный шаг. Вернее, он был очень гуманный — она отменила сбор ясака на своих дальних владениях. Но именно из-за его отмены ослабло влияние России на эти земли, чем сразу вос пользовались японцы, и в 1786 году на Итурупе появился Мота ми Токунай, который был горд тем, что первым из японцев до стиг этого острова. Лишь в 1805 году моряки из экспедиции Крузенштерна вдруг узнали от японских офицеров, что Итуруп, Кунашир и Шикотан якобы стали территорией Японии. И 'тогда с помощью совместных действий экипажей судов «Юнона» и «Авось» была сделана попытка силой вернуть эти острова Рос сии, что очень болезненно восприняла японская обществен ность. Этот вопрос сразу приобрел политический характер. И, как видно, актуален и поныне... Мне не раз приходилось присутствовать и участвовать в раз говорах о «северных территориях» с сахалинцами, курильчана ми, американскими и японскими журналистами. Сахалинцы и курильчане за дружеские экономические и культурные связи с южными соседями. Они хоть сегодня готовы сотрудничать и принимать гостей из Японии. От зарубежных коллег мне дово дилось слышать совсем другие мнения: мол, Россия большая — чего стоит ей отдать несколько островов Японии? А может, хватит делить многострадальную Россию-матушку и углублять ухабы истории? в. ВОРОНКОВ. ( "Рыбак Сахалина') , с. Южно-Сахалинск.) * Это заявление было сделано со врс-г/.я еи зи та в Японию . I D КИНОТЕАТРЕ «ШВИТУРИС» демонстрируй ется документальный фильм совместного производства Швеции и Эстонии (1989 г.) «Сталин п Гитлер», который вызвал большой интерес зри телей. Документальная кинолента посвящена собы тиям в Восточной Европе 1939 года, двум тотали тарным режимам, которые способствовали* возникно вению второй мировой войны, что определило и дальнейшее развитие балтийских государств — Лит вы, Латвии и Эстонии. Кроме всего прочего, этот фильм для клайпедчан представляет особый интерес: в нем показаны уни кальные документальные кадры, снятые 22 марта 1939 года, когда Клайпедский край был отторгнут от Литвы, а также пребывание в городе Гитлера. («Рыбак Литвы>, с. Клайпеда . ) 0 РЫБНЫЙ МУРМАН Ваше мнение? • Моряцкий дайджест © Вашемнение? 8 декабря 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz