Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.

6 Резонанс Акционерное общество? --------------- Каким быть соцпредприятию ---------------- -------- Мнение избирателя ------- О двух Советах В зашей газете участники диалога зам. председателя Первомайского исполкома М. Савченко и журналист С. Миронов («Структура компе­ тентности», 17 ноября с. г.) высказали, на мой взгляд, мно­ го интересных соображений о том, нужны ли в Мурманске городские районы и районные органы управления. Но при этом, как мне кажется, они не придали значения разнице между Советом народных де ­ путатов, принимающим управ­ ленческие решения, и аппара­ том, который эти решения проводит в жизнь. Городское хозяйство много­ образно. Связисты делят го­ род на семьдесят с лишним отделений, медики — на зо­ ны обслуживания и участки, у милиции есть опорные пункты з микрорайонах и так далее. 3 жилищном хозяйстве, воз­ можно, и необходимо район­ ное звено, а вот городской транспорт, очевидно, без него обойдется. Так что доводов и за упразднение районов, и за их сохранение может быть много. Сокращение аппарата — то­ же не самоцель. Вполне ве­ роятно, что для некоторых сфер городской жизни его полезнее было бы даже уве­ личить. Другое дело — выборные органы местного самоуправ­ ления. Если Советы должны быть полновластными хозяева­ ми на своей территории, то как разграничить это полно­ властие между областью, го­ родом и городским районом? Стоит ли и дальше делить на­ ших избранников на депутатов «первого», «второго» и «треть­ его» сорта? Какие решения, способные реально повлиять на нашу жизнь, может при­ нять районный Совет народ­ ных депутатов? Разве что по благоустройству дворов... Но для этого, согласитесь, доста­ точно совета общественности микрорайона или домового комитета. Для жителей Мурманска, как и любого большого горо­ да, его дома и улицы, транс­ порт, магазины, места отдыха предстазляют собой единое целое, а границы между райо­ нами — всего лишь вообра­ жаемые линии, о которых вспоминают очень редко, ког­ да надо, скажем, обратиться в какое-нибудь из районных уч­ реждений. Поэтому я думаю: Правильнее всего было бы избрать один местный орган — городской Совет. И не на­ до опасаться, что его депута­ ты будут слишком перегруже­ ны. Пусть каждый из них ста­ нет настоящим общественным деятелем, заметным в масш­ табе всего города, и общается не столько с отдельными из­ бирателями (хотя и это необ­ ходимо), сколько с созетами граждан, комитетами содейст­ вия, группами поддержки и другими формальными и не­ формальными организациями, выражающими общественное мнение. Что касается областного Со­ вета, то его, по-моему, не обязательно выбирать прямым голосованием — достаточно делегировать по установленной норме представительства де ­ путатские группы от каждого города и района области, из­ бранные соответствующими Советами. Таким образом, вместо че­ тырех списков кандидатов, в которых рядовому избирате­ лю недолго и запутаться, нам могли бы выдавать в день вы­ боров всего два — а Верхов­ ный Совет РСФСР и в мест­ ный (для мурманчан — город­ ской). Понятно, что до выборов 4 марта эту реформу осуще­ ствить нельзя, но хотелось бы, чтобы подобные предложения во время предвыборной кам­ пании оставались в поле зре­ ния печати и, что еще важ­ нее, кандидатов в депутаты. С .‘ ДЖЕНЮК, старший научный сотрудник Мурманского филиала Арктического и Антаркти­ ческого НИИ, читатель «Рыбного Мурмана», Публикация подборки материалов под заголовком «Радируют радисты...» |«РМ», 1989, № 28J вызвала отклики у наших читате­ лей, причем не только у работников радиослужб. Например, пришло письмо от помощника мастера по обработке рыбы тра­ лового флота Г. Шаяхметова («РМ», 1989, № 31), где автор пред­ лагает «двухпалатную» структуру профкома, дабы представить там интересы разных специалистов флота. После этой публика­ ции Г. Шаяхметов принес «резонанс» на собственное выступле­ ние. Оказывается, моряки попросили автора разъяснить свою точку зрения («РМ», 1989, № 33). Однако и эта заметка вызвала новые отклики. Публикуем один из них. То, что предлагает Г. Шаях­ метов, это не двухззенная структура, а раздувание и без того «пухленького» аппарата прямого администрирования. Что такое этот самый CTK? Орган, детище наших аппарат­ чиков, хотя и созданное «де­ мократичным» путем, был бы оправдан и работа его, по всей вероятности, была бы эф ­ фективной, не будь у нас профсоюза. А так что получа­ ется — «тройка»: администра­ ция, профсоюз и СТК. И это можно назвать двухзвенной структурой? Да, это можно назвать как угодно. Суть одна — кормуш­ ка для бюрократов, да еще, по предложению Г. Шаяхме­ това, с освобожденными ра­ ботниками СТК и профкома. Давно задавал себе вопрос: «Зачем создавать еще одно структурное звено, хоть и вы­ ражающее волю коллектива, в противовес кому? Профко­ му? Администрации? Тогда возникает вопрос, а зачем нам профсоюз? Распределять пу­ тевки, которых хронически не хватает? Я думаю, необходимо не создазать различные СТК, а заняться изменением самой структуры профсоюзов, то есть профсоюз должен быть профсоюзом, а не дополни­ тельным орудием админист­ ративного давления. Тогда не­ обходимость в СТК отпадет, профсоюз и будет нашим СТК, к тому же имеющим право­ вую основу, закрепленную КЗоТом. А насчет «представителей всех служб» или «плавсоста­ ва», это даже не знаю как назвать. Просто-напросто йе- обходимо внутри предприятия развивать горизонтальные свя­ зи управления. Пока при су­ ществующей структуре все происходит сверху вниз, а это ---------------- Радиограмма без комментария ------ & МУРМАНСК МАГАЗИН ВОЛНА ДИРЕКТОРУ ФРОЛОВОЙ КОПИЙ РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ К /Я МРП БКФЛ ГЛЕБОВУ бесполезная трата времени и средств. Только когда произ­ водственный цех (флот) станет не только основным, но и глазным, у нас пойдут делз. То есть должно быть управле­ ние для флота, а не флот для управления, как сейчас, и тог­ да отпадет вопрос «кто кого кормит». Каждый будет есть свой хлеб. В этом случае сами по себе отпадут лишние звенья и система будет дейст­ вительно двухззенной. А вообще-то в идеале я ви­ жу соцпредприятие таким: в акционерное сообщество, где владельцами акции 50x50 яв­ ляются с одной стороны — государство, а с другой — профсоюз. Вот тогда будет действенным принцип «фаб­ рики — рабочим», и рабочий человек будет действительно хозяином. И государство бу­ дет тратить намного меньше средств на содержание пред­ приятий, и профсоюзы стан^г развиваться. Да, впрочем, подумайте сами, какие откро­ ются перспективы и в каких областях могут быть исполь­ зованы прибыли с вложенных средств профсоюза в произ­ водство. Пока зсе это — про­ стор для фантазии. Н. МОРОЗОЗ, начальник радиостанции Мурманского тралового флота. К /Я ПРФЛ ЕВСН)К0ВУ = ЭКИПАЖ МБ 0018 ЛЕОНИД ИВАНОВ БЛАГОДАРИТ КАВЫЧКАХ ДИРЕКТОРА ФРОЛОВУ ЗА ЗАБОТУ ТЧК ТР РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ ПОЛУЧЕНО ОТ ЗАВМАГА АНДРЕЕВОЙ ВПЕРВЫЕ ЗА РЕЙС ЬО КУСКОВ МЫЛА ЗПТ Ы ТЮБИК ЗУБНОЙ ПАСТЫ ТЧК ТАК КАК ПОДОБНЫЙ ДЕФИЦИТ НЕ ДЕЛИТСЯ БЕЗ ОСТАТКА НА 77 ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА РЕШИЛИ ПРЕМИРОВАТЬ ИМ ПЕРЕДОВИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ОСТАЛЬНОЕ РАЗЫГРАТЬ ПО ЛОТЕРЕЕ ТЧК ПРЕДЛАГАЕМ ТОВ. ФРОЛОВОЙ ВВЕСТИ ПОДОБНОЕ НОВШЕСТВО В СВОЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ВОЗМОЖНО ВАША РАБОТА НЕСКОЛЬКО УЛУЧШИТСЯ = НМД КОНЕВ ПРЕДСУДКОМ МАТЕВОСЯН- Точка зрения Н А Р Е Й Д Е а л л а и у л а В последнее время неоднократно поднимались вопросы про­ должительности непрерывного пребывания моряков в море, о портах заходов, продолжительности стоянок и т. д. Поскольку у моряков нашего судна появились определенные соображения, мы хотели бы ими поделиться. П НАЧАЛЕ — о работе наших U плавбаз в зоне Великобри­ тании. Как известно, период ак­ тивного промысла в данном рай­ оне приходится на июль-декабрь, с перерывом в сентябре. При­ чем первая половина промысла приходится на июль-август (рай­ он Леруика, до окончания нере­ ста сельди) и вторая половина на октябрь-декабрь (район Алла- пула, промысел скумбрии). Дело в том, что 80—100 суток рейса, когда необходимо производить промежуточный заход, приходят­ ся именно на время работы в данных районах и чаще всего на период активного лова и, соот­ ветственно, приемки сырья. Производить увольнение в эти сроки для флота в целом, как и для плазбаз, крайне невыгодно, поскольку это связано с больши­ ми потерями (ежесуточная выра­ ботка товарной продукции одной плазоазы равна 121 тысяче руб­ лей, это — плановая, а фактиче­ ская доходит до 250 тысяч руб­ лей). С другой стороны, для эки­ пажей судов увольнение в дан­ ном районе связано с некоторы- ми проблемами. 8 декабря 1989 года Оба поселка (Аллапул и Леру­ ик) не имеют причалов, позво­ ляющих произвести ошвартовку крупнотоннажных судов, и плав­ базы вынуждены стоять на рей­ де в значительном удалении от берега. Портовые же власти этих населенных пунктов не распола­ гают плавсредствами, приспособ­ ленными к массовой перевозке экипажей судов. Поэтому уволь­ нение на берег производится спа­ сательными плавсредствами плавбаз, которые не приспособ­ лены для этих целей. Плюс R тому вышеназванные населенные пункты малы и не приспособлены для полноценного отдыха моряков. Мы предлагаем следующее. Изменить пределы промежуточ­ ного захода с 80—100 до 60— 100 суток. Это позволит админи­ страции флота и судов более гибко подходить к увольнению. В этом случае можно будет про­ изводить заход в сентябре, когда промысловая обстановка отсутст­ вует и плавбазы стоят на простое в течение 20 суток и более, со­ ответственно, не будет влиять на производственную деятельность плавбаз и флота, не поведет к утерянной выгоде. В то же время в целях обеспе­ чения нормального увольнения и отдыха моряков необходимо: •• о тн а з а т ь с я от п р а к ти к и про­ ведения заходов в А л л а п у л и Ле- р у и к ; н ап и тан у с удн а предо с тави ть право опр еде л я ть пор т за хо д а по своему усмо трению (в пределах разумно го ). С этой целью р а ссмо т­ ре ть во зможность предоставления адм ини стр ации с удн а 5 с у т о к для обеспечения за ход а (2 с у т о к —- переход . 3 — плановая с то ян к а в и нпор ту ). Э того вполне д о с та то ч ­ но, чтобы прои звести норм альный за хо д 0 города Гл а з го , Н ью касл и др у ги е б ли злеж ащ и е . При соблю ­ дении Очередности э то ни в ноей мере нб по в ли яе т на прои зводст­ венную д е я те л ь н о с т ь , тем более, если за ходы б у д у т проводи ться в сен тябре ; — время промеж уточно го з а х о ­ да должно бы ть залож ено в рей­ совое зад ани е , но не должно в хо ­ д и т ь в промысловое время , а л иш ь о го в ар ив ае тся кон тр ак том с инофирмой . На расходы необходимо пойти, поскольку это делается на благо людей. О ТО РАЯ немаловажная про- ^ блема для моряков — это порты прихода. В последние го­ ды широко применяется практика САлены экипажей в портах При­ балтики, особенно Клайпеды. Ко­ нечно, флот получает значитель­ ный экономический эффект. Пре­ красно осознаем, что при­ оритет в выборе порта прихода в СССР принадлежит судовла­ дельцу, экипажам судов это да­ леко не безразлично. Амбиции — амбициями, выгода — выго­ дой, но, еще раз подчеркиваем, все вопросы должны решаться, исходя из основной «посылки»: главное — люди, в данном слу­ чае моряки. Как уже говорилось, стремясь получить максимальную выгоду, администрация флота до минимума сокращает стоянки в портах Прибалтики (от 3 до 6 су­ ток) и ссылаясь на невозмож­ ность обеспечения плановой сто­ янки и, соответственно положе­ ниям колдоговора, производит 100 -процентную замену экипажа. Моряков подобная постановка вопроса не совсем устраивает по следующим причинам. Во-первых, не понятно, о каких стабильных экипажах может идти речь. Во- вторых, отсутствует гарантия, что после отгула выходных дней челозек без задержек будет на­ правлен на судно, выходящее в рейс, поскольку (в силу специ­ фики нашей работы) в течение короткого промежутка вредлени сменяются экипажи нескольких плавбаз (это более 1000 человек), и они сразу выходят в очередные рейсы. Транспортов в этом случае также на всех не хватит. В связи с вышеизложенным мы считаем, что администрации со­ вместно с профсоюзом (отрасле­ вым) необходимо решить следую­ щие моменты: — внести о нолдоговор и зм ене ­ ние , что плановая м еждурейсовая с то я н к а , независимо от пор та при хода (имею тся в виду со ве тски е по р ты ), должна со с т а в л я т ь 12 с у ­ т о к . Понимаем , что это з а в и си т не то л ь ко о т руководства ф л о т а , тем не менее необходимо и сн а ть вы хо д ; — р а зр еш и ть любому члену э к и ­ п аж а по личном у заявлению вы ­ ход в очередной рейс. Б е з у с л о ^ но, здесь необходимо у ч и ты в а т ь задо лж енно с ть по вы ходным дн ям , срони о тп у с ко в и продолж и тель ­ но сть н а хож дени я конкретно го человека в р е й с а х . Заявление должно бы ть написано только до ­ бровольно ; — в период плановой с то ян ки в по р та х при хода со зда ть м а к с и ­ мум условий д л я нормального о т ­ д ы х а и смены э к и п аж а : за б л а го ­ временное обеспечение б иле там и , го с тиниц ам и и т . д . Предусмо т­ р е ть во зможность для выезда чле ­ нов э к и п аж а , и д ущ и х в рейс, к сем ьям и бли зким родственникам и возвращ ение и х к о тход у с у д н а . Е с те с тв е н н о , в разумных_ преде­ л а х , с учетом конкретной об с та ­ н о в ки ; — реш и ть с м естными в л а с т я ­ ми вопрос прохождения медко ­ миссии в пор та х при хода , про ­ д ления паспортов и т . д. Данные предложения были об­ суждены на общесудовом со­ брании экипажа и были едино­ душно поддержаны. От имени и по поручению экипажа плавбазы «Виктор Кингисепп: первый помощи» капитана И. ВИШНЯК, предсе датель профкома В. ТО ГНУ - НОВ, председатель СТК БРОМБЕРГ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz