Рыбный Мурман. 1989 г. Декабрь.
4 II профсоюзная отчетно-выборная конференция Из доклада председателя обкома профсоюза К). В. Макарова т а ), п л а в со с та в а — 581 рубль (8,8 процента). * Тем не менее эта работа проходи ла непросто, возникло много проблем. Одна из наиболее острых — введение новых штатов па судах флота. В 1988 году право утверждения штат ной численности экипажей передано судовладельцу в пределах фонда зар платы предприятий, объединений. Од нако несмотря па это еще и сейчас возникают недоразумения. Считаем, что до нового года здесь должен быть наведен порядок. Это одно из непре менных наших сегодняшних требова ний к администрации. Остановлюсь на других требовани- рядные и арендные отношения, увели чилось па 48,9 процента. Причем инициатива о заключении договоров на арендный подряд все чаще исхо дит от экипажей судов, коллективов структурных подразделений, но она не всегда получает поддержку со сто роны администрации. Например, эки пажи СТМ-712, 714 тралового флота готовы работать на аренде, по руко водство флота им отказывает, а при чин моряки не знают. Много хороших отзывов было о смелых действиях администрации «Мурмапрыбпрома» по внедрению аренды, в частности, на БМ РТ «Ту да Как известно, в постановлении р. бацкой конференции есть пуп «установить максимальную продо жительность рейсооборота 90 сутс оставив право решения об увеличен; за экипажем». Обком профсоюза сч тает необходимым вынести этот во рос на рассмотрение съезда, пото?, что устаревшие рекомендации Ми? здрава СССР по продолжительное! рейсов не соответствуют условия?. в которых работают паши моряки, и отвечают жизненным интересам се мен рыбаков. Раньше на первом пла Г РЕДИ ТРУДЯЩИХСЯ ОТРАС- ^ ЛИ, плавсостава широко рас пространилось убеждение, что они лишены реальных рычагов воздейст вия на управление. Все это побудило рыбаков впервые за годы своего су ществования самостоятельно выйти на арену борьбы за свои права и ин тересы. С марта и по июнь от экипа жей судов в радиограммах, письмах моряки требовали: — ликвидировать излишние управ ленческие надстройки, в частности, БПО; — отказаться от принципа плани рования от достигнутого; — раз и навсегда покончить с по зорным положением советского рыба ка, которому платят гроши за много часовой тяжелый труд; — сократить 12-часовой рабочий день, и привести его в соответствие с Конституцией; — дать истинную свободу флотам согласно Закону о государственном предприятии; — ускорить решение социально- бытовых вопросов. Обстановку в коллективах накали ли также грубые нарушения дейст вующих положений об оплате труда, в том числе за работу в ночные и ве черние смены, при переводе на новые тарифные ставки. Люди устали года ми работать по 12 часов в сутки в море без должной оплаты их труда, при продолжительности рейсов до 190 суток. Все эти вопросы много кратно, как мы говорим, «ставились» и «поднимались», были предметом об суждения, рассмотрения на всевоз можных хозяйственных профсоюзных форумах. Однако большинство обеща ний, как местной администрации, так и министерства, оставались невыпол ненными, социальная напряженность постепенно росла, а авторитет проф союза, как защитника рабочих, па дал. Этому способствовало многообра зие профсоюзных функций, размы тость границ их ответственности, на вязанная обязанность участвовать вез де и во все.м. Отсутствие Закона о профсоюзах, командно-административные формы работы не давали «дышать» пи обко му профсоюза, ни профкомам. Люден превратили в послушных исполните лей воли бюрократического механиз ма, который откачивал от предприя тий зарплату и прибыль, а взамен выдавал бумажные вагоны инструк ций н распоряжении, которые связы вали пас по рукам и ногам. И теперь профсоюз говорит: «Хва тит!» Рыбаки подняли головы, они не хотят жить по-старому. У Северного бассейна есть профсоюз, который встал на защиту законных прав и ин тересов трудящихся. Мы сейчас мо жем сказать вполне определенно, что в будущем станем использовать, край ние меры для разрешения конфлик тов, согласно принятому 14 октября 1989 года Закону СССР по этим воп росам. Наиболее выпукло и болезненно это сказалось при реализации поста новления о переводе па новые тариф ные ставки и оклады. Мы считаем, что оно привнесло дополнительную напряженность в рабочие коллективы. Поэтому обком профсоюза сделал все возможное, чтобы добиться главного — не дать упасть заработной плате, и это удалось: нигде средняя зарпла та не была снижена. Так, у рабочих береговых предприятий она составила 510 рубле)! (повышение 5,4 процеи- ЕЕ ях, высказанных на конференции плавсостава: — оплата дополнительного отпу ска за плавание в водах полярных широт. Этот вопрос решен; — выплата иностранной валюты взамен суточных в размере 33-х про центов должностных окладов для всех судов с момента закрытия государст венной границы. Вопрос решен толь ко для судов загранплавания, да и то, можно сказать, наполовину, так как в основном производится выплата ва люты в размере 22,5 процента, а остальная часть выплачивается чека ми Внешторгбанка; — доплата за работу в ночное вре мя. Имеется в виду предоставление права на местах решать оплату ноч ных на флоте до 35 процентов по мере накопления средств. Данный вопрос по информации отделов тру да флотов решен на всех флотах, за исключением тралового, но оплата колеблется в пределах 10— 12 про центов. Так что еще предстоит на стойчивая, кропотливая работа обко ма профсоюза; — переход на пятидневную рабо чую неделю. Сейчас идут только экс перименты. Думаю, что хватит экс периментировать па здоровье людей. Обком профсоюза не позволит больше проводить опыты па моряках. Наше мнение однозначно — пятидневной рабочей педеле быть, какие бы оче редные уловки не находила админи страция! Для осуществления предоставлен ных правительством прав в оплате труда плавсоставу необходимы нема лые средства. Но далеко не .все тру довые коллективы их имеют. Что делать? Полностью осознавая свою ответственность за состояние жизненного уровня трудящихся, об ком профсоюза очень обеспокоен га лопирующим ростом цен па все виды продовольствия, кроме рыбной про дукции. Не рыбаки виноваты в про блемах пашей экономики, они регу лярно выполняют свой долг, постав ляют на народный сгол четверть жи вотного белка в его обшем балансе. Поэтому мы обращаемся в правитель ство с просьбой о пересмотре цеп па рыбную продукцию. Одним из выходов из экономиче ского кризиса является внедрение но вых форм организации производства, работа на аренде, коллективном под ряде, внутрихозяйственном расчете. Второй — увеличение отчислений от прибыли в пользу трудовых коллек тивов. В настоящее время па арендных н подрядных отношениях строят свою хозяйственную деятельность 70 кол лективов, структурных подразделе ний, в их числе — 54 экипажа судо производственного флота, 3 из кото рых на арендном подряде. З а 10 месяцев 1989 года количест во коллективов, применяющих под- ман-2», экипаж которого первым при менил эту форму работы. Анализ по казал, что коллектив достиг наиболь шего эффекта за счет снижения ма териальных затрат и роста произво дительности труда. Среднемесячная зарплата за рейс на одного члена эки пажа составила 1411 рублей, в обыч ных условиях 1140. Обеспечена при быль при запланированных убытках. Однако в статье «Вот это «аренда»!, опубликованной в «Рыбном Мурма- не», выявляется много еще «белых» или «черных» пятен в организации этой работы. И пока больше вопро сов «почему?», чем дельных, проду манных решений со стороны специа листов флота. А ведь опыт такой ра боты есть, и не отдельной производ ственной единицы, а целого коллекти ва Мурманского тарного комбината. В связи с внедрением хозрасчета па предприятиях начала появляться тен денция экономить средства па реконструкции рабочих мест, своевре менном ремонте зданий, находящихся в запущенном или далее аварийном состоянии, устройстве вентиляции, со вершенствовании технологии. Руко водители вполне довольствуются тем, что за вредные условия труда рабо тающим установлены доплаты в раз мере до 12 процентов тарифных ста вок. При этом забывают, что это .ме ры временные, продиктованные слож ностью ситуации, что никто ие сни мает ответственности с руководства за обеспечение здоровых и безопас ных условий труда па производстве. Добиться резкого улучшения эко номики флота — значит решить .мно гие вопросы, как социальные, так и производственные. Однако эффектив ность его работы оставляет желать много лучшего. Вроде бы здесь по следнее слово должно быть за новы ми судами, которые приходят па Се в е р ны й бассейн. Однако рыбаки на себе ощущают их низкий технический уровень, отсутствие нужного совре менного технологического и промыс лового оборудования. Они не соответ ствуют времени — концу XX века. Обком профсоюза постоянно дер .-кал в центре своего внимания право вую защиту трудящихся. Непросто, товарищи, защищать нрава, потому что в аппарате обкома правовой инс пекции нет. Для выполнения этих функций при обкоме профсоюза ут верждена внештатная правовая инс пекция. Что же она выявила? Несвоевременно издаются приказы о приеме па работу и увольнении, о переводах на другую работу. Задерж ки составляют от 1-2 дней до не скольких месяцев. В основном это касается флотских организаций, пре жде всего «Севрыбпоиска». Мы ие можем допускать, чтобы трудящиеся месяцами, а то и годами, ходили по различным инстанциям, доказывая сбою правоту . не было производство. Сегодня же мы обязаны требовать нормальных рейсов, нормальной жизни как в мо ре, так и па берегу. Профсоюзные органы области по лучили наказ первой областной коп ференции — обеспечить выполнение программы «Здоровье», достнгпутг- за пятилетие снижения заболеваемо сти па 10— 15 процентов, расширить и укрепить отраслевую базу оздоро вптельпых учреждений. Выло начато строительство больни цы на 600 коек в Мурманске, профи лактория на 200 мест тралового фло та, расширение пансионата «Рыбак Заполярья». Построены базы отдыха для рыбокомбината, «Севрыбпонгка» МВИМУ. оздоровительный комплекс морского рыбного порта, достроены корпуса санатория-профилактория* «Мурмашп» судоверфи. Если до 1988 года работы по соо- ружению новой больницы велись бо лее-менее удовлетворительно, то с переходом строителей на хозрасчет и самофинансирование положение рез ко изменилось. Строители ставят .воп рос о переносе срока сдачи на 1991 год. Обком профсоюза предлагает конференции принять обращение к коллективам строителей, руководите лям по неотложным мерам ввода больницы в 1990 году. Обком профсоюза под своим по стоянным контролем держал также жилищную проблему. По-прежнему она остается самой острой. В очере ди на получение жилья состоят более 15 тысяч человек. Обкомом профсою за совместно с БПО «Севрыба» р а з работана комплексная программа «Жилье-2000». Согласно ей должно быть построено 20 тысяч квартир за счет капвложений. Построено и распределено >£редн очередников в 1987 году — 700 квар тир, 1988-м — 800, 1989-м — ожида ется 1010, а в .1990 году планирует ся построить 1000 квартир. В последующие пятилетки необхо димо вдвое увеличить строительство жилья. А это возможно при строи тельстве жилья хозспособом. Трал- флот, судоверфь, БПО «Севрыба» освоили нулевой цикл строительства домов. И здесь, пожалуй, многим руково дителям и профкомам следует учить ся у руководителей колхозов «Удар ник», где практически решена жилищ ная проблема, и имени XXI с ъ е з да КПСС, в котором успешно . стро ятся лшлые дома и коттеджи. Мы сегодня о многом судим по- ппому, в том числе о формах работы профсоюзных органов, смысле чело века труда, который достоин лучшей доли. И эту долю труженика рыбной от расли призван улучшать и защ ищ ал профсоюз. 8 декабря 1989 года ш %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz