Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

Уникальные кадры 0 * 1 0 ) и а> а £ CQ U X а. взгляд со стороны ятпти они пугают“ систему и воссоздать Рос­ сию па принципах монархии п христианства. Возможно, он думал, что эта идея по­ кажется мне привлекатель­ ной. Во всяком случае, это та система, которая сущест­ вует в Англии. Но все его поведение, включая и вспы­ шки чрезмерного красноре­ чия, вызывало у меня ужас­ ное опасение, что многостра­ дальные русские люди мо­ гут попасть из сталинско- брежневского огня в полымя фашизма. Я зиаю, что название их организации переводится как «Память» и что его члены претендуют па то, чтобы быть стражами русских на­ циональных традиций, вос­ станавливать русскую дерев­ ню, русскую культуру, пе­ режившую семь десятилетий упадка. Но я не смог обпа- —З аж и ть никаких признаков их реальной деятельности па ппве культуры . Они показа­ лись мне ничем ие лучше неонацистской группы, ис­ пользующей новую атмосфе­ ру политической свободы в собственных интересах и апеллирующей к наихудшим <•аптииностраппым» чувст­ вам русской нации. В о " время встречи мне передали листовку, которая обвиняет во всех несчастьях России «рок-музыку, диско­ теки, западную секс-культу­ ру и всесильную сионист­ скую мафию». Далее листов­ ка гласит: «Мы стоим перед выбором: или стать рабами строителей храма соломоно­ ва, или собрать все наши си­ лы и разорвать глотку сио­ нистскому вампиру...» Любой человек, распро­ страняющий подобные ма­ териалы в Великобритании или Соединенных Штатах ^Америки , будет подвергнут ■ и в в я п н н ш я в н в уголовному преследованию согласно закону, запрещаю­ щему разжигание расовой ненависти. Насколько я зиаю, наказание за подоб­ ное преступление предусмот­ рено и в Советском Союзе — статья 74 Уголовного ко­ декса. Но в отношении «Па­ мяти», мне кажется, ничего не делается. Милиция стоит в стороне н разрешает им делать что угодно. «Госпожа Тэтчер сетует па то, что с евреями в Со­ ветском Союзе плохо обра­ щаются, — продолжает Ва­ сильев. — Лучше бы она сказала о плохом обраще­ нии с русскими. Евреи у пас прекрасно поживают. Они работают в сферах полити­ ки, журналистики, искусства и права. Они вхожи туда, куда не могут попасть рус­ ские». «В прошлом русские вы­ полнили свой долг перед бе­ лыми народами Европы. Они не дали ходу татарам и тур­ кам. А европейцы не всегда благодарили нас за это. Се­ годня происходит то же са­ мое. Британию и Францию колонизируют африканцы, индийцы п арабы. Коренных жителей выживает, так же как и пас, русских, азиат­ ское нашествие». «Вы любите Англию? Ес­ ли да, то вы должны всту­ пить в организацию «Па­ мять» и помочь нам учре­ дить всеевропейский форум. Вы знаете наш лозунг? «Пат­ риоты всего мира, объеди­ няйтесь!» Если бы мы мог­ ли действовать в нормаль­ ных условиях, мы бы при­ несли порядок всему миру. II каждый мог бъ 1 жить бо­ лее счастливо и спокойно». Мне очень трудно опреде­ лить, каким образом «Па­ мять» вписывается в очень интересные политические реалии Советского Союза. Представляет ли она серь­ езную угрозу для развития России по пути демократии? Действительно ли ее поддер­ живают миллионы сторонни­ ков? Или же это просто группа сумасшедших, не яв­ ляющаяся реальной полити­ ческой силой (такие часто появляются, когда происхо­ дят великие перемены)? Я предпочел бы, чтобы пра­ вильной была последняя до­ гадка. Многие руководители З а ­ пада считают, что «Память» должна быть запрещена. Ес­ ли бы эта организация дей­ ствовала у пас, мы бы так и поступили. Но когда я высказал такую идею совет­ ским официальным лицам, они встретили ее довольно прохладно. А некоторые из самых строгих критиков Со­ ветского Союза полагают, что «Память» искусственно оживляется консервативными силами. Ее деятельность да­ ет нм возможность говорить: «Посмотрите, что происхо­ дит, когда людям дают слишком много свободы!» ...С некоторым облегчени­ ем я поднялся, чтобы рас­ прощаться с этими странны­ ми людьми. Они трясли мою руку, хватая ее почти до са­ мого локтя. II эта манера прощания римских солдат, быть может, была самой не­ винной в сравнении со мно­ гими другими отличительны­ ми чертами членов общества «Память». Я покинул «штаб-кварти­ ру» и оказался на свежем московском воздухе. II я сформулировал свои впечат­ ления парафразом высказы­ вания герцога Веллингтон­ ского перед битвой при Ва­ терлоо: «Я не зиаю, как к этим людям относится Со­ ветское правительство, — сказал я себе, — по меня они пугают». Москва — Лондон. («Книжное обозрение».) С ТАРОЖИЛЫ-рыбпнкп помнят тот год, когда па Дон поступило несколько комплектов фир­ менных магазинов «Океан». Именно тогда для з а ­ пуска в эксплуатацию новых производств были при­ влечены партнеры из Испании. Много лет прошло с тех пор. Вернулись па родину представители ис­ панской фирмы. А меж тем в гуковском комплекс­ ном предприятии торговли и общественного питания «Океан-4» продолжает бывать «свой»... испанец. Оказывается, женившись на гуковчанке, он живет теперь на ее родине, в горняцком городе. Админи­ страция «Океана», пользуясь подходящим случаем, регулярно привлекает его, Хосе, классного специали­ ста, для ремонта весового хозяйства. («Заря Рыбака», е. Ростов-на-Дону. ) ---------- Испанец... из Гуково - - - - - - - - - - - - - - - - Новые имена В КОЛЛЕКТИВАХ латвийских рыбол овецiлiх колхозов за последнее время наметилась тен­ денция отказа от «идеологических» названий хо­ зяйств. Труженики приморских селений предпочита­ ют давать своим хозяйствам этнические или террй- ториал ьные наименования. Так, па недавно проходившем собрании уполномо­ ченных лиепайского колхоза «Большевик»" было принято решение переименовать хозяйство и впредь называть его «Курса». Уполномоченные энгурского коллективного хозяйства «Падомыо звейннекс» («Со­ ветский рыбак»), где председателем народный депу­ тат СССР Андрейс Даидзбергс, па своем очередном собрании постановили преобразовать колхоз в ры­ бопромышленную фирму «Эпгуре». («Рыбак Латвии», г. Риса. ) НАУХАБАХ ИСТОРИИ Недавно я встретился с доктором исторических наук, сотруд­ ником Института этнографии АН СССР Борисом Петровичем По­ левым. Его документальные книги о первооткрывателях Сахали­ на и Курил являются одними из самых популярных и читаемых, и не только в Дальневосточном регионе. Борис Петрович назы­ вает себя архивистом. Он выявляет документы, начиная с XV II века до наших дней, и на основе совокупности данных строит выводы. — Интерес к истории острова у меня, можно сказать, сыз­ мальства, — рассказал Борис Петрович. — В Александровске- Сахалинском я очутился в 1918 году, когда мне было всего от роду два месяца. А воспитывала меня няня — бывшая катор­ жанка. Потом мне достался архив отца, где, кроме геологиче­ ских наблюдений, имелись обширные сведения о жизни на Са­ халине, особенно в период оккупации его японцами. Наш разговор коснулся роли политика и писателя в отечест­ венной истории. — «Клюкву» не приемлю. Особенно отдельные произведения Валентина Пикуля, например, «Каторга». Ведь он искажает про­ шлое Сахалина и ставит нас, историков, в очень трудное поло­ жение... Кстати, это относится не только к писателям, но и к вам, представителям прессы, — продолжил Б. П. Полевой. — Например, весной этого года «Комсомольская правда» высту­ пила с совершенно невежественной статьей об открытии Курил. Кроме вреда подобные публикации ничего не приносят. Только факты, но никак не демагогические рассуждения позволят ре­ шить проблемы, имеющие исторические корни. Трудно не согласиться с этими словами. Непродуманные заяв­ ления по так называемым «северным территориям» не могут идти на пользу делу. Последним ярким примером может послу­ жить недавнее предложение * народного депутата СССР Ю. Н. Афанасьева о возвращении Японии четырех Курильских остро­ вов. Сразу же после его заявления в Южно-Курильском районе прошли митинги и собрания трудовых коллективов, на которых курильчане дали резкую оценку словам народного депутата СССР. Однозначное постановление вынес и IV пленум обкома КПСС: «Осудить заявление народного депутата СССР т. Афанасьева как безответственное, поддерживающее незаконные территори­ альные притязания японских реваншистов и не учитывающее мнение жителей Сахалина и Курильских островов». Да, ни одно историческое литературное произведение не вы­ зывало подобной реакции, как непродуманные действия поли­ тиков, не желающих к тому же прислушаться к мнению жите­ лей того или иного региона. А ведь достаточно было бы спро­ сить того же Б. П. Полевого, когда вообще 'впервые появился вопрос о «северных территориях», то многое бы стало на свои места. — Проблема эта возникла еще в 1806— 1807 годах, — сказал Борис Петрович. — Конечно, трудно поверить, что японцы преж­ де не знали о существовании Курильских островов. Знали. Пер­ воначально только по рассказам айнов, так как в XV II и нача­ ле XV III века Япония имела четко обозначенные границы, и по­ кидать территорию государства запрещалось под страхом смер­ ти. Но уже в то время Южные Курилы посещали русские море­ ходы. На островах жили миссионеры, сборщики налога собира­ ли с местных жителей ясак. И тут Екатерина II сделала необду­ манный шаг. Вернее, он был очень гуманный — она отменила сбор ясака на своих дальних владениях. Но именно из-за его отмены ослабло влияние России на эти земли, чем сразу вос­ пользовались японцы, и в 1786 году на Итурупе появился Мота­ ми Токунай, который был горд тем, что первым из японцев до­ стиг этого острова. Лишь в 1805 году моряки из экспедиции Крузенштерна вдруг узнали от японских офицеров, что Итуруп, Кунашир и Шикотан якобы стали территорией Японии. И 'тогда с помощью совместных действий экипажей судов «Юнона» и «Авось» была сделана попытка силой вернуть эти острова Рос­ сии, что очень болезненно восприняла японская обществен­ ность. Этот вопрос сразу приобрел политический характер. И, как видно, актуален и поныне... Мне не раз приходилось присутствовать и участвовать в раз­ говорах о «северных территориях» с сахалинцами, курильчана­ ми, американскими и японскими журналистами. Сахалинцы и курильчане за дружеские экономические и культурные связи с южными соседями. Они хоть сегодня готовы сотрудничать и принимать гостей из Японии. От зарубежных коллег мне дово­ дилось слышать совсем другие мнения: мол, Россия большая — чего стоит ей отдать несколько островов Японии? А может, хватит делить многострадальную Россию-матушку и углублять ухабы истории? в. ВОРОНКОВ. ( "Рыбак Сахалина') , с. Южно-Сахалинск.) * Это заявление было сделано со врс-г/.я еи зи та в Японию . I D КИНОТЕАТРЕ «ШВИТУРИС» демонстрируй ется документальный фильм совместного производства Швеции и Эстонии (1989 г.) «Сталин п Гитлер», который вызвал большой интерес зри ­ телей. Документальная кинолента посвящена собы­ тиям в Восточной Европе 1939 года, двум тотали­ тарным режимам, которые способствовали* возникно­ вению второй мировой войны, что определило и дальнейшее развитие балтийских государств — Лит­ вы, Латвии и Эстонии. Кроме всего прочего, этот фильм для клайпедчан представляет особый интерес: в нем показаны уни­ кальные документальные кадры, снятые 22 марта 1939 года, когда Клайпедский край был отторгнут от Литвы, а также пребывание в городе Гитлера. («Рыбак Литвы>, с. Клайпеда . ) 0 РЫБНЫЙ МУРМАН Ваше мнение? • Моряцкий дайджест © Вашемнение? 8 декабря 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz